Федеральный закон об аудите

ФЗ 307-ФЗ Об аудиторской деятельности вступил в силу с 1 января 2009. До него аудиторскую деятельность регулировал ФЗ Об аудиторской деятельности № 119-ФЗ .

Закон состоит из 26 статей.

Статья 1. Аудиторская деятельность

Статья 5. Обязательный аудит

Статья 6. Аудиторское заключение

Статья 8. Независимость аудиторских организаций, аудиторов

Статья 11. Квалификационный аттестат аудитора

ФЗ 307-ФЗ разделяет понятия аудиторской деятельности и аудита. Так, аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Под аудиторской деятельностью (аудиторскими услугами) понимается деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами

В ст. 5 Закон утверждает критерии обязательности аудита: Обязательному аудиту подлежат 1) ОАО, кредит, страх.орг-и, товар.и фонд.биржи, все инвестиц.институты, 2) все гос.и негос.фонды, доходы которых формируются за счет взносов ФЛ и ЮЛ, 3) гос.и мун.учреждения, в кот.доля гос.органов ≥25%, 4) выручка за отч.год ≥400 млн. или сумма активов ≥ 60 млн.

В ст. 1 Закон раскрывает понятие прочих и сопутствующих услуг. К сопутствующим услугам закон относит, например, услуги связанные с компиляцией бухгалтерской информации, проверка бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с МСФО. Все остальные услуги оказываемые аудиторами относятся к прочим услугам.

Прочие услуги делятся на два вида:

1. Услуги совместимые с проведением обязательного аудита.

2. Услуги не совместимые с обязательным аудитом.

К услугам совместимым с проведением аудита относится: 1. Постановка бухгалтерского учета. 2. Контроль ведения учета и составления отчетности. 3. Контроль начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей. 4.Анализ финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта. 5.Оценка экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. 6. Представление интересов экономического субъекта перед третьими лицами. 7. Оказание консультационных услуг по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства, инвестиционной деятельности, менеджмента, маркетинга, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий, информационного и экспертного обслуживания, отбора и тестирования бухгалтерского персонала экономического субъекта и т. д. 8. Проведение семинаров, повышение квалификации и обучение персонала экономического субъекта. 9. Научные разработки, издание методических пособий по бухгалтерскому учету, налогообложению и анализу финансово-хозяйственной деятельности.

К услугам не совместимым с проведением обязательного аудита относятся: 1. Ведение бухгалтерского учета. 2. Восстановление бухгалтерского учета. 3. Составление бухгалтерской отчетности. 4. Составление налоговых деклараций.

В ст. 8 Закон раскрывает принцип независимости. Независимость – это отсутствие при формировании аудитором мнения фин., имущ., родств. либо любой другой заинтересованности в делах проверяемого эк.субъекта. Является основополагающим принципом.

В соответствии с законом аудит не может проводиться в следующих случаях:

1. Если руководитель либо член исполнительного органа аудиторской организации является учредителем аудируемого лица.

2. Если аудитор и аудируемые лица являются аффилированными лицами (это физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность)

3. Если имеют место родственные связи между аудиторами и аудируемыми лицами. К прямым родственным связям относятся родители, родители супругов, братья и сестры, братья и сестры супругов, дети.

4. Если имеют место родственные связи между лицами, отвечающими за ведение бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности и представителями аудиторской организации.

5. Если в течение трех предшествующих проверки календарных лет аудитор оказывали услуги по ведению, восстановлению бухгалтерского учета и формированию финансовой отчетности.

В 307-ФЗ указаны требования, предъявляемые к индивидуальным аудиторам и аудиторским организациям.

Аудиторами являются аудиторские организации, которые имеют право осуществлять аудиторскую деятельность и заниматься аудитом при следующих условиях:

I. Организация не должна иметь форму открытого акционерного общества.

II. В штате аудиторской организации должно быть не менее трех аудиторов имеющих квалификационный аттестат.

III. Организация должна являться членом СРО.

Индивидуальный аудитор для осуществления своей деятельности должен иметь квалификационный аттестат аудитора и должен являться челном СРО.

В соответствии с законодательством лица занимающиеся аудитом и аудиторской деятельностью обязаны иметь квалификационный аттестат аудита. Квалификационный аттестат является бессрочным. Квалификационный аттестат выдается лицам, имеющим любое высшее образование, стаж работы в аудиторской организации не менее двух лет и успешно сдавшим квалификационный экзамен в аккредитованном Минфином учебном центре.

Для подтверждения квалификационного аттестата аудитор с года следующего за годом его получения обязан проходить курсы повышения квалификации в объеме не менее 20 учебных часов в год, но не менее 120 учебных часов за три года.

Аннулирование квалификационного аттестата имеет место в следующих случаях:

1. Если выявляется факт сдачи экзамена по подложным документам.

2. Если вступило в силу решение суда о запрете занятия аудиторской деятельностью.

3. Если в течение двух календарных лет после получения квалификационного аттестата аудитор не осуществлял аудиторскую деятельность и не занимался аудитом.

4. Если аудитор нарушает положение закона о ежегодной переподготовке.

Законом № 307-ФЗ саморегулируемым организациям аудиторов предоставляется право устанавливать дополнительные меры дисциплинарного воздействия на ее членов за нарушение ими требований закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов (п. 6 ст. 17 Закона № 307-ФЗ).

3.Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, их характеристика.

Порядок осуществления аудиторской деятельности в РФ регламентируется законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 N 307-ФЗ и федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности (ПСАД -. 34 стандарта и ФСАД 9). (В настоящее время действует 29 стандартов, 5-й, 6-й, 13-й, 14-й и 15-й из 34-х утратили силу).

В соответствии с законом аудиторы могут осуществлять два вида деятельности: аудит и аудиторскую деятельность. Под аудитом понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке годовой бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Аудиторская деятельность в отличие от самого аудита включает сопутствующие и прочие услуги связанные с аудитом.

Основной целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности экономического субъекта и проверке соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности — единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются на:

1. Федеральные стандарты аудиторской деятельности.

2. Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов.

Федеральный закон Об аудиторской деятельности» 2020

Закон об аудиторской деятельности в последней действующей редакции от 4 мая 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон об аудиторской деятельности не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Федеральный закон Российской Федерации «Об аудиторской деятельности» определяет правовые основы проведения независимой аудиторской проверки достоверности финансовой отчётности организаций, предприятий, компаний и других юридических лиц. Федеральный закон устанавливает порядок приобретения права осуществлять аудиторскую деятельность коммерческими организациями и физическими лицами, и внесения сведений о них в реестр Саморегулируемой организации аудиторов (СОР).

Это интересно:  Федеральный закон об экологической экспертизе 174 фз

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» определяет права и обязанности аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» устанавливает основания для проведения обязательного ежегодного аудита, определяет состав сведений, которые заносятся в аудиторское заключение, устанавливает требования к порядку подписания аудиторского заключения в соответствии со стандартами аудиторской деятельности. Федеральный закон устанавливает требования к составу, квалификации и деловой репутации аудиторов, качеству работы, к формированию уставного капитала Саморегулирующих организаций аудиторов. Плановые проверки деятельности СРО осуществляются раз в два года уполномоченным федеральным органом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ

Об аудиторской деятельности

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 01.07.2010 г. №136-ФЗ, 13.12.2010 г. №358-ФЗ, 28.12.2010 г. №400-ФЗ, 04.05.2011 г. №99-ФЗ (вступ. в силу 03.11.2011 г.), 01.07.2011 г. №169-ФЗ, 11.07.2011 г. №200-ФЗ, 21.11.2011 г. №327-ФЗ, 02.07.2013 г. №185-ФЗ, 23.07.2013 г. №251-ФЗ, 28.12.2013 г. №396-ФЗ, 04.03.2014 г. №23-ФЗ, 01.12.2014 г. №403-ФЗ, 03.07.2016 г. №236-ФЗ (вступ. в силу 02.10.2016 г.), 03.07.2016 г. №262-ФЗ, 03.07.2016 г. №360-ФЗ, 01.05.2017 г. №96-ФЗ, 31.12.2017 г. №481-ФЗ, 23.04.2018 г. №112-ФЗ)

Принят Государственной Думой 24 декабря 2008 года

Одобрен Советом Федерации 29 декабря 2008 года

Статья 1. Аудиторская деятельность

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

2. Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. К аудиторской деятельности не относятся проверки, осуществляемые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности.

3. Аудит — независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Для целей настоящего Федерального закона под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность (или ее часть), предусмотренная Федеральным законом от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» или изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, аналогичная по составу отчетность (или ее часть), предусмотренная другими федеральными законами или изданными в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а также иная финансовая информация.

4. Виды аудиторских услуг, в том числе перечень сопутствующих аудиту услуг, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности (далее — уполномоченный федеральный орган).

5. Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления.

6. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (индивидуальные предприниматели, осуществляющие аудиторскую деятельность) не вправе заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания услуг, предусмотренных настоящей статьей.

7. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) утратил силу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 01.12.2014 г. №403-ФЗ

4) управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

8. Аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, в бухгалтерской и финансовой документации которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 01.12.2014 г. №403-ФЗ)

Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность

Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности.

(Статья 2 изложена в новой редакции в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 01.12.2014 г. №403-ФЗ)

Статья 3. Аудиторская организация

1. Аудиторская организация — коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

2. Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее — реестр аудиторов и аудиторских организаций), членом которой такая организация является.

3. Коммерческая организация, сведения о которой не внесены в реестр аудиторов и аудиторских организаций в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц, не вправе использовать в своем наименовании слово «аудиторская», а также производные слова от слова «аудит».

Статья 4. Аудитор

1. Аудитор — физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

2. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

3. Аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности, а также в оказании прочих услуг, предусмотренных статьей 1 настоящего Федерального закона.

4. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать прочие услуги в соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Статья 5. Обязательный аудит

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

Это интересно:  Закон об электроэнергетике рк 2020

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

6. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 21.11.2011 г. №327-ФЗ, 28.12.2013 г. №396-ФЗ, 01.12.2014 г. №403-ФЗ, 03.07.2016 г. №262-ФЗ, 03.07.2016 г. №360-ФЗ, 03.07.2016 г. №236-ФЗ, 01.05.2017 г. №96-ФЗ)

Общая характеристика Федерального закона «Об аудиторской деятельности»

Закон об аудиторской деятельности представляет собой комплексный специальный законодательный акт, в котором устанавливаются правовые основы аудиторской деятельности в Российской Федерации. Данный закон является специальным по отношению к другим. Он должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых документов: ГК РФ, Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), Закона о бухгалтерском учете, Закона о саморегулируемых организациях и др.

Закон об аудиторской деятельности включает в себя 26 статей, в которых приведены легальные определения таких понятий, как аудиторская деятельность, сопутствующие аудиту услуги, прочие аудиторские услуги, аудитор, аудиторская организация, саморегулируемая организация аудиторов и др.

В Законе об аудиторской деятельности установлены:

  • • права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг;
  • • критерии проведения обязательного аудита;
  • • понятие аудиторской тайны;
  • • сущность стандартов аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное;
  • • понятие Кодекса профессиональной этики аудиторов.

Кроме того, в Законе об аудиторской деятельности разъяснено, что следует понимать под независимостью аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, как осуществляется контроль за работой аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, что такое квалификационный аттестат аудитора, каковы основания и порядок его аннулирования.

Семь статьей Закона об аудиторской деятельности посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, включая сущность государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при Минфине России, СРОА, требований к членству в такой организации, ведению реестров аудиторов и др.

Отметим наиболее принципиальные положения Закона об аудиторской деятельности.

  • 1. Проведение обязательного аудита. Согласно Закону об аудиторской деятельности обязательный аудит может проводиться и индивидуальными аудиторами — кроме организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торговых фондовых биржах и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности. Для этих организаций обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями (ч. 3 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности). Отметим, что ранее действовавший Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» нс допускал возможность проведения обязательного аудита индивидуальными аудиторами.
  • 2. Минимальная численность аудиторов, работающих в аудиторской организации. Минимально допустимая численность аудиторов, являющихся работниками такой организации, должна быть не менее трех (ч. 2 ст. 18 Закона об аудиторской деятельности).
  • 3. Обязательность членства аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемой некоммерческой организации аудиторов. По существу, такое членство заменяет собой лицензирование аудиторской деятельности (ст. 3, 4, 17, 18 Закона об аудиторской деятельности). При этом членами саморегулируемой организации должны быть как физические лица (аудиторы), так и юридические лица (индивидуальные аудиторы и аудиторские организации).
  • 4. Состав услуг, оказываемых аудиторами и аудиторскими организациями. Такие услуги подразделяются на аудит, сопутствующие аудиту услуги и прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги. Внешний аудит подразделяется на обязательный, инициативный и аудит по специальным заданиям. Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности (ч. 4 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности).
  • 5. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. В соответствии с Законом об аудиторской деятельности федеральные правила (стандарта) аудиторской деятельности утверждаются уполномоченным федеральным органом (Минфином России). В соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» такие стандарты утверждались Правительством РФ.

До утверждения уполномоченным федеральным органом федеральных стандартов аудиторской деятельности, предусмотренных федеральным законом, обязательными для аудиторских организаций и аудиторов являются федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные до дня вступления в силу федерального закона, т.е. федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 и дополнениями к нему. Кроме того, при осуществлении аудиторской деятельности применяются правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией при Президенте РФ по аудиторской деятельности (с учетом решений Совета по аудиторской деятельности при Минфине России).

Это интересно:  Закон об исчислении времени

6. Общественные организации аудиторов. Такие организации создаются в виде саморегулируемых некоммерческих организаций аудиторов. Квота для создания СРОА включает в себя не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций (ч. 3 ст. 17).

Приведенный перечень изменений касается преимущественно общих положений. Отметим также, что по ряду статей Закона об аудиторской деятельности должны быть дополнительно приняты новые законодательные документы и проведены определенные мероприятия.

Нормативная поддержка Закона об аудиторской деятельности обеспечивается в основном действующими федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, приказами Минфина России и другими документами (табл. 2.3).

Нормативная правовая поддержка Закона об аудиторской деятельности

Номер статьи Закона и ее наименование

Нормативные правовые акты, которым корреспондирует данная статья

Статья 264 НК РФ.

ФПСАД № 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами»; ФПСАД № 30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации»; ФПСАД № 31 «Компиляция финансовой информации»; ФПСАД № 33 «Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности».

Международный стандарт финансовой отчетности № 1. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утв. приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н

Номер статьи Закона и ее наименование

Нормативные правовые акты, которым корреспондирует данная статья

Законодательство РФ и иные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность

Закон о саморегулируемых организациях, Закон о бухгалтерском учете, Закон об акционерных обществах и др.

Указы Президента РФ.

Постановления Правительства РФ.

Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти.

Нормативные акты субъектов РФ.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Закон об акционерных обществах.

Закон об обществах с ограниченной ответственностью. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Статьи 1, 5, 8, 10, 13, 18—20 Закона об аудиторской деятельности

Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации. Кодекс профессиональной этики аудиторов.

Статьи 8,10—13, 20 Закона об аудиторской деятельности

№ 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Статьи 1, 6 Закона об аудиторской деятельности.

ФПСАД № 2 «Документирование аудита»; № 3 «Планирование аудита»; № 10 «События после отчетной даты»;

№ 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника»

Приказ Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н «Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности», утвердивший ФСАД 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности», ФСАД 2/2010 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении», ФСАД 3/2010 «Дополнительная информация в аудиторском заключении»

Номер статьи Закона и ее наименование

Нормативные правовые акты, которым корреспондирует данная статья

Стандарты аудиторской деятельности и кодекс профессиональной этики аудиторов

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.

Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности. Международные стандарты аудита.

Кодекс профессиональной этики аудиторов

Статьи 13, 17, 18, 20 Закона об аудиторской деятельности

ФПСЛД № 22 «Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника».

Кодекс профессиональной этики аудиторов

Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов

Статьи 17, 19, 20, 23 Закона об аудиторской деятельности. ФПСАД № 7 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту»; № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях».

Приказ Минфина России от 24 февраля 2010 г. № 16н «Об утверждении федерального стандарта аудиторской деятельности “Принципы осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля. ФСАД 4/2010”».

Приказ Росстата от 23 ноября 2012 г. № 615 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минфином России федерального статистического наблюдения за аудиторской деятельностью»

Квалификационный аттестат аудитора

Статьи 4, 12 Закона об аудиторской деятельности.

Приказ Минфина России от 19 марта 2013 г. № 32н «Об утверждении Положения о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора и о признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации». Порядок создания единой аттестационной комиссии, утв. приказом Минфина России от 27 мая 2010 г. № 51 н

Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора

Статья 11 Закона об аудиторской деятельности

Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора

Статьи 4, 8, 18, 20, 23 Закона об аудиторской деятельности

Номер статьи Закона и ее наименование

Нормативные правовые акты, которым корреспондирует данная статья

Права и обязанности аудируемого лица и лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг

Статьи 5, 6, 9, 13 Закона об аудиторской деятельности

Статьи 16—18, 21—23 Закона об аудиторской деятельности. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации». Приказ Минфина России от 14 февраля 2013 г. № 53 «Об утверждении Положения о Департаменте регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности»

Совет по аудиторской деятельности

Статьи 15, 23 Закона об аудиторской деятельности. Положение о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации

Саморегулиру- смые организации аудиторов

Статьи 2—4, 7, 10, 11, 15, 18, 19—23 Закона об аудиторской деятельности.

Закон о саморсгулируемых организациях

Требования к членству в саморегулиру- емой организации аудиторов

Статья 17 Закона об аудиторской деятельности. Закон о саморсгулируемых организациях

Ведение реестра аудиторов и аудиторских организации

Статьи 3,4, 17 Закона об аудиторской деятельности. Закон о саморсгулируемых организациях

Меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов

Статьи 3, 4 Закона об аудиторской деятельности.

Закон о саморегулируемых организациях.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП)

Ведение государственного реестра само- регулируемых организаций аудиторов

Статьи 5,17 Закона об аудиторской деятельности

Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулиру- емых организаций аудиторов

Статьи 15, 17 Закона об аудиторской деятельности

Следует отметить, что знание Закона об аудиторской деятельности необходимо прежде всего аудиторам, руководителям аудиторских организаций, бухгалтерам предприятий, юристам, экономистам и другим специалистам, которым адресованы его нормы, сотрудникам государственного аппарата, финансовых и налоговых органов.

Статья написана по материалам сайтов: dogovor-urist.ru, base.spinform.ru, studme.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector