Принятие конституции 1918 года кратко

Конституция 1918 г. — первый основной закон российской республики

Конституция РСФСР 1918 г. была первой в истории конституций Советской социалистической республики. По предложению В.И. Ленина первый раздел Конституции составила принятая III съездом Советов в январе 1918 г. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа».

Эта декларация, состоявшая из 16 статей, представляла собой первый конституционный акт Советской республики, закрепивший результаты Октябрьской революции и провозгласивший основные принципы нового социалистического государства. Проект декларации был написан В.И. Лениным.

Текст декларации состоит из 4-х разделов:

В 1-м разделе устанавливаются политические основы Советского социалистического государства. Россия провозглашалась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которым принадлежала вся власть в центре и на местах. Советская республика учреждалась на основе свободного Союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.

  • 2-й раздел определял основную задачу, декларируемую Советской властью — уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, подавление сопротивление эксплуататоров и установления социалистической организации общества. Далее подтверждалось отмена частной собственности на землю, декреты о рабочем контроле, организация ВСНХ, национализация банков. Была введена всеобщая трудовая повинность; для защиты результатов революции, декретировалось образование Красной армии и полное и полное разоружение имущих классов.
  • 3-й раздел декларировал принципы советской внешней политики — борьба за мир, отмену тайных договоров, уважение к национальному суверенитету всех народов, полный разрыв с политикой развитых буржуазных государств, порабощающих трудящихся колоний и зависимых государств, одобрялось провозглашение СНК независимости Финляндии, вывод войск из Персии, введенных туда во время 1-й мировой войны, объявлялась свобода выбора в самоопределении Турецкой Армении, аннулирование займов, заключенных царским, а затем и Временным правительством.
  • 4-й раздел провозглашал устранение эксплуататорских классов от участия в управлении Советским государством, подчеркивал принадлежность власти трудящемуся народу и его полномочным представителям — Советам, подчеркивалось, что Советская власть ограничивается установлением коренных начал федерации советских республик предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное участие в федеральном правительстве и остальных федеральных учреждениях.

Декларация заложила краеугольный камень основ конституционного строя РСФСР, магистральных направлений экономической и социальной политики. Выражая чаяния трудящихся, основные положения декларации тем не менее носили ярко выраженную классовую окраску, что существенно ограничивало ее демократический потенциал.

Из декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа — классовый характер перешел и в Конституцию РСФСР, принятую 10 июля V Всероссийским съездом Советов 1918 г.

Главной особенностью данной конституции было то, что она не столько создавала новые формы правления, сколько фиксировала и регулировала те формы, которые стихийно складывались в ходе революционной социальной перестройки. В конституции проявилось стремление определить и закрепить географически и идеологически результаты революции, придать им характер цельного правового оформления, покончить с временным статусом «рабоче-крестьянского правительства» страны.

Конституция законодательно закрепила переход основных средств производства в собственность государства и народа, формальное равноправие наций, федерацию, как форму наиболее приемлемую для многонационального государства.

В сфере публичного права Конституция устанавливала неравноправие различных социальных групп населения. Например, в ходе выборов в высшие органы власти 5 голосов крестьян приравнивались к 1 голосу рабочего, преимущества городских рабочих в сравнении с крестьянством подчеркивались в ходе многоступенчатых выборов (непосредственно населением избирались только городские и сельские Советы). По смыслу статей Конституции роль крестьянства определялась в качестве «меньшего брата» пролетариата, силы ведомой и направляемой последним. Участие иных социальных групп в выборах органов власти вообще исключалось, равное избирательное право отсутствовало.

Конституция 1918 г. законодательно закрепила сложившуюся систему Советов, подробно рассмотренную в 1 вопросе. Согласно Конституции высшим органом государственной власти признавался Съезд Советов, высшим законодательным, исполнительно-распорядительным и контролируемым органом между съездами — ВЦИК, который образовывал правительство Республики — СНК. Органами Советской власти на местах утверждались областные, губернские, уездные (районные), волостные съезды Советов, городские и сельские Советы и их исполкомы. Вся система органов власти строилась на основе принципа демократического централизма, пришедшего из практики партийного строительства.

Конституция не признавала разделения законодательной и исполнительной властей. И ВЦИК и СНК были в равной мере и законодательными и исполнительными органами. Определения в Конституции, касавшиеся полномочий соответственно Всероссийского съезда Советов, ВЦИК и СНК показывали, главным образом, различия не функций, а места в иерархии.

Функции Всероссийского съезда Советов и ВЦИКа определялись в ст.49 совместно, без какой-либо попытки провести различия между ними. Всероссийский съезд Советов согласно ст.51 имел лишь две функции, которыми не обладал ВЦИК: «установление, дополнение и изменение основных начал Конституции» и » ратификацию мирных договоров». Тем не менее ст. 49 возлагала на ВЦИК право «утверждения, изменения и дополнения Конституции». Таким образом, из-за подобных формулировок возникал деликатный вопрос, какие же изменения Конституции считать основными? Таким образом, единственной четкой прерогативой Съезда Советов можно считать лишь ратификацию мирных договоров.

Подобная система высших органов власти позволяла с максимальным эффектом использовать на практике тактику партийного манипулирования, использовать государство по образному выражению К. Маркса как «работающую корпорацию в одно и то же время законодательствующей и исполняющей законы». Более того, В.И. Ленин считал взаимную сбалансированность различных ветвей власти вовсе необязательной в Советской республике, основанной лишь на «одной всеохватывающей силе — российском пролетариате и его партии».

Конституция не предусматривала реализацию принципов частного права, как и не предусматривала конституционно-правовых ограничений в деятельности государственных органов. Классово-ограниченный характер первой Российской Конституции не позволяет классифицировать государственное устройство ею закрепленное, как демократическое и правовое.

В условиях гражданской войны опыт очень раннего Советского законодательства вскрыл широкий разрыв между идеалистическими принципами, заложенными в Конституции, и суровой практической реальностью.

Причины принятия Конституции РСФСР.

Введение.

Конституция – это свод основополагающих законов государства, регулирующий все сферы жизни граждан страны. Конституция также является отражением исторических процессов в стране на момент её принятия, но это не односторонняя связь. Как исторические процессы воздействует на создание конституции, так и конституция влияет на дальнейшее развитие государства, а значит и на ход истории. В нашей стране первая конституция была принята в 1918 году, после прихода к власти партии большевиков, хотя предпосылки появления конституции были гораздо раньше. Отсюда вопрос: «почему именно в это время появилась конституция?».

Это интересно:  Эксперт техник реестр минюста

Актуальность моей работы продиктована необходимостью изучения зарождения конституции, её развития для наилучшего понимания исторических процессов в стране на момент её принятия, а также понимания влияния конституции на дальнейшее развитие государства.

Цель моей работы – выявить взаимовлияние конституции и исторических процессов друг на друга, поэтому главные задачи моей работы:

1. Изучить историю появления конституции.

2. Проанализировать текст конституции, а также две её редакции.

3. Выявить причины редакции конституции.

Объект моей работы – три редакции конституции: 1918, 1924, 1936 гг.

Предмет моей работы – историческое развитие конституции.

Глава I. Конституция РСФСР 1918 года

Причины принятия Конституции РСФСР.

Октябрьская революция, покончив с феодальными пережитками, положила начало ликвидации капиталистических отношений, которые нельзя было устранить сразу.

Захватив власть, пролетариат приступил к ломке старого и созданию принципиально нового общественного строя.

Революция не смогла сразу уничтожить прежнюю классовую структуру, но она произвела в ней принципиальные изменения. Были сделаны первые шаги к ликвидации эксплуататорских классов. Это отнюдь не означает физического уничтожения эксплуататоров, что пытаются приписать большевикам буржуазные идеологи. Сущность процесса уничтожения эксплуатации и эксплуататоров состоит в упразднении частной собственности на средства производства.[1]

Декрет о земле, отняв у помещиков землю, лишил их экономической основы, что и означало ликвидацию этого класса, хотя практически она была проведена не в первые недели революции, а несколько позже.

Прежние господствующие классы перестали быть таковыми. Политическое руководство обществом перешло в руки пролетариата, идущего в союзе с беднейшим крестьянством.

Политическое господство пролетариата осуществлялось, прежде всего, через создаваемый аппарат Советского государства. Его строительство успешно шло уже в первые месяцы после Октябрьского вооруженного восстания. К началу 1918 г. в основном были созданы высшие органы власти и управления, пришедшие на смену сломанному революцией механизму буржуазно-помещичьего государства.

Октябрьская революция, начавшись в центре, победоносно распространялась по стране. К 10 января 1918 г. — к открытию III Всероссийского съезда Советов — Советская власть была установлена в 51 губернском и областном центрах. Это составляло более 2/3 всех губернских городов, если не считать оккупированных германо-австрийскими войсками. Характерно, что только в 14 из этих городов власть пришлось брать вооруженным путем. Не случайно В.И. Ленин называл распространение Советской власти по стране триумфальным шествием. Сравнительная легкость победы пролетарской революции показала, насколько она назрела, насколько прогнил старый мир и насколько сильны были трудящиеся массы, сплоченные Коммунистической партией.[2] В.И. Ленин по этому поводу говорил: «. Везде мы побеждали с необыкновенной легкостью именно потому, что плод созрел, потому, что массы уже проделали весь опыт соглашательства с буржуазией. Наш лозунг «Вся власть Советам», практически проверенный массами долгим историческим опытом, стал их плотью и кровью».[3]

Определенные достижения можно отметить к началу 1918 г. и в сфере организации государственного единства. Великий Октябрь внес коренные изменения в положение нерусских национальностей, он положил начало разрешению национального вопроса в нашей стране.

Документом громадной политической важности явилась Декларация прав народов России, принятая 2 ноября 1917 г.

Отмечая, что освобождение народов России должно быть проведено решительно и бесповоротно, Декларация закрепляла основные принципы национальной политики, которые Совет Народных Комиссаров решил положить в основу своей деятельности. Это такие принципы, как равенство и суверенность народов России, право их на самоопределение вплоть до отделения, отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных ограничений и привилегий, свободное развитие национальных меньшинств.

Успехи, которых добилась Советская власть к началу 1918 г., следовало закрепить в обобщающем конституционном законе, отражающем основные проблемы жизни Советского государства — изменения в общественном устройстве, строительство государственного механизма, назревающие изменения в форме государственного единства.

Следующим по важности документом стала Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая стала положительным фактором в сложной постреволюционной обстановке, которая стала кратким конституционным законом, закрепляющим наиболее важные победы Октябрьской революции.[4]

Таким образом, мы можем сделать вывод, что основными причинами принятия конституции были:

1. Необходимость в краткие сроки решить самые насущные проблемы государства (вопрос о частной собственности, возобновление работы заводов, вопрос о государственном устройстве).

2. Подтвердить легитимность власти советов.

3. Необходимость в законодательной базе, фиксации системы управления.

Так же, мы можем сделать вывод, что конституция появляется именно в это время, потому что постреволюционное государство явилось самой благоприятной почвой для создания Конституции. Именно в этот момент появляется необходимость создания структуры, базы, системы государства взамен падшего императорского строя.

Принятие конституции 1918 года кратко

Первая конституция Российской Федерации была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года как Конституция (Основной Закон) Р.С.Ф.С.Р. и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР» [2] . Основные принципы, лёгшие в основу Конституции РСФСР 1918 года (как и Конституции СССР 1924 года), были изложены в «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций. Она утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР, утверждённой Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11 мая 1924 года.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1925 года

Утверждена Постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР». Её принятие обуславливалось вхождением РСФСР в состав новообразованного Союза ССР и приведением российского законодательства в соответствие союзному (главным образом, Конституции СССР 1924 года).

Это интересно:  Можно ли уточнить кбк в платежном поручении

В данную Конституцию вносилось несколько изменений, связанных с изменениями административно-территориального деления и реорганизации органов советского управления.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года

Принята Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 июля 1936 года «Об Утверждении Конституции (Основного Закона) РСФСР» из-за смены конституционного законодательства СССР в 1936 году (для приведения в соответствие Конституции СССР 1936 года).

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года изменила название страны с Российской Социалистической Федеративной Советской Республики на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1978 года

Введена в действие с Декларацией Верховного совета РСФСР от 12 апреля 1978 года в порядке, установленном Законом РСФСР от 12 апреля 1978 года. Принята из-за смены общесоюзной «сталинской» конституции на «брежневскую» Конституцию СССР 1977 года на внеочередной VII сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года.

В период с 27 октября 1989 года по 10 декабря 1992 года в текст Конституции вносился ряд значительных изменений. Например, 16 мая 1992 года она стала называться Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации — России согласно новой редакции [3] :

Уже летом 1992 года Конституция под новым названием была издана большим тиражом [4] .

Конституция Российской Федерации 1993 года

Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента РФ от 15 октября 1993 № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому Конституция может быть изменена лишь большинством голосов от общего числа избирателей страны. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

По мнению Виктора Шейниса, одного из авторов Конституции РФ, главного научного сотрудника Института мировой экономики и международных отношений РАН, «президентский проект» Конституции создавался под эгидой трех человек, Сергея Сергеевича Алексеева, Анатолия Александровича Собчака и Сергея Михайловича Шахрая, они были лидерами процесса [5] , но всего в Конституционном совещании участвовало более 800 участников, работали разные юристы. Сергей Шахрай выделяет двух основных авторов конституции — себя и Сергея Алексеева [6] . В результате совместной работы был выработан новый единый проект Конституции РФ, который в дальнейшем был вынесен Президентом РФ на общенародный референдум, и стал действующей Конституцией Российской Федерации в итоге голосования прошедшего 12 декабря 1993 г.

Структура

Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Непосредственно структуру Конституции РФ можно отобразить следующим образом:

  • Преамбула
  • Раздел первый
    • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)
    • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)
    • Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)
    • Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)
    • Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)
    • Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110—117)
    • Глава 7. Судебная власть (статьи 118—129)
    • Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130—133)
    • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134—137)
  • Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Отличия от Конституции 1978 года [7]

  • Ликвидирована система Советов;
  • Россия стала симметричной федерацией; в 1918—1993 гг. субъектами Российской Федерации (РСФСР) были только национальные образования.
  • Срок полномочий Президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2008 году увеличен до 6 лет);
  • Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в Президенты России; (в 1991—1993 гг. составлял 65 лет);
  • Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации;
  • Изменён текст Присяги Президента Российской Федерации;
  • Переименован ряд субъектов Российской Федерации (в 1996—2003 гг. дополнительно переименованы 5 субъектов РФ);

Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Субъект конституционной законодательной инициативы — это субъекты, которые могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции. Таковыми являются:

  • Президент Российской Федерации;
  • Совет Федерации;
  • Государственная Дума;
  • Правительство Российской Федерации;
  • законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
  • группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Глава 9 Конституции РФ предусматривает четыре вида поправок в зависимости от значимости вопросов, регулируемых той или иной частью Конституции:

1) изменение положений глав 1, 2 и 9 Конституции;

2) поправки к главам 3 — 8 (кроме статьи 65);

3) внесение изменений в статью 65 в связи с изменением наименования субъекта РФ;

4) внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава РФ.

Изменения в статью 65 не устанавливают какие-либо принципиальные положения, а лишь конкретизируют состав Российской Федерации на данный момент. Поэтому изменения в статью 65 Конституции вносятся в упрощённом порядке.

Внесение изменений в статью 65 Конституции в связи с изменением наименования субъекта РФ

Часть 2 статьи 137 Конституции гласит:

Внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава РФ

В соответсвии с частью 1 статьи 137 Конституции:

Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации

Статья 136 Конституции гласит: Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации»

Данные вопросы также урегулированы в Федеральном законе от 6 февраля 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»

Поправки в главы 3-8 должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной Думы и тремя пятыми голосов членов Совета Федерации. После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации. После установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации Президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его.

Это интересно:  Реструктуризация долга по коммунальным услугам

Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции

В статье 135 Конституции Российской Федерации указано, что должен быть принят Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании, однако, такой закон до сих пор не принят.

Пересмотр Конституции отличается от внесения конституционных поправок тем, что в первом случае итогом является принятие новой конституции, а во втором — вносятся поправки в существующую Конституцию. При этом поправки могут быть внесены лишь в главы 3-8 Конституции. При изменении же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура пересмотра Конституции.

Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу. Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трёх пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание — особый учредительный орган, порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе. Конституционное Собрание принимает одно из следующих решений:

  • подтверждает неизменность Конституции;
  • разрабатывает проект новой Конституции, который:
    • принимается самим Конституционным Собранием двумя третями голосов или
    • выносится на всенародное голосование, где проект должен быть одобрен более одной второй от числа избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие не менее половины избирателей.

Конституция и ограничение прав и свобод человека

Несмотря на то, что в соответствии с конституцией РФ права и свободы человека являются высшей ценностью, конституция РФ допускает их ограничение. Исходя из требований ст. 55, такие ограничения должны удовлетворять следующим требованиям:

  • Ограничение прав не должно достигать таких размеров, при которых можно будет говорить об отмене или даже умалении отдельных прав человека и гражданина, подразумевающем законодательное установление в сфере соответствующих прав и свобод меры свободы меньшей, чем необходимая с точки зрения основного содержания этих прав и свобод;
  • Никакие ограничения прав и свобод человека и гражданина не могут быть сделаны на основе подзаконных актов;
  • Исчерпывающим перечнем оснований для ограничения прав и свобод человека и гражданина является «защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
  • Ограничение права и свобод не должно превышать минимально необходимую меру, позволяющую реализовать приведённые в предыдущем пункте цели.
  • Должны одновременно выполняться все перечисленные в пп. 1-4 требования, а также остальные требования конституции РФ.

В противном случае ограничение прав и свобод человека считается антиконституционным.

Популяризация Конституции

В области популяризации Конституции Российской Федерации сделано крайне мало [8] . Сергей Шахрай неоднократно заявлял, что граждане не знают Конституцию России, не интересуются ею.

Разработка и принятие Конституции РСФСР 1918 г. Основные положения Конституции РСФСР 1918 г.

Структура Конституции РСФСР

Социальная и политическая основа государственности

Государственное устройство РСФСР

10 июля 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов была принята первая советская Конституция и избран новый состав ВЦИК.

ВЦИК» Конституция вступила в действие. Конституция РСФСР состояла из шести разделов:

Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Общие положения Конституции РСФСР.

Конструкция Советской власти.

Активное и пассивное избирательное право.

VI: О гербе и флаге РСФСР.

Ст. 1 и 9 Конституции РСФСР определяли политическую основу государства — система Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и социальную основу — диктатура пролетариата в форме Республики Советов.

В Основном законе нашли отражение важнейшие экономические преобразования Советского государства: национализация лесов, земли, недр, транспорта, банков и промышленности.

Конституция закрепила федеративный принцип государственного устройства РСФСР (ст. 11), субъектами Федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, состоящих из нескольких национальных областей, входящих в РСФСР на началах федерации.

Третий раздел Конституции закреплял систему органов власти и управления. Высшим органом власти объявлялся Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а в период между съездами — избираемый им Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК).

ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом. ВЦИК формировал Правительство РСФСР — Совет Народных Комиссаров. В состав СНК входило 18 отраслевых народных комиссариатов, возглавляемых народными комиссарами. СНК также наделялся законодательными полномочиями.

Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, городские и сельские Советы, которые избирали свои исполнительные комитеты. Местные Советы обладали всей полнотой власти при решении местных вопросов.

Конституцией закреплялась следующая избирательная система. В выборах участвовали представители только трудящихся социальных групп. Таким образом, гражданских прав, в том числе и избирательных, были лишены около 5 млн человек: лица, использующие наемный труд в целях извлечения прибыли, частные торговцы, посредники, духовенство, служащие жандармерии и др.

Конституция закрепила многоступенчатую и непрямую систему выборов в Советы. Исключение составляли прямые выборы в сельские и городские Советы. Делегаты последующих уровней избирались на соответствующих съездах Советов на основе принципов представительства и делегирования.

Правом избирать и быть избранными в Советы пользовались трудящиеся, достигшие 18 лет, независимо от пола, национальности, вероисповедания и т. д. Рабочие имели преимущество при выборах перед крестьянами. Избиратели имели право отозвать своего депутата.

Статья написана по материалам сайтов: poisk-ru.ru, dic.academic.ru, pravo.studio.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector