+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Виды республик и их характеристика

Республика (от лат. res publika — букв.: дело общественное) — форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются непосредственно народом, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентом).

Республики, как и монархии, существуют с древнейших времен. Известны различные классификации республик. Главный критерий различия — кому, каким социальным слоям и политическим силам выборы обеспечивают власть.

Различают республики аристократические (боярские, как было на Руси), в основе которых — сословный ценз, происхождение, «родовитость»; демократические, основанные на принципе гражданства, бессословности. Платон в сочинении «Государство» выделял тимократическую республику, основанную на принципе высокого имущественного ценза (так было в Афинах до конституции Солона), называя тимократию «худшей формой правления, господством корысти».

Современное государствоведение различает следующие виды республиканской формы правления: а) парламентскую, б) президентскую и в)смешанную парламентско-президентскую. Главный признак подобного деления — кто же реально влияет на исполнительную власть. Исполнительная власть концентрирует фактическую мощь страны, ибо осуществляет всю организационную повседневную работу по управлению различными процессами жизнедеятельности общества, наведению и поддержанию порядка. Она осуществляется непрерывно, опирается на конкретные территорию, контингенты людей, информационные, финансовые и иные ресурсы, использует не только организационно-правовые, административно-политические методы воздействия, но имеет право на легитимное принуждение.

Именно в силу огромного влияния на жизнь общества, исполнительная власть во всех формах республик имеет статус подзаконной, т. е. действует на основе и в рамках законов, принимаемых представительной властью. Она выступает как вторичная власть, что означает:
а) правительство в своем составе (кабинет министров, Совет Министров или по-другому названный руководящий орган исполнительной власти), структура и полномочия органов исполнительной власти определяются либо главой государства — президентом, монархом, либо парламентом, либо при их совместном участии;
б) правительство периодически отчитывается и несет политическую ответственность либо перед главой государства, либо перед парламентом, либо имеет «двойную ответственность» и может быть отставлено соответствующим институтом власти.

Парламентская республика предусматривает приоритетную роль парламента с конституционно-правовой точки зрения. Парламент формирует правительство и в любой момент может отозвать его вотумом недоверия. Доверие парламента — обязательная предпосылка для деятельности правительства. Политическая ответственность правительства осуществляется только перед парламентом. Глава правительства назначается парламентом; как правило, это лидер победившей на парламентских выборах и ставшей правящей партии. Правительство формируется на основе соглашений парламентских политических фракций; в результате оно контролируется не только и не столько парламентом, сколько политическими партиями.

Президент в парламентской республике — «слабый» президент, т. е. он избирается парламентом, а не всенародно. Можно признать, что президент в такой ситуации как бы воспринимает функции монарха в парламентской монархии: царствует, но не правит. Парламент является единственным органом, непосредственно легитимированным народом.

Президентская республика возникла в США на основе учета опыта британского парламентаризма и была законодательно закреплена в Конституции 1787 г. Широкое распространение такая форма республики получила затем в Латинской Америке (Бразилии, Мексике, Уругвае и в других странах).

Отличительные признаки президентской республики:
• президент и парламент в равной степени легитимированы народом. Президент «сильный», он избран народом и потому может апеллировать к нему в случае конфликта с парламентом;
• президент одновременно является главой государства и главой правительства, отсутствует дуализм исполнительной власти;
• президент нуждается в согласии парламента на формирование правительства, но в выборе своей «команды» он свободен и независим от политической поддержки парламента, не руководствуется принципом партийной принадлежности при подборе министров;
• парламент не может сместить правительство с помощью вотума недоверия;
• чтобы не допустить излишней концентрации власти у президента, конституцией предусматривается «механизм сдержек и противовесов» его власти: президент не вправе распустить парламент, а парламент может инициировать импичмент (отстранение от должности) президента.

К концу XX в. в мире насчитывалось около 70 президентских государств.

Внимание! Информация, размещенная на ресурсе, является действительной на дату опубликования. Рекомендуем Вам уточнять полученные данные в связи с изменениями, происходящими в законодательстве РФ.

Виды республик и их характеристика

Конспект лекции: Республика: понятие, признаки, виды

Форма государственного правления (ФГП) – элемент формы государства, представляющий собой организацию высших органов государственной власти, их структуру, порядок образования, распределение компетенции между ними и взаимоотношения с населением.

Республика — такая ФГП, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Признаки республики:

  • 1. Существование единоличного и коллегиального главы государства;
  • 2. Выборность главы государства и других верховных органов на определенный срок;
  • 3. Осуществление государственной власти по поручению народа;
  • 4. Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  • 5. Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
  • 6. Защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

Виды республики:

  • — парламентская — такая ФГП, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту (Греция, Италия);
  • — президентская — такая ФГП, при которой главой государства и правительства является президент (США);
  • — смешанная — такая ФГП, при которой существует баланс полномочий между президентом и парламентом (РФ).

Признаки парламентской республики:

  • 1. Правительство формируется парламентом том из числа депутатов тех партий, которые располагают большинством голосов в парламенте;
  • 2. Глава государства избирается парламентом;
  • 3. Глава государства обладает широкими полномочиями;
  • 4. Глава правительства назначается президентом;
  • 5. Правительство ответственно перед парламентом.

Признаки президентской республики:

  • 1. Президент – глава государства и правительства;
  • 2. Президент обладает широкими полномочиями;
  • 3. Президент назначает членов правительства;
  • 4. Правительство ответственно перед президентом;
  • 5. Президент обладает правом вето на законы парламента и может самостоятельно издавать нормативные акты;
  • 6. Президент может распустить парламент.

Признаки смешанной республики:

  • 1. Есть сильный парламент и президентская власть;
  • 2. Есть премьер-министр, наделенный широкими полномочиями;
  • 3. Президент не является главой государства;
  • 4. Правительство формируют президент и парламент;
  • 5. Правительство ответственно перед президентом и парламентом.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

Виды Республик

Парла ́ ментская респу ́ блика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента . В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом . Не путать с (парламента ́ рной) монархией.

При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий , обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку , либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов . Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой ( Италия , Турция , Германия , Греция , Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию .

Полномочия парламента

В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства , определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней, внешней, а также оборонной политики государства.

Глава государства

Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления . Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии , где президент избирается населением сроком на 6 лет.

При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Общие направления деятельности , которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.

Это интересно:  Работа в фсб после службы в армии

Тем не менее, глава государства при такой форме правления обладает определенными серьезными полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты,награждает, имеет право роспуска парламента, формально назначает главу правительства (только главу партии или блока партий победившей на выборах), является главнокомандующим вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых.

Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти , то есть правительства. Премьерминистр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Как уже замечено выше, важной особенностью парламентской республики является то, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.

Отличительные черты президентской республики

  • внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Беларусь , либо коллегией выборщиков — США ),
  • внепарламентский метод формирования правительства , то есть его формирует президент. Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьерминистра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку,
  • в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой (является главой исполнительной власти , утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента ).

Президентские республики

К президентским республикам относят США, большинство республик Латинско й Америки и Африки .

Классической президентской республикой являются Соединённые Штаты Америки . В основе Конституции США лежит принцип разделения властей . Согласно данной конституции, законодательная власть принадлежит Конгрессу , исполнительная — президенту, судебная — Верховному Суду. Президент, избираемый коллегией выборщиков , формирует правительство из лиц, принадлежащих к его партии.

Президентские республики распространены в странах Латинской Америки . Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки . Правда, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки, и, в частности, латиноамериканские президентские республики неоднократно характеризовались исследователями как суперпрезидентские .

Суперпрезидентская республика (в некоторых источниках сверхпрезидентская) — форма государственного управления, при которой принцип разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно у президента и подконтрольных ему административных институций. Является одной из форм авторитаризма .

Зачастую президент в суперпрезидентской республике возглавляет одновременно и правительство, будучи при этом лидером правящей партии (которая при этом может быть единственной или пользоваться значительными внеконституционными преимуществами перед другими партиями). При этом в суперпрезидентской республике предусматриваемый национальной конституцией «диапазон возможного использования президентом его чрезвычайных полномочий более обширен, чем в обычной президентской республике»: конституционные полномочия президента предусматривают издание указов, имеющих силу закона, возможность распускать парламент своим решением, смещать министров и руководителей административно- территориальных образований и т. д. Установление в стране суперпрезидентской республики может приводить к замене периодического избрания нового главы государства установлением режима «пожизненного президентства» (референдумом или голосованием полностью контролируемого президентом парламента) и/или фактическим назначением нового президента решением предыдущего, с последующим формальным утверждением этого решения на выборах.

Виды суперпрезидентской республики

  1. президентско-монократическая республика — форма правления, при которой президенты возглавляют единственную разрешённую партию, являющуюся носительницей официально провозглашённой обязательной идеологии;
  2. президентско-милитарная республика — форма правления, устанавливающаяся в результате военного переворота с провозглашением его руководителя главой страны;
  3. президентская республика в странах с социалистической идеологией (Ангола, Бенин, Конго, Мозамбик), где президент избирается высшим органом единственной в стране правящей партии, — дополняя В. Е. Чиркина, казанский политолог О. И. Зазнаев предлагает называть этот вид президентско-партократической республикой.
Это интересно:  Можно ли вернуть банковскую гарантию

Страны с суперпрезидентским режимом

О суперпрезидентской республике принято говорить применительно к странам Латинской Америки, особенно в XIX веке, а также ряду стран Африки и постсоветского пространства Беларусь, Туркменистан и др. Так, суперпрезидентской страной называл Казахстан сопредседатель оппозиционной партии Алтынбек Сарсенбаев . Представление о современной России как о суперпрезидентском режиме развивается, например, в работах американского политолога Стивена Фиша; по мнению Фиша, в России имеет место «раздутая и сверхмощная исполнительная власть, не уравновешиваемая ни законодательной, ни судебной и не подотчётная им», и именно это «подорвало легитимность постсоветского режима и, возможно, даже самой демократии; остановило развитие негосударственных политических организаций; воспрепятствовало формированию эффективного государства; помешало появлению ответственного правительства

Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой ) — форма государственного правления , находящаяся между президентской и парламентарной республиками .

Характеристика смешанной республиканской формы правления

Понятие, виды республики и их характеристика

Республика (понятие в переводе с латинского «res publica» означает государственное, общественное дело) представляет собой форму правления, в которой должность главы государства считается выборной и сменяемой, а его власть характеризуется как производная от воли избирателей либо представительного органа.

В зависимости от природы субъекта, формирующего правительство, его подотчетности и подконтрольности данному субъекту, республики делят на три вида:

В президентских республиках (Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, США и т.д.) именно президент выполняет вышеуказанную роль. В парламентских республиках (Италия, Германия, Индия и т.д.) эту роль исполняет парламент, а в смешанных республиках (Франция, Финляндия, Австрия и т.д.) – совместно парламент и президент.

В президентской республике выбор президента осуществляется непосредственно народом независимо от парламента. Президент одновременно выступает и главой государства, и руководителем правительства. Он самостоятельно назначает правительство и руководит его работой.

Парламент в президентской республике не имеет права на вынесение вотума недоверия правительству, но и президент не вправе распустить парламент. Однако парламент обладает возможностью ограничения действий президента и правительства при помощи законодательства, а также через принятие и утверждение бюджета.

В ряде ситуаций в президентской республике парламент может отстранить от должности президента (например, при нарушении им положений Конституции). В свою очередь, президент имеет право отлагательного вето на решения законодательного (представительного) органа республики.

В условиях парламентской республики правительство создается законодательным органом и несет ответственность перед ним. Парламент вправе посредством голосования выразить вотум доверия или недоверия правительству в целом, главе правительства, конкретному министру.

Официально главой государства считается президент. При этом его избирает парламент, коллегия выборщиков или народ посредством прямого голосования.

В подобной ситуации в государственной властной системе республики он занимает весьма незначительное место: его обязанности в большинстве случаев ограничены представительными функциями. По объему и важности они похожи на функции главы государства при конституционных монархиях. Реальным руководителем же республики является глава правительства.

Особенностью смешанных (полупрезидентских и полупарламентских) республик выступает двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. В этих республиках президента и парламент выбирает непосредственно народ.

Главой государства в смешанных республиках выступает президент, который назначает руководителя правительства и министров с учетом сложившейся в парламенте расстановки политических сил.

Глава государства обычно выступает председателем на заседаниях кабинета министров, а также утверждает его решения.

При этом парламент наделяется правом контролировать работу правительства через процедуру утверждения бюджета страны, а также путем вынесения правительству вотума доверия или недоверия.

Таким образом, на современном этапе республика выступает наиболее популярной формой управления государства. Выделяют три основных вида республик: парламентская, президентская и смешанная. Каждый вид республики имеет свою характеристику и особенности.

Статья написана по материалам сайтов: www.allsummary.ru, student.zoomru.ru, lecu.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector