Приобретение гсм по талонам

Для приобретения ГСМ по талонам организация заключает договор купли-продажи с продавцом ГСМ, который организует отпуск автомобильного топлива через определенную сеть АЗС. Перечень АЗС, отпускающих ГСМ по талонам данного продавца, приводится в договоре (с указанием их адресов). Оплатив определенное договором количество бензина соответствующей марки, организация получает талоны, по которым водители будут заправлять автомобили на АЗС. В настоящее время существует множество видов талонов, которые можно условно разделить на три основные группы:

— Количественно-суммовой талон, в котором указаны марка, количество и стоимость топлива. Такой талон является обязательством фирмы отпустить определенное количество ГСМ указанной марки по конкретной цене. В этом случае предприятие оплачивает автозаправочной станции стоимость ГСМ авансом. АЗС отпускает предприятию на стоимость оплаченного топлива талоны, составленные в количественном выражении, указывает стоимость одного литра топлива и обязуется отпустить ГСМ по талонам по цене, фиксированной на дату получения аванса.

— Количественный талон, в котором указаны марка и количество топлива, то есть обязательство отпустить определенное количество ГСМ конкретной марки.

— Стоимостный талон, в котором указаны марка топлива и общая стоимость талона. В этом случае автозаправочная станция обязуется отпустить предприятию бензин определенной марки по талонам по цене, действующей на дату получения бензина. Для получения, хранения и выдачи талонов водителям приказом руководителя назначается материально ответственное лицо. Получение талонов обычно осуществляется самим материально ответственным лицом. В случае если талоны на заправку топлива получают другие лица, они обязаны в день получения этих талонов сдать их материально ответственному лицу для их оприходования и хранения. Получив талоны, материально ответственное лицо на основании товаросопроводительных документов поставщика составляет приходный ордер по форме N М-4 (утв. Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а) и сдает приходные документы в бухгалтерию организации. В приходном ордере необходимо указать марку бензина, серию и номера полученных талонов, номинал талонов в литрах и стоимость талона в рублях исходя из стоимости бензина, указанной в договоре и счете на оплату.

Материально ответственное лицо, получившее на хранение талоны, по требованию, подписанному руководителем и главным бухгалтером, выдает талоны специально назначенному работнику для выдачи водителям транспортных средств. Повторная выдача талонов может производиться только после полного отчета за ранее выданные талоны. Талоны на право получения топлива выдаются водителям только по предъявлении ими путевого листа, на котором диспетчером или уполномоченным на то руководителем предприятия лицом в строке выдать горючее» записано прописью количество разрешенного к выдаче топлива по талонам согласно заданию и с учетом количества бензина в баках при выезде на линию. Выдача талонов отражается в ведомости учета выдачи талонов, в которой за полученные талоны расписывается водитель, а на каждую марку топлива ведется отдельная Ведомость.

На предприятиях с большим парком машин Ведомость выдачи талонов составляется и сдается в бухгалтерию ежедневно. Ведомость может составляться еженедельно или подекадно. Все зависит от количества автомобилей на предприятии. При сменной организации работы материально ответственных лиц на предприятии для учета движения ГСМ целесообразно использовать Книгу учета талонов.

Книга учета талонов на топливо должна быть пронумерована, прошнурована, подписана руководителем и главным бухгалтером предприятия и скреплена печатью. Записи в Книге производятся ежедневно по документам, которые послужили основанием для оприходования и списания в расход талонов на ГСМ. При этом на каждый вид талонов и марку бензина следует открывать отдельный раздел Книги. Если водители транспортных средств не использовали полученные талоны, то по окончании работы они обязаны их сдать материально ответственному лицу. Материально ответственное лицо производит соответствующие записи в ведомости возврата талонов. Далее в установленные руководством предприятия сроки (на практике обычно ежемесячно) материально ответственное лицо на основании приходных и расходных документов составляет отчет о движении талонов и передает его в бухгалтерию. При этом в отчете должны открываться отдельные разделы по каждой марке ГСМ и по каждому виду талонов. На основании указанного отчета и соответствующих первичных документов талоны списываются с подотчета материально ответственного лица в подотчет водителям. Бухгалтерский учет оплаченных и полученных организацией талонов должен обеспечивать ведение учета по видам ГСМ и местам их нахождения. Учет талонов на ГСМ целесообразно организовать на счете 10 «Материалы». Аналитический учет ведется по видам бензина и по материально ответственным лицам. Бухгалтерский учет горюче-смазочных материалов, приобретенных по талонам, зависит от момента перехода права собственности на ГСМ к покупателю талонов, а также от вида талонов. Они могут быть литровыми или стоимостными. Если предприятие приобретает литровые талоны (на них указан вид топлива и литраж), то изменение цен, происшедшее после оплаты талонов, никак не повлияет на оценку ГСМ в учете: ГСМ будут отражаться по цене приобретения.

— Учет движения горюче-смазочных материалов при заправке их на АЗС за наличный расчет.

Учет расходов на приобретение ГСМ

Приобретение горюче-смазочных материалов обычно осуществляется двумя способами: по договору поставки (расчет в этом случае, как правило, осуществляется безналичным путем), непосредственно на АЗС (обычно в этом случае ГСМ приобретаются за наличный расчет через подотчетных лиц, реже — путем предварительного приобретения талонов).
Закупленные организацией ГСМ учитываются на субсчете 3 «Топливо» к счету 10 «Материалы». На нем отражается наличие и движение нефтепродуктов (дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств, а также газообразного топлива.

Приобретение ГСМ по договору поставки

Приобретение ГСМ на автозаправочной станции

Механизм приобретения ГСМ по талонам

Предприятие заключает с организацией-поставщиком соответствующий договор, в рамках которого производит перечисление денежных средств. На перечисленную сумму поставщик выдает талоны, по которым можно произвести заправку транспорта.
Отпуск талонов предприятиям оформляется накладной, один экземпляр которой вручается получателю талонов. Лица, получившие талоны, обязаны в тот же день сдать их вместе с накладной нефтебазы материально ответственному лицу, назначенному приказом руководителя предприятия, для принятия к учету и хранения.
Талоны могут быть разных видов: на одних талонах проставляется только общая сумма, на которую может быть произведена заправка, другие могут содержать указание количества топлива, которое можно заправить. Также на талонах может быть указана как цена, так и количество заправляемого топлива. В специальной литературе можно встретить условное название описанных талонов — «денежные» и «литровые».
Как правило, приобретение «литровых» талонов означает для предприятия, что оно получит топливо в оговоренных количествах — согласно количеству, проставленному на талонах, независимо от изменения цен на топливо.
Методология учета талонов недостаточно ясно описана в нормативных актах, в результате чего в профессиональной литературе можно встретить различные варианты учета талонов. Однако в части учета «литровых» талонов большинство специалистов дают сходные рекомендации: такие талоны должны быть отражены на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности» в условной оценке (пример 4).

В отношении учета «денежных» талонов единодушия у специалистов не наблюдается. Приходится сталкиваться с рекомендациями учитывать такие талоны на счете 10, субсчет «Топливо по талонам». На наш взгляд, такой вариант отражения расходов неудачен, так как при его использовании нарушается принцип бухгалтерского учета, в соответствии с которым тот должен быть точным и реальным.
Ведь до момента получения ГСМ отражение талонов на счете 10 будет необоснованным, поскольку фактически никаких материальных ценностей предприятие еще не получило. Поэтому увеличение показателя по счету 10 на стоимость полученных талонов будет вводить пользователей бухгалтерской отчетности в заблуждение.
Другое дело, если речь идет о переходе права собственности на ГСМ в момент передачи талонов. При этом поставщик передает покупателю весь комплект необходимых документов (накладную, счет-фактуру и т.п.), поэтому считается, что предприятие получило в собственность горючее, которое находится пока еще на складах продавца. В этом случае, на наш взгляд, можно принять к учету само топливо, задействовав счет 10.
Второй вариант учета основан на том, что «денежные» талоны являются помимо всего прочего денежными документами. Для их учета План счетов предусматривает счет 50 «Касса», субсчет 3 «Денежные документы» (пример 5).

Это интересно:  Северные надбавки к пенсиям в 2020 году

Активное внедрение в нашу жизнь пластиковых карт не обошло и торговлю горюче-смазочными материалами. Зачастую топливные талоны уже далеко не те, что были несколько лет назад. Сейчас все чаще используются магнитные или чиповые карты, которые более надежны, просты в применении. Они носят различные названия — топливные пластиковые карты, магнитные карты и т.п. Эти карты все больше входят в повседневную жизнь, так что зачастую молодые сотрудники даже не знакомы с таким термином, как «талоны на ГСМ».
Особенности перечисления денежных средств на пластиковые карты будут зависеть от специфики работы топливной организации. Денежные средства могут перечисляться общей суммой с предоставлением дополнительного списка от организации-покупателя, содержащего перечень номеров карт и суммы, которые должны быть в пределах перечисления зачислены на конкретную карту. А при небольшом количестве топливных карт возможно и указание в самом платежном поручении номера конкретной пластиковой карты, на которую поступят деньги.
Сами пластиковые карты без денежных средств на них не являются денежными документами.
На наш взгляд, позиция некоторых бухгалтеров, которые пытаются включить стоимость приобретенной карты в стоимость приобретаемого бензина, является ошибочной. В первую очередь потому, что не понятна методология включения стоимости карты в стоимость ГСМ. Самый простой вариант отнесения стоимости карты в стоимость первой приобретенной партии противоречит экономической логике. Представляется, что сразу списывать стоимость карт в затраты предприятия также нельзя.
С нашей точки зрения, «пустые» пластиковые карты должны быть приняты к учету в составе материалов с выбором соответствующего субсчета, согласующегося со спецификой предприятия.
Нередко топливные карты закрепляются за конкретными работниками, которые и отвечают за них. На наш взгляд, при зачислении денежных средств на карту нерационально ведение учета на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами», это значительно осложнит учет. Дело в том, что карты могут передаваться из рук в руки, и в какой-то момент времени бухгалтер сам не будет знать, каков остаток денежных средств на карте.
Более предпочтительным представляется учет «полных» топливных карт аналогично талонам на ГСМ на счете 50 «Касса», субсчет 3 «Денежные документы».

Нужен ли кассовый чек и каким он должен быть

Ведение аналитического учета

Аналитический учет ГСМ может быть различной детализации (в зависимости от специфики предприятия, требований системы контроля на предприятии). Он может вестись по материально ответственным лицам, водителям служебного транспорта, местам хранения, виду топлива, автомашинам и т.д.
В ряде случаев, особенно на больших предприятиях, целесообразно для контроля сохранности и движения топлива ввести субсчета второго уровня, например:
— субсчет 3-1 «Топливо на складе»;
— субсчет 3-2 «Топливо в баках автотранспорта»;
— субсчет 3-3 «Топливо по талонам».
Приемка соответствующего количества топлива должна быть подтверждена или показателями объемных жидкостных счетчиков, или же исходя из емкости резервуара и уровня имеющегося в цистерне несливаемого количества.
Целесообразно, особенно на больших предприятиях, периодически (например, ежемесячно) подтверждать актом, составляемым комиссией, остатки топлива в баках служебного транспорта.
При этом важно учесть следующие особенности оценки остатков топлива в баках:
— оценка топлива в баке осуществляется на основании показаний датчика уровня топлива;
— любая неисправность данного датчика, вероятнее всего, приведет к получению неверных показателей, поэтому датчики должны находиться в исправном состоянии;
— правильность оценки величины топлива в баке зависит от наличия/отсутствия повреждений топливного бака. Ведь вмятины на баке будут следствием изменения его емкости, в то время как датчик уровня топлива в соответствии со своим названием определяет объем топлива по его уровню в баке.

Учет талонов на ГСМ

Аналитический учет «литровых» талонов по счету 006 «Бланки строгой отчетности» ведется по каждому виду бланков строгой отчетности и местам их хранения.
В случае учета «денежных» талонов на счете 50, субсчет 3 «Денежные документы», аналитический учет талонов будет вестись по их видам. Например, в разрезе различных поставщиков, различного номинала талонов, талонов на различные виды топлива и т.п.
Для контроля сохранности и движения талонов необходимо приказом руководителя организации назначить материально ответственное лицо, которое будет контролировать приход, наличие и расход талонов. Обычно для такого контроля заводится специальная книга учета, в которой и регистрируется движение талонов. Книга должна отвечать определенным требованиям регистра учета бланков строгой отчетности: быть пронумерована, прошнурована, подписана должностными лицами предприятия и скреплена печатью. Книга заполняется под копирку, причем второй лист является отрывным и сдается в бухгалтерию как отчет ответственного работника о наличии, сохранности и расходовании талонов.
В данном регистре необходимо отразить наименование поставщика, количество, номинал и дату поступления и выбытия талонов.

Приобретение ГСМ по безналичному расчету

«Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», 2006, N 3

В настоящее время многие топливные компании осуществляют реализацию топлива с заправочных станций как за наличный, так и безналичный расчет. Организации с большим парком автотранспортных средств выбирают последний вариант, так как при нем значительно упрощаются документооборот по приобретению ГСМ и расчеты с поставщиками. В статье уделено внимание особенностям безналичных расчетов, бухгалтерскому учету и налогообложению.

Безналичная форма расчетов за топливо имеет ряд преимуществ по сравнению с покупкой ГСМ за наличные. Во-первых, организации не нужно получать из банка денежные средства для работника и оформлять кассовые документы на их получение и выдачу. Во-вторых, такая форма расчетов позволяет автотранспортной компании контролировать использование средств на приобретение топлива. Меньше проблем и с возмещением НДС, так как поставщик вместе с документами на отпуск топлива выдает покупателю счет-фактуру, подтверждающую право налогоплательщика на вычет налога (п. 1 ст. 169 НК РФ). Наиболее распространенными на практике формами безналичных расчетов являются расчеты с поставщиком по талонам и топливным картам.

Приобретение ГСМ по талонам

Для приобретения ГСМ по талонам организация заключает с топливной компанией договор купли-продажи, которая обязуется заправлять автомобили заказчика через собственную сеть АЗС. В договоре указываются порядок расчетов (размер предоплаты), пункты заправки и иные существенные условия. При этом в связи с постоянным ростом цен стоимость топлива, как правило, в договоре не указывается, стороны согласуют ее в дополнительных соглашениях.

Талоны на бензин покупателем приходуются по накладной на ГСМ, а их выдача фиксируется в ведомости учета талонов, в которой расписываются водители при их получении. Выдачу талонов также следует отметить в разделе путевого листа «Движение горючего», в котором техник или начальник гаража обязан указать не только количество горючего, но и серии и номера талонов на топливо (п. 10.1 Порядка изготовления, учета, заполнения и обработки путевого листа грузового автомобиля) . Если использованы не все выданные талоны, то в этом же разделе путевого листа следует указать количество сданных водителем неиспользованных талонов. Возникает вопрос: на каком счете бухгалтеру нужно учитывать талоны на топливо?

Приложение N 7 к Инструкции Минтранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом».

Ряд экспертов высказывают мнение, что в случае если право собственности на ГСМ переходит в момент приобретения талонов, имеющих стоимостное выражение, то их нужно учитывать на счете 10 «Материалы». Однако, как правило, в договорах с топливной компанией предусматривается переход права собственности на бензин в момент заправки транспортных средств, а не в момент передачи талонов. Поэтому такая ситуация на практике встречается нечасто. Кроме того, учитывать талоны на счете 10 некорректно с точки зрения п. 2 ПБУ 5/01: имущество, может учитываться в составе МПЗ в том случае, если оно используется в качестве сырья, материалов при производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг). Талоны в данном случае являются средством осуществления расчетов за приобретаемые материалы, не более.

По мнению автора, для учета талонов, в которых указаны количество бензина и его стоимость, согласно Плану счетов целесообразно использовать субсчет 50-3 «Денежные документы», открытый к счету 50 «Касса». На этом субсчете талоны учитываются в сумме фактических затрат на их приобретение, то есть по стоимости топлива, которое можно на них приобрести. До выдачи диспетчеру или непосредственно водителям такие документы можно хранить в кассе организации.

Это интересно:  Номер фсс по инн индивидуального предпринимателя

Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкции по его применению».

Аналитический учет талонов ведется по видам и количеству отпускаемого топлива.

В бухгалтерском учете ООО «Перевозчик» будут сделаны следующие проводки.

Талоны, которые не использованы водителями, учитываются в составе задолженности подотчетных лиц до момента их использования.
Расчеты по талонам не освобождают АЗС от выдачи покупателю кассового чека. Эти чеки прилагаются к авансовому отчету водителя, который указывает в нем осуществленные расходы на приобретение бензина.

Нередко при расчетах за ГСМ используются талоны, в которых указывается только количество топлива, которое на них можно приобрести. В этом случае согласно Плану счетов их нужно учитывать на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности» в условной оценке. Порядок бухгалтерского учета расчетов по таким талонам будет следующим.

В бухгалтерском учете ООО «Перевозчик» будут сделаны следующие проводки.

Приобретение ГСМ по топливным картам

Порядок расчетов по топливным картам с поставщиками ГСМ устанавливается в договоре. В нем стороны определяют лимит топлива, который может быть отпущен ежедневно (за месяц), размер предоплаты за бензин и обслуживание карты, а также иные условия (например, предоставление скидки, порядок сверки расчетов и т.д.).

Топливная карта позволяет фиксировать только количество и вид приобретенного топлива, а не его стоимость, при этом нередко многие топливные компании предоставляют ее бесплатно. Поэтому вряд ли есть смысл учитывать ее на забалансовом счете 006 «Бланки строгой отчетности», ведь она выдается водителям не на один раз, пользоваться ею приходится постоянно. В целях контроля и сохранности выданных карт организация может выдавать их водителям под роспись в ведомости учета приема и выдачи топливных карт. В ней фиксируются реквизиты топливной карты, дата ее выдачи (возврата), ФИО водителей.

Если за карту взимается плата, то фактические затраты на ее приобретение следует включить в стоимость приобретаемых материально-производственных запасов (п. 5 ПБУ 5/01) . На практике многие предприятия учитывают такие затраты в составе прочих эксплуатационных расходов, применяя нормы п. п. 5, 7 ПБУ 10/99 . По мнению автора, такой поход нарушает общую методологию оценки активов организации, основной принцип которой — достоверная оценка приобретаемого имущества (п. 1 ст. 11 Закона 129-ФЗ) . Аналогичный порядок следует применять и при налогообложении прибыли. Так как в ст. 264 НК РФ в числе прочих такие затраты не поименованы, поэтому согласно ст. 254 НК РФ их нужно учитывать в составе материальных расходов.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В бухгалтерском учете для отражения операций по приобретению ГСМ по топливным картам нет смысла использовать счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами», так как ни деньги, ни денежные документы водителю не выдаются. Все расчеты по приобретению топлива учитываются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

  • 700 л бензина марки А-80 стоимостью 15 руб. за литр;
  • 400 л бензина марки А-92 — 17 руб. за литр.

В бухгалтерском учете ООО «Автоснаб» будут сделаны следующие проводки.

В связи с тем что темой статьи является учет расчетов по приобретению ГСМ, в примере рассматривается упрощенный вариант учета затрат, связанных с приобретением топлива, — на субсчете «Топливо» счета 10, без применения счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Несмотря на то что такой порядок учета избавляет работника от обязанности составления авансового отчета, ему следует уделить внимание отчету о движении топлива (если в путевом листе недостаточно информации о приобретении и расходовании ГСМ). Такой отчет держателя топливной карты будет необходим при проведении сверки расчетов с топливной компанией по фактически отпущенному топливу.

В случае расхождений по вине поставщика необходимо уточнить сумму задолженности организации и отразить ее в учете (обязательство перед топливной компанией показывается исходя из количества топлива, залитого в бак, согласно отчету держателя карты). Если недостача топлива выявлена по вине водителя, то организация вправе принять решение о взыскании суммы недостачи топлива с виновного лица .

Трудовым кодексом установлена обязанность работника возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя. Размер ущерба определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, но не ниже стоимости имущества по данным бухучета (ст. 246 ТК РФ).

Отчет держателя топливной карты и акт о фактическом отпущенном количестве топлива являются теми документами, на основании которых в учете отражается приобретение топлива. Однако, как правило, эти документы представляются только по окончании месяца, когда производится сверка расчетов и выставляется счет на предоплату ГСМ за следующий месяц. Иными словами, данные о ежедневном количестве и стоимости приобретенного топлива к бухгалтеру попадают только по окончании месяца. Возникает вопрос: правомерно ли в этом случае учесть в составе МПЗ все топливо единовременно на отчетную дату?

Для ответа на этот вопрос обратимся к Закону N 129-ФЗ. Своевременная регистрация всех хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета — одно из основных требований Закона. Однако реализовать его можно на основании первичных учетных документов, которые должны быть составлены в момент совершения операции, а если это невозможно — непосредственно после ее окончания (п. 4 ст. 9 Закона N 129-ФЗ). Следуя положениям законодательства, можно сделать вывод, что отчет держателя топливной карты и акт об отпущенном количестве ГСМ являются теми оправдательными документами, которые должны содержать информацию о ежедневном движении топлива в количественном и стоимостном выражении. На основании таких сведений бухгалтер должен «восстановить» в учете движение ГСМ по датам в хронологическом порядке за весь прошедший месяц.

Однако применим ли он для транспортных предприятий, в которых водители работают в условиях ненормированного рабочего дня и за неделю (смену) могут сменить не один автомобиль? Очевидно, что таким вариантом учета ГСМ могут воспользоваться только небольшие транспортные фирмы. Крупным автохозяйствам следует вести оперативный учет приобретения ГСМ на основании представляемых поставщиком топлива отчетов об отпуске топлива. Только в этом случае предприятие будет обладать всей необходимой информацией о движении топлива.

В заключение напомним, что независимо от порядка расчетов за топливо организация должна учитывать ГСМ по фактическим затратам на его приобретение (п. 5 ПБУ 5/01). В них включаются суммы, уплачиваемые поставщику ГСМ, а также иные расходы, связанные с его приобретением (например, плата за обслуживание топливной карты, информационное сопровождение). Для целей налогообложения порядок оценки материально-производственных запасов аналогичен вышеизложенным правилам бухгалтерского учета: стоимость ГСМ определяется исходя из цены его приобретения (п. 2 ст. 254 НК РФ). В соответствии с изменениями, внесенными Законом N 58-ФЗ, перечень затрат с 2005 г., которые можно учесть в стоимости ГСМ, является открытым. Иными словами, в стоимости топлива при налогообложении учитываются все затраты, связанные с его приобретением, при условии их экономической обоснованности и документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ). Во избежание разногласий с налоговиками организации не стоит пренебрегать данными требованиями.

Учет приобретения топлива по талонам

Заправка автомобилей организации производится по талонам, являющимся эквивалентами заранее оплаченного определенного количества нефтепродуктов. АЗС отказываются выдавать кассовый чек при заправке по талонам, ссылаясь на то, что это безналичные расчеты, а не денежные.

Какими документами в целях бухгалтерского и налогового учета могут быть подтверждены факт приобретения топлива (принятие к учету МПЗ), а также факт заправки конкретного автомобиля по талонам?

Должен ли кассовый чек АЗС быть в числе таких документов?

Приобретение ГСМ по талонам производится на основании договора купли-продажи с продавцом ГСМ. При этом продавец автомобильного топлива организует его отпуск через определенную сеть АЗС. Как правило, список АЗС, которые производят отпуск ГСМ по талонам данного продавца, приводится в договоре (с указанием их местонахождения).

Это интересно:  Расчет суммы утилизационного сбора

Передача талонов организации производится после оплаты предусмотренного договором количества бензина конкретной марки.

Учет приобретения ГСМ по талонам зависит от условий договора.

В общем случае право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором ( ст. 223 ГК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами ( ст. 422 ГК РФ).

Учитывая нормы ГК РФ, в договоре купли-продажи стороны могут установить момент перехода к покупателю права собственности на поставляемые ГСМ либо в момент передачи оплаченных талонов или в момент заправки автомобилей.

Документальное подтверждение приобретения ГСМ

Согласно части 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, который должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные частью 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Формы первичных документов, применяемых в деятельности коммерческой организации, утверждает руководитель организации по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета ( часть 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Это означает, что Законом N 402-ФЗ, по сути, отменена обязанность применять в учете унифицированные формы первичных документов, и организация вправе самостоятельно решить, будет ли она применять унифицированные формы, либо для отражения конкретных хозяйственных ситуаций в бухгалтерском учете разработает свои формы, включив обязательные реквизиты, предусмотренные частью 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Данные формы (в том числе унифицированные) должны быть утверждены в учетной политике.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Отсутствие первичных учетных документов либо их неверное оформление может повлечь за собой невозможность признания в целях налогообложения тех или иных затрат.

В рассматриваемой ситуации организации необходимо подтвердить такой факт своей хозяйственной жизни, как приобретение бензина.

Факт расходования денежных средств на приобретение ГСМ подтверждает выписка банка с приложением платежных документов (в частности, платежного поручения на перечисление поставщику соответствующей суммы по договору).

Факт получения организацией ГСМ может быть подтвержден товарной накладной (унифицированная форма N ТОРГ-12).

Товарная накладная является оправдательным документом, который подтверждает переход права собственности на приобретаемые ТМЦ (в Вашем случае ГСМ) и несение покупателем расходов в виде покупной стоимости ТМЦ. Кроме того, товарная накладная служит основанием для оприходования этих ценностей.

Товарная накладная на отпуск ГСМ с использованием талонов оформляется поставщиком в зависимости от момента перехода права собственности на топливо.

Если право собственности на ГСМ переходит к покупателю в момент заправки автомобилей по оплаченным талонам, по окончании месяца поставщик выписывает накладную на то количество бензина, которое было фактически выбрано. При этом, как правило, АЗС предоставляет ведомость учета выдачи топлива за прошедший месяц, включающую сведения о количестве выданных по талонам литров в разрезе конкретных автомобилей, что, на наш взгляд, может служить подтверждением того, что водителям автомобилей, указанных в ведомости, было отпущено определенное количество ГСМ.

Если же право собственности на ГСМ переходит к покупателю в момент передачи ему талонов на оплаченное количество топлива, то одновременно составляется и передается покупателю товарная накладная. Передача талонов осуществляется на основании акта приемки-передачи, в котором указываются номера, серии и номинал талонов. При этом приобретенное топливо остается у поставщика на ответственном хранении.

Таким образом, полагаем, что для подтверждения факта приобретения топлива достаточно товарной накладной ТОРГ-12, документов, свидетельствующих об оплате этого топлива (платежное поручение и выписка банка), а также ведомости учета выдачи топлива для заправки конкретных автомобилей.

Кроме того, стороны могут предусмотреть в договоре необходимость составления и подписания акта взаиморасчетов по итогам расчетного периода, установленного договором (например календарного месяца), на основании данных учета погашенных талонов.

Чек ККТ при использовании талонов

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Кроме того, п. 2.7. Правил технической эксплуатации АЗС, утвержденных Минэнерго России от 01.08.2001 N 229, установлено, что продажа сопутствующих товаров, отпуск и заправка нефтепродуктами за наличный и по безналичному расчетам, в том числе по талонам, заправочным ведомостям, по пластиковым картам осуществляются с использованием контрольно-кассовых машин (далее — ККМ). Управление процессом отпуска с топливораздаточных колонок осуществляется ККМ через контроллер управления (ТРК) или компьютерной кассовой системой (в состав которой входят компьютер и фискальный регистратор) через ТРК.

Оплата нефтепродуктов на автозаправочных станциях талонами и другими документами, являющимися эквивалентами заранее оплаченного определенного количества нефтепродукта, считается косвенной безналичной оплатой.

В письме УФНС России по г. Москве от 30.04.2004 N 29-12/29514 представители налогового органа разъяснили, что автозаправочные станции при безналичной оплате за отпуск нефтепродуктов по талонам в общеустановленном порядке должны пробивать кассовые чеки (без указания суммы продажи, но с указанием марки нефтепродукта и количества литров нефтепродукта) на контрольно-кассовой технике и выдавать их покупателям.

Между тем в других письмах налоговиков разъясняется, что в случае косвенной безналичной оплаты организации, осуществляющие отпуск нефтепродуктов, вправе выдавать кассовый чек без указания стоимости, но с указанием количества литров нефтепродукта ( письма УФНС России по Московской области от 04.08.2005 N 22-19/0156, УМНС России по г. Москве от 13.02.2004 N 29-12/9543).

Существует арбитражная практика (правда, в отношении случаев заправки по топливным картам), согласно которой суды считают, что при использовании топливной карты денежных расчетов между АЗС и владельцем топливной карты не происходит. По мнению судей, топливная карта используется как средство строгой отчетности, позволяющее держателю карты получить от лица покупателя определенное количество товара. Статьей 5 Закона N 54-ФЗ определен момент выдачи кассового чека — в момент оплаты. Пластиковые топливные карты платежными картами не являются. При использовании топливных карт на АЗС расчет за нефтепродукты не производится. Момент оплаты нефтепродукта либо предшествует транзакции (предоплата), либо следует после (при отсрочке платежа). Форма оплаты в указанном случае — перечисление денежных средств на расчетный счет. Топливные карты служат лишь средством товарного учета, то есть количества отпущенного нефтепродукта.

На наш взгляд, выводы, представленные в приведенных судебных постановлениях, могут быть справедливы и для случаев заправки транспортных средств по талонам. Талоны являются эквивалентами заранее оплаченного определенного количества нефтепродуктов. При использовании талонов также не происходит наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.

Учитывая изложенное, поставщик может не выдать кассовый чек при заправке автомобиля.

К сведению:

Следует обратить внимание, что для списания ГСМ одних только документов, подтверждающих приобретение и оплату ГСМ, недостаточно.

По нашему мнению, в случае отсутствия чеков ККТ организация может подтвердить расходы на приобретение ГСМ на основании накладных поставщика, путевых листов, платежных поручений по оплате, ведомостей учета выдачи топлива, актов сверки с АЗС о фактически отпущенном количестве топлива.

Однако, учитывая наличие судебной практики, вероятность налоговых рисков все же существует.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Статья написана по материалам сайтов: www.mosbuhuslugi.ru, wiseeconomist.ru, www.audit-it.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector