Судебная защита прав и свобод граждан

Конституции РФ 1993 года закреплено положение о том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, провозгласив приоритет прав и свобод человека и гражданина, Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, С этой целью государством создан ряд институтов, способствующий реализации прав.

Особая роль в вопросе защиты нарушенных прав отводится судебной власти, основой которой являются принципы объективности, независимости, справедливости, верховенства закона и равенства всех перед законом и судом. Частью 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Судебной защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены – в Конституции РФ, отраслевых законах, в других нпа.

Важно обратить внимание на то, что, право на судебную защиту имеет универсальный характер. В этом смысле ч. 1 ст. 46 Конституции РФ находится в полной гармонии с требованиями, сформулированными ст. 8 Всеобщей декларации прав человека: Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами

Статья 18 Конституции РФ, предусматривая, что «права и свободы граждан обеспечиваются правосудием» 6 также выступает доказательством изложенного выше.

ч. 3 ст. 46 Конституции РФ, в которой определено, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Это дает возможность гражданам Российской Федерации защитить свои неотъемлемые естественные права на международном уровне в случае, если по каким-то причинам это не смогло сделать государство или же само государство нарушило данные права.

Стоит согласиться с мнением Эбзеева Б.С., который считает, что право на судебную защиту нельзя воспринимать, как право данное, конституцией или государством. В человеческом обществе с самых ранних ступеней его развития, еще до появления как таковых писаных или устных законов, люди «за правдой» обращались к третьим лицам с просьбой рассудить их. Право на судебную защиту – естественное право человека,

Государство гарантирует судебную защиту прав и свобод. Как известно, судебный способ защиты считается наиболее демократическим. Предусматривается право на получение квалифицированной юридической помощи. Установлена презумпция невиновности в совершении уголовных преступлений: обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана.

Российская Конституция гарантирует каждому судебную за­щиту его прав и свобод (ст. 46). Такая защита наиболее эффек­тивна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения и действия (или бездействие) орга­нов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Объектом обжа­лования могут быть законы, действия и указы Президента, поста­новления Правительства и т. д. Суд, таким образом, осуществля­ет надзор за законностью в стране, обеспечивает приоритет прав и свобод граждан перед любыми акциями государства. Процедура обращения граждан в судебные органы регулируется Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

В ноябре 1995 г. Конституционный Суд РФ вынес постановление по жалобам Р. Н. Самигулиной и А. А. Апанасенко о проверке кон­ституционности ст. 209 УПК РСФСР, которая на практике лишала граждан права обжаловать в судебном порядке постановление о пре­кращении уголовного дела, позволяя обращаться с жалобой только к прокурору. Суд отметил, что право граждан на судебную защиту от­носится к таким правам, которые в силу ч. 3 ст. 56 Конституции РФ не могут быть ограничены ни при каких условиях. Между тем по смыслу, придаваемому правоприменительной практикой положению рассматриваемой статьи, участники уголовного процесса, чьи права и законные интересы затрагиваются прекращением производства по делу, оказались лишенными права обратиться за защитой в суд. Та­ким образом, значительное число правоприменительных решений, затрагивающих основные права и свободы граждан, вопреки уста­новлениям ст. 46 Конституции РФ выводится из-под судебного кон­троля. Суд признал данное положение закона неконституционным.

Судебная защита прав и свобод гражданина в Российской Федерации

В процессе реформирования российского уголовного судопроизводства права и свободы человека и гражданина выступают одним из важных и основных ценностных ориентиров.

История прав человека, и особенно в XX веке, — это история обогащения человека и его прав. С середины XX века происходит гигантский скачок на мировой арене, права человека признаются главным достоянием человечества, и когда был принят Устав ООН (1945 г.), термин «естественные права» был заменен выражением «права человека». Была создана всемирная правовая основа прав человека — Международный билль о правах человека, включивший в себя 4 документа: Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., два Международных пакта — об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., о гражданских и политических правах 1966 г., а также Протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах.

В этом Международном билле, по существу, зародилась универсальная концепция прав человека. Принятие Всеобщей декларации прав человека 1948 г. означало, по существу, признание прав человека как ценности мировой цивилизации.

Как известно, 5 мая 1998 г. в Российской Федерации вступила в силу Европейская конвенция о защите прав и основных свобод. Данная Конвенция считается общим достоянием европейских государств. Отныне положения Конвенции согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации стали частью отечественной правовой системы, а решения Европейского суда по правам человека приобрели обязательную силу. Включение европейских стандартов по правам человека в российскую правовую систему существенно повышает меру ответственности всех правозащитных механизмов, включая, конечно, и органы правосудия.

В современном мире проблема защиты прав и свобод личности перестала быть сугубо внутренним делом того или иного государства. Европейские стандарты не являются «конечными», ибо кроме региональных существуют также требования, закрепленные в универсальных международных документах по правам человека.

Нафиев С.Х., Васин А.Л. Европейские стандарты обеспечения конституционных прав личности при раскрывании преступлений. Казань: Магариф, 1998. С. 4 — 5.

В решении конкретных задач российского уголовного судопроизводства, основанных на ст. 6 УПК РФ, требуется универсальное понимание прав человека, поскольку любая личность не существует вне общества, она реализует себя исключительно в деятельности, вступая в те или иные общественные отношения, и право здесь выступает необходимым средством закрепления выражения социальной свободы личности, ее интересов. Правовой статус личности всегда является отражением ее социально-правового положения. Отсюда правовой статус личности охватывает все существенные ее взаимоотношения с обществом и составляет основу ее социальных связей и отношений. Ядром правового статуса личности выступают основные права, свободы и обязанности личности. Если в ст. 17 Конституции РФ отмечается, что признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, то в соответствии с действующей Конституцией это означает, что каждый человек вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в государственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Таким образом, можно заключить, что права человека — это тот важнейший правовой фактор, который определяет назначение, содержание и формы процессуальной деятельности по уголовным делам.

Конституция РФ установила принцип осуществления государственной власти на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, провозгласив тем самым их самостоятельность. Судебная власть, как говорится в ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. А поскольку суд является органом судебной власти, то ему принадлежат исключительные властные полномочия по разрешению возникающих в обществе споров, социальных конфликтов правового характера, именно таковых, которые связаны с обеспечением прав и свобод человека. Судебная власть учреждена, во-первых, для защиты общества от противоправного поведения отдельных лиц и организаций; во-вторых, для охраны прав и свобод граждан и, в-третьих, для контроля за деятельностью других ветвей власти, обеспечивающих конституционность, законность их действий и решений.

В этой связи отметим, что разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную означает выделение из всей совокупности единых государственных полномочий ее составляющих. Речь прежде всего идет о судебной власти.

Являясь ветвью государственной власти, судебная власть призвана выполнять государственную функцию, выражающуюся в социально-правовом назначении. Термин «судебная власть» весьма широко обсуждается сегодня в научной литературе, ибо правильное понимание и уяснение роли судебной власти в современном обществе имеет важное не только теоретическое, но и практическое значение. Судебная власть есть независимая и самостоятельная ветвь государственной власти, которая разрешает на основе права социальные конфликты, осуществляет контроль за соответствием нормативных и правоприменительных актов Конституции РФ и законам. Основной формой реализации судебной власти являются все разновидности формы правосудия. Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь государственной власти. Поскольку в силу произошедшего разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ) на судебную власть возложено осуществление исключительного полномочия государства осуществлять правосудие (ст. 18 Конституции РФ), которое призвано обеспечивать права и свободы человека и гражданина. Судебной власти, стало быть, принадлежит ведущая роль в государственно-правовой защите человека. Она призвана обеспечивать правоохранительную функцию государства.

Судебная власть как государственная власть, выполняющая государственную правоохранительную функцию, реализует себя посредством функции разрешения правовых конфликтов. В уголовном судопроизводстве это означает, что суд, рассматривая и разрешая правовые конфликты, тем самым обеспечивает защиту нарушенного права посредством применения соответствующей правовой нормы. Эта деятельность суда и предопределяет назначение судебной власти, обозначенной в ст. 6 УПК РФ, т.е.:

  • 1. осуществлять защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений;
  • 2. защищать личность от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Рассматривая и разрешая уголовные дела по существу, в судебном разбирательстве суд посредством судебной власти на основе принципа состязательности сторон, выполняющих функцию обвинения и функцию защиты от обвинения, обеспечивает судебную защиту через уголовно-процессуальную функцию разрешения дела. Правосудие при этом выступает как средство защиты прав и свобод человека и гражданина. Фойницкий И.Я. в свое время писал так: «Государственная задача судебной власти — ограждение прав, законом дарованных, против всех нарушивших их. Суд ограждает права государственные, общественные и личные. Но в основании всех прав личности лежит ее свобода. Поэтому естественно, что одной из важнейших функций судебной власти признается ограждение свободы личности, направленной против нее как преступными действиями частных лиц, так и распоряжениями властей посторонних». Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Т. 1. СПб., 1996. С. 158.

Судебная власть, таким образом, реализует себя на основе конституционной функции судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Если же обратиться к понятию функций в уголовном судопроизводстве, то в числе основных направлений уголовно-процессуальной деятельности разрешение дела судом предстает как функция суда, выражающая рассмотрение и разрешение дела судом, т.е. суда правосудие. Пункт 48 ст. 5 УПК РФ комментирует, что суд — это любой суд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящий решение. Пункт 52 той же статьи уточняет, что суд первой инстанции — суд, рассматривающий уголовное дело по существу и правомочный выносить приговор, а также принимать решение в ходе досудебного производства по уголовному делу. И наконец, п. 50 разъясняет, что судебное заседание есть процессуальная форма осуществления правосудия в ходе досудебного и судебного производства по уголовному делу.

Это интересно:  Принуждение к увольнению статья

Следовательно, судебная защита как конституционная функция в системе функций органов власти представляет собой юрисдикционный институт правового государства, который и определяет направление деятельности уголовного правосудия.

Из всего вышесказанного следует, что государство не должно противопоставлять права человека интересам общества и своим собственным интересам, иначе они не смогут быть действенными, а значит, успешно реализованными.

И в заключение хочется еще раз обратиться к содержанию Конституции РФ: «…человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Становление правового государства — процесс длительный, сложный и противоречивый. Поэтому, несомненно, необходим такой правовой механизм реализации конституционных прав и свобод человека, который был бы поистине способным осуществлять судебную защиту посредством судебной власти. Основой такого механизма непременно может быть только суд.

Судебная защита прав и свобод граждан

Судебная защита является высшей формой гарантии прав человека. Это подтверждается не только сознанием граждан демократического общества, но и конструкцией государственного механизма, в том числе судебной системы и уровнем судейского корпуса. Эти аспекты имеют важное значение, поскольку судебное решение является бесспорным, поскольку считается, что самая высокая оценка относится только одной из трех ветвей власти — судебной.

Право на судебную защиту С.Д. Мигоряну определяет как «право каждого на справедливое публичное разбирательство и решение в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным в соответствии с законом, конкретного судебного дела правовыми средствами, предоставленными суду для осуществления судопроизводства в целях защиты гарантированных Конституцией и законами РФ прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц, интересов общества и государства. «В случае нарушения прав, свобод и законных интересов каждый человек имеет право на защиту со стороны государства. С этой целью государство создало систему юридических средств:Шаклеин Н.И. Ограничение прав и свобод человека в Российской Федерации: конституционно-правовые вопросы. Автореферат на соиск. уч. ст. к.ю.н. / Москва, 2006.

Судебную защиту, то есть право каждого человека на справедливое и публичное рассмотрение его дела в суде, выступает основной юридической гарантией прав и свобод человека.

Право на судебную защиту не подлежит никаким ограничениям, поскольку источником неограниченного права на судебную защиту выступает непосредственно Конституция РФ, которая отмечает, что конституционные права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены, кроме случаев, предусмотренных Конституцией, а конституционное право на судебную защиту прав и свобод, в частности, не может быть ограничено даже в условиях военного или чрезвычайного положения. Все другие нормативно-правовые акты (как законодательные, так и подзаконные) могут только определять порядок реализации этого права, а не отменить его или установить такие процедуры, которые усложнили или сделали по сути невозможным его реализацию заинтересованными лицами.

Конституционно-судебный механизм защиты прав и свобод. Основная тяжесть работы по защите прав и свобод граждан ложится на суды общей юрисдикции и прежде всего на районные суды. Особое место в судебной защите прав и свобод принадлежит Конституционному Суду РФ. Он не рассматривает жалобы на неправильное применение закона, приведшее к ущемлению прав граждан, не разрешает гражданско-правовые и экономические споры, не рассматривает уголовные дела. Его назначение — проверять конституционность самих законов, в том числе тех, которые затрагивают права и свободы граждан.

Конституционный суд РФ (согласно ст. 1 ФКЗ от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»Основы российского права) — это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В соответствии со ст.2 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» полномочия, порядок образования и деятельность Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ и данным Законом.

Защита Конституционным Судом конституционных прав и свобод граждан осуществляется косвенно, при рассмотрении следующих категорий дел:

— при проверке конституционности актов и договоров, указанных в пунктах «а» — «д» ч.2 ст.125 Конституции РФ;

— при разрешении споров между органами государственной власти, определенные пунктами «а» — «в» ч.3 ст.125 Конституции РФ;

— при толковании Конституции (ч.5 ст.125 Конституции РФ). Витрук Н.В. Конституционное правосудие: Учебное пособие. — М., 1998. — С. 177.

Таким образом, полномочия Конституционного Суда, порядок обращения и общие правила производства являются реализацией конституционной гарантии права граждан на судебную защиту его прав и свобод. Этот способ защиты индивидами своих прав особенно важен, поскольку определения и постановления Конституционного Суда при удовлетворении жалобы отдельной личности или группы лиц обеспечивают в то же время соответствие действующего законодательства Конституции.

На основании ч.4 ст.125 Конституции РФ и п.3 ч.1 ст.3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» гражданин, который считает, что его конституционные права и свободы нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, вправе обратиться с жалобой в Конституционный Суд и просить проверить конституционность такого закона. Жалоба гражданина считается допустимой, если закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон.

Признание закона или отдельных его частей неконституционными означает, что они перестали действовать и не могут более применяться. Таким образом, судебную защиту получает не только лицо, обратившееся с жалобой в Конституционный Суд, но и другие граждане, права которых законом нарушались или могли быть нарушены. Так же происходит защита гражданина в процессе правоприменения: от нарушения его основных прав и свобод неконституционным законом, применяемым или подлежащим применению судом или иным правоприменительным органом.Шапсигов А.М. Индивидуальное ограничение прав и свобод человека и гражданина как правовой институт // Конституционное и муниципальное право. 2010. №18. — стр. 18-20. Кроме того, решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены.

Таким образом, данный институт, защищающий общепризнанные права человека является неотъемлемым атрибутом демократического государства.

Гарантия подсудности означает, что дело должно рассматриваться в том суде и тем судьей, который в соответствии с законом должен его рассматривать, о чем гражданин должен быть заранее извещен. Эта гарантия в равной мере распространяется как на уголовное, так и на гражданское судопроизводство. В соответствии с указанным конституционным положением вышестоящий суд не вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции дело, подсудное нижестоящему суду.

Также обвиняемый в случаях, предусмотренных законом, имеет право на рассмотрение его дела судом присяжных. «Особенностью суда присяжных является раздельное сосуществование в нем «судей права» (профессиональных юристов) и «судей факта» (жюри присяжных заседателей). Преимущество суда присяжных — в его большей коллегиальности, гарантии независимости присяжных, в привнесении в правосудие житейского здравого смысла и народного правосознания».

Гарантией получения квалифицированной юридической помощи каждому, кто в ней нуждается, является разветвленная сеть ассоциаций юристов-адвокатов, которые осуществляют защиту и представительство по уголовным, гражданским и административным делам, дают советы, составляют юридические документы, заключают договоры от имени своих клиентов и выполняют другие поручения правового характера. Квалифицированная правовая помощь обеспечивается высшим юридическим образованием, достаточным опытом работы и специализацией адвокатов.

Адвокат не вправе разглашать доверенные ему клиентом сведения, не может быть допрошен о содержании этих сведений, он не может расходиться в позиции с обвиняемым, отрицающим свою вину. Это необходимые условия безбоязненного обращения граждан в адвокатуру.

Право гражданина на оказание ему квалифицированной юридической помощи закреплено в отраслевом законодательстве. В уголовном процессе право пользоваться услугами защитника принадлежит подозреваемому, обвиняемому, подсудимому, осужденному; услугами представителя — потерпевшему, гражданскому истцу и гражданскому ответчику. Защищаемые и представляемые лица одновременно могут и сами осуществлять свои процессуальные права. В административном процессе адвокат может быть приглашен для оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности.

Предусмотрено оказание юридической помощи лицам, осужденным к лишению свободы. По письменному заявлению осужденных, их близких родственников или общественных организаций осужденным предоставляются свидания с адвокатами. По желанию осужденного или адвоката свидания могут предоставляться наедине.

Орган дознания, предварительного следствия, прокурор, суд, в производстве которых находится дело, вправе освободить подозреваемого и обвиняемого полностью или частично от оплаты юридической помощи. В таком случае оплата труда защитника производится за счет государства. Это возможно в основном в случаях, когда у обвиняемого отсутствуют средства для оплаты труда защитника, а уголовное дело является достаточно сложным и имеет особую общественную значимость. В случаях, когда согласно закону, участие защитника необязательно, органы дознания, следователи, прокуроры и суды такой возможностью практически не пользуются, склоняя подследственного к отказу от адвоката, что, конечно, вряд ли можно назвать законным.

В случае, когда по закону участие защитника обязательно, обвиняемый может выбрать и оплатить труд защитника самостоятельно. Но если у него нет средств, то орган дознания, следователь, прокурор, суд обязаны назначить защитника, т.е. по своей инициативе определить его.

Презумпция невиновности запрещает обращаться с подозреваемым, обвиняемым или подсудимым как с преступником до тех пор, пока не вынесен и не вступил в законную силу приговор суда. Суд и только суд вправе признать лицо виновным в совершении преступления. Без такого признания никого нельзя подвергать уголовному наказанию или каким-либо иным ограничениям в правах, предусмотренных для осужденных.

Запрет повторного осуждения означает, что уголовное дело против гражданина не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению, если этот человек уже был судим по тому же обвинению и суд вынес приговор или прекратил дело.

Указанное «положение. статьи формулирует важнейший правовой принцип non bis in idem, получивший закрепление в п.7 ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также в Протоколе №7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которым «никакое лицо не должно быть повторно судимо или наказано в уголовном порядке в рамках юрисдикции одного и того же государства за преступление, за которое это лицо уже было окончательно оправдано или осуждено в соответствии с законом и уголовно-процессуальными нормами этого государства».Крусс В.И. Актуальные проблемы злоупотребления правами и свободами человека // Государство и право. 2008.№7. — стр. 4-6.

Это интересно:  Санитарная книжка каких врачей нужно пройти

Вместе с тем Конституционный Суд признал, что закрепленный в ч.1 ст.50 Конституции принцип non bis in idem не исключает пересмотра в процедуре возобновления производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств приговора и иных вступивших в законную силу судебных решений в сторону ухудшения положения оправданного или осужденного ввиду выявления возникших после вступления этих решений в законную силу таких фактических обстоятельств, которые свидетельствуют о преступном характере действий, за совершение которых лицо было оправдано, либо о наличии в его действиях состава более тяжкого преступления, нежели то, за которое данное лицо было осуждено (По делу о проверке конституционности положений статей 237, 413 и 418 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом президиума Курганского областного суда: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации.

Недопустимость незаконных доказательств означает, что на всех стадиях уголовного процесса недопустимо использовать доказательства, полученные в нарушение закона. Не могут использоваться доказательства, при получении которых допущены унижение достоинства личности, пытки и насилие, незаконное вторжение в жилище, злоупотребление семейной тайной, несанкционированное подслушивание телефонных разговоров и т.д. «Доказательства должны признаваться полученными с нарушением закона, если при их собирании и закреплении были нарушены гарантированные Конституцией Российской Федерации права человека и гражданина или установленный уголовно-процессуальным законодательством порядок их собирания и закрепления, а также если собирание и закрепление доказательств осуществлено ненадлежащим лицом или органом либо в результате действий, не предусмотренных процессуальными нормами».

Право на пересмотр приговора означает, что каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также право ходатайствовать о помиловании или смягчении наказания. Помилование как юридический институт представляет собой освобождение от наказания или замену его другим, более мягким наказанием. Право осуществлять помилование принадлежит Президенту Российской Федерации. Статья 51 Конституции Российской Федерации содержит положение, согласно которому «никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом».

Право на отказ от изобличения самого себя и своих близких принадлежит человеку не только в случае его признания обвиняемым или подозреваемым. Этим правом он обладает и при участии в уголовном или гражданском деле в качестве свидетеля, потерпевшего, истца или ответчика. Лицо не несет ответственности за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний также в случае его допроса в качестве свидетеля или потерпевшего по делу, связанному с преступлением, в котором он подозревался или обвинялся.

Свидетельский иммунитет не ограничивается рамками гражданского или уголовного производства. «Оперативные работники и другие должностные лица подчас предлагают человеку, оказавшемуся в их власти, рассказать все, что он знает, а потом обещают отпустить. Человеку в этом случае важно помнить: перед ним лицо, осуществляющее уголовное преследование, которому выгодно доложить о раскрытии преступления. Преступника (действительного или мнимого) придется искать, а здесь надо всего лишь получить «явку с повинной», «хорошо» составить протокол. Поэтому следует использовать свое право на молчание и на юридическую помощь (статья 48 Конституции). Соглашаться давать объяснения и показания имеет смысл только после свидания наедине с заслуживающим доверие адвокатом, а подписывать протокол — только после самого внимательного его изучения и осмысления».

Целью нормы статьи 51 Конституции Российской Федерации является запрет любой формы принуждения и получения недобровольных показаний. Показания должны быть исключены из числа доказательств, если они получены под угрозой привлечения к уголовной ответственности или в результате неразъяснения человеку его прав.

Статья 75 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации прямо относит к недопустимым доказательствам «показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде».

Представляется верной практика, в соответствии с которой, предлагая дать показания, лицо, производящее допрос (это может быть дознаватель, следователь, сотрудник полиции, действующий на основе поручения следователя), предварительно разъясняет допрашиваемому положения статьи 51 Конституции Российской Федерации, о чем делается соответствующая отметка в протоколе. Если подозреваемому, обвиняемому, его супругу и близким родственникам при производстве дознания или предварительного следствия не было разъяснено данное конституционное положение, показания этих лиц должны признаваться полученными с нарушением закона и не могут являться доказательством виновности обвиняемого.Основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации

Согласно статье 5 Уголовно-процессуального кодекса близкими родственниками признаются супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки. Данный перечень является исчерпывающим, нельзя смешивать смежные понятия «близкие родственники», «родственники» и «близкие лица», определения которых приводятся в той же статье. Близкие лица — иные, за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю, в силу сложившихся личных отношений. Родственники — все иные лица, за исключением близких родственников, состоящие в родстве.

Таким образом, конституционные гарантии правосудия, закрепленные в ст.47-51 Конституции Российской Федерации, являются разновидностью гарантий прав личности, представляют собой конституционно закрепленные процессуальные права, обеспечивающие реализацию и защиту иных прав и свобод.

Проблема судебной защиты прав и свобод человека и гражданина является одной из самых актуальных в правовой науке и практике. Так в процессе развития конституционализма и дальнейшей демократизации государства важное место занимает институт непосредственного участия народа в управлении государством в форме выборов и референдума. Несовершенство нашей избирательной системы, недовольство результатами выборов вызывает многочисленные обращения граждан в судебные инстанции за защитой своих нарушенных избирательных прав.Как отмечает российский исследователь М.С. Матейкович, универсальной формой защиты избирательных прав граждан является их судебную защиту — самодостаточный юридический механизм обеспечения реализации избирательных прав граждан, который осуществляется компетентными органами судебной власти по инициативе уполномоченных законом субъектов путем конституционного или особой формой гражданского судопроизводства с целью предотвращения нарушения избирательных прав, устранения препятствий к их реализации или восстановления нарушенного права.

Cпецифика судебной защиты избирательных прав, по мнению автора, заключается в следующем:

— Органы юстиции обеспечивают реальное участие граждан в управлении государственными делами и в решении вопросов местного значения;

— Суды защищают демократические принципы, на основе которых граждане реализуют свои избирательные права;

— Органы судебной власти препятствуют распространению противозаконных избирательных технологий;

— Деятельность судебной ветви власти способствует привитию субъектам избирательного процесса уважения к защите, «дисциплинирует» кандидатов, заставляет их более ответственно относиться к правам избирателей и других претендентов на депутатские мандаты и выборные должности;

— Судебные органы наделены самыми действенными полномочиями в сфере защиты избирательных прав граждан, соединенными с безусловной обязательностью исполнения судебных решений, вступивших в силу.

В процессе выборов последних лет много жалоб граждан поступает в судебные органы по поводу списков избирателей. В целях содействия реализации избирательных прав гражданами и устранения нарушений в списках избирателей, административного судопроизводства предусматривают, что исковое заявление об уточнении списка избирателей подается в административный суд без уплаты судебного сбора. Исковое заявление может быть подано не позднее, чем за два дня до дня голосования.

Суд, установив нарушение законодательства о выборах или референдуме, определяет в решении способ защиты нарушенных прав и интересов, а также порядок устранения всех последствий этих нарушений в соответствии с законом или принимает другое предусмотренное законом решение. В случае выявления нарушений, которые могут быть основанием для привлечения к ответственности не по правилам настоящего Кодекса, суд выносит частное определение с уведомлением о наличии таких нарушений и направляет его в органы или лиц, уполномоченных принять в связи с этим меры, установленные законом.

На споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума, распространяется компетенция административных судов.

Точное и неуклонное соблюдение административными судами норм при рассмотрении споров относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума, является непременным условием обеспечения их правильного, справедливого и широкого решения с целью защиты прав, свобод и интересов избирателей и других субъектов избирательного процесса или процесса референдума. Анализ судебной практики по делам по спорам, связанным с избирательным процессом или процессом референдумом, показывает, что некоторые суды допускают ошибки в применении положений, регулирующий эти вопросы, иногда с его нормами решают споры, предстоит решать по правилам гражданского судопроизводства, или споры, находящиеся за пределами избирательного процесса.

Таким образом, эффективный механизм судебной защиты прав человека — это наиболее универсальный демократический инструмент правового государства.

В настоящее время судебная форма защиты прав и свобод, а также интересов человека и гражданина, защищаемых законом, является основной. Право на судебную защиту — одно из конституционных прав человека и гражданина и в отличие от других прав оно является гарантией других прав и свобод. В этом как раз заключается его особая и главная ценность. Утверждению судебной защиты, призванного не только восстанавливать нарушенные права граждан, но и повышать ответственность органов государственной власти и должностных лиц по соблюдению прав человека, должны способствовать продолжение судебной реформы и участие России в международных договорах и конвенциях.

§1. Судебная система защиты прав человека и гражданина

Конституция РФ устанавливает, что правосудие в Российской Федерации может осуществляться только судами. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя судебные функции. Не допускается создание чрезвычайных, шариатских судов, «троек», осуществление самосуда по мотиву кровной мести и т.п.

Судебная защита прав человека — совокупность материальных и процессуальных прав любого физического лица (независимо от каких-либо различий по признакам государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств), обеспечивающих восстановление нарушенных прав либо предотвращение неправомерного применения правовых норм посредством обращения в суды.

Правосудие — это деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном процессуальным законом порядке и заключается в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм гражданского, уголовного, административного и иных отраслей права.

Но применение этого способа защиты возможно лишь тогда, когда суду обеспечена реальная независимость, когда он принимает решения только на основе рассмотрения доказательств, по убеждению, по совести и полностью огражден от всякого давления извне, особенно со стороны властных структур. В этих условиях суд становится надежным гарантом прав и свобод личности в конфликтных отношениях, возникающих между гражданином и государством.

В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношении с представительными органами и органами управления, тем выше в стране уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан.

Это интересно:  Допустимая норма алкоголя за рулем в промилле

С сожалением приходится констатировать, что в Российской Федерации роль суда как гаранта прав личности пока еще крайне низкая. Мы уже привыкли: что ни газета, то судебная драма. Нет смысла пересказывать варианты судебных ошибок — их бесконечно много. Вопрос в другом: как быстрее избавиться от этого социально опасного зла, творимого под видом правосудия? Почему суд не замечает явного брака в работе следователя и прокурора?

Причин тому много. Из-за культивировавшегося советской властью пренебрежения к регулирующим возможностям права, подмены юридических актов волевыми решениями, голым администрированием суд изначально оказался низведенным до уровня обычного управленческого учреждения.

Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ч.1 ст.46). Местоимение «каждому» означает, что право на защиту обеспечивается любому лицу: работающему в государственном, общественном, частном, смешанном или ином предприятии, нигде не работающему, пенсионеру, военнослужащему, студенту, школьнику, дееспособному либо находящемуся под опекой или попечительством (в таких случаях действует представитель) и т.д. Это право гарантируется не только гражданину, но и иностранцу, а также лицу без гражданства. Причем защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены — в Конституции, отраслевом законодательстве, других нормативных или индивидуальных правовых актах.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением реализации политических прав и выполнения воинских обязанностей. Все лица, находящиеся на территории Российской Федерации вправе обращаться как в российский суды, так и в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Более десяти лет проводится судебная реформа, которая предусматривает:

а) создание независимой судебной власти, способной эффективно защищать права и свободы человека и гражданина;

б) отправление правосудия на основе принципа состязательности и равноправия сторон, освобождение суда от выполнения несвойственных для него функций;

в) участие граждан в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей;

г) усиление судебного контроля на стадии предварительного следствия;

д) расширение доступа к правосудию;

е) обеспечение граждан квалифицированной юридической помощью.

За прошедшие годы приняты определенные меры по утверждению судебной власти как самостоятельной, независимой и сильной ветви государственной власти. Вступили в силу такие новые законы, как «О судебной системе Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации», «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», «О судебных приставах», «Об исполнительном производстве», «О мировых судьях в Российской Федерации», Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации».

Принят также ряд существенных дополнений и изменений в действующие Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный кодекс, а также постановлений Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации, направленных на усиление судебной защиты конституционных прав человека и гражданина, расширение возможностей доступа граждан к правосудию.

Важным шагом в создании механизмов защиты прав человека в России стал Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. Он устранил существовавшую ранее дискриминацию и закрепил право каждого на судебную защиту прав и свобод.

В последние годы принят ряд новых нормативных актов, обеспечивающих защиту прав и свобод человека. Однако, правовая база, обеспечивающая в полной мере отправление правосудия в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права, еще не создана. Затягивается принятие базовых для правосудия законов о судах общей юрисдикции, о народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции, об адвокатуре, о государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, о ювенальной юстиции и т.д.

Острой продолжает оставаться проблема своевременного рассмотрения судами уголовных и гражданских дел. По оценкам Верховного Суда РФ, каждое пятое уголовное дело и каждое шестое гражданское дело рассматривается с нарушением процессуальных сроков, чем грубо нарушаются права человека и гражданина, предусмотренные Конституцией Российской Федераций, общепризнанными принципами и нормами международного права.

Граждане редко обращаются в суды, боясь волокиты и бюрократизма, почти не надеясь добиться там истины. Судьи неправомерно отказывают в принятии исковых заявлений. Сроки исполнения судебных решений повсеместно нарушаются, система судебных приставов работает неудовлетворительно, особенно в части возмещения гражданам причиненного ущерба.

Однако осуществлению правосудия в соответствии с законом препятствуют объективные факторы.

Финансирование судов оставляет желать лучшего. В судах отключаются телефоны, отопление, электроэнергия, нет средств на оплату почтовых расходов, возмещение расходов, понесенных участниками судебного процесса. Здания и оборудование большинства судов находятся в аварийном состоянии, не приспособлены к отправлению правосудия.

Недостаточность финансирования ведет к прямой зависимости судей от органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Существуют большие претензии как к качеству работы судей, так и к их моральному облику. Ошибки, допускаемые судами при применении материального и процессуального законодательства, влекут пересмотр и отмену соответственно 15% уголовных дел и около 30% гражданских дел.

Государство не выполняет взятых на себя обязательств по обеспечению конституционного права каждого на квалифицированную юридическую помощь, оказание бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам.

Таким образом, судебную защиту прав человека в России не следует идеализировать, но и пренебрегать ей тоже не стоит. Несмотря на все недостатки, судебная система защиты прав и свобод человека посредством правовых средств является наиболее эффективным механизмом восстановления нарушенных прав. Судебная система представляет собой основную структуру для защиты прав человека на национальном уровне.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96 №1-ФКЗ судебную систему Российской Федерации составляют федеральные суды. Конституционные суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации (по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан, по проверке запросов судов о конституционности законов, применяемых в конкретных делах);

Система федеральных судов общей юрисдикции:

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные (по делам о воинских преступлениях, дисциплинарных проступках и по гражданским делам, отнесенным к их компетенции) и специализированные суды;

Система федеральных арбитражных судов:

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации (по делам о защите нарушенных или оспариваемых прав граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности).

К судам Российской Федерации относятся:

конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Теперь о Верховном суде Российской Федерации.

Согласно Конституции РФ (ст.126) Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным делам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд РФ осуществляет судебную юрисдикцию на всей территории России; является окончательной судебной инстанцией по всем делам, отнесенным к его компетенции; вправе проверить в порядке надзора любое решение нижестоящего суда, включая военные и специализированные суды, по любому делу; направляет судебную практику, давая разъяснения по вопросам применения законодательства; обладает правом законодательной инициативы; выносит заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.

Верховный Суд РФ может изъять любое гражданское дело из нижестоящего суда и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции. Верховный Суд РФ рассматривает по первой инстанции в порядке гражданского судопроизводства следующие дела: об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ; нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан; постановлений о прекращении полномочий судьи; о приостановлении и прекращении деятельности общероссийских и международных общественных объединений; об оспаривании решений и действий Центральной избирательной комиссии по подготовке и проведению референдума, выборов Президента РФ и депутатов Федерального Собрания; по решению споров между органами государственной власти.

Верховному Суду РФ подсудны уголовные дела, отнесенные к его подсудности федеральным законом, а также дела особой сложности или особого общественного значения, которые он вправе принять к своему производству по собственной инициативе либо по инициативе Генерального прокурора РФ при наличие ходатайства обвиняемого.

По сложившейся практике уголовное дело, по которому вынесен смертный приговор, истребуется Верховным Судом РФ для проверки в порядке надзора даже при отсутствии жалобы осужденного.

Согласно Инструкции по делопроизводству в Верховном суде Российской Федерации от 18 ноября 1996 г. в суде ведется прием граждан, обжалующих вступившие в законную силу судебные решения. Запись граждан на прием проводят заместитель начальника отдела приема граждан и старший консультант. Они же разъясняют порядок обжалования судебных постановлений и какой государственный орган полномочен разрешить их жалобу. Прием проводят судьи.

Если на личном приеме ставятся вопросы, которые не относятся к компетенции Суда или они не могут быть разрешены принимающим, то посетителю дается разъяснение, куда ему следует обратиться.

Жалобы от граждан принимаются под расписку с приложением надлежаще оформленных судебных материалов: —

копии решения (приговора, определения) суда первой инстанции; —

копии кассационного определения; —

ответов на жалобы, поданные в надзорном порядке; —

доверенности по гражданскому делу, если лицо не участвует в деле.

Если заявитель не имеет при себе необходимых документов, ему разъясняют порядок их получения. В случае, когда гражданин лишен возможности собрать необходимые документы, ему предлагается оставить жалобу в Суде для принятия решения по жалобе без личного приема.

Письменные ответы о принятом решении по жалобам вручаются в день приема. В случае оставления жалобы без удовлетворения, приложенные к ней документы возвращаются заявителям.

Надлежаще оформленные надзорные производства по жалобам, рассмотренным на личном примере, в трехдневный срок передаются в соответствующий судебный состав, секретариат Президиума или в отдел проверки судебных решений в порядке надзора.

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, studbooks.net, lawbook.online.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector