Региональные нормы градостроительного проектирования

А.В. ЖИГАЧЕВ

Жигачев Александр Викторович, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВПО Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского», практикующий юрист.

Нормативы градостроительного проектирования (далее — НГП) являются важнейшими документами в градостроительных правоотношениях. В частности:

  • согласно п. 2 ст. 20, п. 3 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ) региональные и (или) местные НГП учитываются при подготовке проекта схемы территориального планирования муниципального района и при подготовке проектов генеральных планов поселений и городских округов;
  • в соответствии с п. 10 ст. 45 ГрК РФ требования НГП являются обязательными при подготовке документации по планировке территории (в т.ч. проекта планировки территории, проектов межевания территорий, градостроительных планов земельных участков).

Соответственно, при рассмотрении потенциальных инвестиционных проектов застройщики в обязательном порядке должны заблаговременно учитывать требования НГП.

Однако, как показала практика, содержание и сам статус НГП не всегда однозначны, что порождает в градостроительных правоотношениях множество спорных вопросов. Кроме того, не всегда просто соотнести региональные и местные НГП (сквозь призму установленной законодательством исключительной компетенции региональных и местных властей).

Рассмотрим некоторые актуальные правовые аспекты применения НГП. В качестве примера будем ориентироваться на конкретные документы различных регионов Российской Федерации.

Итак, ГрК РФ предусматривает утверждение региональных и местных НГП. Региональные НГП утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и действуют на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 7 ГрК РФ). Местные НГП — НГП поселений, межселенных территорий, городских округов — утверждаются соответственно органами местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов и относятся к вопросам местного значения (ст. 8 ГрК РФ, пп. 20 п. 1 ст. 14, пп. 26 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Содержание НГП в действующем законодательстве определяется весьма неконкретно. Согласно п. 4 ст. 24 ГрК РФ региональные и местные НГП содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной, транспортной инфраструктур, благоустройства территории). Таким образом, исходя из данной нормы ГрК РФ, можно предположить, что в региональных и местных НГП должны содержаться требования (параметры) по следующим вопросам:

а) плотность застройки территорий;

б) плотность сети автомобильных дорог;

в) плотность сети общественного пассажирского транспорта;

г) расчетные показатели потребности в территориях для:

  • хранения индивидуального автомобильного транспорта;
  • размещения административно-управленческих объектов;
  • размещения объектов физкультурно-оздоровительного назначения;
  • размещения объектов торговли и общественного питания;
  • размещения объектов почтовой и иной связи;
  • размещения объектов коммунального и бытового обслуживания;
  • размещения объектов здравоохранения и социального обслуживания, образования и культуры;
  • размещения объектов для отдыха и досуга населения;

д) расчетные показатели потребности в озелененных территориях;

е) расчетные показатели пешеходной и транспортной доступности объектов системы образования, объектов медицинского, социального, культурного обслуживания населения, объектов физической культуры и спорта;

ж) расчетные показатели обеспеченности жителей энерго-, тепло-, газоснабжением, водоснабжением и водоотведением;

Утверждение региональных НГП осуществляется с учетом особенностей поселений, городских округов в границах субъекта Российской Федерации (п. 5 ст. 24 ГрК РФ). Утверждение местных НГП осуществляется с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий. При этом не допускается утверждение местных НГП, содержащих минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в региональных НГП (п. 6 ст. 24 ГрК РФ).

В судебной практике можно обнаружить ряд позиций по вопросу о содержании НГП.

А вот государственные стандарты (и призванные заменить их технические регламенты), равно как и строительные нормы и правила и иные подобные нормы технического характера, НГП устанавливать не могут. Это исключительная компетенция федерального уровня государственной власти (п. «р» ст. 71 Конституции РФ, п. 3 ст. 6 ГрК РФ, ст. 4 Федерального закона «О техническом регулировании»). Региональные и местные органы власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера. Так, в частности, по одному из дел суд признал противоречащими законодательству и недействующими региональные нормы Рязанской области, устанавливающие обязательные стандарты (нормативы) по проектированию и строительству автозаправочных станций на территории области, посчитав их нормативным актом технического регулирования (см. Определение Рязанского областного суда от 24.07.2007, Определение Верховного Суда РФ от 26.09.2007 N 6-Г07-8).

Значительный практический интерес имеет вопрос о том, могут ли устанавливать региональные НГП предельную этажность коммерческой и иной застройки в различных населенных пунктах соответствующего региона.

Для застройщиков вопрос об этажности возводимого здания зачастую является решающим, поскольку от этого нередко напрямую зависит положительный экономический результат строительного проекта (особенно в тех случаях, когда на застройщика возложены дополнительные обязательства по сносу и расселению предшествующей застройки, либо по предоставлению части помещений возводимого здания в публичную собственность; такие обязательства существенно увеличивают расходы застройщика).

Практика показала, что региональные власти в некоторых регионах стремятся «взять под свой контроль» предельную этажность в населенных пунктах региона, включая соответствующие требования в региональные НГП.

Так, например, обстоит дело в одном из самых застраиваемых в настоящее время регионов — Московской области.

Постановлением Правительства Московской области от 16.01.2012 N 24/54 утверждены региональные НГП для Московской области, устанавливающие в том числе максимальную этажность жилых и нежилых зданий во всех без исключения населенных пунктах Московской области (таблица N 1 раздела I). При этом предусмотренная максимальная этажность является достаточно «скромной», в связи с чем застройщики восприняли данные региональные НГП весьма болезненно. Так, для таких городов Подмосковья, как Химки, Мытищи, Люберцы, Одинцово, максимальная этажность жилых и нежилых зданий установлена в 17 этажей, а, например, для таких, как Наро-Фоминск, Дмитров, Дубна, — и вовсе в 12 этажей (при этом, следует учитывать, что при определении этажности надземной части жилого дома в число этажей включаются все надземные этажи, в том числе технический, мансардный и цокольный, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м — примечание 1 к таблице N 1 раздела I региональных НГП Московской области, приложение 1 (обязательное) к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утв. Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37).

Но вправе ли региональные НГП устанавливать такие императивные требования? На наш взгляд, вопрос совсем не однозначный.

Во-первых, как было указано выше, согласно п. 4 ст. 24 ГрК РФ предназначение НГП состоит в установлении минимальных расчетных показателей обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Но этажность застройки, как правило, сама по себе не влияет на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. Да, есть индивидуальные особенности конкретных районов (кварталов) некоторых населенных пунктов, при которых повышенная этажность может вызвать некоторые «неудобства» (например, в связи с плотностью застройки), но в любом случае, по нашему мнению, региональные НГП не должны устанавливать общий предел по этажности для целых групп, для всех без исключения населенных пунктов, без учета таких индивидуальных особенностей.

Во-вторых, и это главный довод, согласно ГрК РФ предельные параметры разрешенного строительства, в том числе предельная этажность, должны указываться вовсе не в НГП, а в одном из разделов правил землепользования и застройки — в градостроительном регламенте, который утверждается представительным органом соответствующего местного самоуправления (п. 6 ст. 30, ст. 38 ГрК РФ). При этом согласно пп. 3 п. 1, пп. 3 п. 2, пп. 3 п. 3 ст. 8 ГрК РФ, пп. 20 п. 1 ст. 14, пп. 26 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил землепользования и застройки (а соответственно, и градостроительного регламента) отнесено к вопросам местного значения. А согласно ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 132 Конституции РФ вопросы местного значения органы местного самоуправления решают самостоятельно. Таким образом, установление в региональных НГП максимальной этажности жилых и нежилых зданий для всех населенных пунктов соответствующего региона — это вторжение региональных властей в сферу компетенции местных властей.

В-третьих, многие из городов Подмосковья уже застроены жилыми и нежилыми зданиями с более высокой (по сравнению с действующими в настоящее время требованиями региональных НГП Московской области) этажностью.

Соответственно, полагаем, региональные НГП не вправе устанавливать максимальную этажность жилых и нежилых зданий для всех без исключения населенных пунктов соответствующего региона (т.е. такие требования могут устанавливаться только «точечно», когда это объективно обусловлено индивидуальными особенностями конкретных районов (кварталов) некоторых населенных пунктов и направлено на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека).

Подводя итог, еще раз подчеркнем огромное значение региональных и местных НГП в градостроительных правоотношениях. Однако, как показывает практика, к сожалению, данные документы не всегда безупречны с точки зрения своего правового содержания (об этом свидетельствует и судебная практика), в связи с чем их следует оценивать сквозь призму требований и положений федерального законодательства.

Это интересно:  Порядок перевода на другую должность

Нормативы градостроительного проектирования: понятие, виды, область применения

Градостроительный кодекс РФ не дает определения нормативам градостроительного проектирования. Это попыталось сделать Министерство регионального развития Российской Федерации в своем приказе от 26.05.2011 № 244 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов».

Согласно данному документу, нормативы градостроительного проектирования — это совокупность стандартов по разработке документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории, включая стандарты обеспечения безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения, включая инвалидов, объектами инженерной инфраструктуры, благоустройства территории), предусматривающих качественные и количественные требования к размещению объектов капитального строительства, территориальных и функциональных зон в целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу, окружающей среде, объектам культурного наследия, элементов планировочной структуры, публичных сервитутов, обеспечивающих устойчивое развитие территорий. Данное определение нельзя назвать удачным, так как оно содержит существенную ошибку — относит стандарты обеспечения безопасности в состав нормативов градостроительного проектирования, чего делать не следует по причинам, рассмотренным выше.

Таким образом, мы можем ограничиться закрепленным в Градостроительном кодексе РФ положением о том, что региональные и местные нормативы градостроительного проектирования должны содержать минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной, транспортной инфраструктур, благоустройства территории). Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ, ст. 24

Исходя из данной нормы, можно заметить, что Градостроительный кодекс РФ предусматривает утверждение региональных и местных нормативов градостроительного проектирования.

Региональные нормативы градостроительного проектирования утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и действуют на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ст. 7 ГрК РФ). Утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей поселений, городских округов в границах субъекта Российской Федерации (п. 5 ст. 24 ГрК РФ).

Местные нормативы градостроительного проектирования — нормативы градостроительного проектирования поселений, межселенных территорий, городских округов — утверждаются соответственно органами местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов и относятся к вопросам местного значения (ст. 8 ГрК РФ, пп. 20 п. 1 ст. 14, пп. 26 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований, межселенных территорий.

При этом не допускается утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, содержащих минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в региональных нормативах градостроительного проектирования (п. 6 ст. 24 ГрК РФ).

Также на основе нормы, закрепленной в ст. 24 Градостроительного кодекса РФ, Жигачев А.В. в своей статье «О значении нормативов градостроительного проектирования в градостроительных отношениях» указывает, что в региональных и местных нормативах градостроительного проектирования должны содержаться требования (параметры) по следующим вопросам:

  • а) плотность застройки территорий (при определенных условиях, рассмотренных во второй главе работы, параграф 2.1.);
  • б) плотность сети автомобильных дорог;
  • в) плотность сети общественного пассажирского транспорта;
  • г) расчетные показатели потребности в территориях для:
    • — хранения индивидуального автомобильного транспорта;
    • — размещения административно-управленческих объектов;
    • — размещения объектов физкультурно-оздоровительного назначения;
    • — размещения объектов торговли и общественного питания *;
    • — размещения объектов почтовой и иной связи;
    • — размещения объектов коммунального и бытового обслуживания;
    • — размещения объектов здравоохранения и социального обслуживания, образования и культуры;
    • — размещения объектов для отдыха и досуга населения *;
  • д) расчетные показатели потребности в озелененных территориях;
  • е) расчетные показатели пешеходной и транспортной доступности объектов системы образования, объектов медицинского, социального, культурного обслуживания населения, объектов физической культуры и спорта;
  • ж) расчетные показатели обеспеченности жителей энерго-, тепло-, газоснабжением, водоснабжением и водоотведением; и т.п. Жигачев, А.В. О значении нормативов градостроительного проектирования в градостроительных отношениях / А.В. Жигачев // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс»

Однако, такой подход, включающий в состав местных нормативов градостроительного проектирования расчетные показатели потребности в территориях для размещения объектов, отмеченных *, не учитывает, во-первых, бюджетной обеспеченности муниципалитетов, а во-вторых, полномочий муниципалитетов, исходя из вопросов местного значения, закрепленных в Федеральном законе от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ).

Подобный подход приводит к тому, что нормативы градостроительного проектирования становятся декларативным документом, реализация которого уже в момент принятия становится невозможной.

Природа местных нормативов градостроительного проектирования такова, что они относятся к инфраструктуре (социальной, транспортной, инженерно-технической), находящейся в сфере ответственности муниципальной власти. Анализ Федерального закона №131-ФЗ позволяет прояснить какие объекты капитального строительства должны строиться исключительно за счет средств муниципального бюджета, либо за счет средств, направляемых в муниципальный бюджет в виде субсидий.

В соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ только следующие объекты капитального строительства должны строиться исключительно за счет средств муниципального бюджета, либо за счет средств, направляемых в муниципальный бюджет в виде субсидий:

  • 1. социальное жилье;
  • 2. объекты муниципального управления;
  • 3. объекты ритуальных услуг и места захоронения;
  • 4. объекты благоустройства и озеленения территории — территорий общего пользования.

Применительно ко всем иным объектам, которые прямо или косвенно определены в Федеральном законе № 131-ФЗ, могут применяться следующие схемы финансирования строительства:

  • — частные инвестиции;
  • — смешанные инвестиции в режиме партнерства.

Исходя из этого, становится понятно, что данный вид нормативов не является обязательным для всех субъектов градостроительной деятельности (в отличие от технических регламентов безопасности и градостроительных регламентов, определяющих правовой режим использования земельных участков, соблюдение которых обязательно всегда и всеми субъектами градостроительной деятельности).

Местные нормативы градостроительного проектирования могут стать обязательными для следующих видов субъектов и в следующих случаях:

  • 1. для муниципалитетов — в отношении:
    • — тех объектов и территорий, соответствующие показатели для которых определены в местных нормативах градостроительного проектирования для использования при подготовке, согласовании и утверждении документов градостроительного проектирования;
    • — земельных участков комплексного освоения и застроенных территорий развития, в отношении которых согласно договорам с победителями аукционов муниципалитет взял на себя бюджетные обязательства (либо часть обязательств) по созданию соответствующих объектов (например, детских садов, школ, поликлиник);
  • 2. для победителей аукционов (на право развития застроенных территорий, а также на права аренды земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства) — в отношении:
    • — подготовки документации по планировке территории, что является одним из неотъемлемых обязательств по договору с муниципалитетом;
    • — создания объектов инженерной инфраструктуры в пределах земельного участков случаях, когда их создание в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования и согласно договору определено как обязательство застройщика (победителя аукциона);
  • 3. для лиц подготавливающих документацию по планировке территории, которая перед утверждением будет проверяться уполномоченным органом муниципалитета на соответствие требованиям технических регламентов, градостроительным регламентам, а также положениям и значениям местных нормативов градостроительного проектирования.

Что касается регулирования деятельности частных лиц, то в этом отношении применяется механизм косвенного воздействия — это градостроительное зонирование, градостроительные регламенты, которые обязательны для исполнения частными лицами.

Особого внимания заслуживает тот факт, что местные нормативы градостроительного проектирования должны быть связаны с определением сферы бюджетной ответственности муниципалитета. Данный вопрос может решаться посредством использования комбинаций различных способов, например, следующих:

1. в местных нормативах градостроительного проектирования определяется перечень видов объектов, территорий, создание и содержание которых муниципалитет обеспечивает непосредственно с использованием бюджетных средств муниципалитета полностью, или частично (например, детские сады, школы, поликлиники, территории общего пользования и т.д.).

Определение такого перечня должно быть увязано с вопросами местного значения, исполнение которых возложено на муниципалитеты согласно Федеральному закону № 131-ФЗ, а также с возможностями местного бюджета (существующими и прогнозируемыми);

  • 2. в местных нормативах градостроительного проектирования определяется, что объекты, территории, указанные в пункте 1, в определенных случаях (при использовании институтов комплексного освоения свободных от застройки территорий, развития застроенных территорий) могут создаваться за счет победителей аукционов с участием, или без участия средств бюджета (этот момент указывается по результатам соответствующих расчетов в проектах договоров до проведения аукционов);
  • 3. в местных нормативах градостроительного проектирования указывается, что создание всех объектов, включая те, которые не определены в соответствии с пунктом 1, происходит по выбору правообладателей земельных участков в соответствии с градостроительными регламентами, содержащимися в правилах землепользования и застройки. Это, в частности, означает, что иные объекты социальной инфраструктуры, не определенные в пункте 1, создаются за счет частных лиц с участием, или без участия бюджетных средств различных уровней. Это относится, например, к таким объектам социальной инфраструктуры, как объекты торговли, банковской сферы, сферы проведения досуга, развлечений;
  • 4. в местных нормативах градостроительного проектирования определяется, что объекты социальной инфраструктуры регионального значения:
    • — создаются за счет регионального бюджета;
    • — нормируются региональными нормативами градостроительного проектирования, а при их отсутствии соответствующие показатели могут содержаться в местных нормативах градостроительного проектирования как справочный материал для учета в процессе градостроительного проектирования;
    • — могут определяться путем назначения в документации по планировке территории земельных участков, свободных от прав третьих лиц, для создания условий возведения объектов инфраструктуры регионального значения. Данный способ обеспечивает комплексность планирования в части обеспечения возможности создания объектов социальной инфраструктуры различных уровней и различного назначения. Трутнев, Э.К., Крымов, С.А. Азбука градостроительного нормирования. Краткие ответы на вопросы в отношении местных нормативов градостроительного проектирования, излагаемые с использованием правовых актов, включая подготовленные с участием Института экономики города. / Фонд «Институт экономики города», 2013 — 40 с.
Это интересно:  Куда обращаться для установки пандуса

Нормативы градостроительного проектирования являются важнейшими документами в градостроительных правоотношениях. В частности:

  • — согласно п. 2 ст. 20, п. 3 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ региональные и (или) местные нормативы градостроительного проектирования учитываются при подготовке проекта схемы территориального планирования муниципального района и при подготовке проектов генеральных планов поселений и городских округов;
  • — в соответствии с п. 10 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ требования нормативы градостроительного проектирования являются обязательными при подготовке документации по планировке территории (в т.ч. проекта планировки территории, проектов межевания территорий, градостроительных планов земельных участков).

Местные нормативы градостроительного проектирования подлежат применению в ряде случаев. В первую очередь при подготовке проектов документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории муниципального образования, а также при внесении изменений в указанные виды градостроительной документации.

Во-вторых, нормативы градостроительного проектирования могут применяться при согласовании проектов документов территориального планирования с органами местной администрации муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.

Далее, в-третьих, местные нормативы градостроительного проектирования могут быть востребованы при проверке подготовленной документации по планировке территории на соответствие требованиям, предусмотренным частью 10 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ.

В-четвертых, местные нормативы рассчитаны на применение как населением, так и иными заинтересованными субъектами, например, местными общественными организациями, при проведении публичных слушаний по проекту генерального плана, проекту правил землепользования и застройки, проекту планировки территории и проекту межевания территории, подготовленному в составе документации по планировке территории.

В-пятых, орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление государственной экспертизы проектов документов территориального планирования муниципальных образований, вправе принять во внимание положения местных нормативов градостроительного проектирования при проведении экспертизы таких проектов.

Таким образом, проведенный анализ содержания, целей, назначения и области применения местных нормативов градостроительного проектирования показывает важную роль данного документа в системе управления градостроительным развитием, в регулировании градостроительной деятельности на территории муниципального образования.

Практическое же применение местных нормативов градостроительного проектирования в городах Российской Федерации рассмотрено в следующей главе.

Нормативы градостроительного проектирования

Градостроительный кодекс Российской Федерации предусматривает ряд нормативов проектирования, которые, в свою очередь, разделяются на две большие категории. В первую входит разработка региональных нормативов, вторую – местных. Последняя категория включает в себя требования, которые касаются градостроительного проектирования муниципальных районов, поселений и городских округов. Согласно статье 29.1 указанного выше кодекса, за местные нормативы градостроительного проектирования отвечают органы исполнительной власти. Они обязаны систематизировать уже имеющиеся правила в зависимости от типа объектов местного/регионального значения в установленном законодательством порядке.

Особенности

Актуальность нормативов градостроительного проектирования обуславливается тем, что специалисты применяют принципиально новый подход к развитию как отдельных поселений, так и крупных городов. Как сообщает градостроительный кодекс, в каждом населенном пункте должны присутствовать местные профильные нормативы. Стоит отметить, что далеко не каждый специалист понимает, в чем заключается основное отличие от текущих норм СНиП. Несколько десятков лет назад СНиПом пользовались для определения норм проектирования, территориального размещения и строительства сооружений различного назначения. Причем они отдельно разрабатывались для школьных заведений, детских садов, котельных, больниц, дорог и так далее. Несмотря на то, что такой подход обеспечивал максимально подробное раскрытие требований к конкретному объекту, такая база нередко оказывалась противоречивой. Они, в свою очередь, не позволяли спроектировать городскую среду с достаточным уровнем комфорта, в которой принимался бы во внимание ряд социальных, региональных и экономических особенностей населенных пунктов в целом.

Как только была введена разработка местных нормативов градостроительного проектирования, пришедшая на смену правилам СНиП, процедура дала возможность стать комплексным документом, который отображает природную, градостроительную и социально-экономическую специфику областей и городов. Кроме того, такое решение обеспечивает четкое определение строительных правил, которые предъявляются к объектам разных категорий и функционального назначения. Выдвигается и ряд нормативных требований касательно реорганизации и реконструкции территорий в целом.

Парламентарии уже зафиксировали новый подход к ведению нормирования в Градостроительном кодексе. Но основная проблема заключается в том, что Градостроительный кодекс ставит перед собой цель разрабатывать местные нормы, не давая при этом никаких практических рекомендаций касательно того, как это следует делать. На сегодняшний день практически отсутствуют подзаконные инструкции и методики, касающиеся Градостроительного кодекса. Проблема заключается и в том, что заказчики, вместе с проектировщиками, сейчас не могут поделиться собственным опытом ввиду полного его отсутствия.

Единственным способом наработки качественной нормативной базы является налаживание обмена опытом между разработчиками документации и заказчиками, выступающими как администрации субъектов/городов Федерации. Исходя из этого, создается максимально комфортная и эффективная схема, позволяющая избавиться от допущенных неточностей и нарушений законодательства.

Какая ответственность предусматривается за нарушение нормативов?

В данном случае необходимо отметить, что степень ответственности определяется местной администрацией, поэтому рассматривать ее в общей сложности нельзя. Предлагаем рассмотреть пример Томской области.

Если в процессе ведения деятельности, связанной с обустройством нового поселения, были допущены нарушения Градостроительного кодекса, касающиеся прочих территорий, гражданам придется заплатить от 800 до 1000 рублей, должностным лицам – от 1000 до 1500 рублей. Должностные лица в таком случае будут обязаны заплатить от 1500 до 2000 рублей, в зависимости от степени тяжести.

При наличии нарушений, касающихся нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру подготовки и дальнейшего утверждения схемы планирования территории, составление документов разработки муниципальных образований, местных или региональных нормативов градпроектирования, должностным лицам придется заплатить от 1 до 2 тысяч рублей. Такая же ответственность накладывается в случае, если документация, отвечающая за планирование территории, была составлена с незначительными и грубыми нарушениями.

Нормативы градостроительного проектирования: результаты работы

Как только разработка местных нормативов градостроительного проектирования будет завершена, в конечном итоге муниципалитет утверждает готовый документ, обеспечивающий:

  • комплексное создание градостроительной документации, которая позволяет спроектировать программы социально-экономического развития. Они выражаются в качественном или непространственном количественном показателе;
  • оптимизацию процедуры подготовки и дальнейшего проведения оценки качества полученных градостроительных документов. Результат достигается благодаря установлению минимального количества требуемых показателей, расчет которых требуется в процессе создания документации градостроительного проектирования. Также добиться заданной цели можно благодаря распределению нормируемых показателей/требований на несколько групп в зависимости от типа регулирования и документации градостроительного типа;
  • дифференциацию требований к интенсивности и особенностям градостроительного развития конкретных территорий за счет определения их границ и значений ряда нормируемых показателей;
  • установление ряда требований к полноте и качеству исходных данных, которые используются в процессе разработки градостроительных документов. Достичь результата в данной ситуации можно методом формирования специального раздела, в котором указывается состав нормативов проектирования;
  • ведение регулярной проверки соответствия проектных решений действующим градостроительным документам методом сравнения нормативных показателей с уже имеющимися в любой промежуток времени;
  • установление требований к ряду материалов, которые отправляются на проверку вместе с документами территориального планирования и бумагами по планированию территории.

Выводы

Ввиду ряда нестыковок, с которыми приходилось сталкиваться при использовании СНиП, на смену им пришли местные нормативы градостроительного проектирования. Они разрабатываются в индивидуальном порядке местными властями в соответствии с территориальными особенностями конкретно взятого региона. Практика показывает, что на сегодняшний день создание нормативов местного типа нуждается во взаимодействии с исполнителями, поскольку лица, ответственные за создание комплекса требований, не могут похвастаться достаточным запасом знаний и практического опыта. За нарушение уже имеющихся норм законодательство предусматривает штрафные санкции, размер которых зависит от особенностей ситуации и исполнительного лица.

Местные нормативы градостроительного проектирования Шелеховского муниципального района

к решению Думы Шелеховского района

от __________________ №________

МЕСТНЫЕ НОРМАТИВЫ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО

ПРОЕКТИРОВАНИЯ ШЕЛЕХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО

Термины и определения. 3

Правила и область применения. 5

Область применения Местных нормативов градостроительного проектирования Шелеховского районного муниципального образования. 5

Правила применения расчетных показателей местных нормативов градостроительного проектирования Шелеховского районного муниципального образования. 5

Основная часть. 7

Раздел I. Объекты культуры, искусства, досуга и художественного творчества. 7

Раздел II. Объекты образования. 7

Раздел III. Объекты услуг связи, общественного питания, торговли, бытового обслуживания и иных услуг для населения. 8

Это интересно:  Принуждение к даче показаний

Раздел IV. Объекты физической культуры и массового спорта. 8

Раздел V. Объекты автомобильного транспорта. 9

Раздел VI. Объекты электроснабжения. 9

Раздел VII. Объекты газоснабжения. 10

Раздел VIII. Объекты, предназначенные для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. 10

Раздел IX. Объекты, включая земельные участки, предназначенные для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг 11

Раздел X. Объекты гражданской обороны, необходимые для предупреждения чрезвычайных ситуаций 11

Раздел XI. Объекты, необходимые для обеспечения безопасности людей на водных объектах 12

Термины и определения

В целях настоящих нормативов используются следующие основные термины и определения:

градостроительная деятельность – деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений;

территориальное планирование – планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;

градостроительная документация – обобщенное наименование документов территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, документов градостроительного зонирования муниципальных образований и документации по планировке территорий муниципальных образований, иных документов, разрабатываемых в дополнение к перечисленным, в целях иллюстрации или детальной проработки принятых проектных решений и с проработкой архитектурно-планировочных решений по застройке территории, разрабатываемых на профессиональной основе;

задание на проектирование (градостроительное задание) – документ, содержащий требования к составу, содержанию и последовательности выполнения работ по разработке проектов градостроительной документации, а также к их качеству, порядку и условиям выполнения в составе контракта (договора) на разработку проектов;

градостроительное зонирование – зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;

градостроительный регламент – устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства;

группа населенных пунктов – два и более населенных пункта, объединенных в группу по одному или нескольким признакам – численность, размер, расположение относительно других населенных пунктов.

нормативы градостроительного проектирования – совокупность установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 статьи 29.2 Градостроительного Кодекса, населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

региональные нормативы градостроительного проектирования Иркутской области – градостроительные нормы, утвержденные Постановлением Правительства Иркутской области -пп, действующие на всей территории Иркутской области и обязательные к применению. Разработка нормативов градостроительного проектирования городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Иркутской области осуществляется с учетом региональных нормативов градостроительного проектирования Иркутской области;

зоны с особыми условиями использования территорий – охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

зоны межрайонного обслуживания – установленные региональными нормативами градостроительного проектирования Иркутской области территории, схожие по климатическим, экономическим, географическим и иным признакам;

красные линии – линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее – линейные объекты);

многопрофильные учреждения – учреждения с широким спектром услуг, специализирующиеся по нескольким направлениям;

объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее – объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;

реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;

строительство – создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);

территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары);

функциональные зоны – зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

СанПиН – санитарные правила и нормы

СП – свод правил

ПУЭ – Правила устройства электроустановок

СЗЗ – санитарно-защитная зона

Правила и область применения

Область применения Местных нормативов градостроительного проектирования Шелеховского районного муниципального образования

Местные нормативы градостроительного проектирования Шелеховского районного муниципального образования разработаны в целях установления совокупности расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения, относящимися к областям: электро-, тепло-, газо — и водоснабжения населения, водоотведения; автомобильных дорог местного значения; физической культуры и массового спорта, образования, здравоохранения, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; иных областей в связи с решением вопросов местного значения муниципального района, а также минимально допустимого уровня обеспеченности объектами благоустройства территории, иными объектами местного значения населения поселения и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения поселений муниципального района.

Расчётные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения населения района и расчётные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения района, установленные в местных нормативах градостроительного проектирования Шелеховского районного муниципального образования применяются при подготовке (корректировке) схемы территориального планирования муниципального района, подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории.

Расчётные показатели подлежат применению разработчиком градостроительной документации, заказчиком градостроительной документации и иными заинтересованными лицами при оценке качества градостроительной документации в плане соответствия её решений целям повышения качества жизни населения.

Правила применения расчетных показателей местных нормативов градостроительного проектирования Шелеховского районного муниципального образования

Установление совокупности расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения муниципального района, установление минимально допустимого уровня обеспеченности объектами благоустройства территории в местных нормативах градостроительного проектирования производится для определения местоположения планируемых к размещению объектов местного значения в документах территориального планирования (в материалах схемы территориального планирования района, включая карту планируемого размещения объектов местного значения), зон планируемого размещения объектов местного значения в документации по планировке территории (в проектах планировки территории) в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека на территории в границах подготовки соответствующего проекта.

При определении местоположения планируемых к размещению объектов местного значения в целях подготовки документов территориального планирования, документации по планировке территории следует учитывать наличие на территории таких же объектов, их параметры (площадь, ёмкость, вместимость, прочие характеристики), нормативный уровень территориальной доступности как для существующих, так и для планируемых к размещению объектов. При определении границ зон планируемого размещения того или иного объекта местного значения следует учитывать параметры объекта местного значения и нормы отвода земель для объекта таких параметров.

Максимально допустимый уровень территориальной доступности того или иного объекта местного значения в целях градостроительного проектирования установлен настоящими нормативами. Параметры планируемого к размещению объекта местного значения следует определять исходя из минимально допустимого уровня обеспеченности объектами (ресурсами), установленного настоящими нормативами, площадью территории и параметрами (характеристиками) функциональных зон в границах максимально допустимого уровня территориальной доступности этого объекта.

Действие расчетных показателей местных нормативов градостроительного проектирования Шелеховского районного муниципального образования распространяется на всю территорию муниципального района, где имеются или планируются объекты нормирования, относящиеся к вопросам местного значения муниципального района.

Раздел I. Объекты культуры, искусства, досуга и художественного творчества

Глава 1. Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности и максимально допустимого уровня территориальной доступности объектов культуры, досуга и художественного творчества местного значения для населения Шелеховского районного муниципального образования

Минимально допустимый уровень обеспеченности

Максимально допустимый уровень территориальной доступности

Статья написана по материалам сайтов: studwood.ru, ktostroit.ru, pandia.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector