Предмет правового регулирования финансового права

Как уже было отмечено, предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством и местным самоуправлением финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств.Итак, предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач[1].По своему содержанию эти отношения весьма разнообразны, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения, с разными сторонами жизни общества и государства; разнообразен также и круг участников финансовых отношений: Российская Федерация вступает во взаимоотношения со своими субъектами, последние — с муниципальными образованиями, органы государственной власти и местного самоуправления — с организациями и физическими лицами, взаимодействуют между собой государственные органы всех видов и уровней и органы местного самоуправления, в том числе финансово-кредитные органы, в соответствии со своей компетенцией в области финансов.Таким образом, данные определения предмета и понятия финансового права увязаны не только с государственными, но и с муниципальными финансами, а также учитывают их классификацию на централизованные и децентрализованные.Исключение отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности муниципальных образований (органов местного самоуправления) противоречило бы принципу единства финансовой системы и конституционному требованию о проведении в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст. 114 Конституции РФ[2]). Объединяет эти отношения с отношениями, возникающими в ходе финансовой деятельности государства, и публичный характер тех и других.В финансовых отношениях, являющихся предметом финансового права, можно выделить следующие группы:а) между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и входящими в состав последних административно-территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающие в связи с распределением финансовых ресурсов страны;б) между финансовыми и налоговыми органами, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями — с другой, в связи с выполнением финансовых обязательств перед государством, муниципальными образованиями, распределением между ними или расходованием государственных и муниципальных денежных средств;в) между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых);г) между государственными, в том числе казенными, и муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами — с другой, в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях народного хозяйства и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств предприятий, организаций, учреждений;д) между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;е) между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами — с другой, в связи с выполнением обязанностей последних по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды).Данная классификация проведена по субъектному составу отношений. Возможна классификация и по другим критериям, например, по содержанию финансовых отношений, по методам финансовой деятельности и т.д. Разнообразие подходов при классификации финансовых отношений углубляет представления о предмете финансового права.Рассмотрение финансовых отношений по группам показывает, что при всем своем разнообразии они имеют общее основное содержание — направленность на образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов (финансовых ресурсов). Естественно, что эти отношения возникают при участии и при непосредственном воздействии государства и в рамках законодательства — органов местного самоуправления.Государство обеспечивает планомерность аккумуляции денежных средств и направление их согласно планам и программам в экономику, социальную сферу, на другие потребности общества. Оно должно организовывать эту деятельность, соблюдая правила и требования правовых норм.

Понятие, предмет и методы финансового права

Читайте также:

  1. A. Материальные и духовные блага, по поводу которых субъекты гражданского права вступают между собой в правовые отношения
  2. Bonorum posessio(преторский наследник) – владение наследственным имуществом. Для защиты своего права на наследство получал интердикт quorum bonorum
  3. Communio. Право на долю вещи и доля права на вещь (реальная и идеальная доли). Правовой режим res communes.
  4. Favourite subject любимый предмет
  5. I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 1 страница
  6. I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 10 страница
  7. I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 11 страница
  8. I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 12 страница
  9. I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 13 страница
  10. I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 14 страница
  11. I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 15 страница
  12. I. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ПРАВА 2 страница
Читайте также:

  1. D) взаимодействие предметно-логического и номинативного значений
  2. Gt; 89. Предмет и функции СО как научной дисциплины и практической области деятельности. (не до
  3. Res divini iuris (вещи божественного права) и res humani iuris. Виды вещей божественного права.
  4. Thesauri inventio, условия и правила закрепления права.
  5. V1: РЕЛИГИЯ КАК ПРЕДМЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ И КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  6. А12. ОСНОВНАЯ ДИЛЕММА ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
  7. А16. ФИНАНСОВЫЙ РЫЧАГ. СИЛА ФИНАНСОВОГО РЫЧАГА. УПРАВЛЕНИЕ РЫЧАГОМ
  8. Агентирование в коммерческой деятельности. Особенности оформления договорных отношений и правового регулирования.
  9. Административное право в системе российского права.
  10. Административное право РФ: предмет и метод правового регулирования, источники.

Лекция 2. Финансовое право как отрасль российского права.

Современное финансовое право является самостоятельной отраслью права, соответствующей отраслью российского законодательства, учебной дисциплиной и наукой. Финансовое право стремительно развивается, в результате чего конкретизируется предмет финансово-правового регулирования, обновляются его подотрасли и институты. Так, после вступления в силу Бюджетного кодекса РФ и Налогового кодекса РФ правовое регулирование финансовых отношений пополнилось многими новыми для России объектами, методами, механизмами, принципами и т.д.

Финансовое право как отрасль российского права представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих однородные общественные отношения по формированию, распределению и использованию денежных фондов государства и муниципальных образований (местного самоуправления).

Отношения и общественные связи, возникающие между частными и публичными субъектами в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления по своему социальному, политическому и правовому содержанию изначально конфликты. Вместе с тем они исключительно важны для жизнедеятельности всего государства, поэтому должны всесторонне изучаться финансово-правовой наукой и регулироваться правовыми нормами. Системная организация финансово-правовых норм находит свое закрепление в нормативных финансово-правовых актах, образующих систему финансового законодательства.

Финансовое законодательство – это система взаимосвязанных законодательных и других нормативных правовых актов, содержащих нормы, закрепляющие и регулирующие однородные общественные отношения по формированию, распределению и использованию денежных фондов государства и муниципальных образований (местного самоуправления).

Наука финансового права является теорией и методологией изучения, анализа и разработки концепций и рекомендаций по вопросам регулирования финансово-правовой сферы, т.е. по формированию, распределению и использованию денежных фондов государства и муниципальных образований (местного самоуправления). Теория финансового правапредставляет собой систему знаний об общих закономерностях существования и развития финансового права, аккумулирующих коллективный опыт и результат достаточно длительной познавательной деятельности специалистов в данной отрасли правоведения. Эти знания объективируются в форме публикаций, приобретая таким образом самостоятельное и независимое от их автора существование. С этими знаниями может ознакомиться каждый желающий, дать им соответствующую оценку и использовать в процессе новых научных исследований[1].

Чтобы выяснить содержание финансового права как отрасли права, необходимо выявить специфику общественных отношений, составляющих его предмет. Специфика отношений, регулируемых нормами финансового права, состоит в том, что они складываются в особой сфере жизни общества — финансовой деятельности государства и местного самоуправления.

Предмету правового регулирования финансового права свойственны отличительные признаки, которые заключаются в том, что эти отношения имеют имущественный характер либо обусловлены имущественным характером; направлены на формирование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов; их участником и управляющим субъектом всегда является государство или муниципальное образование в лице его компетентных органов или должностных лиц; им присуща политическая компромиссность правового регулирования и изначальная конфликтность, вызванная противоречиями между частной и публичной формами собственности, частными и публичными интересами и др.

Финансовое право постоянно развивается и совершенствуется в соответствии с происходящими в государстве и обществе изменениями. В настоящее время особую актуальность приобретает финансовый контроль, возрастает значение процессуальной формы осуществления финансовой деятельности и др. Все это позволяет рассматривать предмет финансового права как систему однородных имущественных отношений, складывающихся между государством (муниципальным образованием) и иными субъектами по формированию, распределению и использованию государственных денежных фондов и осуществления финансового контроля.

К предмету финансового права можно отнести и ответственность за нарушения бюджетного и налогового законодательства, хотя по этому вопросу существуют различные точки зрения. Ряд авторов считают, что по правовой природе ответственность за нарушения бюджетного и налогового законодательства является к административной ответственностью.

Предмет финансового права классифицируют по различным основаниям. Во-первых, в зависимости от функций финансовой деятельности, к предмету финансового права относятся отношения, складывающиеся в ходе: формирования государственных или муниципальных денежных фондов; распределения государственных или муниципальных денежных фондов; использования государственных или муниципальных фондов; осуществления финансового контроля; эмиссии денег.

Во-вторых, в зависимости от институциональной принадлежности выделяются отношения: бюджетные; возникающие в процессе деятельности государственных или муниципальных внебюджетных фондов; по поводу образования государственных или муниципальных доходов; по поводу осуществления государственных или муниципальных расходов; складывающиеся в процессе финансовой деятельности организаций; налоговые; кредитные; обязательного страхования; по денежному обращению и расчетам; по валютному регулированию и валютному контролю.

В-третьих, по экономическому критерию финансовые отношения подразделяются на финансовые и нефинансовые.

Финансовыми являются отношения, опосредующие движение денежных средств и обладающие характерными признаками финансов (например, отношения по бюджетному регулированию, распределению прибыли государственного унитарного предприятия, взиманию налогов, взысканию пени и штрафа за нарушение бюджетного и налогового законодательства и др.).

К нефинансовым относятся отношения, в которых нет движения денег, но эти отношения лежат в основе финансовых отношений и направлены на их возникновение, изменение или прекращение (например, установление налогов, утверждение бюджета субъекта РФ или сметы организации, надзор Центрального банка РФ за деятельностью кредитных организаций и др.). Такого рода отношения можно отнести к неимущественным, но связанным с имущественными отношениями финансовой деятельности.

В-четвертых, по субъектному составу различают финансовые отношения, складывающиеся между: Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями в лице компетентных государственных или муниципальных органов по поводу распределения финансовых ресурсов государства; финансовыми и налоговыми органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, относительно выполнения финансовых обязательств перед государством или муниципальным образованием; государственными или муниципальными финансово-кредитными органами, а также между государственными или муниципальными финансово-кредитными органами и юридическими или физическими лицами в связи с образованием и распределением кредитных ресурсов, централизованных страховых взносов; государственными и муниципальными организациями, с одной стороны, и учредившими их государственными (муниципальными) органами, с другой стороны, относительно средств этих организаций.

Данная классификация общественных отношений говорит о том, что в предмет финансового права входят не все денежные отношения, а только те из них, которые опосредуют процессы формирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов в публичных интересах.

Это интересно:  В чем суть гражданского права

Наряду с финансовыми существуют денежные отношения, составляющие предметы правового регулирования иных отраслей права. Так, расчеты по договору купли-продажи между юридическими и физическими лицами, кредитование банками граждан и организаций относятся к отношениям, регулируемым нормами гражданского права, взыскание административных штрафов — к отношениям, регулируемым нормами административного права, выплата пенсий — к отношениям, регулируемым нормами права социального обеспечения.

Критерием выделения финансового права в самостоятельную отрасль российского права наряду с предметом финансового права служит метод правового регулирования, который является способом воздействия на общественные отношения, составляющие предмет финансового права. Специфика общественных отношений, образующих предмет финансового права, обусловила и особенности способов государственного воздействия на эти отношения.

Понятие «метод», являющееся одним из основополагающих в методологическом и мировоззренческом развитии современной науки, определяется как научная абстракция, фиксирующая совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Методы осуществления финансовой деятельности являются важным составляющим элементом финансового права, поскольку отражают качественную сторону финансовой деятельности и позволяют судить о характере внутригосударственных взаимоотношений.

Метод финансово-правового регулирования — это совокупность специфических юридических признаков финансового права, в которых концентрированно выражаются соответствующие его содержанию и местоположению в системе российского права средства и способы регулирования финансовых отношений.

При регулировании финансовых отношений, один и тот же правовой способ (прием) может применяться различными институтами финансового права. Но структура отраслевого метода властных предписаний всегда остается неизменной, а отдельные правовые приемы могут переходить от одного правового метода к другому, не разрушая их структуры.

Методом финансового права является не какая-то одна юридическая особенность, а это всегда совокупность юридических приемов, средств, способов, отражающих своеобразие воздействия норм финансового права на регулируемые им отношения финансовой сферы.

Владельцем и распорядителем денежных фондов как публичной собственности является государство или муниципальное образование, вступающее в финансовые правоотношения через свои компетентные органы. Но выступают эти органы в финансово-правовом обороте либо в виде органов — носителей государственного суверенитета, либо в качестве органов — юридических лиц или бюджетных учреждений. Поэтому и методы финансово-правового воздействия на разных участников финансовых правоотношений различны: в первом случае проявляется императивность, во втором — относительная диспозитивность.

Среди общих методов, применяемых в финансовом праве, наиболее ярко выделяется императивный метод. Императивный метод воздействия на финансовые отношения представляет собой способ властных предписаний, сочетающий в себе позитивные обязывания и запреты в виде обязывающих норм и норм-запретов. Этот метод насквозь пронизывает финансовое право и является присущим всем его составным частям (институтам), но в отдельных институтах он имеет свои особенности.

Императивный (властный) характер финансовой деятельности государства присущ в силу того, что государство самостоятельно устанавливает порядок образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов. Волевой характер финансовой деятельности опосредован тем, что в процессе ее выполнения происходят осмысление, познание и оценка реальной действительности, принятие самых разнообразных решений. Субъекты финансового права осознают юридический смысл своей компетенции, полномочий, поставленных перед ними целей и задач, необходимость соблюдения финансовой дисциплины, применяют адекватные методы финансово-правового регулирования, познают меру ответственности за свои действия.

Преобладание в финансовом праве метода императивного регулирования, которому характерны властные предписания и запреты, объясняется публичной природой финансовых отношений и их значимостью для нормального функционирования государства. В урегулированных нормами финансового права общественных отношениях, как правило, присутствует известное подчинение воли управляемых субъектов единой управляющей воле, выразителем которой выступает Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования в лице их уполномоченных органов, наделенных властными полномочиями. Именно выражение финансовых интересов государства в целях реализации публичных интересов предопределяет императивные способы воздействия на иных участников финансовых отношений и обосновывает юридическое неравенство субъектов финансового права.

Императивный метод правового регулирования представляет собой не просто специфический способ воздействия на общественные отношения относительно государственного (муниципального) права собственности на централизованные и децентрализованные денежные фонды, а служит выразителем основных особенностей финансового права, отраженных в сфере имущественного регулирования.

В финансовом праве императивный метод правового регулирования не исключает возможность управляемого субъекта влиять на принятие решения управляющим субъектом. В условиях рыночной экономики стало возможным применение согласительных процедур, обсуждение принимаемых решений и использование договорных методов регулирования финансовых отношений. В Российской Федерации достаточно широко используется диспозитивный метод правового воздействия на финансовые отношения, хотя он более присущ частным отраслям права.

Проникновение диспозитивного метода правового воздействия в сферу финансовых отношений свидетельствует о сочетании и сбалансированности частных и публичных интересов. Диспозитивность в финансовом праве следует рассматривать в качестве альтернативной возможности выбора субъектами финансового права вариантов поведения в рамках, предусмотренных финансовым законодательством.

Диспозитивные начала проявляются и в межбюджетных отношениях между Российской Федерацией и ее субъектами, что свидетельствует о признании субъектов РФ равноправными участниками бюджетных отношений. Свидетельством диспозитивности финансовых отношений могут служить нормы БК РФ, допускающие возникновение публичных бюджетных правоотношений на основании юридических фактов, вытекающих из частных гражданских правоотношений.

Так, например, в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании п. 1 ст. 72 БК РФ установлена возможность распределения бюджетных денежных средств не только ранее известными методами финансирования и кредитования, но и посредством государственного (муниципального) заказа и государственных (муниципальных) закупок, представляющих собой договор, заключенный органами государственной власти или органами местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования с физическими и юридическими лицами. На основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством РФ, предоставляются бюджетный кредит или бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями (п. 1 ст. 76, п.1 ст. 80 БК РФ).

Гражданско-правовые отношения в сфере страхования также могут вызывать к жизни публичные финансовые отношения. Так, в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»[2] государство выплачивает инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения, компенсации страховых премий по договору обязательного страхования. Компенсация предоставляется за счет средств федерального бюджета в размере 50 процентов от суммы страхового взноса. В рассмотренном примере гражданско-правовая сделка по страхованию выступает юридическим фактом, порождающим бюджетные правоотношения.

На договорной основе могут привлекаться кредитные организации для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе (п. 1 ст. 156 БК РФ). Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ позволяют говорить о том, что в финансовом праве применяется и метод согласования.

Внешнее юридическое выражение метод диспозитивности находит и в установлении государством рекомендательных финансово-правовых норм. В современных условиях способ рекомендаций приобретает новую актуальность и наиболее ярко показывает обусловленность финансовой деятельности федеративным устройством государства. Так, ежегодные законы о федеральном бюджете содержат определенные указания субъектам РФ, выполнять которые не обязательно, но в целях реализации единой финансовой политики — желательно.

В финансовом праве метод диспозитивности носит условный характер и его действие имеет определенные особенности, обусловленные в первую очередь приоритетом публичных интересов. Согласование каких-либо условий финансовой деятельности возможно только в случаях, прямо оговоренных финансовым законодательством. Во многих случаях применение метода согласования, выбора правил поведения предшествует принятию нормативного правового акта или заключению договора (соглашения), нормы которых становятся обязательными для субъектов финансового права. Последующее регулирование согласованных форм финансовой деятельности осуществляется императивным методом.

С помощью методов финансового права осуществляется реформирование взаимоотношений субъектов финансового права на основе совокупности или системы целенаправленных средств для дальнейшего развития финансовой деятельности в соответствии с государственным устройством и публичными потребностями общества.

Наличие обособленного предмета финансового права и соответствующих методов воздействия позволяет утверждать, что финансовое право представляет собой самостоятельную публично-правовую отрасль российского права, которая регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и местного самоуправления. Посредством этой отрасли права государство воздействует на систему специфических однородных общественных отношений, возникающих относительно формирования, распределения и использования государственных (муниципальных) денежных фондов, осуществления финансового контроля, денежной эмиссии и привлечения к ответственности за нарушение финансового законодательства.

Таким образом, финансовое право — это отрасль российского права, представляющая собой совокупность (систему) юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления публичных функций.

С помощью финансового права государство реализует свою экономическую функцию. Объективная необходимость регулирования финансовых отношений существует в любом обществе, поскольку таким образом государство на основе специфических императивных средств получает возможность влияния (воздействия) на формирование имущественных отношений путем прямого или косвенного вмешательства.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Особенности предмета и метода финансово-правового регулирования

Методы осуществления финансовой деятельности в рыночных условиях наполняются новым содержанием и подвержены изменениям, как и сами бюджетно-финансовая и налоговая системы. Поэтому новое в содержании методов аккумуляции, распределения и использования финансов в переходный период обусловлено изменениями налогового и бюджетного законодательства. А расширение рынка ценных бумаг, развитие государственного кредита и страхования порождают новые приемы и способы финансовой деятельности.

Методы финансовой деятельности несут в себе властные начала, поскольку производны от государственной воли, направлены на реализацию компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, представляющих собой публичную власть. Добровольность же привлечения отдельных видов доходов касается лишь волеизъявления юридических и физических лиц на договорные отношения или иные сделки. Цели и условия для проявления такой инициативы других лиц, а также возможность ее реализации определяет государство.

Предмет финансового права — это общест­венные отношения, возникающие в процессе деятельности го­сударства и муниципальных образований по планомерному обра­зованию (формированию), распределению и использованию де­нежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

По своему содержанию эти отношения весьма разнообразны, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределе­ния, с разными сторонами жизни общества и государства. Разно­образен также и круг участников финансовых отношений: Рос­сийская Федерация вступает во взаимоотношения со своими субъектами, последние — с муниципальными образованиями, ор­ганы государственной власти и местного самоуправления — с ор­ганизациями и физическими лицами, взаимодействуют между собой государственные органы всех видов и уровней и органы местного самоуправления, в том числе финансовые и кредитные органы, в соответствии со своей компетенцией в области финан­сов1.

Однако не всегда специалисты по финансовому праву отмеча­ют вхождение в его предмет отношений, связанных с функциони­рованием муниципальных финансов, ограничиваясь при формулировании его понятия упоминанием только государственных финансов и финансовой деятельности государства. Вместе с тем при рассмотрении содержания конкретных финансово-правовых институтов отражают в них муниципальные финансы и финансо­вая деятельность органов местного самоуправления (например, бюджетные права муниципальных образований, или органов местного самоуправления). Таким образом, эти специалисты фак­тически не отрицают принадлежности упомянутых категорий к финансовому праву. Между тем высказано и мнение, согласно ко­торому в предмет финансового права не следует включать отноше­ния, возникающие в процессе финансовой деятельности органов местного самоуправления (формирования и исполнения местных бюджетов, установления и взимания местных налогов и сборов и т.п.), поскольку эти органы не входят в систему органов госу­дарственной власти1. Представители современной зарубежной науки финансового права также высказывают такие мысли. Французский ученый Годме, в частности, пишет: «Финансовое право — отрасль публичного права, предметом которой являются нормы, регулирующие государственные финансы».

Это интересно:  Правила заполнения формы 6 ндфл

Связь финансового права именно с государственными финан­сами подчеркивалась в русской дореволюционной литературе. Вместе с тем обращалось внимание и на то, что к сфере финансо­вого права следует относить и соответствующую деятельность земств, то есть органов местного самоуправления.

В финансовых отношениях, являющихся предметом финан­сового права, можно выделить следующие их группы:

а) между Российской Федерацией, ее субъектами, муници­пальными образованиями и административно-территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающие в связи с распределением финансовых ресурсов страны;

б) между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждения­ми, с другой, — в связи с выполнением финансовых обязательств перед государством, муниципальными образованиями, распреде­лением между ними или расходованием государственных и муни­ципальных денежных средств;

в) между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных (муници­пальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджет­ных, кредитных, страховых);

г) между государственными, в том числе казенными, и му­ниципальными предприятиями, организациями, учреждения­ми, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами, с другой, — в связи с распреде­лением и использованием в соответствующих отраслях эконо­мики и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств предприятий, организа­ций, учреждений;

д) между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, — в связи с образованием и распределением государственных кредитных ре­сурсов и централизованных страховых фондов;

е) между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами, с другой, — в связи с вы­полнением обязанностей последних по внесению платежей в госу­дарственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет, вне­бюджетные целевые фонды).

Данная классификация проведена по субъектному составу отношений. Возможна классификация и по другим критериям, например, по содержанию финансовых отношений, по методам финансовой деятельности и т.д. Разнообразие подходов при классификации финансовых отношений углубляет представления о предмете финансового права.

Рассмотрение финансовых отношений по группам показывает, что при всем своем разнообразии они имеют общее основное содер­жание — направленность на образование, распределение и ис­пользование государственных и муниципальных денежных фон­дов (финансовых ресурсов). Естественно, что эти отношения возникают при участии и под непосредственным воздействием го­сударства и (в рамках законодательства) — органов местного самоуправления.

Государство обеспечивает планомерность аккумуляции де­нежных средств и направление их согласно планам и программам в экономику, социальную сферу, на другие потребности общества. Оно должно организовывать эту деятельность, соблюдая правила и требования правовых норм.

В нормах финансового права закрепляются общие принципы и формы финансовой деятельности государства и органов местно­го самоуправления, методы аккумуляции средств в государствен­ные и муниципальные денежные фонды, виды используемых для формирования этих фондов платежей, порядок их взимания. Они регулируют также порядок получения и использования государ­ственных и муниципальных денежных средств, источники обра­зования финансовых ресурсов государственных и муниципаль­ных денежных средств, источники образования финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий, орга­низаций, учреждений и т.п.

Регулируя эти отношения, нормы финансового права закреп­ляют права и обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, граждан.

Четкость правового регулирования финансовых отношений важна не только для обеспечения должной организованности ра­боты государственных органов, органов местного самоуправле­ния, но и для соблюдения интересов государства, муниципальных образований, а также граждан, предприятий, организаций, уч­реждений, а в конечном итоге — для выполнения государством его функций.

Финансовое право России отражает новые экономические и политические процессы, происходящие в стране. В его развитии можно видеть следующие наиболее существенные направления.

Во-первых, изменения финансово-правовых норм, обусловлен­ные созданием рыночной экономики. Теперь эти нормы базируют­ся на принципе равенства прав субъектов независимо от формы собственности, и соответственно этому — их финансовых обя­занностей перед государством и муниципальными образования­ми, прав на защиту их законных интересов, самостоятельности хозяйствующих субъектов и т.д.

Следует заметить и нацеленность финансово-правовых инсти­тутов на стимулирование производства, использование их для ре­гулирования развития экономики и др.

Во-вторых, усиливается материальная (финансовая) ответст­венность за правонарушения в области финансов. Это относится и к ответственности государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.

В-третьих, финансово-правовое регулирование направлено на установление большего разнообразия в методах финансовой дея­тельности государства и органов местного самоуправления. Вместе с тем в них все еще преобладает фискальная сторона (рас­ширение системы налогов для привлечения средств в казну при недостаточном развитии социальной направленности).

В-четвертых, финансовое право отражает развитие в России федеративных отношений и местного самоуправления. Измене­ния в его нормах ориентированы на повышение роли субъектов Российской Федерации, расширение их самостоятельности и сферы правового регулирования. Одновременно такую же направ­ленность финансового права можно отметить в отношении орга­нов местного самоуправления. Не только субъекты Федерации, но и эти органы могут принимать нормативные акты, регулирующие финансовые отношения в соответствующих территориальных пределах (например, положения о местных налогах и сборах). Эти процессы сочетаются с укреплением вертикали власти, обеспечи­вающей единую финансовую политику в стране.

В-пятых, финансово-правовые нормы, закрепляющие полно­мочия государственных органов в области финансов, отражают принципы разделения властей.

7. Объект и содержание финансово-правового отношения

Общественные отношения по аккумуляции, распределению и использованию государственных и муниципальных финансов под воздействием норм финансового права приобретают волевой характер, системность, формальную определенность и становятся финансовыми правоотношениями.

Юридическое содержание финансового правоотношения складывается из прав и обязанностей его субъектов. В финансово-правовом отношении содержание прав и обязанностей состоит в указании, каким должно быть поведение каждой стороны, какие действия могут совершаться для реализации должного и возможного поведения. Императивно-властный характер правового регулирования финансовых правоотношений накладывает отпечаток на их содержание. Это проявляется в преобладании регулятивных средств достижения финансового результата. Права и обязанности субъектов финансового правоотношения ограничены рамками актов нормотворчества и финансового планирования. Свобода поведения субъекта строго ограничена законом и финансовым планом.

Объектом финансового правоотношения являются финансовые ресурсы, необходимые для удовлетворения потребностей государства и его отдельных общественно-территориальных образований. Денежные средства как материальный объект финансовых правоотношений являются обязательным условием их существования. Обеспечение финансовыми ресурсами государственных и муниципальных программ социально-экономического развития – важнейшая задача финансовой политики и цель этих правоотношений.

Объектом могут быть финансовые обязательства юридических и физических лиц перед государством, муниципальным образованием. К ним следует отнести налоговые обязательства, а также обязательства по платежам в виде взносов, пошлин и сборов, в том числе не относящихся к налоговым доходам.

В финансово-правовой литературе высказаны иные подходы к трактовке объекта финансового правоотношения, в частности подразделения их на отделимые и неотделимые от материального правоотношения. Представляется, что налоговые и неналоговые платежи как отделимые объекты могут выступать как объекты материального правоотношения. Но это и есть финансовые ресурсы и финансовые обязательства. Неотделимые объекты в виде контроля и иных видов проявления финансовой деятельности следовало бы рассматривать в структуре финансового процессуального правоотношения.

С учетом изложенного, финансовые правоотношения можно определить, как урегулированные нормами финансового права общественные отношения в сфере финансов и финансовой деятельности, стороны которых наделены конкретными корреспондирующими другу друг субъективными правами и обязанностями по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных фондов денежных средств.

Финансовое право РФ: понятие, предмет и метод правового регулирования

Осуществление финансовой деятельности государства и муниципальных образований требует правовой урегулированности отношений, возникающих в процессе ее осуществления: четкого закрепления прав, обязанностей, ответственности участвующих в ней субъектов. В этом и заключается предназначение финансового права. Посредством его норм финансовая система приводится в действие и используется государством соответственно стоящим перед ним задачам.

Область финансов и отдельные их стороны затрагивают нормы и других отраслей права. Однако именно в сферу финансового права эта область подпадает в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что предметом финансового права охватываются отношения, возникающие в связи с функционированием государственных и муниципальных финансов, что обусловлено публичным характером тех и других. С другими составными частями финансовой системы эта отрасль права связана постольку, поскольку регулирует отношения, связанные с аккумуляцией средств в денежные фонды государства и муниципальных образований, а также их использованием (например, налоговые платежи из финансовых ресурсов предприятий, основанных на негосударственных формах собственности).

Следует заметить, что в связи с финансовой деятельностью государства и муниципальных образований возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, которые не относятся к предмету финансового права: например, трудовые, гражданские и другие, регулируемые соответствующими отраслями права, финансовое же право регулирует только финансовые отношения.

Итак, финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач Мадрица В.М. Финансовое право. — Ростов-на-Дону, 2003. — С. 16..

Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, а на основе этих исходных норм регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие государственные или муниципальные органы. Данные отношения и составляют предмет финансового права.

Следовательно, предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

По своему содержанию эти отношения весьма разнообразны, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения, с разными сторонами жизни общества и государства; разнообразен также и круг участников финансовых отношений: Российская Федерация вступает во взаимоотношения со своими субъектами, последние — с муниципальными образованиями, органы государственной власти и местного самоуправления — с организациями и физическими лицами, взаимодействуют между собой государственные органы всех видов и уровней и органы местного самоуправления, в том числе финансово-кредитные органы, в соответствии со своей компетенцией в области финансов.

Таким образом, данные определения предмета и понятия финансового права увязаны не только с государственными, но и с муниципальными финансами, а также учитывают их классификацию на централизованные и децентрализованные.

Это интересно:  Система международного частного права

Исключение отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности муниципальных образований (органов местного самоуправления) противоречило бы принципу единства финансовой системы и конституционному требованию о проведении в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст. 114 Конституции РФ). Объединяет эти отношения с отношениями, возникающими в ходе финансовой деятельности государства, и публичный характер тех и других.

  • а) между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и входящими в состав последних административно-территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающие в связи с распределением финансовых ресурсов страны;
  • б) между финансовыми и налоговыми органами, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями — с другой, в связи с выполнением финансовых обязательств перед государством, муниципальными образованиями, распределением между ними или расходованием государственных и муниципальных денежных средств;
  • в) между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых);
  • г) между государственными, в том числе казенными, и муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами — с другой, в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях народного хозяйства и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств предприятий, организаций, учреждений;
  • д) между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;
  • е) между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами — с другой, в связи с выполнением обязанностей последних по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды).

Рассмотрение финансовых отношений по группам показывает, что при всем своем разнообразии они имеют общее основное содержание — направленность на образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов (финансовых ресурсов). Естественно, что эти отношения возникают при участии и при непосредственном воздействии государства и в рамках законодательства — органов местного самоуправления.

Государство обеспечивает планомерность аккумуляции денежных средств и направление их согласно планам и программам в экономику, социальную сферу, на другие потребности общества. Оно должно организовывать эту деятельность, соблюдая правила и требования правовых норм.

В нормах финансового права закрепляются общие принципы и формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, методы аккумуляции средств в государственные и муниципальные денежные фонды, виды используемых для формирования этих фондов платежей, порядок их взимания. Они регулируют также порядок получения и использования государственных и муниципальных денежных средств, источники образования финансовых ресурсов государственных и муниципальных денежных средств, источники образования финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий, организаций, учреждений и т.п.

Регулируя эти отношения, нормы финансового права закрепляют права и обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, граждан.

Четкость правового регулирования финансовых отношений важна не только для обеспечения должной организованности работы государственных органов, органов местного самоуправления, но и для соблюдения интересов государства, муниципальных образований, а также граждан, предприятий, организаций, учреждений, а в конечном итоге — для выполнения государством своих функций Родионова В.М. Финансы. — М., 2004. — С. 51..

Формирующееся финансовое право Российской Федерации отражает новые экономические и политические условия страны. В его развитии можно видеть следующие наиболее существенные направления.

Во-первых, изменения финансово-правовых норм, обусловленные переходом экономики к рыночным отношениям. Теперь эти нормы базируются на принципе равенства прав субъектов независимо от формы собственности и соответственно этому — их финансовых обязанностей перед государством и муниципальными образованиями, прав на защиту их законных интересов, самостоятельности хозяйствующих субъектов и т.д. Следует заметить и нацеленность финансово-правовых институтов на стимулирование производства, использование их для регулирования экономики и др.

Во-вторых, усиливается материальная (финансовая) ответственность за правонарушения в области финансов. Это относится и к ответственности государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.

В-третьих, финансово-правовое регулирование направлено на установление большего разнообразия в методах финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Вместе с тем в них все еще преобладает фискальная сторона (расширение системы налогов для привлечения средств в казну при недостаточном развитии социальной направленности).

В-четвертых, финансовое право отражает развитие в России федеративных отношений и местного самоуправления. Изменения в его нормах ориентированы на повышение роли субъектов Российской Федерации, расширение их самостоятельности и сферы правового регулирования. Одновременно такую же направленность финансового права можно отметить в отношении органов местного самоуправления. Не только субъекты Федерации, но и эти органы могут принимать нормативные акты, регулирующие финансовые отношения в соответствующих территориальных пределах (например, положения о местных налогах и сборах).

И, наконец, в-пятых, финансово-правовые нормы, закрепляющие полномочия государственных органов в области финансов, отражают принцип разделения властей.

Вместе с тем отмеченные направления в развитии финансового права Российской Федерации во многих случаях представляют лишь наметившиеся тенденции, которые требуют своего углубления и упрочения. Важно при этом, чтобы развитие финансового права в целом соответствовало нормам международного права, положениям Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. и способствовало созданию финансовой основы для их реализации, утверждению прав и свобод человека, его чести и достоинства как высшей ценности общества и государства.

Способы осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований подразделяются на Общие и Особенные способы используются при осуществлении практически всех функций деятельности государства и муниципальных образований. Это — командно-волевой (императивный), рекомендательный, согласовательный способы.

Основным способом, используемым в процессе всей финансовой деятельности государства и муниципальных образований, является командно-волевой (императивный) способ. Его суть состоит в том, что государство и муниципальные образования в ходе финансовой деятельности через правовые акты, а также иные средства (нормы бухгалтерского учета, операционно-техническую документацию и т.д.) действуют по принципу команда — исполнение» Ялбулганов А.А. Финансовое право России: актуальные проблемы. — М., 2007. — С. 13.. Государство и муниципальные образования в одностороннем порядке, без согласия адресата, дают ему команды, которые являются обязательными для исполнения. Наиболее последовательно этот способ представлен в праве, где он получил название императивного метода или метода властных предписаний.

Рекомендательный способ все чаще используется в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. К примеру, в ежегодно принимаемых законах о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год всегда имеется несколько статей, содержащих рекомендации в адрес субъектов РФ. Расширение рекомендательных начал в качестве способа финансовой деятельности государства и муниципальных образований обусловлено проведением в жизнь политики федерализма, реализацией курса на финансовую децентрализацию, самостоятельность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Способ согласования используется в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований весьма редко, в основном для решения вопросов, в которых заинтересованы два уполномоченных государством органа Вострикова Л.Г. Финансовое право. — М., 2009. — С. 288..

Специальные способы финансовой деятельности государства и муниципальных образований «работают» в процессе реализации определенных функций этой деятельности.

Функция образования денежных фондов сопровождается применением таких методов, как установление обязательных и добровольных платежей. Кроме того, в современных условиях появился еще штрафной метод и метод финансовых изъятий.

Метод обязательных платежей является основным методом привлечения денежных средств в государственные и муниципальные фонды. Он проявляется через установление налогов, сборов, поступающих в государственные и фонды.

Метод добровольных платежей проявляется через реализацию государственных и муниципальных займов физическим и юридическим лицам, продажу им государственного и муниципального имущества, добровольные пожертвования различных субъектов в пользу государства и т.д. Метод финансовых изъятий проявляется в изъятии государством свободного остатка прибыли казенного предприятия. Для казенных предприятий государство устанавливает финансовые нормативы деятельности, а все, что остается сверх этого, изымает. В отличие от этого при использовании метода обязательных платежей государство (и муниципальные образования) не устанавливают субъекту никаких финансовых нормативов, а лишь устанавливают налог или сбор, должны быть уплачены независимо от результатов субъекта. Штрафной метод как метод финансовой деятельности государства и муниципальных образований выражается в установлении и применении штрафов, пеней и других санкций за нарушение финансово-правовых норм.

В процессе осуществления функции использования денежных средств применяются методы финансирования и публичного кредитования. Метод финансирования как метод финансовой деятельности государства и муниципальных образований означает безвозвратное и безвозмездное выделение денежных средств, а метод публичного кредитования означает выделение государственных и муниципальных денежных средств на началах возвратности и возмездности. Метод финансирования традиционно используется при выделении средств из бюджетов, а с образованием государственных внебюджетных фондов денежных средств он стал использоваться при выделении финансовых ресурсов из этих фондов. Однако в современных условиях метод финансирования стал проявляться в двух формах: в форме прямого финансирования и в форме зачетного финансирования. Метод публичного кредитования стал использоваться в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований лишь в последние годы. Примером такого кредитования является ежегодное выделение Правительством РФ из федерального бюджета средств определенным субъектам на условиях возвратности и платности в соответствии с законом о федеральном бюджете на предстоящий финансовый год Артемов Н.М., Ашмарина Е.М. Финансовое право. Вопросы и ответы. — М.. 2008. — С. 14-18..

Специальные методы финансовой деятельности используются государством и при осуществлении функции распределения финансовых ресурсов. К ним относятся: метод выделения трансфертов, метод субвенций, метод дотаций, субсидий, метод процентных отчислений от регулирующих доходов.

Метод процентных отчислений от регулирующих доходов состоит в выделении субъектам РФ и муниципальным образованиям соответственно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ отчислений (в процентах) от федеральных и региональных налогов и иных платежей. Метод субвенций основан на выделении сумм из бюджета вышестоящего уровня на определенный срок и на конкретные цели Апель А. Основы финансового права. Курс лекций. — СПб, 2003. — С. 93.. Этот метод финансовой деятельности государства не использовался в условиях административно-командной системы управления экономикой и активно использоваться с начала 90-х гг. Метод дотаций использовался в социалистической бюджетной системе и используется сейчас. Он заключается в выделении субъектам РФ и муниципальным образованиям финансовых ресурсов без целевого назначения.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.su, infopedia.su, studwood.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector