Сро для участия в тендере

Закон, который регулирует данные вопросы (№ 94-ФЗ), не упоминает свидетельство о допуске к строительным работам, указанным в Перечне, как необходимое условие для участия в конкурсе при размещении государственного или муниципального заказа. Одновременно, в Законе отдельно подчеркивается, что заказчик не может требовать у участников какие-либо дополнительные документы, сверх требований, установленных самим упомянутым Законом (см. ч. 4 ст.11).

Как, в таком случае, следует трактовать включение в аукционную или конкурсную документацию упоминания о необходимом наличии у участника размещения заказа свидетельства о допуске к строительным работам, выданного СРО: как противоречие данному Закону?

Нет, это – не так. Проясним ситуацию:

Для этого заглянем в п.1 ч.1 и ч. 4 ст. 11 упомянутого Закона № 94-ФЗ, где указывается, что для участия в торгах необходимо соответствовать законодательным требованиям РФ, касающихся субъектов, которые занимаются поставками товаров, выполняют работы, оказывают услуги, являющиеся предметом торгов.

Согласно действующим законодательным требованиям РФ, все строительные, реконструкционные работы и капремонт на объектах капитального строительства, если данные работы оказывают влияние на безопасность таких объектов, могут выполнять только специально допущенные к таким работам индивидуальные предприниматели или юридические лица — те, у кого есть свидетельство о допуске от СРО (ч.2 ст.52 градостроительного кодекса РФ).

Необходимость предъявления свидетельства о допуске, выданного СРО, для организации работ по строительству, реконструкции и капремонту объектов капстроительства, также зависит от того, включены ли данные виды работ в утвержденный Минрегионом РФ Перечень строительных работ (см. ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного Кодекса РФ).

Учитывая вышеизложенное, государственный или муниципальный заказчик, не только может, но и обязан требовать у участников размещения заказа предъявления свидетельств о допуске СРО к тем или иным видам работ, если предметом размещения заказа являются работы, содержащиеся в Перечне, утвержденном Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.

Таким образом, лицо, которое намеревается выполнять такие работы в рамках государственного или муниципального контракта, должно предоставить соответствующие допуски СРО на определенные виды работ.

Это значит, что для участия в конкурсе или аукционе в связи с размещением заказа на выполнение видов работ, указанных в Перечне, для государственных или муниципальных нужд согласно Закону N 94-ФЗ, субъект предпринимательской деятельности обязан иметь специальное разрешение на выполнение таких работ (свидетельство о допуске СРО).

Приведем пример из судебной практики.

Суд пришел к выводу о том, что заказчик работ, который включил в конкурсную документацию условие о предоставлении участником торгов свидетельства о допуске к соответствующим работам, которые входят в Перечень, действовал согласно законодательству о размещении заказов.

В первом случае подрядчик был бы обязан иметь оформленные допуски к отдельным видам работ.

В данном случае, поскольку документация об аукционе не содержала требования о предоставлении свидетельства о допуске СРО к работам по организации строительства, указанным в п. 33.3 Перечня, УФАС правомерно признал, что заказчик и уполномоченный орган допустили нарушение Закона о размещении заказов.

Сро для участия в тендере

Я индивидуальный предприниматель хочу принимать участие в госзакупкках (предоставлять услуги по строительному контролю). Большая часть аукционов для регистрации требует выписку из СРО. В СРО я не вступала ,ссылаясь на п.2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса 2.1. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей. (часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ)». Могу ли я принимать участие в госзакупках без вступления в СРО? И как это аргументировать при отказе предоставления выписки из СРО на этапе регистрации в тендере?

Ответ:

Спасибо за вопрос!

Вы абсолютно правы в том, что в соответствии с действующим законодательством (часть 2.1. статьи 52 Градостроительного кодекса РФ) ни юридические лица, ни индивидуальные предприниматели не обязаны состоять в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в случае, если они являются стороной по договору строительного подряда, размер обязательств по которому не превышает трех миллионов рублей.

Это интересно:  Получение паспорта через госуслуги

Вы можете принимать участие в государственных и муниципальных закупках, не имея членства в соответствующей СРО, при условии, что начальная (максимальная) цена контракта, выставляемая на торги, не превышает трех миллионов рублей. В этом случае, заказчик не имеет права требовать от участника такого членства. Соответственно, Вам не нужна выписка.

В случае, если Вы хотите участвовать в закупках, начальная (максимальная) цена контракта по которым превышает три миллиона рублей, то Вам необходимо обеспечить такой уровень снижения на торгах, чтобы цена, по которой будет заключен контракт, не превышала упомянутые три миллиона рублей. Отметим, что при участии в электронных аукционах участник подает заявку в двух частях, вторая часть заявки, в составе которой и подается выписка из реестра СРО, рассматривается заказчиком после проведения торгов, то есть уже после определения цены контракта. Во всех остальных процедурах предложение о цене контракта подается сразу. При этом в составе заявки рекомендуем представлять информационное письмо, со ссылкой на часть 2.1. статьи 52 Градостроительного кодекса РФ. В случае, когда Ваше предложение о цене контракта будет менее трех миллионов рублей, заказчик не имеет права отказать Вам в участии в процедуре закупки.

Новые требования к участникам-СРО

Допуск СРО уходит в прошлое?

Федеральный закон от 03.07.2016 № 372-ФЗ внес правки в Градостроительный кодекс, которые вступили в силу с 1 июля 2017 года.

Во-первых, субподрядчикам допуск саморегулируемой организации (СРО) к выполнению работ, которые влияют на безопасность объектов капстроительства, стал не нужен еще с 18 июня. А основные подрядчики забыли о необходимости иметь допуск к такого рода работам только с 1 июля.

Во-вторых, унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, а также организации с государственным участием могут не иметь допуск, чтобы выполнять функции технического заказчика или заключить договор подряда на выполнение инженерных изысканий или на подготовку проектной документации с органами:

  • исполнительной власти;
  • государственной власти субъектов РФ;
  • местного самоуправления;
  • госкорпорациями, которые осуществляют регулирование в соответствующей области.

В-третьих, кандидаты на исполнение контрактов по строительству, реконструкции, капремонту также должны состоять в СРО. Но есть исключения. Не обязаны иметь допуск:

  • унитарные предприятия;
  • государственные и муниципальные учреждения;
  • юрлица с госучастием;
  • подрядчики, которые выполняют строительно-монтажные работы по контрактам на сумму не более 3 млн.руб.

В-четвертых, член СРО, который хочет участвовать в аукционе или иной конкурентной закупке, должен внести деньги в особый компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Этот фонд выступает дополнительной страховкой заказчиков от недобросовестных подрядчиков.

Таблица: когда нужен допуск

Разбираем выписку из реестра членов СРО

В составе второй части заявки на участие в электронном аукционе на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт подрядчик обязан прикрепить выписку из реестра членов. Актуальная форма утверждена 16 февраля 2017 года, а с 1 июля вступили в силу новые правила в части допусков. Анализ выписки важен при подведении итогов электронного аукциона, поскольку позволяет избежать и необоснованного отказа, и, как следствие, ответственности за это. Предлагаем пошаговый алгоритм проверки данного документа.

1. Проверьте цену, которую предложил участник.

Например, НМЦК аукциона 3,8 млн.руб. Во время торгов НМЦК была снижена до 2,9 млн.руб. В заявке участника, который сделал такое предложение, нет выписки из реестра. Отклонять заявку не следует, так как участник не обязан состоять в СРО и, соответственно, не должен представлять такой документ.

2. Проверьте дату выписки. По нормам она должна быть выдана не ранее чем за месяц до даты окончания подачи заявок. Например, если она заканчивается 27 июля, а выписка выдана 15 июня, заявку следует отклонить (ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ, п. 1 ч. 6 ст. 69 № 44-ФЗ).

3. Проверьте, не исключен ли участник из СРО. Эта информация указана в графе 3.

4. Убедитесь, может ли подрядчик выполнять закупаемые работы. Эта информация указана в строке 4.

5. Убедитесь, что уровень ответственности соответствует цене, которую предложил участник аукциона. Например, предложение участника с первым уровнем ответственности составило 70 млн.руб., а предельный размер обязательств по первому уровню составляет 60 млн.руб. Заявку такого участника нужно отклонить.

Это интересно:  Контракт по 44 фз услуги

Уровни ответственности

Уровни ответственности участника, который осуществляет строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капстроительства, зависят от его взноса в компенсационный фонд (ч. 12 ст. 55.16 ГрК РФ).

  1. 100 000 руб. и стоимость по одному договору не должна превышать 60 000 000 руб.
  2. 500 000 руб. и цена одного контракта не превышает 500 000 000 руб.
  3. 1 500 000 руб. при стоимости одного договора 3 млрд. руб.
  4. 2 000 000 руб. при цене одной сделки в 10 млрд. руб.
  5. Более 10 млрд. руб. за один договор — показатель взноса равен 5 000 000 руб.

Статьи

Требование о членстве СРО при закупках строительных работ

Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК РФ) предусматривает, что подрядные организации, выполняющие инженерные изыскания, проектные работы, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, а также снос объектов капитального строительства должны быть членами соответствующих СРО. Данное требование распространяется на подрядные организации, заключившие контракты непосредственно с заказчиками строительных работ (т.е. на генподрядчиков).

Установить запрет на привлечение субподрядчиков заказчик также не вправе, т.к. данный запрет будет рассматриваться как требование к участнику о личном выполнении работ, что не соответствует Закону № 44-ФЗ и ограничивает конкуренцию.

ГрК РФ также предусматривает 2 исключения, когда уже сами генподрядчики могут не быть членами СРО:

  • если генподрядчик является одним из лиц, указанных в ч.2.1. ст.47, ч.4.1. ст.48, ч.2.2. ст.52, ч.6 ст.55.31 ГрК РФ;
  • если цена заключенного контракта на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт не превышает 3 000 000 рублей (ч. 2.1. ст. 52 ГрК РФ), а на снос объекта капитального строительства 1 000 000 рублей (ч.5 ст.55.31 ГрК РФ).

На практике, обычно, возникает следующий вопрос: как установить требование о членстве в СРО, если НМЦк превышает размер, установленный в ГрК РФ, но в ходе проведения торгов участники могут снизиться до цены, при которой требование о членстве в СРО не применяется?

Ответ на него следующий: при осуществлении закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, а также сносу объекта капитального строительства в извещении и в документации о закупке должна содержаться оговорка, что установленное заказчиком требование о членстве в СРО не применяется к лицам, предложившим цену контракта равную или ниже, установленной в ГрК РФ.

Отметим, что применение требования о членстве в СРО зависит именно от цены заключаемого участником закупки контракта, а не от НМЦк. Например, при проведении заказчиком электронного аукциона на строительство с НМЦк 3,5 млн. руб., участник закупки может подать заявку, не быв членом СРО. Если такой участник в ходе аукциона предложит цену контракта в размере 3 млн. руб. или ниже, заявка такого участника не может быть отклонена только лишь на том основании, что подавая на аукцион заявку, участник не соответствовал установленным в документации об аукционе требованиям.

Выписка из реестра членов в СРО

Соответствие участника установленному требованию о членстве в СРО подтверждается путем предоставления в составе заявки выписки из реестра членов СРО по форме, установленной приказом Ростехнадзора России от 16.02.2017 № 58 (за исключением случая проведения заказчиком запроса котировок в электронной форме, при проведении которого от участника не допускается требовать предоставление любых документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным на основании п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с ч.4 ст.55.17 ГрК РФ СРО обязана в трехдневный срок предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации, срок действия которой составляет один месяц с даты ее выдачи.

Может ли заказчик установить требование к сроку действия выписки?

Административная практика показывает, что заказчик не вправе устанавливать требования к сроку действия выписки, т.к. такие требования не установлены Законом № 44-ФЗ.

«… условие о сроке выписки из реестра членов СРО нарушают ч. 6 ст. 66 Закона № 44-ФЗ и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ …»

из решения ФАС России от 1 ноября 2017 г. по делу № ВП-537/17

Указанный подход антимонопольного органа является оправданным, т.к. выписка из реестра СРО подтверждает только, что соответствующая подрядная организация являлась членом СРО в момент выдачи выписки. Далее такая выписка ничего не подтверждает, даже в том случае, если тридцатидневный срок ее действия еще не истек. Выписка предоставляется участниками в составе заявки только по одной причине: Закон № 44-ФЗ требует предоставление подтверждающего документа при установлении любого требования в рамках п.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ.

Это интересно:  Где можно встать на учет по беременности

Два компенсационных фонда СРО. На что должен смотреть заказчик?

Согласно ч.3 ст.55.8 ГрК РФ при заключении контракта по результатам конкурентных процедур член СРО имеет право выполнять строительные работы соблюдении в совокупности следующих условий:

  • наличие у СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
  • совокупный размер обязательств по контрактам, заключенным по результатам конкурентных процедур, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Помимо компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, который формируется в СРО по заявлению ее членов, в любой СРО создается компенсационный фонд возмещения вреда, как обязательное условие существования самой СРО. Размер взноса в такой фонд зависит от стоимости одного договора строительного подряда, вне зависимости от способа его заключения.

Системное толкование статей 55.8 и 55.16 ГрК РФ позволяет сделать следующий вывод: если участник закупки имеет достаточный уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств, его уровень ответственности по обязательствам обеспеченным компенсационным фондом возмещения вреда также должен соответствовать его ценовому предложению, поскольку подавая ценовое предложение участник планирует осуществить строительные работы по указанной цене.

В каком СРО должен состоят участник, если в одном лоте закупаются проектные работы и инженерные изыскания?

На данный вопрос нет четкого ответа, во всяком случае, в настоящее время. После того, как с 1 июля 2017 в ГрК РФ были внесены изменения, которыми фактически было отменено действие приказа Минрегиона России от 30.12.2009 № 624, ГрК РФ для выполнения каждого из данных видов работ устанавливает требование о членстве «в своем» СРО.

Установление заказчиком требования к участникам о наличии членства сразу в двух СРО может рассматриваться антимонопольным органом как требование, ограничивающее число участников. Установление требования о членстве только в одном СРО автоматически лишает заказчика права на получение выплат за счет средств соответствующего компенсационного фонда при наличии недостатков в работах подрядчика. В связи с изложенным, заказчику не следует объединять указанные виды работ в один лот, а если их все же необходимо объединить, то следует руководствоваться практикой, которая сформировалась у регионального управления ФАС России.

Работы по разработке рабочей документации не являются проектными работами и не требуют членства в СРО

В соответствии с пп. «п» п. 23 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации.

Таким образом, к моменту начала разработки рабочей документации проектные работы полностью завершены. Соответственно работы по созданию рабочей документации не требуют членства СРО и могут быть переданы заказчиком любому лицу, в том числе подрядной организации, выбранной для осуществления непосредственно работ по строительству, реконструкции или сносу объекта капитального строительства.

Членство СРО при выполнении работ по строительному контролю

Однако, данные разъяснения не соответствуют действительности и правоприменительной практике ФАС России. Согласно ч.2 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль может проводиться не только техническим заказчиком, но также лицом (индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом), привлеченным техническим заказчиком на основании договора. Требование к указанному лицу ГрК РФ не установлены. В связи с изложенным, ФАС России делает верный вывод о том, что требование о членстве СРО в данном случае противоречат ст.53 ГрК РФ и нарушают Закон № 44-ФЗ (решение ФАС России от 26 октября 2017 г. по делу N К-1439/17).

Получается абсурдная ситуация, что контроль за строительными работами, выполненными членом СРО, может осуществлять любое лицо, не являющееся член СРО, но это действительно так.

Надеемся, что данная статья оказалась для Вас поледной и Вы найдете минуту времени, чтобы оставить свой комментарий о ней ниже. Также рекомендуем подписаться на нашу новостную рассылку, чтобы всегда оставаться в курсе проблематики государственных и муниципальных закупок, а также одними из первых узнавать о выходе новых статей на сайте.

Статья написана по материалам сайтов: zakupki-portal.ru, goscontract.info, 44fz.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector