Требования к стандарту общего среднего образования

Понятие «стандарт» предполагает некий принимаемый за исходный образец, эталон, модель для сопоставления с ним других подобных объектов. Он может быть разработан как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования различного характера. По отношению к образованию этот термин стал использоваться сравнительно недавно в результате реформирования системы образования и получил правовое закрепление в Законе Российской Федерации «Об образовании». В частности, в ст. 7 определяется, что в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты, порядок разработки, утверждения и введения которых определяется Правительством Российской Федерации. Эти стандарты из области законодательства, опережающего реальное состояние системы образования, переходят в стадию разработки и реального внедрения в практику.

Образовательный стандарт есть совокупность общественно и профессионально признанных норм и требований к уровню подготовленности выпускника к данной образовательной системе, отражающих цели ее функционирования и развития.

При разработке государственных образовательных стандартов чрезвычайно важно, во-первых, рассматривать их во взаимосвязи, во-вторых, увязывать с целями функционирования и развития образовательной системы, определяемыми социальным заказом общества.

Несомненно, что разработка и использование стандартов является объективно необходимой деятельностью по упорядочению практики, ее систематизации в соответствии с исторически изменяющимися потребностями общества.

По сути, стандарт образования, определяемый в рамках федерального и национально-регионального компонентов, является вариативной основой для разработки базисного учебного плана. Последний в свою очередь включает республиканский, региональный и школьный компоненты. Причем наполнение первых двух остается прерогативой научно-исследовательских учреждений, а формирование школьного компонента содержания образования становится проблемой конкретного педагогического коллектива и самого учителя. В этой связи по отношению к стандарту общего среднего образования выдвигается ряд требований:

1. Стандарт должен учитывать состояние социокультурной среды, потребности и возможности заинтересованных сторон, приниматься на основе их согласия.

2. Стандарт должен быть ориентирован, прежде всего, на нормирование конечного результата.

3. Должны соблюдаться согласованность и преемственность стандартов по всем ступеням и областям, образования.

4. Содержание и структура стандарта должны быть функционально полными с точки зрения развития личности. Речь идет

о полноценности образования в школе в целом и на каждой ступени в соответствии с ее спецификой.

5. Описание единиц содержания в стандарте должно быть оптимизировано до уровня достаточности, позволяющей сохранить их целостность, системность и полноту с точки зрения целей образования.

6. Своей структурой и содержанием стандарт должен отражать баланс интересов и компетенции государства, региона, школы, которые в свою очередь исходят из ‘склонностей, способностей и интересов.

7. Своим содержание стандарт должен способствовать нормализации учебной нагрузки школьников.

8. Содержание стандарта должно быть ориентировано на различные категории пользователей: учеников, их родителей и педагогов, органов управления образованием.

9. Стандарт должен быть технологичным, рассчитанным на возможность инструментальной проверки.

10. В стандарт могут включаться лишь нормы, прошедшие достаточную проверку практикой школы*.

* Рыжаков М.В. Место стандартов в системе общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1998. № 1. С. 41–42.

Для более полного понимания сущности государственного стандарта общего среднего образования следует обратиться к его основополагающим функциям.

Функция сохраненияединого образовательного пространства считается особенно значимой в период перехода от унитарной школы к эпохе вариативных образовательных программ. Стандартизация предполагает в этом случае возможность учета интересов различных представителей конкретных социальных групп, где наиболее значимыми факторами являются социальная предметность и социальная преемственность. Образовательные стандарты должны играть стабилизирующую и регламентирующую роль, не ограничивая развития специфических региональных подходов, возникновения различных типов школ. Фиксируя объем и уровень полноценного образования, они должны служить основой для разработки вариативных учебных программ и учебных комплектов.

Функция социального гарантированиянаправлена на решение социальных проблем отдельных личностей и групп, на создание условий для улучшения способности выпускников школ к социальному функционированию. Образовательные стандарты осуществляют социально-технологическое сопровождение социальных гарантий, включая разработку различных нормативов, определяющих верхние и нижние границы уровня и качества бесплатных образовательных услуг, для удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей.

Образовательный стандарт должен гарантировать и социальное развитие, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в общественной жизни или отдельных ее компонентах: социальных отношениях, социальных институтах, социально-групповых и социально-организационных структурах.

Функция управления.Ее реализация связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценивания качества результатов обучения. Стандарт предусматривает использование системы объективных измерителей качества подготовки учащихся.

Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в школе создает условия для принятия обоснованных управленческих решений всеми: от учителя до органов федерального уровня. Общеобразовательные стандарты фиксируют базовый объем содержания образования и требования к качеству обученности школьников.

Функция гуманизации образования.Эта функция, принципиально важная для демократизации школьного образования, связана с тем влиянием, которое стандарты оказывают на совершенствование учебного процесса в школе. Определение минимально достаточных требований к обученности дает возможность для дифференциации обучения, для овладения материалом на различных уровнях. Возникает предпосылка для разрешения противоречия между правами и обязанностями ученика: школьник обязан выполнить государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки и имеет право двигаться в овладении содержанием образования дальше. Возможность ограничиться при изучении трудного или нелюбимого учебного предмета минимальными требованиями снижает нагрузку и позволяет ученику полнее реализовать свои интересы и склонности. Открытая и четкая информация о стандартах дает возможность школьнику осознанно и индивидуально выбирать наиболее приемлемые для него пути своего развития. Такой подход к содержанию образования снимает неоправданное эмоциональное и психологическое напряжение учащихся, позволяет каждому обучаться на посильном ему уровне, формирует положительные мотивы учения. Это может внести значительный вклад в становление личности и укрепление здоровья школьника.

Функция управления качеством образования.Она включает понятие гарантии качества, расширяет и развивает его. В условиях рыночной экономики каждая желающая выжить организация должна способствовать созданию культуры качества, которая возникает тогда, когда решение проблемы потребителя становится целью каждого штатного работника.

Итак, мы выделили функции государственного стандарта общего среднего образования, которые в завершенном виде уточняют понятие его сущности. Подведем основные итоги.

Государственный стандарт – это необходимое вариативное нормирование динамично развивающихся процессов в сфере образования вообще и в сфере общего среднего образования в частности.

Государственный стандарт – это элемент согласованной по иерархии системы управления, а именно: федеральный компонент (определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство образовательного пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры); национально-региональный (определяет нормативы, относящиеся к компетенции регионов, например, в области родного языка и литературы, географии, искусства, трудовой подготовки и т. д.); конкретного образовательного учреждения (устанавливает объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного учебного заведения).

Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования

Постановление Правительства Республики Казахстан

от 23 августа 2012 года № 1080

В соответствии с подпунктом 24) статьи 4 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года

«Об образовании» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

1) государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения;

2) государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования);

3) государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования;

4) государственный общеобязательный стандарт послесреднего образования;

5) государственный общеобязательный стандарт высшего образования;

6) государственный общеобязательный стандарт послевузовского образования.

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию и вводится в действие с 1 сентября 2013 года.

Республики Казахстан К. Масимов

Утвержден постановлением Правительства

от 23 августа 2012 года № 1080

Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования)

1. Общие положения

1. Настоящий государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования) (далее – Стандарт) разработан в соответствии со статьей 56 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании».

2. Общеобразовательные организации Республики Казахстан осуществляют образовательную деятельность в соответствии с:

1) настоящим государственным общеобязательным стандартом среднего образования;

2) типовыми учебными планами;

3) другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом Республики Казахстан в области среднего образования.

3. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования:

1) определяет общие нормы, структуру и состав базового (обязательного) содержания среднего образования;

2) регламентирует объем учебной нагрузки обучающихся, условия организации образовательного процесса, систему контроля и оценивания знаний;

3) устанавливает требования к уровню подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях;

4) устанавливает требования к условиям осуществления образовательного процесса: рациональному использованию средств государственного бюджета, нормативному обеспечению материально-технической базы общеобразовательных организаций и охраны здоровья и безопасности обучающихся.

4. В Стандарте среднего образования применяются термины, определения и сокращения в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании». В дополнение к ним включены

следующие термины и их определения:

1) Базовое содержание образования – состав и объем содержания среднего образования, подлежащего обязательному освоению в общеобразовательных организациях независимо от их форм собственности, типа и вида, достаточного для продолжения обучения на последующих уровнях образования.

2) Инвариантный компонент типового учебного плана — совокупность предметов, включенных в государственный общеобязательный стандарт среднего образования и обязательных для изучения в общеобразовательных организациях.

3) Вариативный компонент типового учебного плана — совокупность учебных предметов и курсов, определяемых общеобразовательной организацией с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.

4) Максимальный объем учебной нагрузки — объем учебного времени, необходимый для освоения содержания учебных предметов инвариантного и вариативного (школьного и ученического) компонентов типового учебного плана и установленный по уровням среднего образования и учебным годам.

5) Типовой учебный план – нормативный правовой акт, являющийся составной частью государственного общеобязательного стандарта среднего образования, регламентирующий перечень и

объем учебных предметов, устанавливающий инвариантный и вариативный компоненты учебной нагрузки

и характеризующий на уровнях начального, основного среднего образования язык обучения, на уровне общего среднего образования язык и направление обучения; является исходным документом для финансирования деятельности организации образования.

6) Рабочий учебный план — документ, разрабатываемый общеобразовательной организацией на основе типового учебного плана с учетом образовательных потребностей обучающихся.

7) Обязательная учебная программа – документ, определяющий по каждому учебному предмету, входящему в инвариантный компонент типового учебного плана, содержание и объем знаний, умений и навыков.

8) Вариативная учебная программа – документ, определяющий по учебному курсу, входящему в вариативный компонент типового учебного плана, содержание и объем знаний, умений и навыков.

9) Уровень подготовки обучающегося — степень освоения обучающимся содержания среднего образования, выражающаяся в личностном, системно-деятельностном и предметном результатах.

10) Базовый уровень освоения содержания образования — уровень освоения обучающимися

обязательного минимума объема знаний, умений и навыков.

11) Продвинутый уровень освоения содержания образования – уровень освоения обучающимися расширенного и углубленного объема знаний, умений и навыков.

12) Портфолио обучающегося — набор индивидуальных образовательных достижений и результатов

обучающегося в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, спортивной, социальной, коммуникативной.

13) Попечительский совет — выборный орган, являющийся формой коллегиального управления общеобразовательной организацией.

5. Государственный общеобязательный стандарт образования содержит общие нормы и содержание образования и отражает интересы личности, общества и государства.

6. Настоящий стандарт служит основой:

1) для разработки обязательных и вариативных учебных программ, учебников и учебно-методических комплексов, а также для экспертизы их качества;

2) для обеспечения преемственности между уровнями среднего образования;

3) для осуществления образовательного процесса в общеобразовательных организациях;

4) для разработки оценочной системы определения результата деятельности педагога, общеобразовательной организации, составления контрольно-измерительных материалов для выявления уровня подготовки обучающихся и их итоговой аттестации;

5) для разработки программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Государственный стандарт общего образования (стр. 2 из 4)

2.1 Структура федерального компонента государственного

стандарта общего образования

Федеральный компонент – основная часть государственного стандарта общего образования , обязательная для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

Федеральный компонент устанавливает:

– обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;

– требования к уровню подготовки выпускников;

– максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, а также нормативы учебного времени.

Федеральный компонент структурирован по ступеням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование; внутри ступеней – по учебным предметам.

Образовательные стандарты по учебному предмету включают:

– цели изучения учебного предмета;

– обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному учебному предмету;

– требования к уровню подготовки выпускников по данному учебному предмету.

Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования ».

В федеральном компоненте цели общего образования конкретизируются на каждой его ступени (цели начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) и по отдельным учебным предметам.

Структура целей изучения отдельных учебных предметов построена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений (ключевые компетенции). Все представленные цели равноценны.

Федеральный компонент направлен на реализацию следующих основных целей:

– формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;

– дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

– обеспечение равных возможностей обучающимся для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Большинство учебных предметов федерального компонента представлены на двух уровнях – базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.

Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации.

Профильный уровень стандарта учебного предмета выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Общеобразовательные учреждения, исходя из своих возможностей и образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), самостоятельно формируют профили обучения (определенный набор предметов, изучаемых на профильном уровне) или предоставляет возможность каждому учащемуся самостоятельно выбрать отдельные предметы, изучаемые на базовом или профильном уровне.

Примерными профилями обучения могут быть: гуманитарный, социально-экономический, естественно-математический и технологический.

2.1.2 Обязательный минимум содержания

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ (далее – обязательный минимум) – обобщенное содержание образования, которое каждое общеобразовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования.

Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

Обязательный минимум включает основные ценности и достижения национальной и мировой культуры, фундаментальные научные идеи и факты, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, формирования их социальной и функциональной грамотности.

Обязательный минимум обеспечивает преемственность ступеней общего образования и учебных предметов, представляет обучающимся возможность успешно продолжить образование на последующих ступенях (уровнях) образования.

Это интересно:  Регистрация временного пребывания иностранных граждан

Обязательный минимум не устанавливает порядок (последовательность) изучения предметных тем (дидактических единиц) в рамках ступеней общего образования и не определяет нормативы учебного времени, отводимые на изучение данной дидактической единицы в рамках учебной программы.

Обязательный минимум представлен в двух форматах. Прямым шрифтом выделено содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников.

Данный способ представления обязательного минимума расширяет вариативность подхода к изучению учебного материала, представляет возможность разноуровневого обучения.

2.1.3 Требования к уровню подготовки выпускников

Требования к уровню подготовки выпускников (далее – требования) – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования.

Требования разработаны в соответствии с обязательным минимумом, преемственны по ступеням общего образования и учебным предметам.

Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни).

Требования служат основой разработки контрольно-измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

2.2 Порядок реализации федерального компонента

Федеральный орган управления образованием, органы управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальные органы управления образованием, администрация аккредитованных общеобразовательных учреждений создают необходимые условия для реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования, обеспечивают контроль за выполнением обязательного минимума содержания образования, соблюдением максимального объема учебной нагрузки обучающихся, выполнением требований к уровню подготовки выпускников.

Федеральный орган управления образованием разрабатывает и утверждает на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования сопутствующие нормативные акты и документы, обеспечивающие его реализацию:

– федеральный базисный учебный план , устанавливающий нормативы учебного времени на освоение учебных предметов федерального компонента по ступеням образования и учебным годам, а также объемы регионального компонента государственного стандарта общего образования и компонента образовательного учреждения;

– примерные программы по учебным предметам федерального компонента;

– контрольно-измерительные материалы для государственной (итоговой) аттестации выпускников на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования по учебным предметам федерального компонента государственного стандарта общего образования;

– критерии присвоения грифов , допускающих или рекомендующих использование учебной литературы по предметам федерального компонента в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.

Содержание образовательной программы общеобразовательного учреждения , имеющего государственную аккредитацию, в обязательном порядке должно включать федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

При разработке учебных программ, учебников, других учебно-методических материалов на основе федерального компонента допускается:

– расширение перечня дидактических единиц в пределах, регламентированных максимальной аудиторной нагрузкой обучающихся, и при условии соблюдения преемственности с обязательными минимумами сопредельных ступеней образования;

Требования к стандарту общего среднего образования

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

Дата обновления БД:

31.05.2019

35 / 306

Всего документов в БД:

91940

Недействующая редакция, не действует с 9 сентября 2017 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 23 августа 2012 года №1080

Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования

(В редакции Постановлений Правительства Республики Казахстан от 25.04.2015 г. №327 (вступил в силу 01.09.2016), 13.05.2016 г. №292 (см. сроки вступления в силу))

В соответствии с подпунктом 24) статьи 4 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года Об образовании» Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

(В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Правительства Республики Казахстан от 25.04.2015 г. №327, 13.05.2016 г. №292)
(см. предыдущую редакцию)

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию и вводится в действие с 1 сентября 2013 года.

Премьер-Министр Республики Казахстан

Утвержден Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080

Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13.05.2016 г. №292)

Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения

1. Общие положения

1. Настоящий государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения (далее – стандарт) разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» и определяет требования к уровню подготовки детей дошкольного возраста, содержанию дошкольного воспитания и обучения, максимальному объему учебной нагрузки.

В стандарте применяются термины в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании». В дополнение к ним включены следующие термины и их определения:

1) индикатор – показатель уровня развития ребенка;

2) интеграция – процесс установления связи между структурными компонентами содержания;

3) инклюзивное образование – процесс, обеспечивающий равный доступ к воспитанию и обучению всех детей с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

4) образовательная среда – целостная характеристика внутренней жизни дошкольной организации, построенной в логике перспективных задач и набора средств, используемых для эффективного личностного, эмоционального, социального и интеллектуального развития детей дошкольного возраста;

5) образовательная траектория – непрерывный процесс развития ребенка, который намечает педагог совместно с родителями и другими специалистами для достижения определенной цели;

6) организованная учебная деятельность – один из видов деятельности, организованный педагогом и направленный на усвоение знаний, приобретение умений и навыков, необходимых для применения знаний на практике;

7) организация жизнедеятельности детей в дошкольной организации – рациональное распределение времени и создание благоприятных условий для физического, нравственного и интеллектуального развития детей с учетом их возрастных особенностей;

8) предметно-пространственная развивающая среда – система условий, обеспечивающая личностное, эмоциональное, социальное и интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста;

9) режим дня – рациональное распределение времени и правильная взаимопоследовательность различных видов деятельности и отдыха в течение суток, способствующие нормальному развитию ребенка и укреплению его здоровья;

10) типовой учебный план – государственный нормативный документ, составленный на основе стандарта, обеспечивающий образовательный процесс в дошкольной организации.

2. Дошкольные организации Республики Казахстан осуществляют образовательную деятельность в соответствии с:

1) настоящим стандартом;

2) типовыми учебными планами;

3) общеобразовательной учебной программой;

4) другими нормативными правовыми актами Республики Казахстан в области дошкольного воспитания и обучения.

3. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения:

1) определяет содержание дошкольного воспитания и обучения;

2) устанавливает требования к максимальному объему учебной нагрузки, содержанию предметно-пространственной развивающей среды, уровню подготовки воспитанников, организации образовательного процесса дошкольных организаций.

4. Требования стандарта обязательны при разработке:

1) типовых учебных планов;

2) общеобразовательной учебной программы дошкольного воспитания и обучения, которая является основой для разработки образовательных и дополнительных программ, направленных на реализацию интересов и склонностей ребенка;

3) образовательной программы предшкольной подготовки;

4) осуществлении образовательного процесса в дошкольных организациях, независимо от их ведомственной подчиненности, форм собственности, типов и видов;

5) учебно-дидактических пособий и методических рекомендаций для дошкольных организаций;

6) требований государственной аттестации деятельности дошкольных организаций и педагогов;

7) образовательной программы для детей с особыми образовательными потребностями (имеющих различные отклонения в психическом или физическом развитии);

8) образовательных программ дополнительного образования по развитию интересов и склонностей детей;

9) программы курсов повышения квалификации педагогических кадров.

5. В разделе «Требования к уровню подготовки воспитанников» указаны ожидаемые результаты по образовательным областям, реализуемым через организованную учебную деятельность и режимные процессы на основе психолого-педагогической диагностики достижений каждого ребенка.

6. В разделе «Требования к содержанию образования» указаны цель дошкольного образования, нормативные сроки освоения общеобразовательной учебной программы, объем содержания, подлежащий обязательному освоению детьми в дошкольных организациях и предшкольных классах общеобразовательных школ, независимо от их типа, вида и форм собственности, а также языка обучения.

7. В разделе «Требования к максимальному объему учебной нагрузки» указаны продолжительность организованной учебной деятельности согласно возрастной периодизации и проведение ее в соответствии с требованиями санитарных правил.

2. Требования к уровню подготовки воспитанников

8. Содержание общеобразовательной учебной программы дошкольного воспитания и обучения направлено на:

1) повышение качества содержания дошкольного воспитания и обучения за счет достижения системы целей, представленной в виде ожидаемых результатов;

2) формирование духовно-нравственных и социально-культурных ценностей, основанных на национальных традициях, а также общечеловеческих правилах и нормах;

3) обеспечение единства требований к содержанию дошкольного воспитания и обучения, принципов системности, целостности, преемственности и непрерывности между дошкольным и начальным уровнями образования с учетом воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;

4) создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей, в том числе детей с особыми образовательными потребностями;

5) подготовку к постепенному переходу от игровой деятельности к учебной с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей дошкольного возраста;

6) развитие способностей, наклонностей, задатков и дарований в различных видах детской деятельности на основе индивидуального подхода;

7) формирование элементарных двигательных, коммуникативных, познавательных, творческих знаний, умений и навыков, предусматривающих создание равных стартовых возможностей для обучения детей дошкольного возраста в начальной школе.

9. Уровни овладения навыками по каждой возрастной группе приведены в таблицах 1, 2, 3, 4, 5 согласно приложению к стандарту.

10. Сформированные навыки ребенка задают модель выпускника дошкольной организации:

1) физически развитый;

4) эмоционально отзывчивый;

5) овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

6) имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;

7) овладевший необходимыми умениями и навыками для обучения в школе.

3. Требования к содержанию дошкольного воспитания и обучения

11. Целью дошкольного воспитания и обучения является формирование первоначальных знаний, умений и навыков, необходимых для становления личности на данном возрастном этапе.

12. Дошкольное воспитание и обучение направлено на:

1) привитие общечеловеческих ценностей, являющихся основой для формирования личностных качеств ребенка, необходимых в течение всей жизни;

2) реализацию содержания образования, базирующегося на народных традициях, обычаях и нравах, литературе и искусстве, фольклоре и культурном наследии страны;

3) создание условий для инклюзивного образования детей с особыми потребностями;

4) обеспечение психолого-педагогической консультационной поддержки родителей, повышение их компетентностей в вопросах развития детей, охваченных и не охваченных дошкольным воспитанием и обучением.

13. Содержание дошкольного воспитания и обучения основано на пяти образовательных областях: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум», которое реализуется путем их интеграции через организацию различных видов деятельности.

14. Образовательная область «Здоровье».

Цель: развитие сознательного отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – главная ценность, дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формирование физических качеств.

Образовательная область «Здоровье» включает развитие физических качеств; совершенствование основных видов движений; формирование двигательных навыков; организацию и проведение различных подвижных игр; выполнение спортивных упражнений (катание на санках, лыжах, велосипеде, плавание); знакомство с элементами спортивных игр (футбол, баскетбол, бадминтон и др.).

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка; формирование навыков безопасного поведения в быту, на улице, в условиях природы и обогащение двигательного опыта детей через совершенствование основных движений; совершенствование у воспитанников потребности в двигательной активности, используя творческие, познавательные и речевые способности.

Организованная учебная деятельность в образовательной области «Здоровье»:

1) физическая культура;

2) основы безопасного поведения.

15. Образовательная область «Коммуникация».

Цель: развитие у ребенка коммуникативных навыков, необходимых для воспитания полиязычной личности, способной общаться с окружающими людьми.

Образовательная область «Коммуникация» включает развитие устной и связной речи детей в различных формах и видах детской деятельности, творческой речевой деятельности; воспитание звуковой культуры речи; обогащение активного словаря; формирование грамматической стороны речи, развитие знакомства с детской литературой, выразительное чтение и пересказывание; развитие государственного, русского, английского и других языков.

Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми; внимания, интереса к слову, детской литературе.

Организованная учебная деятельность в образовательной области «Коммуникация»:

1) развитие речи;

2) художественная литература;

3) основы грамоты;

4) казахский язык (в группах с русским языком обучения), русский язык (в группах с казахским языком обучения) и один из иностранных языков;

16. Образовательная область «Познание».

Цель: развитие личности дошкольника, владеющего элементарными навыками познавательной деятельности, необходимыми для взаимодействия с окружающим миром.

Образовательная область «Познание» включает формирование элементарных математических представлений: совершенствование представлений о множестве, навыки количественного счета, формирование представлений о геометрических фигурах, ориентировка в пространстве и времени; конструирование из строительного, природного и бросового материалов и деталей конструктора; расширение знаний о предметах и явлениях живой и неживой природы, знание о сезонных явлениях, расширение знаний о растениях, представлений о социокультурных ценностях казахского и других народов, традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, особенностях ее природы.

Организованная учебная деятельность в образовательной области «Познание»:

1) формирование элементарных математических представлений, сенсорика в группах ясельного возраста (от 1 года до 3 лет);

17. Образовательная область «Творчество».

Цель: Развитие чувственно-эмоциональной сферы и воображения у ребенка, как основы культуры творческого мышления.

Образовательная область «Творчество» включает рисование; лепку, аппликацию, развитие восприятия и понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, произведений отечественных композиторов, национальных музыкальных инструментов, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Организованная учебная деятельность в образовательной области «Творчество»:

18. Образовательная область «Социум».

Цель: воспитание любви к Родине, уважения к старшим, позитивного поведения и доброжелательного отношения к окружающим.

Образовательная область «Социум» включает в себя усвоение нравственных норм поведения в обществе, а также общечеловеческих ценностей, умение ребенка общаться со взрослыми и сверстниками; умение быть самостоятельным, отвечать за свои поступки, целенаправленности и регулирования своих действий; развитие нравственных качеств: отзывчивости, сопереживания, уважительного отношения к своим родным и близким, чувства привязанности к своей семье; соблюдение традиций и обычаев, знание и уважение истории, быта казахского народа; расширение представления о том, что Казахстан наш общий дом, а так же уважение традиций, культуры других народов; формирование интереса к различным видам труда и творчества; воспитание основам безопасного поведения в быту, обществе и природе.

Организованная учебная деятельность в образовательной области «Социум»:

2) ознакомление с окружающим миром;

3) основы экологии.

19. Отслеживание уровня воспитания и обучения детей осуществляется на основе мониторинга достижений ребенка в соответствии с возрастом ребенка:

1) 1-уровень – ребенок воспроизводит те или иные действие и знания;

2) 2-уровень – ребенок понимает, что делает, владеет определенным запасом знаний;

3) 3-уровень – ребенок применяет то, что он знает и умеет, самостоятельно и творчески использует знания.

Индикаторы, как показатели, обеспечивают мониторинг развития ребенка и являются основой планирования его индивидуального развития.

20. Срок освоения общеобразовательных учебных программ дошкольного воспитания и обучения – 5 (6) лет. Возрастная периодизация и возрастные группы следующие:

1) ясельный возраст – от 1 года до 3 лет:

ранний возраст – от 1 года до 2 лет (группа раннего возраста);

младший возраст – от 2 до 3 лет (первая младшая группа);

2) дошкольный возраст – от 3 до 6 (7) лет:

младший дошкольный возраст – от 3 до 4 лет (вторая младшая группа);

средний дошкольный возраст – от 4 до 5 лет (средняя группа);

старший дошкольный возраст – от 5 до 6 (7) лет (от 5 до 6 лет — старшая группа в дошкольной организации, от 6 до 7 лет — класс предшкольной подготовки в общеобразовательной школе, лицее, гимназии).

4. Требования к максимальному объему учебной нагрузки

21. Максимальный допустимый объем недельной учебной нагрузки воспитанников и обучающихся, продолжительности организованной учебной деятельности вводится с целью защиты здоровья и психики ребенка.

Это интересно:  Займ по скану паспорта

22. Учебные нагрузки всех возрастных уровней дошкольного образования установлены в типовом учебном плане.

Продолжительность организованной учебной деятельности составляет:

для детей раннего возраста – 7-15 минут;

23. Нормативная учебная нагрузка в неделю для исчисления месячной заработной платы педагогических работников дошкольных организаций и предшкольных классов организаций образования на основании Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» составляет 24 часа (20 часов предусмотрены на основную учебную нагрузку, направленную на реализацию содержания пяти образовательных областей государственного общеобязательного стандарта образования, и 4 часа – на другие виды деятельности (игровая, самостоятельная, творческая, индивидуальная работа и т.д.), реализуемые согласно режиму дня дошкольной организации).

Приложение

к Государственному общеобязательному стандарту дошкольного воспитания и обучения

От 1 года до 2-х лет

От 3-х до 4-х лет

От 4-х до 5-ти лет

От 5-ти до 6-ти лет

От 6-ти до 7-ми лет

Выполняет элементарные навыки умывания, одевания, раздевания с помощью взрослого

Владеет первоначальными навыками личной гигиены

Знает и соблюдает правила личной гигиены

Знает последовательность выполнения гигиенических процедур

Самостоятельно выполняет гигиенические процедуры

Владеет навыками самообслуживания и взаимопомощи при проведении гигиенических процедур, знает и выполняет все способы закаливания

Умеет ходить и бегать в заданном направлении

Владеет первоначальными навыками бега, лазания, прыжков

Владеет элементарными навыками выполнения основных видов движений

Умеет выполнять самостоятельно жизненно важные движения

Проявляет творческий подход при выполнении основных движений

Умеет выполнять основные виды движений, достигая качественных и количественных показателей, соответствующих возрасту

Самостоятельная двигательная активность

Умеет играть рядом, самостоятельно находить яркие, привлекающие внимание предметы в пространстве

Умеет играть в небольшой подгруппе

Умеет соблюдать элементарные правила в совместных играх

Умеет самостоятельно играть в различные игры и соблюдать все правила игры

Владеет навыками организации подвижных игр с группой детей

Умеет произвольно управлять своими движениями и осознанно следовать правилам игры. Сформирован элементарный самоконтроль за двигательной деятельностью

Здоровый образ жизни

Знает приемы повседневного закаливания

Проявляет положительные эмоции при проведении закаливающих процедур и соблюдает осторожность в опасных ситуациях

Знает элементарные правила здорового образа жизни, выполняет по показу взрослого приемы закаливания

Знает и соблюдает элементарные правила поведения в детском саду. Умеет обращаться с растениями, животными и насекомыми

Выполняет осознанно правила безопасности. Понимает важность и необходимость закаливающих процедур

Знает способы закаливания организма и сохранения правильной осанки. Соблюдает режим дня.

От 1 года до 2-х лет

От 2-х до 3-х лет

От 3-х до 4-х лет

От 4-х до 5-ти лет

От 5-ти до 6-ти лет

От 6-ти до 7-ми лет

Умеет выполнять просьбу, выраженную простым предложением

Умеет вступать в контакт со сверстниками

Понимает речь взрослого, умеет слушать вопросы и отвечать на них

Умеет вступать в контакт со взрослыми, детьми и выполнять их просьбы

Знает правила поведения в общественных местах и соблюдает их

Владеет: правилами общения; несловесными средствами общения; речевым этикетом

Грамматический строй речи

Умеет пользоваться простыми словами и объяснять их

Умеет выразить свою мысль, чтобы быть понятым

Умеет применять необходимые слова и словосочетания

Умеет согласованно составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с помощью вопросов взрослого

Умеет проявлять критическое отношение к речи и стремится говорить грамматически правильно

Умеет грамматически правильно конструировать словосочетания и предложения. Использует в речи трудные формы знакомых слов

Звуковая культура речи

Умеет отчетливо произносить гласные и доступные в артикуляционном отношении согласные звуки

Умеет правильно артикулировать гласные и согласные звуки

Умеет четко произносить слова, вслушиваясь в их звучание

Умеет правильно произносить все звуки родного языка

Умеет активно играть со словами, дифференцируя звуки, пользуясь различными способами интонационной выразительности

Умеет: говорить чисто, правильно, выразительно; классифицировать звуки, составлять слоги и слова с помощью условных звуковых обозначений

Воспроизводит правильно слова и фразы, произнесенные взрослыми

Умеет отвечать на вопросы о себе, членах семьи, любимых игрушках

Называет все действия, предметы, явления, их признаки и качества

Умеет пользоваться словами, не опираясь на наглядно представленную ситуацию, активизировать в речи глаголы

Понимает многозначность слова, используя в речи антонимы, синонимы

Владеет навыками словообразования. Умеет объяснять значения слов и употреблять в речи признаки, свойства предметов

Умеет выражать словами и короткими фразами просьбу, внимательно слушать задание и передавать его другому лицу

Умеет пользоваться словами для выражения желаний, чувств, мыслей

Умеет правильно отвечать на вопросы при рассматривании картин, предметов, наблюдать за объектом живой и неживой природы

Владеет основной формой общения, диалогической речью. Умеет использовать высказывания из 2-3 предложений

Умеет составить монолог, употребляя разные части речи, эпитеты и сравнения

Умеет связно, последовательно составлять рассказ по картине, заданной тематике, высказываясь простыми распространенными предложениями

Творческая речевая деятельность

Понимает несложный сюжет маленьких инсценировок с игрушками и умеет подражать их действиям

Умеет рассказывать наизусть потешки для пальчиковых игр

Умеет применять простейшие приемы интонационной выразительности речи для характеристики персонажей

Умеет рассказывать знакомые сказки, сочинять небольшие рассказы по игрушкам

Умеет сочинять истории, понимает и использует слова в переносном и иносказательном смысле

Умеет рассказывать различные истории, сочиняет сказки, проявляет интерес к игре с рифмой и словом

Понимает короткие рассказы, стихотворения, потешки с использованием соответствующих картинок

Умеет эмоционально откликаться на произведения устного народного творчества

Умеет передать свое отношение к персонажу, различным событиям

Умеет называть несколько произведений, которые ему нравятся, использовать литературные образы в игре

Проявляет интерес к книгам, может выразительно читать наизусть стихи

Умеет пересказывать текст знакомых произведений по зрительной опоре

Умеет проводить анализ в трехзвуковых словах. Умеет слышать и выделять ударный слог.

Применяет знания при анализе произношения и звучания звуков. Проводит звуковой анализ 4-х звуковых слов, характеризует звуки.

От 1 года до 2-х лет

От 3-х до 4-х лет

От 4-х до 5-ти лет

От 5-ти до 6-ти лет

От 6-ти до 7-ми лет

Ориентировка в свойствах предметов

Умеет группировать однородные предметы по одному из следующих признаков (величина, форма). Различает четыре основных цвета

Различает основные цвета, форму, величину, фактуру предметов

Знает и называет характерные отличия предметов способом сравнения (наложения, приложения)

Умеет называть признаки и характерные отличия предметов на основе осязательного, слухового и обонятельного восприятия

Умеет рассматривать свойства и признаки предметов как категории познавательной деятельности

Владеет знаниями о свойствах и разновидностях различных материалов, используемых для изготовления предметов в зависимости от их назначения и применения в жизни человека

Познание окружающего мира

Владеет знаниями о себе, семье. Узнает животных, растения, предметы ближайшего окружения

Проявляет любознательность, особый интерес к людям и их поступкам

Владеет способностью замечать и называть простейшие изменения в природе, погоде. Понимает и называет значения сигналов светофора

Понимает простейшие причинно-следственные связи в живой, неживой природе и общественной жизни

Умеет систематизировать, группировать и решать познавательные задачи в наглядно-действенном и наглядно-образном плане. Владеет способностями находить сходство и различие

Умеет обобщать представления об объектах окружающей действительности на основе выделения характерных и существенных признаков

Умеет составлять элементарные конструкции при помощи взрослого

Воспроизводит простые конструкции по показу взрослого (умеет накладывать, приставлять, прикладывать)

Умеет использовать строительный материал, варьируя различными способами. Знает и называет их основные детали

Проявляет самостоятельность при выборе материала для конструкции, стремится выполнять постройки

Владеет несколькими простыми обобщенными способами конструирования и использует одни и те же способы для получения разных результатов

Владеет практическим моделированием реальных и абстрактных объектов из геометрических фигур в виде аппликаций или рисунков

Основы экологической культуры

Умеет различать живые существа, растения, проявляет к ним интерес

Умеет проявлять доброжелательное и бережное отношение к животным

Умеет выполнять элементарные трудовые поручения совместно со взрослыми по уходу за растениями

Владеет некоторыми нормами поведения на природе

Понимает многообразие окружающего мира. Знает признаки и свойства растений, среду обитания животных

Умеет: различать и называть животных и растения по мелким отличительным признакам. Умеет ухаживать за обитателями живого уголка. Умеет соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях

Элементарные математические представления

Понимает указания взрослого и может найти предмет в окружающем пространстве

Владеет первоначальными навыками ориентировки в пространстве

Умеет демонстрировать элементарные представления о времени, пространстве

Имеет представление о времени (части суток: утро, день, ночь; дни: сегодня, вчера, завтра) понятиях: быстро, медленно

Знает структурные характеристики геометрических фигур, количественные отношения в прямом и обратном порядке

Умеет: классифицировать объекты по разным признакам; устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов; владеет приемами логического мышления

Поисковая и экспериментальная деятельность

Владеет умением вталкивать в различные углубления (отверстия) предметы в соответствии с их формой углубления

Умеет экспериментировать с различными предметами (разъединять, соединять, конструировать)

Умеет самостоятельно экспериментировать со знакомыми материалами

Умеет целенаправленно экспериментировать, моделировать с новыми материалами и выделять наиболее общие признаки между предметами

Умеет последовательно и результативно экспериментировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи

Умеет ставить цель в экспериментальной деятельности, достигать результата

Работа с информацией

Проявляет интерес к различным источникам информации

Определяет разницу в старой и новой информации

Понимает необходимость в получении новой информации

Понимает и умеет как представить новую информацию, кому она будет интересна

Владеет умением анализировать полученную информацию и использовать ее осознанно

От 1 года до 2-х лет

От 3-х до 4-х лет

От 4-х до 5-ти лет

От 5-ти до 6-ти лет

От 6-ти до 7-ми лет

Умеет передать веселый характер плясовой мелодии несложными движениями

Знает музыкальные инструменты, различает высокое и низкое звучание музыкальной фразы, проявляет желание петь совместно со взрослыми

Различает темп музыкального произведения, различает звуки по высоте, реагирует на начало и окончание мелодии

Различает тембры голоса, поет протяжно, четко произносит слова; выполняет танцевальные, музыкально-ритмические движения

Владеет простейшими навыками игры на детских музыкальных инструментах, различает основные свойства музыкального звука, длительность, тембр. Владеет способностями к певческой импровизации

Умеет: различать мелодию и аккомпонирующий музыкальный инструмент, звуки регистра. Умеет воспринимать и воспроизводить минорное и мажорное звучание при игре на детских инструментах, пении и танце

Заполняет лист бумаги яркими пятнами, мазками, лепит плоские, круглые формы

Владеет навыками лепки (проделывает углубления, украшает предметы). Умеет проводить на листе бумаги прямые вертикальные, горизонтальные волнообразные линии

Владеет основными техническими навыками и умениями, необходимыми для изобразительной деятельности

Имеет представление о видах изобразительного искусства (живопись, скульптура, народное искусство)

Самостоятельно выбирает технические способы и средства изображения в соответствии с характером образа.

Умеет самостоятельно применять различные технические средства, дополнять и украшать работу новыми деталями

Эстетическое восприятие окружающего мира

Всматривается в яркие цвета красок, проявляет восхищение, радость

Проявляет радость, эмоциональный отклик при рассматривании народных игрушек, отмечает их яркость, красочность

Проявляет интерес к различным видам изобразительного искусства, использует материалы аккуратно

Ритмично располагает геометрические формы и растительные элементы. Эмоционально воспринимает танцевальный характер музыки, замечает красоту окружающего мира

Проявляет интерес к декоративному искусству, дизайну, выбирает и обосновывает приемы работы, использует рационально материалы для работы, эмоционально откликается на красоту природы, одежду и убранство помещений

Имеет представление о значении цветовой насыщенности (фактуры) рассматриваемого предмета. Владеет навыками первичного анализа произведений искусства в контексте других видов искусства

От 1 года до 2-х лет

От 3-х до 4-х лет

От 4-х до 5-ти лет

От 5-ти до 6-ти лет

От 6-ти до 7-ми лет

Навыки культуры поведения

Владеет элементарными нормами поведения и сформированы положительные привычки

Понимает нормы и правила поведения, использует слова приветствия, прощания, благодарности

Владеет знаниями о человеческих отношениях, понимает эмоциональное состояние

Проявляет элементарную заботу о близких и окружающих людях

Умеет просить помощь в необходимых ситуациях, уважает желания других людей

Знает о нравственных нормах поведения, этикете, правилах поведения на природе

Взаимодействие со взрослыми и сверстниками

Умеет внимательно слушать взрослого, выполняет его указания. Запоминает и выполняет несложные поручения

Проявляет отзывчивость, доброжелательность, сочувствие к близким людям, сверстникам

Умеет входить в устойчивые игровые объединения со сверстниками и общаться со взрослыми на познавательные темы

Выполняет совместные со взрослыми трудовые действия. Осознает свое положение среди сверстников и свое «Я»

Умеет сотрудничать со взрослыми и сверстниками, ставить общую цель и обсуждать их результаты

Умеет дружно включаться в совместную деятельность со взрослыми, стремиться быть полезным и получать удовлетворение

Представление о нравственных нормах

Умеет пользоваться словами, необходимыми для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими

Знает и понимает, что такое «хорошо», а что такое «плохо»

Умеет оценивать свой поступок и сказочных персонажей

Соблюдает нравственные нормы и правила поведения в обществе

Соблюдает нравственные нормы поведения, испытывает радость, удовлетворение от хороших поступков, переживание при нарушении моральных норм

Знает этические нормы и ценности своего и других народов, проявляет эмпатию, толерантность. Владеет умением взаимосвязи в социальном мире, коммуникативными навыками по соблюдению правил общественного порядка

Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования)

1. Общие положения

1. Настоящий государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования) (далее – Стандарт) разработан в соответствии со статьей 56 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании».

2. Общеобразовательные организации Республики Казахстан осуществляют образовательную деятельность в соответствии с:

1) настоящим государственным общеобязательным стандартом среднего образования;

2) типовыми учебными планами;

3) другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом Республики Казахстан в области среднего образования.

3. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования:

1) определяет общие нормы, структуру и состав базового (обязательного) содержания среднего образования;

2) регламентирует объем учебной нагрузки обучающихся, условия организации образовательного процесса, систему контроля и оценивания знаний;

3) устанавливает требования к уровню подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях;

4) устанавливает требования к условиям осуществления образовательного процесса: рациональному использованию средств государственного бюджета, нормативному обеспечению материально-технической базы общеобразовательных организаций и охраны здоровья и безопасности обучающихся.

4. В Стандарте среднего образования применяются термины, определения и сокращения в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании». В дополнение к ним включены следующие термины и их определения:

1) Базовое содержание образования – состав и объем содержания среднего образования, подлежащего обязательному освоению в общеобразовательных организациях независимо от их форм собственности, типа и вида, достаточного для продолжения обучения на последующих уровнях образования.

2) Инвариантный компонент типового учебного плана — совокупность предметов, включенных в государственный общеобязательный стандарт среднего образования и обязательных для изучения в общеобразовательных организациях.

3) Вариативный компонент типового учебного плана — совокупность учебных предметов и курсов, определяемых общеобразовательной организацией с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.

4) Максимальный объем учебной нагрузки — объем учебного времени, необходимый для освоения содержания учебных предметов инвариантного и вариативного (школьного и ученического) компонентов типового учебного плана и установленный по уровням среднего образования и учебным годам.

5) Типовой учебный план – нормативный правовой акт, являющийся составной частью государственного общеобязательного стандарта среднего образования, регламентирующий перечень и объем учебных предметов, устанавливающий инвариантный и вариативный компоненты учебной нагрузки и характеризующий на уровнях начального, основного среднего образования язык обучения, на уровне общего среднего образования язык и направление обучения; является исходным документом для финансирования деятельности организации образования.

6) Рабочий учебный план — документ, разрабатываемый общеобразовательной организацией на основе типового учебного плана с учетом образовательных потребностей обучающихся.

7) Обязательная учебная программа – документ, определяющий по каждому учебному предмету, входящему в инвариантный компонент типового учебного плана, содержание и объем знаний, умений и навыков.

8) Вариативная учебная программа – документ, определяющий по учебному курсу, входящему в вариативный компонент типового учебного плана, содержание и объем знаний, умений и навыков.

Это интересно:  Обязанности функции достижения в резюме продавца консультанта

9) Уровень подготовки обучающегося — степень освоения обучающимся содержания среднего образования, выражающаяся в личностном, системно-деятельностном и предметном результатах.

10) Базовый уровень освоения содержания образования — уровень освоения обучающимися обязательного минимума объема знаний, умений и навыков.

11) Продвинутый уровень освоения содержания образования – уровень освоения обучающимися расширенного и углубленного объема знаний, умений и навыков.

12) Портфолио обучающегося — набор индивидуальных образовательных достижений и результатов обучающегося в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, спортивной, социальной, коммуникативной.

13) Попечительский совет — выборный орган, являющийся формой коллегиального управления общеобразовательной организацией.

5. Государственный общеобязательный стандарт образования содержит общие нормы и содержание образования и отражает интересы личности, общества и государства.

6. Настоящий стандарт служит основой:

1) для разработки обязательных и вариативных учебных программ, учебников и учебно-методических комплексов, а также для экспертизы их качества;

2) для обеспечения преемственности между уровнями среднего образования;

3) для осуществления образовательного процесса в общеобразовательных организациях;

4) для разработки оценочной системы определения результата деятельности педагога, общеобразовательной организации, составления контрольно-измерительных материалов для выявления уровня подготовки обучающихся и их итоговой аттестации;

5) для разработки программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

2. Требования к содержанию образования

7. Общеобразовательные учебные программы начального образования направлены на формирование личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности: прочных навыков чтения, письма, счета, опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения для последующего освоения образовательных программ основной школы.

8. Начальное образование обеспечивает формирование нравственных качеств личности ребенка, его эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, положительной мотивации к учебному процессу, развитие его индивидуальных способностей и умений в познавательной деятельности.

9. Содержание начального образования включает семь образовательных областей: «Язык и литература», «Математика», «Естествознание», «Человек и общество», «Искусство», «Технология», «Физическая культура».

10. Общеобразовательные учебные программы основного среднего образования направлены на освоение обучающимися базисных основ системы наук, формирование у них высокой культуры межличностного и межэтнического общения, самоопределение личности и профессиональную ориентацию.

11. Основное среднее образование обеспечивает освоение обучающимися базисных основ наук, привитие у них высокой духовно-нравственной культуры и культуры межличностного и межэтнического общения, самоопределение и самореализацию личности, формирование функциональной грамотности, реализацию предпрофильной подготовки.

12. Содержание основного среднего образования включает семь образовательных областей: «Язык и литература», «Математика и информатика», «Естествознание», «Человек и общество», «Искусство», «Технология», «Физическая культура».

13. Общеобразовательные учебные программы общего среднего образования разрабатываются на основе дифференциации, интеграции и профессиональной ориентации содержания образования с введением профильного обучения по естественно-математическому и общественно-гуманитарному направлениям.

14. Общее среднее образование обеспечивает освоение обучающимися целостной, относительно завершенной системы знаний о природе, обществе и человеке, развитие функциональной грамотности, дальнейшее интеллектуальное, нравственно-духовное и физическое развитие личности, условия выбора направления будущей профессии на основе дифференциации, интеграции и профилизации содержания образования.

15. Содержание общего среднего образования включает шесть образовательных областей: «Язык и литература», «Математика и информатика», «Человек и общество», «Естествознание», «Технология», «Физическая культура».

16. Каждая из образовательных областей включает родственные учебные предметы.

17. Образовательная область «Язык и литература» включает предметы: «Грамота (чтение, письмо)», «Литературное чтение», «Казахский язык», «Казахская литература» (для общеобразовательных организаций с казахским языком обучения, для общеобразовательных организаций с неказахским языком обучения), «Русский язык», «Русская литература» (для общеобразовательных организаций с русским языком обучения), «Русский язык», «Русская литература» (для общеобразовательных организаций с казахским и другими нерусскими языками обучения), «Иностранный язык».

18. В общеобразовательных организациях с языком обучения этноса, компактно проживающего на территории Казахстана, в образовательную область «Язык и литература» дополнительно входят «Родной язык и литература» данного этноса. Решение вопроса изучения обучающимися языка конкретного этноса как родного в местах его компактного проживания входит в компетенцию местных исполнительных органов образования. Предметы «Родной язык» («Уйгурский язык», «Узбекский язык», «Таджикский язык») и «Литература» («Уйгурская литература», «Узбекская литература», «Таджикская литература») включаются в инвариантный компонент типового учебного плана.

19. В образовательную область «Математика и информатика» входят предметы: «Математика», «Алгебра», «Алгебра и начала анализа», «Геометрия», «Информатика».

20. В образовательную область «Естествознание» входят предметы: «Познание мира», «Естествознание», «География», «Биология», «Физика», «Химия».

21. В образовательную область «Человек и общество» входят предметы: «История Казахстана», «Всемирная история», «Человек. Общество. Право», «Самопознание».

22. Образовательная область «Искусство» состоит из предметов: «Музыка», «Изобразительное искусство».

23. В образовательную область «Технология» входят предметы: «Трудовое обучение», «Черчение», «Технология».

24. Образовательная область «Физическая культура» состоит из предметов: «Физическая культура», «Начальная военная подготовка».

(Пункт 25 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлениями Правительства Республики Казахстан от 25.04.2015 г. №327, 13.05.2016 г. №292)

26. Содержание учебного курса «Правила дорожного движения» в 3-4 классах реализуется в рамках следующих учебных курсов: «Родной язык», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология»; в 6, 8 классах реализуется во внеурочное время, за счет классных часов и факультативов.

(Пункт 26 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлениями Правительства Республики Казахстан от 25.04.2015 г. №327, 13.05.2016 г. №292)

27. Представление в Стандарте базового содержания среднего образования обеспечивает:

1) единство образовательного пространства Республики Казахстан, системность, преемственность и непрерывность содержания среднего образования по образовательным областям и уровням образования;

2) равенство возможностей и доступности среднего образования для всех обучающихся;

3) соблюдение единых требований к содержанию среднего образования независимо от типов общеобразовательных организаций, форм и видов обучения.

28. Инвариантный компонент содержания среднего образования реализуется в типовых учебных планах, вариативный компонент – в рабочих учебных планах.

29. В целях сохранения фундаментальности среднего образования и соблюдения государственных требований к базовому содержанию среднего образования инвариантный компонент определяется не ниже 90 % на уровне начального, не ниже 85 % – на уровне основного среднего и не ниже 75 % – на уровне общего среднего образования от общего объема часов.

30. Обязательные учебные программы реализуют базовое содержание среднего образования и определяют требования к подготовке обучающихся соответствующих уровней среднего образования. Вариативные учебные программы реализуют содержание учебных предметов и курсов, входящих в вариативный компонент.

31. Общее среднее образование осуществляется на основе профильного обучения по двум направлениям: общественно-гуманитарному, естественно-математическому. В целях реализации дифференцированного обучения и удовлетворения познавательных потребностей обучающихся в рамках двух направлений вводится профилизация обучения по смежным (родственным) предметам согласно типовому учебному плану (далее — ТУП) для углубленного изучения отдельных предметов.

32. Учебные предметы инвариантного компонента во всех ТУП остаются неизменными, что обеспечивает единые требования к базовому содержанию среднего образования для всех типов и видов общеобразовательных организаций.

33. Преемственность содержания основного среднего образования и технического и профессионального образования реализуется путем углубленного изучения отдельных и смежных предметов, в том числе предметов технологического направления, в рамках предпрофильного обучения. Преемственность содержания общего среднего образования и высшего образования реализуется путем углубленного изучения отдельных и смежных предметов в рамках профильного обучения.

34. Выбор обучающимися направления предпрофильного обучения на уровне основного среднего образования и профильного обучения на уровне общего среднего образования осуществляется при участии родителей и попечительского совета.

3. Требования к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся

35. Продолжительность учебного года в 3, 4, 6, 8-11 классах – 34 учебные недели.

(Пункт 35 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлениями Правительства Республики Казахстан от 25.04.2015 г. №327, 13.05.2016 г. №292)

36. Максимальные объемы недельной учебной нагрузки обучающихся, включая все виды классной и внеклассной (факультативные, индивидуальные и кружковые занятия) учебной работы, не должны превышать в: 3 классе – 29 часов, 4 классе – 29 часов, 6 классе – 33 часов, 8 классе – 36 часов, 9 классе – 38 часов, 10 классе – 39 часов, 11 классе – 39 часов.

(Пункт 36 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлениями Правительства Республики Казахстан от 25.04.2015 г. №327, 13.05.2016 г. №292)

37. Продолжительность каникулярного времени в учебном году составляет не менее 30 дней в 3, 4, 6, 8-11 классах. Каникулы предоставляются 3 раза в учебном году – осенью, зимой и весной. Конкретные сроки каникул устанавливаются уполномоченным органом Республики Казахстан в области образования.

(Пункт 37 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлениями Правительства Республики Казахстан от 25.04.2015 г. №327, 13.05.2016 г. №292)

38. Учебное время, отводимое в типовых и рабочих учебных планах на изучение предмета, учитывается при разработке структуры и содержания соответствующих обязательных и вариативных учебных программ.

39. Общий объем учебной нагрузки обучающихся по предметам, составляющим инвариантный и вариативный компоненты, устанавливается ТУП.

40. Объем обязательной учебной нагрузки обучающихся по предметам с учетом направления обучения устанавливается ТУП.

41. Максимальная учебная нагрузка обучающихся с учетом их потребностей устанавливается рабочим учебным планом общеобразовательной организации.

4. Требования к уровню подготовки обучающихся

42. Уровень подготовки обучающихся оценивается с охватом трех аспектов:

1) личностные результаты;

2) системно-деятельностные результаты;

3) предметные результаты.

43. Личностные результаты отражаются в:

1) проявлении уважения к Конституции Республики Казахстан, к закону и правопорядку;

2) проявлении активной гражданской позиции, высоких патриотических чувств, готовности к служению своей Родине и защите ее интересов;

3) владении государственным и родным языками, уважении к истории, культуре, традициям и другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана;

4) стремлении беречь и приумножать природу родного края, своей страны, проявлении активной позиции в охране окружающей среды;

5) ведении здорового образа жизни, навыков сохранения собственной безопасности и окружающих людей;

6) проявлении высокой культуры человеческого общения, соблюдении этических норм;

7) способности к самообразованию и самореализации и созидательному труду;

8) уважении к старшему поколению и заботе о младших, проявлении доброты и чуткости к другим;

9) умении адекватно оценивать особенности социальной среды, противостоять антиобщественным явлениям, деструктивным воздействиям идеологического, противоправного и религиозного характера.

44. Личностные результаты отслеживаются в форме психолого-педагогического мониторинга уровня воспитанности, социализации и духовно-нравственного, творческого и физического развития обучающегося и фиксируются в его портфолио.

45. Системно-деятельностные результаты отражаются в:

1) владении системой знаний по основам наук и сферам применения научных достижений для прогресса человеческого общества;

2) умении анализировать, обрабатывать, синтезировать и использовать научную информацию;

3) владении методами познания, проектирования, конструирования и исследования, творческого применения;

4) владении современными информационно-коммуникационными технологиями;

5) владении развитыми коммуникативными способностями, полиязыковой культурой.

46. Системно-деятельностные результаты определяются достижениями обучающегося по предметным олимпиадам, курсам по выбору, выполнению творческих учебных проектов, а также другим видам исследовательской деятельности и фиксируются в его портфолио.

47. Предметные результаты отражаются в знаниевой и деятельностной подготовке обучающихся по освоению базового содержания среднего образования.

(Пункт 48 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлениями Правительства Республики Казахстан от 25.04.2015 г. №327, 13.05.2016 г. №292)

49. Базовый уровень освоения учебных предметов включает обязательный минимум объема знаний обучающихся и их умений и навыков.

50. Продвинутые (возможный и предпрофильный/профильный) уровни освоения учебных предметов включают расширенный и углубленный объем знаний обучающихся, их умений и навыков. Возможный уровень освоения учебных предметов реализуется по выбору общеобразовательной организации на основе вариативных учебных программ для 6, 8-11 классов. Предпрофильный (8-9 классы) и профильный (10-11 классы) уровни освоения учебных предметов реализуются на основе типовых учебных программ для углубленного изучения.

(Пункт 50 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 13.05.2016 г. №292)
(см. предыдущую редакцию)

51. Освоение обучающимися обязательного (базового) уровня среднего образования и объема учебной нагрузки на всех уровнях среднего образования контролируется уполномоченным органом в области образования.

52. Освоение предлагаемого общеобразовательной организацией содержания среднего образования (углубленного, расширенного) контролируется местными органами образования.

53. Предметные результаты освоения содержания среднего образования оцениваются пятибалльной системой.

54. Формами контроля могут быть: устные, письменные и творческие экзамены, открытые и закрытые формы тестовых заданий, контрольные работы, устный опрос и собеседование.

5. Требования к условиям организации образовательного процесса

55. Финансовое обеспечение общеобразовательной организации должно быть достаточным:

1) для гарантированного бесплатного общедоступного среднего образования;

2) для создания необходимой материально-технической базы общеобразовательной организации;

3) для создания условий обеспечения безопасности жизни и охраны здоровья обучающихся.

56. В целях укрепления здоровья обучающихся и повышения их двигательной активности местные исполнительные органы обеспечивают организацию спортивных секционных занятий в форме внеклассной работы.

57. Система оплаты труда работников государственных организаций образования определяется в порядке, установленном статьей 52 действующего Закона Республики Казахстан «Об образовании».

58. Обучающиеся, которые по состоянию здоровья в течение длительного времени не могут посещать общеобразовательную организацию, обеспечиваются индивидуальным бесплатным обучением на дому или в лечебных организациях.

59. Для обучающихся с ограниченными возможностями в развитии создаются условия для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации.

60. Общеобразовательная организация должна обеспечиваться материально-технической базой, отвечающей санитарно-гигиеническим правилам и нормам.

61. Материально-техническая база общеобразовательной организации включает:

1) здания с соответствующей инфраструктурой, обеспечивающей безопасные и комфортные условия для проведения уроков и внеурочных мероприятий, отдыха, питания, медицинского обслуживания, занятия спортом, проведения культурно-массовых мероприятий, развития творческих способностей обучающихся и отвечающей санитарно-эпидемиологическим требованиям;

2) учебные предметные кабинеты, оснащенные современным оборудованием (средства связи и коммуникации, сетевого взаимодействия, широкополосный интернет, мультимедийные кабинеты, интерактивную доску, аудио- и видеотехнику, цеха и мастерские);

3) необходимые световой и воздушно-тепловой режимы помещений, гардеробы, санузлы и комнаты личной гигиены в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

4) специально созданные условия в зданиях для обучающихся с ограниченными возможностями;

5) здания для проживания, питания и отдыха обучающихся в условиях школы-интерната, пришкольный участок.

62. Местные исполнительные органы и общеобразовательная организация создают условия для безопасности жизни и охраны здоровья обучающихся путем:

1) пропаганды здорового образа жизни;

2) усиления социальной и психологической службы;

3) обеспечения охраны здания;

4) организации тесной связи с местным населением и родительской общественностью;

5) изучения неформального окружения обучающихся;

6) проведения профилактических мероприятий (социологический опрос, психологическая поддержка, проведение встреч с работниками органов правопорядка и медицинских учреждений);

7) своевременной организации проведения профилактического медицинского осмотра;

8) соблюдения техники безопасности, правил противопожарных мер предосторожности;

9) соблюдения светового и воздушно-теплового режима помещений;

10) соблюдения режима работы с компьютерной техникой;

11) пропаганды соблюдения правил безопасности дорожного движения;

12) соблюдения техники безопасности при перевозке детей.

63. Образовательный процесс в общеобразовательных организациях, в том числе частных, осуществляется в рамках рабочего учебного плана, который разрабатывается на основе ТУП, утверждается общеобразовательной организацией самостоятельно и согласовывается с местными исполнительными органами образования.

64. Образовательный процесс в республиканских общеобразовательных специализированных школах-интернатах осуществляется в рамках рабочего учебного плана, который разрабатывается на основе ТУП и утверждается уполномоченным органом в области образования Республики Казахстан.

65. Деление класса на 2 группы осуществляется в городских общеобразовательных организациях при наполнении класса в 24 и более обучающихся, в сельских – 20 и более обучающихся, в малокомплектных школах – не менее 10 обучающихся при проведении уроков:

1) по казахскому языку в 3, 4, 6, 8-11 классах с неказахским языком обучения;

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, mirznanii.com, base.spinform.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector