Стадии заключения коллективного договора

Порядок разработки проекта коллективного договора и его заключение определяется сторонами в соответствии с ТК и иными ФЗ – ст. 42 ТК РФ.

Правовая процедура разработки и заключения коллективного договора включает в себя условно следующие стадии:

1. Проявление инициативы по проведению коллективных переговоров по подготовке и заключению коллективного договора. Право проявить инициативу по проведению таких переговоров имеют представители работников и работодателей – ч.1 ст. 36 ТК. Право направить работодателю предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников имеют:

· Единый представительный орган, созданный двумя или более первичными профсоюзными организациями, объединяющими в совокупности более половины работников данного работодателя.

· Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников данного работодателя.

· Первичная профсоюзная организация, не объединяющая более половины работников или иной представительный оран по поручению общего собрания конференции работников.

Во всех случаях необходимо известить о коллективных переговорах все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение 5 рабочих дней создать с их согласия единый представительных орган или включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа – ч.2-5 ст. 37 ТК РФ.

2. Вступление в коллективные переговоры второй стороны. Представители стороны, получившей предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения предложения направив инициатору ответ с указанием представителя от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров.

3. Создание комиссии для ведения коллективных переговоров подготовки проекта и заключения коллективного договора из наделенных необходимыми полномочиями представителями сторон – ч.1 и ч.7 ст. 35 ТК.

4. Коллективные переговоры. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров ответа от второй стороны – ч.2 ст. 36 ТК. Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками этих переговоров – ч.9 ст. 37 ТК. Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений – ч.1 ст. 37 ТК. Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров – ч.7 ст. 37 ТК.

5. Разработка проекта коллективного договора. Он разрабатывается в процессе коллективных переговоров. При не достижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение 3-х месяцев с начала коллективных переговоров, стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий – ч.2 ст. 40 ТК.

6. Урегулирование разногласий. Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий – ст. 38 ТК. Не урегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров – ч.3 ст. 40 ТК. Или разрешаться в соответствии с порядком разрешения коллективных трудовых споров – ст. 398 ТК.

7. Обсуждение проекта коллективного договора, подразделение к организации и его доработки, если это определяется сторонами – ст. 42 ТК.

8. Утверждение проекта общим собранием (конференцией) работников, если это определено сторонами – ст. 42 ТК.

9. Подписание коллективного договора сторонами.

10. Регистрация коллективного договора. Коллективный договор в течении 7 дней со дня подписания направляется работодателем, его представителем на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду – органы МСУ. При осуществлении регистрации соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положения работников, по сравнению с трудовым законодательством и иными НПА и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, а также в соответствующую государственную инспекцию труда – ст. 50 ТК.

Действие коллективного договора заключается на срок не более 3-х лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами, либо со дня, установленного коллективным договором. Вступление коллективного договора в силу не зависит от факта его уведомительной регистрации.

Стороны вправе продлевать действие коллективного договора на срок не более 3-х лет. Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем организации. При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение 3-х месяцев со дня перехода прав собственности. При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации. Действие коллективного договора распространяется на всех работников, работающих у данного работодателя – ст. 43 ТК.

Изменения и дополнения коллективного договора производятся в порядке, установленном для его заключения, или в порядке, установленном коллективном договором – ст. 44 ТК.

Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется сторонами, их представителями, а также соответствующими органами по труду – ст. 51 ТК.

16. Соглашения по социально-трудовым вопросам: понятие, виды, содержание, сфера действия. Генеральное соглашение по регулированию социально-трудовых отношений.

Соглашение – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, межотраслевом и территориальным уровнем социального партнерства в пределах их компетенции – ч.1 ст. 45 ТК.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах соглашения могут быть двусторонние и трехсторонними.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов заключается при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов МСУ, являющиеся стороной соглашения.

· В зависимости от сферы регулирования социально-трудовых соглашений:

4. Отраслевое (межотраслевое);

6. Иные соглашения – это соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений – ст. 45 ТК.

Содержание и структура соглашения определяется по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение – ст. 46 ТК.

Соглашение не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными НПА. Если такие условия включены в соглашение, то они являются недействительными и применению не подлежат – ч.2 ст. 9 ТК.

Порядок разработки проекта соглашения и его заключение определен ст. 47 ТК. Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров в рамках действующей соответствующей трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.

Действие соглашений – ст. 48 ТК. Соглашение вступает в силу со дня подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия определяется сторонами, но не может превышать 3-х лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более 3-х лет.

Изменения и дополнения – ст. 49 ТК. Регистрация соглашений ст. 50 ТК. Контроль – ст. 51 ТК.

Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2011 – 2013 годы заключено 29.12.2012 года на заседании российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне и совместное действие сторон по их реализации. Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения отраслевых соглашений на федеральном уровне и региональных соглашений.

Соглашение содержит 7 разделов: экономическая политика; заработная плата, доходы и уровень жизни населения; развитие рынка труда и содействие занятости населения; социальное страхование и социальная защита; условия и охрана труда и другие.

Соглашением предусмотрено представить на ратификацию 18 конвенций МОТ и других международных актов.

Правовое регулирование занятости населения в РФ: основные акты и понятия (занятость, занятые граждане, подходящая работа). Государственные органы содействия занятости РФ и субъектов РФ.

Основные акты и понятия в сфере занятости. Государственные органы содействия занятости.

Это интересно:  Выход из декрета раньше срока как оформить

Стратегическая цель государственной политики занятости населения в РФ – это содействие полной продуктивной и свободно избранной занятости (ст.1 конвенции МОТ №122 от 9 июля 1964 г. «о политике в области занятости» и ст.5 закона РФ от 19 апреля 1991 г. в редакции от 20 апреля 1996г. «о занятости населения в РФ»).

Отношения в сфере занятости населения регулируются законом РФ от 19 апреля 1991 в редакции от 20 апреля 1996г. «о занятости населения в РФ», положениями ТК РФ, отдельными нормами ФЗ «о статусе военнослужащих», «о беженцах», «о вынужденных переселенцах» и др., указами президента, постановлениями правительства, актами минздравсоцразвития, положениями генерального и других соглашений по вопросам СТО, коллективными договорами.

Расширение масштабов деятельности государства в сфере занятости, противодействие росту безработицы является одним из основных приоритетов программы антикризисных мер правительства РФ на 2009г.

Под занятостью граждан понимается их деятельность связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (ст.1 закона «о занятости»).

Занятыми считаются следующие категории граждан:

  1. работающие по ТД
  2. зарегистрированные в качестве ИП
  3. занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам
  4. выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера
  5. являющиеся членами производственных кооперативов, артелей
  6. избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность
  7. проходящие военную и приравненную к ней службу, а также альтернативную гражданскую службу
  8. проходящие очный курс обучение в образовательных учреждениях всех уровней
  9. временно отсутствующие на работе в связи с нетрудоспособностью, отпуском или переподготовкой, исполнением государственных обязанностей, иными уважительными причинами
  10. являющиеся учредителями, участниками организации (ст.2 закона «о занятости»).
  11. К основным понятиям в сфере занятости относятся следующие понятия:

подходящая и неподходящая работа

пособие по безработице

В РФ создано и функционирует государственная служба занятости населения (ГСЗН). ГСЗН включает в себя:

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Такими органами в настоящее время является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Положение об этой службе утверждено постановлением правительства от 30 июля 2004 года.

органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие в соответствие с законом полномочия в сфере занятости населения

государственные учреждения СЗН, это центры занятости населения, созданные и действующие в муниципальных образованиях.

Основные функции ГСЗН:

оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирования о положении на рынке труда

разработка и реализация программ содействия занятости населения

содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.

организация мероприятий активной политики занятости населения

осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными

осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области населения.

Услуги, связанные с содействием занятости населения предоставляются гражданам бесплатно

3. Порядок заключения коллективного договора

Процедура заключения коллективного договора включает в себя следующие стадии:

1. Стадия выдвижения инициативы по заключению коллективного договора.

II. Стадия ведения коллективных переговоров.

III. Стадия урегулирования разногласий.

IV. Стадия обсуждения проекта коллективного договора работниками организации.

V. Стадия принятия коллективного договора.

I. Стадия выдвижения инициативы по заключению коллективного договора. Инициатором заключения коллективного договора могут быть представители каждой из сторон. Сторона, от которой исходит инициатива, должна направить другой стороне письменное уведомление о необходимости заключения коллективного договора. Представители стороны, получившей уведомление, обязаны в течение семи дней дать ответ, сформировать комиссию и приступить к переговорам. Если другая сторона уклоняется от участия в коллективных переговорах, то на нее может быть наложен штраф в судебном порядке в размере до 50 мин. размеров оплаты труда. Стороны должны выдвинуть представителей в комиссию по ведению переговоров и определиться с датой начала переговоров, а также со сроком, местом и порядком ведения коллективных переговоров.

II. Стадия ведения коллективных переговоров начинается с момента издания приказа о составе комиссии по ведению переговоров, которая формируется на основе равенства из представителей работников и представителей работодателя. Состав комиссии фиксируется в двух документах: в решении органа, представляющего интересы работников и в приказе работодателя.

На заседании комиссии ведутся протоколы, которые потом исследуются в случае возникновения проблем с толкованием положений коллективного договора. Каждая сторона может предложить свой вариант проекта коллективного договора. Целью работы комиссии является согласование условий проекта.

При наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.

Если единый представительный орган не создан в течение пяти календарных дней с момента начала коллективных переговоров, то представительство интересов всех работников организации осуществляет первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием определяет первичную профсоюзную организацию, которой поручается формирование представительного органа. За иными первичными профсоюзными организациями сохраняется право направить своих представителей в состав представительного органа до момента подписания коллективного договора.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Если стороны пришли к согласию по условиям коллективного договора, то вырабатывается общий проект коллективного договора, если нет — составляется протокол разногласий. Момент составления протокола разногласий является началом стадии урегулирования разногласий или, иными словами, примирительных процедур.

III. Стадия урегулирования разногласий регламентируется Трудовым кодексом и включает в себя несколько этапов:

1. Рассмотрение разногласий примирительной комиссией.

2. Рассмотрение спора посредником.

3. Урегулирование разногласий в трудовом арбитраже.

Примирительные процедуры начинаются с момента составления протокола разногласий. Протокол должен содержать указание на суть разногласий, позиции каждой из сторон и предполагаемый путь разрешения разногласий. В течение 3 дней после составления протокола разногласий должна быть создана примирительная комиссия из представителей сторон, не принимавших участие в работе комиссии по ведению переговоров. Состав комиссии оформляется решением органа, представляющего интересы работников и приказом работодателя. Спор должен быть рассмотрен в течение 5 рабочих дней с момента издания приказа о создании комиссии. По соглашению сторон срок может быть продлен. Результатом работы комиссии является согласованный проект коллективного договора, либо новый протокол разногласий.

При не достижении согласия в примирительной комиссии разногласия рассматриваются посредником и (или) трудовым арбитражем. Стороны сами решают вопрос о том, рассматривать разногласия в два или в три этапа.

Посредник определяется по соглашению сторон из числа незаинтересованных лиц, то есть не представляющих интересы ни одной из сторон, в трехдневный срок после составления протокола разногласий. Если стороны не могут договориться по поводу кандидатуры посредника, то они могут обратиться за рекомендацией в Государственную службу по урегулированию коллективных трудовых споров. Если в течение трех рабочих дней стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к созданию трудового арбитража.

Это интересно:  Регистрация в личном кабинете военнослужащего

Посредник должен рассмотреть спор в течение 7 рабочих дней с момента его приглашения. Рассмотрение разногласий завершается принятием сторонами согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий. Стороны могут договориться о том, что решение посредника является для них окончательным.

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником. Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и указанной Службы.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора, получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора, информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора, разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора.

Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам этого спора в письменной форме. В случае уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии коллективный трудовой спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж.

Создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, то работники или их представители вправе приступить к организации забастовки.

Итогом примирительных процедур является согласованный проект коллективного договора.

При не достижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

IV. Стадия обсуждения проекта коллективного договора работниками организации регулируется Законом Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях»1. Согласно статье 53 Трудового кодекса участие в разработке и принятии коллективных договоров является одной из основных форм участия работников в управлении организацией.

Проект коллективного договора направляется для обсуждения во все подразделения и службы организации. Сторонами устанавливается срок для обсуждения проекта, например, 1 месяц либо более 1 месяца. В течение этого периода каждое структурное подразделение, цех или работник в отдельности могут подать свои замечания по поводу проекта, эти замечания рассматриваются комиссией, и, если стороны не возражают, вносятся изменения в проект коллективного договора. Если коллектив организации является многочисленным, то в этот же срок выдвигаются делегаты на конференцию по принятию коллективного договора.

На собрании, где выдвигаются делегаты на конференцию, обязательно должны вестись протоколы.

Нормы делегирования устанавливаются по соглашению сторон на заседаниях комиссий по разработке и принятию коллективного договора. V. Стадия принятия коллективного договора. Коллективный договор принимается на общем собрании или конференции работников организации. Если на собрание или конференцию поступают несколько проектов коллективного договора, то обсуждению подлежат все проекты. Если было разработано несколько проектов, а на собрание (конференцию) поступил один из них, то за основу принимается поступивший проект.

Голосование по коллективному договору может быть и тайным, и открытым. Этот вопрос решается общим собранием или конференцией. Копию принятого коллективного договора работодатель обязан в течение 7 дней направить в государственный орган по труду для уведомительной регистрации. Закон обязывает органы по труду проверять правомерность условий коллективного договора. В случае выявления условий, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством, органы по труду сообщают об этом сторонам. Условия коллективного договора, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством, недействительны и не подлежат применению.

Статья 42. Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора

В соответствии со статьей порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения определяется сторонами в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами.

Проект коллективного договора разрабатывается в процессе проведения коллективных переговоров. Участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социальнотрудовых отношений (см. комментарий к ст. 37 ТК РФ).

При разработке коллективного договора необходимо помнить, что его сторонами являются работники и работодатель, а руководитель организации и первичная профсоюзная организация выступают их представителями. Поэтому требование некоторых директоров включить в коллективный договор финансовые обязательства профкома (например, по выделению материальной помощи всем работникам) является незаконной.

Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению коллективного договора вправе выступить любая из сторон.

Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны в течение семи календарных дней вступить в переговоры (см. комментарий к ст. 36 ТК РФ). Уведомление составляется в произвольной форме, в нем рекомендуется сформулировать предложения по срокам, порядку и месту проведения переговоров, указать состав лиц, направляемых в комиссию стороной, получившей уведомление.

В случае если в организации действуют несколько профсоюзов, они могут создать единый представительный орган заранее и направить работодателю совместное уведомление о начале переговоров (см. комментарий к ст. 37 ТК РФ).

Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, а также необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 МРОТ в соответствии со ст. 5.28 КоАП РФ (см. комментарий к ст. 54 ТК РФ).

Приступая к переговорам, стороны на равноправной основе образуют комиссию для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения. Представителей, направляемых для работы в комиссии, каждая из сторон определяет самостоятельно. Создание комиссии оформляется приказом руководителя организации и постановлением профсоюзного комитета.

Практика показывает, что переговоры идут быстрее и успешнее в тех организациях, где представители сторон составляют график переговорного процесса и планируют повестку дня заседаний комиссии. Важным фактором, дисциплинирующим участников переговоров, является ведение протокола.

Соглашение о порядке разработки и заключения коллективного договора, достигнутое в рамках комиссии по ведению коллективных переговоров, является обязательным для сторон. Очевидно, его невыполнение одной из сторон может повлечь за собой составление протокола разногласий (предъявление требований работодателю) и возникновение коллективного трудового спора.

Трудовой кодекс РФ дает представителям сторон практически полную свободу решения вопросов о сроках, месте и порядке коллективных переговоров. Единственное ограничение содержится в требовании подписать коллективный договор на согласованных условиях в срок не позднее трех месяцев со дня начала переговоров (см. комментарий к ст. 40 ТК РФ).

В случае, когда стороны в течение трех месяцев не пришли к согласию по отдельным положениям разрабатываемого ими проекта коллективного договора, они должны подписать его на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Статьей 5.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за необоснованный отказ от заключения коллективного договора (отказ от подписания согласованного проекта коллективного договора). Соответствующую ответственность несет работодатель или лицо, его представляющее. Такие действия влекут наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 МРОТ.

Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших переговоров и разрешаться в соответствии с гл. 61 ТК РФ (см. комментарии к гл. 61 ТК РФ).

Коллективные договоры. Порядок ведения коллективных переговоров

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР –правовой акт,регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст.40 ТК РФ).

Это интересно:  Льготы молодым семьям в 2020 году

При заключении коллективного договора на предприятии ведутся переговоры между представителями сторон. От имени работодателя выступают лица, назначенные приказом руководителя, или уполномоченные им лица.

СХЕМА № 5.

Инициатором начала коллективных переговоров вправе выступить любая из сторон.

СХЕМА № 6.

Сам процесс переговоров, время и место определяются представителями самостоятельно. Но при подготовке проекта коллективного договора для его подписания работодатель должен обеспечить комиссию всем необходимым, в том числе нужной информацией.

От имени работников выступают ПРОФСОЮЗЫ, если они объединяют больше половины от числа работников.

Если профсоюзов несколько, то приоритетом ведения переговоров обладает профсоюз, который один объединяет более половины работников.

Если профсоюзов несколько и никто не объединяет более половины, они создают единый представительный орган на пропорциональной основе. А в случае недостижения между ними соглашения на общем собрании тайным голосованием избирается тот профсоюз, за который проголосует большинство работников.

Либо (например, профсоюзов нет) трудовой коллектив на общем собрании избирает иной представительный орган.

Для разработки коллективного договора СОЗДАЕТСЯ КОМИССИЯ.

О создании комиссии работодатель издает приказ.

В комиссию включают равное число представителей работников и представителей работодателя.

Процедура заключения коллективного договора включает следующие стадии:

1.Стадия выдвижения инициативы по заключению коллективного договора.

2.Стадия ведения коллективных переговоров.

3.Стадия урегулирования разногласий.

4.Стадия обсуждения проекта коллективного договора работниками организации.

5.Стадия принятия (подписания и регистрации) коллективного договора.

Круг вопросов в коллективном договоре примерно определен в ст.41 ТК РФ. Но вопросы могут быть и иные, определенные соглашением сторон, они должны соответствовать принципу реальности и возможности их исполнения.

Кроме того, в коллективном договоре не могут содержаться положения, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством. Переговорыпо общему правилу должны быть закончены в срок до трехмесяцев, так как только на этот период для участников переговоров сохраняется место работы, должность и средний заработок.

Если до истечения трехмесячного срока договор заключен не будет, то стороны обязаны подписать договор по согласованным условиям.

По несогласованным условиям составляется ПРОТОКОЛ РАЗНОГЛАСИЙ.

На этой стадии должны быть проведены ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ, под которыми понимается рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Примирительные процедуры начинаются с момента составления протокола разногласий.

В течение трех дней после составления протокола должная быть создана примирительная комиссия из представителей сторон, не принимавших участие в работе комиссии по ведению переговоров.

При недостижении согласия разногласия рассматриваются посредником и (или) трудовым арбитражем.

В случаях, когда в соответствии с ч.1 и 2 ст.413 ТК РФ в целях разрешения коллективного спора не может быть проведена забастовка, создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу.

Договор подписывается полномочными представителями и действует с момента подписания.

Коллективный договор начинает действовать с момента подписания независимо от факта уведомительной регистрации (в семидневный срок после подписания).

Вступление коллективного договора и соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с Трудовым кодексом и другим нормативным актом и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

Коллективный договор заключается на срок от одного до трех лет, при соглашении сторон может быть продлен еще на тот же срок.

При реорганизации предприятия договор продолжает действовать на весь период реорганизации.

При смене собственника прежней договор действует в течение трех месяцев после регистрации прав собственности.

Содержание и структура коллективного договора.

Содержание (условия) и структура коллективного договора определяются сторонами.

Условия коллективного договора должны соответствовать следующим требованиям:

регулировать социально-трудовые и связанные с ними отношения;

не ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством.

В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

— формы, системы и размеры оплаты труда;

— выплаты пособий, компенсаций;

— механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнение показателей, определенных коллективным договором;

— занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

— рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

— улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

— государственного и муниципального имущества;

— экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

— гарантии и льготы работников совмещающих работу с обучением;

— оздоровление и отдых работников и членов их семей;

— частичная или полная оплата питания работников;

— контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон и т.д.;

— отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;

— другие вопросы, определенные сторонами.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников более благоприятные с установленными законами и иными нормативными актами. Например: дополнительные отпуска, бесплатное питание и т.д.

СТРУКТУРА КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА – это его строение по главам.

Можно рекомендовать следующую структуру:

1). Общие положения и полномочия сторон.

3). Дисциплина труда в организации;

4). Режим работы организации, рабочее время и время отдыха работников организаций;

5) Дополнительные льготы и гарантии работникам;

7). Ответственность сторон договора.

СХЕМА № 7.

Понятие соглашения, его виды. Содержание и структура соглашения.

СОГЛАШЕНИЕ – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и

А.устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений,

Б. заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам:

2. Условия и охрана труда;

3. Режимы труда и отдыха;

4. Иные вопросы, определенные сторонами.

В зависимости от сферы регулируемых отношений могут заключаться соглашения:

3. отраслевое (межотраслевое),

4. территориальное и иные.

ТАБЛИЦА № 1.

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА СОГЛАШЕНИЯ определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.

Порядок, сроки разработки проекта соглашения определяются комиссией.

Соглашение подписывается представителями сторон.

Соглашение вступают в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

В тех случаях, когда на работников в установленном порядке одновременно распространяется действие нескольких соглашений, действуют наиболее благоприятные для них условия соглашений.

В тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение, руководитель федерального органа исполнительной власти по труду имеет право предложить работодателям, не участвующим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашении.Если они не ответили мотивированным отказом, то считаются присоединившимся к данному соглашении.

Порядок опубликования соглашений определяется сторонами.

Вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, lawbook.online, lektsii.org.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector