Структуру системы добровольной сертификации формирует

Система сертификации — совокупность участников сертифика­ции, осуществляющих ее по правилам, установленным в этой системе. Любая система сертификации располагает собственными правилами процедуры её проведения. сист, располагающая собств правилами, процедурой и упр-ия для проведения сертификации и соответствия.

Систему сертификации в общем виде составляют:

· центральный орган, который управляет системой, проводит надзор за её деятельностью и может передавать право на проведение сер­тификации другим органам;

· правила и порядок проведения сертификации;

· нормативные документы, на соответствие которым осуществляется сертификация;

· процедуры (схемы) сертификации;

· порядок инспекционного контроля.

В зависимости от заинтересованности сторон системы сертифи­кации бывают национальными, региональными, международными.

Национальная система сертификации создается на националь­ном уровне. В качестве национального органа по сертификации в Российской Федерации определено в настоящее время Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Региональная система сертификации создается на уровне ряда стран из любых регионов мира, например, в рамках Европейской эко­номической комиссии ООН. На региональном уровне функционируют около 100 систем и соглашений по сертификации.

Международная система сертификации создается на уровне ряда стран из любых регионов мира правительственной международной орга­низацией. Ведущее место в этой области деятельности принадлежит ISO.

Система сертификации ГОСТ Р представляет собой совокупность систем сертификации однородной продукции. Первой российской сис­темой обязательной сертификации стала Система ГОСТ Р. Система сертификации ГОСТ Р — самая крупная в России, она охватывает все виды продукции, которые подлежат сертификации в соответствии с За­коном «О защите прав потребителей» и другими законодательными ак­тами, касающимися отдельных видов продукции. Практика показывает, что заявители на добровольную сертификацию также чаще всего обращаются в эту систему.

Цель системы сертификации:

1 защита потребит от преобретения прод, работ, услуг в тч импортной кот-я опасна для жизни, здоровья, имущества и окр среды.

2 содействие экспорту и увеличение конкурентоспособности прод-ции.

В соответствии с Федеральным законом РФ №184-ФЗ О техническом регулировании» с изменениями на 23 ноября 2009 год. , система сертификации имеет структуру, в которой можно выделить 5 уровней организаций, осущест­вляющих работы по сертификации:

Первый уровень — Госстандарт России (ГС) — в настоящее время трансформирован в РосТехРегулирование, действуя в соответствии с Федеральным законом РФ №184-ФЗ «О техническом регулировании» с изменениями на 23 ноября 2009 год.

Второй уровень— центральный орган системы (ЦОС) — Управле­ния Госстандарта России по отраслям;

Третий уровень— органы по сертификации продукции (ОС);

Четвертый уровень— испытательные лаборатории (ИС);

Пятый уровень— изготовители (продавцы, исполнители).

Система сертификации ГОСТ Р

Системы сертификации являются одним из объектов регистрации в Государственном реестре объектов Системы сертификации ГОСТ Р.

Государственный реестр (Госреестр) — совокупность информации в электронном виде и фонд документов о системах, объектах и участниках сертификации, зарегистрированных с целью придания им юридической силы. Госреестр ведет подразделение Управления сертификации Госстандарта России.

Принципы сертиф-ции ГОСТ Р:

1 работу по серти организуют путем созд сист сертиф однородной прод-ции,в к-ых устан правила сертиф с учетом особ-тей ее пр-ва, постановки, также треб м/нар сист и м/н соглашений.

2 только на основе кредитации неск Ос 1 и той же прод то заявитель сам вправе выбрать сетиф орган.

3 Сист открыта для участия в ней гос органов на к-ые возложена сертиф-я испыт продукции, а также организ предприятий др стран.

4 сист организ сертификации однородной продукции на осн м/нар и региональных соглашений, участниками к-ых явл Россия.

5 сист предусматривает сл распределение ответственности м/у участниками.

Организационная структура системы сертификации ГОСТ Р имеет следующий вид: Ф-и Росстандарта: 1) формирует и реализует гос-ую политику в области серт-ции, устанавливает правила и рекомендации по проведению серт-ции на территории РФ; 2) проводит гос-ую регистрацию систем серт-ции и знаков соотв-вия; 3) опубликовывает офиц-ую инф-цию о действующих системах серт-ции; 4) готовит предложение о присоединении к междун системам серт-ции; 5) заключает соглашения с междун орг-циями о взаимном признании результатов серт-ции; 6)представляет РФ в междун организациях серт-ции; 7)формирует сеть органов по серт-ции и испытательных лаб-риях и управляют непосредственно; 8) утверждает организационно-методические док-ты системы серт-ции; 9) осущ-ет контроль за деят-тью центральных органов систем, ОС и ИЛ; 10) устан-т формы серт-тов, знаков соотв-вия и правила их применения; 11) устанавливает порядок оплаты работ по серт-ции.

Ф-и центрального органа по серт-ции: 1) координируют работу ОС; 2) готовят предложения по правилам системы серт-ции однородной продукции; 3) выявляют потребность в ОС, ИЛ, экспертах.

Ф-и органа по сер-ции: 1)формирование и актуализация фонда нормативных док-тов; 2)привлечение на договорной основе испыт лаб-рии; 3) контроль за объектами серт-ции; 4)ведет реестр выданных им сертификата соотв-вия; 5)информирует след органы гос-ого контроля или надзора у продукции, поступившие на серт-цию, но не прошедшие ее; 6)приостанавливает или прекращает действие, выданного ими сертификата соответствия; 7)предоставляет заявителям инф-цию о порядке проведения серт-ции; 8) устанавливает стоимость работ по серт-ции на основе методики опр-ния стоимости работ, утвержденных правительством РФ.

Это интересно:  Валютный контроль экспортных операций 2020

Ф-и испытательных лабораторий: осущ-ет испытания конкретной продукции или конкретного виды испытаний и выдает протоколы испытаний для целей серт-ции. Системы серт-ции услуг и систем качествава не предполагают участия в ИЛ в процессе серт-ции. Всю практическую деят-ть по оценке соотв-вия в них осущ-ет ОС.

Ф-и совета по серт-ции: 1)разрабатывают предложения по формированию политики серт-ции; 2) анализирует функционирование системы серт-ции; 3)готовит рекомендации по улучшению деят-ти системы серт-ции; 4)не вмешивается в деят-ть других участников системы серт-ции.

Ф-и научно-методич центра: 1)разрабатывает предложения по составу и структуре объектов по серт-ции; 2)ведет фонд нормативных док-тов по серт-ции; 3)участвует в работе комиссий по аккредитации органов по серт-ции, ИЛ, аттестации экспертов; 4)принимает участие в разработке программ обучения, подготовки и аттестации экспертов.

Ф-и комиссии по апелляции: формируется центральным органом по серт-ции для рассмотрения жалоб и решения спорных вопросов, возникших при проведении серт-ции.

Ф-и заявителя: 1)направляет заявку на проведение серт-ции, напр-ет НТД; 2)обеспечивает соотв-вие реализуемой продукции, требования НД, на соотв-вие которого она была серт-цирована; 3)обеспечивает беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами, осущ-ющих серт-цию продукции и контроль серт-ющей продукции; 4)выпускает в обращение продукцию, надлежащую подтверждения соответствия, только после подтверждения такого соответствия; 5)извещает органы по серт-ции об изменениях, вносимых в технич док-цию или технологич процессы производства серт-нной продукции.

СПОРТ-СТАНДАРТ

Структура системы сертификации.

Руководящий орган

  • создает Систему добровольной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации и организует добровольную сертификацию в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и иными нормативными актами и документами;
  • утверждает документы Системы, устанавливающие требования добровольной сертификации, правила, процедуры и управления для проведения добровольной сертификации в Системе в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • устанавливает формы сертификатов, знаков соответствия и порядок их применения, а также формы других документов, необходимых для функционирования Системы;
  • определяет перечень объектов, сертифицируемых в Системе;
  • формирует Центральный орган;
  • осуществляет проверку деятельности центрального органа, организует и координирует деятельность участников Системы;
  • взаимодействует с руководящими органами других систем сертификации, с соответствующими органами других государств и международными органами по вопросам сертификации;

Центральный Совет Системы

Центральный Совет Системы состоит из представителей заинтересованных министерств и ведомств, спортивных федераций, ассоциаций, испытательных лабораторий и органов по сертификации, действующих в Системе, учредителей (членов) организации создавших Систему.

Функции центрального Совета Системы

  • формирует единую техническую политику в области деятельности Системы;
  • аккредитует Центральный орган по сертификации, испытательные лаборатории;
  • координирует работу органов по сертификации, экспертных центров по сертификации, испытательных лабораторий (центров), входящих в Систему;
  • осуществляет проверку деятельности органов по сертификации, экспертных центров по сертификации, испытательных лабораторий (центров), центров подготовки экспертов, за соблюдением правил добровольной сертификации в Системе и за сертифицированными в ней объектами;
  • организует подготовку (обучение) экспертов по сертификации;
  • проводит аттестацию организаций и экспертов в Системе и выдает им аттестаты аккредитации;
  • ведет Реестр Системы;
  • определяет потребность в органах по сертификации, экспертных центрах по сертификации, испытательных лабораториях (центрах) и экспертах;
  • разрабатывает предложения по уточнению номенклатуры объектов подлежащих сертификации в Системе, по составу требований, подтверждающих при сертификации;
  • готовит предложения по тарифам или иным документам, определяющим размеры оплаты работ по сертификации;
  • рассматривает результаты деятельности Системы в целях определения ее развития;

Комиссия по апелляциям

Комиссия по апелляциям (апелляционный комитет) формируется руководящим органом

Функции комиссии по апелляциям

  • рассматривает апелляции заявителей на действия органов по сертификации, экспертных центров по сертификации, испытательных лабораторий (центров), экспертов, участвующих в Системе.
  • рассматривает апелляции (жалобы, претензии), связанные с сертификацией, аккредитацией;
  • принимает решения по апелляциям;
  • взаимодействует с организациями, осуществляющими контроль и надзор по рассматриваемым вопросам;
  • принимает участие в разработке проектов документов по апелляции;
  • ведет документы по вопросам своей деятельности;
  • готовит отчеты для Руководящего органа Системы.

Испытательные лаборатории

Испытательные лаборатории, аккредитованные в Системе, должны иметь статус юридического лица

проводят испытания продукции (комплектующих, материалов, спортивных покрытий), параметров зон проведения соревнований, и занятий физической культурой (температура, относительная влажность, скорость движения воздуха уровни освещенности, электромагнитные поля, аэронизация воздуха и т.д);

оформляют результаты испытаний в протоколах испытаний.

Органы по сертификации

Органы по сертификации, аккредитованные в Системе, должны иметь статус юридического лица

  • осуществляют сертификацию продукции, работ и услуг, систем менеджмента качества (производств) и экспертов;
  • выдают сертификаты соответствия;
  • осуществляют инспекционный контроль над сертифицированными ими объектами;
  • предоставляют заявителю право на применение знака соответствия;
  • приостанавливают или отменяют действие выданных ими сертификатов соответствия;
  • участвуют в разработке организационно-методических документов Системы.
Это интересно:  Отключение канализации за неуплату коммунальных услуг

Система добровольной сертификации продукции Госстандарта России. Организационная структура системы

«Положение о Системе добровольной сертификации продукции Госстандарта России» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 04.11.2000 N 76)

Система добровольной сертификации предназначена для проведения добровольной сертификации отечественной и зарубежной продукции на соответствие всем требованиям государственных стандартов, межгосударственных стандартов, а также международных, региональных и национальных стандартов других стран, указанных заявителем.

Основной целью Системы является создание условий, способствующих повышению конкурентоспособности отечественной продукции, повышению авторитета государственных стандартов в Российской Федерации и за рубежом, развитию работ по добровольной сертификации в системе Госстандарта России.

Объектами сертификации является продукция, попадающая под действие государственных стандартов, утвержденных в Российской Федерации, межгосударственных стандартов, принятых в установленном порядке, а также международных, региональных и национальных стандартов других стран, указанных заявителем.

Нормативную базу Системы составляют государственные стандарты (межгосударственные стандарты) на продукцию, устанавливающие общие технические условия (технические условия) или общие технические требования (технические требования) и методы их контроля (испытаний, измерений, анализа), а также международные, региональные, национальные стандарты других стран, указанные заявителем.

Сертификация продукции в Системе проводится на соответствие всем требованиям, установленным в нормативных документах, указанных в настоящем пункте.

Сертификация в Системе осуществляется органами по сертификации центров стандартизации и метрологии Госстандарта России и научно — исследовательских институтов Госстандарта России и их испытательными лабораториями, а также привлекаемыми испытательными лабораториями промышленности, аккредитованными в Системе сертификации ГОСТ Р.

Организационную структуру Системы образуют:

-Госстандарт России юридическое лицо, образовавшее Систему, выполняет функции, установленные ст. 18 Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг»;

-Методический центр Системы — Всероссийский научно — исследовательский институт сертификации (ВНИИС), действует в соответствии с положением о Методическом центре Системы, утвержденным Госстандартом России. Методический центр Системы ведет Реестр объектов и участников Системы в соответствии с установленным в Системе порядком, а также осуществляет архивное хранение материалов;

-органы по сертификации. Органами по сертификации Системы могут быть организации из числа указанных в п. 1.6 и удовлетворяющие следующим условиям:

иметь в штате органа по сертификации экспертов по сертификации продукции, имеющими соответствующее образование и стаж работы в области сертификации продукции не менее 3 лет, а также экспертов по сертификации систем качества, имеющие опыт указанной работы не менее 3 лет;

быть аккредитованным органом по сертификации систем качества;

иметь в наличии документированную систему качества;

-испытательные лаборатории (центры).Испытания в Системе проводят испытательные лаборатории из числа организаций, указанных в п. 1.6, и удовлетворяющие следующим условиям:

быть аккредитованной испытательной лабораторией в установленном порядке;

иметь в штате квалифицированных испытателей;

быть оснащенным современным испытательным оборудованием, поверенным и аттестованным в соответствии с метрологическими требованиями, которое необходимо для проведения испытаний продукции в Системе;

иметь в наличии документированную систему качества.

Функции участников Системы определены Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации.

Решение о включении организаций в число участников Системы в качестве органов по сертификации и испытательных лабораторий принимает Председатель Госстандарта России.

Предложения по решению готовятся Методическим центром Системы совместно с научно — исследовательскими институтами Госстандарта России в соответствии с их специализацией и с учетом требований, установленных в п. п. 2.5 и 2.6 настоящего Положения.

При положительном решении Госстандарт России заключает договор на проведение работ по добровольной сертификации с организацией в установленном Госстандартом России порядке.

Какова структура системы сертификации России?

Опубликовано: 17.01.2012 Рубрика: Вопрос Ответ Автор: Единый Стандарт

По законодательству сертификация в России делится на обязательную и добровольную. Подчеркнем, что это лишь одна из форм подтверждения соответствия документам, так как есть еще декларирование. Обязательная сертификация характеризуется тем, что предприниматель проходит ее под государственным контролем, по установленным государствам правилам и процедурам, и выполнение всех необходимых условий является условием его возможности выйти на рынок со своей продукцией или услугами. Добровольная сертификация проводится по инициативе самого предпринимателя, проходить он ее не обязан, выполняется на основе коммерческого договора с сертифицирующим органом – компанией, которая предоставляет услуги независимого оценщика. Обязательная сертификация предназначена для гарантирования минимальных требований качества и безопасности потребителю, а добровольная служит инструментом саморегулирования бизнеса, поощряя конкуренцию через желание предприятий продемонстрировать своим клиентам соответствие более строгим стандартам, чем у конкурентов. Обязательная сертификация осуществляется не чиновниками, а теми же, что и в случае с добровольной сертификацией, коммерческими органами по сертификации, только аккредитованными государством для проведения государственной проверки и отвечающие его требованиям.

Это интересно:  Требования к служебному поведению муниципального служащего

На вершине пирамиды госорганов, которые отвечают за сертификацию в России стоит Правительство, именно оно принимает решение о реформах в области оценки соответствия. Следующее звено – два министерства – Минэкономразвития и Министерство промышленности и торговли. Первому подчиняется Федеральная служба по аккредитации. Эта служба, которая ведает аккредитацией всех органов по сертификации и испытательных лабораторий, независимо от того, занимаются ли они добровольной сертификацией или обязательной, кроме тех органов, которые специализируются на оценке соответствия оборонной продукции, работ, услуг, продукции, использующейся для защиты сведений, составляющих государственную тайну и ряд других типов продукции. Уточнить этот список пока не представляется возможным, так как Росаккредитация была создана недавно и перераспределение функций между государственными органами все еще продолжается. Ранее деятельность по аккредитации была рассредоточена между большим количеством министерств. Вот как об этом говорит руководитель Росаккредитации Шипов С.В. в недавнем интервью РБК-daily…

Цитата: ‘По сей день где-то действуют старые нормативно-правовые акты, а где-то их вообще нет, и система работает на основании каких-то договоренностей, поручений и писем. Плюс ко всему есть товары и услуги, относящиеся одновременно к нескольким сферам. Получается, что производитель вынужден подтверждать соответствие своего товара сразу в нескольких аккредитованных органах, а органы, в свою очередь, вынуждены аккредитовываться в нескольких системах’

Добавим, что из информации, выложенной на официальном сайте Росаккредитации известно, что агентство уже получило право проводить аккредитацию органов по сертификации, занимающихся оценкой соответствия средств связи. Помимо аккредитации органов по сертификации и лабораторий – важной частью деятельности Федеральной службы по аккредитации является аттестация экспертов аккредитации, так как агентство передает свои функции на аутсорсинг частным организациям.

Министерству промышленности и торговли подчиняется Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт, – ред.), которое работает с национальной системой стандартизации, в частности, проводит экспертизу новых нормативных документов, ведет метрологический контроль, ведет специальный информационный фонд технических регламентов и стандартов. На Росстандарте в соответствии с постановлением №294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» Правительства России лежит обязанность консультировать предпринимателей по вопросам связанным со стандартизацией и сертификацией. Росстандарт ведет реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, а Росаккредитация перечень аккредитованных органов по сертификации.

Система сертификации – очень важное понятие для понимания того, как работает сфера оценки соответствия в России. Система сертификации – это, с одной стороны, совокупность организаций, необходимых для качественной, компетентной и независимой оценки предприятий на соответствие стандартам: в систему могут входить ВУЗы, испытательные лаборатории, органы по сертификации, часто не один и другие. С другой стороны, понятием «система сертификации» характеризуется эксклюзивная методика, или схема по сертификации, на применение которой аккредитованы организации-участники системы. Важную роль в системе сертификации играет координационный центр – это участник системы, который приобрел такое положение в ней, при котором он аккредитует других ее участников на соответствие правилам системы, вырабатывает эти правила и несет на себе ряд других важнейших функций.

Система добровольной сертификации отличается от системы обязательной, прежде всего тем, что функции координационного центра в ней выполняет независимая от государства компания или организация. В России существует несколько систем обязательной сертификации. Самая крупная среди них называется ГОСТ Р. Помимо нее есть еще 18 таких систем, например, Система сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения под крылом Минатома России и Госатомнадзора (сертификация соответствующей продукции обязательная именно в этой системе в соответствие со статьей №37 закона «Об использовании атомной энергии», – ред.). По данным на 31.10.2012, которые нам сообщили в Росстандарте, систем добровольной сертификации в России значится «почти 1000». Системы добровольной сертификации отличаются от систем обязательной по цене тем, что оценка в последних, обычно в 2, в 3 раза дороже для предпринимателя. Обязательность или необязательность прохождения продукции регулируют специальные номенклатуры (списки, – ред.). Тот из них, который предназначен для товаров, которые производятся и реализуются в России, содержится на сайте Росстандарта, а для импортеров есть список Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и номенклатура ТН ВЭД.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Статья написана по материалам сайтов: xn—-8sbap8bdgjfbekcf.xn--p1ai, lektsii.org, 1cert.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector