Экологический налог плата за загрязнение окружающей среды

Статьи, обзоры, комментарии экспертов

Содержание

Плата за экологическое воздействие

Плата за загрязнение окружающей среды

Экологический налог заменит плату за негативное воздействие на окружающую среду

14 августа 2018#Налоги

Минфином РФ разработан законопроект, утверждающий новый федеральный налог – экологический.

Данный налог заменит существующий неналоговый платеж – плату, взимаемую за негативное воздействие на окружающую среду.

Новому налогу будет посвящена отдельная глава, состоящая из 9 статей.

Так, согласно поправкам, плательщиками экологического налога станут организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, ведущие деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Объектом налогообложения, в свою очередь, будет являться негативное воздействие на окружающую среду, оказываемое в результате выброса в воздух загрязняющих веществ, сброса загрязненных сточных вод, образования, хранения, захоронения, накопления и размещения отходов производства и потребления.

Перечень веществ, загрязняющих окружающую среду, будет поименован в отдельном перечне.

Не будет признаваться объектом налогообложения негативное воздействие, осуществляемое в рамках деятельности, финансируемой из бюджета (федерального, регионального или местного), размещение отходов на объектах не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду, а также накопление отходов в целях их утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня их образования.

Ставка по экологическому налогу будет зависеть от вида загрязняющих веществ и класса опасности отходов производства и потребления.

Отчетность по экологическому налогу необходимо будет сдавать раз в год, в срок до 1 марта года, следующего за отчетным. Налог также нужно будет платить по итогам года. Налогоплательщики, не являющиеся субъектами МСП, должны будут дополнительно уплачивать ежеквартальные авансовые платежи (кроме 4 квартала).

В настоящий момент законопроект, утверждающий данные изменения, находится на стадии публичного обсуждения и срок вступления его в силу неизвестен.

Пожалуйста, оцените или поделитесь новостью, если она была вам полезна:

Плата за загрязнение окружающей среды

Плата за загрязнение окружающей среды


Очевидно, что воздействие на экологию невозможно компенсировать налогами и сборами, тем не менее, наличие в законодательстве регламентированных платежей, нормативов и штрафов за их превышение дает возможность если не компенсировать вредное влияние, то хотя бы держать его в приемлемых рамках.

Экологические сборы и платежи вменены в обязанность предприятиям всех форм собственности, которые так или иначе негативно влияют на природную среду. Экологические платежи имеют главным образом целевое назначение и направляются на:

  • Проектирование и создание природоохранных комплексов
  • Разработку и внедрение энергосберегающих технологий на производстве
  • Организацию рекреационных зон, заповедников
  • Компенсации вредного воздействия выбросов в атмосферу и сбросов в водный бассейн
  • стимулирование снижения выбросов и обновление существующих очистных сооружений
  • модернизацию и строительство предприятий для переработки вредных отходов

К природопользователям законодательство относит предприятия или организации, в том числе некоммерческие, которые производят выбросы в атмосферу, сбросы в канализацию, сбор и хранение отходов 1-4 группы. Все эти воздействия обременены периодическими платежами.

Определены точные типы воздействия на экосистему, которые компенсируются платой за загрязнение:

  • размещение, хранение, захоронение вредных отходов
  • выбросы в атмосферу через стационарные или нестационарные каналы
  • сброс отработанной воды, насыщенной вредными веществами в водные объекты (канализация, естественный водный бассейн региона, подземные воды)
  • вибрация, шум, радиация, электромагнитные волны: воздействия фиксируются специальными приборами и превышают уровень, определенный нормативами.

Оплата за вредное воздействие на природную среду может быть поквартальной или ежегодной – это зависит от типа организации и степени ее вредного воздействия.

Расчет платы за загрязнение окружающей среды происходит в пределах установленных лимитов, разработанных на предприятии (проект ПДВ, ПНООЛР). Отдельно может взиматься плата за ненормированный выброс, который произошел, например, в результате аварии или кардинальных изменениях технологического процесса. При этом даже вовремя внесенная плата за сверхлимитное загрязнение не освобождает плательщика от обязанности компенсировать вред, который нанес аварийный выброс.

При расчете платы за загрязнение учитывается также региональный коэффициент, который устанавливается Министерством природных ресурсов РФ по согласованию с Минфином.

Как снизить экологический налог и плату за загрязнение

Вопрос важный для всех, кто платит.

В общую сумму платежей могут быть засчитаны, частично или полностью, средства, которые предприятие направляет или планирует направить на природоохранные мероприятия, модернизацию очистных сооружений, строительство лабораторий, содержание СЗЗ.

Важно правильно оформить документацию, собрав необходимые данные и замеры, сделать грамотное обоснование и подать для согласования в территориальные органы Росприроднадзора.

Хотите платить «за воздух» меньше? ЭКОЛС поможет оптимизировать расходы на обязательные платежи, проведя глубокий аудит и инвентаризацию загрязнений, учтя все понижающие коэффициенты и собрав документы для обоснования снижения эконалога и платы за загрязнение.

Делаем расчет платы за загрязнение окружающей среды

Расчет платы за загрязнение окружающей среды 2017 года осуществляется на основании правовых норм, не входящих в состав НК РФ. В эти нормы периодически вносятся изменения, которые необходимо отслеживать и учитывать при определении размера подлежащих уплате в бюджет сумм.

Законодательные основы для расчета платы за загрязнение окружающей среды

Базовым документом, на основе которого строится весь спектр взаимоотношений плательщиков с бюджетом по средствам, уплачиваемым за вред, наносимый экологии, служит закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Он нередко подвергался внесению изменений и дополнений на протяжении всего периода своего существования. Под его действие подпадают:

  • Индивидуальные предприниматели, перечисляющие плату в срок до 10 марта, после того как окончится отчетный год.
  • Прочие субъекты, на которых возложена обязанность по уплате сбора за загрязнение, по завершении каждого квартала уплачивают авансы в срок до 20-го числа месяца, следующего за ними. В качестве их размера применяется 25% от выплат предыдущего года. По завершении года происходит окончательный расчет до 1 марта следующего года.
Это интересно:  Налоговый отчетный период в единой упрощенной декларации

При этом данные выплаты не подпадают под правило о продлении срока при совпадении дня его окончания с выходным или праздничным нерабочим днем. Сам механизм расчета урегулирован ст. 16.3 закона 7-ФЗ и иными правовыми актами в данной сфере, на основе которых происходит исчисление платежа за загрязнение окружающей среды. В качестве источника информации для самостоятельного определения базы обложения при этом служат:

  • документы об объеме загрязнения тем или иным типом веществ;
  • ставки, применяемые для расчета платежей;
  • коэффициенты, установленные для исчисления.

Общая сумма платежей складывается из итога, полученного сложением расчетных величин, исчисленных по каждому отдельному типу отходов и выбросов.

Плательщики сборов за нанесение ущерба экологии

Существуют различия между двумя типами платежей, связанных с нанесением ущерба экологии:

  • плата за негативное воздействие на природу;
  • перечисления за выбросы отходов на основании ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Они появились в 2014 году, после того как начала действовать ст. 24.5. До этого оба описываемых бюджетных обязательства идентифицировались как общий экологический сбор. Фактически теперь второй вид платежей должны осуществлять компании, занимающиеся производством продукции и упаковки, которые при потере ими возможности использования по назначению подлежат утилизации.

Рассмотренный ранее закон 7-ФЗ регламентирует прочие обязательства компаний, связанные именно с выбросами вредных примесей, элементов в окружающую среду. То есть под данный сбор подпадают компании, осуществляющие загрязнение природы за счет выделяемых в результате производства вредных веществ, отходов деятельности, мусора.

Как следствие существуют два типа обязательств, которые необходимо разграничивать:

  1. Непосредственно экологический сбор:
    • уплачиваемый за утилизацию испорченной продукции и тары;
    • основанный на положениях закона 89-ФЗ;
    • официально введенный в 2014 году.
  1. Сбор за загрязнение окружающей среды:
  • уплачивается за непосредственное распространение загрязняющих химических соединений, твердых промышленных и бытовых отходов;
  • опирается на пункты закона 7-ФЗ, однако в части размещения отходов также подпадает под действие закона 89-ФЗ;
  • действует начиная с 2002 года (до этого практически идентичные обязательства компании несли на основании закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).

На 2017 год порядок внесения платы за нарушение экологии регулируется постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Определение базы начисления по загрязняющим выбросам

Общий расчет базы

Как гласит п. 1 ст. 16.2 закона 7-ФЗ, база для обложения платежами за выбросы в окружающую среду зависит от общего объема соединений, попавших в экосистему за отчетный период. Для того чтобы выяснить приведенный параметр, компании придется осуществлять экологический контроль. Категории загрязнения, которые подпадают под действие закона и подлежат оплате:

  • поступающие в природу из статичных источников;
  • неблагоприятно воздействующие на состояние водной среды;
  • связанные с захоронением отходов.

В ходе расчета принимаются во внимание следующие параметры:

  • существующие лимиты допустимых выбросов;
  • появившиеся в результате аварий нормативы временно возможных сверхлимитных выбросов;
  • ограничения по территории и количеству допустимого захоронения.

Помимо этого, нужно учитывать ряд пунктов постановления № 255:

  • исчисление происходит по каждому источнику возникновения выбросов;
  • компания самостоятельно вычисляет объем выбросов и сравнивает их с имеющимися лимитами;
  • возможно сокращение расходов на выплаты в результате вычетов, связанных с затратами, направленными на мероприятия по уменьшению вредных выбросов, или использования понижающих коэффициентов.

Итоговая сумма платежа получается в результате сложения результатов следующих действий:

  • умножение объема выбросов в рамках лимитов на ставку;
  • умножение сверхлимитного объема загрязнения на соответствующую ставку.

Что такое временные нормативы и для чего нужны паспорта на отходы?

Иногда действуют временные нормативы. По ним также необходимо перемножить размер загрязнения на ставки. Полученный итог также добавляется к общим выплатам за загрязнение.

Крупные компании, предполагающие значительный размер отходов к размещению, для получения нормативов должны разработать плановое значение и обратиться с соответствующим заявлением в Росприроднадзор. Мелким и средним организациям для этого достаточно предоставить в указанный орган отчет об уже размещенном объеме отходов, загрязнения.

На отходы, относящиеся к категории с 1 по 4 опасности, должны быть в обязательном порядке созданы паспорта. Их сохранность компания обеспечивает самостоятельно. Удостоверенные надлежащим образом дубликаты приведенных паспортов сохраняются в Росприроднадзоре.

Расчет платежа: ставки, дополнительные коэффициенты, льготы

Значения ставок и соответствующих корректирующих коэффициентов приведены в п. 4 ст. 16.3 закона 7-ФЗ. Однако непосредственно термин «ставка» в нем отсутствует, вместо него указан норматив платы за загрязнение согласно постановлению Правительства от 12.06.2003 № 344. Исходя из идентичности применения, именно нормативы и следует понимать под ставками.

Кроме того, они полностью соответствуют признакам ставок, утвержденным п. 2 ст. 16.3 закона 7-ФЗ:

  • дают возможность определить размер платы за выбросы по каждому виду из них;
  • существует их соотнесение с классом опасности отходов производства.
Это интересно:  Налог на прибыль сроки уплаты 2020

Признаки коэффициентов, необходимых для правильного установления размера платы за загрязнение, утверждены в ст. 16.3 закона 7-ФЗ. В настоящее время действуют следующие коэффициенты:

  • дополнительные (п. 3 ст. 16.3 закона 7-ФЗ);
  • закрепленные в п. 6 ст. 16.3 закона 7-ФЗ;
  • перечисленные в п. 2 постановления 344;
  • введенные в действие п. 4 постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление № 344» от 01.07.2005 № 410;
  • поименованные в приложении 2 к постановлению 344.

Возможные вычеты по плате за вредные выбросы предусмотрены в п. 11 ст. 16.3 закона 7-ФЗ. К ним относятся расходы компании на создание технических средств и условий по уменьшению возможных выбросов вредных веществ. Они должны в обязательном порядке иметь документальное обоснование, подтверждающее факт их внесения.

Форма расчета экологического сбора

Все параметры осуществления начисления и расчетов платы за вредное природное воздействие с 2010 года регулируются Росприроднадзором. В законе 7-ФЗ установлено обязательство всех плательщиков представлять в указанный орган декларацию по соответствующей форме. Для этого у организаций есть время до 10 марта года, следующего за отчетным. В частности, за 2017 год крайний срок подачи установлен 10.03.2018.

В этот отчет вносятся данные по суммам платы по каждому типу веществ, а также итоговый объем обязательств к перечислению в бюджет по окончании года. При этом учитываются суммы уплаченных за тот же период авансов.

Основные положения, касающиеся расчетов компаний с государством в области платы за вред, нанесенный экологии, установлены законом 7-ФЗ. В нем утвержден порядок расчета, формы, сроки и периодичность предоставления отчетности, а также установлены предельно допустимые даты его перечисления.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду 2019

Основание и правовые основы

Плату за негативное воздействие на окружающую среду в разговоре обычно называют экологическим сбором или экологическим платежом. Ее обязаны уплачивать все те, кто по роду своей деятельности негативно влияет на экологию. Обязанность по этой плате лежит на всех, кто ведет деятельность на территории России независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Постановлением Правительства России от 28.08.1992 N 632, претерпевшим серьезные изменения, а также Федеральным законом 10 января 2002 года N 7-ФЗ. Он определяет виды загрязнений, за которые взимается плата, и базовые нормы для расчета экологического платежа.

Следует отметить, что с 1 января 2016 года при расчете платы за загрязнение окружающей среды необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах».

Начиная с 2017 года уплата экологического сбора и представление расчета суммы экологического сбора осуществляются ежегодно — до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. Ключевое изменение 2017 года в том, что отчетным периодом по этому налогу теперь является год, а не квартал.

Кто обязан уплачивать экологический сбор?

Плату за загрязнение окружающей среды обязаны вносить все, кто загрязняет эту среду. То есть для начала организации или ИП нужно разобраться, производит ли она в своей работе загрязнение.

Новая правовая норма сократила виды вредного вредного воздействия, за которые взимается плата. Начиная с 2016 года согласно Федеральному закону от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» это:

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;
  • сброс загрязняющих веществ в водные объекты;
  • размещение отходов;

Раньше к видам воздействия относились также выбросы в атмосферу передвижными объектами (автомобилями), а также шумы, вибрации, офисное электромагнитное излучение. Потому экологические платежи уплачивались практически всеми компаниями и ИП.

Очевидно, что производственные предприятия, заводы, транспортные компании, промышленность — все эти субъекты в большей степени загрязняют среду. Это связано с применяемыми ими технологиями, выбросами ядовитых веществ в атмосферу, реки и озера и т.п. Потому, уплата экологического сбора — их обязанность в первую очередь.

Согласно статье 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ плату обязаны вносить юридические лица и предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Исключение — лица, ведущие деятельность только на объектах IV категории, то есть оказывающих минимальное вредное воздействие. Такие объекты перечислены в статьях 4,2 и 16.1 Закона N 7-ФЗ, а также в пункте 6 Критериев, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029.

При размещении твердых коммунальных отходов плату за негативное воздействие на окружающую среду должны вносить:

  • региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие их размещение.

Сроки уплаты и отчетный период

Отчетным периодом (начиная с отчетности за 2016 год) признается календарный год.

Обращаем внимание!

Срок уплаты сбора за негативное воздействие на окружающую среду начиная с 2017 года установлен не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. Ранее отчетным периодом был квартал, и плата перечислялась ежеквартально. Начиная с платы за 2016 год, которую необходимо перечислить в 2017 году, экологический сбор уплачивается один раз в год.

Изменения предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073 «О порядке взимания экологического сбора».

Нормативы платы

Нормативы платы в 2017 году установлены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах». Ранее оплату регулировали 2 постановления:

  • Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344,
  • Постановление Правительства РФ от 01.07.2005 № 410.
Это интересно:  Налоговый период 9 месяцев в платежном поручении

Эти документы утратили силу.

Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 утвердило новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2016, 2017 и 2018 годы. А так же установило, что в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются с использованием дополнительного коэффициента 2.

Для стимулирования юрлиц и предпринимателей к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду для исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты, установленные Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ:

  • коэффициент 0 при размещении отходов V класса опасности добывающей промышленности посредством закладки искусственно созданных полостей в горных породах при рекультивации земель и почвенного покрова;
  • коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями;
  • коэффициент 0,5 при размещении отходов IV, V классов опасности, которые образовались при утилизации ранее размещенных отходов перерабатывающей и добывающей промышленности;
  • коэффициент 0,67 при размещении отходов III класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности;
  • коэффициент 0,49 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов III класса опасности;
  • коэффициент 0,33 при размещении отходов IV класса опасности, которые образовались в процессе обезвреживания отходов II класса опасности.

При применении коэффициентов индексации к нормативам платы за негативное воздействие на окружающую среду в предыдущих годах необходимо руководствоваться следующим:

  • для нормативов платы, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации N 344 (в ред. 2003 года) для веществ и групп веществ, по которым Постановлением Правительства Российской Федерации N 410 не изменены нормативы платы, — использовать коэффициенты 2003 года;
  • для нормативов платы для веществ и групп веществ, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации N 410, — использовать коэффициенты 2005 года.

Зачисление

Ответственность за неуплату

Если плата за негативное воздействие не вносилась в установленные сроки, применяется административная ответственность в соответствии со ст. 8.41 КоАП РФ. Сумма штрафа составляет:

  • на должностных лиц — от 3000 до 6000 руб.;
  • на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.

Экологический сбор: что нового в 2017 году?

  • Отчетным периодом (начиная с отчетности за 2016 год, которую сдают в 2017 году) признается календарный год.
  • Срок уплаты сбора за негативное воздействие на окружающую среду начиная с 2017 года установлен не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. Ранее отчетным периодом был квартал, и плата перечислялась ежеквартально. Начиная с платы за 2016 год, которую необходимо перечислить в 2017, экологический сбор уплачивается один раз в год.

Изменения предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073 «О порядке взимания экологического сбора».

  • Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 утвердило новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2016, 2017 и 2018 годы. А так же установило, что в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами, ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются с использованием дополнительного коэффициента 2. Предыдущие документы, которые определяли ставки экологического сбора, — Постановления Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 и от 01.07.2005 № 410 утратили силу.
  • С 1 января 2017 года запрещается захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации. Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством РФ. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ.
  • При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней — это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

    Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

    • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
    • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

    При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

    Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

    При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

    Статья написана по материалам сайтов: ekols.ru, okbuh.ru, ppt.ru.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock
    detector