Требования к служебному поведению муниципального служащего

Государственная служба — особый, специфический вид профессиональной деятельности, который направлен на обеспечение исполнения полномочий государственных органов и имеет свою профессиональную этику. Обязательность такой этики обусловлена тем, что авторитет властных органов государства связан с нравственными качествами самих служащих: порядочностью, самоотверженностью, компетентностью и т.д.

Все требования к служебному поведению содержатся в Федеральном законе О государственной гражданской службе Российской Федерации» .

Эти требования подразделяются на три типа нравственных норм:

1) предписывающие (как требуется поступать с точки зрения профессиональной морали государственного служащего);

2) запретительные (что не допускается в границах служебного поведения);

3) рекомендательные (как следует себя вести в какой-либо ситуации в служебное, а также неслужебное время).

Гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности на высоком профессиональном уровне, добросовестно;

2) учитывать то, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют содержание и смысл его профессиональной служебной деятельности;

3) профессиональная служебная деятельность должна осуществляться в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным организациям, объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам;

5) не совершать действия, связанные с влиянием личных, финансовых и других интересов, которые препятствуют честному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения для гражданских служащих, установленные действующим Федеральным законом или иными федеральными законами;

7) исключать возможность влияния на свою служебную деятельность решений политических партий, общественных объединений либо религиозных организаций, т.е соблюдать нейтралитет;

8) не совершать поступки, которые могут обесчестить или опорочить достоинство;

9) выражать корректность по отношению к гражданам;

10) уважать нравственные обычаи и традиции народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные свойства различных социальных, этнических групп и конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать таких конфликтных ситуаций, которые способны навредить репутации или авторитету любого государственного органа;

14) исполнять установленные правила выступлений на публику и предоставлениякакой-либо служебной информации.

Требования к поведению чиновника должны быть более строгими, чем моральные нормы, предписанные обычным гражданам. Конечно, в законе сложно предусмотреть все нравственные столкновения, которые могут произойтив практической деятельности государственного служащего. Личный моральный выбор, позиции и убеждения самого человека, его совесть не могут заместить главы закона.

Обществом к поведению работников государственной службы всегда предъявлялисьвысокие требования. И это правильно. Государственный деятель должен быть примером для граждан, показывать эталон нравственных качеств, тем самым формировать положительный образ государства. Для этого государственный служащий должен показывать высокий профессиональный уровень. Однако в работе кадровых служб применяются устаревшие технологии, не используются в полной мере механизмы стимулирования государственных служащих по добросовестному исполнению своих обязанностей на должном уровне, присутствует недостаточное качество профессионального обучения. Указанные проблемы связаны с отсутствием системного применения новых кадровых технологий и аттестаций на гражданской службе, с недостаточной открытостью и координированностью государственной службы. Требуется ориентирование на обеспечение законных прав и интересов граждан государства, взаимодействие с институтом гражданского общества, повышение авторитета государственного гражданского служащего.

Также необходимо отметить важность создания Комиссий по контролю над соблюдением требований государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» иУказ Президента Российской Федерации «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» предусматривают, что для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения в органах местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии по соблюдению требований к гражданскому служащему.

Однако реализация этого подхода связана с существенными трудностями. Чаще всего органы местного самоуправления не имеют таких структурных подразделений, руководители которых обязаны входить в состав Комиссий : это председатель комиссии, руководитель подразделения службы кадров, юридического подразделения и т.д. Плюс к этому, тяжело обеспечить включение в состав комиссии представителей научных объединений и образовательных учреждений профессионального образования, связанных с государственной службой, а также представителей общественных организаций.

К общим принципам контроля в органах государственного и муниципального управления можно отнести:

— массовость (привлечение к контролю в необходимых случаях широких слоев населения);

— повсеместность (производится повсюду, во всех сферах государственных органов);

— всесторонность (охватывает и проверяет все стороны объекта управления);

— реальность (осуществляется действительный, фактический контроль);

— объективность (справедливое оценивание результатов контроля управленческих органов);

— результативность (получение конкретного итога от действий по контролированию органов управления);

— гласность (широкое информирование населения, прежде всего через средства массовой информации);

Если говоритьо проблемах успешного формирования государственной гражданской службы, то стоит затронуть тему правового нигилизма в России. Правовой нигилизм — одна из форм общественного сознания, которая имеет свою структуру, уровни; обладает совокупностью чувств, представлений, переживании и эмоций по поводу непризнания, либо отрицания правовых форм регуляции и выдвигает альтернативные идеи и способы организации отношений в обществе.

Правовой нигилизм государственных служащих представляет собой разновидность правового нигилизма личности, заключающийся в сознательном отказе чиновником от закона и выборе другого способа урегулирования общественных отношений с использованием его служебного положения и властных полномочий.

В России нигилизм обнаруживается во многом, несмотря на то, что государство борется с его проявлениями посредством выделения огромных средств и применения государственных сил. Несомненно, здесь может послужить примером коррупция — проблема, возникшая на Руси с древних времен.

Обратившись к статистическим данным за 2013 год, наблюдается странная тенденция в борьбе с коррупцией, которую отметил судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации: обычные люди с конвертами попадают под суд значительно чаще, чем чиновники-взяточники. Конечно, чиновники предпочитают защищаться в суде, потому что знают судебную систему, которая тоже не идеальна, ведь судье тоже можно предложить взятку (см. приложение 1).

Кроме коррупции, существует ещё одна важная проблема — безнаказанность совершивших преступление служащих. В большинстве случаях суд не хочет связываться с чиновником, беспокоясь о последующем вреде от служащего.

К наиболее опасным следствиям правового нигилизма государственных служащих относятся: потеря взаимопонимания между государством и гражданами; провоцирование граждан к злоупотреблению своими полномочными правами; возникновение социальной напряженности; «поощрение» незаконных ценностей; пассивность личности гражданского служащего, ее отстраненность от участия в социальном и государственном развитии; быстрый рост криминала в экономике; варварскую олигархию; преступные объединения, которые диктуют государству свою волю и разворовываютгосударственные и общественные фонды. Правовой нигилизм чиновника искажает исполнение законов, нарушает права и интересы граждан, способствует злоупотреблением должностными полномочиями.

На сегодняшний день видно, что существующая система мотивации труда гражданских служащих и контроль за их должным исполнением обязанностей в Российской Федерации находятся на низком уровне. Но при этом в России уже существует множество законодательных постановлений и федеральных программ, которые включают в себя методические проработки задач Комиссий по контролю исполнения управленческих решений, а также мотивационные механизмы и технологии по повышению компетентности и профессиональности государственных и муниципальных служащих. Проблема состоит в том, чтобы научиться их правильно применять, оптимально и эффективно выстраивая работу чиновников.

Требования к служебному поведению муниципального служащего

Об утверждении Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих муниципального образования Город Саратов и урегулированию конфликта интересов (с изменениями на 23 марта 2020 года)

Об утверждении Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих образования «Город Саратов» и урегулированию конфликта интересов (с изменениями на 23 марта 2020 года) Об утверждении Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих муниципального образования «Город Саратов» и урегулированию конфликта интересов (с изменениями на 23 марта 2020 года)

Требования к служебному поведению гражданского служащего

Требования к служебному поведению гражданского служащего установлены Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». 7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

Новый Кадровый Корпус

Во всех обществах реально существуют разного рода системы социальных критериев оценки личности, на основе которых людям предоставляются те или иные права и на них возлагаются те или иные обязанности. К таким системам оценки личности относятся разнообразные аттестаты об образовании, квалификационные дипломы, справки о состоянии здоровья, положения конституций и нормы законов, в соответствии с которыми одни люди в праве претендовать на занятие тех или иных должностей, а другие — не в праве.

В соответствии со статьями 11, 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьями 12, 14.1, 14.2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статьями 9, 11.1 Закона Оренбургской области от 10.10.2007 № 1611/339-IV-ОЗ «О муниципальной службе в Оренбургской области», Указом Президента Российской Федерации от 01.07.

Краснодарский край

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ «О службе в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года N 885 «Об утверждении общих принципов поведения государственных служащих», Законом Краснодарского края от 8 июня 2007 года N 1244-КЗ «О муниципальной службе в Краснодарском крае», в целях обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения муниципальными служащими администрации муниципального образования город-курорт Анапа должностных обязанностей, соблюдения правил служебного поведения, исключения злоупотреблений и урегулирования конфликта интересов:

Поведение муниципального служащего

2. Типовой кодекс является основой для разработки соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (далее — государственные (муниципальные) служащие). 3. Типовой кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми должны руководствоваться государственные (муниципальные) служащие независимо от замещаемой ими должности.

Основы государственной службы и кадровой политики

Требования к служебному поведению гражданских служащих. Урегулирование конфликта интересов

В отличие от этических правил требования к служебному поведению государственных служащих России закреплены нормативно. Впервые они были установлены в 2002 г. указом Президента РФ 1 Указ Президента РФ № 885 от 12 августа 2002 г. «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». , а в 2004 г. были зафиксированы в ст. 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ.

Федеральный закон № 79-ФЗ обязывает гражданского служащего:

исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне. Это требование вытекает из существа гражданской службы как профессиональной служебной деятельности. Оно обязывает каждого служащего быть настоящим профессионалом своего дела и работать на совесть;

  • исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности. Конституция РФ устанавливает три основные обязанности государства а значит, и государственного служащего: признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Законодатель исходит из того, что это не только прямая обязанность чиновника, но и его нравственный долг;
  • осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа. Служащий должен соответствовать своему назначению — профессионально обеспечивать реализацию компетенции своего государственного органа и не выходить за эти рамки. В противном случае это деяние будет называться «злоупотребление служебным положением»;
  • не оказывать предпочтения каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам. Требование означает, что гражданский служащий обязан в своей служебной деятельности учитывать права и законные интересы всех сторон, не выделяя какой-либо из них и не оказывая ей преференции. Вместе с тем эта обязанность не означает запрета гражданскому служащему состоять в тех или иных политических, религиозных и других общественных объединениях. Он может быть членом или сочувствующим, например, политической партии, но только официально зарегистрированной. Кроме того, цели и задачи этой партии или объединения в глазах служащего не должны превалировать над целями и задачами государственной службы;
  • не совершать действий, связанных с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей. Это одно из антикоррупционных требований. При принятии решений гражданский служащий обязан отстаивать интересы государства. За свою служебную деятельность он не должен получать каких-либо материальных или нематериальных вознаграждений от физических или юридических лиц, не предусмотренных законом; соблюдать ограничения, установленные законодательством для гражданских служащих. Законодатель помимо формального юридического запрета возвел данное положение в ранг нравственного требования, тем самым усиливая его действие;
  • соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и организаций. Данное положение означает, что в своей служебной деятельности государственный служащий обязан руководствоваться не решениями политических партий, религиозных и других организаций, а только решениями государственного органа. На государственной службе чиновник должен быть политически нейтрален;
  • не совершать поступков, порочащих его честь и достоинство. Гражданский служащий представляет государство. От репутации гражданских служащих в обществе зависит авторитет государственной власти. Поэтому авторитет государства начинается с чести, достоинства, имиджа, уровня социального статуса служащего;
  • проявлять корректность в обращении с гражданами. Данное требование обязывает государственного служащего быть доброжелательным и вежливым с гражданами, которые обращаются в государственные органы с жалобами, заявлениями, предложениями;
  • проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации. Это специальное требование, обусловленное полиэтническим и многоконфессиональным составом России. Во-первых, данное положение требует, чтобы чиновники знали эти традиции и обычаи. Во-вторых, работники органов государственной власти должны поддерживать только те местные традиции и обычаи, которые служат делу гражданского согласия и не разжигают национальной, религиозной или социальной розни;
  • учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий. Это требование обязывает гражданских служащих прежде всего знать культурные и иные особенности местного населения и непременно их учитывать в своей служебной деятельности. Особое значение имеет внимание к языку, этикету, правилам вежливости, традициям, культуре, религии народов. Их особенности в административно-служебной деятельности необходимо знать и учитывать. Невнимание к ним чревато этническими и религиозными конфликтами;
  • способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию. В России как евразийском государстве переплетаются православная, азиатская (мусульманская и буддистская), западная (католическая) и другие культуры и конфессии. Гражданский служащий обязан не только знать и учитывать этнические и религиозные особенности разных регионов страны, но и всячески способствовать установлению гражданского мира и согласия между народами и конфессиями Российской Федерации. Гражданские служащие обязаны пресекать все попытки пропаганды, агитации и действий, направленных на подрыв государственного единства страны, на разжигание национальной, расовой или религиозной вражды;
  • не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа. Гражданский служащий, как лицо, представляющее государство, должен заботиться о своей репутации и авторитете государства. Поэтому он должен воздерживаться от действий, которые могут нанести моральный или материальный ущерб государственному органу, не создавать конфликтных ситуаций как внутри государственного органа, так и в обществе;
  • соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации. По этому поводу наряду с официальным запретом законодатель установил еще и нравственное требование. Гражданскому служащему запрещается допускать публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственных органов и их руководителей. То же самое касается предоставления служебной информации; нельзя без разрешения разглашать сведения о деятельности государственного органа и о лицах, которые там служат. Правда, здесь появляется опасность противоправной бюрократической привычки скрывать всю информацию.
  • Это интересно:  Надбавка за стаж пенсионерам в 2020 году

    Отдельное требование к служебному поведению адресовано руководителям государственного органа или его структурного подразделения: они обязаны не допускать случаев принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Законодатель еще раз подчеркивает мысль о нежелательности участия гражданских служащих в деятельности партий и других общественных объединений. Как видим, прямого запрета на политическую деятельность чиновника нет, ибо это стало бы нарушением конституционной нормы о свободе слова и убеждений человека и гражданина. Но такая его политическая активность не приветствуется, поскольку идет в ущерб государственному органу.

    Ввиду особой актуальности данной проблемы, а также в связи с усилением борьбы с коррупцией политическое руководство вновь обратилось к ее правовому регулированию. В июле 2009 г. вышел указ Президента РФ «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и в общие принципы, утвержденные этим указом» № 814.

    Обратим внимание, что законодатель вновь обратился к термину «принципы» служебного поведения. При этом речь идет о служащих всех видов государственной службы.

    В данном правовом акте говорится: «Внести в Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и в общие принципы служебного поведения государственных служащих», утвержденные этим Указом, следующие изменения:

    а) преамбулу Указа изложить в следующей редакции:

    «В целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения федеральными государственными служащими и государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации должностных обязанностей, исключения злоупотреблений на федеральной государственной службе и государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации постановляю»;

    б) изложить общие принципы служебного поведения государственных служащих в новой редакции (прилагаются)».

    Общие принципы служебного поведения государственных служащих

    1. Настоящие общие принципы представляют собой основы поведения федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (далее — государственные служащие), которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.

    2. Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

    а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;

    б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;

    в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;

    г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

    д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

    е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращении к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

    ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;

    з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;

    и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

    к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами.

    л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

    м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;

    и) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;

    о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

    п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;

    р) соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

    с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации;

    т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных H муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.

    3. Государственные служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственных! служащим, также призваны:

    а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;

    б) принимать меры по предупреждению коррупции;

    в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений».

    Особо важен, на наш взгляд, пункт, предписывающий соблюдать правила публичных выступлений чиновника. Это одновременно и запрет, и нравственная норма, которые требуют не допускать публичных высказываний, суждений и оценок, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов и их руководителей. С точки зрения политкорректности гражданский служащий должен быть сдержан в публичном выражении оценок и проявлений своих личных симпатий и антипатий.

    Требования к служебному поведению государственных служащих тесно связаны с конфликтом интересов на государственной службе. На государственной службе, как и иной другой сфере, возникает большое количество самых разнообразных конфликтов. Многие из них имеют тесную связь с моральными качествами личности того или иного чиновника

    В ходе исполнения государственными служащими своих должностных обязанностей возникают ситуации, которые получили название «конфликт интересов». В США и европейских странах это понятие давно и активно используется как на обыденном (нравственном), так и на нормативном уровне. В процессе реформирования российской государственной службы данный термин тоже появился и утвердился в нормативно-правовой базе. Таким образом, был нормативно закреплен нравственный аспект этого явления, поскольку конфликт интересов — это изначально нравственный феномен.

    Впервые термин «конфликт интересов» появился в федеральных законах «О некоммерческих организациях» (19%), «О рынке ценных бумаг» (1996) и в ряде правовых актов Центрального банка России, Применительно к государственным служащим в официальных источниках этот термин был употреблен в указе Президента РФ № 885 от 12 августа 2002 г. «Об общих принципах служебного поведения государственных служащих». В федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003—2005 годы)» один из ожидаемых результатов определяется как внедрение механизмов выявления и разрешения конфликтов интересов на государственной службе.

    Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. указал, что правила служебного поведения, порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливаются соответствующим федеральным законом о виде государственной службы (ст. 11). Исходя из этого Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ в ст. 19 «Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе» определил сущность и условия возникновения конфликта интересов, порядок его урегулирования.

    Это интересно:  Кфх чем может заниматься

    Нормативное определение конфликта интересов сформулировано в Федеральном законе № 79-ФЗ: ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации, способные привести к причинению вреда этим законным интересам.

    Это определение вполне адекватно определению конфликта интересов, данному в Моральном кодексе поведения государственных служащих Совета Европы, т.е. соответствует европейским стандартам. Современные нормативные акты и этические кодексы, принятые в мире, устанавливают, что государственный служащий в любом случае не имеет права извлекать личную выгоду из своего официального положения в своих взаимоотношениях с другими государственными институтами, бизнесом, общественными организациями, гражданами. Он не должен допускать, чтобы его частные интересы сталкивались с его публичными служебными обязанностями. На государственном служащем лежит правовая и моральная ответственность по недопущению подобных явлений — будь они реальными или потенциальными.

    Столкновение интересов, в результате которого разгорается конфликт, — это ситуация, когда государственный служащий имеет личную заинтересованность, которая влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное исполнение им своих служебных обязанностей.

    Что такое личная заинтересованность чиновника? Определение этого понятия дается в Федеральном законе № 79-ФЗ (ст. 19, п. 3): под личной заинтересованностью гражданского служащего, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

    Для того чтобы не допустить вреда государству и обществу, необходимо минимизировать личную заинтересованность чиновников. Поэтому в законе говорится, что случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

    Социальная опасность конфликта интересов чревата тем, что вызывает массу негативных последствий. Это и нарушение прав и свобод граждан, и причинение ущерба престижу государства, государственного органа, должностного лица, прямой имущественный и моральный ущерб, нарушение равных условий конкуренции и т.д.

    Конфликт интересов на государственной службе может проявлять себя в разных сферах. В экономической области он чаще всего связан с управлением государственной собственностью, приватизацией государственного имущества проведением конкурсов, торгов, тендеров, закупок, лицензированием видов деятельности, осуществлением контрольных функций. В политической области конфликт интересов может быть связан с проведением выборов и референдумов, регистрацией политических партий и общественных объединений, регистрацией кандидатов в депутаты, с вопросами взаимодействия государства с институтами гражданского общества и т.п. Конфликт интересов может проваляться и в кадровой сфере: в создании преимуществ при поступлении на государственную службу, должностном продвижении. в процессе реализации мер социальной защиты, предоставлении определенных гарантий, компенсаций или привилегий.

    В разных сферах деятельности конфликты интересов и их последствия могут быть самыми разными. Различны также способы действий должностных лиц в случае возникновения столкновения интересов на гражданской службе. Но существует общий порядок урегулирования конфликта интересов, который в определенной мере закреплен в действующем законодательстве.

    Такой порядок прописан в Федеральном законе № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации (ст. 19):

    • в случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме;
    • представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от занимаемой должности гражданской службы.

    В целях соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта РФ по управлению гражданской службой образуются комиссии по урегулированию конфликта интересов.

    Комиссия по урегулированию конфликта интересов образуется правовым актом государственного органа. Ее назначение — используя различные законные формы и методы, урегулировать возникший на гражданской службе конфликт интересов.

    В состав комиссии входят: представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, являющийся стороной конфликта интересов, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемых органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов-специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

    Составы комиссий по урегулированию конфликта интересов формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, способного повлиять на принимаемые комиссиями решения. Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному повелению гражданских служащих РФ и урегулированию конфликтов интересов утверждается указом Президента РФ.

    В целях профилактики возникновения столкновения интересов в каждом государственном органе кадровой службой должна быть разработана и принята специальная программа мер по предупреждению конфликта интересов. На наш взгляд, она должна включать в себя предупредительные меры действующего законодательства о гражданской службе — запреты, ограничения и требования, установленные ст. 16—18 Федерального закона № 79-ФЗ, с обязательной тщательной проверкой выполнения этих требований.

    Наряду с предупреждением возникновения конфликтов интересов большое значение имеет система мер по их выявлению и пресечению:

    • анализ материалов, полученных из средств массовой информации;
    • обработка и проверка информации, представляемой государственными служащими о себе в соответствии с требованиями законодательства о государственной службе;
    • работа с заявлениями (в том числе анонимными) от третьих лиц, которым стали известны факты конфликта интересов либо считающих себя пострадавшими от неправомерных действий государственных служащих;
    • проверка личных заявлений государственных служащих о возможности конфликтов интересов.

    Важно своевременно принимать меры по усилению контроля над лицами, в действиях которых усматриваются признаки конфликта интересов. В тех случаях, когда выявлены конкретные факты, свидетельствующие о личной заинтересованности служащего и наличии конфликта интересов, должностные лица обязаны принимать решения: инициировать работу комиссии по урегулированию конфликта интересов и отстранение государственного служащего (если это необходимо) от выполнения служебных обязанностей. Подобная практика является типичной для западноевропейских стран.

    Активной фигурой в разрешении конфликта интересов является сам государственный служащий, вовлеченный в спорную ситуацию. Здесь особую роль играет его правовое и нравственное сознание. Идти на контакт с лицом, с которым у чиновника есть личные интересы, получать от него подарки и вознаграждения — в большей степени это ситуация морального выбора.

    Моральный выбор — это важный этап в жизни человека, серьезное испытание для его принципов и убеждений, системы ценностей. Наиболее отчетливо это проваляется в конфликтной ситуации, когда сталкиваются противоположные интересы, вступают в противоречие различные моральные требования и нормы. Профессиональная мораль государственного служащего должна в этом случае четко расставить по местам приоритеты и не допустить возможности нарушения норм закона и морали. Служение государству и обществу — превыше всего. Поэтому конфликтная ситуация в системе государственной службы должна регулироваться в немалой степени нравственными средствами и способами, путем формирования моральных (этических) кодексов и механизмов их реализации.

    Случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

    Памятка по служебному поведению

    ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВЕРХ-НЕЙВИНСКИЙ

    Администрации городского округа Верх-Нейвинский

    по недопущению ситуаций конфликта интересов на муниципальной службе в Свердловской области

    и порядка их урегулирования

    Настоящая памятка разработана с учетом специфики деятельности Администрации городского округа Верх-Нейвинский и на основании Обзора типовых случаев конфликта интересов на государственной гражданской службе Российской Федерации и порядка их урегулирования, подготовленного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

    Памятка разработана в рамках правового просвещения муниципальных служащих Свердловской области в целях недопущения ими фактов коррупционных правонарушений, а также профилактики действий коррупционного характера в отношении муниципальных служащих при осуществлении ими должностных обязанностей, и является одним из элементов комплекса мероприятий по выполнению Национального плана противодействия коррупции на 2013 — 2015 годы.

    В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влечет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

    Под личной заинтересованностью муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 79-ФЗ) а также для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

    Следует также учитывать, что личная заинтересованность муниципального служащего может возникать и в тех случаях, когда выгоду получают или могут получить иные лица, например, друзья муниципального служащего, его родственников. В связи с чем для определения круга лиц, с выгодой которых может быть связана личная заинтересованность муниципального служащего, используется термин «родственники и/или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего».

    Под указанные определения конфликта интересов попадает множество ситуаций в которых муниципальный служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:

    — выполнение иной оплачиваемой работы;

    — владение ценными бумагами, банковскими вкладами;

    — получение подарков и услуг;

    — имущественные обязательства и судебные разбирательства;

    — взаимодействие с бывшим работодателем и трудоустройство после увольнения с муниципальной службы Свердловской области;

    — явное нарушение установленных запретов (например, использование служебной информации, получение наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) от иностранных государств и др.).

    В основе организации работы по урегулированию конфликта интересов на муниципальной службе лежит обеспечение исполнения муниципальными служащими обязанностей, предусмотренных статьей 11 Федерального закона № 273-Ф3.

    В частности, частью 2 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ установлена обязанность государственного гражданского служащего в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возможности возникновения конфликта интересов.

    Причем, непринятие государственным гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение служащего с государственной гражданской службы.

    Это интересно:  Вопрос по расторжению договора страхования по кредиту

    Применение мер по предотвращению конфликта интересов может осуществляться по инициативе муниципального служащего, и не связываться с его обязанностями, установленными законодательством о государственной службе и противодействии коррупции. Например, обращение муниципального служащего с ходатайством об установлении соответствующей комиссией, имеются ли или будут ли иметься в конкретной сложившейся или возможной ситуации признаки нарушения им требований об урегулировании конфликта интересов.

    Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликтов интересов.

    Типовые ситуации конфликта интересов на муниципальной службе Свердловской области и порядок их урегулирования

    1. Конфликт интересов, связанный с личной заинтересованностью государственного гражданского служащего.

    1.1 Описание ситуации

    Муниципальный служащий участвует в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного гражданского служащего.

    Меры предотвращения и урегулирования

    Муниципальному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме.

    Представителю нанимателя рекомендуется отстранить муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей, предполагающих непосредственное взаимодействие с родственниками и/или иными лицами, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего. Например, рекомендуется временно вывести муниципального служащего из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности муниципальной службы является его родственник.

    Участие муниципального служащего в принятии кадровых решений в отношении родственников является одной из наиболее явных ситуаций конфликта интересов. Существует множество разновидностей подобной ситуации, например:

    — муниципальный служащий является членом конкурсной комиссии на замещение вакантной должности муниципального органа. При этом одним из кандидатов на вакантную должность в этом муниципальном органе является родственник муниципального служащего;

    — муниципальный служащий является членом аттестационной комиссии по урегулированию конфликта интересов, которая принимает решение в отношении родственника муниципального служащего.

    2. Конфликт интересов, связанный с выполнением иной оплачиваемой работы

    2.1. Описание ситуации

    Муниципальный служащий на платной основе участвует в выполнении работы, заказчиком которой является муниципальный орган, в котором он замещает должность.

    Меры предотвращения и урегулирования

    Представителю нанимателя рекомендуется указать муниципальному служащему, что выполнение подобной иной оплачиваемой работы влечет конфликт интересов. В случае если муниципальный служащий не предпринимает мер по урегулированию конфликта интересов и не отказывается от личной заинтересованности, рекомендуется рассмотреть вопрос об отстранении служащего от замещаемой должности.

    Важно отметить, что непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение служащего с муниципальной службы.

    2.2 Описание ситуации

    Муниципальный служащий участвует в принятии решения о закупке муниципальным органом товаров, являющихся результатами интеллектуальной деятельности, исключительными правами на которые обладает он сам, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего.

    Меры предотвращения и урегулирования

    Муниципальному служащему следует уведомить о наличии личной заинтересованности представителя нанимателя и непосредственного начальника в письменной форме. При этом рекомендуется, по возможности, отказаться от участия в соответствующем конкурсе.

    Представителю нанимателя рекомендуется вывести муниципального служащего из состава комиссии по размещению заказа на время проведения конкурса, в результате которого у муниципального служащего есть личная заинтересованность.

    3. Конфликт интересов, связанный с получением подарков и услуг

    3.1 Описание ситуации

    Муниципальный служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность муниципального служащего, получают подарки или иные блага (бесплатные услуги, скидки, ссуды, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д.) от физических лиц и/или организаций, в отношении которых муниципальный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции муниципального управления.

    Меры предотвращения и урегулирования

    Муниципальному служащему и его родственникам рекомендуется не принимать подарки от организаций, в отношении которых муниципальный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции муниципального управления, вне зависимости от стоимости этих подарков и поводов дарения.

    Представителю нанимателя, в случае если ему стало известно о получении муниципальным служащим подарка от физических лиц или организаций, в отношении которых служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции муниципального управления, необходимо оценить, настолько полученный подарок связан с исполнением должностных обязанностей.

    Если подарок связан с исполнением должностных обязанностей, то в отношении муниципального служащего должны быть применены меры дисциплинарной ответственности, учитывая характер совершенного служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

    Если подарок не связан с исполнением должностных обязанностей, то муниципальному служащему рекомендуется указать на то, что получение подарков от заинтересованных физических лиц и организаций может нанести урон репутации муниципального органа, и поэтому является нежелательным вне зависимости от повода дарения.

    В случае если представитель нанимателя обладает информацией о получении родственниками муниципального служащего подарков от физических лиц и/или организаций, в отношении которых муниципальный служащий осуществляет или ранее осуществлял отдельные функции муниципального управления, рекомендуется:

    — указать г муниципальному служащему, что факт получения подарков влечет конфликт интересов;

    — предложить вернуть соответствующий подарок или компенсировать его стоимость;

    — до принятия муниципальным служащим мер по урегулированию конфликта интересов отстранить муниципального служащего от исполнения должностных (служебных) обязанностей в отношении физических лиц и организаций, от которых был получен подарок.

    Установлен запрет муниципальным служащим получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.

    Вместе с тем, проверяемая организация или ее представители могут попытаться подарить муниципальному служащему подарок в связи с общепринятым поводом, например, в связи с празднованием дня рождения или иного праздника. В данной ситуации подарок не может однозначно считаться полученным в связи с исполнением должностных обязанностей и, следовательно, возникает возможность обойти запрет, установленный в законодательстве. Тем не менее, необходимо учитывать, что получение подарка от заинтересованной организации ставит муниципального служащего в ситуацию конфликта интересов. Полученная выгода может негативно повлиять на исполнение им должностных обязанностей и объективность принимаемых решений. Кроме того, такие действия могут вызвать у граждан обоснованные сомнения в беспристрастности муниципального служащего и, тем самым, могут нанести ущерб репутации муниципального органа и муниципальной службе в целом.

    То же самое относится и к подаркам, получаемым от заинтересованной организации родственниками муниципального служащего. Действующее законодательство не устанавливает никаких ограничений на получение подарков и иных благ родственниками муниципальных служащих. Несмотря на это, следует учитывать, что в большинстве случаев подобные подарки вызваны желанием обойти существующие нормативные ограничения и повлиять на действия и решения муниципального служащего.

    3.2 Описание ситуации

    Муниципальный служащий получает подарки от своего непосредственного подчиненного.

    Меры предотвращения и урегулирования

    Муниципальному служащему рекомендуется не принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения. Особенно строго следует подходить к получению регулярных подарков от одного дарителя.

    Представителю нанимателя, которому стало известно о получении муниципальным служащим подарков от непосредственных подчиненных, следует указать служащему на то, что подобный подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей, в связи с чем подобная практика может повлечь конфликт интересов, а также рекомендовать муниципальному служащему вернуть полученный подарок дарителю в целях предотвращения конфликта интересов.

    4. Ситуации, связанные с явным нарушением муниципальным служащим установленных запретов

    4.1 Описание ситуации

    Муниципальный служащий получает награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

    Меры предотвращения и урегулирования

    В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ гражданскому служащему запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

    Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или непредставлении разрешения рекомендуется уделить особое внимание основанию и цели награждения, а также тому, насколько получение муниципальным служащим награды, почетного и специального звания может породить сомнение в его беспристрастности и объективности.

    4.2. Описание ситуации

    Муниципальный служащий выполняет иную оплачиваемую работу в организациях, финансируемых иностранными государствами.

    Меры предотвращения и урегулирования

    В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ гражданскому служащему запрещается заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или российским законодательством.

    Представителю нанимателя при принятии решения о предоставлении или непредставлении указанного разрешения рекомендуется уделить особое внимание тому, насколько выполнение муниципальным служащим иной оплачиваемой работы может породить сомнение в его беспристрастности и объективности, а также «выяснить» какую именно работу он там выполняет.

    4.3 Описание ситуации

    Муниципальный служащий использует информацию, полученную в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступную широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций.

    Меры предотвращения и урегулирования

    Муниципальному служащему запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных с муниципальной службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Указанный запрет распространяется в том числе и на использование не конфиденциальной информации, которая лишь временно недоступна широкой общественности.

    В связи с этим муниципальному служащему следует воздерживаться от использования в личных целях сведений, ставших ему известными в ходе исполнения служебных обязанностей, до тех пор, пока эти сведения не станут достоянием широкой общественности.

    Представителю нанимателя, которому стало известно о факте использования муниципальным служащим информации, полученной в ходе исполнения служебных обязанностей и временно недоступной широкой общественности, для получения конкурентных преимуществ при совершении коммерческих операций, рекомендуется рассмотреть вопрос о применении к служащему мер дисциплинарной ответственности за нарушение запретов, связанных с муниципальной службой, учитывая характер совершенного служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.

    В случае установления признаков дисциплинарного проступка либо факта совершения муниципальным служащим деяния, содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, данная информация представляется руководителю органа местного самоуправления для решения вопроса о проведении служебной проверки и применении мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо передается в правоохранительные органы по подведомственности.

    [1] Родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов, супруги детей.

    Статья написана по материалам сайтов: juridicheskii.ru, isfic.info, vneyvinsk.midural.ru.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock
    detector