Правовой режим памятников природы

§ 6. Правовой режим памятников природы в Беларуси

В соответствии со ст. 35 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» памятниками природы объявляются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, историкокультурном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты с занимаемой ими территорией с целью обеспечения условий сохранения уникальных, эталонных и иных ценных качеств, присущих данному природному комплексу или объекту, в интересах будущих поколений.

Указанная форма правовой охраны природных объектов имеет в отдельных случаях преимущества в сравнении с организацией заповедников, национальных парков, заказников. Во-первых, учреждение памятника

природы и выполнение его охранного режима не влечет за собой больших расходов; во-вторых, объявление отдельных объектов памятниками природы не требует изъятия больших территорий из хозяйственного использования; в-третьих, повышается ответственность местных исполнительных и распорядительных органов, в оперативное управление которых передан памятник природы117.

В зависимости от особенностей объекта охраны памятники природы подразделяются на следующие виды:

• ботанические (ботанические сады, дендрологические парки,

произведения садово-паркового искусства, участки леса с ценными

древесными породами, отдельные вековые или редких пород деревья и их группы, участки территории с реликтовой или особо ценной

растительностью, места произрастания видов растений, находящихся под угрозой исчезновения и т. п.), предназначенные для сохранения, восстановления, изучения и обогащения разнообразия объектов

растительного мира, ценных в экологическом, научном, культурном и

хозяйственном отношении. Необходимо отметить, что отнесение ботанических садов, дендрологических парков к категории особо охраняемых природных территорий представляется спорным в силу определения объекта экологических правоотношений, где решающее значение имеет признак экологической взаимосвязи данного объекта с окружающей средой. Таким образом, растения, выращенные или помещенные в ботанический сад, будучи изъятыми человеком из экологической системы природы, перестали влиять на ход естественного процесса и по этой причине вышли из круга объектов экологических правоотношений. Более правильной представляется позиция, воспринятая Законом Республики Беларусь «О растительном мире», согласно которой ботанические и дендрологические сады наряду с питомниками, оранжереями отнесены к «специализированным объектам» по разведению дикорастущих растений, сохранению их генетического фонда и восстановлению в естественной среде произрастания;

• гидрологические (озера, болота, участки рек с поймами, водохранилища и пруды, участки старинных каналов, родники и т. п.), предназначенные для сохранения и восстановления небольших по размерам ценных водных объектов;

• геологические (обнажение ледниковых отложений и коренных пород, характерные элементы рельефа, крупные валуны и их скопления, другие геологические объекты), предназначенные для сохранения небольших по размерам ценных объектов или комплексов неживой природы.

Объявление природных комплексов или объектов с занимаемой ими территорией памятником природы допускается как с изъятием земельных участков, так и без такового у землевладельцев и землепользователей, на участках которых расположены природные комплексы или объекты, объявленные памятником природы. На каждый памятник природы утверждаются охранные документы. Для управления памятником природы

или группой памятников природы юридическое лицо, как правило, не создается. Организация природоохранной деятельности в границах памятника природы обеспечивается государственным органом, в оперативное управление которого он передан.

Учреждение памятников природы республиканского значения с изъятием земельных участков у землевладельцев и землепользователей осуществляется решением Совета Министров Республики Беларусь по представлениям Министерства природных ресурсов

и охраны окружающей среды Республики Беларусь или иного республиканского органа государственного управления. Памятники природы республиканского значения без изъятия земельных участков у землевладельцев и землепользователей создаются по решению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Решение об объявлении памятников природы местного значения принимается местными органами по представлениям территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь или иного органа государственного управления.

Правовой режим памятников природы

Библиографическая ссылка на статью:
Чебанько И.А. Особенности правового режима памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/12/17748 (дата обращения: 26.03.2019).

Прежде чем говорить о Памятниках природы, необходимо сказать, что данная категория является особо охраняемой природной территорией.

В статье 1. ФЗ об « Особо охраняемых природных территориях» : ООПТ – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Это интересно:  Правила внесения записей в трудовую книжку

Исходя из учета особенностей режима, особо охраняемых природных территорий, была выделена, такая категория, как Памятники природы.

В статье 25 ФЗ об « ООПТ» : Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Сам же термин «Памятники природы» – пришел к нам из Германии, основателем которого стал Гуго Конвенц. В переводе с германского ,« памятник природы» – обозначает кусочек девственной природы. В РФ памятники природы – это всего лишь юридическая категория, которая предает особый смысл данной территории земли или какому-либо объекту. Для того чтобы определенный объект или территория, получила такой статус, Правительство РФ должно вынести специальное постановление, которое будет основываться на представлении исполнительного органа субъекта РФ и специально уполномоченных на то органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В современной классификации принято выделять:

6) Комплексные природные памятники.

К гидрологическим относятся реки, озёра, системы озёр, лиманы, водохранилища, водопады или же отдельные участки водных объектов, отличающиеся уникальными особенностями.

Геологические памятники природы – это всевозможные обнажения или выходы горных пород и редких минералов на поверхность земли.

К гидрогеологическим относят различные источники и гидротермальные комплексы. Широко и разнообразно представлены ботанические памятники природы. Это могут быть целые лесные массивы или же отдельно расположенные уникальные представители флоры.

К зоологическим памятникам природы могут относиться места гнездования птиц или ареалы обитания редких видов животных.

Также существуют и комплексные памятники, объединиящие в себе сразу несколько компонентов природного ландшафта.[2]

Особый интерес вызывает охрана памятников природы. В статье 17 ФЗ об «ООПТ», говориться : На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

То есть предполагается, что можно производить только такую деятельность, которая разрешается законам и отнесена к целям использования памятников природы, как юридической категории. А именно, Способы и варианты возможного использования таких объектов строго регламентированы и прописаны. Существует несколько возможных вариантов использования памятников природы. Среди них:

— научно-исследовательское (изучение и мониторинг состояния геоситсем, а также их отдельных компонентов);

— рекреационно-туристическое (прокладка прогулочных дорожек, троп, организация экскурсий);

-охранное (защита редких или исчезающих видов, сохранение природных экосистем и ландшафтов);

— производственное (лишь в том случае, если оно не противоречит установленному правовому режиму охраны конкретного объекта).

Если же на территории данной категории производится какая либо деятельность несоответствующая целям , такой категории, это является нарушением законодательства и может повлечь несения ответственности установленной РФ.

В зависимости от уникальности и ценности конкретных объектов выделяют несколько уровней их охраны. Так, бывают природные памятники:

— всемирного значения. [3]

Такие объекты, как правило, охраняются государством. Причем правовой режим памятников природы в каждой из стран свой, индивидуальный. В целом ценность этих объектов довольно высока и приравнивается по строгости к заповедникам.

Большой проблемой в нашей стране является тот факт, что многие природные объекты не внесены в соответствующие списки и не имеют охранного статуса. Более того, многие памятники природы существуют только “на бумаге”: никаких реальных мероприятий по их охране не ведется.

Ярким примером, безалаберного отношения к особо охраняемой природной территориям данной категории, можно отнести — судебное разбирательство в Архангельской области , Архангельский межрайонный природоохранный прокурор через суд добился особого режима охраны нескольких уникальных памятников природы. Об этом сегодня сообщает пресс-служба прокуратуры Архангельской области. Архангельским межрайонным природоохранным прокурором в ходе проверки выявлены нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях, допущенные министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области. Установлено, что из-за отсутствия утвержденных границ, оформленных охранных обязательств и паспортов в Приморском районе не обеспечивается надлежащая охрана уникальных памятников природы «Урочище Куртяево», «Ширшинский лес», «Лахтинский лес», «Талажский сосновый бор» и «Пихты под Архангельском».

В этой связи природоохранный прокурор обратился в Ломоносовский районный суд города Архангельска с иском об обязании министерства природных ресурсов и ЛПК Архангельской области утвердить границы, оформить охранные обязательства, паспорта и положения в отношении названных памятников природы, а также определить особый режим их охраны. Суд, согласившись с доводами прокурора, удовлетворил исковое заявление.

Вывод: Для того, чтобы бороться с подобными случаями и исключить подобных ситуаций, необходимо комплексно и всесторонни подойти к данной проблеме. Для начала, необходимо решить проблему на законодательном уровне. Для этого нужно создать, специальный закон о такой категории, как памятники природы. В таком документе необходимо указать, правовой режим памятников природы, их количество, цели которым служат памятники, ответственность за нарушение их правового режима, и самое главное – способы охраны памятников природы. Помимо этого, должны быть указаны, органы которые должны вести такую охрану и контролировать поддержание целостности данных объектов, со всеми необходимыми полномочиями. И одно из самых важных: Эти органы должны отчитываться публично о проделанной работе.

Это интересно:  Налоговое право краткий курс

Помимо выше представленного, нужно усилить режим общественной охраны. Из-за загруженности государственных органов, охрану памятников природы могут осуществлять и общественные организации, а так же сами граждане, ведь это производиться в первую очередь в их интересах. В нашей стране, достаточно слабая гражданская позиция, и поэтому лица проживающие на нашей территории , являются не заинтересованными в таких достаточно важных вопросах связанных с экологией. Поэтому, необходимо прививать чувство – справедливости и заботы о культурных ценностях еще со школьной скамьи . Для этого следует, проводит семинары, на которых бы гражданам рассказывалось о их экологических правах, а так же о культурных ценностях которые есть в нищей стране и требуют отдельной охраны.

Памятники природы – это не просто юридическая категория, это уникальный по своей сущности объект, в эстетическом, культурном, а так же научном значении. Если относиться непосредственно к такой значительной категории, в дальнейшем можно будет распрощаться с такой ценностью. А ценность памятников природы, она дана нам не на одно десятилетие и представляет из себя – национальную гордость, о которой необходимо заботиться и ответственно подходить к ее охране.

Правовой режим памятников природы

Дендрологические парки и ботанические сады — это природоохранные учреждения, в задачу которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады и приватизации не подлежат. Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального, регионального значения и образуются соответственно решениями исполнительных органов государственной власти Российской Федерации или представительных и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

Территории дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на следующие функциональные зоны: а) экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов; б) научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений; в) административную.

Задачи, научный профиль, особенности правового положения, организационное устройство, особенности режима особой охраны конкретного дендрологического парка и ботанического сада определяются в положениях о них, утверждаемых соответствующими органами исполнительной власти, принявшими решения об образовании этих учреждений.

Их осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и других, не запрещенных законом источников.

Правовой режим памятников природы

Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.

Они устанавливаются Правительством РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а памятниками природы регионального значения, соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Эти органы утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Витрянский В.В. Постатейные комментарии к Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» / В.В. Витрянский — М.: Право, 2008. С.141.

Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. Изъятие осуществляется соответственно постановлением Правительства Российской Федерации или органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Это интересно:  В чем суть гражданского права

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, на обеспечение установленного режима особой охраны возмещаются за счет средств соответствующих бюджетов, а также средств внебюджетных фондов.

Правовой режим лечебно-оздоровительных местностей и курортов

правовой природный заповедник законодательство

Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям. Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, устанавливаемом Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры, являются курортами.

В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Охраняемые природные территории в России: правовое регулирование. Аналитический обзор федерального законодательства/Под ред. А.С. Шестакова. М.: КМК, 2003. С. 125.

Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.

Право, теория и понятие права

• Уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, науч­ном, культурном и эстетическом отношениях природные ком­плексы, объекты естественного и искусственного происхожде­ния признаются памятниками природы.
Памятники природы могут быть федерального, регионального зна­чения, могут принадлежать субъектам РФ.
Природные объекты и комплексы объявляются Правительст­вом РФ (по представлению органов государственной власти субъектов Федерации) памятниками природы федерального зна­чения, а территории, занятые ими, — особо охраняемыми при­родными территориями федерального значения.
Природные объекты и комплексы объявляются памятниками при­роды регионального значения, а территории, занятые ими, — особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Федерации.
Органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находя­щихся в их ведении. Передача памятников природы и их терри­торий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществ­ляются специально уполномоченным на то государственным орга­ном РФ в области охраны окружающей природной среды.
Объявление природных комплексов и объектов памятниками при­роды, а территорий, занятых ими, — территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных уча­стков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.
На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Собственники, владельцы и пользователи землей, на которой на­ходятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима их охраны.
Расходы собственников, владельцев и пользователей данных зе­мельных участков по обеспечению режима особой охраны памят­ников природы возмещаются за счет средств федерального бюдже­та, а также средств внебюджетных фондов.

Статья написана по материалам сайтов: human.snauka.ru, studbooks.net, partnerstvo.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector