+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Вопрос о лицензировании образовательной деятельности

Методические рекомендации

Общие вопросы лицензирования образовательной деятельности

Ладнушкина Нина Михайловна

кандидат педагогических наук, заместитель директора по науке и доцент кафедры образовательного и информационного права института права и управления ГАОУ ВО МГПУ

Фёклин Сергей Иванович

кандидат юридических наук, доцент, руководитель Юридической клиники (консультации) и доцент кафедры образовательного и информационного права института права и управления ГАОУ ВО МГПУ

Общие положения

Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — по тексту ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, в том числе, только на основании специального разрешения (лицензии) [1] .

Под лицензированием понимается деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования[2].

Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных статьей 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» установлены особенности лицензирования образовательной деятельности в части наличия приложения к лицензии, дополнительных оснований для переоформления лицензии и предоставления временной лицензии.

За получением лицензии на осуществление образовательной деятельности в лицензирующие органы могут обратиться с письменным заявлением следующие соискатели лицензии:

— организации, осуществляющие обучение;

— индивидуальные предприниматели, осуществляющих образовательную деятельность с привлечением работников и (или) иных специалистов.

Не подлежит лицензированию деятельность, не связанная с реализацией образовательных программ (проведение семинаров, конференций, круглых столов и иных подобных мероприятий, присмотр и уход за детьми)[3].

Нормативно-правовое обеспечение процедуры лицензирования образовательной деятельности

1. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ О лицензировании отдельных видов деятельности»;

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

3. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»;

5. Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»;

6. Постановление Правительства России от 16 июля 2012 года № 722 «Об утверждении правил предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов»;

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»;

8. Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1320 «Об утверждении формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности и технических требований к указанным документам»;

9. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 апреля 2014 г. № 536 «Об утверждении формы заявления о предоставлении временной лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также перечня документов, прилагаемых к нему»;

10. Административный регламент предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г. № 244;

11. Административный регламент предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 ноября 2014 г. № 1517.

Полномочия лицензирующих органов

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующими органами:

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования (Рособрнадзор);

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.

Рособрнадзор осуществляет лицензирование образовательной деятельности следующих организаций:

организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;

иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования осуществляет лицензирование образовательной деятельности:

организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования;

индивидуальных предпринимателей , осуществляющих образовательную деятельность с привлечением работников и (или) иных специалистов.

Предоставление лицензии на осуществление образовательной деятельности

Для получения лицензии соискатель подает в лицензирующий орган по установленной форме заявление и необходимые документы.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы соискателем лицензии представляются в лицензирующий орган непосредственно, представителем по доверенности, направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа.

В заявлении указываются сведения, предусмотренные статьей 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Перечень прилагаемых к заявлению документов указан в пункте 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».

При направлении заявления в лицензирующий орган с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», иных федеральных государственных информационных систем, региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а также информационных систем участников межведомственного взаимодействия, документы подписываются (заверяются) и согласуются электронной цифровой подписью лица, имеющего соответствующие полномочия.

Если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением установленных требований и (или) документы представлены не в полном объеме, то в течение 3-х рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения в 30-дневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении. Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа. В случае принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии, она оформляется одновременно с приказом (распоряжением).

Соискателю при положительном решении лицензирующего органа выдается установленного образца лицензия с приложением.

В приложении к лицензии указываются сведения:

о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования;

адреса мест осуществления образовательной деятельности (за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения).

Лицензия на осуществление образовательной деятельности действует бессрочно.

Переоформление лицензии на осуществление образовательной деятельности

Переоформление лицензии осуществляется лицензирующим органом в следующих случаях:

реорганизации юридического лица в форме преобразования;

реорганизации юридических лиц в форме присоединения при наличии лицензии у присоединяемого юридического лица;

реорганизации юридических лиц в форме их слияния при наличии лицензии у одного реорганизованного юридического лица или лицензий у нескольких реорганизованных юридических лиц;

изменения наименования, адреса места нахождения юридического лица (изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность);

изменение адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем;

изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

За предоставление или переоформление лицензирующим органом лицензии (приложения к лицензии), а также выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размере и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах[4].

Лицензионный контроль

При осуществлении лицензированной образовательной деятельности необходимо соблюдать лицензионные требования, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».

Лицензирующим органом проводятся плановые и внеплановые проверки соблюдения лицензионных требований в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является:

истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;

истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;

истечение установленного Правительством Российской Федерации срока со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сферах здравоохранения, образования, в социальной сфере.

Таким образом, первая плановая проверка может быть проведена уже через один год со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии.

Внеплановая выездная проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:

истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом предписания об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;

поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований;

истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с частями 2 и 3 статьи 20 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного исполнения предписания лицензирующего органа;

наличие приказа (распоряжения), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Проведение внеплановых выездных проверок в связи с поступлением в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, может быть проведено лицензирующим органом только после согласования в установленном порядке с органом прокуратуры по месту осуществления лицензируемого вида деятельности. Лицензирующий орган вправе проводить внеплановую выездную проверку по основанию, указанному в пункте 2 части 10 статьи 19 Федерального закона №99-ФЗ, без направления предварительного уведомления лицензиату.

При подготовке проведения внеплановых выездных проверок по всем остальным основаниям требуется уведомление объекта контроля о проведении внеплановой выездной проверки не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

По итогам проверки действие лицензии может быть приостановлено лицензирующим органом в следующих случаях:

привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

[1] Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (статья 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»)

[2] 3 статья 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»

[3] Присмотр и уход за детьми – это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня

[4] Статья 333.33 и статья 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая)

21.11.2015

Работникам системы образования города Москвы

Новый порядок лицензирования образовательной деятельности: вопросы и проблемы

«Советник в сфере образования», 2011, N 3

С 1 января 2011 г. вступил в силу новый порядок лицензирования образовательных учреждений, о котором мы рассказывали в первом номере журнала . Однако на момент выхода настоящего номера появились новые нормативные документы.

См. статью Е.Л. Пантелеевой в журнале «Советник в сфере образования», N 1, 2011.

Нормативно-правовая ситуация

Напомним, что в ноябре прошлого года Федеральным законом от 08.11.2010 N 293-ФЗ (далее — Закон N 293-ФЗ) были внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

Отметим, что ранее Закон об образовании содержал лишь общие положения о лицензировании образовательных учреждений, конкретизация которых осуществлялась Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности». Теперь вопросы лицензирования регламентируются в Законе об образовании более подробно.

Кроме того, в «Российской газете» 6 мая 2011 г. был опубликован Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ). Данным Законом устанавливается единый порядок лицензирования предусмотренных видов деятельности, в том числе:

  • порядок подачи заявления и прилагаемых к нему документов,
  • новый порядок проведения лицензионного контроля.

Закон N 99-ФЗ также формулирует цели и задачи лицензирования на территории Российской Федерации.

Обратите внимание! Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174 утверждено новое Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее — Положение о лицензировании).

Особенности нового порядка лицензирования

Положения ст. 33.1 Закона об образовании, в общем, соответствуют нормам о лицензировании образовательной деятельности, содержащимся в проекте нового закона об образовании. Следовательно, можно предположить, что положения ст. 33.1 будут сохранены и в дальнейшем при изменении законодательства об образовании. Также неизбежно принятие новых подзаконных нормативных актов, соответствующих новому порядку лицензирования образовательной деятельности, в частности нового Положения о лицензировании образовательной деятельности.

Рассмотрим основные особенности действующего с 1 января 2011 г. порядка лицензирования учреждений образовательной сферы.

Лицензирование без лицензии

С 2011 г. лицензирование образовательной деятельности регламентируется также общим законодательством о лицензировании (в настоящее время это Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании), но, как уже отмечалось выше, принят с августа 2011 г. и вступает в силу Закон N 99-ФЗ). В связи с этим приведена в соответствие Закону о лицензировании используемая в Законе об образовании терминология.

Обратите внимание! Теперь лицензиату выдается не сама лицензия, а документ, подтверждающий ее наличие.

Согласно Закону о лицензировании отдельных видов деятельности лицензия — это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на бумажном носителе либо в форме электронного документа.

Кроме того, общее законодательство о лицензировании отдельных видов деятельности распространяется и на порядок выдачи и переоформления лицензии. В частности, несколько изменились требования к заявлению о получении лицензии — теперь в нем не указывается срок действия лицензии, так как новые лицензии будут действовать бессрочно.

Также предусмотрена возможность подачи документов для получения лицензии в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг.

Сроки лицензирования

В новой редакции Закона об образовании более четко прописаны предельные сроки осуществления отдельных этапов получения лицензии.

Так, решение о предоставлении лицензии может быть принято лицензирующим органом в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии или о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, и прилагаемых к этому заявлению документов. Напомним, что ранее в самом Законе сроки выдачи лицензии не содержались.

Это интересно:  Справка на оружие 2019 год

Перечень «отказных» оснований

В ст. 33.1 Закона об образовании установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа лицензирующим органом в рассмотрении представленных документов и сведений по существу:

1) лицензирование образовательной деятельности соискателя лицензии или лицензиата в соответствии с Законом об образовании не отнесено к компетенции лицензирующего органа.

Например, лицензированию подлежит образовательная деятельность по образовательным программам. В ст. 9 Закона об образовании перечислены виды образовательных программ и требования к ним. Соответственно, по-прежнему не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых семинаров и лекций, не составляющих часть (модуль) образовательной программы;

2) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые соискатель лицензии или лицензиат в соответствии с законодательством РФ в области образования не вправе реализовывать;

3) документы, запрошенные лицензирующим органом, не представлены соискателем лицензии или лицензиатом в лицензирующий орган в установленный срок.

Лицензионные требования и условия

В Законе об образовании произошли изменения в лицензионных требованиях и условиях, предъявляемых обладателю лицензии.

В соответствии со ст. 2 Закона о лицензировании лицензионные требования и условия — это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Осуществление лицензируемой деятельности с нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой приостановление действия лицензии в порядке, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях. Если в установленный срок согласно ст. 13 Закона о лицензировании лицензиат не устранил нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии нарушителя.

С 1 января 2011 г. к лицензионным требованиям и условиям в соответствии с п. 5 Положения о лицензировании, как и раньше, относятся:

а) наличие у соискателя лицензии на осуществление образовательной деятельности или лицензиата в собственности или на ином законном основании оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта, условия обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствующих требованиям, установленным законодательством РФ в области образования;

б) наличие у лицензиата учебно-методической документации по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующей требованиям, установленным законодательством РФ в области образования;

в) наличие у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям, установленным законодательством РФ в области образования;

г) наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ в области образования;

д) соблюдение лицензиатом установленных законодательством РФ в области образования требований к организации образовательного процесса.

При этом осуществление лицензиатом образовательной деятельности с нарушением (грубым нарушением) лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ.

Особый интерес вызывает лицензионное требование, указанное в пп. «б» п. 8 Положения о лицензировании, а именно наличие у лицензиата (соискателя лицензии) соответствующих зданий или помещений.

Для проверки соответствия соискателя лицензии в том числе данному требованию согласно ранее действовавшей редакции Закона об образовании создавалась экспертная комиссия, которая проводила проверку соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.

Обратите внимание! Ныне действующая ст. 33.1 Закона об образовании предусматривает, что контроль за ведением образовательной деятельности осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок. При этом проведение обязательной экспертизы при выдаче лицензии не устанавливается.

Интересно, что, если буквально читать норму Положения о лицензировании, лицензионным требованием является сам факт наличия у лицензиата на праве собственности или на ином вещном праве объектов недвижимости как гаранта практической возможности оказания учреждением образовательных услуг по лицензированным программам. При этом из указанных положений не следует обязанность лицензиата осуществлять образовательную деятельность в указанных при получении лицензии зданиях и помещениях. Косвенно данный вывод подтверждается еще и тем, что в отличие от лицензированных образовательных программ перечень мест осуществления образовательной деятельности в ранее выдававшихся лицензиях не содержался.

Теперь (это нововведение, распространяющееся и на вновь получаемые разрешения на образовательную деятельность) в приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии (которое, кстати, является его неотъемлемой частью), указываются в обязательном порядке адреса мест осуществления деятельности. Это означает, что ведение образовательной деятельности по адресам, указанным в приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, становится полноценным лицензионным требованием.

К чему на практике это может привести? Дело в том, что существует особая категория учреждений образования — учреждения дополнительного профессионального образования. Цель их деятельности — повышение квалификации уже получивших профессиональное образование работников. При этом такое повышение квалификации зачастую проводится по так называемым корпоративным заказам работодателей, иногда находящихся в другом регионе, нежели образовательное учреждение, но имеющих при этом собственные оборудованные и отвечающие всем стандартам и требованиям образовательные аудитории. В настоящее время преподаватели таких учреждений дополнительного образования приезжают к клиентам-работодателям, проводят лекции, практические занятия, а потом уезжают. Разумеется, что для такого работодателя гораздо дешевле оплатить расходы на пребывание одного лектора, чем отправлять группу своих сотрудников на обучение в другой город. Вступившая в силу редакция ст. 33.1 Закона об образовании ставит учреждения дополнительного профессионального образования в условия, когда для проведения занятий по лицензированным программам вне места своего нахождения им требуется открывать филиал.

Однако открытие филиалов в условиях единичности заказов из других городов, с одной стороны, и расширение географии оказания услуг многими такими учреждениями, с другой стороны, на практике просто нереально!

Отметим, что данная проблема актуальна и для учреждений высшего профессионального образования, многие из которых сегодня также оказывают услуги по дополнительному профессиональному образованию.

Поправки — на будущее!

Закон N 99-ФЗ вступит в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования (то есть с 03.11.2011), за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

При этом с 1 июля 2011 г. вступают в силу положения, устанавливающие порядок осуществления лицензионного контроля, а с 1 июля 2012 г. — положения об оформлении лицензий в форме электронного документа.

Согласно п. 40 ст. 12 Закона N 99-ФЗ на территории РФ подлежит лицензированию образовательная деятельность, за исключением образовательной деятельности, которая осуществляется негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково» .

Подробнее об особенностях нормативно-правового регулирования и налогообложения участников проекта «Сколково» читайте в статье Н.И. Лейман в журнале «Советник бухгалтера», N 5, 2011.

Отметим, что полученная образовательным учреждением лицензия дает право осуществлять образовательную деятельность на всей территории РФ. Если же соответствующая лицензия выдана лицензирующим органом субъекта РФ, то образовательное учреждение может осуществлять свою деятельность на территории других субъектов, только уведомив об этом лицензирующие органы этих субъектов.

Обратите внимание! Статья 13 Закона N 99-ФЗ устанавливает перечень документов, которые необходимо представить вместе с заявлением для получения лицензии, а именно:

  • нотариально заверенные копии учредительных документов;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • опись документов;
  • копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

При этом перечень документов, представляемых в лицензионные органы государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 N 174, стал существенно короче перечня документов, который предусматривался ранее Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.09.2010 N 749).

Еще одним новшеством, связанным с оформлением лицензий, которое вводит Закон N 99-ФЗ, является возможность ее оформления в электронном виде, а также обмен документами с лицензирующим органом в электронной форме.

Переоформление лицензий

Может возникнуть ситуация, при которой образовательным учреждением была получена лицензия на определенный срок, и срок действия этой лицензии к настоящему моменту не истек. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 08.11.2010 N 293-ФЗ такая лицензия сохраняет свое действие до истечения указанного в ней срока. Учреждение имеет право переоформить ее в пределах срока действия лицензии на бессрочную. Если же срок будет пропущен, организации придется получать новую лицензию.

Отметим, что в соответствии со ст. 18 Закона N 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению в следующих случаях:

  • реорганизация юридического лица в форме преобразования;
  • изменение наименования и адреса места нахождения юридического лица;
  • изменение места жительства, имени, фамилии, отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
  • изменение адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности;
  • изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
  • переоформляются лицензии, предоставленные до вступления в силу Закона N 99-ФЗ на виды деятельности, наименования которых изменены (образовательной деятельности изменения не коснулись);
  • переоформляются лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности;
  • переоформляются ранее выданные срочные лицензии по истечении срока их действия.

Лицензия предоставлена или в ее предоставлении отказано

В срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов (срок принятия решения существенно сокращен по сравнению с ранее действовавшей нормой), лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям. Принятие решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении производится на основании положения ст. 14 Закона N 99-ФЗ.

Если принято положительное решение, лицензирующий орган издает приказ и оформляет лицензию, которая в течение 3 рабочих дней вручается лицензиату или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (после 1 июля 2012 г. может быть направлено в электронном виде).

В случае принятия решения об отказе лицензирующий орган вручает соискателю или направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомления об отказе (после 1 июля 2012 г. может быть направлено в электронном виде). В таком уведомлении должны содержаться причины отказа со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, реквизиты акта проверки соискателя лицензии.

Основаниями для отказа в лицензии учреждению образования могут являться только:

1) наличие в заявлении о предоставлении лицензии или прилагаемых документах недостоверной или искаженной информации;

2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензионным требованиям.

Обратите внимание! Решение лицензирующего органа об отказе в предоставлении лицензии может быть обжаловано в судебном порядке.

Налоговый учет расходов на получение лицензии

До 1 января 2011 г. лицензии на образовательную деятельность выдавались на определенный срок, который соискатель лицензии указывал в заявлении и который не мог превышать 6 лет. Лицензии, выданные после 1 января 2011 г., являются бессрочными, что также закреплено в Законе N 99-ФЗ.

Для оформления лицензии соискатель уплачивает государственную пошлину. В налоговом учете государственная пошлина, взимаемая с соискателя (п. 1 ст. 10 Федерального закона N 99-ФЗ) в соответствии с п. 1 ст. 333.16 Налогового кодекса РФ, отвечает определению сбора. Расходы налогоплательщика в виде сумм налогов и сборов, начисленные в порядке, установленном законодательством РФ, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Следовательно, затраты на оформление лицензии в виде государственной пошлины уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль отчетного периода. При этом датой осуществления расходов при уплате сбора признается дата его начисления (п. 7 ст. 272 НК РФ). Таким образом, если лицензия бессрочная, затраты списываются единовременно, в периоде начисления лицензионного сбора.

Если в предоставлении лицензии было отказано, госпошлина учреждению не возвращается. Во избежание споров с проверяющими органами понесенные затраты на государственную пошлину нельзя отнести к затратам, связанным с производством и реализацией. Кроме того, в налоговом учете данная сумма не будет уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.

Затраты на переоформление лицензии в различных случаях на получение дубликатов лицензий списываются: в бухгалтерском учете — в текущие расходы периода начисления (при методе начисления), в текущие расходы периода оплаты (при кассовом методе); в налоговом учете — единовременно в периоде начисления.

Вопрос о лицензировании образовательной деятельности

Комментарий к статье 91

Лицензирование представляет собой жесткий административный регулятор хозяйственной и иной предпринимательской деятельности.

Лицензия — это, по сути дела, разрешение. Осуществление лицензируемого вида деятельности без этого разрешения является незаконным и влечет юридическую ответственность.

Основным законодательным актом, устанавливающим правовые основы лицензирования, является Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Под лицензированием в нем определяются деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования (ст. 3).

Упомянутый Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» не является единственным актом, устанавливающим порядок осуществления лицензирования. На основании иной правовой основы осуществляется лицензирование двенадцати видов деятельности, к которым отнесены, напр., страховая, клиринговая, космическая и др. (перечислены в п. 2 ст. 1 указанного ФЗ). Пять видов деятельности имеют особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, которые могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими их осуществление (п. 4 ст. 1 указанного ФЗ), и к таким видам относится рассматриваемая нами образовательная деятельность.

Лицензирование образовательной деятельности как частный вид лицензионной деятельности (лицензирования) вообще устанавливает соответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям.

Так, особенности правового регулирования лицензирования образовательной деятельности установлены в п. 1 комментируемой статьи.

Легальное определение лицензирования образовательной деятельности дано в Постановлении Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с Положением о лицензировании образовательной деятельности) (далее — Положение) , где оно определяется как оказание образовательных услуг по реализации установленных 20 образовательных программ, закрепленных в Перечне образовательных услуг по реализации образовательных программ (приложение к указанному Постановлению Правительства РФ).

Российская газета. 15.06.2005. N 126.

Лицензирование образовательной деятельности относится к наиболее действенным правовым средствам обеспечения надлежащего качества образовательного процесса, оно выступает первичной, предваряющей образовательную деятельность правовой гарантией будущего качественного образования, которое отвечает целям и задачам образовательной политики, выраженным в Конституции РФ и в анализируемом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».

Соискатели лицензирования образовательной деятельности указаны в п. 2 комментируемой статьи. Так, лицензированию подлежит деятельность не только государственных и муниципальных образовательных организаций, но также автономных и некоммерческих структур. Кроме того, необходимость получения такого разрешения распространяется и на учреждения, имеющие особый статус, — проводящие обучение в оборонной сфере, в области атомной энергетики, а также научные комплексы.

Следует знать и то, что если у определенного образовательного учреждения (напр., вуза или колледжа) есть филиал, то для него тоже обязательно получение лицензии. При этом неважно, где он территориально расположен — в одном городе с основным учреждением либо в разных.

Получение образовательной лицензии необходимо и для индивидуальных предпринимателей, которые привлекают к работе наемный труд.

Следует понимать, что перечисленные субъекты должны осуществлять реализацию образовательных программ из указанного выше перечня, а если же их деятельность носит образовательный характер, но не совпадает с исчерпывающим установленным перечнем, то получать лицензию не нужно (например, это касается консалтинговой деятельности, проведения разовых лекций и т.п. мероприятий, после которых не осуществляется итоговая аттестация и не выдается документ об образовании). Обосновывается это тем, что лицензированию подлежит только собственно образовательная деятельность .

Образовательной деятельностью считается деятельность, проводимая по установленным образовательным программам (п. 17 ст. 2 комментируемого Закона).

Следует обратить внимание на имеющиеся особенности — не требуется лицензирование образовательной деятельности в следующих ситуациях: 1) если ее осуществляет индивидуальный предприниматель без привлечения педагогических работников (ч. 2 комментируемой статьи; абз. 1 п. 1 Положения) ; 2) если ее ведут частные образовательные организации, находящиеся на территории инновационного центра «Сколково» (п. 40 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», абз. 2 п. 1 Положения).

Это интересно:  6 ндфл строка 070 и строка 140

Не имеет значения, какая образовательная программа будет реализовываться (она должна лишь входить в установленный перечень).

Разрешительная система, к которой относится процедура лицензирования, в широком смысле — это такой правовой режим, при котором органы государства и его должностные лица, применяя юридические запреты, способствуют установлению препятствий для потенциальных и фактических правонарушителей и таким образом укрепляют начала законности в общественной жизни . Сущность ее состоит в предварительном санкционировании возможности для различных субъектов заниматься отдельными видами деятельности, с соблюдением установленных индивидуально определенных условий, и последующим контролем за их фактическим выполнением . Следовательно, данная мера нуждается в предварительном согласии органов власти на осуществление той или иной деятельности частными субъектами.

Терещенко Л.К., Игнатюк Н.А. Предпринимателю о разрешительных процедурах // СПС «КонсультантПлюс». 2005.

Бахрах Д.Н., Кивалов С.В. Таможенное право России. Екатеринбург: Диамант, 1995. С. 120.

В.Д. Сорокиным отмечается, что по содержанию отношения, возникающие в процессе деятельности субъектов разрешительной системы, являются организационными (создающими условия для реализации иных отношений), а также их участниками выступают органы исполнительной власти и невластные субъекты .

Сорокин В.Д. Метод правового регулирования. Теоретические проблемы. М., 1976. С. 117.

Органы, наделенные в данном вопросе компетенцией, указаны в п. 3 комментируемой статьи. Так, лицензионная деятельность в сфере образования на федеральном уровне осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в отношении:

— организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

— федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

— российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;

— иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

Государственная услуга по лицензированию образовательной деятельности предоставляется уполномоченным структурным подразделением Рособрнадзора — Управлением государственных услуг.

На уровне субъектов Федерации правом лицензирования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением перечисленных выше), обладают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (министерства, управления, департаменты образования). Например, в Москве такими полномочиями наделен Департамент образования города Москвы .

Формы документов, используемых в процессе лицензирования (заявления и справки), утверждены Приказом Департамента образования города Москвы от 29 августа 2014 года N 735.

Лицензирование этого вида деятельности на муниципальном уровне законодательством не предусматривается.

Результатом предоставления государственной услуги является:

а) предоставление лицензии;

б) переоформление лицензии и (или) приложения к лицензии;

в) предоставление временной лицензии;

г) предоставление дубликата лицензии и (или) приложения к лицензии, копии лицензии;

д) прекращение действия лицензии;

е) отказ в предоставлении лицензии или в переоформлении лицензии и (или) приложения к лицензии;

ж) предоставление сведений из реестра лицензий;

з) исключение из реестра лицензий (в случае прекращения осуществления образовательной деятельности филиалом образовательной организации).

Лицензирование образовательной деятельности как регламентированная процедура, процесс удостоверения права состоит из определенных последовательных стадий: возбуждение процедуры лицензирования; рассмотрение заявления и других представленных документов; экспертиза документов; принятие решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии; выдача (отказ в выдаче) лицензии; обжалование решения об отказе в выдаче лицензии; контроль за соблюдением лицензионных требований; переоформление лицензии; приостановление или возобновление действия лицензии; аннулирование лицензии.

Пакет документов и заявление должны подаваться соискателем в тот орган, который соответствует ситуации и местонахождению соискателя на получение лицензии .

Оформляется в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». В случае если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением требований, установленных ч. 1 ст. 13, и (или) документы, указанные в ч. 3 ст. 13, представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Например, если соискатель на получение образовательной лицензии — индивидуальный предприниматель, то для него лицензирующим органом будет орган исполнительной власти субъекта РФ, а если соискатель — организация, осуществляющая образовательную деятельность по программам высшего образования, — то Рособрнадзор.

При этом имеются особенности:

— в соответствии с п. 13 комментируемой статьи лицензирование образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, осуществляется по представлениям соответствующих религиозных организаций (в случае, если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций);

— п. 14 комментируемой статьи устанавливает норму, по которой Министерство иностранных дел Российской Федерации осуществляет сбор и передачу в лицензирующий орган заявлений загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации как соискателей лицензии или лицензиатов о предоставлении или переоформлении лицензий и прилагаемых к таким заявлениям документов.

Перечень необходимых документов, чтобы пакет документов считался полным, установлен в п. 10 Положения и включает:

а) копии учредительных документов юридического лица;

б) реквизиты документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта) в каждом из мест осуществления образовательной деятельности, а также копии правоустанавливающих документов в случае, если права на указанные здания, строения, сооружения, помещения и территории и сделки с ними не подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) подписанная руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам;

г) копии документов, подтверждающих наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся, а для образовательной организации — сведения о наличии помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников;

д) копии разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ;

е) реквизиты выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности;

ж) реквизиты заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (в случае, если соискателем лицензии является образовательная организация);

з) подписанная руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справка о наличии у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

и) подписанная руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справка о наличии условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды при наличии образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

к) реквизиты выданной в установленном порядке лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по образовательным программам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну (при наличии образовательных программ);

л) копия договора, заключенного соискателем лицензии в соответствии с ч. 5 ст. 82 комментируемого Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», подтверждающего наличие условий для реализации практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования и фармацевтического образования (при наличии образовательных программ);

м) сведения о гражданах, являющихся учредителями организаций, планирующих осуществлять образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения для работы в качестве частных детективов, частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций, а также гражданах, являющихся учредителями (участниками) организаций, выступающих в качестве учредителей организаций, планирующих осуществлять образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения для работы в качестве частных детективов, частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций, подтверждающие их соответствие требованиям, предусмотренным ст. 15.2 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

н) реквизиты выданного в установленном порядке Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям (при наличии образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств);

о) копии программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (при наличии образовательных программ);

п) копия решения Министерства иностранных дел Российской Федерации о создании специализированного структурного образовательного подразделения загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации, осуществляющего образовательную деятельность (в случае, если в качестве соискателя лицензии выступает загранучреждение Министерства иностранных дел Российской Федерации);

р) представление религиозных организаций — учредителей образовательных организаций (в случае, если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, — представление соответствующих централизованных религиозных организаций) сведений о квалификации педагогических работников духовных образовательных организаций, имеющих богословские степени и богословские звания (в случае, если в качестве соискателя лицензии выступает духовная образовательная организация), а также копии документов, подтверждающих размещение духовной образовательной организации в помещениях, находящихся на праве собственности или ином законном основании у ее учредителя, для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам (при наличии таких помещений);

с) копия положения о филиале (в случае, если соискатель лицензии намерен осуществлять образовательную деятельность в филиале);

т) копия положения о структурном подразделении (в случае, если в качестве соискателя лицензии выступает организация, осуществляющая обучение, структурное подразделение которой осуществляет реализацию образовательных программ);

у) опись прилагаемых документов.

То есть полный список необходимых документов зависит от выбранной образовательной программы и типа учреждения.

Копии запрашиваемых документов должны быть должным образом заверены (либо для сравнения предъявляется оригинал).

Объектом лицензирования выступают отношения, которые возникают между Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (либо уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) и юридическими лицами (или индивидуальными предпринимателями) в связи с осуществлением образовательной деятельности.

Сложность получения лицензии проявляется в необходимости соблюдения многочисленных требований (закреплены в п. 4 Положения), которые можно подразделить на несколько групп, по объединяющим критериям:

В дополнение к документальной составляющей: перечисленному выше необходимому пакету документов к заявлению.

— наличие на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, в том числе специально оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, объектов физической культуры и спорта, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам (пп. «а» п. 4 Положения);

— существование образовательных программ, которые разработаны и утверждены организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии со ст. 12 комментируемого Федерального закона. Разработка программ должна проходить именно для соискателя лицензии. Свое согласие с программой подтверждает руководитель организации — утверждает и подписывает ее. Некоторые направления образовательной деятельности дополнительно нуждаются в согласовании, так, напр., религиозные, медицинские (пп. «г» п. 4 Положения);

— соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям: заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и другого имущества, которое предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, согласно п. 2 ст. 40 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (пп. «д» п. 4 Положения) ;

— заключение о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (если соискателем является образовательная организация) (пп. «ж» п. 10 Положения) ;

О соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности дается заключение, которое выдает орган государственного пожарного надзора. Так, Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений утверждены Приказом Гособразования СССР от 04.07.1989 N 541.

— соответствующее кадровое обеспечение. Работники учебного заведения или индивидуального предпринимателя должен иметь профильное образование. Это, а также их квалификация, стаж и опыт подкрепляются документами (пп. «ж» п. 4 Положения);

— достаточная материально-техническая составляющая (напр., библиотека, наличие медицинского кабинета, административно-хозяйственной части и т.п.). Оформляются они согласно требованиям охраны труда и техники безопасности (пп. «б», «в» п. 4 Положения).

Пункты 12 и 15 комментируемой статьи определяют необходимость учитывать особенности:

1) при подтверждении законных оснований пользования духовными образовательными организациями помещениями, в которых осуществляется образовательная деятельность, учитываются помещения, находящиеся на праве собственности или ином законном основании у такой организации и ее учредителя.

При подтверждении соответствия образовательного ценза педагогических работников духовной образовательной организации требованиям учитываются богословские степени и богословские звания, присужденные (присвоенные) и (или) признанные (подтвержденные) в порядке, установленном соответствующей централизованной религиозной организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации в установленном порядке (п. 12 Положения);

2) к дипломатическим представительствам и консульским учреждениям Российской Федерации, представительствам Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях не предъявляются требования, установленные пп. «а», «д», «е» п. 4 и пп. «а», «ж», «з» п. 6 Положения.

Загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации обеспечивают необходимые для осуществления образовательной деятельности условия по реализуемым и (или) заявленным к лицензированию образовательным программам в соответствии со ст. 88 анализируемого Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (п. 8 Положения).

По норме комментируемой статьи (п. п. 15, 16) некоторые направления образовательной деятельности дополнительно нуждаются в согласовании и к ним устанавливаются повышенные требования. Это относится к реализации:

— образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Необходимо наличие условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их местонахождения образовательных программ в полном объеме, в соответствии со ст. 16 анализируемого Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (пп. «а» п. 5 Положения);

— профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, предусматривающих в период их освоения доведение до обучающихся сведений, составляющих государственную тайну, и (или) использование в учебных целях секретных образцов вооружения, военной и специальной техники, их комплектующих изделий, специальных материалов и веществ.

Должен быть документ, подтверждающий допуск организации, осуществляющей образовательную деятельность, к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с ч. 4 ст. 81 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также в соответствии со ст. 27 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» для профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, предусматривающих в период их освоения доведение до обучающихся сведений, составляющих государственную тайну, и (или) использование в учебных целях секретных образцов вооружения, военной и специальной техники, их комплектующих изделий, специальных материалов и веществ (пп. «б» п. 5 Положения);

— образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования.

Необходимо наличие условий для практической подготовки обучающихся, обеспечивающейся путем их участия в осуществлении медицинской деятельности или фармацевтической деятельности, в соответствии с ч. 4 ст. 82 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (пп. «в» п. 5 Положения);

— для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения для работы в качестве частных детективов, частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций.

Требуется соответствие требованиям ст. 15 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения для работы в качестве частных детективов, частных охранников и дополнительным профессиональным программам руководителей частных охранных организаций (пп. «г» п. 5 Положения);

— образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств.

Обязательно наличие согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также ее заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям (пп. «д» п. 5 Положения).

При рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в заявлении и прилагаемых документах, представленных соискателем лицензии, возможности выполнения ими лицензионных требований и условий, а затем принимает решение о предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня приема заявления (п. 1 ст. 14 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Срок принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении исчисляется со дня поступления в лицензирующий орган надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов. В случае непредставления соискателем лицензии в тридцатидневный срок надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и (или) в полном объеме прилагаемых к нему документов ранее представленное заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы подлежат возврату соискателю лицензии.

Это интересно:  Работа по договору гпх

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы принимаются лицензирующим органом по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов в день приема вручается соискателю лицензии или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (п. 7 ст. 13 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

В течение трех рабочих дней со дня представления надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов или в случае их несоответствия о возврате этого заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата.

В отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии в случаях, предусмотренных ст. ст. 13 и 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирующим органом проводятся внеплановые проверки без согласования в установленном порядке с органом прокуратуры.

Заявителями на предоставление государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности являются организации, осуществляющие образовательную деятельность, указанные в п. 7 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а заявителем по вопросу предоставления лицензии выступает соискатель лицензии.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью, которое должно содержать определенные в п. 4 комментируемой статьи сведения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала.

Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Так, формы заявления о предоставлении (переоформлении) лицензии и справки о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам в настоящее время установлены Приказом Минобрнауки России от 11.12.2012 N 1032 «Об утверждении форм заявлений о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности, о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности и справки о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по заявленным для лицензирования образовательным программам».

В течение 20 календарных дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов или со дня приема надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, которые представлены соискателем лицензии на основании уведомления, в соответствии с распорядительным актом лицензионного органа о проведении документарной проверки осуществляется проверка полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений и в соответствии с распорядительным актом лицензионного органа о проведении внеплановой выездной проверки в отношении соискателя лицензии осуществляется проверка соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям. По результатам проведенных проверок составляются акты проверок.

Специалист, ответственный за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, на основании актов проверок в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня окончания проведения проверок, готовит проект распорядительного акта о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии и направляет на подпись руководителю (заместителю руководителя) лицензионного органа.

В случае принятия решения об отказе в предоставлении лицензии соискателю лицензии в течение 3 рабочих дней со дня принятия этого решения вручается или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении уведомления об отказе в предоставлении лицензии с мотивированным обоснованием причин отказа и со ссылкой на конкретные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся основанием такого отказа, или, если причиной отказа является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям, реквизиты акта проверки соискателя лицензии.

Пункт 12 комментируемой статьи содержит исчерпывающий перечень ситуаций , когда лицензирующий орган принимает решение о возврате соискателю лицензии или лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата. Это происходит в одной из следующих ситуаций:

Наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями.

1) лицензирование образовательной деятельности соискателя лицензии или лицензиата не отнесено к компетенции лицензирующего органа;

2) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые соискатель лицензии или лицензиат в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе реализовывать;

3) наличие у лицензиата неисполненного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.

В случае если заявление о предоставлении (переоформлении) лицензии оформлено с нарушением требований и (или) документы представлены не в полном объеме, лицензирующий орган вручает соискателю лицензии или лицензиату уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

В течение 3 рабочих дней со дня представления надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении (переоформлении) лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, которые представлены соискателем лицензии или лицензиатом, принимается решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов.

В случае, когда соискателем лицензии или лицензиатом не представлены в лицензирующий орган надлежащим образом оформленные заявление о предоставлении (переоформлении) лицензии и (или) прилагаемые к нему документы, а также недостающие документы в тридцатидневный срок со дня получения уведомления лицензирующего органа о необходимости устранения выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, принимается решение о возврате этого заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата.

Лицензия может оформляться бессрочно или временно — временная лицензия (п. 8 комментируемой статьи). В первом случае срок ее действия не ограничен временным отрезком, во втором составляет один год.

Заявителем по вопросу предоставления временной лицензии является организация, возникшая в результате реорганизации лицензиата в форме разделения или выделения.

Сроки предоставления заявления о предоставлении временной лицензии и пакета необходимых документов в соответствующий лицензирующий орган установлены в п. 9 комментируемой статьи и составляют не более 15 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Принятие решения о предоставлении или об отказе в предоставлении временной лицензии осуществляется в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня приема заявления соискателя лицензии о предоставлении временной лицензии и прилагаемых к нему документов (п. 10 комментируемой статьи).

В п. 11 закреплена норма, по которой форма заявления о предоставлении временной лицензии, а также перечень и формы документов, прилагаемых к нему, устанавливаются Рособрнадзором.

Принятие решения о переоформлении лицензии и (или) приложения к лицензии в иных случаях осуществляется в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня приема заявления о переоформлении лицензии и (или) приложения к лицензии и прилагаемых к нему документов, при условии, что заявление о переоформлении лицензии и (или) приложения к лицензии оформлено в соответствии с требованиями, установленными ст. 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», и прилагаемые к нему документы представлены в полном объеме.

В случае если заявление о переоформлении лицензии и (или) прилагаемые к нему документы оформлены с нарушением требований и представлены не в полном объеме, срок принятия решения о переоформлении лицензии или об отказе в ее переоформлении исчисляется со дня поступления в лицензионный орган надлежащим образом оформленных заявления о переоформлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документов (процедура одинакова с описанной ранее такой же ситуацией в случае оформления лицензии).

Заявителем по вопросу переоформления лицензии и (или) приложения к лицензии, предоставления дубликата лицензии выступает лицензиат .

Требования, которые предъявляются к лицензиату, закреплены в п. п. 6, 7 Положения.

Федеральный лицензирующий орган ведет на электронных носителях сводный реестр лицензий, включающий сведения о лицензиях, выданных лицензирующими органами субъектов РФ. Лицензирующие органы субъектов РФ не позднее 10 календарных дней после принятия решения, являющегося основанием для внесения сведений в реестр лицензий, представляют соответствующие сведения в федеральный лицензирующий орган путем внесения этих сведений в сводный реестр лицензий. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой и доступной для ознакомления с ней заинтересованных лиц и подлежит обязательному размещению на официальных сайтах лицензирующих органов в сети Интернет, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной, служебной или иной тайны такой доступ должен быть ограничен в соответствии с законодательством РФ.

Авторы — Козырин А.Н., профессор, доктор юридических наук, директор Института публично-правовых исследований; Трошкина Т.Н., доцент, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономика»; Ялбулганов А.А., профессор, доктор юридических наук, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономика».

Комментарий по состоянию на 01.08.2016

Вопросы и ответы по образовательным лицензиям

Вопрос

Возможно ли получить образовательную лицензию на ООО и АО?

Ответ

Возможно. Статья 31 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривает осуществление образовательной деятельности ООО и АО по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам. Здесь следует иметь в виду, что, поскольку ООО, АО не являются образовательными учреждениями, образовательную деятельность в таких организациях нужно осуществлять в рамках специализированного структурного подразделения.

Вопрос

Возможно ли индивидуальному предпринимателю получить образовательную лицензию?

Ответ

Да, возможно. ИП имеет право заниматься образовательной деятельностью, а, следовательно, и получать соответствующую лицензию. В соответствии с ч. 3 ст. 32 Федерального закона № 273-ФЗ индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения, то есть имеют право лицензировать образовательную деятельность по направлениям дошкольного образования, дополнительного образования детей и взрослых, а также профессионального обучения.

Как следует из данной нормы, деятельность ИП не должна охватывать основные и дополнительные профессиональные программы (дополнительное профессиональное обучение).

Согласно ч. 2 ст. 91 Федерального закона № 273-ФЗ не подлежат обязательному лицензированию индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность непосредственно, то есть без привлечения педагогических работников.

При лицензировании образовательной деятельности, согласно п. 10 Положение от 28 октября 2013 г. № 966 “О лицензировании образовательной деятельности”, ИП предоставляет в лицензирующий орган тот же комплект документов, что и юридическое лицо. Справка об отсутствии судимости и сведения об образовании и квалификации не требуются.

Вопрос

Какие требования предъявляются к организации при лицензировании дополнительного профессионального образования?

Ответ

Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 “О лицензировании образовательной деятельности” предъявляет следующие лицензионные требования к соискателям образовательной лицензии дополнительного профессионального образования:

а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений или территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности;

б) наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности;

в) наличие условий для питания охраны здоровья обучающихся;

г) наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ;

д) наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества;

ж) наличие заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности.

В этом перечне приведены общие требования к соискателям образовательной лицензии дополнительного профессионального образования. В зависимости от направления образования и организационно-правовой формы, требования могут изменяться или дополняться.

Вопрос

На какой срок выдается образовательная лицензия?

Ответ

В соответствии с п. 4 ст. 9 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ образовательная лицензия действует бессрочно.

Вопрос

В течении какого времени выдается образовательная лицензия?

Ответ

Согласно п. 1 ст. 14 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении. Таким образом, срок с момента подачи документов до выдачи лицензии на руки составляет около двух месяцев.

Вопрос

В каких случаях требуются заключения СЭЗ и ГПН?

Ответ

Положение от 28 октября 2013 г. № 966 “О лицензировании образовательной деятельности” в пп. е п. 10 предъявляет требования к предоставлению реквизитов выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения, при этом не ссылаясь и не указывая на какие-либо исключения. Поэтому, исходя из содержания данной нормы и накопленного опыта, можем сделать вывод, что санитарно-эпидемиологическое заключение требуется во всех случаях лицензирования образовательной деятельности.

Иначе дело обстоит с заключением ГПН (государственного пожарного надзора). Согласно п. 10 Положения от 28 октября 2013 г. № 966 “О лицензировании образовательной деятельности” реквизиты заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности требуются в случае, если соискателем лицензии является образовательная организация. Из определения ФЗ № 273-ФЗ следует, что образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Под это определение не подпадают иные некоммерческие организации (союзы, ассоциации, фонды и т. д.) и все хозяйственные общества (ООО и АО), поэтому для данных организация заключение ГПН не требуется.

Вопрос

В каком порядке можно осуществлять образовательную деятельность без получения образовательной лицензии?

Ответ

Направления образования, подлежащие лицензированию, определены перечнем образовательных услуг по реализации образовательных программ (Приложение Положения от 28 октября 2013 г. № 966 “О лицензировании образовательной деятельности”), включающим в себя основные образовательные программы и дополнительные образовательные программы, в том числе дополнительные профессиональные программы повышения квалификации.

В данном перечне отсутствуют образовательные услуги по проведению лекций, семинаров и тренингов. В случае, если продолжительность данных мероприятий составляет менее 16 часов и условиями не предусмотрена итоговая аттестация обучающихся, а также выдача документа о квалификации, то такие мероприятия лицензированию не подлежат.

Поэтому при правильной организации образовательных процессов в виде лекций, семинаров и тренингов образовательная лицензия не требуется.

Вопрос

Какой уровень образования должен быть у педагогических работников дополнительного образования?

Ответ

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не предъявляет требований к определенному уровню и направлению образования педагогических работников дополнительного образования. Между тем, такие требования предъявляются в случае, если программа дополнительного образования составлена с учетом государственного образовательного стандарта (например, в области медицины, фармацевтики).

В иных случаях требования к педагогическим работникам определяются самой образовательной программой, даже если она составлена и утверждена непосредственно организацией.

Вопрос

Какой пакет документов подается в лицензирующий орган при оформлении образовательной лицензии?

Ответ

Исчерпывающий перечень документов и сведений, подаваемых в лицензирующий орган, приведен в п. 10 Положения от 28 октября 2013 г. № 966 “О лицензировании образовательной деятельности”.

Ниже приведем общий перечень документов и сведений, необходимых при лицензировании дополнительного образования:

б) копии учредительных документов;

в) реквизиты документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений (свидетельство о праве собственности или договор аренды);

г) подписанная руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности;

д) копии документов, подтверждающих наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся, а для образовательной организации — сведения о наличии помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников;

е) копии разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ;

ж) реквизиты выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения;

з) реквизиты заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (в случае, если соискателем лицензии является образовательная организация);

и) копия положения о структурном подразделении.

Вопрос

Нужно ли при лицензировании образовательной деятельности предоставлять в лицензирующий орган сведения о квалификации и образовании педагогических работниках?

Ответ

Нет, такое требование Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Положение от 28 октября 2013 г. № 966 “О лицензировании образовательной деятельности” не предъявляют. Поэтому при лицензировании сведения о педагогических работниках в лицензирующий орган не подаются.

Между тем, Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предписывает педагогическим работникам иметь соответствующую квалификацию, поэтому после получения лицензии необходимо позаботиться о том, чтобы педагогические работники имели соответствующий уровень образования, а также не имели судимости.

Статья написана по материалам сайтов: wiseeconomist.ru, www.lexed.ru, www.pomogaemfirmam.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector