Согласно законам ману женщина

Введение.docx

Право Древней Индии было теснейшим образом связано с религией и религиозной моралью. Характерно, что в самом языке этого времени не было специального слова для обозначения права в том смысле, в каком мы понимаем теперь. Наши сведения о древнеиндийском праве основаны главным образом на Ведах (религиозных книгах) и так называемых дхармашастрах – сборники религиозно-правовых предписаний (дхарм). Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются «Законы Ману», которые носят имя мифического бога Ману. Точное время составления этих законов неизвестно. Предположительно — они появились в период между ІІ в. до н. э. ІІ в. н. э. Всего в законах 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Язык, на котором написаны «Законы Ману», называется санкритским. Это язык древних индусов. «Советская историческая энциклопедия» в своё время определяла «Законы Ману» как древнеиндийский сборник предписаний, определяющих поведение в частной и общественной жизни каждого индийца в соответствии с господствовавшими в древнеиндийском рабовладельческом обществе системой взглядов и религиозными нормами брахманизма [1, стр. 113].

Учёные- индологи считают, что Законы Ману (Манава дхармашастра) написаны жрецами- брахманами. Особое внимание в них уделяется варнам (впоследствии кастам). Древние индусы считали, что варны создал Бог- из уст своих он создал брахманов, из рук- кшатриев, из бедра- вайшьев, а из стоп- шудр [2, стр. 25].

Таким образом, Законы Ману- это своеобразный свод этико-религиозных и правовых предписаний, философских правил, фиксированных традиций. Нет сомнения, что в систематизации норм этики и права основную роль выполняли лица, отлично знавшие религиозные догматы и юриспуденцию. Таковыми могли быть только учёные- брахманы, имевшие высокий теоретический уровень знаний и опыт государственной деятельности.

И наконец, в Законах Ману нашли отражения взгляды знаменитых философов, теологов, выдающихся государственных деятелей на право, управление, этику и смысл человеческого бытия [3, стр. 38].

В данной работе описываются семейно- брачным отношения Древней Индии, которым в Законах Ману уделено большое внимание. Нормы, регулирующие семейно- брачные отношения, содержатся во многих главах законов Ману, но больше всего их в ІІІ и ІХ. [4, стр. 187]. Объяснить это можно, прежде всего, тем, что варно- кастовая традиционная структура индийского общества в древности (а в значительной мере и в настоящее время) строилась на брачных, кастовых эндогамных, родовых, экзогамных ограничениях и требованиях гипергамных браков, в которых муж, а не жена должен обладать более высоким ритуальным статусом, ибо дети наследовали ритуальный статус своего отца, который влиял не только на их социальное положение среди других каст и подкаст той или иной местности, социальной группы, к которой они принадлежали [5, стр. 30].

В главе первой данной работы «Вступление в брак» указываются различные формы брака, возраст брачующихся, а также условия вступления в брак, по которым мы уже видим значимость варно-кастового деления. Законодатель, видно, стремился избежать смешения варн, дабы не допустить «уничтожения корней и причинения гибели всему».

Вторая глава — «Семейная жизнь» описывает положение женщины и мужчины в браке, их взаимные права и обязанности (надо заметить, что последних у женщины их было больше), условия развода (только муж имел это право, он также мог иметь несколько жён ). Женщина трактовалась как собственность мужа, но в то же время она имела незначительные права. Отметим, что некоторые предписания в «Законах Ману» содержат печати матриархата. Обо всём этом в данной главе.

Третья глава- «Наследственное право». Законодатель стремился урегулировать вопросы наследования. Виды имуществ жены и мужа, виды наследования описываются в данной главе. В Древней Индии могли наследовать только сыновья, но были и исключения, о которых и о двух формах наследования имущества между сыновьями мы узнаем из третьей главы.

Несмотря на то, что Ману провозглашал верность жены и мужа- высшей драхмой, имели место и нарушения семейно-брачных норм, о чём повествуется в последней главе «Нарушение брачно-семейных норм». Нарушения брачно-семейных норм влекли за собой тяжёлые наказания вплоть до смертной казни. Незначительные, на наш взгляд, действия- простое прикосновение к женщине, её украшениям, разговор с ней считалось прелюбодеянием, что было преступлением против нравственности. Этим же законодатель также стремится избежать смешения варн. Виды преступлений против нравственности и семьи, а также наказания, которые те за собой влекут описываются в четвёртой главе.

В конце работы для большей наглядности размещаются схемы «Условия заключения брака по Законам Ману», «Формы заключения брака» и «Порядок наследования».

Вступление в брак

Условия вступления в брак не запрещали¸ а, скорее, поощряли супружество несовершеннолетних, хотя отдельные шастры устанавливали для женщин брачного совершеннолетия – 12 лет и 16 лет- для мужчин [1, стр.117]. Однако законы Ману говорят: «Тридцатилетний мужчина пусть берёт нравящуюся ему двенадцатилетнюю, двадцатичетырёхлетний- восьмилетнюю, когда же исполнение драхмы терпит ущерб, — немедленно».

Как правило, преимущество имели браки, заключаемые между лицами одной и той же варны, но допускались и смешанные браки, которые законодателем осуждались путём установления негативных последствий. Ст. 12 главы ІІІ гласит: «При первом браке дважды рождённому рекомендуется жена его варны, но у поступающих по любви могут быть жёны согласно порядку варн». Принцип неравенства в брачно-семейном праве закреплён в ст. 13 главы ІІІ, устанавливающей, что «для шудры предписана жена шудрянка, для вайшья (шудрянка) и своей варны, для кшатрия те обе и своей варны, для брахмана те три, а также своей варны». Но если брахман женится на шудрянке, которая родит ему сына, , то он лишается брахманства (ст. 17, главы ІІІ). Как мы видим, мужчинам в исключительных случаях разрешалось вступать в брак с женщинами из низшей варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно серьёзным грехом считалась женитьба шудры на брахманке [6, стр. 42]. Устанавливая негативные последствия на подобные браки, законодатель с помощью правовых норм стремился сохранить «чистоту» варнового строя. Более того, дети от смешанных браков не принадлежали к той варне, что и отец, т. к. закон устанавливал, что всегда «от брахмана и вайшийки рождается (сын) по названию амбаштха, шудрянки- нишада (ст. 8 гл. Х), а от кшатрия и шудрянки рождается «существо- угра» (ст. 9 гл.Х). По ст. 15 главы ІІІ, «дваждырождённые, берущие по глупости в жёны низкорождённых женщин, быстро низводят семьи и потомков к положению шудры». Тем самым законодатель с помощью правовых норм пытался сохранить «правильные» браки. Это даёт основания предполагать, что в то время смешанные браки были частым явлением, а это создавало угрозу для существования традиционного для древней индии варнового строя, т. к. количество представителей четырёх варн увеличивалось более медленными темпами, чем количество представителей каст.

Как усматривается из Законов Ману, при заключении почти всех форм брака (семь из восьми) согласия невесты не требовалось. Более того, девушку (невесту, будущую жену) рассматривали как товар, который должен быть добротным. [4, стр. 190]. По ст. 73 главы ІХ, «если кто-либо выдаёт девушку с пороком, не предупредив о нём, то новобрачный может отменить этот договор с тем злоумышленником, выдавшим девушку». По ст. 224 главы VІІІ, «кто выдаёт девушку, имеющую недостатки, не уведомив об этом, того пусть сам царь оштрафует на девяносто шесть пан».

Все предписания о «дхарме мужа и жены» свидетельствуют о приниженном, подчиненном положении женщины в древнеиндийском обществе, о сохранившихся здесь еще в незыблемом виде больших, неразделенных патриархальных семьях-кланах, в которых глава семьи обладал огромной, почти неограниченной властью. Он распоряжался судьбой своих домочадцев, решал все семейные дела, мог младших членов семьи отдать в залог, наказать жену и детей. [7, стр. 155].

По «Законам Ману» положение женщины определялось следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости — мужа, после смерти мужа — под властью сыновей, ибо, как считалось, «женщина никогда не пригодна для самостоятельности». (Глава V, ст. 148). «Законы Ману» прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетелей. Как гласит статья 154 главы V, «муж, даже чуждый добродетели, распутный или лишённый добрых качеств, добродетельной женой должен быть почитаем, как бог». Главным назначением женщины считалось рождение и воспитание детей, прежде всего сыновей, на которых падала обязанность совершать поминальные обряды по умершим предкам. Потомство, как и скот, признавалось основным видом богатства. В силу этого законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто им был фактически. Женщина в данном случае приравнивалась к домашним животным, рабыням, потомство которых принадлежало хозяину (Глава ІХ, ст. 52-55). Допускалась также, хотя и считалась грехом, продажа жены и детей (Глава XI, ст. 69). Продажа сыновей не влекла, как правило, обращения их в рабов. Подаренные и проданные в крайних обстоятельствах сыновья (видимо, в бездетные семьи) получали все права прямых родственников в новых семьях. Жена считалась не только собственностью мужа, она составляла как бы часть его самого. Не случайно, даже проданная жена не освобождалась от мужа, а право на неё в представлении древнего индийца сохранялось и за умершим мужем. Традиционные установки, пережившие века, лежали и в основе запрещения повторных браков вдов и обычая самосожжения вдов на погребении своего мужа («сати»). [1, стр. 118].

Поскольку семья- первичная значимая ячейка любого общества, то и законодатель Древней Индии стремился к её упрочению путём возложения на мужа и жену главных обязанностей в семье. Безусловно, у жены таких обязанностей было гораздо больше, но и имелись они и у мужа. Закон предписывал женщине, помимо рождения ребёнка, “поручить ей собирание и расходование имущества, “поддержание чистоты”, “исполнение драхмы”, приготовление пищи, попечение о домашней утвари”. (глава ІХ, ст. 11), а также исполнять «личное услужение мужу и постоянные священные обряды» (глава ІХ, ст. 86) и терпеливо «от 3 до 8 лет» ждать мужу, если он уехал по делам (глава ІХ, ст. 76).

Хотя «Заколы Ману» как высшую драхму между мужем и женой предполагают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жён, а также развестись с женой. По дхармашастре муж может оставить жену, «если она его ненавидит»; «жена, не рожающая детей, может быть переменена на восьмом году, рожающая мёртвым- на десятом, только девочек- на одиннадцатом, но сварливая- немедленно». Многожёнство считалось вполне допустимым [1, стр. 118]. Легендарные персонажи ведийской литературы имели порою по несколько жён ( у Ману, например, их было 10, согласно Майтраяния-самхите). Полигамные браки могли быть богаты потомством, что особенно ценилось со времён Ригведы, когда обычным пожеланием было рождение «десяти сыновей». И, напротив, страшной бедой считалось отсутствие мальчиков в семье. [8, стр. 117]. Как мы видим¸ жена находилась в полной власти мужа, который может её оставить, продать, но и в этих случаях власть мужа не прекращается. (глава ІХ, ст. 46). Вторично женщина фактически не могла выйти замуж, т. к., будучи вдовой, она должна была сохранять обет верности умершему мужу. Муж же мог оставить жену под любым предлогом на основании ст. 72 главы ІХ, в которой указывалось, что «даже взяв девушку законным образом, он может её бросить, порицаемую, больную, обесчещенную или отданную ему обманом».[4, стр. 190].

Это интересно:  Незаконное увольнение судебная практика

Жена трактовалась как собственность мужа и была подчинена его безграничной власти. Для мужа она являлась средством достижения его вечного блаженства. Считалось, что женщины не способны любить. Комментируя древнеиндийские законы, А. Осипов писал о довольно своеобразном видении этой темы мужчинами и законами Древней Индии: «Как коровы травы, они требуют все новой и новой любви. Никакую женщину никогда не удовлетворит сожительство с одним, поэтому законы предлагают ни под каким видом не верить верности женщины. Сделать женщину верной и честной нельзя ни подарками, ни справедливостью, ни уважением, ни услугами; ничем, потому что, вообще говоря, они и не бываю частными. Они хитры и умеют вводить а заблуждение своих мужей». Поэтому мужу предписывалось контролировать малейшие шаги жены: не позволять употреблять спиртного, заставлять вовремя ложиться спать, запрещать знакомства с «другими мужчинами», не разрешать часто отлучаться из дома и т. д. Жили муж и жена вместе, в одном помещении, и только во время менструации супруга удалялась в отдельную комнату. Закон запрещал жрецам все жертвоприношения, тронутые женщинами во время менструации. Женщины могли посещать храмы, торговать, пиршествовать, но всё-таки рассматривались как слабые и только достойные сожаления существа. [1, стр.119].

Законы Ману

Владельческие права общин в Индии отличались исключительной прочностью. Община имела почти неограниченное право распоряжения общинной землей: продавать, сдавать в аренду, дарить ее, особенно храмам. В общинной собственности были пастбища, ирригационные сооружения, дороги. Коллективно ответственная за сбор ренты-налога община в лице своей управляющей верхушки получала часть поборов с общинников-крестьян в свою пользу. Общинное землевладение сосуществовало с частным крестьянским землевладением или землевладением большой семьи, которое также было связано с широкими правомочиями — продажей, сдачей в аренду, дарением земли.5

Вмешиваться в дела собственника запрещалось. В законах Ману говорится, что если несобственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права получать урожай. Законы Ману охраняют и движимое имущество. Наиболее значительным из него были рабы, скот, инвентарь.

Обязательственные отношения получили в законах Ману довольно тщательную разработку. В основном в законах говорится об обязательствах из договоров. Договор не являлся действительным, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также лицом, не уполномоченным к заключению договора (ст. 163 гл. VIII). Недействительными, по общему правилу, признавались договоры, заключенные рабами. Но в случае, если такой договор был заключен в пользу хозяина раба, от такого договора не следовало отказываться (ст. 167).

Законы Ману предусматривали добровольное согласие сторон при вступление в договор. Отсюда соглашение, заключенное с помощью обмана или построенное на насилии, объявлялось недействительным. Но древнеиндийское право было далеко от признания даже формального равноправия должника и кредитора в договорных отношениях. Кредитор, принадлежавший к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, принадлежащего к высшей касте (ст. 177 гл. VIII). Лицо более высокого происхождения, чем кредитор, отдавало долг постепенно. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.

Так как широко применялся труд свободных наемных работников (кармакаров), то законы Ману уделяют значительное внимание этому виду договора. По своей варновой принадлежности наемные работники в основном относились к шудрам, но, вероятно, среди них были и разорившиеся свободные общинники и ремесленники, принадлежащие к вайшьям. Кармакары, занятые на земледельческих работах, получали 1/10 урожая, в скотоводстве – 1/10 масла от молока коров, за которыми ухаживали. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, и жалованье виновному не выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и, выздоровев, нанявшийся исполнял работу, он мог получать жалованье даже спустя долгое время.

В Древней Индии был известен и договор аренды земли. Этот договор получил распространение в связи с проникновением в общину процесса имущественной дифференциации. Разоряющиеся общинники, лишившиеся земли, были вынуждены арендовать ее.

Договор купли-продажи также упоминается в законах Ману. Договор считался действительным, если совершался в присутствии свидетелей, а в качестве продавца выступал собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточного по весу. В течение не более чем 10 дней после совершения купли-продажи сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми, и торговля рассматривалась как занятие, недостойное высших каст.

Упоминается в законах Ману договор дарения.

Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причинный движением повозки по городу. При этом виновный должен возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

2.3 Семейное и наследственное право

Брачно-семейным отношениям («дхарма жён и мужей») в законах Ману посвящены в основном главы III и IX.

В них выделяется восемь форм брака, которые были распространены в Индии. Первые четыре, поощряемые брахманами, включали брахму (вручение отцом «наделённой драгоценностями» дочери жениху), дайву (вручение дочери жрецу, когда он исполняет обряд), аршу (отец выдаёт дочь жениху после получения от него быка и коровы или двух пар) и праджапатью (вручение отцом дочери жениху после слов «Исполняйте вместе дхарму»). Другие («дурные») виды включают асуру (покупка невесты), гандхарву (добровольный союз жениха и невесты без согласия родителей), ракшасу (похищение невесты) и самый худший вид — пайшачу (насилие над девушкой в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или безумной). Брать в жёны несовершеннолетних не запрещалось. Многожёнство не поощрялось, но муж мог взять вторую жену, если первая была склонна к пьянству, злобна или расточительна.

Браки между различными варнами не поощрялись, но были возможными, если муж принадлежал к более высокой варне, чем жена. Однако их дети были неравны в своих правах на наследство, к примеру, сын шудрянки и дваждырождённого не имел права на наследство, кроме того, что давал ему отец.

Женщина согласно законам Ману должна была всю жизнь находиться под защитой мужчины (отца — в детстве, мужа — в молодости, сына — в старости). Главным её назначением считалось рождение и воспитание детей, особенно сыновей. Законным отцом ребенка считался муж матери независимо от того, кто им был фактически. Продажа жены и детей считалась возможной, но являлась грехом, однако даже проданная жена не освобождалась от мужа. В случае, если жена не рожала детей, муж мог взять новую жену через 8 лет, если рожала детей мертворожденными — через 10 лет, если рожала только девочек — через 11 лет. В случае грубости жены муж мог взять новую «немедленно».

Жены, потерявшие мужей, не могли повторно выходить замуж, но в случае смерти бездетного мужа жена по требованию родственников должна была родить от его брата или другого близкого человека.

2.4 Уголовное право и судебный процесс

Великими грехами (махапатака) согласно законам Ману являлись убийство брахмана, пьянство, кража, прелюбодеяние с женой гуру (учителя), а также сообщество с таким грешником. Следствием этих преступлений было наказание вплоть до лишения всей собственности и изгнания из страны. Однако такой великий грех, как сообщество с великим грешником не был отнесен к числу преступлений.

От наказания освобождался убийца, если он защищал себя при охране жертвенных даров и при защите женщин и брахманов. При этом не имело значения, был ли убит гуру, ребёнок, престарелый или даже брахман, весьма учёный в Ведах. Также грехом не являлось «убийство убийцы».

Наказание зависело от варны наказуемого. К примеру, за оскорбление словом или действием равного себе по положению или представителя низшей варны накладывался штраф, но то такое же преступление шудры в отношении «дваждырождённых» влекло за собой телесное наказание — отрезание языка, губ, рук, ноги, кастрацию.

Прелюбодеяние относилось к тяжким преступлениям. Согласно Законам Ману людей, которые домогались чужих жён, царь должен был изгнать, «подвергать наказанию, внушающему трепет», к прелюбодеянию относились «услужливость, заигрывание, прикосновение к украшениям и одеждам, а также совместное сидение на ложе». Все небрахманы, виновные в прелюбодеянии, подвергались смертной казни. Однако проституция жены с согласия мужа не наказывалась. Лишение чести девушки против её воли влекло за собой телесное наказание, отрезание пальцев в случае, если преступник был не равен по положению с потерпевшей. Равный по положению был обязан выплатить крупный штраф. Неверная жена должна была подвергнуться затравливанию собаками, а её сожитель — сожжению на раскалённом железном ложе. За преступное сожительство со свободной женщиной также накладывалось наказание в зависимости от варны мужчины.

Собирание кореньев, плодов от деревьев, дров для огня и травы для корма скота не являлись преступлением. Похищение родовитых людей, особенно женщин, так же как и лучших драгоценных камней наказывалось смертной казнью, воровство коров — отсечением половины ноги.

Царю предписывается использование следующих видов наказаний: заточение (ниродхана), заковывание в цепи (бандха) и различные виды телесных наказаний (вадха). К брахманам смертная казнь не применялась, вместо неё использовались другие виды наказания, связанные с публичным позором.

Судебное дело считалось законченным после выдачи судьей решения, которое он не мог изменить. Решение суда о смертной казни и членовредительных наказаниях приводилось в исполнение немедленно и публично.

Таким образом, Законы Ману знаменовали собой качественно новый этап развития правовой мысли в Древней Индии, которая стала все больше испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения. В Законах Ману, по сравнению с ранними дхармашастрами, больше внимания стало уделяться договорным и имущественным отношениям, ответственности за их нарушения.

Это интересно:  Общая характеристика салического закона

Наибольший интерес представляют те статьи, в которых говорится о положении различных групп населения. Все свободные жители древней Индии делились на четыре социальные наследственные группы (варны): брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Представители первых трех сословий считались дважды рожденными. Совокупность религиозных и юридических предписаний для членов каждой варны назывались драхмой. К высшему сословию относились брахманы, якобы рожденные из уст бога.

Только они могли изучать и проповедовать религию, толковать священное писание и законы, совершать обряды и давать советы представителям других варн. Брахманы освобождались от всех налогов, повинностей и телесных наказаний. Все должны были считаться с мнением брахмана, даже цари, которые должны были доставлять ему удовольствия и ценные вещи». Брахман должен был говорить правду или молчать, показывать пример в безупречном поведении, избегать эмоций, пустой болтовни, гнева, жадности. и не общаться с отверженными и шудрами. Если к нему прикасался шудра, то брахман должен был немедленно совершить обряд очищения. Личность брахмана была неприкосновенна.

Кшатрии, по законам Ману, якобы созданы из рук бога. Их обязанность охранять других. К этой варне принадлежали цари, чиновники и военная знать. Первые две варны являлись привилегированными, хотя браки между брахманами и кшатриями запрещались. Закон призывал к согласию и сотрудничеству обоих сословий: «Брахманы и кшатрии, объединившись, процветают и в этом и в ином мире».

Вайшьи появились, якобы, из бедер бога. Эта категория жителей, наиболее многочисленная, должна была заниматься торговлей, земледелием, ремеслом.

По законам Ману однорожденные шудры сотворены из ступней бога. К ним относились наемные работники, слуги. Их главная обязанность смиренное служение дваждырожденным. Законы Ману запрещали браки между людьми разных варн. На самой низшей ступени среди свободных людей стояли «неприкасаемые», рожденные от смешанных браков. Законодатель в Индии утверждал, что от смешения варн может погибнуть государство и царю рекомендовалось применять насилие с тем, чтобы «низшие не захватили бы мест высших». Система варн оказывала значительное влияние на правовое регулирование различных общественных отношений.

Древнеиндийскому праву были известны семь правомерных способов приобретения собственности: получение наследства; находка; покупка; добыча; ссуда под проценты; исполнение работы; получение подарков. Первые три способа являлись законными для всех варн, четвертый только для кшатриев, пятый и шестой для вайшиев, седьмой только для брахманов. Много внимания уделяют законы Ману договорному праву. Был установлен, в частности, максимальный размер процентов по займам (2 % в месяц для брахмана, 3 % для кшатрия, 4 % для вайшьи и 5 % для шудры). При наличии нескольких кредитов устанавливалась очередность в уплате долга прежде всего следовало расплатиться с государством и брахманом. Должник равной или низшей варны, чем кредитор, обязан был отработать долг, должник высшей варны мог выплачивать долг постепенно. При наследовании имущества решающее значение имела принадлежность матери сыновей к той или иной варне. Например, если брахман имел детей от жен, принадлежащих к разным варнам, то в этом случае сын брахманки получал 4 доли, сын кшатрийки 3 доли, сын женщинывайшьи 2 доли и сын шудрянки 1 долю.

Вступая в первый брак, брахман и кшатрии обязаны были брать жену равной с ними варны. При последующих браках разрешалось жениться на женщинах нижестоящих варн. Старшей считалась жена равной с мужем варны.

Нормы уголовного законодательства защищали социальную систему варн. Тот, кто жил согласно с правилами другой варны, немедленно исключался из своей собственной. Суровому наказанию подвергался шудра, который, присвоив отличительные знаки брахмана, выдавал себя за учителя. Человек низшей варны, который осмеливался занять место рядом с человеком высшей варны, подвергался телесному наказанию. В большинстве случаев тот, что совершал преступление против лица высшей варны, подлежал членовредительскому наказанию. В то же время за тождественное преступление виновный из высшей варны платил только денежное взыскание. Человек, защитивший брахмана и убивший нападающего, не совершал преступления. При допросе в суде брахман не подвергался пытке. Люди низшей варны не могли быть свидетелями по уголовному делу человека высшей варны. При разногласиях между свидетелями судья должен был верить человеку из высшей варны. Когда отсутствовали достоверные свидетельства, прибегали к клятвам. Брахман клялся «правдивостью», кшатрий «колесницей и оружием», вайшьи «коровами, зерном и золотом», шудра «всеми преступлениями».

Итак, древнеиндийское законодательство юридически закрепляло своеобразную систему варн, из которых со временем возникли касты лиц однородных профессий.

5. Индийское брачно-семейное право в Законах Ману Моногамия и полигиния

Законы Ману признавали полигинию (многоженство). Число жен было определено законом для каждой варны: брахман имел право на 4 жены, кшатрий — на 3, вайший — на 2, а шудра только на 1 (ЗМ, III, 13). Таким образом, для шудр устанавливалось единобрачие. Законы устанавливали различие между главной и второстепенными женами, из которых первая всегда должна быть из одной с мужем варны. Привилегированное положение первой жены проявлялось в том, что она участвовала с мужем в совершении жертвоприношений. Рожденные от нее дети получали большую, сравнительно с другими, долю наследства. Идеалом религиозного законодательства древних индусов являлся моногамный брак.

Это особенно видно из следующих изречений: «Только тот (настоящий) человек, кто (имеет) жену (а не жён), себя и потомство; и учёные брахманы выразили это правило так: «Каков муж, таковой считается и жена»; «Муж получает свою жену (а не жён) от Богов, а не по своему желанию, чтобы угодить Богам он должен всегда содержать её, (пока она) верна» (ЗМ, IX, 45, 95).

Первая и единственная цель брака есть рождение детей ради продолжения семейного культа предков, так как посредством жертвоприношений сына человек завоёвывает миры, через посредства внука он получает бессмертие, а посредством правнука он достигает мира солнца (ЗМ, IX, 137).

«Сына сравнивали с судном, при помощи которого человек способен переплыть океан и добраться до берега бессмертия. Сын рассматривался как продолжение отца — он тождественен ему, то есть отец как бы переживал второе рождение на земле в виде собственного сына. И почитание жены было связано с тем, что она являлась средством рождения сына. Популярный афоризм гласил: «Жена называется «джая» (рождающей), ибо в ней муж возрождается (джаяте) вновь» 7 .

Поэтому, если жена бездетна, муж должен развестись с ней и взять другую (ЗМ, IX, 81). Если же причина бездетности брака лежала в самом неспособном муже, последний мог получить страстно желаемое им дитя, устроив совокупление своей жены со своим братом или другим родственником. При этом он должен руководствоваться благочестивым желанием продолжить род, приходить к ней лишь однажды, и сама эта связь должна была происходить без всяких ласк и даже не глядя друг на друга. В случае смерти бездетного мужа «ради продолжения рода», а не по страсти с разрешения родственников вдова могла родить сына от деверя — младшего брата её покойного мужа или другого родственника (ЗМ, IX, 59). Такой сын считался сыном не своего действительного родителя, а покойного мужа матери. Однако, «этот обычай порицается просвещенными брахманами, как свойственный животным» (ЗМ, IX, 66).

При отсутствии в семье мальчика-наследника, когда жена рожала одних девочек, прибегали к юридической фикции. Отец объявлял тогда дочь путрикой («дочерью вместо сына») и должен был позаботиться, чтобы она, вступив в брак, родила сына. Её сын считался уже не потомком своего действительного отца, а сыном наследником деда с материнской стороны. Существенного различия между родным сыном и таким внуком по женской линии не делалось. Обделённым оставался лишь муж путрики. Недаром индийские мудрецы не советовали благоразумному человеку жениться на той девушке, у которой нет братьев, из опасения, что она может оказаться путрикой (ЗМ, IX, 127, 132, 136, 139; III, 11) 8 .

Условия вступления в брак

Основными условиями вступления в брак являлись следующие:

1. Принадлежность супругов к равной варне. Мужчина, желающий вступить в брак с женщиной низшей варны, обязан был предварительно сочетаться браком с женщиной высшей варны. Межварновые браки не поощрялись, но допускались, когда муж принадлежал к более высокой варне, чем жена, но строго запрещались браки женщин из высших варн с мужчинами низших варн. По мнению индусов, смешения варн недопустимы, ибо «безукоризненное потомство у людей производится от безукоризненных браков».

«При первом браке дваждырожденному рекомендуется жена его варны» (ЗМ, III, 12). Дхармашастра Нарады гласила: «При браке брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр лучше, если жена из той же варны; и для женщины — лучше, если муж из той же варны» (III, 4), так как «дваждырожденные, берущие по глупости в жены низкорожденных женщин, быстро низводят свои семьи и потомков к положению шудры» (ЗМ, III, 15).

«Брахман, возведя шудрянку на ложе (после смерти) низвергается в ад; произведя от неё сына, он лишается брахманства. Для целующего шудрянку, для осквернённого (её) дыханием, а также для породившего от неё потомство не предписывается искупления» (ЗМ, III, 17, 19).

2. Достижение брачного возраста. По Артхашастре брачным совершеннолетием признавалось для мужчин — 16 лет, для женщин — 12 лет. (III, 3(1)). Законы Ману считали, что в идеальном браке возраст невесты должен составлять треть возраста жениха, то есть мужчине 24 лет следовало жениться на восьмилетней девочке (IX, 94).

3. Согласие родителей (отца). В патриархальном обществе отец обязан был выдавать дочь замуж, то есть уступать другому мужчине власть, которую он имеет над нею. Он также имел право женить сына, так как женитьба сына имела значение для продолжения рода и поминовения умерших предков.

«Пусть девушку выдает замуж отец или брат с разрешения отца, отец матери или брат матери, родичи (по отцу) или родственники (по матери). Если никого из них нет, то (пусть выдает дочь замуж) мать, если она в состоянии. Если же (мать) не в состоянии, то пусть выдают (девушку) замуж те, кто одной с ней касты. Если же нет никого, то девушка пусть обратится к царю и, с его позволения, пусть сама себе выберет жениха» (Нарада, XII, 20-22).

4. Отсутствие близкого родства между лицами, вступающими в брак. Законы запрещали вступать в брак между собой родственникам до шестой степени родства включительно, которой соответствовали троюродные братья и сестры.

Это интересно:  Обжалование судебного приказа вступившего в законную силу

5. Физическая способность к браку. При вступлении в брак предполагалась физическая способность мужчины к совокуплению. Только способный к совокуплению мужчина имел право на выбор девушки и жены, ибо целью брака являлось потомство. Жена сравнивалась с полем: «Женщина считается воплощением поля, мужчина считается воплощением семени; рождение всех одарённых телом живых существ (происходит) от соединения поля и семени» (ЗМ, IX, 33). «Муж — тот, кто сеет на поле, а у кого нет семян, тому и поле не требуется».

«Мужчина должен быть проверен, является ли он мужчиной, по его телесным признакам. Если он, несомненно, мужчина, то может получить девушку» (Нарада-смрити, XII, 8). Дхармашастра Нарады описывала полноценного мужчину, способного к рождению детей: «Если экскременты мужчины не тонут, а держатся на поверхности воды, если его семя и моча пенятся, он имеет характеристические признаки мужской силы; в противном случае, он — импотент» (XII, 11).

Заключение (совершение) брака

Древнеиндийскому праву были известны восемь способов заключения брака: похищение, договор купли-продажи, договор о передаче дочери её отцом жениху и др. (ЗМ, III, 20-34). Они делились на две категории: хорошие и дурные. К последним относились все браки, совершённые без согласия родителей, в том числе и браки по любви. От этих самовольно заключённых браков могут родиться только дурные сыновья «жестокие, говорящие неправду, ненавидящие веду и дхарму» (ЗМ, III, 41). Хорошие браки совершались родителями, при участи брахманов. Наиболее правильным, «благословенным» признавался торжественный обряд приведения невесты в дом жениха, основанный на согласии вступающих в брак и их родителей и на религиозных обрядах.

Власть мужа над женою основывалась на передаче жениху девушки её отцом. Свадебный же обряд производился только для счастья новобрачных. «Для обеспечения счастья (новобрачных) при бракосочетании производится чтение благоприятствующих мантр (стихотворный изречений из ведийской и иной литературы, которым приписывалась магическая сила и духовное воздействие) и жертвоприношение Праджапанати; передача (дочери отцом) — основание собственности (власти)» (ЗМ, V, 152). Законы Ману подчёркивали, что женщина не может быть предметом купли-продажи (ЗМ, III, 51, 53-54, IX, 98, 100). Вместе с тем, Законы Ману говорили о плате женихом отцу цены невесты (ЗМ, III, 29, 31, VIII, 366, 369, IX, 93, 97). Эти противоречия можно объяснить тем, что законы содержали постановления различных эпох. Редакторами законов были разные лица, проживавшие в разное время. Ко времени жизни позднейшего редактора законов Ману, по-видимому, уже вышла из употребления купля-продажа невесты, как действительный, а не обрядовый способ заключения брака 9 .

«Разумному отцу не следует брать даже самого незначительного вознаграждения за дочь; ибо человек, берущий по жадности вознаграждение, является продавцом потомства» (ЗМ, III, 51). «Некоторые назвали корову и быка, (данных) при бракосочетании арша, (только) «вознаграждением», (но) это неверно: (принятие платы) малой или большой является по сути дела продажей» (ЗМ, III, 53). Напротив, дар, сделанный женихом невесте, не является куплей невесты, но честью и выражением уважения к ней со стороны жениха (ЗМ, III, 54). «Даже шудре, выдавшему дочь (замуж), не следует получать вознаграждение, ибо получающий вознаграждение совершает продажу дочери» (ЗМ, IX, 98). «Никогда, даже в прежние существования, мы не слышали такого (дела, как) тайная продажа девушки с установленной ценой, называемой вознаграждением» (ЗМ, IX, 100).

«(Когда отец), получив от жениха в соответствии с дхармой быка и корову или две пары, выдаёт дочь по правилам, такая дхарма называется арша» (ЗМ, III, 29). «Выдача дочери, (когда жених) даёт добро родственникам и невесте столько, сколько может, и добровольно, называется дхармой асура» (ЗМ, III, 31), то есть это явно договор купли-продажи как способ заключения брака. «Низший, сошедшийся с высшей, заслуживает телесного наказания; сошедшемуся с равной полагается уплатить брачное вознаграждение, если отец согласен» (ЗМ, VIII, 366). «Для девушки, которая растлит другую девушку, полагается штраф в двести пан, пусть она уплатит двойное брачное вознаграждение, а также пусть получит десять розог» (ЗМ, VIII, 369). «Если, после того как жениху показана одна девушка, ему дана другая, он может жениться на них обеих за одну цену: так сказал Ману» (ЗМ, VIII, 204). «Если, после того как вознаграждение за девушкой было дано, давший вознаграждение умирает, она должна быть отдана деверю, если девушка согласна» (ЗМ, IX, 97). Выступая против продажи дочери, законы Ману допускали продажу сына (ЗМ, IX, 160, 174).

Брак по Законам Ману прекращался смертью и разводом. Идеальным для благочестивого индийца считался пожизненный брак: «Взаимную верность надо сохранять до смерти», — это должно считать выраженной вкратце высшей дхармой мужа и жены. Мужчина и женщина, соединённые браком, должны стараться не быть разлучёнными и не нарушать своей взаимной верности» (ЗМ, IX, 101, 102).

Развод допускался в исключительных случаях, как по инициативе мужа, так и жены. Законы устанавливали необходимость серьёзных причин для развода. Развод допускался, как правило, при наличии вины другого супруга, как-то: прелюбодеяние, грубые пороки одного из супругов, пьянство, сварливость, злобность, расточительность, вытравление плода (аборт) женой без ведома мужа (ЗМ, IX, 80, 72, 77-79, 82).

Развод допускался и без вины другого супруга по следующим основаниям:

1. Бесплодие жены по истечении 8 лет брачной жизни, так как вступление в брак признавалось священной обязанностью ввиду установленного культа предков. На сыновей падала священная обязанность совершать поминальные обряды по умершим предкам.«Если жена не рожает детей, может быть взята другая жена на восьмом году, если рожает детей мёртвыми — на десятом, если рожает только девочек — на одиннадцатом, но если говорит грубо — «немедленно» (ЗМ, IX, 81).

«Бездетная жена — существо не только несчастное, но и презираемое, даже ритуальное нечистое, как наказанное богами. Дары, полученные от бездетной женщины, ничего не могут принести, кроме вреда. Боги не примут жертвы не только от самой бесплодной, но даже те жертвы, на которые она бросит взгляд» 1 . 1 Вигасин А. А. Женщина в древней Индии… С. 321.

2. Неизлечимая болезнь. «Но больная жена, которая ласкова (к своему мужу) и высоконравственна, может быть переменена только с её согласия и никогда не должна быть неуважаема» (ЗМ, IX, 82).

3. Безвестное отсутствие пропавшего мужа.

В патриархальном индийском обществе муж всё-таки мог более свободно развестись с женой. Об этом косвенно свидетельствовала следующая норма: «Но того, кто оставляет жену послушную, ласковую, умелую, добродетельную, родившую потомство, царь пусть возвратит (к ней), наложив большой штраф» (Нарада, XII, 95).

По законам Ману женщина может расторгнуть брак в случае

Такого права она не имеет

1) в случае долгого безвестного отсутствия;

2) в случаи неверности мужа;

3) в случае неспособности содержать семью;

28. Защищая женщину от нападения, охранник жертвенным ударом убил нападающего. Какому наказанию он должен быть подвергнут согласно законам Ману?

1) такое лицо не совершает греха и наказанию не подлежит

2) такое лицо должно нести царю штраф;

29. Убийство кошки в Древнем Египте:

А. Не считалось преступным деянием.

В. Рассматривалось как преступление религиозного характера.

С. Причинение имущественного вреда.

D. Мелкий проступок.

30. Первый свод законов, как запись норм обычного права были сделаны в Афинах:

Принцип талиона, при вынесение наказания в Древнем Мире означал

А. Принцип возмещения ущерба (возмездие).

D. Обращение за милостью к богам.

32. Какая империя наиболее прославилась в Древней Индии?

А. Империя Маурьев.

В. Империя Юстиниана.

С. Империя Александра Македонского.

D. Империя Хаммурапи.

33. «Какие из законов Древнего мира давали право на развод, если жена не рожает детей • на восьмом году; если рожает детей мертвыми — на десятом, если рожает только девочек — на одинадцатов, если строптивая — немедленно.»

А. Законы XII таблиц.

В. Конституция Гая

D. Законы Хаммурапи.

34. Что является предметом дисциплины «История государства и права зарубежных стран»?

А. Изучение государства и права отдельных стран в процессе их возникновения

И развития в хронологической последовательности в определенной конкретно исторической обстановке.

В. Изучение государства и права в рамках абстрагированного исторического процесса

без учета исторических случайностей.

С. Изучение закономерностей развития общества в целом.

D. Изучение правовых норм, регулирующих те или иные стороны общественной жизни.

Вайшии, обругов брахмана, подлежит согласно законам Ману.

А. Телесному наказанию.

В. Смертной казни.

С. Штрафу в две с половиной сотни (паи).

D. Штрафу в сотню (паи)

Манципация в Древнем Риме

А. Серия обязательных формальных действий, сопутствующих возникновению права

собственности на вещь.

В. Порядок распоряжения договора.

С. Форма договора.

D. Форма обращения с иском в суд.

37. По Законам Ману женщина может расторгнуть брак в случае:

А. В случае длительного безвестного отсутствия.

В. В случае неверности мужа.

С. Такого права она не имеет.

D. В случае неспособности содержать семью.

38. Что представляла собой полисная форма государства?

А. Специфическую разновидность античного рабовладельческого государства.

В. Государственное устройство империи Александра Македонского.

С. Разновидность рабовладельческого государства.

D. Разновидность рабовладельческого государства на Древнем Востоке.

39. Что означает официальное название Римского государства res puolica?

А. Общее дело (общественное дело) — верховенство власти народа.

В. Принадлежность власти магистра.

С. Принадлежность власти рабовладельцам.

D. Принадлежность власти патрициям.

Назовите выдающийся памятник законодательства Древнего Вавилона.

А. Законы царя Хаммурапи.

В. «Книга законов».

D. Законы XII таблиц.

41. Ласидоносор принес брачный дар (задаток) в дом своего тестя и отдал выкуп. Спустя месяц отец девушки заявил, что не выдаст свою дочь за Ласидоносора. а задаток и выкупную плату оставит себе. Как должен разрешиться спор о имуществе по Законам царя Хаммурапи?

А. Отец девушки должен вернуть все в тройном размере.

В. Отец девушки должен вернуть все в двойном размере.

С. Отец девушки должен вернуть задаток и вкупную плату.

D. Отец девушки должен вернуть выкупную плату, а задаток может оставить

Статья написана по материалам сайтов: student.zoomru.ru, studfiles.net, lektsii.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector