Стандарт включает в себя требования к

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

8. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория федеральный университет» или «национальный исследовательский университет», а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Содержание

Комментарий к Ст. 11 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования действуют на всей территории Российской Федерации и предусматривают единые требования для реализации образовательных программ всеми образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Преемственность образовательных программ заключается в том, что, во-первых, содержание образовательных программ строится по принципу поступательного развития; во-вторых, вступительные испытания для обучения по образовательной программе следующего уровня должны отражать результаты освоения предыдущей образовательной программы.

Такой подход сформулирован и в судебной практике, где, например, подчеркивается, что федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования, определяющие уровень и содержание профессиональной подготовки специалистов, являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников, и предусматривают в качестве обязательной дисциплины в структуре основных образовательных программ иностранный язык, освоение которого подтверждается аттестацией. Это означает, что вступительный экзамен по иностранному языку при поступлении в аспирантуру не противоречит нормам действующего законодательства*(17).

Законом предоставляется возможность учета потребностей обучающихся, вариативности образовательной программы. Так, основная образовательная программа основного общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 30% от общего объема основной образовательной программы основного общего образования.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность.

На уровне высшего образования каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и для продолжения профессионального образования по всем циклам: гуманитарному, естественнонаучному и профессиональному. Максимальный объем учебных занятий обучающихся в конечном счете не может составлять более 54 академических часов в неделю.

Поскольку федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования включают в свою структуру требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям и результатам освоения основных образовательных программ, тем самым государство создает определенные гарантии качества образования, единые на всей территории Российской Федерации.

Получение образования возможно как в образовательной организации, так и вне ее, в том числе в форме семейного образования и самообразования. Однако данное обстоятельство не снимает обязательности требований федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и образовательных стандартов в части результатов освоения образовательной программы обучающимся. Такие обучающиеся проходят промежуточную и итоговую аттестацию, в том числе вправе это делать в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Для дошкольного образования федеральные государственные образовательные стандарты не содержат требования к результатам освоения образовательной программы обучающимися на основе промежуточных и итоговых аттестаций.

Законодателем избран единый вариант структуры федеральных государственных образовательных стандартов вне зависимости от уровня образования.

1) Во-первых, определяется структура образовательной программы, соотношение обязательной и вариативной ее частей.

Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.

Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 30% от общего объема основной образовательной программы основного общего образования.

Обязательная часть основной образовательной программы определяет содержание образования общенациональной значимости и составляет 2/3, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, — 1/3 от общего объема основной образовательной программы. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе общего образования предусматриваются: учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; внеурочная деятельность.

Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.

Основная образовательная программа бакалавриата и специалитета предусматривает изучение следующих учебных циклов: гуманитарный, социальный и экономический цикл; естественнонаучный цикл; профессиональный цикл; и разделов: физическая культура; учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация.

Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов: общенаучный цикл; профессиональный цикл; и разделов: практики и научно-исследовательская работа; итоговая государственная аттестация.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Максимальный объем учебных занятий обучающихся в конечном счете не может составлять более 54 академических часов в неделю.

2) Требования к условиям реализации основных образовательных программ в федеральных государственных образовательных стандартах фактически основаны на требованиях образовательного законодательства к квалификации педагогических работников, санитарно-эпидемиологических требованиях, пожарных требованиях. Однако помимо этого закрепляется обязательность создания информационно-образовательной среды образовательного учреждения, наличие служб поддержки применения информационно-коммуникационных технологий, учебно-методическое и информационное обеспечение, определенные психолого-педагогические условия. Финансовые условия должны позволять выполнять все вышеперечисленные требования, требования законодательства.

Это интересно:  Нормативное регулирование этики служащего

3) Закрепляются требования к результатам освоения образовательной программы.

В сфере общего образования федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным, предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования. Предметные результаты освоения основной образовательной программы общего образования с учетом общих требований федерального государственного образовательного стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

В области профессионального образования результаты описываются в федеральных государственных образовательных стандартах через общекультурные и профессиональные компетенции, которыми должен обладать специалист.

Следует отметить, что набор требований к структуре федерального государственного образовательного стандарта не является исчерпывающим. Так, стандарты в области профессионального образования включают характеристику направления подготовки, профессиональной деятельности, требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы

Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливается нормативный срок освоения образовательной программы. Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). Для образовательных программ среднего профессионального образования устанавливается срок освоения образовательной программы на базе (полного) общего и на базе основного общего образования; нормативный срок углубленной подготовки; при очной, очно-заочной (вечерней) и заочной (при ее наличии) форме получения образования. Для образовательных программ высшего образования — срок освоения образовательной программы в очной, очно-заочной (вечерней) и заочной (при ее наличии) форме получения образования.

Законом закрепляется видовое разнообразие федеральных государственных образовательных стандартов путем определения двух используемых критериев для классификации: уровень образования и профессия, специальность, направление подготовки. Первый критерий используется как в сфере общего, так и профессионального образования, второй — только в сфере профессионального образования. Такие основания дают возможность учитывать при конструировании требований особенности того или иного вида образования. В сфере профессионального образования разработаны федеральные государственные образовательные стандарты по всему перечню специальностей для каждого из уровней образования, утверждаемому приказом Минобрнауки России*(18).

Поскольку Законом предусматривается инклюзивное образование, следствием этого выступает закрепление в федеральных государственных образовательных стандартах специальных требований в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Такие требования предусматривают все федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. В этом случае в стандарте предусматриваются требования к программе коррекционной работы с такими обучающимися, оговаривается необходимость соблюдения особых условий реализации образовательной программы (архитектурная доступность, административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации учебного процесса и т.п.).

В сфере профессионального образования разработано несколько специальных федеральных государственных образовательных стандартов для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов, которые утверждаются в соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Понятие профессионального стандарта введено федеральным законом от 03.12.2012 г. N 236-ФЗ). Это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Отметим, что профессиональные стандарты должны разрабатываться по должностям (профессиям) или на группу родственных должностей (профессий) с учетом базовой технологической компетенции, являющейся общей для различных должностей служащих (профессий рабочих), схожим по психофизиологическим требованиям.

Определение профессий, специальностей, направлений подготовки, по которым требуется разработка федеральных государственных стандартов, осуществляется на основе Перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утверждаемых приказом Минобрнауки России. Такие Перечни содержат квалификации, присваиваемые по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки в результате успешного освоения образовательной программы. Такие перечни действуют на всех уровнях профессионального образования. В случае внесения в них изменений также приказом Минобрнауки России устанавливается соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки. То есть наряду с новым Перечнем специальностей отдельным приказом устанавливается их соответствие прежним путем обозначения кода и названия специальности*(19).

Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает разработку проектов федеральных государственных образовательных стандартов с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, представителей научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием.

Проекты стандартов высшего профессионального образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, с учетом требований, предъявляемых к защите этих сведений.

Министерство образования и науки Российской Федерации:

а) размещает проекты стандартов в недельный срок со дня их получения на своем официальном сайте в сети Интернет, за исключением проектов стандартов, содержащих государственную тайну, для обсуждения. Срок приема предложений, поступающих от заинтересованных граждан и организаций, составляет 14 дней с даты размещения проектов стандартов на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации в сети Интернет;

б) направляет проекты стандартов не позднее 7 дней с даты их получения на независимую экспертизу.

Независимая экспертиза проектов стандартов проводится в 14-дневный срок со дня их получения из Министерства образования и науки Российской Федерации:

1) объединениями работодателей, организациями, осуществляющими деятельность в соответствующих отраслях экономики, — по проектам стандартов начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

2) институтами общественного участия в управлении образованием, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, — по проектам стандартов общего образования;

3) Министерством обороны Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, — по проектам стандартов среднего (полного) общего образования, начального профессионального и среднего профессионального образования в части вопросов, касающихся подготовки граждан к военной службе.

По результатам независимой экспертизы в Минобрнауки России направляется экспертное заключение, подписанное руководителем организации или органа, проводивших экспертизу, или уполномоченным им лицом по форме, утвержденной Минобрнауки России.

Минобрнауки России с целью рассмотрения стандартов, экспертных заключений и предложений, поступивших от заинтересованных граждан и организаций, создает совет. Совет формируется на представительской основе и действует на основании положения.

Проекты стандартов, экспертные заключения и предложения, поступившие от заинтересованных граждан и организаций, направляются Минобрнауки России в совет в течение 5 дней со дня истечения срока для обсуждения или дачи экспертного заключения, и рассматриваются советом в течение 14 дней с даты их поступления.

По результатам рассмотрения совет принимает решение рекомендовать проект стандарта к утверждению, либо к доработке, либо к отклонению.

Решение совета направляется в Минобрнауки России в течение 3 дней с даты его принятия.

Минобрнауки России в свою очередь в течение 7 дней с даты поступления соответствующего решения совета принимает решение утвердить стандарт, либо направить проект стандарта на доработку, либо отклонить проект стандарта. Проект стандарта, требующий доработки, либо отклоненный, направляется разработчику в течение 5 дней с даты принятия соответствующего решения (с указанием срока доработки в случае решения о доработке).

Доработанный проект стандарта направляется разработчиком в Минобрнауки России и рассматривается им в течение 5 дней с даты поступления. По результатам рассмотрения проект стандарта либо утверждается, либо направляется на доработку, либо отклоняется.

Проекты стандартов могут быть разработаны в инициативном порядке образовательными и научными организациями на безвозмездной основе и направлены в Минобрнауки России.

Законом предусматривается возможность разработки и утверждения стандартов самими образовательными организациями, но только строго определенной категории: федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, и Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, которые и так входят в указанный перечень.

На данный момент в указанном перечне находятся восемь образовательных организаций и с момента своего утверждения он только расширяется.

Введение такой нормы преследует цель удовлетворить стремление ведущих образовательных организаций в повышении требований к реализуемым ими образовательным программам и тем самым обеспечить более высокий уровень образования, подтвердив свой особый статус. Непременным условием введения таких стандартов является повышение требований к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ по сравнению с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемwww.nmcuv.org

Похожие презентации

Презентация на тему: » Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной.» — Транскрипт:

2 Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной программы основного общего образования; к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования. Стандарт создан для ВСЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СООБЩЕСТВА: учеников, учителей, родителей, администрации ОУ, управленцев ВСЕХ уровней, финансистов ВСЕХ уровней, снабженцев ВСЕХ уровней.

3 Переход на компетентностную модель образования «Компетенция – совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы». Системно-деятельностный подход Не только передача ученикам знаний и опыта, но и организация их самостоятельной учебной деятельности.

Это интересно:  Госпошлина за развод в 2020 30000

4 Универсальные учебные действия (УУД) Личностные, Регулятивные, Коммуникативные, Познавательные. Например, к регулятивным УУД можно отнести: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности; умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.

5 УУД формируются с помощью «Формирование универсальных учебных действий» «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» «Основы смыслового чтения и работа с текстом» Учитель должен специально отслеживать формирование УУД на каждом предмете Учебных предметовМетапредметных программ

6 обращение с устройствами ИКТ, фиксация изображений и звуков, создание письменных сообщений, создание графических объектов, создание музыкальных и звуковых сообщений, создание, восприятие и использование гипермедиасообщений, коммуникация и социальное взаимодействие, поиск и организация хранения информации, анализ информации, математическая обработка данных в исследовании, моделирование, проектирование и управление); «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»

7 ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Объединяет в себе все программные документы ОУ Является документальной основой деятельности всего ОУ в текущем учебном году Связывает все процессы, происходящие в ОУ в единый образовательный комплекс

8 ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Пояснительная записка Планируемые результаты Система оценивания ЦелевойСодержательный Программа развития УУД Программы отдельных учебных предметов Программа воспитания и социализации Программа коррекционной работы Организационный Учебный план Система условий реализации ООП Разделы

9 Планируемые результаты освоения основной образовательной программы Результаты освоения не учебных предметов, но ВСЕГО КОМПЛЕКСА ООП Личностностные Метапредметные Предметные Не оцениваются, а только фиксируются Оцениваются

10 Личностные результаты готовность и способность к саморазвитию и самоопределению; сформированность мотивации к обучению; система значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловые установи, отражающие личностные и гражданские позиции в деятельности; социальные компетенции; правосознание; способность ставить цели и строить жизненные планы; способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

11 Стандарт ориентирован на «ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ» любящий свой край и своё Отечество; нравственный; умеющий учиться; социально активный; умеющий общаться; здоровый; ориентирующийся в мире профессий. Это должен быть человек:

12 Принцип минимакса: даем знания по максимуму, спрашиваем по минимуму. «Ученик научится»: «Ученик получит возможность научиться»: Метапредметные и предметные планируемые результаты разбиваются на две группы: Обязательно для освоения Не обязательно для освоения

13 Метапредметные результаты освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных; способность их использования в практике; самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности; организация учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; построение индивидуальной образовательной траектории.

14 Предметные результаты (по образовательным областям): 1. Филология Русский язык. Литература Иностранный язык 2. Общественно-научные предметы История России Всеобщая история Обществознание География 3. Математика и информатика 4. Основы духовно-нравственной культуры народов России 5. Естественнонаучные предметы Физика Биология Химия 6. Искусство Изобразительное искусство Музыка 7. Технология 8. Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности

15 Трехсоставный учебный план Двухсоставный учебный план Федеральный компонент Региональный компонент Компонент ОУ Требования стандарта (70 %) Часть, формируемая участниками образовательного процесса (30 %) Учебный план

16 Рабочая программа по предмету, курсу Обязательные предметы по БУП Дополнительные предметы и курсы (обязательные, элективные, факультативные) Интегративные курсы Курсы в рамках внеурочной деятельности ОУ Все рабочие программы составляются учителем с учетом конкретных условий (особенностей): региона (района), конкретных учеников, образовательного учреждения, материально-технической базы. Все рабочие программы составляются учителем на основе «Примерных программ по предметам»

17 Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1.пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели ООО с учётом специфики учебного предмета (из стандартов и примерных программ); 2.общую характеристику учебного предмета, курса (из стандартов и примерных программ); 3.описание места учебного предмета, курса в учебном плане (вместе с завучем); 4.личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (из примерных программ и + «свое»); 5.содержание учебного предмета, курса (из стандартов и примерных программ); 6.тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (из примерных программ и + «свое»); 7.описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса (что есть в ОУ на данный учебный год); 8.планируемые результаты изучения учебного предмета, курса (из стандартов и примерных программ).

18 Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования Кадровые Финансовые Материально-технические Информационно-методические Психолого-педагогические Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды: 1. Обеспечивающей высокое качество образования. 2. Гарантирующей охрану здоровья обучающихся. 3. Преемственной по отношению к начальному образованию.

19 Критерии готовности ОУ к реализации ФГОС ООО разработана и утверждена основная образовательная программа осуществлено повышение квалификации педагогических работников учреждения по проблеме реализации нового образовательного стандарта разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение реализации ФГОС ООО Устав образовательного учреждения, его локальные акты (положения, инструкции и т.д.) приведены в соответствие с требованиями ФГОС ООО определен список учебников и учебных пособий разработаны локальные акты, регламентирующих установление заработной платы работников ОУ определена оптимальная модель организации внеурочной деятельности обеспечены необходимые материально-технические условия создана информационно-образовательная среда

Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

I. Общие положения

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.1

Стандарт включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.

2. Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.2

3. Стандарт является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования.

4. Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года.3

5. Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

6. Стандарт направлен на обеспечение:

равных возможностей получения качественного начального общего образования;

духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;

демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие формгосударственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения;

формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;

условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

7. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

Это интересно:  Формы безналичных расчетов кратко

разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

8.В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:

становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристиквыпускника («портрет выпускника начальной школы»):

любящий свой народ, свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

II. Требования к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования

9. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, имежпредметными понятиями.

предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

10. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Тест с ответами на знание ФГОС ДО для педагогов

Вступление к тесту с ответами на знание ФГОС ДО для педагогов

Педагогика, как и любая другая наука, подвержена многочисленным изменениям. Это обусловлено, прежде всего, тем, что у общества появляются всё новые и новые требования к педагогам.

В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобретает инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы образования. Инновационная деятельность – процесс, который позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств (новых метода, методики, технологии, программы). Инновационная деятельность в ДОУ дает не только возможность развиваться детям, но и повышаются профессиональные компетенции педагогов.

Следствием постоянного развития, совершенствования методов педагогики стали инновационные технологии, т. е. технологии, благодаря которым происходит интегративный процесс новых идей в образовании. Педагогические инновации – это неотъемлемая часть развития педагогики и они необходимы для совершенствования системы образования.

Инновационные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО).

Тест с ответами на знание ФГОС ДО для педагогов

ФГОС ДО представляет собой… (П. 1.1)

Выберите правильный вариант ответа:

  • Совокупность обязательных требований к ДО.
  • Совокупность обязательных требований к ООП ДО.

    Какой документ использовался для разработки ФГОС ДО? (П.1.2)

    Перед вами цели ФГОС ДО. Что лишнее? (П. 1.6.1)

    Стандарт является основой для… (П.1.7.2)

    Какое утверждение приведено неверно?

    • Разработка Программы.
    • Разработки обязательных программ ДО.
    • Разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере ДО.

      Стандарт является основой для… (П. 1.7.6)

      Какое утверждение приведено не верно?

      • Объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации (ДОУ) требованиям Стандарта.
      • Формирование содержания профессионального образования и дополнительного профессионального образования педагогических работников, а также проведения их аттестации.
      • Оказание помощи педагогам в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

        Стандарт включает в себя требования… (П.1.8.)

        Какое утверждение лишнее?

        • К структуре Программы и её объёму.
        • К условиям реализации Программы.
        • К родителям (законным представителям).
        • К результатам освоения Программы.

          Требования к структуре ООП ДО и её объёму.

          Структурные подразделения в одной организации (далее Группы) реализовывать разные программы… (П. 2.2)

          Выберите правильный ответ и продолжите предложение:

          Содержание Программы должно охватывать следующие структурные единицы –образовательные области (далее ОО) (П, 2.6.). Какая ОО лишняя?

          Конкретное содержание ОО от возрастных и индивидуальных особенностей детей… (П. 2.7.)

          Выберите правильный ответ и продолжите предложение:

          Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста… (П. 2.8.)

          Какое утверждение лишнее?

          • Предметно-пространственная развивающая образовательная среда.
          • Характер взаимодействия со взрослыми.
          • Характер взаимодействия с другими детьми.
          • Система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
          • Характер взаимодействия педагогов с детьми.

            Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

            Обе части являются с т. з. реализации требований Стандарта какими? (П.2.9.)

            • Взаимозаменяемыми и не обязательными.
            • Взаимодополняющими и необходимыми.

              Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода. В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены программы… (П.2.9) Какие? Выберите правильный ответ:

              Рекомендуемое соотношение объема обязательной части Программы и ее объема части, формируемой участниками образовательных отношений… (П.2.10) Выберите правильный ответ:

              Программа включает 3 основных раздела: целевой, содержательный и… (П.2.11) Выберите правильный ответ:

              Программа включает 3 основных раздела: целевой содержательный и организационный… (П.2.11) Выберите правильный ответ и продолжите предложение:

              Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения Программы… (П.2.11.1 и 2.11.2)

              Пояснительная записка должна раскрывать: Что лишнее?

              • Цели и задачи реализации Программы
              • Принципы и подходы к формированию Программы.
              • Способы и направления поддержки детской инициативы.
              • Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего дошкольного возраста.

                Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов… (П.2.11.2) Выберите правильный ответ и продолжите предложение:

                Требования к условиям реализации ООП ДО.

                Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализаций Программы, а так же… (П.3.1)

                Выберите правильный ответ и продолжите предложение:

                • К особенностям взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
                • К развивающей предметно-пространственной среде.

                  При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики… При необходимости используется психологическая диагностика развития детей. Участие ребенка в какой диагностики допускается только согласие его родителей (законных представителей)? (П.3.2.3)

                  РППС должна быть… (П.3.3.4) Что лишнее?

                  Требования к результатам освоения ООП ДО

                  Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде… (П.4.1)

                  Выберите правильный ответ и продолжите предложение:

                  • Обязательных конкретных образовательных достижений.
                  • Целевых ориентиров ДО.

                    Целевые ориентиры ДО представляют собой… (П.4.1)

                    Выберите правильный ответ и продолжите предложение:

                    • Возрастные характеристики обязательных достижений ребенка на этапе завершения уровня ДО.
                    • Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня ДО.

                      Целевые ориентиры… (П.4.5)

                      Выберите правильный ответ и продолжите предложение:

                      … служить непосредственным основаниям при решении управленческих задач, включая: Аттестацию педагогических кадров; оценку уровня развития детей; оценку выполнения муниципального (государственного) задания; распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОУ.

                      Статья написана по материалам сайтов: www.myshared.ru, pandia.ru, rosfgos.ru.

                      »

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector