Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Содержание

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА УСН малое предприятие 2020

Разработать и принять учетную политику для целей бухучета должна каждая организация, которая ведет бухучет, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (п. 1–3 ПБУ 1/2008 ). Организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Применять положения этого документа должны все подразделения организации, включая территориально отдаленные и те, у которых есть отдельный баланс (п. 9 ПБУ 1/2008).

Для чего нужна учетная политика

Учетная политика – это документ, в котором организация закрепила выбранные способы ведения бухучета. Такие, которые учитывают специфику ее деятельности.

Требования к учетной политике прописаны в пункте 6 ПБУ 1/2008. Среди них, например:

  • полное отражение всех факторов хозяйственной деятельности, то есть в бухучете нужно отражать все операции без исключения;
  • своевременный учет операций, то есть их необходимо показывать в тех периодах, в которых они были совершены;
  • приоритет экономического содержания фактов хозяйственной деятельности над их правовой формой. Например, операции, связанные с приемом-передачей арендованного объекта недвижимости, нужно отражать в бухучете независимо от даты госрегистрации договора аренды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 февраля 2005 г. № А42-6647/03-20).

Нужно сдавать в налоговую инспекцию учетную политику ?

В состав бухгалтерской отчетности копии приказов об утверждении учетной политики для целей бухучета не входят (ст. 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 5 ПБУ 4/99). Поэтому по инициативе организации сдавать их в налоговую инспекцию не нужно.

Состав учетной политики организации

Учетная политика согласно пункта 4 ПБУ 1/2008 должна включать в себя:

  • рабочий план счетов;
  • формы первичных документов;
  • регистры бухучета;
  • формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности (если организация планирует ее составлять);
  • порядок проведения инвентаризации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • порядок документооборота, технологию обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие элементы и принципы, влияющие на организацию бухучета.

В учетной политике отражается выбранный порядок учета объектов и хозяйственных операций, в отношении которых законодательством предусмотрено несколько вариантов учета. Например, способ амортизации основных средств и нематериальных активов, метод оценки материалов при их списании.

Также в учетной политике прописываются вопросы, не урегулированные прямо бухгалтерским законодательством либо требующие самостоятельной разработки.

Например, применяемые формы отдельных первичных документов, график документооборота. В этом случае исходите из положений аналогичных ПБУ или правил МСФО, рекомендаций контролирующих органов.

Если законодательством предусмотрен единственный способ учета конкретных операций, указывать его в учетной политике необязательно.

Обратите внимание, что отражать в документе нужно только те способы учета, которые относятся к уже имеющимся активам и обязательствам, совершаемым операциям. Не нужно записывать способы учета абсолютно всех операций, по которым бухгалтерское законодательство предоставляет право выбора либо не содержит правил.

Кто должен разрабатывать учетную политику

Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или другой сотрудник, ответственный за ведение бухучета в организации (например, руководитель). Утверждает учетную политику руководитель организации. Об этом сказано в пункте 4 ПБУ 1/2008. Приказ об утверждении учетной политики можно составить в произвольной форме.

Когда и как часто утверждать учетную политику

Вновь созданная организация и те, которые появились в результате реорганизации, должны утвердить учетную политику в течение 90 дней с момента госрегистрации. Применять этот документ нужно с момента создания новой организации (организации-правопреемника). Такой порядок установлен абзацем 2 пункта 9 ПБУ 1/2008. При этом каких-либо штрафных санкций за нарушение сроков утверждения учетной политики не предусмотрено.

Принятую учетную политику можно и нужно применять последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). То есть утверждать каждый год новый документ не требуется.

Ответственность за отсутствие документа

Если у организации нет учетной политики, штрафа за это нет. Но, проверяя компанию, налоговый инспектор вправе запросить учетную политику. Если ее вовремя не представить, оштрафуют на основании статьи 126 Налогового кодекса РФ и статьи 15.6 КоАП РФ:

  • организацию – на 200 руб.;
  • руководителя – на 300–500 руб.

Выбор способов ведения учета

В учетной политике закрепляют способы ведения бухучета, выбранные из нескольких предусмотренных законодательством. Перечень возможных вариантов, из которых нужно выбрать один, представлен в таблице. Если же в законе прописан единственный способ учета конкретных операций, то указывать его в учетной политике не обязательно.

Если в учетной политике закрепили один способ учета, а применяете другой, ждите доначислений. Проверяя компанию, инспектор пересчитает налоги по способам учета из политики. Это следует из пунктов 7, 9 ПБУ 1/2008.

Организации, которые относятся к категории микропредприятий или некоммерческих организаций, могут вести бухучет по простой системе (без применения двойной записи) или в общем порядке – с применением метода двойной записи. Следовательно, такие организации могут выбрать способ ведения учета. Свой выбор они должны прописать в учетной политике. Такой порядок предусмотрен пунктом 6.1 ПБУ 1/2008 и частью 4 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Ниже приведен примерный перечень элементов бухгалтерской учетной политики, а также приказ об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения.

Бухгалтерская учетная политика при УСН

Элемент учетной политики

Возможные варианты

Примечание

Ответственный за ведение бухгалтерского учета

1. Главный бухгалтер.
2. Иное должностное лицо.
3. Сторонний исполнитель в соответствии с заключенным договором.
4. Лично руководитель организации.

За организацию бухгалтерского учета в любом случае отвечает руководитель организации.

Способ ведения бухгалтерского учета

1. Вручную
2. С использованием бухгалтерской программы

Если используется программа, следует написать, какая именно.

Рабочий план счетов

1. Стандартный план счетов бухучета.
2. Собственный план счетов.

Самостоятельно разработанный план счетов лучше оформить в качестве приложения к учетной политике.

Используемые формы регистров бухгалтерского учета

1. Утвердить учетную политику для целей бухгалтерского учета на 2015 год согласно приложению к настоящему Приказу.

2. Контроль за исполнением приказа возложить на Директора Иванова А.В.

Учетная политика

Термин «учетная политика» хорошо известен бухгалтерам организаций, что касается индивидуальных предпринимателей, то многие из них уверены, что раз они не ведут бухгалтерский учет, то и этот документ к ним никакого отношения не имеет. Это не совсем так, давайте разбираться.

Что такое учетная политика?

Учетная политика – это внутренний документ организации или индивидуального предпринимателя, которым регламентируется порядок организации бухгалтерского и налогового учета. Требования к разработке бухгалтерской учетной политики приводятся в статье 8 закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ и в ПБУ 1/2008, утвержденном приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н.

Что касается учетной политики для налогового учета, то требования к ней есть только разрозненные. Так, статья 167 НК РФ содержит общие указания для учетной политики по НДС, а статьи 313 и 314 НК РФ – по налогу на прибыль. Требований к порядку составления и оформления налоговой учетной политики кодекс не содержит.

В учетной политике закрепляют выбор способа учета из тех, которые допускает законодательство, если же способ учета какой-либо операции единственный, то указывать его не надо. В тех случаях, когда способ учета хозяйственной операции законом не предусмотрен, его надо разработать самостоятельно и прописать в учетной политике.

Чтобы быть уверенным в правильности ведения учетной политики, рекомендуем периодически проводить ревизию всех необходимых документов или привлечь к этому профессионалов, которые проверят вашу бухгалтерию и вовремя смогут выявить все недочеты и финансовые риски.

Обычно учетную политику формируют каждый год, но если на новый год ее не утвердили, то продолжает действовать прошлогодняя. В течение года документ можно только дополнять, если в деятельности налогоплательщика появился новый вид деятельности (например, торговая организация стала оказывать еще и услуги по сервисному обслуживанию этих товаров) или законом внесены изменения в положения о бухучете или налогах. Что касается уже закрепленных в ежегодной учетной политике положений, то изменять их можно только с нового года.

Только что созданная организация должна утвердить учетную политику для бухучета не позднее 90 дней со дня регистрации (п. 9 ПБУ 1/2008), а для целей расчета НДС – до конца квартала, в котором она была зарегистрирована. При этом признается, что организация применяет учетную политику с момента государственной регистрации.

Разрабатывает учетную политику главный бухгалтер или другое лицо, отвечающее за учет, а утверждает – руководитель или индивидуальный предприниматель.

Индивидуальные предприниматели, которые могут не вести бухучет, разрабатывают учетную политику только для налогообложения, а организации – для бухгалтерского и налогового учета. Обязательно должны формировать учетную политику для целей налогообложения индивидуальные предприниматели:

  • являющиеся плательщиками НДС;
  • работающие на УСН Доходы минус расходы;
  • плательщики сельхозналога;
  • при совмещении УСН и ЕНВД.

Всем остальным ИП, во избежание споров с налоговыми органами, тоже рекомендуем сформировать учетную политику для налогового учета.

Санкции за отсутствие учетной политики

Учетная политика не относится к числу обязательных документов, которые нужно сдавать в налоговую инспекцию. Однако при прохождении проверок инспекторы запрашивают этот документ, чтобы убедиться в том, что учет ведется в соответствии с закрепленными в учетной политике способами. Чтобы уменьшить число вопросов налоговиков к способам учета, организации могут добровольно включить учетную политику в состав годовой отчетности.

Если при запросе учетной политики окажется, что ее нет, то будет взыскан штраф в размере 200 рублей (статья 126 НК РФ). Кроме того, руководитель организации может быть наказан на сумму от 300 до 500 рублей (статья 15.6 КоАП РФ).

Отсутствие или несоблюдение важных положений учетной политики, из-за чего была занижена налоговая база, может быть признано налоговыми органами грубым нарушением правил налогового учета. За это предусмотрена ответственность в виде штрафа по статье 120 НК РФ в размере 10 тыс. рублей и 30 тыс. рублей, если нарушение выявят в нескольких налоговых периодах.

Структура учетной политики

Учетная политика организации может быть общей — для бухгалтерского и для налогового учета. Можно также разработать отдельную учетную политику для каждого вида учета. Учетная политика ИП формируется только для целей налогового учета.

Учетная политика организации будет единой, включая ее обособленные подразделения, даже если они имеют отдельный баланс.

Общая учетная политика организации состоит из трех основных разделов:

  • организационно-технический;
  • методологический для целей ведения бухгалтерского учета;
  • методологический для целей налогообложения.

Важные пункты учетной политики приведены в таблице:

Организационно-технический раздел

Способ ведения учета

Указать, кто ведет учет – руководитель; бухгалтер или отдел бухгалтерии; аутсорсинговая компания или сторонний бухгалтер.

Журнально-ордерная; мемориально-ордерная; автоматизированная.

Рабочий план счетов

Утверждается отдельным приложением к учетной политике.

Формы первичных учетных документов

Если применяются унифицированные формы, то их надо перечислить и указать реквизиты нормативного акта, которыми они утверждены. Если применяются самостоятельно разработанные формы, то их образцы надо привести в приложении.

Право подписи первичных учетных документов

Привести перечень лиц в приложении или указать, что право подписи определяется в должностных инструкциях.

Формы бухгалтерских регистров

Перечень и форму регистров укажите в приложении.

Утверждается отдельным приложением к учетной политике.

Указать сроки проведения инвентаризации, перечень имущества и обязательств, подлежащих инвентаризации, количество инвентаризаций.

Методологический раздел для целей ведения бухгалтерского учета

Промежуточная бухгалтерская отчетность

Указать, что вы формируете промежуточную отчетность, согласно требованиям закона или учредительных документов. Привести перечень форм бухгалтерской отчетности.

Учет МПЗ, тары, готовой продукции и товаров

Надо выбрать единицу учета МПЗ (номенклатурный номер, партия, однородная группа). Определите, как происходит оценка поступающих МПЗ: по фактической себестоимости либо по учетным ценам. Укажите метод оценки материалов, списываемых в производство (по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости; ФИФО).

Доходы и расходы организации

Пропишите, как организация признает коммерческие и управленческие расходы. Укажите порядок признания выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг с длительным циклом (более 12 месяцев).

Предусмотрите порядок оценки незавершенного производства.

Учет расчетов по налогу на прибыль

Малые предприятия должны прописать, применяют они ПБУ 18/02 или нет.

Создание фондов и резервов

Пропишите порядок создания резерва по сомнительным долгам. Зафиксируйте учет оценочных обязательств, малые предприятия могут не их формировать. Укажите, будет ли ООО создавать резервный фонд.

Учет основных средств

Пропишите, как определяется срок полезного использования. Укажите способ начисления амортизации и

способ списания ОС стоимостью не более 40 тыс. рублей за единицу. Определите, проводит ли организация компания переоценку ОС, если да, то зафиксируйте метод переоценки.

Методологический раздел для целей налогообложения

Источники данных для налогового учета

Определите, на основе чего ведется налоговый учет — бухгалтерских регистров или в самостоятельно разработанных регистрах (такие формы надо привести в приложении к учетной политике).

Метод амортизации ОС

Укажите, применяет ли организация амортизационную премию или повышающие коэффициенты амортизации.

Метод определения стоимости сырья и материалов, используемых в производстве

Выберите один из четырех способов (по средней себестоимости; по стоимости единицы запасов, ФИФО, ЛИФО).

Периодичность сдачи деклараций по налогу на прибыль

Определите отчетные периоды по налогу на прибыль (ежеквартально или ежемесячно).

Метод признания доходов и расходов

Выберите – метод начисления или кассовый метод (на применение кассового метода есть ограничения).

Распределение доходов и расходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам

Если налог на прибыль организация платит ежемесячно, то такие доходы и расходы распределяют тоже раз в месяц. Если организация отчитывается ежеквартально, то доходы и расходы можно распределять ежемесячно или ежеквартально.

Определение перечня прямых расходов

Укажите, какие расходы являются прямыми (в качестве пример можно взять перечень из статьи 318 НК РФ)

Учетная политика в ООО «Брасет»

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Как известно, учетная политика разрабатывается отдельно для бухучета и отдельно для целей налогообложения. Главный документ при разработке учетной политики для целей налогообложения — это Налоговый кодекс РФ. При этом зачастую, учет отдельных хозяйственных операций в соответствии с ПБУ значительно различается с правилами налогового учета. Конечно, от данных различий рассматриваемых видов учета полностью избавиться невозможно. Тем не менее, сократить их и понизить затраты труда на ведение бухгалтерского и налогового учета все же желательно. Чтобы этого максимально добиться, организации необходимо стараться сближать нормы учета для целей налогообложения и для целей бухгалтерского учета. В частности, можно:

— употреблять единый способ списания и формирования стоимости готовой продукции и материальных запасов;

— как можно более унифицировать порядок создания и списания резервов по сомнительной дебиторской задолженности, а также порядок признания оценочных обязательств на оплату отпусков и гарантийный ремонт в бухучете и создания одноименных резервов в целях налогообложения;

— использовать в бухгалтерском учете при расчете срока полезного использования активов Классификацию основных средств, составляющих амортизационные группы, применяемую для целей налогообложения (утв. Постановлением от 01.01.2002 г. №1 Правительства РФ);

— максимально сблизить порядок признания доходов и расходов по договорам с длительным циклом оказания услуг или выполнения работ;

— применять один и тот же способ амортизации основных средств;

— установить схожий перечень прямых расходов и порядок их переноса при определении стоимости незавершенного производства.

Учётная политика для целей бухгалтерского учёта закреплена в двух основных нормативных документах, это — Положении по бухгалтерскому учёту ПБУ 1/2008 и Федеральном законе «О бухгалтерском учёте» №402-ФЗ. Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер или другое лицо, исполняющее обязанности по ведению бухучета в организации, а утверждается она, согласно п. 4 ПБУ 1/2008, — руководителем организации (Приложение А).

Согласно п. 6 ПБУ 1/2008, учетная политика организация разрабатывается на основании и с учетом определенных допущений и требований о дальнейшей деятельности организации. Так, исходя из допущения об имущественной обособленности юридического лица, предусматривающего, что на балансе организации учитывается лишь собственное имущество. При несоблюдении в будущем данного допущения, следует раскрыть причины данного отклонения в пояснительных записках к бухгалтерской отчетности. Согласно п. 19 ПБУ 1/2008, аналогичным образом следует поступить тогда, когда при формировании учетной политики организация исходила из иных допущений.

Если организация использует упрощенку, то она освобождается от обязанности вести бухучет. Исключение составляет:

· акционерные общества и обществ с ограниченной ответственностью в случаях, предусмотренных гражданским законодательством. Такие пользователи упрощенки должны вести бухучет в полном объеме (чтобы иметь возможность составить бухгалтерскую отчетность);

· в отношении основных средств и нематериальных активов (ФЗ «О бухгалтерском учёте» от 06.12.2011 №402-ФЗ). Бухгалтерский учет указанных объектов основных средств организации на упрощенке вести обязаны.

Следовательно, если организация на упрощенке, то она обязана вести бухучет (составлять бухгалтерскую отчетность) по указанным причинам, или если собирается это делать по собственному желанию, то разработать и утвердить учетную политику для целей бухучета нужно. Во всех остальных случаях разрабатывать учетную политику для целей бухучета необязательно.

Учётная политика ООО «Брасет» для целей бухгалтерского учёта в отношении нормативной базы и методов содержит следующее:

«Осуществлять бухгалтерский учет с использованием Рабочего (сокращенного) плана счетов (Приложение к Положению №1), разработанного на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. №94н (в редакции от 18 сентября 2006 г. №115н), «Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства» и с учетом специфики деятельности организации, содержащего синтетические и аналитические счета (включая субсчета), необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности (при соблюдении единой методологической основы бухгалтерского учета согл. пункта 6 «Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства»).

При ведении бухгалтерского учета применять компьютерную технологию обработки учетной информации с использованием бухгалтерской программы 1С:7.7. Записи в регистрах бухгалтерского учета производить в хронологической последовательности на основании первичных документов, фиксирующих факт совершения хозяйственных операций, а также на основании расчетов бухгалтерии».

В отношении первичных документов:

«Утвердить в качестве первичных учетных документов, составляемых на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью:

1) самостоятельно разработанные должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета;

2) формируемые специализированной бухгалтерской компьютерной программой 1С: Предприятие.

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций вести в рублях и копейках. Все учетные документы (в электронной форме и на бумажных носителях) хранить в организации в течение пяти лет».

В отношении инвентаризации:

«Проводить инвентаризацию имущества и финансовых обязательств организации (в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности) один раз в год перед составлением годового отчета. При проведении инвентаризации руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества финансовых обязательств.

Инвентаризацию основных средств проводить один раз в три года в том случае, если на балансе организации числятся основные средства».

В отношении бухгалтерской отчетности:

«Составлять и представлять бухгалтерскую отчетность в порядке, утвержденном Приказом Министерства Финансов РФ от 22 июля 2003 г. №67н. (в редакции от 18 сентября 2006 г. №115н).

Годовую отчетность представлять в течение 90 дней по окончании года, квартальную — в течение 30 дней по окончании отчетного квартала (в соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального Закона РФ «О бухгалтерском учете»). При этом в состав годового бухгалтерского отчета включать только формы №1 «Бухгалтерский баланс» и №2 «Отчет о прибылях и убытках». Не представлять в составе годового бухгалтерского отчета пояснительной записки, формы №3, 4, 5, 6, специализированные формы. Отчетным годом считать период с 01 января по 31 декабря 2012 г. включительно».

В отношении кассовых операций:

«Оформлять движение денежных средств по кассе унифицированными формами первичной документации по учету кассовых операций, утвержденными постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. №88 (в редакции от 03 мая 2000 г.):

КО-1 «Приходный кассовый ордер»

КО-2 «Расходный кассовый ордер»

КО-4 «Кассовая книга»

— выдачу денежных средств под отчет на хозяйственные нужды на срок не более 30 дней в течение календарного года. Сотрудники, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, предъявить в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

В отношении учета основных средств:

«При организации учета основных средств руководствоваться ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденному Приказом МФ РФ от 30 марта 2001 г. №26н методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом МФ РФ от 13 октября 2003 г. №91н.

Основные средства, приобретенные путем оплаты денежными средствами оценивать и принимать к бухгалтерскому учету по их фактической стоимости приобретения.

Ремонт объектов основных средств производить за счет текущих затрат и отражать в учете путем включения фактических затрат в себестоимость того отчетного периода, в котором они имели место».

В отношении учета материально-производственных запасов:

«При организации учета МПЗ руководствоваться ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденным приказом МФ РФ от 09 июня 2001 г. №44 н., и «Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов», утвержденными Приказом МФ РФ от 28 декабря 2001 г. №119н.

Приобретенные материалы принимать по фактической себестоимости. Для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих организации МПЗ использовать сч. 10 «Материалы» (п. 80 «Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов», утвержденных приказом МФ РФ от 28.12.2001 №119н).

Дополнительные сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» для учета материалов не использовать».

В отношении учета товаров:

Для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для перепродажи использовать счет 41. Товары, приобретенные для перепродажи, оценивать по покупным ценам (по фактической себестоимости). Основание: п. 13 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» утвержденное приказом МФ РФ от 09.06.2001 г. №44н.

Установить способ списания товаров, приобретенных для перепродажи, по средней себестоимости (п. 16 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» утвержденное приказом Минфином РФ от 09.06.2001 г. №44н).

Затраты по заготовке и доставке товаров, производимые до момента их передачи в продажу включать в фактическую себестоимость. Основание: п. 16 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» утвержденное приказом МФ РФ от 09.06.2001 г. №44н».

В отношении различных видов расходов:

«Все операции по учету расходов, при осуществлении торговой деятельности учитывать на счете 44 с последующим списанием Д-т сч. 90.7 «Продажи».

Учет расходов вести в разрезе видов затрат (на оплату труда, материалы, амортизации и др.).

Затраты на издержки производства относить на тот период, когда они были фактически произведены, независимо от времени их оплаты.

К расходам будущих периодов относить расходы организации, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам.

Списание расходов будущих периодов с К-та сч. 97 производить равномерными долями (ежемесячно), начиная с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором эти расходы были приняты к учету и до полного срока их потребления. НДС по расходам будущих периодов принимать к вычету в полном объеме после их получения и принятия к учету».

В отношении имущества и обязательств:

«В бухгалтерском учете и балансе ООО «Брасет» отражать только то имущество и обязательства, которые законодательно признаются его собственностью.

Имущество и обязательства собственников ООО «Омега» существуют отдельно от имущества и обязательств ООО «Брасет»».

В отношении полученной прибыли:

«Чистую прибыль распределять и использовать согласно порядку, определенному Учредительными документами».

В отношении резервов:

«Определять величину оценочного обязательства в виде резерва предстоящих расходов на оплату отпусков в порядке, предусмотренном ст. 324.1 гл. 25 «Налог на прибыль» НК РФ и Приказом об учетной политике для целей налогового учета.

Начислять резервы под снижение стоимости МПЗ ежеквартально используя метод экспертной оценки. При этом в качестве экспертов выступают назначенные приказом по предприятию специалисты следующих подразделений.

Начислять резерв по сомнительным долгам — ежемесячно.

Величину резерва определять отдельно по каждому сомнительному долгу путем перемножения величины задолженности на экспертный коэффициент вероятности ее непогашения».

Учетная политика в целях бухгалтерского учета и налогообложения на 2008 год

Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии», 2008, N 2

Учетная политика — это план работы на год не только финансовой и бухгалтерской службы, но и всей организации в целом. Насколько точно все тонкости учетной работы, обусловленные спецификой издательской деятельности, будут предусмотрены в учетной политике компании, настолько верно будет выбрана наиболее оптимальная схема ведения бухгалтерского и налогового учета в организации, занятой издательским бизнесом. В конечном итоге от этого зависит сумма уплачиваемых налогов, возможные налоговые последствия в виде налоговых санкций и, соответственно, финансовое благополучие организации.

Действующее бухгалтерское и налоговое законодательство требует от организаций составлять фактически две учетных политики — бухгалтерскую и налоговую, так как их понятия, а значит, и цели, отличны друг от друга.

В соответствии с п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н (далее — ПБУ 1/98):

«. под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы».

Понятие учетной политики для целей налогообложения содержится в ст. 11 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), в соответствии с которой «учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика».

По мнению автора, организация, ведущая издательскую деятельность (далее — издательство), может утверждать бухгалтерскую и налоговую учетную политику как двумя отдельными приказами руководителя, так и одним, но в последнем случае каждая учетная политика должна быть выделена в отдельный раздел. В качестве приложения к бухгалтерской учетной политике фирме следует приложить:

  • рабочий план счетов;
  • формы самостоятельно разработанных первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций (если унифицированные формы аналогичных документов отсутствуют), а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов;
  • порядок документооборота и технологию обработки учетной информации;
  • график проведения инвентаризаций активов и обязательств издательства;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями.

Если компания для ведения налогового учета использует самостоятельно разработанные формы налоговых регистров, то формы этих документов прикладываются к налоговой учетной политике.

Формирование учетной политики входит в обязанности главного бухгалтера фирмы, а утверждает этот документ руководитель издательства. Учетная политика следующего финансового года утверждается в конце года текущего, причем сделать это необходимо в такие сроки, чтобы сотрудники, которые будут руководствоваться ею в дальнейшем, имели возможность ознакомиться с ее положениями заранее.

Бухгалтерское и налоговое законодательство допускает, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год, тем не менее пересматривать ее следует ежегодно в целях внесения всех изменений, которые произошли в законодательстве за последний год, и повышения ее качества. Если издательство не воспользуется реальной возможностью внесения соответствующих изменений в учетную политику, то это в дальнейшем может негативно отразиться на его финансовом положении.

В соответствии с п. 10 ПБУ 1/98 способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Аналогичное положение закреплено и в п. 12 ст. 167 НК РФ: «Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации».

Рассмотрим основные моменты, которые должны быть отражены издательством в этом документе, а также отметим те положения, которые требуют корректировки в связи с изменениями, произошедшими в бухгалтерском и налоговом законодательстве в 2007 г.

1. Учетная политика в целях бухгалтерского учета

Как вытекает из ПБУ 1/98, бухгалтерская учетная политика предусматривает разработку двух разделов:

  • организационные аспекты учетной политики издательства;
  • методологические аспекты учетной политики, разрабатываемые издательством в соответствии с требованиями действующих бухгалтерских стандартов.

1.1. Организационные аспекты учетной политики

В данном разделе организация, занятая издательской деятельностью, должна отразить следующую информацию.

Отчетный год. Отчетным годом для издательства на основании ст. 14 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно.

Организационная структура учетно-бухгалтерской службы издательства. В соответствии со ст. 6 Закона N 129-ФЗ издательство исходя из объема и сложности финансово-хозяйственной деятельности фирмы принимает решение о порядке ведения бухгалтерского учета. Руководитель издательства может:

  • учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • ввести в штат должность бухгалтера;
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
  • вести бухгалтерский учет лично.

Если издательство принимает первый из возможных вариантов, то необходимо закрепить следующие положения:

  1. ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации (п. 1 ст. 6 Закона N 129-ФЗ);
  2. ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер издательства (п. 2 ст. 7 Закона N 129-ФЗ).

Рабочий план счетов. Издательство должно разработать и утвердить рабочий план счетов с необходимым количеством уровней субсчетов и аналитических признаков, единый для всех структурных подразделений фирмы. Рабочий план счетов разрабатывается издательством на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденного Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее — План счетов).

Формы первичных учетных документов. Первичные учетные документы принимаются издательством к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации. Если издательство использует документы, не имеющие унифицированной формы, то закрепляются правила их составления (п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

Перечень разработанных форм и образцы указанных документов утверждаются отдельным организационно-распорядительным документом, который является приложением к приказу об учетной политике.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель издательства по согласованию с главным бухгалтером, который также оформляется в виде приложения к учетной политике.

Помимо форм первичных документов, издательство обязано утвердить формы документов, используемых для внутренней бухгалтерской отчетности, — регистров бухгалтерского учета. Необходимо закрепить положение о том, что правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, их подписавшие. Кроме того, в этом разделе нужно закрепить порядок исправления ошибок в бухгалтерских регистрах (п. 3 ст. 10 Закона N 129-ФЗ).

Организация документооборота. В издательстве утверждается система документооборота, которая регламентирует следующие вопросы:

  • порядок создания первичных учетных документов;
  • контроль за правильностью заполнения форм первичных учетных документов;
  • порядок и сроки передачи первичных учетных документов в бухгалтерию;
  • порядок передачи первичных учетных документов в архив.

В учетной политике можно предусмотреть, что график документооборота оформляется либо как приложение к учетной политике, либо как самостоятельный документ.

Работу по составлению графика документооборота издательства организует главный бухгалтер, а утверждается он приказом руководителя организации.

Технология обработки данных учетной информации. Издательство самостоятельно принимает решение о технологии обработки учетной информации. В настоящее время, как правило, используется автоматизированная форма ведения бухгалтерского учета с помощью определенной бухгалтерской программы, например «1С:Предприятие» и дополнительных модулей и конфигураций к ней.

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств. Закрепляется количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д. Порядок проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда ее проведение обязательно (случаи обязательного проведения инвентаризации перечислены в п. 2 ст. 12 Закона N 129-ФЗ).

Назначение инвентаризационной комиссии, ее состав, сроки и порядок деятельности определяются приказом руководителя издательства.

Уровень централизации и основные принципы обмена информацией с обособленными подразделениями. Если издательство имеет обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс, то в учетной политике необходимо указать, в каких объемах, формах и в какие сроки должна предоставляться отчетность обособленных подразделений в адрес головной организации. Пунктом 33 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Приказ N 34н), определено, что бухгалтерская отчетность фирмы должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельный баланс. Аналогичные разъяснения содержатся в Письме УФНС России по г. Москве от 05.02.2007 N 21-11/010069@.

В отношении обособленных подразделений, не выделенных на отдельный баланс, издательство должно закрепить положение о том, каким образом в таких подразделениях ведется бухгалтерский учет: централизованно, децентрализованно или в смешанной форме.

Кассовые операции, выдача денежных средств под отчет. Определяется, что фирма при проведении операций с наличными денежными средствами руководствуется Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40. Здесь же закрепляется список лиц, которые вправе получать денежные средства под отчет. Данный список утверждается руководителем фирмы.

Оценка имущества, обязательств и хозяйственных операций. Закрепляется положение о том, что бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется либо в рублях и копейках, либо округляется до целых рублей. Если издательство использует округления, то возникшие при этом разницы относятся на финансовые результаты (п. 25 Приказа N 34н).

Способ представления бухгалтерской отчетности. В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона N 129-ФЗ издательство может представлять бухгалтерскую отчетность ее пользователям либо на бумажных носителях, либо в электронном виде. Поэтому организация должна избрать выбранный вариант и закрепить его в своей учетной политике. При этом следует иметь в виду, что под представлением отчетности в электронном виде следует понимать передачу отчетности по электронным каналам связи, а не сдачу отчетности на магнитных носителях.

Критерий существенности. При формировании показателей бухгалтерского и налогового учета, а также во всех случаях использования в нормативно-правовых актах принципа существенности в организации следует закрепить уровень существенности, который служит основным критерием признания фактов существенными.

Существенными признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность отчетности.

Издательство может закрепить положение, что существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%.

1.2. Методологические аспекты учетной политики

Следует отметить, что те вопросы, в отношении которых бухгалтерское законодательство предусматривает лишь один вариант учета, в учетной политике не отражаются, поэтому в настоящем разделе издательство закрепляет только:

  • выбранные способы по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета при наличии нескольких вариантов учета, допускаемых бухгалтерским законодательством;
  • методы, самостоятельно разработанные издательством при отсутствии законодательно закрепленного порядка учетных операций.

1.2.1. Учет основных средств (далее — ОС). Закрепляются критерии отнесения актива в состав ОС, а также указывается, каким образом учитываются активы, которые могут учитываться как в составе ОС, так и в составе материально-производственных запасов (далее — МПЗ). Согласно Методическим указаниям по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденным Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н, перечисленные виды имущества могут учитываться как в составе внеоборотных активов, так и в составе МПЗ.

Так как единицей бухгалтерского учета ОС является инвентарный объект, издательство должно указать, что считается таковым — объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.

При наличии у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект, а издательство должно указать свой уровень существенности.

Сроки использования объекта ОС устанавливаются при принятии объекта на учет. Если издательство при установлении сроков полезного использования объектов ОС руководствуется Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (далее — Постановление N 1), то это необходимо закрепить в данном разделе. Так же следует закрепить порядок определения срока полезного использования по ОС:

  • бывшим в употреблении. Бухгалтерское законодательство не содержит такой нормы, поэтому издательство может воспользоваться нормой, содержащейся в п. 12 ст. 259 НК РФ;
  • если объект невозможно отнести ни к одной амортизационной группе. В отношении такого имущества издательство может установить, что срок определяется самостоятельно на основании приказа руководителя издательства.

Принятие объектов ОС к учету. Закрепляется положение о том, в какой момент принимаются к учету объекты ОС, требующие государственной регистрации прав собственности (п. 52 Приказа Минфина России от 13.10.2003 N 91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств»), — либо с момента государственной регистрации, либо с момента подачи документов на государственную регистрацию.

Амортизация ОС. Закрепляется способ начисления амортизации, используемый издательством по объектам ОС (например, амортизация объектов основных средств производится линейным способом по нормам, рассчитанным исходя из срока полезного использования объекта).

Если организация использует способ уменьшаемого остатка, то необходимо отразить, используется ли коэффициент ускорения, и указать его величину (не более 3).

С 01.01.2006 организации вправе применять коэффициент и к предметам лизинга (Приказ Минфина России от 12.12.2005 N 147н).

Переоценка ОС. Указывается, используется или нет переоценка ОС. Если издательство переоценивает ОС, то определяется порядок формирования и отражения следующей дополнительной информации в отношении переоцененных активов:

  • использованный способ переоценки и дата переоценки;
  • остаток прироста от переоценки;
  • факт привлечения независимого оценщика;
  • характер любых индексов, использованных при определении затрат на замену активов;
  • балансовая стоимость по каждой группе ОС, учтенных в отчетности по их фактической себестоимости.

Восстановление ОС. Так как в бухгалтерском законодательстве не закреплено понятие «ремонт» и «модернизация», в данном пункте издательству следует закрепить, какими нормативными документами оно будет руководствоваться при классификации работ при восстановлении ОС.

Для этих целей можно воспользоваться следующими документами:

  • Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279;
  • Письмом Минфина СССР от 29.05.1984 N 80 «Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий»;
  • Письмом Госплана СССР N НБ-36-Д, Госстроя СССР N 23-Д, Стройбанка СССР N 144, ЦСУ СССР N 6-14 от 08.05.1984 «Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий».

Учет расходов на ремонт ОС. Закрепляется положение о том, создается ли резерв на ремонт ОС или нет.

Если резерв не создается, необходимо отметить положение о том, отражаются ли расходы на ремонт ОС с использованием счета 97 «Расходы будущих периодов» или нет.

1.2.2. Учет нематериальных активов (далее — НМА). Так как формы первичной учетной документации для учета движения и выбытия НМА не предусмотрены, то издательство должно самостоятельно их разработать и закрепить их использование в учетной политике.

Кроме того, в отношении НМА следует закрепить следующие положения:

  • каким образом издательство начисляет амортизацию по НМА: линейным, способом уменьшаемого остатка или способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);
  • как производится отражение в бухгалтерском учете издательства сумм накопленной амортизации — с использование балансового счета 05 «Амортизация нематериальных активов» или нет.

1.2.3. Учет материально-производственных запасов (далее — МПЗ).

Единица учета МПЗ. Издательство закрепляет положение о том:

  • что принимается за единицу МПЗ: номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.д.;
  • какие объекты включаются в состав хозяйственного инвентаря издательства.

Оценка МПЗ. Устанавливается, что формирование фактической себестоимости материалов осуществляется на балансовом счете 10 «Материалы»:

  • с применением счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей»;
  • без применения счета 15.

Кроме того, определяется и порядок распределения транспортно-заготовительных расходов издательства (например, указать, что ТЗР присоединяются к договорной цене МПЗ пропорционально их стоимости).

Если при списании отклонений в стоимости МПЗ издательство пользуется упрощенным вариантом списания или округлениями, то это также закрепляется в учетной политике (п. 88 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).

Порядок списания стоимости МПЗ. Издательство должно выбрать и закрепить порядок списания МПЗ в производство и при прочем их выбытии на основании п. 16 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н. Следует отметить, что издательства, как правило, используют метод оценки МПЗ по средней себестоимости.

Следует обратить внимание на то, что с 01.01.2008 метод ЛИФО отменен (Приказ Минфина России от 26.03.2007 N 26н), поэтому те организации, которые использовали этот метод, должны внести соответствующую корректировку.

Отражение МПЗ в бухгалтерской отчетности. На основании п. 24 ПБУ 5/01 издательство должно указать, в какой оценке МПЗ отражаются в бухгалтерской отчетности (совпадает с выбранной оценкой МПЗ при выбытии), и отметить, создает ли издательство резерв под снижение стоимости МПЗ.

1.2.4. Организация учета расходов. Указывается, что признается расходами организации и закрепляется состав:

  • расходов по обычным видам деятельности;
  • прочих расходов.

Так как в бухгалтерском учете расходы издательства на списание нереализованной печатной продукции могут учитываться либо в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (далее — ПБУ 10/99)), либо на основании п. 11 ПБУ 10/99 признаваться прочими расходами издательства, то здесь следует закрепить положение о том, в составе каких расходов издательство будет признавать потери от списания нереализованных тиражей морально устаревшей печатной продукции.

Если помимо издательской (основной) деятельности издательство осуществляет иные виды деятельности, то следует привести порядок распределения общехозяйственных расходов.

Учет производственных затрат. Устанавливается состав прямых и косвенных затрат для целей бухгалтерского учета, определяется метод калькулирования себестоимости издательской продукции (может применяться позаказный метод или метод «директ-костинга»), а также порядок оценки незавершенного производства.

Учет расходов будущих периодов. Закрепляется положение о способе списания расходов будущих периодов на затратные счета: равномерно, пропорционально объему продукции и др. (п. 65 Приказа N 34н).

Помимо этого издательство должно закрепить порядок определения срока, в течение которого будут списываться расходы будущих периодов на затратные счета, если период, к которому они относятся, невозможно определить. Как правило, в этом случае срок устанавливается издательством самостоятельно на основании приказа руководителя. Следует также закрепить порядок ведения аналитического учета по счету 97 «Расходы будущих периодов» в разрезе, требуемом для формирования информации, необходимой для расчета налоговой базы по налогу на прибыль.

1.2.5. Формирование резервов в целях бухгалтерского учета. Определяется, создаются ли в организации резервы предстоящих расходов и платежей, резервы по сомнительным долгам и т.д.

Если резервы формируются, то необходимо закрепить методику резервирования сумм, а также указать порядок использования резерва.

1.2.6. Учет финансовых вложений. В отношении финансовых вложений издательство должно закрепить в учетной политике:

  • что является единицей бухгалтерского учета финансовых вложений. В соответствии с п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденного Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н, это может быть серия, партия, однородная совокупность финансовых вложений;
  • положение о ведении аналитического учета по счету 58 «Финансовые вложения», и указать, что финансовые вложения принимаются на учет по первоначальной стоимости;
  • порядок признания затрат, связанных с приобретением ценных бумаг в зависимости от их существенности (п. 11 ПБУ 19/02);
  • периодичность оценки финансовых вложений, по которым можно определить в установленном порядке текущую рыночную стоимость — ежемесячно или ежеквартально;
  • доводятся или нет до номинала приобретаемые издательством долговые ценные бумаги, по которым не определяется рыночная стоимость, в течение срока их обращения (п. 22 ПБУ 19/02);
  • осуществляет или нет издательство расчет оценки долговых ценных бумаг и займов по дисконтированной стоимости (п. 23 ПБУ 19/02);
  • порядок оценки при выбытии финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость: по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений, по средней первоначальной стоимости или по способу ФИФО;
  • в какие сроки издательством будет проводиться проверка на обесценение финансовых вложений: один раз в год по состоянию на 31 декабря отчетного года или один раз в квартал по состоянию на дату составления промежуточной бухгалтерской отчетности.

1.2.7. Учет кредитов и займов и затрат на их обслуживание. Отражается следующая информация:

  • осуществляется ли перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную или нет (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01, утвержденного Приказом Минфина России от 02.08.2001 N 60н);
  • виды дополнительных затрат и порядок их списания: либо списание в состав прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они произведены, либо отражение в составе дебиторской задолженности с последующим списанием в течение срока погашения в состав прочих расходов;
  • порядок отражения процентов, дисконта по причитающимся к оплате векселям, облигациями иным обязательствам (п. 18 ПБУ 15/01): либо в составе прочих расходов, либо в составе расходов будущих периодов с последующим равномерным отнесением на прочие расходы;
  • порядок учета доходов от временного вложения заемных средств (п. 26 ПБУ 15/01).

1.2.8. Учет расчетов по налогу на прибыль. Если издательство удовлетворяет условиям отнесения ее к субъектам малого предпринимательства, то закрепляется решение о неприменении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.

1.2.9. Бухгалтерская отчетность издательства. Перечисляются формы бухгалтерской отчетности, которые будут использоваться издательством для представления отчетности.

Следует напомнить, что бухгалтерская отчетность состоит из следующих документов:

  • бухгалтерского баланса (форма N 1);
  • отчета о прибылях и убытках (форма N 2);
  • отчета об изменениях капитала (форма N 3);
  • отчета о движении денежных средств (форма N 4);
  • приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5);
  • пояснительной записки;
  • аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. Если издательство самостоятельно приняло решение о проведении аудита, то аудиторское заключение также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности.

Субъекты малого предпринимательства, которые не обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и статьям отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчета об изменениях капитала (форма N 3), отчета о движении денежных средств (форма N 4), приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительной записки.

Субъекты малого предпринимательства, которые обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности отчета об изменениях капитала (форма N 3), отчета о движении денежных средств (форма N 4), приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5) при отсутствии соответствующих данных.

2. Учетная политика в целях налогообложения

Налоговая учетная политика издательства также формируется по двум основным направлениям: организационному и методологическому, причем основными разделами последнего выступают налог на прибыль организаций и налог на добавленную стоимость.

В налоговой учетной политике издательство закрепляет:

  • выбранные правила налогового учета при наличии нескольких вариантов, допускаемых налоговым законодательством;
  • самостоятельно определенные способы налогового учета, когда НК РФ предоставляет такое право налогоплательщику.

2.1. Организационные аспекты налоговой учетной политики

В данном разделе издательство должно отразить следующее:

  • что собой представляет система налогового учета в издательстве и как он ведется в организации:
  • налоговый учет ведется обособленно от бухгалтерского учета;
  • налоговый учет ведется в рамках бухгалтерского учета;
  • прибыль, полученная по данным бухгалтерского учета, корректируется в целях налогообложения;
  • налоговый учет ведется в обособленном налоговом плане счетов.

Например, издательство может предусмотреть, что налоговый учет в организации ведется по принципу максимального сближения налогового учета с существующей в издательстве системой бухгалтерского учета. Налоговый учет ведется в рамках единой учетной системы бухгалтерского учета и налогового учета. План счетов бухгалтерского учета адаптирован для налогового учета на уровне организации аналитического учета доходов и расходов. При формировании рабочего плана счетов доходы и расходы, признаваемые для целей бухгалтерского и налогового учета в различном порядке, учитываются на обособленных субсчетах (ст. 313 НК РФ);

  • на кого возлагаются обязанности по ведению налогового учета, а также кто является ответственным за взаимодействие с налоговыми органами;
  • порядок ведения налоговых регистров — в электронном виде и на бумажных носителях, а перечень регистров, которые должны формироваться издательством на бумажных носителях в обязательном порядке.

Если издательство имеет обособленные подразделения, то утверждается порядок взаимного представления данных налогового учета между обособленными подразделениями и головной организацией;

  • перечень событий, служащих основанием для внесения изменений в учетную политику, например:
  • изменение законодательства по налогам и сборам (соответствующие изменения могут приниматься в течение года);
  • существенное изменение условий деятельности издательства (соответствующие изменения учетной политики принимаются начиная со следующего отчетного года);
  • начало осуществления издательством новых видов деятельности (с момента начала осуществления новых видов деятельности).

2.2. Методологические аспекты налоговой учетной политики

2.2.1. Элементы учетной политики в целях налогообложения по налогу на прибыль.

Так как кассовый метод является исключением из общего правила, его мы рассматривать не будем, а остановимся только на основных положениях, которые необходимо закрепить в этом документе издательству, использующему метод начисления.

Расходы организации. Указывается, что признается расходом в целях налогообложения, приводится классификация расходов, а также закрепляется положение о том, в качестве каких расходов учитываются расходы, которые с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов (п. 4 ст. 252 НК РФ).

Здесь же устанавливается порядок распределения расходов, в случае если связь между доходами и расходами издательства не может быть определена четко или определяется косвенным путем (п. 2 ст. 271 НК РФ).

Экономическая обоснованность расходов. Закрепляется положение о том, что понимается под обоснованными расходами издательства. Кроме того, указывается:

  • что основанием для признания в целях налогообложения некоторых видов расходов является приказ руководителя издательства (иного уполномоченного лица) с указанием цели производимых затрат;
  • если рациональность каких-либо расходов требует доказательства или подтверждения, то решение о включении указанных расходов в уменьшение налогооблагаемой прибыли принимается на основании специальных расчетов или иного обоснования.

Документальное подтверждение расходов. Так как помимо всего прочего фирмы в целях налогообложения могут подтверждать свои расходы документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы, то издательство может закрепить положение о том, что оно вправе подтверждать произведенные расходы любыми документами, составленными в произвольной форме с соблюдением обязательных реквизитов, если законодательством не установлена унифицированная форма. При этом следует перечислить, что является обязательными реквизитами документа (п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

Распределение расходов издательства на прямые и косвенные, незавершенное производство. Определяются состав прямых и косвенных расходов для целей налогового учета (ст. 318 НК РФ), а также методы оценки незавершенного производства издательской продукции.

Чтобы сблизить налоговый и бухгалтерский учет, целесообразно закреплять одинаковый состав прямых расходов в обоих видах учета.

Оценка сырья и материалов, используемых при производстве издательской продукции. Оценка МПЗ издательства, включаемых в материальные расходы, производится в соответствии с п. 2 ст. 254 НК РФ.

Здесь издательство должно закрепить используемый метод оценки сырья и материалов при отпуске в производство:

  • метод оценки по стоимости единицы запасов;
  • метод оценки по средней стоимости;
  • метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
  • метод оценки по стоимости последних повремени приобретений (ЛИФО).

Несмотря на то что метод ЛИФО из бухгалтерского учета исключен, в налоговом учете его применение возможно. Кстати, использование данного метода списания в налоговом учете позволяет снизить налоговые платежи.

Здесь издательству необходимо утвердить:

  • распределение объектов ОС по амортизационным группам в соответствии со сроками их полезного использования, которые определяются налогоплательщиком самостоятельно на основании Постановления Правительства РФ N 1 (п. 1 ст. 258 НК РФ).

С 2007 г. изменилась амортизационная группа по электронно-вычислительной технике, теперь таковая относится ко второй амортизационной группе, срок полезного использования которой свыше 2 лет до 3 лет включительно;

  • порядок определения срока полезного использования по объектам ОС, не вошедшим в Классификацию ОС — срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителя (п. 5 ст. 258 НК РФ), а также по ОС, бывшим в употреблении;
  • положение о том, увеличивается или нет срок полезного использования объекта ОС, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения произошло увеличение срока полезного использования ОС;
  • порядок оформления первичных учетных документов, на основании которых амортизируемое имущество переходит в разряд неамортизируемого (например, о переводе на консервацию, модернизацию и т.д.);
  • выбранный метод начисления амортизации по ОС: линейный или нелинейный;
  • используется ли издательством право на амортизационную премию. Если используется, то необходимо закрепить и ее размер (максимальная величина не может превышать 10% от первоначальной стоимости ОС). С 01.01.2008 амортизационная премия прямо отнесена НК РФ в состав косвенных расходов;
  • использует или нет издательство повышающие (понижающие) коэффициенты в целях амортизации ОС.

Кроме того, необходимо определить критерии отнесения объектов в состав нематериальных активов, закрепить порядок их оценки и определения сроков полезного использования, а также выбранный способ начисления амортизации.

Создание резервов предстоящих расходов для целей налогообложения. Указывается, создаются ли в целях налогового учета резервы или нет. В соответствии с нормами гл. 25 НК РФ организация издательского бизнеса может формировать следующие виды резервов:

  • резерв по сомнительным долгам (ст. 266 НК РФ);
  • резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов (ст. 267.1 НК РФ);
  • резерв предстоящих расходов на ремонт ОС (ст. ст. 260, 324 НК РФ);
  • резерв предстоящих расходов на оплату отпусков (ст. 324.1 НК РФ);
  • резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год (п. 6 ст. 324.1 НК РФ).

Если издательство создает резервы, то для признания резервируемых сумм расходами необходимо закрепить порядок их формирования в этом разделе налоговой учетной политики. Кроме того, при создании резерва по сомнительным долгам следует закрепить положение о том, переносится ли неиспользованный остаток резерва на следующий год или нет.

В отношении резерва на предстоящую оплату отпусков следует учитывать, что с 01.01.2008 недоиспользованная сумма включается в состав внереализационных расходов.

Порядок уплаты налога на прибыль. Проанализировав закономерность уплаты авансовых платежей в течение отчетного года, следует закрепить способ уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль на следующий год (ст. 286 НК РФ).

Если издательство имеет на территории одного субъекта РФ несколько обособленных подразделений, то следует закрепить порядок уплаты налога по таким подразделениям.

Следует обратить внимание на то, что при уплате через ответственное подразделение издательство должно об этом уведомить налоговые органы до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду.

2.2.2. Элементы учетной политики в целях налогообложения по налогу на добавленную стоимость. Рекомендуется закрепить следующие положения:

  • какая форма счета-фактуры используется издательством: рекомендуемая Правилами ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, или разработанная самостоятельно;
  • способ нумерации счетов-фактур, выставляемых издательством (в том числе при наличии обособленных подразделений);
  • порядок подписи счетов-фактур.

Если издательство осуществляет налогооблагаемые операции и операции, не подлежащие налогообложению (ст. 149 НК РФ), то необходимо закрепить порядок ведения раздельного учета (п. 4 ст. 149 НК РФ), который разрабатывается налогоплательщиком самостоятельно. Аналогичное правило касается и экспортных операций (п. 10. ст. 165 НК РФ).

Кроме того, раздельный учет издательству необходимо организовать в связи с применением различных ставок налога — 18% и 10% (ст. 164 НК РФ). Ведение раздельного учета позволит определять налоговую базу отдельно по каждому виду печатной продукции, облагаемой налогом по разным ставкам.

Следует отметить, что организации, ведущие издательскую деятельность, значительные средства тратят на рекламу своей продукции, которые в целях налогообложения прибыли представляют собой нормируемые расходы. Особенности применения вычета по нормируемым расходам установлены п. 7 ст. 171 НК РФ — вычет по таким расходам предоставляется в размере, соответствующем нормативу, установленному гл. 25 НК РФ. Исходя из этого, принятие к вычету сумм НДС по рекламным расходам может «растянуться» до конца налогового периода по налогу на прибыль, так как размер вычета зависит от норматива, определяемого нарастающим итогом с начала года. Учитывая это, издательство может закрепить в учетной политике, что сумма «входного» налога будет числиться на балансовом счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» до конца финансового года. Следует напомнить, что вычеты — это право налогоплательщика, а не обязанность, поэтому с точки зрения гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» такой порядок нельзя признать нарушением.

В конце текущего года сумма НДС по нормируемым расходам принимается к вычету, если фактическая величина расходов не превысит лимита, при превышении — налог принимается к вычету в размере, соответствующем нормативу, оставшаяся сумма списывается в состав расходов, не учитываемых при налогообложении. Аналогичные правила применения вычетов издательство может закрепить и по представительским расходам.

Если в прошлом году при формировании учетной политики по НДС необходимо было закреплять налоговый период (месяц или квартал), то теперь в этом нет необходимости. С 01.01.2008 исключительно все налогоплательщики по НДС исчисляют и уплачивают сумму налога поквартально (ст. 163 НК РФ).

Итак, в статье автором рассмотрены лишь основные моменты, на которые издательство должно обратить внимание при составлении учетной политики на 2008 г. В заключение следует отметить, что грамотно составленная учетная политика, учитывающая специфику каждой отдельной организации, может значительно снизить налоговую нагрузку. Однако при выборе того или иного способа учета необходимо обосновать свой выбор с помощью расчетов налогов, величина которых зависит от альтернативного способа учета, и убедиться в правильности сделанного выбора.

Статья написана по материалам сайтов: www.regberry.ru, studbooks.net, wiseeconomist.ru.

»

Это интересно:  Справка о погашении кредита сбербанк
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector