+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Временное сооружение градостроительный кодекс

В начале августа Президент РФ подписал блок законов с поправками Градостроительного, Земельного кодексов и других законов. В них появились подробные требования к сносу недвижимости, в том числе самовольных построек. Например, чтобы снести объект, компания должна быть членом соответствующей саморегулируемой организации. Также поправки затронули индивидуальное жилищное строительство, некапитальные строения, зоны с особыми условиями использования территорий и т.д.

Появилось несколько законов с изменениями Градостроительного кодекса и других законов. Один из них содержит новые нормы о строительстве объектов индивидуального жилищного строительства, а также о сносе объектов, в том числе самовольных построек (Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее — Закон № 340-ФЗ). В другом речь тоже идет о поправках в Градостроительный кодекс, в том числе в части требований к проектной документации, некапитальным строениям (Федеральный закон от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее — Закон № 342-ФЗ).

Индивидуальное жилищное строительство

В Градостроительном кодексе поменялось определение объекта индивидуального жилищного строительства. Законом № 340-ФЗ установлено ограничение не только в этажности (не более чем три этажа), но и по высоте — не более 20 м. Такой объект состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Установление требования по высоте связано с тем, что жилые дома часто строят по индивидуальным проектам, в том числе с башнями, шпилями, что создает разноплановые высотные акценты. Кроме того, ограничение лишь по количеству этажей могло привести к возведению застройщиком объектов с потенциально опасной высотой этажей, без дальнейшей проверки соблюдения установленных требований.

Уведомления об индивидуальном жилищном строительстве

В Законе № 340-ФЗ установлен уведомительный порядок для строительства на земельных участках индивидуального жилищного строительства, участках личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов и садово-дачных участках граждан. В этих случаях не нужно получать разрешение на строительство или реконструкцию объекта и подавать проектную документацию.

Так, для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик должен подать на бумажном носителе уведомление в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. Также это можно сделать через многофункциональный центр, по почте или через единый портал государственных и муниципальных услуг. Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение семи рабочих дней проверит на соответствие указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства или реконструкции. Если все в порядке, он направит застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта. Если что-то указано неверно, то уполномоченный орган направит уведомление о несоответствии постройки параметрам с обоснованием позиции. А если в тот же срок уведомление не направят, то автоматически строительство будет считаться согласованным.

С 04.08.2018 начали действовать поправки Гражданского кодекса, касающиеся сноса самовольных построек (подробнее читайте в материале «Самовольные постройки. Право органов местного самоуправления на принятие решений о сносе ограничили», «ЭЖ-Юрист», 2018, № 31). Одновременно изменения, связанные со сносом объектов, предусмотрены в Законе № 340-ФЗ. В нем установлен порядок сноса объектов капитального строительства, особенности сноса самовольных построек или приведения их в соответствие с установленными требованиями, а также особенности сноса объектов капитального строительства, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий.

Одно из новшеств — индивидуальные предприниматели или юридические лица, осуществляющие снос объектов капитального строительства, теперь должны быть членами саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта и сноса объектов капитального строительства.

Экспертиза проектной документации

При проведении экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, осуществляется оценка ее соответствия требованиям, установленным и действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка, на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет. Если речь идет о проектной документации линейного объекта, то в расчет берется дата утверждения проекта планировки территории. А если проводится экспертиза проектной документации линейного объекта, для строительства, реконструкции которого не требуется подготовка документации по планировке территории, то осуществляется оценка соответствия данной проектной документации требованиям, действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу.

Если объекты капитального строительства относятся к объектам массового пребывания граждан, то экспертиза проектной документации на осуществление строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства является обязательной. Критерии отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан утвердит Минстрой России.

Некапитальные строения

Вместо временных построек, киосков, навесов и других подобных построек в ГрК РФ теперь фигурирует понятие «некапитальные строения, сооружения». Соответствующая поправка внесена Законом № 342-ФЗ.

Некапитальные строения, сооружения — строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

Пункт 10.2 ст. 1 ГрК РФ

Проектная документация

В Законе № 342-ФЗ уточняются полномочия РФ в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Такую экспертизу в отношении проектной документации по объектам, расположенным на территориях двух и более субъектов РФ, будут проводить уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Появление этой поправки связано с необходимостью приведения норм, касающихся полномочий РФ в области экспертизы, в соответствие с нормами, устанавливающими полномочия РФ по выдаче разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.

Также скорректированы требования к составу и содержанию разделов проектной документации. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливает Правительство РФ, если подготовка проектной документации объекта капитального строительства осуществлялась на основании задания застройщика или технического заказчика на проектирование, выданного до установления Правительством РФ требований к составу и содержанию разделов проектной документации. Но эта дата не должна быть ранее чем 01.01.2016. Внесение изменений в такую проектную документацию в части ее приведения в соответствие с указанными требованиями, в том числе в целях экспертизы такой проектной документации, не требуется.

Устранена необходимость подготовки проектной документации для капитального ремонта объектов капитального строительства. Исключение — проведение капитального ремонта за счет бюджетных средств, в таком случае проектная документация должна готовиться в объеме сметы на строительство.

Зоны с особыми условиями использования территорий

Законом № 342-ФЗ внесены поправки в Земельный кодекс РФ в части положений о зонах с особыми условиями использования территорий. В нем теперь предусмотрен исчерпывающий перечень зон с особыми условиями использования территорий, порядок установления, изменения и прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий, а также последствия установления, изменения и прекращения существования таких зон.

Кроме того, Законом № 342-ФЗ закреплен механизм возмещения убытков правообладателям земельных участков, иных объектов недвижимости при ограничении их прав в связи с установлением и изменением зон с особыми условиями использования территорий. Несмотря на то что Закон № 342-ФЗ вступит в силу с 2019 г., эта поправка начала действовать с 04.08.2018.

Аукцион на право заключить договор о развитии застроенной территории

Организатор аукциона ведет протокол о результатах аукциона, в котором указываются следующие сведения о ходе проведения и результатах аукциона:

место, дата, время проведения аукциона;

реквизиты решения органа местного самоуправления о развитии застроенной территории;

местоположение, площадь застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии;

начальная цена права на заключение договора (цена предмета аукциона);

сведения об участниках аукциона (с указанием наименования и места нахождения);

последнее и предпоследнее предложения о цене предмета аукциона с указанием лиц, сделавших такие предложения.

Протокол о результатах аукциона составляется в форме электронного документа, который подписывает организатор аукциона с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи и направляет победителю аукциона не позднее одного рабочего дня со дня проведения аукциона. Эти поправки начали действовать тоже с 04.08.2018.

Еще одно нововведение, которое попало в законы с поправками о недвижимости и строительстве — это новые положения об астренте в процессуальных кодексах (ст. 6 Закона № 340-ФЗ). Например, в АПК РФ появилась норма о том, что арбитражный суд по требованию истца вправе присудить в его пользу денежную сумму, подлежащую взысканию с ответчика на случай неисполнения судебного акта, в размере, определяемом арбитражным судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения. Аналогичное положение содержится теперь и в ГПК РФ. Это значит, что возможность понудить к исполнению решения суда появилась для любых решений, в том числе в публично-правовой сфере (например, суд сможет присудить в пользу истца сумму на случай неисполнения решения органом государственной власти). Раньше норма об астренте содержалась только в ГК РФ (ст. 308.3 ГК РФ).

Это интересно:  Льготы родителям детей инвалидов в 2019 году

Временное сооружение градостроительный кодекс

Временные сооружения это

Сегодня мы постараемся разобраться, что же такое #временноесооружения, постараемся дать ответ на вопрос, что такое объекты не капитального строительства, и в соответствии с какими требованиями надо построить #каркаснотентовыйангар, что бы его можно было отнести к категории движимого имущества.

Существует несколько определений временного сооружения:

  1. Временным объектом признается временная постройка некапитального характера без фундамента, в конструктивных характеристиках которой предусмотрена возможность ее разборки (демонтажа) и перемещения без несоразмерного ущерба ее назначению, и права на которую не подлежат государственной регистрации («Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ).
  2. Согласно п. 1.1 ГCН 81-05-01-2001 («Сборник сметных норм затрат на строительство временных, сооружений при производстве ремонтно-строительных работ»): к временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспособляемые на период капитального ремонта производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения модульного типа, необходимые для производства ремонтно-строительных работ.
  3. Градостроительный кодекс РФ не дает определения временного сооружения. П. 10 ст. 1 ГрК РФ дает противоположное определение: «Объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, а также объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек». Из этого определения можно сделать вывод о том, что объектами некапитального строительства являются временные постройки и сооружения разного рода.

Исходя из п. 1 ст. 130 ГК РФ, все временные постройки не признаются недвижимым имуществом и «не подлежат техническому учету в бюро технической инвентаризации и ФГУП «Ростехинвентаризация», права на них не подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 16 декабря 2008 года N 1139-ПП).

Согласно этому же Приложению к некапитальным объектам относятся объекты производственного, технического назначения, сервисно-коммунальной инфраструктуры: ангары, производственные сооружения из быстровозводимых и разбираемых конструкций, пункты приема вторичных материальных ресурсов, строительные городки, бытовки, временные склады строительных и инертных материалов, укрытия, тенты и навесы для открытых автостоянок, быстровозводимые гаражи-стоянки модульного типа, в том числе расположенные в подмостовых пространствах.

  1. Временные материально-технические склады на строительной площадке, закрытые (отапливаемые и неотапливаемые) и открытые, для хранения материалов, конструкций и оборудования, поступающих для данной стройки;
  2. Временные производственные мастерские многофункционального назначения (ремонтно-механические, арматурные, столярно-плотничные и др.);
  3. Модульные здания складов, ангаров и других зданий возводящихся на определенный срок.

Временные здания и сооружения

Сегодня мы постараемся разобраться, что же такое временные сооружения, постараемся дать нашим потенциальным клиентам ответ на вопрос, что такое объекты не капитального строительства, как их можно отличить от капитальных объектов и в соответствии с какими требованиями надо построить ангар, склад, или тентовое укрытие, что бы его можно было отнести в временным зданиям и сооружениям (например быстровозводимый склады, модульные здания).

Единого установленного нормативного определения временного строения, здания или сооружения нет. Существует несколько определений:

В соответствии с действующим законодательством, временным объектом признается временная постройка некапитального характера без фундамента, в конструктивных характеристиках которой предусмотрена возможность ее разборки (демонтажа) и перемещения без несоразмерного ущерба ее назначению, и права на которую не подлежат государственной регистрации («Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ).

Градостроительный кодекс РФ не дает определения временного сооружения. П. 10 ст. 1 ГрК РФ дает противоположное определение: «Объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, а также объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек». Из этого определения можно сделать вывод о том, что объектами некапитального строительства являются временные постройки и сооружения разного рода.

Отнести ту или иную постройку к объекту некапитального строительства или по другому модульного здания можно по определенным оценочным категориям. В соответствии с Приложением 1 к постановлению Правительства Москвы от 16 декабря 2008 года N 1139-ПП «Общим критерием отнесения объектов к некапитальным объектам (движимому имуществу), согласно нормам гражданского законодательства, является возможность свободного перемещения указанных объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению, включая возможность их демонтажа (сноса) с разборкой на составляющие сборно-разборные перемещаемые конструктивные элементы». Следующим основным отличительным признаком, по которому можно определить временные здания является правовой статус, а именно, тот факт, что временное сооружение возводится на определенный временной срок, в отличие от бессрочного капитального объекта.

Исходя из п. 1 ст. 130 ГК РФ, все временные постройки не признаются недвижимым имуществом и «не подлежат техническому учету в бюро технической инвентаризации и ФГУП «Ростехинвентаризация», права на них не подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 16 декабря 2008 года N 1139-ПП).

Согласно этому же Приложению к некапитальным объектам относятся объекты производственного, технического назначения, сервисно-коммунальной инфраструктуры: ангары, производственные сооружения из быстровозводимых и разбираемых конструкций, пункты приема вторичных материальных ресурсов, строительные городки, бытовки, временные склады строительных и инертных материалов, укрытия, тенты и навесы для открытых автостоянок, быстровозводимые гаражи-стоянки модульного типа, в том числе расположенные в подмостовых пространствах.

Критерии разграничения временного (мобильного) сооружения от объекта недвижимости

В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ, к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе, леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. На федеральном уровне в настоящее время отсутствует определение понятий «временный объект», «временная постройка». Такое определение существует только на уровне некоторых муниципальных образования.

Таким образом, в настоящее время под временным объектом понимается все, что не относится к объектам недвижимости. Для подтверждения временности характера объекта, ключевым является обстоятельство обладания временным объектом такими характеристиками, которые исключают возможность классификации такого объекта как недвижимого.

В судебной практике законодательный критерий отнесения имущества к недвижимому раскрывается следующим образом:
1. Оценочный критерий. Оценочные критерии привязаны к оценке стоимости объекта в сравнении с оценкой того же объекта после перемещения и с оценкой расходов на перемещение.
2. Наличие/отсутствие коммуникаций, их характер.
3. Наличие/отсутствие фундамента, его технические характеристики, связь фундамента с сооружением.

При определении характеристик фундамента следует руководствоваться соответствующими СНиПами. Однако, заключение по техническим вопросам, изложенным выше, могут дать только специализированные лицензированные организации, которые осуществляют экспертизу рабочих проектов различных объектов, а также обследование данных объектов в натуре для дачи заключения.
В случае принятия решения о проведении экспертизы в специализированной организации, необходимо отразить в заключении, следующие вопросы: заключение относительно технологических характеристик фундамента и связи объекта с таким фундаментом; заключение относительно технической сложности демонтажа, сборки/разборки объекта и монтажа и его сборки в другом месте и о возможных затратах на производство этих работ.

Основное практическое значение отграничение временных объектов от объектов недвижимости имеет для определения порядка получения разрешительной документации.
Согласно ст. ст. 51, 55 Градостроительного Кодекса, правила, установленные градостроительным кодексом относительно согласования строительства и ввода в эксплуатацию относится только к объектам капитального строительства.
Так, п.1. ст. 51 Градостроительного Кодекса, устанавливает, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
п.1. ст. 55 Градостроительного кодекса также употребляет термин «объект капитального строительства».
При этом пп. 10 п. 1. ст. 1 Градостроительного кодекса определяется понятие объекта капитального строительства, как здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Следовательно, установленные Градостроительным кодеком требования получения разрешения на строительство и оформления акта ввода объектов в эксплуатацию, не распространяются на временные объекты (см. п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса).

Определение перечня объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Форма разрешения на строительство капитальных объектов, в соответствии с п. 16 ст. 51 Градостроительного кодекса устанавливается Правительством РФ. В настоящее время такая форма Правительством РФ не принята.

Также утвержденная СНиП 3.01.04-87 форма акта приемки в эксплуатацию объекта завершенного строительства относится к объектам капитального строительства.
На федеральном уровне отсутствуют требования градостроительного законодательства относительно возведения временных объектов, а именно получения разрешения на строительство и акта ввода в эксплуатацию, также на федеральном уровне отсутствуют требования относительно согласования возведения временных объектов с какими-либо государственными органами.

В целях бухгалтерского учета, согласно Постановления Госкомстата РФ от 11.11. 1999 г. № 100, которым утверждены формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительным работам, для учета приемки законченного строительством временного сооружения оформляется акт о сдаче в эксплуатацию временного сооружения по форме КС-8.

На местном (муниципальном уровне) есть нормативные акты, регулирующие порядок предоставления земельного участка под возведение временного объекта, и процедура по его согласованию с органами МСУ.
Однако, несоответствие порядка ввода в эксплуатацию временного объекта установленным местными актами правилам, не может привести к неблагоприятным налоговым и бухгалтерским последствиям, поскольку бухгалтерское и налоговое (в части федеральных налогов) законодательство относится к исключительной компетенции Российской Федерации, и региональные или местные акты не могут устанавливать обязательных требований к порядку принятия к учету тех или иных объектов.
Поскольку временный объект не является объектом недвижимости, на него не могут распространяться правила ст. 222 Гражданского кодекса РФ, регулирующей отношения, возникающие в связи с самовольной постройкой.

Это интересно:  Высший уровень физической подготовки вс рф

Таким образом, правила приобретения права собственности на самовольную постройку, которой может быть только объект недвижимости, не распространяются на временные объекты, также не может быть предъявлен иск о сносе временного объекта. Судебная практика определенно высказывается в пользу того, что временный объект – не является недвижимостью, на него не распространяются нормы ст. 222 Гражданского кодекса РФ о самовольной постройке и в иске о сносе временного объекта отказывают со ссылкой на правовую природу временного объекта.

ВАЖНО ПОМНИТЬ, что хотя, возведение временного объекта на земельном участке, предоставленном в аренду, однако не специально для возведения и эксплуатации объекта временного характера, не расценивается как безусловное основание к требованию демонтажа данного объекта, тем не менее в практике встречаются случаи такого разрешения вопроса. При этом основным критерием здесь называют нарушение целевого использования земельного участка.

Ответственность за возведение временного объекта без соответствующих на то разрешений и нарушение установленного порядка ввода в эксплуатацию на федеральном уровне отсутствует по причине отсутствия установленного на федеральном уровне порядка ввода таких объектов в эксплуатацию.

Вместе с тем, основываясь на анализе законодательства Российской Федерации о строительной деятельности, можно отметить, что единого перечня строений и сооружений , относящихся к вспомогательным , не существует.

В соответствии с п. 6 Разъяснений по применению положений Градостроительного кодекса Российской Федерации в части осуществления государственного строительного надзора и постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, можно сделать вывод о том, что критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке ОСНОВНОГО ЗДАНИЯ, строения или сооружения , по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. К таким сооружениям можно отнести мобильные сборно-разборные и контейнерные здания и склады, гаражи, блокпосты для охраны объектов и другие подобные сооружения .

Далее, если возникла претензия или спор – где вопрос в итоге разрешается? – в суде.
Если суд не имеет прямого указания содержащегося в нормативном акте – чем он руководствуется? Собственным усмотреием, «внутренним убеждением»(это не шутка а цитата из ГПК 😉 )
Но заинтересованные стороны могут опереться на ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА или ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА.
Первое делается по договору с организацией имеющей свидетельство на обследование зданий и сооружений* (с нового года допуск на то же СРО), как правило этого достаточно. Второе собственно то же, но по назначению суда.
В вашем случае когда только предполагается строительство основного дома рациональнее считать «баню» частью объекта незавершенного строительством.

Также утвержденная СНиП 3.01.04-87 форма акта приемки в эксплуатацию объекта завершенного строительства относится к объектам капитального строительства.
На федеральном уровне отсутствуют требования градостроительного законодательства относительно возведения временных объектов, а именно получения разрешения на строительство и акта ввода в эксплуатацию, также на федеральном уровне отсутствуют требования относительно согласования возведения временных объектов с какими-либо государственными органами.
В целях бухгалтерского учета, согласно Постановления Госкомстата РФ от 11.11. 1999 г. = 100, которым утверждены формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительным работам, для учета приемки законченного строительством временного сооружения оформляет ся акт о сдаче в эксплуатацию временного сооружения по форме КС-8.
На местном (муниципальном уровне) есть нормативные акты, регулирующие порядок предоставления земельного участка под возведение временного объекта, и процедура по его согласованию с органами МСУ. Согласно Решения Городского Совета от 09.04.2003 г. = 236 приемка в эксплуатацию временных объектов осуществляется комиссией совместно с представителями Горкомзема.
Однако, несоответствие порядка ввода в эксплуатацию временного объекта установленным местными актами правилам, не может привести к неблагоприятным налоговым и бухгалтерским последствиям, поскольку бухгалтерское и налоговое (в части федеральных налогов) законодательство относится к исключительной компетенции Российской Федерации, и региональные или местные акты не могут устанавливать обязательных требований к порядку принятия к учету тех или иных объектов.
Поскольку временный объект не является объектом недвижимости, на него не могут распространяться правила ст. 222 Гражданского кодекса РФ, регулирующей отношения, возникающие в связи с самовольной постройкой.
Таким образом, правила приобретения права собственности на самовольную постройку, которой может быть только объект недвижимости, не распространяются на временные объекты, также не может быть предъявлен иск о сносе временного объекта. Судебная практика определенно высказывается в пользу того, что временный объект SQRT не является недвижимостью, на него не распространяются нормы ст. 222 Гражданского кодекса РФ о самовольной постройке и в иске о сносе временного объекта отказывают со ссылкой на правовую природу временного объекта.
ВАЖНО ПОМНИТЬ, что хотя, возведение временного объекта на земельном участке, предоставленном в аренду, однако не специально для возведения и эксплуатации объекта временного характера, не расценивается как безусловное основание к требованию демонтажа данного объекта, тем не менее в практике встречаются случаи такого разрешения вопроса. При этом основным критерием здесь называют нарушение целевого использования земельного участка.
Ответственность за возведение временного объекта без соответствующих на то разрешений и нарушение установленного порядка ввода в эксплуатацию на федеральном уровне отсутствует, с нашей точки зрения, по причине отсутствия установленного на федеральном уровне порядка ввода таких объектов в эксплуатацию.
Однако, на региональном уровне, в соответствии с п.2. ст. 5.2. Закона НСО +Об административных правонарушениях в НСО= от 14.06.2005 г. = 297-ОЗ, предусмотрена административная ответственность за самовольное размещение павильонов, киосков, ограждений и иных временных сооружений, открытых стоянок автомобильного транспорта на территориях общего пользования без соответствующих разрешений , что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
Дача превращается. в постоянное место жительства
Прописка на даче с недавнего времени законом разрешена, но лишь при соблюдении целого ряда условий. Автор статьи приводит алгоритм действий, позволяющий осуществить регистрацию в садовом доме.

Об истории правовой реформы

С 14 апреля 2008 г. Конституционный суд РФ разрешил регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов. Но этому решению предшествовала правовая реформа, длившаяся не один год.
В марте 2005 г. вступил в силу Жилищный кодекс Российской Федерации, который конкретизировал конституционно-правовое понятие «жилищный фонд» (ст. 40 ч. 3 Конституции РФ). Порядок государственного учета жилищного фонда прописан в Постановлении Правительства РФ от 13 октября 1997 г. № 1301. Согласно этому документу учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Если раньше система государственного учета жилищного фонда основывалась на критерии функционального назначения строения, то в настоящее время в качестве основополагающего критерия законодательство называет фактическую пригодность жилого строения для постоянного проживания. Тем самым не исключается возможность отнесения пригодных для проживания жилых строений, расположенных на садовых земельных участках, к индивидуальному жилищному фонду.
Предоставляя собственнику земельного участка право возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам, Гражданский кодекс РФ одновременно обязывает его соблюдать помимо градостроительных и строительных норм и правил требования об использовании земельного участка в соответствии с его целевым назначением (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
Согласно ст. 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к определенным территориальным зонам, в частности жилой зоне и зоне сельскохозяйственного использования.
До недавнего времени существовала серьезная рассогласованность правовых норм конституционного, гражданского, земельного и градостроительного права, а следовательно, неопределенность в правовом регулировании института регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства в садовых домах. Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» № 66-ФЗ (далее — закон о садоводах) во втором абзаце ст. 1 определял садовый земельный участок как участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха — с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений. Именно этот абзац и был отменен Конституционным судом в мае 2008 г. Однако даже судебный прецедент и первые поправки, внесенные в закон о садоводах, пока не являются достаточно эффективными инструментами, позволяющими решить проблему постоянного проживания в садовых домах людям, не имеющим другого жилья.

Это интересно:  Регистрация обособленных подразделений в ифнс

Рассмотрим алгоритм действий для регистрации на даче.
* Во-первых, садовое некоммерческое товарищество (СНТ) или дачное некоммерческое партнерство (ДНП), где построен дом, должны располагаться на землях населенных пунктов (в свидетельство о праве собственности на земельный участок вносится соответствующая запись).
* Во-вторых, необходимо признать строение, сооруженное на участке, жилым, так как прописаться можно не в любом доме, а только в пригодном для проживания. Можно предложить несколько вариантов процедуры: в судебном и в административном порядке. Например, можно обратиться в суд общей юрисдикции по месту нахождения жилого дома с заявлением об установлении юридического факта признания жилого строения пригодным для постоянного проживания. При этом гражданин вправе ходатайствовать в суде о назначении строительной экспертизы, которая позволит установить технически, что дом пригоден для круглогодичного проживания. Только на основании положительного решения суда гражданин имеет право обратиться в органы Федеральной миграционной службы для регистрации постоянно проживающих в данном доме лиц.
* В-третьих, необходимо перевести садовый дом из нежилого фонда в категорию жилого. Садоводы вправе воспользоваться нормами гл. 3 Жилищного кодекса, ст. 22–24 которого устанавливают порядок, условия перевода нежилого помещения в жилое и основания отказа в осуществлении данной процедуры.

Из нежилого в жилое
Жилым помещением признается жилой дом, квартира или комната. Под жилым домом понимается индивидуально определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем. Помещение обязательно должно соответствовать требованиям пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим, экологическим и иным требованиям законодательства. Требования пожарной ¬безопасности определены Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01–03)» № 313, принятым в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.1.2.1002–00) утверждены главным государственным санитарным врачом РФ 15 декабря 2000 г.

Для перевода нежилого помещения в жилое собственник или уполномоченное им лицо (заявитель) представляет в орган, осуществляющий перевод помещений (местная администрация), по месту нахождения переводимого помещения:

* заявление о переводе помещения;
* правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
* план переводимого помещения с его техническим описанием (декларация);
* подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения — в случае если эти мероприятия требуются для обеспечения использования помещения в качестве жилого. Это исчерпывающий перечень документов.

В течение 45 дней должно быть принято решение о переводе либо об отказе. Не позднее чем через три рабочих дня после принятия решения орган, осуществляющий перевод помещений, выдает заявителю соответствующий документ.
Форма документа установлена Правительством Российской Федерации в Постановлении от 10 августа 2005 г. «Об утверждении формы уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в жилое (нежилое) помещение» № 502. О своем решении орган местного самоуправления обязан проинформировать и собственников помещений, примыкающих к переводимому.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАПОЛНЕНИЮ ДЕКЛАРАЦИИ ОБ ОБЪЕКТЕ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

При заполнении декларации об объекте недвижимого имущества (далее – Декларация) необходимо учитывать следующее.
Структурно Декларация поделена на 7 граф.

1. В графе 1 указывается адрес (местоположение) объекта недвижимого имущества, которое декларирует заявитель.
1.1. В качестве субъекта Российской Федерации указывается Свердловская область.
1.2. В графе «Район» указывается либо район, т.е. административно-территориальная единица, включающая в свой состав сельсоветы и городские поселения, либо внутригородской район, т.е. административно-территориальная единица, включающая часть территории города (в городах, имеющих районное деление, например, Октябрьский район в г. Екатеринбурге).
1.3. В графе «Город» указывается только такой городской населенный пункт, который в установленном порядке был отнесен к категории города. При этом город может быть территориально включен в район, а может быть территориально в него не включен.
1.4. В графе «Населенный пункт (село, поселок и т.д.)» не может быть указан город в качестве населенного пункта (в том случае, если населенным пунктом является город, то он указывается в предыдущую графу). Также следует иметь в виду, что, если тот или иной «поселок» включен в городскую черту, то он не является самостоятельным населенным пунктом (например, «поселки» Компрессорный, Птицефабрика, Пионерский в Екатеринбурге), соответственно, в этом случае в предыдущей графе указывается «город Екатеринбург». Однако в том случае, если соответствующий населенный пункт включен в состав городского округа как муниципального образования, то указывается данный населенный пункт (например, поселки Березит, Глубокое, Гора Хрустальная, село Горный Щит включены в состав муниципального образования «город Екатеринбург» в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Устава муниципального образования «город Екатеринбург»).
1.5. В графе «Наименование некоммерческого объединения граждан» указывается полное наименование соответствующего некоммерческого объединения граждан, включая указание на полное обозначение его организационно-правовой формы в соответствии с Гражданским кодексом, Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», Федеральным законом «О некоммерческих организациях», иными законами (например, садоводческое некоммерческое товарищество «Исток»).
1.6. В графе «улица (проспект, переулок и т.д.)» указывается улица, проспект, переулок, тупик, квартал и подобные линейные транспортные и территориальные объекты, на которых расположен декларируемый объект недвижимого имущества.

Кроме того, следует иметь в виду, что наименование города, населенного пункта, некоммерческого объединения граждан, улицы, номера дома, корпуса, строения, квартиры заполняются в случае их наличия.
2. В разделе 2 «Вид (название объекта)» Декларации указан перечень объектов недвижимого имущества, данный перечень является закрытым, внесение иных видов (названий) объектов недвижимого имущества в Декларацию не допускается.
2.1. Отметка в ячейке, соответствующей строке «Жилой дом с правом регистрации проживания, расположенный на дачном земельном участке», ставится в случае, если произведена регистрация граждан по месту жительства по соответствующему адресу. В том случае, если жилое строение расположено на садовом земельном участке, оно может быть обозначено только в качестве жилого строения без права регистрации проживания в нем.
В связи с тем, что некапитальное жилое строение, расположенное на огородном земельном участке, не содержится в форме Декларации, оно в Декларации не указывается.
Также в декларации не указывается жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения, сооружения, расположенные (возведенные) на приусадебном земельном участке, т.е. земельном участке, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»).
2.2. При заполнении графы «Хозяйственное строение или сооружение (строение или сооружение вспомогательного использования)» следует учитывать, что государственной регистрации подлежат только права на недвижимое имущество. Соответственно, права на хозяйственные строения или сооружения (строения или сооружения вспомогательного использования), которые не относятся к числу объектов недвижимого имущества, государственной регистрации не подлежат, ни в общем, ни в «упрощенном» порядке.
При разграничении недвижимого имущества от движимого имущества следует учитывать следующее.
Согласно части 1 статьи 30 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Таким образом, к объектам недвижимого имущества относятся все объекты капитального строительства, том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки могут быть отнесены к недвижимому имуществу только в том случае, если их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба для них.

Можно выделить следующие признаки неразрывной связи с землей:
1) наличие фундамента. При этом само по себе наличие фундамента не свидетельствует о возведении недвижимости — оно является лишь одним из признаков объекта недвижимости, но может применяться лишь в совокупности с другими признаками;
2) материал, из которого изготовлен объект. Если объект является сборным сооружением, сооружением со стенами в виде металлических ребристых листов по металлическому каркасу, если использованные при его строительстве металлические конструкции, вертикальные панели согласно рабочему проекту, чертежам являются сборно-разборными, то суд приходит к выводу, что такие объекты могут без ущерба для объекта в целом быть разобраны и перемещены;
3) невозможность отделения объекта от фундамента без причинения несоразмерного ущерба их назначению.
4) наличие подведенных к объекту коммуникаций.

Статья написана по материалам сайтов: vitatent.ru, www.mostor7.ru, www.ad-m.info.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector