Оформление результатов налоговой проверки

Оформление результатов процессуальных действий, проводи­мых в ходе налоговых проверок

Результаты отдельных процессуальных действий, проводимых при осуществлении налоговых проверок, должны быть зафикси­рованы в документальном виде. Только после фиксации соответ­ствующих фактов и действий результаты налогового контроля приобретают доказательственное значение. Результаты отдель­ных процессуальных действий могут быть зафиксированы в раз­личных документах: актах, протоколах, экспертных заключени­ях, фото- и кинодокументах и др.

Впервые на должном законода­тельном уровне устанавливаются требования к оформлению указанных документов.

Протоколы процессуальных действий составляются при прове­дении осмотра, выемки документов и предметов, получении пока­заний свидетелей.

В соответствии со ст. 99 НК РФ в протоколе, который составляется на русском языке, указываются: наимено­вание протокола; место и дата производства конкретного дейст­вия; время начала и окончания действия; должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; фамилия, имя, отче­ство каждого лица, участвовавшего в действии или присутство­вавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским язы­ком; содержание действия, последовательность его проведения; выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства.

Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведе­нии. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие вне­сению в протокол или приобщению к делу. К протоколу прилага­ются фото- и киноматериалы, видеозаписи и другие материалы, выполненные при производстве того или иного действия.

Протокол подписывается составившим его должностным ли­цом налогового органа, а также всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведе­нии.

Однако Налоговый кодекс не устанавливает обязанности должностных лиц налоговых органов вручить копию протокола лицу, в отношении которого осуществляется данное действие. На­логоплательщику без наличия у него протокола значительно труднее обжаловать неправомерные действия должностных лиц нало­говых органов, что снижает гарантии защиты прав налогоплатель­щиков.

Кроме протоколов в ходе налоговых проверок могут состав­ляться акты, например акт о воспрепятствовании доступу долж­ностных лиц налоговых органов См. ст. 91 НК РФ, а также заключение эксперта 3 См. ст. 95 НК РФ..

Нарушения требований и порядка составления указанных выше документов, предусмотренные Налоговым кодексом, могут привести к недопустимости использования данных документов в качестве судебных доказательств о совершении тех или иных дей­ствий или о наличии тех или иных фактов.

Оформление результатов налоговых проверок

Результаты налоговых проверок, так же как и результаты про­цессуальных действий, должны быть зафиксированы, для того чтобы налоговые органы на основании выявленных фактов несо­блюдения налогового законодательства могли осуществить взыс­кание неуплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов.

По результатам выездной налоговой проверки составляются:

— справка о проведении проверки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка призвана за­фиксировать факт проведения выездной налоговой проверки в от­ношении данного налогоплательщика за определенные налоговые периоды;

— акт налоговой проверки.

Основным итоговым документом выездной налоговой провер­ки является акт установленной формы, который составляется уполномоченными должностными лицами налоговых органов не позднее 2 месяцев после составления справки о проведенной про­верке.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

В акте налоговой проверки должны быть обязательно указаны:

1) дата акта налоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;

2) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенное наименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;

3) фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют;

4) дата и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);

5) дата представления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (для камеральной налоговой проверки);

6) перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

7) период, за который проведена проверка;

8) наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

9) даты начала и окончания налоговой проверки;

10) адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

11) сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

12) документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

13) выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи настоящего Кодекса, в случае если настоящим Кодексом предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.

К акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются.

Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок

Содержащиеся в акте налоговой проверки сведения, относящиеся к налоговой тайне, не подлежат разглашению нало­говыми органами и их сотрудниками, а также передаче в другие органы.

Акт налоговой проверки составляется в двух эк­земплярах, один из которых остается на хранении в налоговом органе, другой вручается руководителю (лицу, исполняющему его обязанности) проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю либо их представителям.

При выявлении нало­говым органом обстоятельств, позволяющих предполагать со­вершение нарушения налогового законодательства, содержащего признаки преступления, акт проверки составляется в трех экзем­плярах. В указанном случае третий экземпляр акта приобщается к материалам, направляемым в 10-дневный срок в следственные органы дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела 2 См. п. 3 ст. 32 НК РФ.

Акт налоговой проверки, составленный по установ­ленной форме, должен быть подписан уполномоченными долж­ностными лицами налогового органа и руководителем проверяе­мой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. При отказе руководителя (лица, исполняю­щего его обязанности) организации-налогоплательщика (индиви­дуального предпринимателя) от подписания акта должностным лицом налогового органа на последней странице акта производит­ся запись: «Налогоплательщик от подписи отказался», заверенная подписью указанного должностного лица.

Подписанный уполномоченными должностными лицами нало­гового органа акт налоговой проверки со всеми прило­жениями к нему вручается:

1) в течении 5-ти дней со дня составления лично или иным способом, свидетельствующим о дате его получения руководителю организации-налогоплательщика ли­бо индивидуальному предпринимателю (либо их представителям) под расписку;

2) в случае направления акта налоговой проверки по почте за­казным письмом датой вручения акта считается 6-й день, начиная с даты его отправки. В этом случае к экземпляру акта, остающе­муся на хранении в налоговом органе, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления;

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, из­ложенными в акте проверки, а также с выводами и предложения­ми проверяющих в течении 1 месяца со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган пись­менное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом иди по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому ор­гану документы (их заверенные копии), подтверждающие обосно­ванность возражений или мотивы не подписания акта проверки.

Порядок оформления результатов налоговых проверок

Оформление результатов камеральной налоговой проверки

Камеральную проверку проводит только та налоговая инспекция, в которую подана декларация или расчет и только по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Составление акта по результатам камеральной налоговой проверки не предусмотрено. Порядок оформления результатов зависит, выявлены ли ошибки в заполнении документов или противоречия между содержащимися в них сведениями.

Если ошибок или противоречий нет, инспектор подписывает декларацию и указывает дату проверки на ее титульном листе — проверка завершена [30].

В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику (письмо с требованием) и требуется представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок (п. 3 ст. 88 НК РФ) (Приложение Г).

Это интересно:  Налог на рекламу отменен или нет

В случае если налогоплательщик представляет в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он так же вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет) (п. 4 ст. 88 НК РФ). Налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Форма акта камеральной проверки установлена Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 года N САЭ-3-06/892@ (Приложение Д) [4].

Так, при составлении акта проверяющие должны соблюдать следующие правила:

  • — акт составляется в двух экземплярах по утвержденной форме и должен содержать установленные Налоговым кодексом РФ сведения (п. 3и п. 4 ст. 100 НК РФ);
  • — акт подписывается инспектором и проверенным налогоплательщиком или его представителем (п. 2 ст. 100 НК РФ);
  • — инспектор должен составить акт в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки, по итогам которой выявлены нарушения (абз. 2 п. 1 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • — экземпляр акта в течение пяти рабочих дней с даты его составления вручается налогоплательщику или его представителю (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). В случае уклонения налогоплательщика от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма [2].

Содержание акта камеральной проверки также должно соответствовать определенным требованиям. Требования к его составлению утверждены Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@.

Полный перечень сведений, которые должны быть указаны в акте камеральной проверки, а также подробные правила их отражения закреплены в п. п. 1.8, 1.9 и 2.2 Требований к составлению акта налоговой проверки. На основании п. 2.1 Требований к составлению акта налоговой проверки содержание акта камеральной проверки (кроме вводной части) регламентируется теми же положениями, которыми установлены требования к акту выездной налоговой проверки [31].

В соответствии с указанными выше нормами акт камеральной проверки должен состоять из следующих частей (п. п. 1.6, 2.1 Требований к составлению акта налоговой проверки):

  • — вводной части (общие положения);
  • — описательной части (установленные факты);
  • — итоговой части (выводы налоговых органов, предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи об ответственности за эти правонарушения).

Налогоплательщик при его несогласии с актом проверки в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Данная норма действует с 24 августа 2013 года, до этого срок представления возражений на акт налоговой проверки составлял 15 рабочих дней со дня его получения.

На основании п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки налоговый орган выносит решение:

  • 1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения — приводятся документы, сведения, подтверждающие обстоятельство совершения (Приложение Е);
  • 2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности — документы, сведения, подтверждающие обстоятельства совершения налогового правонарушения, также установленные обстоятельства, исключающие привлечение налогоплательщика к ответственности (Приложение Ж);
  • 3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля — указываются обстоятельства, вызывающие необходимость их проведения (Приложение И).

Формы решений утверждены Приказом ФНС России от 31.05.2007 №ММ-3-06/338@ [9].

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение 5 дней после дня его вынесения. В случае направления решения по почте заказным письмом датой его вручения считается шестой день со дня отправки заказного письма [2].

В порядке, установленном ст. 101.4 НК РФ, акт составляется в основном по правонарушениям, которые допустили следующие субъекты:

  • — контрагент либо иное лицо, имеющее документы, содержащие сведения о деятельности плательщика;
  • — лица, поименованные в ст. 85 НК РФ и имеющие информацию о деятельности плательщика, которую они обязаны представлять;
  • — свидетель, переводчик, специалист, эксперт;
  • — банк в случаях: нарушения порядка открытия счета плательщику; нарушения срока исполнения поручения о перечислении налога; неисполнения решения налогового органа о приостановлении операции по счетам плательщика; неисполнения поручения налогового органа о перечислении налога, сбора, пеней и штрафов; непредставление банком в налоговый орган справок (выписок) по операциям и счетам.

Акт составляется должностным лицом налогового органа в течение 10 дней со дня обнаружения фактов свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, подписывается этим лицом и лицом, совершившим такое нарушение. Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте (п. 1 ст. 101.4 НК РФ)

На практике возникает вопрос, в каких случаях дела о налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке ст. 101 НК РФ, а в каких случаях в порядке, установленном ст. 101.4 НК РФ.

Из содержания ст. 100.1 НК РФ следует, что использование той или иной процедуры рассмотрения дел о налоговых правонарушениях зависит от формы налогового контроля и вида налогового правонарушения.

Кроме того, по правилам ст. 101 НК РФ подлежат рассмотрению правонарушения, предусмотренные ст. 120, 122, 123 НК РФ. Выделение законодателем данных составов правонарушений представляется не случайным, поскольку указанные налоговые правонарушения могут быть выявлены только в рамках проведения налоговой проверки.

На основании изложенного можно прийти к следующим выводам. Если налоговое правонарушение обнаружено в ходе налоговой проверки, проводимой в соответствии со ст. 88 или 89 НК РФ, то к правонарушителю следует применять процедуру вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, которая установлена ст. 101 НК РФ. Если налоговое правонарушение выявлено в ходе иных мероприятий налогового контроля и не квалифицируется по ст. 120, 122, 123 НК РФ, производство о налоговом правонарушении ведется по правилам ст. 101.4 НК РФ [33].

В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 137 НК РФ налогоплательщик имеет право обжаловать любые акты налоговых органов, а также действия (бездействие) их должностных лиц, если, по его мнению, такие акты или действия нарушают его права.

Досудебное урегулирование налогового спора по решениям налоговых органов о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности, вынесенные по результатам налоговых проверок возможно по выбору налогоплательщика: в апелляционной инстанции или в вышестоящем налоговом органе (табл. 2.1).

Досудебное урегулирование налогового спора*

Подача апелляционной жалобы (до вступления первоначального решения налогового органа в силу)

Срок — не позднее 1 года с момента вынесения налоговым органом первоначального решения. Куда подавать — вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, вынесший решение. Срок рассмотрения- 1 месяц с момента подачи жалобы, возможно продление на 1 месяц (до 03.08.13 — продление на 15 дней). Полномочия вышестоящего органа при рассмотрении жалобы: оставить первоначальное решение без изменения, жалобу налогоплательщика без удовлетворения; отменить первоначальное решение полностью или в части; принять новое решение с отменой первоначального решения.

Если налогоплательщик не доволен результатом рассмотрения жалобы апелляционной инстанцией или вышестоящим налоговым органом, то он имеет право обратиться в суд с заявлением о признании решения налогового органа незаконным полностью или в части.

Срок для подачи заявления в суд составляет три месяца от даты, когда лицу стало известно о принятом вышестоящей инстанцией решении. С 3.08. 2013 года для решений по результатам налоговых проверок датой отсчета 3-х месячного срока для судебного обжалования считается также день истечения срока, установленного для принятия вышестоящим органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).

Это интересно:  До какого числа нужно оплатить налоги

Срок рассмотрения налогового спора в суде — не более трех месяцев с момента подачи заявления (срок рассмотрения может быть продлен до шести месяцев).

Следует отметить, что если срок на судебное обжалование все же пропущен и не восстановлен судом (не имеется оснований для его восстановления) — налогоплательщик вправе в течение трех лет с момента необоснованного, по его мнению взыскания налога, пени, штрафа обратиться в суд с заявлением о возврате излишне взысканных сумм [34].

Оформление результатов выездной налоговой проверки

Читайте также:

  1. I. Организационно-правовые аспекты приема и проверки подписных листов
  2. I. Порядок проверки и оценки физической подготовленности
  3. II. ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ И ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
  4. II.ИНДИКАТОРЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
  5. III. Проведение эксперимента и обработка результатов
  6. IV. Организация проверки сообщений о преступлениях
  7. IV. Оформление итогов проверки подписных листов
  8. IV. Оформление контрольной работы
  9. IV. Оформление результатов ревизии (проверки)
  10. IV. Оценка достижений планируемых результатов, средства контроля
  11. Teст Колмогорова-Смирнова для количественной проверки формы распределения
  12. V. Оформление письменных работ по русскому языку

По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев (п. 1 ст. 100 НК РФ) после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки , подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации либо ее представителем. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки.

Требования к оформлению акта выездной налоговой проверки установлены Инструкцией МНС РФ от 10.04.2000 № 60 “О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах”, утвержденной приказом МНС РФ от 10.04.2000 № АП-3-16/138

В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных правонарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика либо представителем под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителем.

Многие налогоплательщики отказываются подписывать акт проверки, мотивируя это тем, что не согласны с выводами проверяющих, изложенными в акте, либо подписывают его с оговорками. Неподписание акта либо подписание его с оговорками не имеет практического значения. При неподписании акта он направляется налогоплательщику по почте заказным письмом. Датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки. Причем акт отправляется по адресу, указанному в учредительных документах налогоплательщика. Учитывая, что место фактического расположения налогоплательщика не всегда совпадает с местонахождением, указанным в учредительных документах, налогоплательщик может вообще может не получить акт проверки. Негативные последствия неполучения акта очевидны: налогоплательщик не сможет детально ознакомиться с актом и, соответственно, представить возражения по акту и повлиять на вынесение решения.

Поэтому рекомендуется налогоплательщикам подписывать акт проверки независимо от наличия возражений. В акте обязательно собственноручно указать дату получения акта, иначе датой вручения акта будет считаться дата, проставленная на титульном листе акта, то есть фактически дата его составления.

Налогоплательщику предоставлено право в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.

Следует обратить внимание на то, что с точки зрения исчисления сроков две недели – это не 14 календарных дней, следующих подряд.

В соответствии со ст.61 НК РФ срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день недели. При этом неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд.

Если акт вручается в любой день недели, кроме пятницы, то у налогоплательщика на представление возражений имеется текущая неделя плюс еще две недели при условии, что в этих двух неделях нет праздничных дней. Срок истекает в 24 часа в последний день (пятницу) последней недели срока.

По истечении срока на представление возражений в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган обязан известить налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения и другие документы рассматриваются в его отсутствие.

Необходимо отметить, что налоговый орган обязан известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения акта только в случае представления налогоплательщиком возражений. Если возражения не представлены, то обязанности известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения акта проверки у налоговых органов не возникает и, соответственно, возможно рассмотрение материалов проверки без налогоплательщика. Такая ситуация на практике встречается достаточно редко, так как рассмотрение акта проверки обычно совпадает с моментом вынесения решения. Тогда встает вопрос о вручении решения и привлечении должностных лиц организации-налогоплательщика к административной ответственности и т. д.

Вместе с тем, рассмотрение акта проверки и вынесение решения – две различные процедуры.

Все вопросы, возникшие при проведении и оформлении результатов проверки, необходимо решать с налоговыми органами до дня рассмотрения материалов проверки и вынесения решения. С возражениями необходимо представить максимально возможное количество документов в обоснование своей позиции и, по возможности, рассмотреть данные документы с проверяющими, так как от их позиции во многом зависит признание правомерными возражений налогоплательщика. Сама процедура вынесения решения достаточно формальна. Документы, в том числе проект решения, результаты рассмотрения возражений по акту, готовятся соответствующими службами налогового органа, и к руководителю (заместителю руководителя) налогового органа попадает готовый пакет. Возражения налогоплательщика, высказанные непосредственно при принятии решения, вряд ли будут приняты к сведению. Лицо, выносящее решение, не будет вникать в нюансы расчета реализованного наложения или формирования себестоимости, так как предполагается, что возражения по акту предварительно рассмотрены соответствующими специалистами и ими высказаны рекомендации по всем позициям возражений.

Основным и единственным критерием законности процедуры рассмотрения материалов руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. При этом налогоплательщик фактически лишен права активно участвовать в процедуре рассмотрения материалов проверки. К примеру, у налогоплательщика нет права предоставить новые материалы, дополнительные возражения, давать пояснения и т.д. Решение приобщать или не приобщать документы или возражения налогоплательщика в момент рассмотрения материалов проверки зависит от воли должностного лица налогового органа, рассматривающего материалы проверки, а не от установленной законом процедуры.

Нарушение процедуры рассмотрения материалов проверки может послужить основанием для обращения налогоплательщика с иском в суд.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из перечисленных ниже решений:

  1. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Это решение выносится в случае установления налоговым органом фактов нарушения налогового законодательства;
  2. об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Это решение выносится в случае, если в акте содержаться сведения, формально содержащие признаки налоговых правонарушений, но в силу определенных причин налогоплательщик не подлежит привлечению к налоговой ответственности. Например, по основаниям, указанным в ст. 109 НК РФ. Если в акте указано на отсутствие выявленных в ходе проверки налоговых правонарушений, решение не выносится, за исключением случаев, когда руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
  3. о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Такое решение выносится при наличии обстоятельств, исключающих возможность вынесения правильного и обоснованного решения о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности на основании имеющихся материалов налоговой проверки.

Законодателем не дан хотя бы примерный перечень процедур, из которых могут состоять мероприятия дополнительного контроля. Задачей дополнительных мероприятий налогового контроля является устранение обстоятельств, которые исключают возможность вынесения правильного и обоснованного решения.

В силу ограничений, накладываемых НК РФ на проведение повторных налоговых проверок, не может считаться дополнительным мероприятием вынесение решения о проведении проверки за уже проверенный налоговый период (в том числе встречной проверки). Такое решение может быть обжаловано налогоплательщиком в суд как незаконное и подлежащее безусловной отмене.

Это интересно:  Как заполнить заявление о предоставлении налоговой льготы

Копия решения налогового органа вручается налогоплательщику либо его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения акта налогоплательщиком либо его представителем. Если руководитель организации-налогоплательщика или его представитель уклоняются от получения копии решения, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным налогоплательщиком по истечении шести дней после его отправки.

В десятидневный срок с даты вынесения решения налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате недоимки по налогу и пени.

Если требование не соответствует нормам действующего законодательства (глава 10 НК РФ, приказ МНС РФ от 07.09.98 № БФ-3-10/228 “Об утверждении формы требования об уплате налогов и сборов” в редакции приказа МНС РФ от 03.08.99 № АП-3-10/256), оно может быть обжаловано в суд. Обжаловать решение по формальным основаниям, в принципе, не имеет смысла. Даже если решение будет вынесено в пользу налогоплательщика и требование будет признано недействительным, от обязанности уплатить указанные в требовании суммы налогов и пени такое решение налогоплательщика не освободит.

Обжалование требования имеет смысл в тактическом плане. Например, обжалуя требование можно приостановить взыскание в бесспорном порядке сумм налогов и пени, указанных в требовании, до момента вынесения решения судом по существу. Данный ход дает налогоплательщику выигрыш во времени, которое можно использовать для подготовки искового заявления о признании недействительным решения налогового органа. Вместе с тем, обжалование требования по существу, то есть по суммам налогов и пени, — фактически единственная возможность обжалования налогоплательщиком опосредованно акта выездной налоговой проверки. Такая необходимость может возникнуть, например, в случае невынесения налоговым органом по каким-либо причинам решения.

В случае если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного налогоплательщика налоговой санкции.

Налоговые органы могут обратиться с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). Дата составления акта – это дата, указанная на титульном листе акта, а не дата вручения его налогоплательщику. При обращении налогового органа в суд с иском о взыскании штрафных санкций по истечении данного срока судом будет отказано в удовлетворении исковых требований.

Если налогоплательщик не согласен с выводами налогового органа, он имеет право обжаловать решение.

Решение может быть обжаловано в административном порядке в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) либо в суд.

В административном порядке жалоба может быть подана в течение трех месяцев с момента вынесения решения. Подача жалобы не лишает налогоплательщика права на обращение в суд.

Обращение в суд производится по правилам, установленным АПК РФ.

Во избежание негативных последствий в виде списания денежных средств в бесспорном порядке налоговым органом в счет погашения образовавшейся по факту проверки недоимки и пени затягивать с обращением в суд не стоит.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Порядок оформления результатов налоговой проверки

Оформление результатов налоговой проверки производится сотрудниками ФНС. Статья расскажет о том, как оформляются итоги проверочных мероприятий в зависимости от их вида.

Оформление результатов камеральной налоговой проверки

Камеральная проверка производится путем анализа ФНС представленных организациями деклараций. Кроме того, она может производится в случае, если декларация не была представлена, но должна была быть подана в ФНС. В такой ситуации проверяются иные документы, ранее представленные в ФНС, либо находящиеся в их распоряжении. Необходимость составления итогового документа после проверочных мероприятий НК РФ предусматривает не всегда. Акт проверки должен быть составлен только тогда, когда выявляются нарушения порядка исчисления и уплаты налогов.

Если ФНС установлено, что все требования законодательства соблюдены, проверка не оформляется, каких-либо документов не выносится. Такой вывод можно сделать, исходя из того, что положения закона, предусматривающие возможность составления какого-либо итогового документа при отсутствии нарушений отсутствуют. Подтверждается такая позиция в том числе Письмом ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 (п. 2.4).

Более того, налогоплательщик даже не узнает, что проверочные мероприятия были проведены, поскольку не предусмотрены требования, обязывающие должностных лиц ФНС уведомлять проверяемого о проведении в отношении него камеральной проверки. Если нарушения выявляются, то составляется итоговый акт, о котором поговорим далее.

Акт камеральной налоговой проверки

Требования к акту перечислены в п. 3, 3.1 ст. 100 НК РФ. Дополнительные требования изложены в Приложении N 24 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (далее – Приказ).

Акт камеральной проверки полностью идентичен акту выездной. Данные документы составляются по одной форме и по одним и тем же правилам.

Возможно составление документа как в бумажном виде, так и электронном. Он составляется по форме, которая содержится в Приложении № 23 к Приказу.

Для наглядности, приведем сведения, которые должны быть отражены в акте проверки в таблице:

Структура акта Содержание раздела акта
Вводная часть

данные о проверяемой фирме;

дата предоставления декларации и других документов (если декларация представлена не была, но должна была быть представлена, указывается дата, когда документ должен был быть представлен);

список предоставленных организацией документов;

указание на налоги, правильность уплаты которых проверяется;

дата начала и окончания проверочных мероприятий;

Есть вопрос? Ответим по телефону! Звонок бесплатный!

сведения о том, какие мероприятия осуществлялись.

Описательная часть выявленные нарушения;

смягчающие и отягчающие обстоятельства.

Итоговая часть выводы и предложения относительно того, каким образом устранить нарушения;

указание на статьи НК РФ, которые налагают меры ответственности за нарушения;

Ф.И.О., должности проверяющих;

разъяснение права на возражения, которые может представить проверяемое лицо;

сведения о приложениях к акту.

Подписывается документ как проверяющим, так и проверяемым. Он составляется в 2 экземплярах (для ФНС и проверяемого). Срок оформления результатов камеральной налоговой проверки – 10 дней после того, как проверочные мероприятия завершились. Срок передачи акта проверяемой фирме или ИП – 5 дней.

Как производится оформление результатов выездной налоговой проверки? Справка о проведенной налоговой проверке

Как уже упоминалось, выездные проверочные мероприятия оформляются актом, однако до его вынесения обязательно составляется справка (п. 15 ст. 89 НК РФ).

Справка и акт составляются, даже если нарушения не выявлены.

Справку готовят в последний день проверочных действий, и данное действие знаменует их окончание. Она составляется по форме, которая утверждена Приложением № 7 к Приказу.

В итоговой справке отражаются следующие сведения:

  1. Дата составления документа.
  2. Сведения о решении, на основании которого проводились проверочные действия.
  3. Данные о проверяемой организации.
  4. Сведения о проверяемом периоде.
  5. Данные о том, в отношении порядка уплаты каких налогов проведена проверка.
  6. Срок проверочных мероприятий.
  7. Сведения о продлении проверки.
  8. Сведения о приостановлении проверки.
  9. Подпись составителя.
  10. Подпись проверяемого о получении справки.

Справка передается проверяемому в день составления. Когда проверяемое лицо отказывается ее получать, она направляется по почте.

Как составляется акт выездной налоговой проверки?

В силу п. 1 ст. 100 НК РФ после выездной проверки всегда составляется акт. Даже если нарушения выявлены не были, документ в любом случае должен быть подготовлен.

Акт налоговой проверки составляется инспектором, который проводил проверочные мероприятия (его данные указаны в решении о проведении проверки). Как уже упоминалась, форма акта при выездной и камеральной проверке аналогична. Кроме того, к порядку составления актов и их содержанию применяются одни и те же требования. Состав сведений, которые отражаются в документе, можно изучить в таблице, представленной выше.

Документ, в отличие от акта камеральной проверки, составляется не в течение 10 дней, а в течение 2 месяцев. Увеличенный срок связан с тем, что в ходе выездной проверки изучается больший объем сведений, более длительный период, данные по различным видам налогов.

Таким образом, итоговым документам при любых видах проверочных действий является акт. Однако он не оформляется, если при камеральной проверке нарушения не выявлены. По результатам выездной проверки дополнительно составляется справка.

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, studopedia.su, zakoved.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector