Регулирование международного рынка ценных бумаг

С целью выработки единых стандартов на рынках ценных бумаг, анализа и обобщения опыта работы на различных национальных рынках ценных бумаг созданы международные организации.

Международная организация комиссий по ценным бумагам объединяет национальные органы регулирования рынка ценных бумаг.

В ассоциации с участников международных фондовых рынков (ISMA) состоят крупнейшие банки-участники рынка еврооблигаций. Под управлением ISMA находится система TRAX, представляющая собой онлайновую систему, которая позволяет в реальном времени сопоставлять и подтверждать осуществляемые между дилерами операции.

Международная ассоциация свопов и деривативов (ISDA) — саморегулируемая организация, занимается преимущественно внебиржевыми рынками.

Саморегулирование на рынке ценных бумаг

Кроме государства на рынке ценных бумаг процесс регулирования осуществляется самостоятельно так называемыми саморегулирующими организациями, которые в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг» представляют собой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующую в соответствии с законом и функционирующую на принципах некоммерческой организации.

Саморегулирование представляет собой систему санкций со стороны саморегулируемых организаций к нарушениям нормативных требований и стандартов. Саморегулирование является частью системы многоуровневого контроля за деятельностью на фондовом рынке некоммерческой направленности, то есть ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное потребление, а только на реализацию представленных им функций.

Саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг (СРО) именуется добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и функционирующее на принципах некоммерческой организации.

Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для:

  • — обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг,
  • — соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации,
  • — установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

Все доходы саморегулируемой организации используются ею исключительно для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов.

Саморегулируемая организация в соответствии с требованиями осуществления профессиональной деятельности и проведения операций с ценными бумагами, утвержденными Банком России, устанавливает обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.

Итак, СРО являются добровольным объединением профессиональных участников фондового рынка, действующим на принципах некоммерческой организации.

Основными признаками саморегулируемой организации являются:

  • — добровольное объединение;
  • — членство — профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • — функции — саморегулирование, установление формальных правил ведения бизнеса;
  • — отношения с государством — государство передает организации часть своих функций.

Цели саморегулируемых организаций:

  • — обеспечение условий профессиональной деятельности;
  • — защита интересов владельцев ценных бумаг и других членов организации;
  • — установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами и контроль за их соблюдением;
  • — разработка программ подготовки профессионалов рынка ценных бумаг.

Функциями саморегулируемых организаций являются:

  • — разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке ценных бумаг;
  • — осуществление подготовки кадров и установление требований для работы на рынке;
  • — контроль за соблюдением участниками правил и нормативов;
  • — обеспечение правдивой информацией участников рынка;
  • — обеспечение защиты участников в государственных органах управления.

Организация, созданная профессиональными участниками рынка ценных бумаг, приобретает статус саморегулируемой на основе разрешения, выданного ЦБ РФ.

СРО регулярно представляет в ЦБ РФ отчеты о своей деятельности и другую необходимую информацию.

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) объединяет профессиональных участников фондового рынка — брокеров, дилеров, управляющих ценными бумагами и депозитариев, а также управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

Некоммерческое партнерство «Национальная лига управляющих» (НП «НЛУ») объединяет Управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также профессиональных участников фондового рынка — брокеров, дилеров, управляющих ценными бумагами и депозитариев.

«Национальная фондовая ассоциация (саморегулируемая некоммерческая организация)» (НФА) осуществляет деятельность в качестве саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляет брокерскую деятельность, дилерскую деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, депозитарную деятельность.

«Трансфер-Агентов и Депозитариев» (ПАРТАД) осуществляет

деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг или депозитарную деятельность и/или клиринговую деятельность.

Некоммерческое партнерство профессиональных участников фондового рынка Уральского региона (ПУФРУР) осуществляет деятельность в качестве саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляет брокерскую деятельность, дилерскую деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами

Саморегулируемая организация Некоммерческое партнерство «Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов» (НП «НАПФ») является саморегулируемой организацией негосударственных пенсионных фондов в России

Некоммерческое Партнерство Объединение профессиональных управляющих финансового рынка» осуществляет деятельность саморегулируемой организации управляющих компаний инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.

Регулирование международного рынка ценных бумаг

Регулирование рынка ценных бумаг — это упорядочение всех видов деятельности на рынке с целью согласования интересов всех его субъектов (эмитентов, инвесторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг) и операций между ними со стороны уполномоченных на это органов.

Регулирование рынка ценных бумаг можно разделить на внутреннее и внешнее регулирование.

Внутреннее регулирование — это подчиненность участников рынка ценных бумаг собственным нормативным документам: уставу, правилам осуществления деятельности, стандартам деятельности и т.д.

Внешнее регулирование — это подчиненность деятельности участников рынка ценных бумаг нормативным актам государства, других организаций (например, саморегулируемых организаций), международным соглашениям. К внешнему регулированию относится также общественное регулирование, то есть воздействие общества на участников рынка ценных бумаг с использованием механизма общественного мнения. Часто именно реакция широкой публики является причиной тех или иных регулирующих действий со стороны государства или саморегулируемых организаций.

Цели регулирования рынка ценных бумаг:

o создание нормальных условий для функционирования рынка ценных бумаг, всех его участников;

o поддержание порядка на рынке ценных бумаг;

o защита участников рынка ценных бумаг от недобросовестных действий, мошенничества, преступлений со стороны отдельных лиц;

o обеспечение нормального ценообразования на рынке ценных бумаг на основе свободного формирования спроса и предложения финансовых инструментов;

o стимулирование развития рынка ценных бумаг как механизма перераспределения денежных ресурсов, его отдельных сегментов, создание новых сегментов рынка;

o использование рынка ценных бумаг для достижения специфических общественных целей (например, для повышения темпов роста экономического развития, разрешения кризиса неплатежей, снижения уровня безработицы И т.д.).

В международной практике выделяют различные модели регулятивной инфраструктуры рынка ценных бумаг в зависимости от:

o субъекта регулирования;

o степени жесткости регулирования;

o модели рынка ценных бумаг.

Правовое регулирование подразделяется на государственное регулирование и саморегулирование.

Государственное регулирование на рынке ценных бумаг можно разделить на прямое и косвенное регулирование.

Это интересно:  По университету его главнее нету

Прямое (административное) государственное регулирование осуществляется посредством установления обязательных требований, предъявляемых к участникам рынка ценных бумаг, лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, государственной регистрацией самих ценных бумаг, обеспечения гласности и равной информированности участников рынка, поддержания правопорядка и т.д.

Косвенное (экономическое) государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется такими методами, как, например, проведение определенной налоговой политики, денежной политики, политики в сфере формирования и использования средств государственного бюджета, политики в сфере управления государственной собственностью, внешнеэкономической деятельности и т.д.

Для достижения цели регулирования государством создается соответствующая структура государственного регулирования рынка ценных бумаг и вводятся определенные его формы.

Структура государственных органов, регулирующих фондовый рынок, зависит от:

1) модели рынка, принятой в той или иной стране:

o банковская — значительна роль ведомства по надзору за банками или центрального банка;

o небанковская — регулирования осуществляется органом контроля за рынком капитала;

o смешанная — распределение функций регулирования;

2) степени централизации управления в стране и автономии регионов:

o федеративное устройство:

— часть полномочий государства на рынке ценных бумаг передана субъектам федерации (например, в США — штатам, в Германии — землям и т. д.);

— вообще отсутствует федеральный уровень регулирования (например, в Канаде существуют только Комиссии по ценным бумагам провинций);

o унитарное государство — функции регулирования сосредоточены на правительственном уровне;

3) степени централизации управления финансовыми рынками:

o Министерство финансов;

o специализированный орган регулирования рынка капиталов — по американской традиции в большинстве стран функционируют Комиссии по ценным бумагам;

4) степени сосредоточение функций регулирования:

o ценных бумаг и производных:

— Комиссия по ценным бумагам — в большинстве стран; — специализированный орган регулирования товарораспорядительных ценных бумаг (США, Болгария);

o корпоративных и муниципальных ценных бумаг:

— Комиссия по ценным бумагам;

— специализированный орган (США);

o регулирования рынка капитала и банковского надзора:

— специализированные органы — в большинстве стран;

— единственный орган (присоединение к Комиссии по ценным бумагам органов банковского надзора). Эта более современная тенденция существует в Великобритании, Венгрии;

5) уровня независимости Комиссии по ценным бумагам:

o независимое федеральное агентство (США);

o правительственная структура;

6) организации управления:

o единоличное — вроде Министерства;

o коллегиальное — в большинстве стран.

В таблице 10.5 приведены примеры функционирования органов государственного регулирования рынка ценных бумаг в некоторых странах. Из таблицы видно, что Украина и Россия имеют общие черты в государственном регулировании и они подобны Франции. Хотя до 2007 года в Украине придерживались правил и процедур, свойственных США.

Безусловно, самым главным элементом государственного регулирования с законодательное регулирования рынка ценных бумаг. Этот элемент создает необходимую нормативно-правовую основу, на которой участники рыночных взаимоотношений, в том числе государство и его уполномоченные органы, реализуют свои права, интересы, обязательства и полномочия.

Таблица 10.5. в Органы государственного регулирования рынка ценных бумаг в некоторых странах

Законодательное регулирование, кроме обоснования принципов создания и функционирования рынка ценных бумаг, содержит конкретное нормативное регулирование наиболее важных взаимоотношений на рынке.

Общепризнанными ориентирами в создании национального законодательства являются такие международные документы:

o Директивы ЕС (обязательные для стран-членов ЕС);

o Резолюции IOSCO;

o Рекомендации Группы 30-ти.

Для законодателей многих стран, которые неохотно тратят деньги налогоплательщиков на амбициозные проекты регулирования, саморегулирования является привлекательным решением, поскольку саморегулируемые организации (СРО) прямо финансируются отраслью, которую они регулируют. Ресурсы этих организаций независимы от государственного бюджета через связанные с ним политические соображения, что гарантирует использование значительных средств на развитие отрасли посредством установления стандартов СРО и контроля за их соблюдением. Учитывая самофинансирование со стороны СРО государство может сфокусироваться на своих собственных приоритетах и направить ресурсы на решение вопросов, в которых наиболее необходимо ее участие. Поэтому на фондовых рынках развитых стран СРО являются неотъемлемой их составляющей, образуя самостоятельный уровень механизма регулирования. В такие организации объединяются профессиональные участники рынка.

Саморегулируемая организация профессиональных участников фондового рынка — неприбыльное, негосударственное объединение участников фондового рынка, осуществляющих профессиональную деятельность на фондовом рынке, образованное в соответствии с критериями и требованиями, установленными государственным органом и законодательством.

Суть саморегулирования проявляется в том, что государство передает СРО часть своих полномочий по надзору и регулированию рынка для того, чтобы сами участники рынка установили для себя правила профессиональной деятельности и контролировали их выполнение.

Саморегулируемые организации возникли в США. Принцип СРО был разработан после принятия в 1934 году закона, согласно которому существующие биржи использовались как средства регулирования индустрии ценных бумаг в форме саморегулируемых организаций. В 1938 p., в соответствии с Законом Мэлони, был введен принцип национальной организации по ценным бумагам, которая могла бы контролировать рынок внебиржевых ценных бумаг.

Саморегулируемые организации могут создаваться:

o на международном уровне (Международная федерация фондовых бирж);

o на национальном уровне (США — Национальная ассоциация инвестиционных дилеров (NASD), Россия — Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД) и др. Украина — Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса (УАИБ), Профессиональная ассоциация регистраторов и депозитариев (ПАРД), Ассоциация «Украинские фондовые торговцы».

Обычно регулирования международного фондового рынка происходит именно саморегулируемыми организациями, различного рода объединениями, комиссиями, ассоциациями, группами экспертов и т.д. К основным из них относятся:

1. Ассоциация участников международных фондовых рынков (ISMA) — аффилированный член Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO). ISMA — саморегулируемая организация на международном фондовом рынке, насчитывает 700 членов из 50 стран. Штаб ее находится в Лондоне. Ассоциация осуществляет надзор за оборотом международных финансовых инструментов и устанавливает правила честной практики. Ассоциация также занимается сбором, обработкой и предоставлением информации участникам фондового рынка.

2. Группа 30-mu (G30) — неправительственная международная группа экспертов по вопросам международных финансов со штаб-квартирой в Вашингтоне. Создана в 1978 г. Объединяет научные и финансовые учреждения, а также ведущих специалистов в области экономических исследований. Деятельность организации направлена на разъяснение процессов, происходящих в мировой экономике и на международных финансовых рынках, для участников этих рынков, а также оказание помощи при разработке международными организациями проектов решений в этих сферах.

3. Международная ассоциация по вопросам обслуживания ценных бумаг (ISSА) — создана в 1979 г. с участием крупнейших мировых кастодиальных банков. В настоящее время объединяет более 100 организаций-членов из 45 стран. К основным задачам Ассоциации относится анализ деятельности по осуществлению клиринга, расчетов и депозитарного хранения на рынке ценных бумаг. ISSA способствует поддержанию связей между компаниями, предоставляющими инвестиционные услуги, повышению профессионализма участников фондового рынка, оказанию помощи по вопросам развития национальных фондовых рынков.

4. Международная ассоциация свопов и деривативов (International Swaps and Derivatives Association, Inc. — ISDA) — создана в 1985 p. и совмещала сначала 18 дилеров свопов и деривативов. В настоящее время насчитывается более 550 членов ISDA. Основной целью деятельности Ассоциации является стандартизация функционирования рынка деривативов. Характерными для ISMA, ИРМА и ISDA является то, что они представляют собой своеобразные СРО с правилами деятельности в виде рекомендаций. Однако участники не всегда придерживаются этих правил. Это — главное, что отличает международные СРО от национальных, в которых за несоблюдение правил и стандартов деятельности участниками СРО накладываются жесткие и неизбежные санкции.

Это интересно:  Курс доллара в марте 2020 года

5. Международная ассоциация участников первичных рынков (International Primary Market Association, London — IPMA) — создана в 1974 году, и объединяет финансовых посредников, осуществляющих свою деятельность на первичных рынках акций и облигаций. Деятельность ИРМА тесно связана с деятельностью ISMA.

6. Международная организация комиссий по ценным бумагам (IOSCO) — создана в 1974 году как Межамериканская ассоциация комиссий по ценным бумагам. Эта организация, членами которой стали регулятивные органы фондовых рынков стран-участниц, в начале 90-х годов выполняла в основном функции информационно-координирующего центра. Сегодня — это влиятельная и авторитетная международная организация, координирующая деятельность мирового рынка капиталов и объединяет комиссии по ценным бумагам более, чем 120 стран мира. Штаб-квартира IOSCO находится в Монреале.

7. Международная федерация фондовых бирж (F1BV) — создана в 1961 году со штаб-квартирой в Париже. Это международная саморегулируемая организация, которая выполняет важные функции по координации и разработки единых стандартов на рынке ценных бумаг. Федерация известна как эффективный посредник в гармонизации фондовых рынков разных стран.

8. Форум европейских комиссий по ценным бумагам (FESCO) — основан в декабре 1997 года сімнадцяттю европейскими надзорными органами. Членами FESCO являются органы надзора за рынком ценных бумаг стран-членов ЕС. Члены FESCO обязуются согласно Уставу тесно сотрудничать и развивать единые регулятивные стандарты надзора за финансовыми рынками относительно несогласованных существующими европейскими директивами аспектов, а также там, где можно применять общий подход. Главной целью указанной организации является улучшение защиты инвестора, повышение целостности и прозрачности рынков капитала.

4.1 Международный рынок ценных бумаг: понятие, виды

Деятельность мирового кредитного рынка тесно связана с мировым рынком ценных бумаг. Их взаимосвязь особенно усиливается в связи с тенденцией к секьютиризации (англ. “securities” – ценные бумаги) – замещению традиционных форм кредита выпуском ценных бумаг.

В научной литературе не выделяют данный сегмент международного финансового рынка, отождествляя его с рынком ссудного капитала. Тем не менее, автор считает, что международный рынок ценных бумаг существует, и подтверждением этому служит наличие его составных компонентов структуры (первичный рынок международного уровня, мировой вторичный; международный биржевой и внебиржевой рынки ценных бумаг), достаточно развитый международный инструментарий рынка (евроакции, международные и иностранные облигации, евровекселя, международные депозитные сертификаты и др.). Его участниками являются участники общемирового финансового рынка.
Международный рынок ценных бумаг — система экономических отношений по поводу эмиссии, купли – продажи ценных бумаг и их производных на международном финансовом рынке.
Основная функция международного рынка ценных бумаг – перераспределение свободных денежных ресурсов в соответствии с потребностями мирового рынка.
Международный рынок ценных бумаг (как и национальный) делится на первичный и вторичный рынок.
На первичном международном рынке ценных бумаг происходит эмиссия (выпуск) и размещение новых выпусков инструментов рынка ценных бумаг (облигаций, акций, векселей и производных) международными эмитентами, обычно при помощи крупных инвестиционных институтов.
На вторичном международном рынке ценных бумаг продаются и покупаются уже выпущенные инструменты (ценные бумаги и их производные) различными зарубежными инвесторами.
Эмитентами[12]на международном рынке ценных бумаг выступают:

  • транснациональные корпорации, транснациональные банки и другие международные организации и межнациональные агентства;
  • национальные правительства и суверенные заемщики;
  • провинциальные и региональные правительства (администрации штатов);
  • муниципальные правительства (муниципалитеты);
  • национальные корпорации, банки и другие организации.

Инвесторов[13]можно квалифицировать следующим образом:
— по форме собственности:
— частные инвесторы;
— государство (государственные учреждения);

  • институциональные инвесторы.

Институциональные инвесторы в зависимости от организационной формы можно также подразделить на:

  • корпорации, компании, фирмы и т.п. (транснациональные и национальные);
  • банки (транснациональные и национальные центральные, инвестиционные, коммерческие);
  • пенсионные фонды;
  • страховые компании;
  • взаимные (паевые) инвестиционные фонды (ПИФы).

7. Регулирование рынка ценных бумаг

В общем смысле регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочивание деятельности всех участников рынка и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование участников рынка может быть:

внешним. Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, международным соглашениям;

внутренним. Внутреннее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников..

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нём:

Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. Различают:

государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;

регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;

общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение, именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессиональных участников рынка.

Основными причинами регулирования рынка ценных бумаг является необходимость:

снижения рисков инвесторов;

обеспечения раскрытия информации;

повышения рыночной культуры инвесторов и профессиональных участников;

снижения возможности для мошенничества;

обеспечения устойчивого развития и привлечения через фондовый рынок инвестиций в развитие реального сектора;

внедрения лучших стандартов профессиональной деятельности;

развития экономики в целом.

В соответствии с обозначенными причинами, выделяют следующие цели регулирования рынка ценных бумаг:

поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

защита участников рынка ценных бумаг от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы).

Цели регулирования реализуются посредством:

создания нормативной базы функционирования рынка, т. е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую норму;

Это интересно:  Открыть счет в банке втб

отбора профессиональных участников рынка; современный рынок ценных бумаг, как и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворять определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;

контроля за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами.

Рынок ценных бумаг является одним из наиболее регламентированных рынков в мире.

С точки зрения организационного устройства государственное регулирование представляет собой сложную многоуровневую систему органов регулирования и надзора: государственных органов и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, которым государство делегирует определенные права. Эти органы могут функционировать на национальном, межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях.

Система государственного регулирования рынка ценных бумаг включает:

государственные и иные нормативные акты;

государственные органы регулирования и контроля.

Формы государственного регулирования: административное или прямое, экономическое или косвенное.

Прямое или административное регулированиерынка ценных бумаг со стороны государства осуществляется путём:

установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

создания системы защиты прав владельцев и контроль соблюдения их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

владение государством пакетов акций в корпорациях.

В мире известны различные подходы к организации государственного регулирования рынка ценных бумаг:

система прямого правительственного регулирования (Ирландия, Нидерланды, Португалия);

система контроля со стороны органов, регулирующих финансовую и банковскую систему (Бельгия, Дания, Япония);

система контроля через специальную организацию (США, Великобритания, Италия, Франция, Испания);

В зависимости от специфики деятельности различных участников рынка органами государственного регулирования применяются

методы функционального регулирования. Эти методы регулирования связаны с установлением правил совершения определенных операций для защиты интересов инвесторов и применяются на рынке ценных бумаг в тех случаях, когда совершение операций профессиональными участниками рынка ценных бумаг, эмитентами может привести к нарушению прав инвесторов. Эти методы регулирования обеспечивают поддержание качественных и технических параметров рынка ценных бумаг и применяются с целью обеспечения ликвидности ценных бумаг, предотвращения системных кризисов, которые могут быть вызваны сбоями в работе клиринговых и расчетных систем;

методы технического или институционального регулирования. Эти методы регулирования связаны, прежде всего, с регулированием финансового положения конкретных финансовых институтов, качеством управления ими и направлены на предупреждение финансовой несостоятельности объектов регулирования (например, установление требований к размеру собственных средств участников, регулирование структуры активов и пассивов, ограничение или запрещение участия в рискованных операциях и др.). Методы институционального регулирования применяются на рынке ценных бумаг в тех случаях, когда специфика конкретных видов профессиональной деятельности делает необходимым контроль за финансовым положением участников для защиты интересов инвесторов и других субъектов рынка (например, депозитарная и расчетно-клиринговая деятельность).

Саморегулируемые организации– это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе, с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающаяся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для:

обеспечения условий профессиональной деятельности рынка ценных бумаг;

соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг;

защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации;

установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

Саморегулируемые организации осуществляют регулирование профессиональной деятельности посредством возложенных на них прав:

разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;

осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном рынке;

контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;

информационная деятельность на рынке;

обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников рынка в государственных органах управления.

Важнейшей целью регулирования рынка ценных бумаг является создание эффективной системы защиты прав инвесторов.

В качестве задач, направленных на реализацию данной цели выделяются следующие:

повышение прозрачности эмитентов на фондовом рынке.

Совершенствование системы раскрытия информации означает обеспечение получения инвесторами необходимой и достаточной информации для принятия ими стратегических и тактических инвестиционных решений.

Обязательное раскрытие стандартизованной информации обо всех компаниях, акции которых обращаются на рынке, позволит:

инвесторам взвешенные решения, что способствует росту эффективности рынка и увеличению объемов инвестиций;

снижать затраты на получение необходимой информации об эмитенте, что также способствует росту эффективности рынка;

осуществлять инвестиции тем российским и зарубежным инвесторам, у которых существуют строгие стандарты инвестирования, запрещающие инвестировать в компанию, если она не раскрывает информацию о себе на регулярной основе;

защищать инвесторов от мошенничества, препятствует случаям использования конфиденциальной информации инсайдерами и разрешает проблему конфликта интересов, обеспечивая внешний контроль за действиями руководства предприятия;

стимулировать конкуренцию между предприятиями, раскрывая информацию о предприятиях и оценивая их достижения, и тем самым, способствуя укреплению эффективности рынка;

повысить добросовестность и ответственность менеджеров предприятий.

законодательное обеспечение защиты инвестиций и прав инвесторов на фондовом рынке.

Качественное и эффективное нормотворчество, направленное на регулирование фондового рынка, способствует повышению уровня защищенности инвесторов. Одновременно оперативное реагирование на нестандартные, потенциально конфликтные, дестабилизирующие ситуации на фондовом рынке также необходимо и для самих финансовых посредников и инфраструктурных институтов.

снижение ущерба от нарушений законодательства о фондовом рынке.

Обеспечение эффективного надзора за деятельностью финансовых посредников и инфраструктурных институтов на фондовом рынке является одним из важнейших условий для повышения защищенности прав инвесторов на фондовом рынке и, как следствие, уровня доверия инвесторов;

развитие новых инструментов на фондовом и товарном рынках.

Решение данной задачи предполагает снижение уровня концентрации финансового посредничества на рынке ценных бумаг через повышение уровня предоставляемых услуг.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, finlit.online, studfiles.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector