Право в системе соц норм

Социальная норма – это установленное в обществе традиционное правило поведения, которое регулирует взаимоотношения между людьми, а также общественную жизнь.

Право в системе социальных норм

Право взаимосвязано с такими социальными нормами как мораль, обычаи, религия. Так право и мораль большим количеством общих характеристик: как правило, нормы права полностью повторяют основные нормы морали.

Именно поэтому реализация многих правовых норм осуществляется преимущественно потому, что люди считают их справедливыми. Также право поддерживает обычаи и традиции, которые признаются государством как общественно полезные.

Некоторые обычаи могут наделяться юридической силой. Следует отметить, что обычаи, имеющие юридическую, силу не касаются личностных взаимоотношений, а также бытового поведения людей.

Право имеет тесную связь с религией. В большинстве исламских государств нормы и догматы религии имеют большую юридическую силу, нежели нормы права.

Система права: основные отрасли, институты, отношения

Системой права называется внутренняя структура права, которая выражается в его дифференциации на институты и отрасли, в зависимости от тех сфер, которые они регулируют.

В современной науке, выделяются такие отрасли права:

Также существуют такие институты права:

1. Частноправовые институты: трудовые, семейные, гражданские.

2. Публичноправовые институты: конституционные уголовные, административные.

Публичное и частное право

В системе права выделяются две большие правовые подсистемы: публичное и частное право.

Публичное право – это структурная функциональная подсистема права, которая регулирует отношения в сфере судебной, исполнительно-распорядительной деятельности, а также в сфере государственной власти.

Частное право – это подсистема права, которая регулирует отношения, связанные с защитой индивидуальных интересов личности. К публичному праву относятся такие отрасли как конституционное право, муниципальное право, уголовно – исполнительное, земельное и арбитражное право.

К частному праву относится семейное, гражданское и трудовое право. Разграничение публичного и частного права происходит на основе анализа предмета, метода и интереса их регулирования.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Участие граждан в политической жизни: политический процесс и политическое участие, политическая культура
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspИсточники права: правовые акты и конституция в иерархии нормативных актов

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Право в системе социальных норм

Понятие, виды и особенности социальных норм

Общество — сложный организм, это целая система самых разнообразных отношений. Эти отношения нуждаются в упорядочении, регулировании. Для этого в обществе складывается система нормативных регуляторов — правил поведения: обычаи, нормы морали, нормы права и др.

В этой связи используется понятие нормативного, или социального регулирования. Нормативное (социальное) регулирование — это упорядочение отношений между людьми, их поведения посредством создания и реализации социальных норм. Такое регулирование выражает объективную потребность общества в упорядочении поведения людей, в подчинении их определенным правилам.

Нормативное регулирование включает следующие моменты: 1) выработку социальных норм (образцов поведения); 2) реализацию этих норм в деятельности индивидов, организаций; 3) использование мер воздействия (убеждение, принуждение) в случае нарушения установленных правил.

В рамках общего понятия нормативного регулирования выделяются несколько подвидов. В их числе — регулирование, осуществляемое на основе обычаев и традиций; регулирование, основанное на нормах нравственности (морали); правовое регулирование и др.

Следовательно, социальное (нормативное) регулирование предстает перед нами в многообразии форм выражения. Оно не замыкается на каком-то одном регуляторе. Напротив, социальное регулирование отражает (опосредует) всю многогранность, сложность человеческого бытия.

Необходимым элементом нормативного (социального) регулирования является социальная норма. Социальная норма — это правило общежития людей, правило социально значимого поведения. Можно сказать так: социальная норма — это правило общего характера, отражающее потребности, интересы людей и регулирующее их поведение в обществе.

Социальным нормам присущи следующие общие признаки.

  1. Они отражают достигнутую ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества.
  2. В них «преломляются» исторические и национальные особенности жизни страны, регионов.
  3. Они отличаются общим характером, абстрактностью адресата («относятся к тем, кого это касается»), т.е. не содержат указания на конкретного субъекта, а регулируют наиболее типичные отношения (трудовые, семейные и др.).
  4. Социальные нормы характеризуются многократностью действия, способны направлять поведение людей во многих, заранее не фиксированных случаях.
  5. Эти правила поведения характеризуются обязательностью исполнения, возможностью реализации санкции в отношении нарушителя правила. Социальным нормам в силу их природы свойственны регулятивная, оценочная и трансляционная функции.

Регулятивная функция социальных норм предопределяется тем, что они упорядочивают, регулируют поведение людей, способствуют нормальному функционированию общества.

Оценочная функция связана с тем, что социальные нормы служат основанием оценки социально-значимого поведения людей (нравственное — безнравственное, правомерное — неправомерное).

Трансляционная (передающая) функция социальных норм производна от того, что в них сконцентрирован определенный социальный опыт, достижения развития общества, культуры. Знакомство с ними способствует сознательному соблюдению установленных правил.

Социальные нормы многочисленны, отличаются своей спецификой. Рассмотрим их отдельные виды.

1. Обычаи — это правила поведения общего характера, сложившиеся в результате длительной общественной практики, вошедшие в привычку.

Обычаи — исторически первая группа норм, возникшая вместе с образованием самого общества. Это привычная для членов социальной группы форма регуляции поведения. Вместе с развитием общества изменяется система обычаев. Одни обычаи претерпевают изменения, появляются новые обычаи. По своей природе обычаи консервативны. В них могут находить закрепления бытующие предрассудки, пережитки прошлого.

Обычаи не представляют собой цельной, связанной в прочное единство системы норм. Они выступают, в основном, в виде отдельных, локальных, изолированных друг от друга правил поведения. Обычаи во многом различны, зависят от социальной сферы, в условиях которой они сложились.

Механизм действия норм-обычаев специфичен. Поскольку они входят в привычку, вопрос об их обеспечении какой-то внешней силой не ставится.

Обычаи нередко имеют формализованное содержание (организация свадьбы и др.)- По своему смыслу они близки к понятию «нравы». В Большом энциклопедическом словаре сказано: «Нравы — обычаи, имеющие нравственное значение. Понятие нравы характеризуют все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке».

В нравах находит отражение психология жителей определенной местности, социальной группы. В этой связи говорят об укладе общественной жизни (старинные, современные нравы).

На жизнь людей, социальных групп общества оказывают влияние традиции, рассматриваемые в литературе как разновидность обычаев. В Толковом словаре русского языка отмечается, что традиция — это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий)2.

Обычаи и традиции обладают общими чертами. И те и другие содержат элементы социального и культурного наследия, обладают признаками устойчивости, опираются на поддержку общественного мнения, на психологические факторы, в частности, на чувство связи человека с окружающими людьми, стремление следовать распространенному примеру. В то же время традиции по сравнению с обычаями представляют собой более широкие образования, в меньшей степени связаны с чувствами, эмоциями людей. Отличает эти социальные регуляторы и то, что обычаи складываются на протяжении нескольких поколений, а традиции — в более короткое время. В числе новых формирующихся традиций можно назвать спонсорство, т.е. финансирование, поддержка какого-либо мероприятия со стороны состоятельных лиц или организаций.

2. Корпоративные нормы — правила поведения, создаваемые в объединениях, организациях, регулирующие отношения между их членами. Речь идет о нормах таких организаций, как профсоюзы, политические партии, кооперативы и др.

Особенности корпоративных норм таковы: они распространяются на членов определенной организации; закрепляются в соответствующих документах (уставе, кодексе и т.п.); определяют не только права и обязанности членов организации, но и структуру ее органов, порядок и формирование, компетенцию; обеспечиваются определенными организационными мерами. Такие меры (санкции) применяются в связи с нарушением корпоративных норм (предупреждение, выговор, исключение из организации). Корпоративные нормы, следовательно, — это групповые нормы внутриорганизационного характера. У них нет всеобщности и общеобязательности подобно праву, закону. Возможности поведения, основанные на корпоративных нормах, в частности, включают право избирать и быть избранным в руководящие органы организации, право руководящих органов реализовать меры воздействия, предусмотренные этой организацией, и др. Специфическая природа корпоративных норм наиболее отчетливо проявляется в том, что они распространяют свое действие только на членов общественных объединений и регулируют отношения, непременно связанные с членством в этих организациях.

По формальным признакам корпоративные нормы близки к юридическим. Эти нормы, как правило, формализованы, т.е. содержатся в уставах общественных организаций (институционность), принимаются по определенной процедуре, могут быть систематизированы, их нарушение влечет применение соответствующих санкций. Вместе с тем, основное отличие корпоративных норм от норм права и других социальных норм в том, что они выражают общую (коллективную) ответственность всех членов определенной организации.

3. Политические нормы — это нормы, регулирующие поведение субъектов политической жизни, отношения между партиями, социальными группами по поводу государственной власти и др. Природа и особенности этих норм находят выражение в следующем.

Во-первых, они закрепляются в политических декларациях, конституциях государств, в программных документах политических партий, движений.

Во-вторых, такие нормы служат основой для достижения определенных целей в политике.

В-третьих, к субъектам, реализующим политические нормы, относятся индивиды и организации, реализующие свои политические интересы, решающие политические задачи.

В-четвертых, эти нормы нередко предусматривают вариантность поведения индивидов в реализации своих возможностей и в этой связи служат предпосылкой самовыражения личности, ее активности в сфере политической жизни.

В-пятых, они могут отличаться общим декларативным характером либо быть формализованными, предусматривать конкретные права и обязанности субъктов политических объединений.

В-шестых, политические нормы могут реализоваться как в пределах какого-либо политического объединения, так и вне его (область отношений с другими партиями и т.д.).

В-седьмых, политические нормы содержат критерии, предъявляемые к структурным элементам политической системы (внутренняя организованность, принципы деятельности и др.).

В-восьмых, эффективность реализации таких норм во многом зависит от конкретно-политической ситуации в стране, регионе и др.

Природа политического регулирования обусловлена политикой, политической властью, функционированием политической системы. Очевидно, что любые политические нормы в конечном счете воздействуют не сами по себе, как институционные образования, а посредством деятельности людей — субъектов политики. От уровня их политического сознания и политической культуры во многом зависит результативность реализации политических норм.

Среди важнейших проблем политического регулирования в настоящее время в России являются создание политической стабилизации в обществе, поиск путей обеспечения равноправия политических партий с учетом многообразия их интересов, недопущения сращивания политики и бизнеса и др.

4. Нормы морали (нравственности) — это правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулятором и мерилом оценки деятельности индивидов, организаций.

Моральные нормы и принципы в конечном счете определяются экономическими и иными условиями жизни общества. Предмет нравственного регулирования отличается своеобразием. Везде, где в отношениях между людьми непосредственно проявляется характер поведения человека, цели и мотивы его поступков, возможно нравственное регулирование. Здесь не требуется, чтобы отношения были доступны определенному внешнему контролю, ибо это свойственно правовому регулированию. Поэтому в сферу действия норм нравственности входят, например, отношения, связанные с дружбой, товариществом, интимными связями людей. Мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо — плохо, справедливо — несправедливо). Действие этих норм состоит в том, что они дают оценку поступкам, поведению человека, соответствующим мотивам и целям.

Рассматриваемая нормативная система неоднородна. В ее рамках различают общепринятые нормы и нормы морали определенных слоев и групп населения. Заметим, система нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя может не совпадать с общепринятыми нормами морали. В этой связи мы говорим об антисоциальной морали криминальных слоев общества.

Мораль как форма общественного сознания зародилась раньше политической и правовой форм сознания. Обычаи, мораль регулировали поведение людей и в период первобытнообщинного строя. Если подвести некоторые итоги, то следует отметить, что моральный фактор играет и будет играть значительную роль в регулировании поведения людей. Скажем, индивид может не знать об особенностях уголовной ответственности за грабеж, разбой и иные преступления. Однако руководствуясь общим принципом недопустимости любого вида хищений, нравственной формулой «не укради», он воздерживается от этих видов противоправного поведения.

Отличительная особенность морали в том, что она выражает внутреннюю позицию индивидов, их свободное и самостоятельное решение того, что есть долг и совесть, добро и зло в человеческих поступках, взаимоотношениях людей и др.

К числу спорных относится следующий вопрос: «Надо ли разграничивать понятия «мораль», «нравственность»? По мнению В.С. Нерсесянца, между этими понятиями линию разграничения провести можно. В сфере этических отношений мораль выступает в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида. Речь идет о его осознанном, внутренне мотивированном способе участия в социальной жизни.

Нравственные нормы — это внешние регуляторы поведения людей. Если индивид усвоил эти внешние требования и руководствуется ими, то они становятся его внутренним моральным регулятором в отношениях с другими людьми. Следовательно, здесь имеет место «согласованное действие обоих регуляторов — морального и нравственного».

Заметим, что в одном ряду с понятиями «мораль», «нравственность» используется слово «этика». Что оно означает? По этому поводу в Большом энциклопедическом словаре сказано следующее: «Этика — философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность». Соответственно, слово «этикет» означает установленный, принятый порядок поведения, форму обхождения где-либо (первоначально в определенных социальных кругах, например, при дворах монархов, в дипломатических кругах и т.п.).

Итак, нормы морали предопределяются историческим развитием человечества, по своему происхождению не связаны с государственной властью, отличаются специфическим содержанием, реализуются на основе внутреннего убеждения человека.

5. Религиозные нормы — это нормы, регулирующие отношения верующих к Богу, церкви, друг к другу, отношения верующих с неверующими, организацию и функции религиозных организаций. Они закрепляют правила отправления религиозных культов, порядок богослужения, совершения определенных действий (крещение новорожденного) или воздержания от них (например, от употребления некоторых продуктов питания).

Религиозная норма обладает всеми необходимыми признаками социальной нормы.

Во-первых, такая норма выступает как образец, для поведения верующих в той или иной обстановке, как модель (эталон) определенных отношений, в частности в многообразных обрядах, ритуалах, молитвах и т.д.

Во-вторых, ее предписания относятся не к конкретному человеку, а к группе последователей этой религии.

В-третьих, такие нормы предусматривают ответственность за нарушение установленных правил. Показательно здесь использование слова «воздаяние» в следующем смысле: «Как ты поступаешь, так и тебе будет воздано».

В-четвертых, любая религия и, следовательно ее нормы, ссылаются на волю сверхъестественных сил. В этой связи человек, исповедующий религию, характеризуется как предающийся, повинующийся «божественной воле и власти». Религиозные отношения возникают как результат воздействия религиозных норм на поведение людей. Превращение религиозного предписания норм в ценностную ориентацию верующего побуждает его к совершению требуемых действий во взаимоотношениях с людьми, исповедующими или неисповедующими религию. Субъекты религиозных отношений — это верующие, служители культа, религиозные организации, их руководящие органы.

Религиозные нормы содержатся (фиксируются) в книгах священного писания, в постановлениях соборов и других церковных органов. По характеру поведения эти нормы могут быть позитивными (обязывающими), т.е. предписывающими совершение тех или иных действий, совершение покаяния, и негативными, запрещающими определенные поступки: «не убий», «не укради» и др. Средства обеспечения религиозных норм специфичны. Это, как правило, обещание награды от сверхъестественных сил или соответствующая угроза наступления кары.

Следовательно, свод религиозных канонов (предписаний, правил) представляет собой регулятивную систему. В Библии, Коране, Талмуде, других священных книгах вместе с собственно религиозными положениями и канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общепризнанные нормы общечеловеческого общежития содержатся в Новом Завете в Нагорной проповеди. В Моисеевых законах, например, установлена необходимость трудиться в течение шести дней и отдых на седьмой, требование детям почитать своих родителей, запрещается убийство, прелюбодеяние, воровство, лжесвидетельство, осуждается зависть.

В Российской Федерации действуют нормы различных религиозных верований и направлений. В числе российских граждан есть православные, старообрядцы, католики, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи.

Сказанное позволяет заключить, что религия не просто декларирует свои принципы, свою систему ценностей, а посредством разных средств, в том числе религиозных норм, утверждается в сознании и психологии людей. Формируемые в этой связи мотивы поведения «преломляются» в конкретное поведение верующих, в их отношениях к Богу, церкви.

Помимо названных существуют и другие социальные нормы: экономические, эстетические, семейные, деловые и т.д. Всем социальным нормам свойственны два момента: 1) предмет регулирования здесь сугубо социальный — общественные отношения; 2) «субъектный» состав связан только с людьми (индивиды, организации).

Ввиду многообразия норм, действующих в разных сферах общества, их тесных взаимосвязей можно говорить о системе социальных норм, т.е. как о целом, представляющем собой определенное единство так или иначе расположенных и находящихся во взаимосвязи частей (элементов).

Соотношение права и морали

Соотношение права и морали целесообразно рассматривать с точки зрения единства и различия, взаимодействия и противоречия.

А. Единство права и морали

Во-первых, такое единство прежде всего выражается в том, что и нормы права, и нормы морали — это разновидности социальных норм. В этой связи и те, и другие нормы обладают определенными общими чертами (общий характер, абстрактность адресата, ориентация на свободу воли индивидов).

Во-вторых, право и мораль — надстроечные категории, обусловленные экономическими, культурными и иными условиями жизни общества. Это предопределяет социальную однотипность норм права и норм морали.

В-третьих, право и мораль, как правило, формируются из соображений справедливости, как социальные ценности они не могут функционировать, «добру и злу внимая равнодушно».

В-четвертых, право и мораль предполагают относительную свободу воли индивидов, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятия решения. В этом главный общий стержень рассматриваемых норм.

В-пятых, право и мораль определяют границы возможных и должных поступков индивидов, организаций, служат гармонизации личных и общественных интересов, предпосылкой ответственности за содеянное. Следовательно, право и мораль включают меру требований общества к людям, меру воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения.

В-шестых, право и мораль входят в сферу культуры общества, являются ценностными формами сознания. Право и нравственность — это и определенная сторона объективных отношений людей, их поступков, и форма сознания. Мы говорим о нравственных, правовых представлениях, и о нравственном, правовом поступке (действии).

В-седьмых, право и мораль в историческом развитии обладают известной преемственностью, относительной самостоятельностью: каждое новое поколение не создает заново всех норм поведения, а заимствует правовые и моральные ценности прошлых эпох, видоизменяя и развивая их.

В-восьмых, в праве и морали, в общем, наблюдается исторический прогресс, поскольку они являются регуляторами, полезными для сохранения и развития человека и общества.

Отмеченные моменты свидетельствуют об общности регулятивных функций морали и права, присущей им нормативности, об их определенном «родстве».

Б. Различие права и морали

1) По происхождению. Мораль появилась еще до разделения общества на классы и становления государства. Нормы морали складываются и изменяются в обществе стихийно на основе представлений о «добре и зле» и т.д. Право, как известно, появляется вместе с государством, формируется государством.

2) По форме выражения. Нормы морали «живут», содержатся в общественном сознании, в них находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков. С этой точки зрения, нравственный человек наделен чуткой совестью — способностью самоконтроля.

Нормы права выражены в строго определенной форме, содержатся в специальных нормативных актах (законах и др.), имеющих письменную форму.

3) По сфере действия. Правовое регулирование — это регулирование поведения людей с помощью системы законов, принятых компетентными правотворческими органами. Оно упорядочивает огромную область общественных отношений и вместе с тем оставляет вне сферы своего влияния значительную их часть. Например, законом не предусмотрено наказание за невежливость, за нарушение правил приличия. Подобные поступки подпадают под действие моральных норм. Следовательно, мораль охватывает область отношений гораздо более широкую, чем сфера отношений, регулируемых правом. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому регулированию.

4) По значимости регулируемых отношений. Нормы права, как правило, регулируют наиболее важные общественные отношения, затрагивающие существенные интересы людей. Нормы морали регулируют не только названные отношения, но и иные. Это, в частности, бытовые отношения, отношения, касающиеся личности, ее общения с другими людьми.

5) По способам установления, формирования. Правовые нормы создаются либо санкционируются государством и только им. По-другому складывается мораль. Ее нормы формируются социальными общностями (группами) людей. Для того чтобы норма морали (нравственности) получила право на «существование», не нужно санкций официальных властей. Достаточно, чтобы такая норма была признана обществом, социальной группой — теми, кто намерен ею руководствоваться.

6) По времени введения в действие. Если моральные нормы «вводятся» в действие по мере их осознания, то правовые — согласно специально установленным правилам (конкретно установленный срок и др.).

7) По критериям (основаниям) оценки поведения людей. Если нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого, то нормы права — с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного.

8) По формам существования (фиксации). Правовые нормы, как уже отмечалось, закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях и др.), группируются по отраслям и институтам, систематизируются для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники, уставы. Нормы морали складываются в общественном сознании. Их появление не связано с волей законодателей. Нормы морали не имеют четких форм выражения. Они могут быть собраны в «моральном кодексе», однако в целом их эффективность от этого не будет выше.

Поскольку нормы морали складываются в общественном мнении, постольку нельзя точно указать ни время, ни причины, ни порядок возникновения моральных норм или сроков их действия. Возникая постепенно, стихийно, они так же незаметно уходят в прошлое.

9) По характеру и способам воздействия на сознание и поведение людей. Нормы права содержат в себе более или менее подробное описание разрешаемого или запрещаемого действия. Они, как правило, заранее устанавливают санкцию, т.е. меру ответственности за нарушение правового предписания. Нравственные нормы не имеют такой степени детализации и не предусматривают заранее определенный вид ответственности.

10) По мерам обеспечения. Поскольку право создается государством, постольку оно им и обеспечивается и охраняется. За правом как бы находится аппарат принуждения, органы, реализующие юридические санкции. По-иному обеспечивается мораль. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательство официальной власти, применение юридических санкций. Сам коллектив, социальная общность решают вопрос о формах воздействия на лиц, не соблюдающих моральные требования. При этом моральное воздействие может быть не менее эффективным, чем правовое.

11) По уровню требований, предъявляемых к сознанию и поведению человека. Уровень таких требований значительно выше у морали. Во многих случаях мораль требует от человека больше, чем тот или иной закон, установленный государством. Так, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обмана, оскорбления, предательства. Право предусматривает наказание только за злостные факты таких проявлений. Мораль выверяет поступки людей, оценивает их с позиции совести, долга, повелевает сдерживать внутренние побуждения, считаться с мнением окружающих.

12) По. характеру ответственности и порядку ее возложения. Нарушение норм права несет за собой юридическую ответственность. Порядок ее строго регламентирован законом, носит процессуальный характер. Государству подконтрольны сроки привлечения к ответственности, правильность квалификации, оценка справедливости применяемого наказания, его соразмерность с совершенным деянием. Иного рода последствия вызывает нарушение морали. Как отмечалось, здесь сами люди, их коллективы решают вопрос о методах воздействия по отношению к лицам, допустившим нарушение норм морали. Какой-либо процедуры здесь не установлено. К такому субъекту применяются меры общественного воздействия. Это ответственность перед коллективом, семьей, окружающими людьми.

В. Взаимодействие права и морали

Право и мораль как составные части духовной культуры общества органически связаны друг с другом, «взаимодействуют» по следующим направлениям:

1) Система права закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственные установления, такие заповеди христианской морали, как «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй». Значит, прежде всего взаимодействие права и морали выражается в одинаковости их требований. Мораль как бы проникает в правовую материю. Показательны в этом плане ст. 124, 125 УК РФ, предусматривающие ответственность за неоказание помощи больному и оставление в опасности.

В ст. 124 УК РФ говорится о том, что неоказание помощи больному без уважительных причин лицом, обязанным ее оказывать (врач, фельдшер, медицинская сестра), если это повлекло причинение вреда, влечет наступление уголовной ответственности.

Статья 125 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии. Как видно, помощь обязаны оказывать: по закону — родители несовершеннолетним детям, в силу договора — сиделка, приглашенная для ухода за тяжело больным, и др.

Назовем в этой связи и ст. 270 УК РФ, содержащую норму о безусловной необходимости оказать помощь людям, гибнущим на море или ином водном пути. Речь идет о любом судне, капитан которого или лицо, исполняющее его обязанности, имел возможность оказать помощь гибнущим людям, но не сделал этого.

2) Законодательная власть в работе по совершенствованию права учитывает состояние общественной морали, нравственную культуру населения. От этого зависит отношение людей к принятым законам, их реализации.

3) Мораль влияет на процесс применения норм права, принятие решений компетентными государственными органами. Отметим в этой связи несколько моментов.

Во-первых, осознание людьми морального осуждения, порицания удерживает некоторых из них от совершения противоправных действий.

Во-вторых, нормы права и нормы морали нередко направлены на достижение одной правовой цели. Нормы права в ряде случаев предусматривают не только юридические санкции, но и меры морального воздействия. Так, ч. 3 ст. 91 УК РФ предусматривает обязанность несовершеннолетнего загладить причиненный ущерб.

В-третьих, мораль и право действуют совместно и в иных формах. Так, только с помощью морального подхода можно раскрыть и оценить такие понятия уголовного законодательства, как «аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления» (п. «з» ч. 1 ст. 61 УК РФ); «совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего» (п. «и» ч. 1 ст. 63 УК РФ); «совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора» (п. «м» ч. 1 ст. 63 УК РФ).

Нормы нравственности позволяют также оценить личность человека, совершившего противоправное деяние. Например, в практике работы судов такая оценка необходима при рассмотрении уголовных дел, точнее, при определении меры наказания, при рассмотрении дел о лишении родительских прав, расторжении брака, спорах об авторстве и др.

Г. Противоречие права и морали

Тесное взаимодействие норм права и морали не исключает противоречий, расхождений между ними. Причин несколько. Право по своей природе несколько консервативно, нередко отстает от течения жизни. Мораль, как правило, более динамична, активнее реагирует на происходящие в обществе изменения. Но бывают и такие ситуации, когда законодательство в силу своего прогрессив-

ного потенциала опережает мораль. Поэтому право и мораль могут по-разному оценивать одни и те же факты реальной действительности. Примером подобного противоречия может служить современная ситуация с частной собственностью на землю в России. Законодательное закрепление (ч. 2 ст. 9 Конституции РФ), формирование института частной собственности на землю фактически не принимаются определенными слоями российского общества. Имеются в виду те слои общества, которые в советский период были воспитаны на ценностях коллективистской морали. Следовательно, «нечто позволительное с точки зрения права может быть чем-то таким, что моралью осуждается».

Это подтверждается простыми житейскими примерами. Известно, что фактический (незарегистрированный) брак не влечет никаких юридических последствий. В этой связи отец ребенка, родившегося в таком браке, не обязан по закону платить элементы, оказывать материальную помощь. По закону — да, а согласно морали? Далее. Молодые матери, не желая воспитывать своих детей, оставляют их в роддоме. В «отказных записках» они пишут, что не будут иметь претензий к будущим усыновителям. Законом это не запрещено, а как оценить эту ситуацию с точки зрения морали?

Надо иметь в виду и то, что законы бывают антигуманными, недемократичными. Например, в советском УК были статьи фактически поощрявшие доносительство и требовавшие от свидетелей давать изобличающие показания против родителей и близких родственников. В период тоталитарного режима в нашей стране вообще действовало репрессивное законодательство, нарушавшее элементарные права человека.

Подобные примеры не могут поколебать общего принципа о том, что в основе права лежит мораль. И при столкновении права и морали предпочтение должно отдаваться все же моральным требованиям как более прогрессивным.

Соотношение права и иных социальных норм

Право, при всей своей относительной самостоятельности, осуществляет свои регулятивные функции в одном комплексе и взаимодействии не только с моралью, но и с другими социальными регуляторами — обычаями, корпоративными, политическими, религиозными нормами и др. Рассмотрим этот вопрос более обстоятельно.

Исторически первым источником права, регулировавшим отношения в период становления государства, был правовой обычай. Правовой обычай — это правило, признанное и санкционированное государством. Речь идет об обычном праве, сопряженном с записью обычаев родового строя. Форма этой записи может быть самой разной. Например, источником римского права были Законы XII таблиц — обычаи римской общины, записанные на двенадцати деревянных досках. В Вавилоне законы царя Хаммурапи были высечены на большом базальтовом столбе. Почему для права наличие письменной формы является столь важным? Дело в том, что этот текст доступен для ознакомления населению, на него можно сослаться в обоснование своих прав и т.д.

Как видно, санкционирование обычаев государством осуществляется двумя путями. Во-первых, путем фактического признания государством тех или иных обычаев в качестве обязательных (об этом сказано выше) и вынесения на их основе определенных решений государственными органами. Во-вторых, путем отсылки законов к тем обычаям, которые согласуются с политикой государства, с нравственными основами образа жизни.

Природа правового обычая характеризуется следующими особенностями. Он, как правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рамках отношений сравнительно небольших групп людей, отличается определенностью правила, единообразным характером его соблюдения. Решение государственного органа, в котором применен был обычай, может быть исполнено принудительно.

Обычаи или обыкновения политической жизни, торгового оборота, семейных или иных бытовых отношений в настоящее время имеют, хотя и в ограниченных пределах, юридическое значение во многих государствах.

В новом законодательстве России правовые обычаи стали получать большое признание. ГК РФ признал возможность применения обычаев делового оборота, не противоречащих закону или договору (ст. 5 и 6 ГК РФ). Это показатель значительного расширения сферы применения правового обычая, который прежде применялся только при прямом указании закона, относящемся к определенному виду отношений (обычаи морского порта и др.).

Особенности соотношения права с обычаями зависят от их содержания. Одни обычаи, как отмечалось выше, могут санкционироваться государством, обретать характер правовых. Вторую группу составляют обычаи, к которым право относится нейтрально. Имеется в виду привычная для членов общества, социальной группы людей форма общественной регуляции (свадьба, день рождения, успешная защита диссертации и т.д.). Соблюдаются соответствующие обычаи или нет, — для права безразлично. Их соблюдение или несоблюдение никаких юридических последствий не влечет.

Не исключено и то, что в общественной практике могут утверждаться обычаи, противоречащие принципам морали и права, что будет негативно сказываться на новом этапе социальной жизни. Право с такими обычаями может конфликтовать. В этом случае юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев.

Б. Право и корпоративные нормы

Отличительная особенность корпоративных норм состоит в том, что они принимаются общественными объединениями (партиями, профсоюзами, акционерными обществами, компаниями, кооперативами и т.д.) й регулируют отношения между их членами. Ведя речь о связи корпоративных норм и права, следует прежде всего иметь в виду, что конституционные нормы, а также статьи Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. (ст. 4, б, 17 и др.) корректируют нормы общественных объединений, «очерчивают» их рамки незыблемыми границами прав и свобод человека и гражданина.

Корпоративные нормы, со своей стороны, оказывают определенное содействие в регулировании отдельных видов общественных отношений. Так, в период выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации партиям и другим общественным объединениям принадлежит право выдвижения кандидатов в депутаты, а также назначения своих представителей в избирательные комиссии (Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 21 июня 1995 г.).

Нормы уставов партий и других общественных объединений определяют, каким образом должно осуществляться это право, кто именно (съезд, конференция, центральный комитет) наделяется возможностью выдвигать кандидатов в депутаты, назначать членов избирательных комиссий.

Приведенный материал свидетельствует о многоаспектной связи права и корпоративных норм, позволяет глубже понять систему правовых и неправовых средств, воздействующих на поведение индивидов и организаций.

В. Право и политические нормы

Политика — это область взаимоотношений и различных видов деятельности по осуществлению общих интересов с помощью разнообразных средств, в том числе политических норм. Поскольку основным политическим институтом в обществе является государство, постольку политические и правовые нормы органически связаны, нередко решают одни задачи.

Политические нормы могут отражать различные структурные уровни. Один уровень — это нормы организации политических институтов, политических процедур, процессов и др. Такие нормы, как правило, функционируют исключительно в сфере политики. Другое дело — область государственной власти, ее формы, устройства, функционирования субъектов государства и т.д. На таком уровне политические нормы принимают правовую форму и могут рассматриваться в качестве политико-правовых. Предметное поле таких норм многообразно.

Нормы такого плана могут регламентировать деятельность государства и других политических институтов как в пределах страны, так и при осуществлении своих интересов на международной арене, во взаимоотношениях с другими суверенными государствами.

Как видно, политическая организация общества всегда опирается и на политические, и на правовые нормы, что позволяет говорить об их политико-правовой целостности, едином политико-правовом пространстве их деятельности. Проведенный анализ подтверждает, что такие нормы прежде всего содержатся в конституционном законодательстве. Это объясняется следующими факторами.

Во-первых, Конституция РФ регулирует политико-гражданские отношения между разными субъектами, включая народ.

Во-вторых, в ее первой главе определены политико-правовые основы российского государства, подчеркнуто, что Россия представляет собой демократическое правовое государство с республиканской формой правления.

В-третьих, показателем развитости политики и права в нашем обществе можно считать осуществление прав и свобод в реальном, практическом измерении (проведения выборов федерального и иного уровней).

В-четвертых, Конституция России в главе второй «Права и свободы человека и гражданина» раскрывает основополагающие принципы гражданского, в том числе политического статуса человека. ‘

В-пятых, гражданский, политический и другие статусы человека и гражданина гарантируются и охраняются государством. Согласно ст. 53 Конституции каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В-шестых, порядок выборов, участие граждан в выборе своих представителей в органы государственной власти, других государственных должностных лиц регулируется политическими нормами, которые выражены в юридической форме. Нормы такого содержания в основном регулируют отношения законодательной, исполнительной и судебной власти.

В-седьмых, цолитико-правовые нормы допускают существование и деятельность политической оппозиции (парламентской и иной). Наличие оппозиции свидетельствует о том, что в обществе и государстве есть иные, не только официальные взгляды, суждения, позиции, с которыми надо считаться.

Надо видеть и то, что на основе политико-правовых норм граждане могут оказывать существенное влияние на деятельность государства и его органов, побуждать соответствующие структуры к поиску компромиссов. Это митинги, демонстрации, манифестации, пикеты, выбор представительных органов власти и др. Поскольку расширяется сектор гражданских самодеятельных организаций, постольку будет более значимо их воздействие на политико-правовую жизнь страны.

Г. Право и религиозные нормы

Право и религия — это системные регуляторы общественной жизни прошлого и настоящего периода времени. Они способны взаимодополнять друг друга; направления деятельности людей на основе правовых и религиозных норм могут пересекаться. Общность и взаимоподдержка названных социальных регуляторов проявляется в следующем. Во-первых, и право, и религия воздействуют на один и тот же объект — поведение людей, основанное на их сознании и воле. Во-вторых, Российская Федерация согласно ст. 14 Конституции является светским государством. Правовое положение церкви в современной России, ее взаимоотношения с государством, наряду с конституционными положениями, регулируются ГК РФ и Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.

В-третьих, в течение тысячелетий религия учит человека познавать религиозно-нравственные предписания — нормы, побуждающие повиноваться таким установкам, как «относись к другому как к самому себе», «не лжесвидетельствуй», «не укради» и др. Регулярное соблюдение таких норм людьми приводит к «переводу» их в индивидуальное сознание, предпосылку правомерного поведения, отвечающего требованиям права и законности. В-четвертых, надо иметь в виду, что существует церковная и нецерковная религиозность. Церковь — особый тип самоуправляемой религиозной организации. Она объединяет единоверцев на основе общности вероучения и противопоставляет их иноверцам. В действительности, как подтверждает история, такие противостояния, основанные на религиозных убеждениях, например, свойственных религиозному экстремизму, могут принимать крайние формы. Очевидно, право, юридические нормы в этом плане выступают значительным сдерживающим фактором, смягчают остроту противостояния, способствуют достижению определенного, согласия договорным цивилизованным путем. Современная реальность подтверждает существование ортодоксальных религиозных направлений (типа японской религиозной секты Аум Сенрикё), отрицательно влияющих на личность, разрушающих ее ценностные ориентации, отношения с близкими людьми, причиняющих вред физическому и психическому здоровью людей.

Деятельность такого рода также основывается на определенных установках, нормах, принятых в религиозной секте, регулирующих отношения участников такого сообщества между собой и с иными лицами. Соотношение этих норм с нормами права характеризуется конфликтностью. Это следует из содержания ст. 239 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, либо с побуждением их к отказу от исполнения гражданских обязанностей.

Такова в целом характеристика системы нормативного регулирования современного российского общества и места права в системе этого регулирования.

ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Норма (от лат. «norma») — мера, правило, образец, стандарт. Нормы могут иметь отношение к самым различным объектам и процессам: естественным (природным), техническим, социальным. Норма указывает на границы, пределы, в которых тот или иной объект сохраняет свое качество, способность к функционированию, остается самим собой (не утрачивает сущность).

Непосредственно человека могут касаться и несоциальные нормы. Например, норма температуры человеческого тела. Социальные нормы — это правила, регулирующие поведение людей в обществе. Для них характерны следующие черты:

  • 1. Социальность. Они регулируют социальные сферы, которые включают в себя:
    • а) людей;
    • б) общественные отношения, то есть отношения между людьми и их коллективами;
    • в) поведение людей. Таким образом, социальные нормы формируют социальные структуры и регулируют социально значимое поведение человека.
  • 2. Объективность. Общество как сложный социальный организм (система) объективно нуждается в регулировании. Социальные нормы складываются исторически, закономерно, под давлением социальной необходимости. Они возникают как результат нормативного обобщения, нормативной фиксации устойчивых повторяющихся общественных связей и актов взаимодействия между людьми. Потребность в закреплении и воспроизведении этих необходимых обществу отношений и актов деятельности человека и порождает феномен социально-нормативного регулирования.

В то же время следует учитывать значение субъективного фактора в становлении социальных норм. Они не могут возникнуть, не пройдя, не преломившись через общественное сознание: необходимость тех или иных социальных норм должна быть осознана обществом.

3. Нормативность. Социальные нормы имеют общий характер, действуют как типовые регуляторы поведения. Их адресаты определены не конкретно (поименно), а путем указания на их типовые признаки (возраст, вменяемость или, например, общие требования к статусу юридического лица). Нормативность проявляется и в неоднократности действия социальных норм:

социальная норма вступает в действие всякий раз, когда возникает типовая ситуация, предусмотренная как условие ее вступления в процесс регулирования. Здесь надо заметить, что социальные нормы всегда по содержанию определены, но типовым образом, как общая модель поведения.

  • 4. Социальные нормы есть меры свободы индивида, устанавливающие пределы его социальной экспансии, поведенческой активности, способов удовлетворения интересов и потребностей.
  • 5. Обязательность. Социальные нормы как нормативное выражение социальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер.
  • 6. Процедурность. Социальному регулированию присуща процедурность, то есть наличие тех или иных процедурных форм, детально регламентированных порядков реализации, действия социальных норм.
  • 7. Санкционированность. Каждый нормативный регулятор имеет механизмы обеспечения реализации своих предписаний.
  • 8. Системность присуща как отдельным нормам, так и их массиву в масштабе общества. Во всяком случае, общество должно стремиться к формированию такой системы, совершенствованию ее системных качеств, налаживанию взаимодействия между видами социальных норм.

В обществе действуют политические, правовые, моральные, религиозные, корпоративные, нормы обычаев и другие социальные нормы. Все эти разновидности взаимодействуют в рамках нормативной системы общества, сохраняя при этом качества особых социальных регуляторов. Сравнительный анализ их регулятивных особенностей следует проводить с учетом источников формирования; предметов регулирования; характера (степени) внутренней организации; формы существования (объективирования вовне); способов регулятивного воздействия; механизмов (методов, средств) обеспечения реализации своих норм и др. моментов.

Основными социальными регуляторами являются право и мораль (см. об этом отдельный вопрос настоящего пособия).

Политические нормы. В широком смысле политическими можно назвать и правовые нормы. Хотя существует точка зрения, что инструментом политики является закон, а право таковым считать нельзя: оно имеет естественную основу и выступает мерой свободы индивида в обществе.

Политические нормы выделяются прежде всего по содержанию и сфере действия, предмету регулирования. Поэтому они могут содержаться не только в политических документах (политических декларациях, манифестах и т. п.), но и в нормативно-правовых актах, актах общественных организаций, быть нормами политической этики (морали). Когда политическая норма закреплена в нормативном юридическом акте, она будет юридической нормой политического содержания. В этом смысле конституции государств выступают как нормативные политико-правовые акты.

Политические нормы формируются в сфере общественного сознания на основе политических представлений, принципов, оценок, ценностных ориентаций. В этом смысле политические нормы выступают результатом осознания субъектами политики особых интересов (прежде всего экономических) своей социальной группы. И здесь можно усмотреть единый источник формирования политических и правовых норм — отношения собственности.

Политические нормы регулируют отношения и деятельность субъектов политики: народов, наций, классов, отдельных политиков, граждан и государства и др.

Обычаи — это правила поведения, складывающиеся исторически, в силу данных фактических отношений и в результате многократного повторения вошедшие в привычку. Для них характерны следующие черты:

  • а) живут в общественном сознании (а именно — в общественной психологии);
  • б) с точки зрения регулятивных особенностей им в наименьшей степени присуще внешнее, то есть предписывающее регулирование; они проникают в сферу индивидуального сознания даже глубже, чем нормы морали;
  • в) складываются спонтанно, в результате многократного повторения одних и тех же актов поведения;
  • г) представляют собой точные модели («слепки») тех отношений и актов поведения, которые обычаи нормативно обобщают. Отсюда их конкретность, детализированность;
  • д) каждый обычай имеет социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть и утрачено. Однако обычай и в этом случае может продолжать действовать в силу привычки;
  • е) имеют, как правило, локальную (по кругу субъектов, по местности) сферу действия;
  • ж) в качестве средств обеспечения выступают сила привычки и общественное мнение;
  • з) в масштабе общества не представляют собой целостного образования —системы, что обусловлено стихийностью, спонтанностью их формирования, а также длительностью этих процессов.

Среди других социальных норм обычаи выделяются прежде всего особенностями формирования и действия. Поэтому чаще всего они выступают формой иных социальных норм (норм морали, политических норм, правил гигиены и др.). Могут они быть и формой юридических норм (правовой обычай). Вместе с тем та или иная социальная норма, переходя в обычай, утрачивает свой собственный механизм действия, свои регулятивные особенности и действует, опираясь на силу привычки (например, у моральной нормы в этом случае ее оценочный характер как бы отходит на второй план). Обычаи морального содержания называют еще нравами.

Разновидностью обычаев можно считать традиции, возникновению которых в большей мере присущ субъективный фактор. Общество может сознательно организовывать те или иные традиции, способствовать их становлению, поэтому их возникновение не обязательно связано с длительным историческим процессом. Традиции в большей мере опираются на поддержку общественного мнения и выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения.

Обыкновения (деловые обыкновения) — обычаи, выработанные в процессе деятельности органов государства, в деловой (хозяйственной, коммерческой) деятельности и действующие в единстве с юридическими нормами.

К нормам обычая относят и нормы, регламентирующие обряды как достаточно сложные процедуры в бытовой, семейной, религиозной сферах. Такие обычаи называют ритуалами (от лат. «ritualis» — обрядовый). Нормы обычая, регулирующие торжественные, официальные обряды, носят название церемониала (правила церемонии).

Право и обычай взаимодействуют. Правовые нормы вытесняют вредные, неугодные обществу обычаи (например, обычай кровной мести). Полезные, социально необходимые обычаи могут даже наделяться правовой санкцией, и в этом случае они принимают форму правового обычая. В то же время обычаи меньше значат для правотворчества и правореализации, чем, скажем, нормы морали.

Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) похожи на нормы права тем, что:

  • а) закрепляются в письменных нормативных актах-документах (уставах, положениях и др. актах);
  • б) внутрисистемные;
  • в) имеют четко выраженный предоставительно-обязывающий характер;
  • г) требуют внешнего контроля за реализацией и поддаются такому контролю;
  • д) обладают фиксированным набором средств обеспечения реализации своих норм.

Отличает их от норм права то, что они, во-первых, выражают волю и интересы членов данной организации и распространяют свое действие на них;

во-вторых, регулируют прежде всего внутриорганизационные отношения;

в-третьих, санкционированы специфическими (для каждой организации) мерами воздействия.

Правовые нормы создают базу для организации и деятельности общественных организаций (объединений). Так, в Конституции Российской Федерации этому вопросу посвящен целый ряд статей (ст. 13, 30, 35 и др.). Право запрещает создавать вредные для общества и государства объединения, выходить в своей деятельности за пределы целей и задач, определенных уставом.

Правовые и корпоративные нормы взаимодействуют в установлении правосубъектности общественных организаций (круга правоотношений, в которые данная общественная организация может вступать), в оценке правомерности принятого общественной организацией решения.

Технико-юридические нормы — это нормы, которые в качестве диспозиции (регулятивного предписания) имеют техническую норму, а в качестве санкции (охранительной нормы) — юридическую норму. Поэтому их можно расценивать и как юридические нормы технического содержания, и как разновидность технических норм.

Относительно природы технических норм существует две позиции: одни авторы вообще не относят их к социальным нормам, другие — считают их социальными. Действительно, технические нормы своеобразны. Содержание их определяется законами природы и техники (то есть они как бы исходят не от человека); регламентируют не отношения между людьми, а отношения человека к объектам природы и техники (то есть вроде бы регулируют несоциальную сферу); в качестве мер их обеспечения выступают негативные последствия нарушения естественных законов, технических правил. Тем не менее, думается, что технические нормы следует считать разновидностью (хотя и весьма специфической) социальных норм, так как:

  • а) главным объектом регулирования всех социальных норм является поведение людей (установление общественных отношений во всех случаях социального регулирования — это лишь средство регламентации поведения). На тот же объект направлены и технические нормы;
  • б) технические нормы имеют социальное значение, которое с развитием технической сферы, искусственной среды обитания человека все возрастает. На данный момент нет более актуальной «технической» нормы, чем та, которая определяет взаимоотношения человека и природы. Другое дело, что по уровню социальной значимости технические нормы могут существенно различаться, и именно этот признак имеет наибольшее значение в оценке «социальности» технических норм. Например, социальная значимость поломки бытовой техники в результате нарушения правил обращения с ней практически равна нулю. Хотя опять-таки нарушение технических норм обращения с бытовыми электроприборами может привести к такому бедствию, как пожар.

Наиболее значимые технические нормы снабжаются правовыми санкциями и становятся технико-юридическими нормами. И здесь можно найти еще один аргумент в пользу принадлежности технических норм к социальным. Ведь технико-юридические нормы, как и любые правовые нормы, считают социальными. Однако из-за того, что техническую норму обеспечили правовой санкцией, она свою природу не изменила: в ней сохранились все те черты, по которым технические нормы как раз к социальным не относят.

С целью разрешения данного противоречия проф. А.Б. Венгеров предлагает различать юридико-технический и нормативно-технический социальные регуляторы. Однако понятие «регулятор» здесь используется в смысле, не равнозначном понятию «норма», и исследование проблемы, таким образом, переносится в несколько иную плоскость, в частности на уровень нормативных актов.

Проф. А.Б. Венгеров также усматривает существование в обществе ненормативных социальных регуляторов — ценностного, директивного, информационного и других. Однако речь в данном случае идет не об индивидуальном регулировании. Названные регуляторы имеют общий характер, но не являются четко выраженными социальными предписаниями и обладают специфическими механизмами воздействия на поведение людей.

Право в системе социальных норм

Правовые нормы – совокупность обязательных для всех правил поведения в обществе, которые закреплены силой государства и выражаются в источниках. Они имеют системный характер, и их нарушение может повлечь юридическую ответственность. С помощью норм права определяется система государственного аппарата, закладываются принципы и приоритетные направления его деятельности, устанавливается компетенция отдельных структурных элементов государственного механизма. Законы определяют юридические основания взаимоотношений между государством и гражданами, что исключает произвол.

Утверждённые государством правовые нормы называют нормативными актами (конституция, законы, подзаконные акты – указы, декреты и др.). Высшей силой обладают конституционные нормы, т. е. закреплённые Конституцией.

Основным признаком права является то, что это система норм социального поведения, устанавливаемая государством и имеющая общеобязательный характер. Государство гарантирует соблюдение правовых норм, а они, в свою очередь, закрепляют существующий государственный и общественный строй. Право является основополагающим элементом системы социального нормативного регулирования, тесно взаимодействуя с другими социальными нормами.

Нормы права состоят из трёх основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. Их классификация может осуществляться исходя из характера содержащихся в них правил поведения на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Статья написана по материалам сайтов: be5.biz, studwood.ru, soociety.ru.

»

Это интересно:  Как правильно писать служебную записку руководителю
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector