Правила юридической техники при создании правовых актов

Правила законодательной (нормотворческой) техники можно подразделить на три вида:

Каждый нормативный акт должен иметь необходимые реквизиты, которые отражали бы его юридическую силу, предмет регулирования, сферу действия, придавали бы ему официальность.

Каждый нормативный акт должен иметь: название вида нормативного акта (закон, указ, постановление и т. д.), название органа, его издавшего, наименование акта, отражающего его содержание, предмет регулирования. Это название должно быть по возможности кратким.

При создании законопроекта неизбежно приходится решать вопросы, связанные с увязкой с иными нормативными актами и об отмене действующих нормативных актов или о внесении в них изменений и дополнений.

Первое требование предполагает, что новый законопроект должен быть, во-первых, внутренне согласованным актом, во-вторых, учитывать свое место в общей системе нормативного правового регулирования.

Внутренняя согласованность достигается ссылками на положения, уже нашедшие отражение в данном тексте.

Внешняя согласованность выражается в указании на иной федеральный закон (его полное наименование и дату принятия), который регулирует соответствующие (смежные) общественные отношения и к которому отсылает данный закон, поскольку он не касается подробного регулирования этих отношений.

В практике прежнего Верховного Совета РФ имели место два вида актов — сам закон и постановление Верховного Совета о порядке его введения в действие.

Государственная Дума с самого начала решила от этого отказаться. Теперь непосредственно в текст законопроекта должны быть включены следующие положения:

a) о сроке и о порядке вступления в силу закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, федерального конституционного закона, федерального закона или отдельных их положений;

б) о признании утратившими силу и о приостановлении действия ранее принятых законов и других нормативных правовых актов или отдельных их положений в связи с принятием данного федерального конституционного закона или федерального закона;

Что касается отмены действующих актов либо внесения в них изменений, законопроект в этой части должен содержать (в заключительных статьях или главе) две группы предписаний:

касающиеся действующих законов — их можно объявить утратившими силу, внести в них изменения ;

касающиеся актов Президента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов исполнительной власти. Законодатель в силу принципа разделения властей не вправе признавать утратившими силу, вносить изменения и дополнения в акты названных органов Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. — М., 1993.

Сначала в Регламенте Государственной Думы указывалось еще на одно требование, включаемое в текст законопроекта: о приведении Президентом РФ и Правительством РФ своих правовых актов в соответствие с принятым федеральным конституционным законом или федеральным законом (пп. «в» п. 1 ст. 106 Регламента). Но в 2004 г. данное положение было исключено из текста Регламента. Это связано с тем, что в силу статьи 90 (часть 3) Конституции Российской Федерации указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам, согласно статье 115 (часть 1) Конституции Российской Федерации на основании и во исполнение федеральных законов Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Данные положения Конституции Российской Федерации обуславливают необходимость приведения Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации своих актов в соответствии с принятым законом.

В случае, если в законопроекте содержится указание на необходимость принятия нормативных актов на основании или во исполнение предлагаемого правового регулирования, законопроект должен содержать отсрочку его вступления в силу, чтобы обеспечить разработку и принятие соответствующих актов.

Юридическая техника: понятие, виды, роль в правовом регулировании

Понятие юридической техники

Юридическая техника — совокупность методов, принципов, средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нормативно-правовых актов для обеспечения их совершенствования.

Иначе, юридическая техника — это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности (А.В. Малько).

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Юридическая техника — это система профессиональных юридических правил и средств, используемых при составлении правовых актов и осуществлении иной юридической деятельности в сферах правотворчества, правоинтерпретации, властной и невластной реализации права, обеспечивающих совершенство его формы и содержания (М.Л. Давыдова).

Таким образом, Давыдова определяет юридическую технику как более широкое понятие.

Важнейшая разновидность юридической техники — законодательная (правотворческая), в частности, кодификационная техника.

К основным принципам ЮТ относят:

  1. общие принципы управления применительно к правотворчеству:
    • соответствие правового воздействия государственной политике в данной сфере общественных отношений;
    • полнота и конкретность регулирования;
    • своевременность введения правового акта в действие;
    • реализуемость правового решения (наличие соответствующих ресурсов, организационных и правовых механизмов и т.д.);
  2. принцип системности права :
    • структурирование права на отрасли, подотрасли, субинституты и институты, а также установление взаимоотношений правовых актов по их юридической силе;
    • соответствие по целям и непротиворечивость по содержанию нового и действующих правовых актов;
    • соответствие вида правового акта компетенции издавшего его органа;
    • изменение действующего законодательства в связи с принятием нового акта;
  3. соответствие выражения языковыми средствами существу (концепции) правового решения;
  4. обеспечение точного понимания (интерпретации) положений правового акта всеми субъектами правоотношений;
  5. правильность оформления акта как официального юридического документа.

Основной объект юридической техники:

    • текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний.

При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясностей, двусмысленности.

Задачи юридической техники:

    1. структурирование правового материала;
    2. совершенствование языка правовых актов (делать его более понятным, точным и грамотным).

Во многом именно уровень юридической техники символизирует собой определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

Технические средства юридической техники:

    • юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта);
    • юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п. — те или иные правовые режимы, юридический составправонарушения и т.п.).

Технические правила юридической техники:

    1. ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов;
    2. сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;
    3. последовательность в изложении юридической информации;
    4. взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

Технические приемы юридической техники — это способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурная организация правового акта (вводная часть — преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).

Виды юридической техники:

    • законодательная (правотворческая);
    • систематизация нормативных актов;
    • учет нормативных актов;
    • правоприменительная.

Значение юридической техники для правотворчества, правоприменения и систематизации законодательства

Все виды юридической техники играют исключительно важную роль и используются на разных этапах механизма правового регулирования — от издания нормативных актов до принятия на их основе правоприменительных актов. Различные виды юридической техники, все вместе организуя и конструируя правовой материал, создают условия для рационализации юридической деятельности, для оптимизации процесса правового упорядочения общественных отношений.

Техника подготовки проекта нормативного правового акта

Нормативные правовые акты принимаются государственными органами в соответствии с правотворческой компетенцией, предоставленной им Конституцией РФ. При этом федеральные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации должны приниматься в строгом соответствии с положениями ст. 71—73, 76 Конституции РФ о распределении предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. Нормативный правовой акт принимается в определенной форме (закон, указ, постановление, устав, положение, инструкция и др.). Основной формой правового регулирования общественных отношений в Российской Федерации является принимаемый законодательным органом государственной власти закон, который обладает высшей юридической силой и не может быть дополнен, изменен или отменен иными нормативными правовыми актами. Нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти имеют подзаконный характер. Нормативные указы Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления, имеющие нормативный характер. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Правовой основой разработки проекта нормативного правового акта служат следующие основные документы:

  • 1) Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009;
  • 2) постановление Правительства РФ от 02.08.2001 № 576 «Об утверждении основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов»;
  • 3) Регламент Правительства РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 № 260;
  • 4) Положение о законопроектной деятельности Правительства РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 № 389 «О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации»;
  • 5) постановление Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»;
  • 6) Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные приказом Министерства юстиции РФ от 04.05.2007 № 88;
  • 7) Регламент Государственной Думы, утвержденный постановлением Государственной Думы от 22.01.1998 № 2134-И ГД;
  • 8) Методические правила по организации законопроектной работы федеральных органов исполнительной власти, утвержденные совместным приказом Министерства юстиции РФ № 3, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ № 51 от 10.01.2001;
  • 9) Методические рекомендации Государственной Думы по юридико-техническому оформлению законопроектов;
  • 10) Комментарии к Методическим рекомендациям Государственной Думы по юридико-техническому оформлению законопроектов, разработанные Аппаратом Государственной Думы.
Это интересно:  Основные институты конституционного права

Подготовка проекта нормативного правового акта осуществляется в несколько этапов. Первый этап начинается с формулирования идеи о необходимости правовой регламентации той или иной сферы жизнедеятельности, рассмотрения предложения и принятия решения о подготовке проекта нормативного правового акта, разработки концепции будущего нормативного правового акта. Исходя из концепции будущего нормативного правового акта составляется план правотворческой деятельности.

На этой стадии осуществляется сбор и обобщение информации, полученной в ходе социологических, статистических и иных исследований, результатов опросов общественного мнения, обращений граждан в государственные органы, материалов средств массовой информации, рекомендаций и предложений научного сообщества. Эти данные необходимы для того, чтобы выявить общественную потребность в правовом регулировании соответствующей сферы общественных отношений; оценить фактическое состояние соответствующей сферы жизнедеятельности общества; четко установить существо вопроса; определить пространственную, временную и предметную сферу проекта; определить вид предлагаемого к подготовке нормативного правового акта (закон — подзаконный акт). Выбор конкретного вида нормативного правового акта должен быть достаточно мотивирован. В доктрине констатируется тенденция «тиражирования закона», что девальвирует его значение и роль. «Неприемлема, — с точки зрения Н.А. Власенко, — и ситуация, когда закон заменяет подзаконные или даже ведомственные акты, особенно в случае содержания в нем чрезмерно детализированного регулирования общественных отношений. Однако известно, что закон по своей юридической природе должен регламентировать принципиально важные и устойчивые отношения в обществе и государстве. Аксиомой является и то, что закон представляет собой документ высшей юридической силы и имеет прямое действие. Однако его излишняя декларативность также умаляет роль и значение закона как фундаментального правового регулятора. В настоящее время ему необходимо вернуть высокую степень нормативности и юридическую обязательность» [1] .

Как правило, проектируемый нормативный правовой акт является не первым в регулировании определенной области общественных отношений. Те или иные нормативные правовые акты по тематике проекта, возможно, были приняты и действовали до него. Поэтому на начальной стадии подготовки проекта важное значение имеет информация о состоянии и практике применения действующих нормативных правовых актов по теме проекта, что даст возможность определить, достаточно ли будет внесения изменений в действующие нормативные правовые акты или следует разрабатывать новый нормативный правовой акт. Анализ и оценку действующих нормативных правовых актов необходимо осуществлять с учетом правовых позиций Конституционного Суда РФ по делам о проверке конституционности нормативных правовых актов, а также с учетом международных договоров РФ. Следует определиться, какой дефект действующего правового регулирования поможет исправить разрабатываемый нормативный правовой акт: восполнить пробел в правовом регулировании, устранить правотворческую ошибку, разрешить юридические коллизии, внести уточнения или дополнения в действующее регулирование [2] . Важным элементом деятельности на данном этапе является учет правотворческих идей и разработок ученых, научных концепций развития законодательства.

Наряду с изучением действующего российского законодательства на первом этапе подготовки проекта нормативного правового акта следует изучить и проанализировать зарубежный опыт правового регулирования соответствующих отношений.

На втором этапе подготовки проекта нормативного правового акта осуществляется работа над его текстом.

Правотворческий орган может осуществлять подготовку проекта нормативного правового акта самостоятельно, поручить ее подведомственным ему органам или организациям или заказать на договорной основе иным государственным органам, научным учреждениям, конкретным ученым либо научным коллективам, поручить подготовку альтернативных проектов нескольким органам (организациям), различным лицам, а также объявить конкурс на лучший проект. В целях подготовки законопроектов, включенных в план законопроектной деятельности Правительства РФ, в федеральных органах исполнительной власти, как правило, образуются рабочие группы. В состав рабочей группы включаются представители федерального органа исполнительной власти либо организации — головного исполнителя по законопроекту, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, при необходимости представители палат Федерального Собрания РФ и их аппаратов, сотрудники Аппарата Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов, а также представители научно-исследовательских, общественных и иных организаций (п. 13 и 15 Положения о законопроектной деятельности Правительства РФ).

Максимально продуктивные результаты деятельности рабочей группы могут быть получены лишь в том случае, если в ее состав входят в равном соотношении представители различных отраслей знания: как специалисты, владеющие знаниями и опытом в той сфере, которая является предметом правового регулирования проекта (медики, производственники, транспортники, связисты и др.), так и специалисты в сфере юриспруденции (представители научно-исследовательских учреждений, профильных кафедр юридических вузов, правовых департаментов органов государственной власти) [3] .

Как сказано в постановлении Правительства РФ «Об утверждении основных требований к концепции и разработке проектов федеральных законов», в случае необходимости федеральными органами исполнительной власти и организациями, которым федеральными законами предоставлено право вносить в установленном порядке в Правительство РФ законопроекты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, по законопроектам, предлагаемым ими для включения в план законопроектной деятельности Правительства РФ, подготавливается проект технического задания на разработку законопроекта для дальнейшего включения его в план законопроектной деятельности Правительства РФ. Необходимость разработки проекта технического задания на разработку законопроекта определяется Комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности либо руководителем федерального органа исполнительной власти — головным исполнителем (п. 78 Регламента Правительства РФ). Правовую экспертизу проекта технического задания на разработку законопроекта в обязательном порядке осуществляют Министерство юстиции РФ и Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Структурными элементами проекта технического задания на разработку законопроекта являются следующие разделы:

  • а) «Основание разработки законопроекта, его форма, вид и рабочее наименование». Указывается полное наименование документа, на основании которого разрабатывается законопроект, форма разрабатываемого законопроекта (кодекс, основы законодательства, федеральный закон), его вид, а также рабочее наименование;
  • б) «Заказчик и разработчики законопроекта». Указывается полное наименование заказчика и разработчиков, их местонахождение, банковские реквизиты. В случае проведения конкурса среди разработчиков законопроекта в разделе указываются только основные требования к разработчику: наличие соответствующей квалификации, опыта работы в определенной сфере и т.п. Заказчиком является, как правило, федеральный орган исполнительной власти, ответственный за разработку законопроекта. По законопроектам, имеющим особо важное значение, заказчиком может выступать Правительство РФ;
  • в) «Перечень документов, подлежащих разработке. Подготовка проекта основного нормативного правового акта и проектов дополнительных нормативных правовых актов». Указываются подлежащие разработке документы: законопроект или пакет законопроектов; проекты или основное содержание иных нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для реализации федерального закона (согласуются с заинтересованными органами исполнительной власти вместе с законопроектом); перечень нормативных правовых актов, подлежащих отмене или изменению в связи с будущим законом (согласуются с концепцией и проектом технического задания на разработку законопроекта); пояснительная записка; финансово-экономическое обоснование; расчеты социально-экономических последствий принятия федерального закона, другие необходимые документы;
  • г) «Примерная структура законопроекта». Определяется порядок расположения составных частей (разделов, глав) законопроекта. Структура законопроекта должна обеспечивать логическое развитие темы, являющейся предметом правового регулирования;
  • д) «Виды, этапы и сроки работы». Определяются этапы, сроки и содержание работ, выполняемых в процессе подготовки законопроекта, с указанием работ, подлежащих приемке заказчиком, которая проводится в том же порядке, что и приемка разработанного законопроекта. В качестве этапов разработки законопроекта могут рассматриваться подготовка концепции законопроекта, разработка его отдельных глав (разделов), доработка законопроекта с учетом высказанных замечаний и т.п.;
  • е) «Порядок финансирования и смета расходов» (при заключении заказчиком договора на разработку законопроекта). Определяются источники и порядок финансирования разработки законопроекта, если разработка законопроекта проводится на договорной (контрактной) основе, приводится смета расходов с распределением по источникам финансирования;
  • ж) «Порядок приемки работы». Устанавливаются порядок предварительного согласования и требования к приемке законопроекта, определяется ответственный за его приемку. Ответственным за приемку законопроекта является, как правило, заказчик — федеральный орган исполнительной власти, ответственный за его разработку. К приемке законопроекта могут в установленном порядке привлекаться специалисты Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Министерства юстиции РФ и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Текст проекта нормативного правового акта должен отвечать комплексу требований: содержательным, логическим и языковым (об этом см. подробнее главу 4).

При подготовке проекта нормативного правового акта должны быть учтены требования к его качеству. Нормативные правовые акты должны быть подготовлены с учетом принципов нормативности, полноты, конкретности, системности, точности, ясности, простоты, краткости, обоснованности, эффективности.

Существенным является правильное определение срока вступления в силу проектируемого нормативного правового акта. Например, при подготовке законопроекта следует уделять внимание наличию сопутствующих механизмов, способных обеспечить его действие в будущем. Подготовку законопроекта необходимо совмещать с подтверждением наличия правовых, организационных, финансовых и иных ресурсов, которые делают возможным действительную и эффективную реализацию закона. Когда действие закона будет зависеть от условий и средств, которые еще только предстоит создать, срок вступления закона в силу следует определять с учетом этих обстоятельств. Принятие закона должно сопровождаться своевременным и исчерпывающим подзаконным регулированием. В общем, оптимальным вариантом является одновременная подготовка проектов основного нормативного правового акта и дополнительных нормативных правовых актов. В случае невозможности одновременной подготовки в основном проекте нормативного правового акта или в проекте акта о его введении в действие должно быть предусмотрено поручение правотворческим органам о подготовке и принятии дополнительных актов в установленный срок.

В третий этап работы над проектом нормативного правового акта включается проведение необходимых финансово-экономических расчетов и подготовка сопроводительных документов: пояснительной записки, финансово-экономического обоснования и пр. (об этом см. подробнее параграф 6.1).

На четвертом этапе осуществляется согласование проекта нормативного правового акта с заинтересованными органами и организациями (например, если речь идет о проекте нормативного правового акта межотраслевого значения). Так, проект нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, которым регулируются отношения в области страхового дела, подлежит согласованию с Министерством финансов РФ, проект нормативного правового акта, устанавливающего требования пожарной безопасности, подлежит согласованию с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п. 3 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации).

Это интересно:  Права и обязанности сторон по договору энергоснабжения

Согласование может быть осуществлено путем выражения в письменной форме согласия либо несогласия органа (организации) с соответствующим проектом нормативного правового акта либо путем визирования руководителем органа (организации) проекта нормативного правового акта. При наличии возражений проекты визируются с замечаниями, которые оформляются на бланке согласующего органа (организации), подписываются соответствующим руководителем и прилагаются к согласуемому проекту (его копии). Если возражения созданы в виде электронного документа, они подписываются указанным руководителем с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи и направляются в федеральный орган исполнительной власти, вносящий проект акта.

При необходимости проект нормативного правового акта дорабатывается органом, подготовившим проект, с учетом полученных замечаний и предложений. При этом составляется справка о принятых и отклоненных замечаниях, мотивах отклонения замечаний (таблица разногласий).

Пятый этап подготовки проекта нормативного правового акта включает в себя апробацию и экспертизу проекта: правовую, антикоррупционную, экологическую, лингвистическую, финансовую, экономическую, социально-психологическую, научную и т.п., оценку регулирующего воздействия.

Так, Положением о законопроектной деятельности Правительства РФ предусмотрено, что законопроект и перечни нормативных правовых актов, необходимых для реализации соответствующего федерального закона, согласованные с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти либо организациями, а также протоколы согласительных совещаний (при наличии разногласий), заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы (при их наличии) и замечания до внесения в Правительство РФ направляются в Министерство юстиции РФ, а также в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ на правовую экспертизу, что подразумевает оценку проекта нормативного правового акта на предмет его соответствия актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений и соблюдения правил юридической техники. Министерство юстиции РФ при проведении правовой экспертизы также проводит антикоррупционную экспертизу законопроекта, по результатам которой дает соответствующее заключение. Проекты актов, оказывающих влияние на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы РФ, направляются на заключение в Министерство финансов РФ. Проекты актов, регулирующих отношения субъектов предпринимательской деятельности или их отношения с государством, а также оказывающих влияние на макроэкономические показатели развития страны, направляются на заключение в Министерство экономического развития РФ. Отдельные проекты нормативных правовых актов (в сфере налогового контроля, строительства, таможенного дела) согласно Регламенту Правительства РФ подлежат оценке регулирующего воздействия (об экспертизе проектов нормативных правовых актов см. подробнее параграф 6.2).

Указом Президента РФ от 09.02.2011 № 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов» установлено, что проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, затрагивающих основные направления государственной политики в области социально-экономического развития РФ, по решению Президента

РФ могут быть вынесены на общественное обсуждение. Соответствующий порядок определен в Правилах раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.08.2012 № 851. На едином портале по адресу http://regulation. gov.ru/ органом, осуществляющим разработку проекта нормативного правового акта, размещаются: уведомления о подготовке проекта нормативного правового акта; проект нормативного правового акта; информация о сроках общественного обсуждения уведомления и (или) проекта нормативного правового акта; информация о результатах общественного обсуждения уведомления и (или) проекта нормативного правового акта; информация о результатах рассмотрения проекта нормативного правового акта. Информация, относящаяся к разработке проекта нормативного правового акта, указывается в паспорте этого проекта, который ведется разработчиком на официальном сайте.

Срок общественного обсуждения уведомления и (или) проекта нормативного правового акта определяется разработчиком и не может составлять менее 15 календарных дней со дня размещения на официальном сайте уведомления или проекта нормативного правового акта. Однако общий срок общественного обсуждения уведомления и проекта нормативного правового акта должен составлять не менее 60 календарных дней в случае разработки: а) проектов федеральных конституционных законов; б) проектов федеральных законов по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, установления размеров публичных нормативных обязательств, а также порядка их индексации и исполнения, проведения единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии; в) проектов постановлений Правительства РФ по вопросам установления размеров публичных нормативных обязательств, а также порядка их индексации и исполнения.

Проекты новых государственных программ Российской Федерации и новых федеральных целевых программ также подлежат общественному обсуждению, общий срок которого не может составлять менее 60 календарных дней.

По итогам проведенных общественных обсуждений при необходимости осуществляется доработка проектов нормативных правовых актов.

Требования и правила юридической техники

Представляется, что юридическая техника в своей основе едина для федерального и регионального законодательства. Особенности правил юридической техники на уровне субъектов Российской Федерации проявляются в тех элементах, которые непосредственно связаны с особенностями правотворчества субъектов. В частности, имеется специфика оформления реквизитов региональных правовых актов.

На региональном уровне в ряде случаев стоят технико-юридические проблемы, которых нет на федеральном уровне, или которые имеют другой характер. Так, региональный законодатель должен решать проблему, в каких случаях, и в каком объеме возможно, целесообразно или необходимо воспроизводить в своих законах положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

Требования юридической техники могут закрепляться в нормативных правовых актах или же существовать в виде обычаев, научно-методических рекомендаций. В последнее время удельный вес юридически закрепленных требований юридической техники возрастает как на федеральном, так и на региональном уровнях. Причем правовое регулирование требований юридической техники интенсивнее идет в субъектах Российской Федерации, нежели на федеральном уровне.

На федеральном уровне требования юридической техники регламентируются в основном в подзаконных нормативных правовых актах. В обобщенном виде такие требования предполагалось урегулировать в Федеральном законе «О нормативных правовых актах Российской Федерации», который был рассмотрен в первом чтении в ноябре 1996 года, однако так и не был принят. Законопроект предусматривал специальную главу, где в одиннадцати статьях излагались основные правила законодательной техники. Также стоит упомянуть Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009 (с изменениями 07.07.2006 № 418)

Многочисленные правила юридической техники содержатся в регламентах и инструкциях по делопроизводству и документационному обеспечению. Особую группу федеральных нормативных правовых актов составляют государственные стандарты.

1.1.Задача использования юридической техники. Общее понятие и значение юридической техники
Одной из задач использования юридической техники является обеспечение стабильности. В этом смысле юридическая техника, будучи в достаточной степени разработанной, становится дисциплинирующим фактором, барьером, препятствием на пути абстрактных стремлений или самоуправных действий’. Она дает знания о конкретных условиях оформления какого-либо юридического документа, совершения какого-либо действия, позволяет предвидеть правовые последствия, вытекающие из определенного юридического факта.
В более прикладном плане о важности юридической техники рассуждают и зарубежные специалисты. Как известно, одна из целей юридического образования — научить студентов думать, говорить и писать юридически правильно. Недостаточно одного лишь подхода к анализу юридической ситуации. Необходимо еще соответствующим образом изложить результаты проведенного анализа. Многие думают, что главное — устное изложение. Но современная юридическая практика делает больший акцент на письменном изложении. Великолепной юридической проницательности даже вкупе с отличными ораторскими способностями редко бывает достаточно. Большая часть времени практикующего юриста проходит за составлением различных юридических документов: писем, запросов, завещаний, договоров, уставов и иных документов. Поэтому логично предположить, что для того, чтобы уметь составлять такие документы, необходимо владеть техникой юридического письма (приемами юридической техники).
Для обеспечения высокого уровня разработки и исполнения юридических норм поддерживается и развивается теория права, одной из задач которой является достижение справедливости и эффективности правовых норм’. Инструментом этой науки служит юридическая техника. Рассмотрим некоторые ее элементы, но сначала проанализируем такие понятия, как юридическая техника и язык права.
Юридическую технику в широком смысле можно определить как совокупность средств и методов, посредством которых цели, намечаемые или преследуемые властными органами гражданскою общества, укладываются в русло правовых норм и достигаются путем действенного исполнения этих норм.
Юридическая техника в узком смысле ограничивается вопросами, определяющими или уточняющими условия использования языка права и структуры юридического рассуждения, а также различными техническими приемами, средствами и правилами. Можно выделить основные аспекты юридической техники: совокупность средств (юридическая терминология, юридические конструкции) и приемов (приемы изложения юридических норм, система отсылок и т.д.) технического порядка; правила наиболее рационального составления и правильного изложения правовых актов.
В настоящем руководстве под юридической техникой понимается совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации юридических документов в целях достижения их ясности, понятности и эффективности3. Таким образом, объектом юридической техники является текст юридического документа, в отношении которого применяются

1.3.Текст юридического документа –объект юридической техники

современном мире документы играют значительную роль, с их помощью средства правового регулирования (нормы, соглашения, индивидуальные решения) становятся объективными и доступными для других субъектов права. Юридические документы позволяют достичь определенности, стабильности в отношениях между людьми, юридическим действиям придается официальность.

На протяжении длительного периода документом в широком смысле считалась бумага, которая подтверждала какой-либо факт, несла информацию. Использование в современных условиях компьютеров документы не отменяет, напротив, новая их электронная форма только усилила документооборот. По содержанию, бумажные и электронные документы носят текстовый, графический, фотографический, изобразительный, звуковой характер.

Юридические документы – это официальные письменные акты, принимаемые в пределах компетенции уполномоченного органа, обладающие целевой ориентацией, особой формой фиксации юридических предписаний и реквизитами, предназначенные информационно опосредовать и выражать различного рода социальные связи правового характера.

Юридическим документам присущи следующие признаки:

Это интересно:  Копия верна или верно как правильно 2020

а) они могут иметь как документальный, так и электронный характер,

б) основанием их издания является закон (в широком смысле, т.е. законодательство),

в) документы составляются в пределах компетенции (если речь идет о государственных органах и должностных лицах) или правоспособности (если речь идет о гражданах и организациях),

г) они должны быть составлены в соответствии с правилами юридической техники,

д) юридические документы порождают юридические последствия, т.е. имеют обязательный характер,

е) документы предназначены для регулирования общественных отношений, придания им стабильности и устойчивого характера.

К юридическим документам относятся:

1) нормативные документы – содержат нормы права, также они являются источниками права;

2) интерпретационные акты – выраженный в соответствующей юридической форме результат толкования, содержащий в себе разъяснение фактического смысла интерпретируемых норм права;

3) документы, фиксирующие юридические факты:

— документы, фиксирующие правовой статус субъектов,

— документы, фиксирующие правовой режим объектов (ценные бумаги, свидетельство о праве собственности на недвижимость),

— документы, фиксирующие акты-события или акты-действия;

4) документы, содержащие решения индивидуального характера — влекут правовые последствия в отношении конкретных лиц:

Все они создаются и совершенствуются при помощи особого вида техники – юридической. Юридическая техника –это совокупность средств, правил и приемов разработки, оформления, публикации и систематизации законов, иных правовых актов, обеспечивающая их совершенство, эффективное использование, подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.

Основным объектом юридической техники выступает текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности. Текст закона строится в соответствии с требованиями полноты, точности, завершенности словесного выражения юридических норм, содержания закона. Законодательный текст должен быть редакционно отработан, соответствовать правилам грамматики, стилистики, лексики, До окончательного принятия закона в нем необходимо устранить все редакционные недостатки, произвести редакционные уточнения и дополнения.

Т. В. Кашанина рассматривает следующие признаки юридической техники:

1) юридическая техника – это совокупность юридических инструментов, которые применяются, как правило, в строгой последовательности;

2) юридическая техника способствует наиболее целесообразному преобразованию информации в правовой акт;

3) юридическая техника позволяет эффективно проводить юридическую работу;

4) юридический инструментарий зависит от уровня развития общества и от достигнутых им высот в области экономики, политики, нравственности.

Юридическая техника признана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

Юридическая техника основывается на следующих принципах:

— определенность юридической формы (исключение двусмысленностей и неадекватности применяемых понятий);

— ясность юридического языка;

— конкретность формулируемых положений;

— устойчивость общепринятых выражений и терминов;

— системность (положения проекта нормативного акта должны учитывать требования действующей системы законодательства;

— компактность юридических формулировок.

Юридическая техника действует путем применения определенного набора средств, среди которых основными являются: юридические термины (это слова или словосочетания, точно обозначающие определенное правовое понятие и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала по тому или иному типу связи между его элементами), технические правила оформления нормативно – правового акта, предполагающие наличие необходимых реквизитов, технические приемы.

Все юридические термины делятся на три группы: общеупотребительные термины (слова обычного литературного языка), специальные юридические термины (это термины, отражающие особенности государства и права как специфических социальных явлений возникающие в процессе юрисдикционной деятельности), специальные неюридические термины – это термины, составляющие принадлежность неюридических наук и отраслей и используемые в законодательстве и юридической науке.

Юридическая конструкция – специфическое построение нормативного правового материала по тому или иному типу связи между его элементами.

К техническим правилам относят:

1) ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых актов;

2) сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;

3) последовательность в изложении юридической информации;

4) взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

К техническим приемамотносят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организацию правового акта (вводная часть – преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).

Основным критерием классификации видов юридической техники можно выбрать стадии правового регулирования: правотворчество, действие права, реализация права. В связи с этим можно говорить о шести видах юридической техники: правотворческая техника, техника опубликования нормативных актов, техника систематизации нормативных актов, интерпретационная техника, правореализационная техника, правоприменительная техника.

Законодательная техника – важнейшая составная часть юридической техники, представляющая собой совокупность специфических средств, правил и приемов наиболее оптимального правового регулирования общественных отношений.

Законодательная техника – совокупность средств, правил и приемов разработки, оформления, опубликования и систематизации нормативных правовых актов.

Законодательная техника включает в себя средства, способы и приемы:

1) выражения воли законодателя (языковые, логические и технико-юридические приемы);

2) формирования и выражения содержания законодательного материала в статьях закона;

3) структурного построения норм права и нормативных правовых актов;

4) процедуры принятия законопроектов;

5) опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов;

6) систематизации законодательства.

Нормативные акты должны быть содержательными и эффективными. Содержание любого нормативного акта должно отвечать следующим требованиям: законности, соответствия нормам морали, целесообразности, обоснованности, эффективности, своевременности, стабильности, экономичности реальности, оптимальности. К внешним формальным реквизитам нормативного правового акта относят: наименование вида нормативного правового акта, заголовок, номер нормативного правового акта, дата принятия, преамбула, рубрикация, статья, заключительные и переходные положения, подпись соответствующего должностного лица. Значительную роль в подготовке нормативного правового текста играют правила формальной логики. Характер юридической логики накладывает отпечаток на логические правила, используемые при составлении нормативных актов, некоторые из них носят общий характер и важны для всех юридических документов:

— единообразное понимание терминов;

— согласованность различных частей правового документа;

— согласованность различных правовых документов;

— отсутствие противоречий между частями правового документа;

— отсутствие противоречий между различными правовыми документами;

— последовательность мыслительных операций, используемых при построении правовых актов;

— убедительность правовых документов.

Правоприменительная техника, являясь элементом юридической техники, представляет собой систему научно обоснованных и практически сложившихся средств и способов, используемых при создании (подготовке и оформлении) правоприменительных (индивидуальных) актов.

Формальные требования к подготовке правоприменительных актов можно объединить в следующие группы:

1) по содержанию:

принимается уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, должностным лицом;

принимается строго в пределах его компетенции уполномоченного лица;

не должен противоречить требованиям законодательства;

логичность и последовательность изложения;

правильное использование юридических терминов и оборотов.

2) по оформлению:

должен приниматься в установленной законом форме (приказ, распоряжение);

должен содержать необходимые реквизиты (дата, подписи, наименование).

обязательное наличие юридической основы принятия акта (четкое обозначение нормы, подлежащей применению);

соответствие фактических и нормативных оснований;

как правило, требуется наличие описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Значительными особенностями обладают правила подготовки судебных решений. Они регламентируются процессуальным законодательством Российской Федерации. Например, глава 16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации регулирует такие вопросы, как форма решения суда, его содержание, исправление описок и явных арифметических ошибок и др. Согласно статье 198 названного законодательного акта решение суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Юридических документов индивидуального характера великое множество. Поэтому они нуждаются в определенной унификации, стандартизации, что не только облегчает их составление и использование, но и способствует упорядочению правового регулирования. Стандартизация и унификация позволяют рационализировать, упростить и удешевить составление документов, использовать для их составления менее квалифицированные кадры и простые средства оргтехники, электронно-вычислительную технику. Унификация и стандартизация достигается путем установления требований к документам в законах, утверждением соответствующими органами бланков, формуляров юридических документов. Унификация правоприменительных актов достигается путем перечисления в процессуальных законах обязательных реквизитов и определения их структуры. Например, ГПК РФ определяет структуру решения суда (вводная, описательная мотивировочная, резолютивная), перечисляет необходимые реквизиты. То же самое мы видим и в других процессуальных кодексах, а в УПК каждой составной части приговора посвящается отдельная статья. Унификация документов, опосредующих, например, гражданско-правовые отношения, также осуществляется путем перечисления обязательных реквизитов и требований к их содержанию (учредительные договоры, уставы, письменные сделки, доверенности, ценные бумаги и т. д.). Унификация достигается также путем печатания бланков различных документов (договоров, доверенностей, протоколов и т. д.), которые могут быть изготовлены и не на бланках; путем печатания бланков строго утвержденной формы; путем печатания бланков и формуляров строгой отчетности с отпечатанными типографским способом сериями и номерами документов, которые заполняются, выдаются и регистрируются соответствующими органами (акты гражданского состояния, паспорта граждан, паспорта на транспортные средства, документы об образовании, железнодорожные накладные и т. п.). Наконец, документы, не требующие какого-либо заполнения, заранее отпечатанные полностью (облигации, акции, лотерейные билеты и иные ценные бумаги на предъявителя и др.). Относительно большой группы документов установлена их обязательная регистрация. Это является не только необходимым условием их юридической силы, но позволяет также проверить при регистрации их законность, а в последующем проверить и их подлинность. В обязательном порядке регистрируются все документы, выдаваемые государственными органами, учредительские документы юридических лиц, многие сделки, документы о правах на земельные участки, выпуск ценных бумаг и др. Регистрация каких-либо объектов собственности (недвижимости, транспортных средств, оружия и т. п.) также сопровождается проверкой и регистрацией соответствующих документов.

Статья написана по материалам сайтов: jurkom74.ru, bstudy.net, poisk-ru.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector