Разрывы по ндс внутренняя инструкция налоговиков

Налоговый разрыв — это разница между сумой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком (налогоплательщиками), и суммой фактически уплаченных налогов.

Комментарий

Понятие налоговый разрыв» означает разницу между сумой налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком (налогоплательщиками), и суммой фактически уплаченных налогов. Термин пришел к нам из английского языка — Tax gap, где применяется в том же значении.

Выявление и анализ налоговых разрывов проводят налоговые органы, с целью выявления уклонения от уплаты налогов.

Понятие «налоговый разрыв» может применяться к конкретному налогоплательщику, налогоплательщикам конкретной отрасли или к налогоплательщикам всей страны.

Как определяются указанные показатели в налоговом разрыве?

С суммой фактически уплаченных налогов все просто — это суммы, которые были указаны в налоговых декларациях и уплачены в бюджет.

А как определить суммы налогов, которые теоретически должны быть уплачены налогоплательщиком?

Для этого используются различные расчетные методики. Один из возможных подходов — оценить уровень налоговой нагрузки отрасли и сравнивать налоговую нагрузку конкретного налогоплательщика с этим показателем. Существенно более низкая налоговая нагрузка конкретного предприятия, в сравнении с средне отраслевой, может свидетельствовать об уклонении от уплаты налогов.

ФНС России уже много лет определяет уровень налоговой нагрузки по отраслям и публикует на своем сайте (см. Налоговая нагрузка). С осени 2014 года налоговые органы стали направлять налогоплательщикам запросы с просьбой пояснить более низкий уровень налоговой нагрузки налогоплательщика в сравнении с налоговой нагрузкой отрасли, в которой от осуществляет свою деятельность (см, например, Учет. Налоги.Право № 38, 2014, стр. 1).

Пример

Налоговая нагрузка отрасли «Строительство» составляет 12%. Налоговая нагрузка ООО «Альфа», которая осуществляет строительную подрядную деятельность составила 3%.

Налоговые органы могут направить запрос, с просьбой пояснить низкий уровень налоговой нагрузки ООО.

Следует иметь в виду, что сама по себе более низкая величина налоговой нагрузки не влечет налоговых последствий. Причинами низкой налоговой нагрузки могут быть низкая рентабельность, повышенные расходы с особыми обстоятельствами, неэффективность управления и т.д.

Как налоговый орган определяет, к какому виду деятельности относится налогоплательщик?

При государственной регистрации налогоплательщик указывает основной и дополнительные виды деятельности, с указанием кодов ОКВЭД. По коду основого вида деятельности налоговый орган и определяет вид деятельности налогоплательщика и сравнивает налоговую нагрузку соответствующей отрасли и налогоплательщика. В случае, если налоговая нарузка налогоплательщика существенно меньше, то налоговые органы называют это как Налоговый разрыв и требуют от налогоплательщиком соответствующих пояснений.

Если в сведениях о регистрации указан как основной вид деятельности, тот который уже не является для вас основным, то лучше внести изменения, чтобы не путать ни налоговую, ни себя.

Видео

Бухгалтерский вестник ИРСОТ. Выпуск 17. Налоговый разрыв: новый подход налоговиков

Дополнительно

Налоговая нагрузка — величина, которая показывает уровень налогового бремени налогоплательщика.

Бухгалтерские услуги во Владимире

Какие схемы с обналичкой налоговики начали искать у всех компаний

Какие схемы с обналичкой налоговики начали искать у всех компаний

Евгения Кутовая, эксперт «УНП»

Уже сейчас любая компания может получить необычные требования от инспекторов. ФНС научила их вычислять пять распространенных схем с НДС и обналичкой. Об этом мы узнали из нового секретного документа налоговиков. Теперь под подозрение может попасть каждая организация. Мы расскажем, какие схемы ищут инспекторы и как доказать, что ваша компания добросовестная.

660 ТЫС. ТРЕБОВАНИЙ

по НДС автоматически прислала налогоплательщикам программа инспекторов «АСК НДС-2» с начала года. Компания получает автотребование, если программа находит противоречия. Ответить на запрос надо по интернету в течение пяти рабочих дней (приказ ФНС России от 16.12.16 № ММВ-7-15/682@)

17,4 МЛН РУБЛЕЙ —

средняя стоимость выездной проверки компании в 2017 году. Если инспекторы придут в организацию с выездной ревизией, то вряд ли закончат ее без доначислений. Поэтому, если вас подозревают в схеме, подайте документы и подробные пояснения. Так появится шанс избежать выездной проверки

770 ТЫС. РУБЛЕЙ

НДС в среднем доплачивала одна компания, которая уточняла декларации по налогу в 2017 году. При этом 90 тыс. компаний сразу подали корректировки, как только получали автотребование. Это каждая седьмая организация, которой пришел запрос. Всего компании доплатили за 2017 год 69 млрд рублей

11 ПРОЦЕНТОВ

деклараций по НДС налогоплательщики уточняют. Например, за второй квартал 2017 года компании сдали 1,44 млн первичных деклараций и 160,4 тыс. уточненок. Кодекс требует исправить отчетность, если компания занизила налоги (п. 1 ст. 81 НК РФ). Если ошибка в реквизитах счета-фактуры или первички, то хватит пояснений

Компания может получить требования по НДС, даже если у нее сходятся все вычеты с налогом в декларациях контрагентов. На камералках НДС инспекторы теперь изучают не только простые расхождения в отчетах поставщиков и покупателей. Налоговики отслеживают разрывы между налогом и вычетами по целой цепочке контрагентов. Это делают, чтобы найти организатора схемы, а не доначислять налоги техническим компаниям.

В распоряжении «УНП» оказалось внутреннее письмо ФНС, по которому теперь работают инспекторы. Компания может попасть под подозрение, даже если не участвовала в схеме. Мы выяснили, как действовать.

Что будут искать налоговики

В программе для камералок «АСК НДС-2» инспекторы видят расхождения между декларациями поставщика и покупателя. После этого налогоплательщику назначают уровень риска — красят его в базе в зеленый, желтый или красный цвет (см. «УНП» № 14, 2017).

Простые расхождения не говорят о схеме, их легко устранить. Например, компания заявила вычет по счету-фактуре, а программа не нашла такого документа в отчете поставщика. Инспекторы увидят разрыв, но он исчезнет, если организация сдаст уточненку либо направит пояснения с верными реквизитами счета-фактуры.

Когда компании хотят уйти от налогов, они не работают напрямую с однодневками и не заявляют неподтвержденные вычеты. Все сделки у инспекторов на виду. Операции проводят через длинную цепочку, чтобы запутать контролеров. Они знают об этом, потому начали устраивать углубленные ревизии.

Инспекторы анализируют несоответствия в декларациях, уровень риска каждого налогоплательщика и находят так называемые сложные расхождения. Речь идет как раз о схемах ухода от налогов, в которых участвуют несколько звеньев, в том числе однодневки. Поставщик заплатит налог, и конечный покупатель даже не получит автотребование о расхождениях. Разрыв может возникнуть в цепочке посредников, которые участвуют в сделке.

Например, один из поставщиков-посредников не отчитался или сдал декларацию с нулями, а транзитный покупатель заявил вычет. Налоговики найдут расхождение. После поставщик-однодневка может подать уточненку или первоначальную декларацию, но не заплатить налог. Расхождение в программе уйдет, но налоговики заподозрят схему. Они начнут искать выгодоприобретателей в цепочке поставщиков и покупателей, которые работали с транзитными компаниями. Организация из цепочки может работать законно и не догадываться, что ее подозревают в схеме.

Как компания узнает, что ее подозревают в схеме

Компания поймет, что попала под подозрение, по тексту требования, которое ей придет. Инспекторы в этом случае ссылаются на документ для служебного пользования.

У инспекторов сейчас более 20 признаков, по которым они вычисляют схемы. Но налоговики держат их в секрете. Инспекторы руководствуются «Временным порядком отработки сложных расхождений» из письма ФНС России от 11.08.17 № ЕД-5-15/2221дсп@. Текста письма нет в открытом доступе. «УНП» изучила документ.

Сначала вычисляют все компании в цепочке. В первую очередь инспекторы подозревают, что выгоду получает покупатель. Поэтому все запросы будет инициировать налоговая покупателя.

Это интересно:  Когда оплачивается транспортный налог физическими лицами

Инспекция вышлет запрос налогоплательщикам из цепочки, которые состоят у нее на учете, а также отправит поручения в инспекцию поставщика. Поставщик получит запрос по статье 93.1 НК РФ. А покупатель — требование пояснить цель сделки. В каждом случае в требовании будет стоять цель: «Проведение контрольных мероприятий (во исполнение письма ФНС России от 11.08.2017 № ЕД-5-15/2221дсп@ „Временный порядок взаимодействия территориальных налоговых органов при отработке „сложных“ расхождений“)».

Если компания получила такое требование, значит, инспекторы заподозрили ее в обналичке и уходе от налогов. Поэтому отвечайте по существу.

Кроме требования налоговики могут вызвать представителя компании на беседу и проверить юридический адрес. Инспекторы будут собирать доказательства схемы. Ведь одних только сложных расхождений недостаточно, чтобы доначислить налоги.

Что ответить налоговикам

Компании, которая выяснила, что ее проверяют из-за сложных расхождений, стоит ответить на требование налоговиков как можно подробнее. Даже если она считает, что некоторые документы инспекторы требовать не вправе, безопаснее их представить.

Инспекторы все равно будут выяснять подробности сделки. Срок на камералке у инспекторов ограничен. Тем более ФНС поручила сокращать время на возмещение НДС (письмо от 13.07.17 № ММВ-20-15/112@). Если налоговики не успеют получить от компании информацию во время камералки, то могут прийти с выездной проверкой.

Запросы. Инспекторы потребуют у компании документы по сделке — договоры, первичку, карточки счетов и пр. Могут запросить штатное расписание, табели учета рабочего времени. Но кроме того они захотят пояснений. Налоговиков интересует, почему компания выбрала именно этого поставщика или покупателя, кто перевозил груз, на каком транспорте, где компания забирала и куда выгружала его. Опишите подробности (см. образец).

Образец. Как ответить на требование, если налоговики подозревают компанию в схеме

Причины выбора контрагента

Обоснуйте, почему вы выбрали этого контрагента. Подойдут такие причины: у поставщика хорошая репутация, низкие цены, он много лет на рынке и предоставил рассрочку. Также стоит написать, что компания проверила поставщика: запросила у него документы, составила анкеты или досье контрагента, проверила на сервисах ФНС и т. д.

Чем больше сведений о контрагенте собрала компания, тем лучше. Во-первых, это доказывает, что компания заключала договор с деловой целью. Во-вторых, косвенно большой комплект документов на контрагента подтверждает, что организация действительно работает. Обычно участники схем обходятся только сведениями из ЕГРЮЛ.

Поставщик может получить из своей налоговой требование о представлении документов. Вместе с ним налоговики пришлют поручение от инспекции покупателя. Сравните этот документ с требованием. Между ними бывают расхождения. Например, налоговая покупателя просила пояснения, а инспекция поставщика не включила этот пункт в свой запрос. Несмотря на это, безопаснее приложить пояснения к ответу.

Допросы и осмотры. Требованиями проверка не заканчивается. Инспекторы вправе прийти по юридическому адресу и проверить, есть ли там компания. Если вы не находитесь по адресу из ЕГРЮЛ, то уточните данные. Иначе кроме подозрений в схемах у компании могут возникнуть сложности с отчетностью.

Контролеры вправе вызвать представителя компании для пояснений или директора лично на допрос. В последнем случае инспекторы захотят беседовать с руководителем без посторонних. Главбуха могут не пустить на встречу даже с доверенностью. Ведь налоговики должны убедиться, что перед ними реальный директор, а не номинал.

Налоговики зададут общие вопросы (см. подверстку). Специфических вопросов «сколько компания заплатила НДС за первый квартал 2017 года» быть не должно. Но директор может не знать всех ответов. Например, налоговики могут спросить, как рассчитывался по сделке какой-либо контрагент.

Директор вправе попросить время и уточнить информацию. Отвечать «не знаю», «не помню» опасно — налоговики посчитают, что сделка формальная.

Что инспекторы спросят на встрече с директором

Вы подписывали документы о государственной регистрации компании?

Директор мог этого не делать, если на момент регистрации он не был руководителем. Это будет достаточно пояснить проверяющим.

Чем занимается компания?

Можно назвать основной вид деятельности. Если у компании несколько видов бизнеса, то директор может назвать как их все, так и самые крупные.

Где находится компания?

Нужно назвать юридический адрес. Налоговики могут также попросить описать здание, в котором располагается офис, назвать количество кабинетов и т. д.

Сколько сотрудников работают в компании?

Сообщите директору списочную или среднесписочную численность. Если с кем-то из сотрудников компания заключала договоры подряда, об этом стоит предупредить директора.

Кто подписывает отчетность?

Если директор сам подписывает отчетность, то налоговики могут спросить, какие декларации сдает компания. Заранее объясните руководителю, как отвечать на этот вопрос.

Кому вы продаете товар?

Директор может не перечислять всех клиентов, достаточно назвать несколько покупателей.

Где вы закупаете товар?

Директору необязательно знать, как зовут руководителей контрагентов. Но если не назвать ни одной организации, у налоговиков возникнут подозрения.

Пять распространенных схем, которые инспекторы теперь ищут на камералках НДС

По декларациям компаний программа для камералок находит сложные расхождения. Они показывают налоговикам, что кто-то в цепочке получает необоснованную выгоду. Есть пять распространенных схем, которые налоговики уже сейчас пытаются доказать на проверках

На камералках инспекторы видят в программе связи между участниками схем. Программа «АСК НДС-2» красит компании в разные цвета. Красным обозначает организации с признаками однодневки. Зеленым — налогоплательщиков, которые ведут реальную деятельность. Желтым обозначены компании, которые допускают ошибки в декларациях.

Желтые и зеленые компании могут даже не знать, что участвуют в схеме. Но пока инспекторы будут искать выгодоприобретателя и собирать доказательства схемы, запросы получат все участники цепочки. Кроме того, инспекторы могут прийти в офис, вызвать сотрудников на допрос и назначить выездную проверку (см. главную тему).

Ниже мы показали пять основных схем, которые начали искать инспекторы. Эти схемы описала ФНС во внутреннем письме (есть в редакции). Компании на рисунках таких же цветов, как в программе инспекторов. А серым обозначен выгодоприобретатель, которого будут искать налоговики.

Во всех схемах цепочка участников может быть еще больше. Компании, которые хотят обналичить деньги и уйти от уплаты налогов, привлекают много участников, чтобы затруднить проверку. Но инспекторы умеют раскручивать и более сложные цепочки.

Схема № 1

Необоснованную выгоду получает покупатель

В большинстве случаев выгоду от схемы получает покупатель. Налоговики говорят, что такие цепочки самые распространенные (см. рис. 1). Их инспекторы успевают раскрыть еще в период камеральной проверки.

Рис. 1. Как покупатель выводит деньги

По документам покупатель приобретает товар по завышенной цене. Так он фиктивно увеличивает расходы и вычеты. На самом деле за товар он платит гораздо меньше, а разницу обналичивает. Если инспекторы докажут вину выгодоприобретателя, то доначислят НДС и налог на прибыль.

Налоговики будут искать доказательства того, что компании из цепочки могли влиять на решения друг друга. В первую очередь проверят признаки взаимозависимости. Например, общего директора, один ip-адрес и пр.

Когда инспекторы устанавливают выгодоприобретателя, они предлагают ему добровольно уточнить отчетность. Если компания откажется, налоговики пригласят представителя организации на беседу и сообщат, что знают о схеме. Если это не сработает, инспекторы доначислят налоги и разбираться потребуется в суде. Но суд снимет претензии, если налоговики не смогут доказать, что участники цепочки действовали согласованно.

Схема № 2

Незаконную выгоду получает поставщик

Поставщик тоже может получить необоснованную выгоду от сделки. В цепочке участвуют реальные компании и однодневки (см. рис. 2).

Рис. 2. Как поставщик получает выгоду от схемы

Поставщик на самом деле отгружает товар, но продает его с минимальной наценкой. Так занижает НДС и налог на прибыль. Основной доход от сделки участники цепочки распределяют между собой, а затем обналичивают. Контрагенты в цепочке между выгодополучателем и покупателем завышают расходы и вычеты по сделкам с однодневками, чтобы не платить большие налоги.

Это интересно:  Срок проведения выездной налоговой проверки

Схему инспекторы выявляют на камеральной проверке. Налоговики сообщают об этом компании и предлагают добровольно уточнить декларации. Если компания откажется, инспекторы назначат выездную проверку и будут собирать доказательства схемы.

Схема № 3

Покупатель сельскохозяйственной продукции заявляет незаконные вычеты

Фермеры вправе применять ЕСХН и не платить НДС. При этом крупные экспортеры и розничные продавцы сельхозпродукции работают на общей системе. Чтобы не терять вычеты, такие компании закупают продукцию через цепочку других организаций, в том числе однодневок (см. рис. 3).

Рис. 3. Как получает выгоду скупщик сельхозпродукции

По документам однодневка закупает товар у подставных компаний на общей системе. Дальше по цепочке товар перепродают друг другу несколько компаний. Причем последние звенья перед продажей зерна крупному трейдеру — добропорядочные компании. В схеме они участвуют, чтобы отвести подозрения от скупщика сельхозпродукции.

Налоговики признаются, что это одна из сложных схем. Чаще всего незаконный вычет получают при продаже зерна, подсолнечного масла. Ежегодные потери от таких серых схем для бюджета — около 65 млрд рублей по экспортным операциям и более 100 млрд рублей — по внутренним.

Чтобы полностью устранить такие схемы, нужно убрать из кодекса системы налогообложения, на которых компании могут не платить НДС. ФНС решила бороться с такими схемами менее радикальными методами. Служба разработала «Хартию в сфере оборота сельхозпродукции». Текст документа можно найти на официальном сайте национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции naesp.ru в разделе «Хартия».

Компании, которые подписывают Хартию, обязуются не участвовать в серых схемах и закупать товары только напрямую у фермеров без НДС. На данный момент документ подписали 1545 экспортеров. Правда, закон и так запрещает схемы по уходу от налогов. Поэтому подпись в документе не дает налоговикам гарантии, что компания не станет получать незаконные вычеты.

Схема № 4

Выгоду получает заказчик по госконтракту

Большинство договоров на товары, услуги и работы муниципальные и государственные учреждения заключают через госзакупки. Тем не менее такие организации находят способ вывести деньги. Чтобы скрыть реальную прибыль, в схему вовлекают посредников, среди которых есть однодневки (см. рис. 4).

Рис. 4. Как госзаказчик обналичивает деньги

Между компаниями, которые хотят заключить госконтракт, проводят тендер. Выигрывает участник, который больше всего подходит под требования конкурса. В идеале госучреждение не может повлиять на выбор. Но на практике стороны заранее вступают в сговор, записывают условия поставки, которые может выполнить только нужная компания. За это вторая сторона сделки 10–20 процентов от суммы контракта отдает наличкой сотруднику госорганизации.

Такие схемы налоговикам доказать сложно. Инспекторы могут доказать их, только если кто-то сообщит в прокуратуру о нарушениях. Налоговики обычно привлекают полицию или запугивают компанию уголовной ответственностью. Но эти методы тоже не действуют, если у инспекторов не хватает доказательств.

Схема № 5

Выгоду получает группа компаний

Необоснованную выгоду могут получить сразу несколько компаний, которые связаны между собой (см. рис. 5). Налоговики говорят, что это сложная схема, которая встречается гораздо реже других.

Рис. 5. Как обналичивает деньги группа компаний

Группа компаний выводит деньги через площадки по обналичиванию. Так их называют налоговики. На таких площадках работают организации с различными видами деятельности, в том числе страховые. Также участвуют предприниматели и обычные «физики». Деньги не просто обналичивают через однодневки. Средства выводят за рубеж, покупают на них ценные бумаги и пр. Сложность для инспекторов в том, что участники сделки состоят на учете в нескольких регионах.

Все участники площадки по выводу денег связаны между собой. У них может быть расчетный счет в одном банке, общий руководитель, юридический адрес, телефон и т. д. Чтобы ликвидировать схему, инспекторы должны найти всех участников обналички. Чаще всего через такие площадки выводят крупные суммы, поэтому организаторам может грозить и уголовная ответственность. Добросовестные компании редко оказываются случайным участником такой схемы.

Разрывы по НДС. Внутренняя инструкция налоговиков

Налоговый кодекс не регламентирует проверки по разрывам. Налоговики проводят их, руководствуясь внутренними документами ФНС. Последняя на текущий момент инструкция («Временный порядок взаимодействия территориальных налоговых органов, управлений ФНС по субъектам РФ, межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, межрегиональных инспекций ФНС России по федеральным округам и межрегиональной инспекции ФНС России по камеральному контролю при отработке „сложных“ Расхождений») вышла в IV квартале 2017 года.

По общему правилу при проведении камеральной проверки инспектор не вправе истребовать у организации дополнительные сведения и документы, если они не предусмотрены в НК (п. 7 ст. 88 НК). Однако когда в декларациях налогоплательщика и контрагента есть противоречия, возможен вариант углубленной камеральной проверки с истребованием документов (п. 8.1. ст. 88 НК). Это происходит тогда, когда несоответствия свидетельствуют о занижении или завышении НДС. В этом случае налоговики вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к подозрительным операциям.

С чего начинается проверка по разрывам НДС

В камеральной проверке участвует не только территориальная инспекция. Информация поступает сверху от межрегиональной инспекции ФНС по камеральному контролю.

Компанию автоматически проверяет система «АСК НДС-2». По сведениям из книг покупок и книг продаж она определяет уровень налогового риска налогоплательщика. По итогам автоматической проверки подразделение налоговой службы направляет список налогоплательщиков-покупателей, представивших декларации со «сложными» расхождениями. Информацию передают в УФНС по субъектам РФ и в налоговые подразделения по федеральным округам. Не позднее одного рабочего дня с момента получения списков «сложных» расхождений сведения о них поступают в территориальные инспекции по месту постановки на учет налогоплательщиков-покупателей.

Далее в течение трех рабочих дней территориальная инспекция инициирует проверку налогоплательщика в соответствии со статьями 31, 82, 86, 88, 90, 92, 93, 93.1 НК.

Изучая информацию по налогоплательщикам, отдел камеральной проверки формирует цепочки до семи взаимосвязанных «схемных» компаний. Инспекторы должны указать всех участников цепочки и расписать их роли. Вот минимум мероприятий территориальной инспекции:

  • составить полную характеристику компании и численности ее персонала. В нее входят сведения об экономической деятельности, юридический адрес, уставный капитал, данные об учредителе и генеральном директоре, сведения по 6-НДФЛ о количестве физических лиц, получивших доход, а также данные о расчетных счетах;
  • запросить в банках выписки об оборотах по счетам;
  • допросить свидетелей;
  • истребовать необходимые документы и информацию.

Инспекторы выстраивают цепочки и выясняют, кто играет в схеме ключевую роль. По этому налогоплательщику они начинают «копать» дальше — осматривать его помещения, изымать документы и проверять взаимозависимые организации.

Чем углубленная проверка грозит налогоплательщику

По итогам углубленной камеральной проверки налоговый орган формирует заключение. В нем он описывает, каким образом установил выгодоприобретателя и какой тип схемы применил налогоплательщик. По всей подозрительной цепочке инспекторы указывают роли ее участников — от транзитера до выгодоприобретателя.

Дословно:

«Заключение должно содержать тип схемы, описание схемы, реестр участников цепочки взаимосвязанных схемных операций с указанием их ролей, перечень проведенных мероприятий налогового контроля с описанием полученных результатов, анализ первичных документов и другое, а также установленные (выявленные) факты юридической, экономической и иной подконтрольности, в том числе на основании взаимозависимости контрагентов, обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников сделки (сделок), а также (или) доказательства нереальности хозяйственной операции (операций) по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг).
Управление Покупателя в течение 5 рабочих дней с даты получения Заключения от ТНО Покупателя проводит оценку представленного Заключения».

Если инспекторы в заключении сошлются на необоснованную налоговую выгоду, то представителя компании-выгодоприобретателя вызовут в налоговый орган и предложат добровольно скорректировать налоговые обязательства — подать уточненные декларации и уплатить НДС в бюджет.

Это интересно:  Оплата пеней в налоговую заполнение платежного поручения

В отдельных ситуациях инспекторы вправе передать информацию в правоохранительные органы в ОЭБиПК. По мнению налоговиков, так нарушитель быстрее доплатит НДС. Ранее такого метода воздействия у них не было.

Если налогоплательщик не согласен на уточненную декларацию, дело может закончиться назначением выездной налоговой проверки. Если в цепочке инспекторы найдут сразу несколько выгодоприобретателей, информация и доказательства по ним тоже будут направлены по месту учета этих организаций. Каждый факт установления корректности выгодоприобретателя пройдет проверку в вышестоящем налоговом органе.

Дословно:

«В случае несогласия выгодоприобретателя самостоятельно уточнить свои налоговые обязательства по совершенным схемным операциям:
— при условии, что срок камеральной налоговой проверки налоговой декларации предполагаемого выгодоприобретателя, предусмотренный пунктом 2 статьи 88 Кодекса, не истек, и при этом до окончания камеральной налоговой проверки осталось не менее 10 рабочих дней, направляет материал в отношении финансово-хозяйственной деятельности выгодоприобретателя в отделы камеральных проверок ТНО выгодоприобретателя и (или) МИ по КН рассмотрения вопроса о составлении Акта камеральной налоговой проверки;
— при условии, что срок камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС предполагаемого выгодоприобретателя, предусмотренный пунктом 2 статьи 88 Кодекса, истек, рассматривает вопрос о назначении тематической выездной налоговой проверки либо составляет заключение целесообразности (нецелесообразности) назначения выездной налоговой проверки в течение 10 рабочих дней с даты, установленной налоговым органом для дачи налогоплательщиком пояснений в рамках подпункта 4 пункта 1 статьи 31 Кодекса».

Пример заключения по итогам камеральной проверки по «сложным» разрывам

Налоговый разрыв – что это такое, как образуется и как его устранить

Краткое содержание:

В настоящее время в нашем государстве предпринимательство, или, как его еще называют «бизнес», является основным источником доходов государства. Ведь львиную долю налогов и сборов государство аккумулирует именно с бизнес-сообщества. В связи с этим и меры воздействия на бизнес, способы выявления случаев уклонения от уплаты налогов и сборов с каждым годом совершенствуются.

Контролирующая система

Контролирующие органы обзаводятся новыми способами отслеживания денежных потоков, мониторят расчеты между юридическими лицами, определяют виды операций, являются ли они фиктивными, техническими, или носят основной характер по деятельности той или иной фирмы.

В результате, у налоговых органов появилась программа «АСК НДС–2» – система, которая отслеживает движение денежных средств, выстраивает цепочки взаимодействия контрагентов, устанавливает признаки фиктивности совершенных операций и сделок, выявляет расхождения в налоговой отчетности, не допускает неправомерных вычетов по НДС. «АСК НДС–2» в автоматизированном режиме проверяет полноту отражения операций с контрагентами в налоговых декларациях, соответствие данных налоговых деклараций данным книг покупок и книг продаж, при этом влияние человеческого фактора сведено к минимуму.

Давайте разберем работу системы на конкретном примере, на примере пяти юридических лиц: Альфа, Бета, Гамма, Дельта, Сигма.

На примере

Допустим, компания Альфа закупает строительные материалы у компании Бета, Бета часть из этих материалов (например, лакокрасочные) закупает в Гамме, часть – в Дельте, т. е. попросту перепродает их со своей наценкой. Гамма краску закупает у представителя Сигмы, который имеет эксклюзивный контракт с заводом-производителем.

Выстраивается цепочка поставщиков Сигма – Гамма – Бета – Альфа. Каждая из организаций ежеквартально отчитывается в налоговый орган о своей деятельности. Соответственно, все операции со своими контрагентами они должны отразить в регистрах налогового и бухгалтерского учета, а также в налоговых декларациях. Также каждый из контрагентов (если они работают на общей системе налогообложения) заявляет вычет на НДС (налог на добавленную стоимость) в результате проведенных с контрагентом операций.

Налоговый орган проверяет представленные налоговые декларации по НДС на соответствие действительности. Если из цепочки, приведенной выше, какое-то звено сдает декларацию и не отображает своего контрагента (как будто сделок с ним не было), или отображает неправильную сумму сделки, притом что контрагент заявляет сделку и ставит вычет по НДС, образуется налоговый разрыв или несовпадение в отчетности.

Налоговый орган обязан по каждому такому случаю проводить тщательную проверку, устанавливать причины возникновения разрывов.

Фирмы-однодневки

Часто бывает так, что в цепочке присутствуют и фиктивные операции, или, как их называют технические. Они проводятся с фирмами-однодневками, основной задачей которых является транзит денежных средств для последующего обналичивания. Как правило, такие фирмы имеют формальное, некачественное бухгалтерское обслуживание или не обслуживаются вовсе и живут 1-2 квартала, после чего фирму просто-напросто бросают.

Большинство разрывов и образуется при взаимоотношениях с такими фирмами. Существуют определенные критерии отнесения фирм к разряду однодневок – массовый руководитель, адрес массовой регистрации, отсутствие численности сотрудников, транзитное движение денежных средств по расчетному счету и т.д.

А взаимоотношения с фирмами-однодневками – это повод для проведения тщательной проверки любого из контрагентов цепочки. Ведь если кто-то из цепочки связан с фирмой-однодневкой, возможно, что и вся цепочка связана, или цепочка вообще построена ради обналичивания средств.

Проверка всей цепочки

Возвращаясь к нашему примеру: если Сигма не сдала декларацию или не отразила Гамму в ней, то налоговый орган вправе проверить любую компанию из этой цепочки, даже Альфу. Запросить документы по сделке с Бетой. Ведь если в цепочке есть техническая фирма, которая оказывает фиктивные услуги, то в ней же есть и заказчик данной услуги (выгодоприобретатель), который пытается уйти от уплаты налогов, а для налоговой инспекции целью является именно он, чтоб взыскать с него в бюджет недостающие платежи.

Часто в цепочки попадают и добросовестные компании, которые осуществляют вполне законную финансово-хозяйственную деятельность и не подозревают что кто-то из их «соседей» занимается махинациями. Если Вашей организации пришло требование из налогового органа о предоставлении документов или вызове на допрос должностного лица компании по подобному вопросу, не стоит бояться. Необходимо в срочном порядке связаться с контрагентами, по которым прислали требование, запросить у них декларации, которые они подавали (книгу покупок или продаж), чтоб убедиться в том, что Вас отразили в декларации, подготовить всю документацию по сделке и явиться в инспекцию. Проверять контрагентов до совершения сделки сейчас уже бессмысленно. «Дельцы» умело маскируют свою деятельность и любая проверочная система выдает, что компания «живая» и горит зеленым цветом. Тем более проверить Вы сможете только Вашего контрагента, а с кем он работает, Вы никогда не узнаете.

Если после визита в инспекцию все же будет установлено, что операции в Вашей цепочке были фиктивными и разрыв сохранился после проверки, Вам будет предложено подать уточнение к отчету, убрать из книг продаж или покупок недорисованного контрагента и, соответственно, доплатить в бюджет налоги, которые Вы заявили к вычету после работы с ним.

Если в добровольном порядке доплата с Вашей стороны произведена не будет, налоговый орган может обратиться с принудительным взысканием налогов и сборов. Если после проверки будет установлено что компания специально занижала налогооблагаемую базу (приписывала фиктивные расходы), то в отношении должностных лиц компании может быть возбуждено уголовное дело по статье 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов).

Статья написана по материалам сайтов: vash-vybor-buh.ru, telegra.ph, www.9111.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector