Принципы бухгалтерского учета пбу 1 2008

Чтобы пользователи могли понимать финансовую информацию и могли ее интерпретировать, она должна быть составлена по определенным правилам и стандартам. Основополагающие правила ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности называются принципами бухгалтерского учета. Изложение основных принципов бухгалтерского учета приводится в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Эти принципы формулируются в виде допущений и требований.

Допущения рассматриваются как базовые принципы и исходят из предположения, что существуют определенные условия, создаваемые организацией при ведении бухгалтерского учета, которые не меняются. В ПБУ 1/2008 установлены четыре допущения: имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Допущение имущественной обособленностиозначает, чтоактивы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций.

Допущение непрерывности деятельности организацииозначает, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке.

Допущение последовательности применения учетной политикиозначает, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.

Допущение временной определенности фактов хозяйственнойдеятельностиозначает, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Требования рассматриваются как основные принципы, которым должна соответствовать формируемая организацией учетная политика. В ПБУ 1/2008 предусмотрены шесть требований: полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости, рациональности.

Требование полноты означает полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности.

Требование своевременностиозначает своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.

Требование осмотрительности означает большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.

Требование приоритета содержания перед формой означает, что факты хозяйственной деятельности должны отражаться в бухгалтерском учете исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания и условий хозяйствования.

Требование непротиворечивости означает тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.

Требования рациональности означает рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

ПБУ 1/2008: формирование и изменение учетной политики организации с 2009 года

Российский налоговый курьер», 2009, N 3

Минфин России утвердил Положение по бухгалтерскому учету — ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Этот бухгалтерский стандарт следует применять с 1 января 2009 г. Чем новое Положение по учетной политике организации отличается от прежнего ПБУ 1/98? Как в бухгалтерском учете отражаются последствия, возникшие из-за изменения учетной политики?

Новое ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н. Одновременно этим же Приказом утверждено и ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» . С появлением этих новых бухгалтерских стандартов стала отчетливо видна классификация изменений, с которыми приходится сталкиваться бухгалтерам при ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности:

  • изменение учетной политики по бухгалтерскому учету;
  • изменения, связанные с исправлением ошибок, обнаруженных в бухгалтерском учете;
  • изменения оценочных значений.

О том, как применять ПБУ 21/2008, будет рассказано в ближайших номерах журнала. — Примеч. ред.

Порядок внесения изменений в учетную политику по бухучету и отражение последствий таких изменений в учете и отчетности до конца 2008 г. регулируются нормами ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» , а со следующего года — правилами нового одноименного ПБУ 1/2008. Посмотрим, что изменилось в порядке формирования учетной политики организации по сравнению с прежними правилами.

ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» утверждено Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н.

Формирование учетной политики

ПБУ 1/2008 разработано на основе норм ПБУ 1/98 и МСФО (IAS) 8. В новом стандарте появился ряд уточнений, но основные принципы, которыми должен руководствоваться бухгалтер при работе с учетной политикой, остались неизменными.

Примечание. Нормы ПБУ 1/2008 применяются только при формировании и изменении учетной политики организации по бухгалтерскому учету. Если организация исправляет допущенные ранее ошибки или меняет оценочные значения, этим ПБУ пользоваться не нужно.

Кто составляет учетную политику

Как и ранее в ПБУ 1/98, в п. 4 ПБУ 1/2008 записано, что учетную политику организации формирует главный бухгалтер. Но теперь уточняется, что учетную политику также может составлять иное лицо, на которое в соответствии с законодательством возложено ведение бухгалтерского учета организации.

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) руководители организаций вправе в зависимости от объема учетной работы учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, либо ввести в штат должность бухгалтера, либо передать на договорных началах ведение бухучета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту. Кроме того, руководитель организации может вести бухгалтерский учет лично. Следовательно, учетную политику формирует тот, кто ведет бухгалтерский учет в организации: или бухгалтер (главный бухгалтер), или специализированная организация, с которой заключен договор на ведение бухучета, или сам руководитель организации.

Примечание. Утверждать учетную политику, как и прежде, должен непосредственно руководитель организации как лицо, ответственное за организацию и состояние бухгалтерского учета (п. п. 1 и 3 ст. 6 Закона N 129-ФЗ).

Первичные учетные документы

Состав учетной политики приведен в п. 4 ПБУ 1/2008. Он не изменился по сравнению с аналогичным перечнем в ПБУ 1/98, за исключением одного момента. В п. 5 ПБУ 1/98 говорилось, что в качестве элемента учетной политики утверждаются формы первичных учетных документов, применяемые для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов. Значит, организация должна была утверждать только те формы первичных учетных документов, которые разработала самостоятельно. Но собственные формы «первички» можно было применять не всегда. Это допускалось лишь в том случае, если среди унифицированных форм первичных учетных документов, утвержденных Госкомстатом в конце 90-х годов, отсутствует документ, предназначенный для оформления данной хозяйственной операции.

В п. 4 ПБУ 1/2008 сказано только, что организация должна утвердить формы первичных учетных документов. Никаких ограничений относительно обязательного применения типовых форм «первички» больше нет. Данная норма ПБУ 1/2008 явно записана на перспективу. В новом законе о бухгалтерском учете, принятие которого ожидается в недалеком будущем, тоже не будет нормы о том, что организация обязана пользоваться унифицированными формами первичных учетных документов. Но в действующем Законе о бухгалтерском учете такое требование пока есть (п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

Примечание. Положения п. 4 ПБУ 1/2008 нужно применять с учетом действующего законодательства по бухучету. По нашему мнению, до принятия нового закона о бухучете организациям следует продолжать применять типовые формы первичных учетных документов. А при формировании учетной политики пока еще можно утверждать формы только тех первичных документов, по которым нет унифицированных форм.

Разработка способов ведения бухучета

Если для той или иной хозяйственной операции в действующих нормативных актах не установлен конкретный способ ведения бухгалтерского учета, то организация самостоятельно разрабатывает его. При этом нужно исходить из норм действующих бухгалтерских стандартов. Так было записано в п. 8 ПБУ 1/98, а теперь данная норма изложена в п. 7 ПБУ 1/2008. В новом бухгалтерском стандарте дается расшифровка этого правила. В п. 7 ПБУ 1/2008 указано, что «иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов».

Кроме того, в п. 7 ПБУ 1/2008 появилось важное указание: при разработке способа ведения бухгалтерского учета той или иной хозяйственной операции можно пользоваться не только нормами действующих ПБУ, но и правилами МСФО.

Примечание. С 2009 г. положения МСФО становятся для российских организаций ориентиром при самостоятельной разработке методов ведения бухучета.

Реорганизованные компании

Для организаций, возникших в результате реорганизации, в п. 9 ПБУ 1/2008 установлен такой же порядок оформления учетной политики, как и для вновь созданных организаций. Возникшие в ходе реорганизации компании формируют учетную политику по бухучету не позднее 90 дней с даты государственной регистрации нового юридического лица. А применять ее нужно при учете всех хозяйственных операций, осуществленных со дня государственной регистрации. В новом бухгалтерском стандарте не указано, каких форм реорганизации касается эта норма. Но, исходя из сущности реорганизации юридических лиц, нетрудно понять, что данное правило применяется ко всем формам, кроме реорганизации в форме присоединения. В последнем случае новой организации не возникает, поэтому реорганизованная компания, к которой присоединилось другое юридическое лицо, продолжит применение прежней учетной политики. Однако при необходимости в нее вносятся изменения и дополнения.

Изменение учетной политики

Организация может изменять учетную политику по бухгалтерскому учету в тех же случаях, что и прежде. Их перечень приведен в п. 10 ПБУ 1/2008. К названным случаям относится существенное изменение условий хозяйствования. Ранее в п. 16 ПБУ 1/98 разъяснялось, что это может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением вида деятельности и др. В ПБУ 1/2008 о смене собственников не упоминается. И это вполне объяснимо. Появление нового собственника не ведет к изменению организации, и данный фактор сам по себе не может быть причиной внесения изменений в учетную политику.

Изменение учетной политики, как и прежде, производится с начала очередного отчетного года. В п. 18 ПБУ 1/98 это правило было жестким. А в п. 12 ПБУ 1/2008 появилась оговорка, что учетная политика может меняться и в течение отчетного года, если это обусловлено причиной такого изменения.

Чаще всего необходимость изменения учетной политики не с начала, а в середине отчетного года возникает из-за существенного изменения условий хозяйствования. К примеру, реорганизация компании в форме присоединения произошла в середине года. Тогда присоединяющая организация может внести изменения в учетную политику непосредственно после завершения реорганизации, а не с начала следующего года.

Основные требования остались неизменными. Организация должна оценить в денежном выражении последствия, к которым привело изменение учетной политики. Эта оценка определяется на дату, с которой применяется измененная учетная политика (п. 13 ПБУ 1/2008). Если изменения в учетную политику внесены из-за изменившихся норм законодательства или нормативных правовых актов по бухучету, то последствия этих изменений нужно отражать в бухучете и отчетности в том порядке, который установлен соответствующим законом или нормативным актом (п. 14 ПБУ 1/2008).

Что делать, если в законе или нормативном акте не указано, как отражать последствия нововведений? В этом случае организация будет самостоятельно отражать в бухучете и отчетности последствия изменения учетной политики. При этом ранее нужно было руководствоваться нормами п. 21 ПБУ 1/98, а с 2009 г. — п. 15 ПБУ 1/2008. В этом пункте нового стандарта по сути изложены те же правила, что и в ПБУ 1/98. Но порядок самостоятельного отражения последствий изменения учетной политики изложен более подробно.

Так, в п. 15 ПБУ 1/2008 вводятся новые понятия: ретроспективное и перспективное отражение последствий изменения учетной политики. Определение ретроспективного способа раскрывается в абз. 2 этого пункта. При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики следует исходить «из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида». Значит, бухгалтеру нужно скорректировать значение тех показателей бухучета и отчетности, которые относятся к предыдущим отчетным периодам. В п. 15 ПБУ 1/2008 разъясняется, как осуществить указанную корректировку.

Примечание. Разницы, возникающие при такой корректировке, относятся на уменьшение либо увеличение показателя «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за предыдущий отчетный период.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики корректируется «входящий» остаток по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний период, представленный в бухгалтерской отчетности. В рекомендованной форме баланса это показатель графы 3 «На начало отчетного периода» по строке 470 разд. III «Капитал и резервы». Кроме того, нужно заполнить разд. I формы N 3 «Отчет об изменениях капитала». В нем указываются показатели, отражающие изменение величины нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) за предыдущий и отчетный годы, вызванное изменением учетной политики. Кроме корректировки показателя «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» также пересчитывают значения связанных статей бухгалтерской отчетности за каждый отчетный период, представленный в отчетных формах. Эти показатели корректируются таким образом, как если бы измененная учетная политика применялась с начала возникновения соответствующих фактов хозяйственной деятельности.

Форма N 1 «Бухгалтерский баланс», рекомендованная к использованию организациями, приведена в Приказе Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

Примечание. При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики корректировке подлежат показатели бухгалтерской отчетности за прошлый отчетный год, в которых отражена оценка активов и обязательств, затронутых изменившейся учетной политикой.

Ранее в п. 21 ПБУ 1/98 отмечалось, что указанные корректировки отражаются лишь в бухгалтерской отчетности. А в бухучете никакие учетные записи не производятся. В новом ПБУ 1/2008 такого правила нет. Дело в том, что на практике все организации давно перешли на компьютерный способ ведения бухучета и им поневоле приходится делать те или иные записи в компьютерной программе, чтобы в электронных формах бухгалтерской отчетности были отражены необходимые корректировки показателей за предыдущий отчетный год.

В бухгалтерском учете ОАО «Альфа» были сделаны такие записи:

Дебет 58 Кредит 76

  • 840 000 руб. (24 000 евро x 35 руб/евро) — отражена стоимость долгосрочных облигаций.

Таблица 1. Фрагмент бухгалтерского баланса ОАО «Альфа» за отчетные периоды 2008 года

В пояснительной записке к балансу за 2007 г. ОАО «Альфа» раскрыло причину изменения «входного» сальдо баланса за 2008 г. и указало, какие статьи бухгалтерской отчетности подверглись корректировке и на какую сумму изменились показатели баланса. При составлении годовой отчетности за 2008 г. ОАО «Альфа» в форме N 3 «Отчет об изменениях капитала» отразило результаты изменения капитала на начало отчетного года. В табл. 2 приведены данные, появившиеся в графе 6 разд. I этого отчета.

Таблица 2. Фрагмент отчета об изменениях капитала (форма N 3) ОАО «Альфа» за 2008 год

Как и прежде, в ПБУ 1/2008 подчеркивается, что отражать последствия изменения учетной политики ретроспективным способом нужно не всегда. Такие корректировки производятся при наличии двух условий:

  • если последствия изменения учетной политики оказали или способны оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств;
  • если оценку таких последствий в денежном выражении за предшествующие отчетные периоды можно произвести с достаточной надежностью.

Когда какое-либо из этих условий не соблюдается, организация не применяет ретроспективный способ отражения последствий изменения учетной политики (то есть не пересчитывает показатели бухгалтерской отчетности за предшествующие отчетные периоды). В этом случае она применяет перспективный способ отражения последствий изменения учетной политики. В последнем абзаце п. 15 ПБУ 1/2008 зафиксировано следующее: «В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно)».

Иными словами, если изменение учетной политики не повлияло существенным образом на финансовое положение организации и (или) последствия таких изменений нельзя пересчитать с достаточной степенью надежности, организация не корректирует в бухгалтерской отчетности показатели за предыдущие отчетные периоды (ретроспективный метод). Ей нужно применять изменившийся способ ведения бухучета перспективно, то есть только к тем фактам хозяйственной деятельности, которые появятся уже после внесения изменений в учетную политику.

Пример 2. ЗАО «Гамма» до 2008 г. применяло метод ЛИФО при оценке выбывающих МПЗ. С 2008 г. ему пришлось изменить учетную политику в связи с изменениями, появившимися в ПБУ 5/01 (метод ЛИФО был отменен). Организация в учетной политике по бухучету с 2008 г. записала другой способ оценки МПЗ при их отпуске в производство — метод средневзвешенной оценки. Изменив учетную политику, ЗАО «Гамма» решило не пересчитывать остатки по счетам 10 «Материалы», 20 «Основное производство» и 43 «Готовая продукция» и не корректировать «входное» сальдо баланса за 2008 г. по соответствующим статьям. Причина — большая длительность производственной деятельности организации, значительный оборот материалов и сырья, используемых в производстве. Это приводит к невозможности дать надежную оценку остатков материалов и сырья, незавершенного производства и готовой продукции на складе на начало 2008 г. исходя из нового способа оценки МПЗ.

Это интересно:  Сдача отчетности в фонды в электронном виде

В пояснительной записке к годовому балансу за 2007 г. организация указала, что у нее со следующего года изменяется способ оценки МПЗ. Кроме того, были даны пояснения, по какой причине организация не применяет ретроспективный способ отражения последствий изменения учетной политики. Таким образом, ЗАО «Гамма» начало применять новый способ оценки МПЗ перспективным способом, то есть при их списании в производство начиная с января 2008 г.

Раскрытие учетной политики

По сравнению с ПБУ 1/98 в ПБУ 1/2008 расширен перечень информации, которая отражается в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности, в случае, если организация внесла изменения в учетную политику. Этот перечень приведен в п. 21 ПБУ 1/2008. Так, при изменении учетной политики организация должна раскрывать в бухгалтерской отчетности следующую информацию:

  • причину изменения;
  • содержание изменения;
  • порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;
  • суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, — также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;
  • сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, — до той степени, до которой это практически возможно.

Примечание. Если изменение учетной политики произошло из-за применения нового нормативного правового акта или вследствие внесения изменений в нормативный правовой акт, то в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности нужно раскрыть тот факт, что организация отразила последствия изменения учетной политики согласно правилам, которые теперь предусмотрены в данном нормативном акте.

Понятие учетной политики. Нормативное регулирование (ПБУ 1/2008)

Учётная политика организации — это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учёта. В учётной политике, в частности, указывают, как группировать и оценивать факты хозяйственной деятельности, погашать стоимость активов, организовать документооборот, проводить инвентаризацию, использовать счета бухгалтерского учёта, формировать регистры и какие применять методы обработки информации.

Если законодательством предусмотрен единственно возможный порядок учёта конкретной операции, тогда он является обязательным для всех организаций. Если же существует несколько методов, из них организация имеет право выбрать один и закрепить его в своей учётной политике.

Формировать УП для целей бухгалтерского учёта на 2013 год нужно в соответствии с новым Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Данный акт принесёт бухгалтерам немало новшеств:

— по-новому сформулированы понятие и объекты бухучёта;

— прописаны новые требования к главным бухгалтерам;

-кардинально меняются правила документооборота;

— порядок и сроки представления отчетности.

С 2013 года унифицированные формы первичных документов отменяются. Руководитель организации будет самостоятельно утверждать формы таких документов и порядок их оформления в учётной политике, исходя из конкретных условий деятельности, но с указанием всех обязательных реквизитов.

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, подготовлено в целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. При этом в качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности были приняты международные стандарты финансовой отчетности.
Организациям предоставлена возможность в процессе формирования учетной политики в случае самостоятельной разработки способа ведения учета, отсутствующего в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету, исходить не только из положений по бухгалтерскому учету, но и из международных стандартов финансовой отчетности. При этом положения по бухгалтерскому учету должны применяться для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

Разрабатывая такие способы, организация может использовать требования и рекомендации, изложенные в методических рекомендациях и других нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету и отчетности, соответствующие определения, критерии признания и принципы оценки активов, обязательств, доходов и расходов.
Следующее уточнение касается определения лица, ответственного за формирование учетной политики. Учетная политика составляется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации. С 1 января 2013 года главный бухгалтер не будет нести ответственность за формирование учетной политики.Поэтому поручить её разработку можно специалистам консалтинговой компании или консультантам в области бухгалтерского учёта, которые смогут определить для организации наиболее оптимальные способы его ведения.

В соответствии с Федеральным законом N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководители организации в зависимости от объема учетной работы могут:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Положением установлена норма о сроках формирования бухгалтерской отчетности организаций, возникших в результате реорганизации. Эти организации, как и вновь созданные, обязаны оформлять учетную политику не позднее 90 дней со дня их государственной регистрации. При этом принятая учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

Изменение учетной политики может производиться не только с начала отчетного года, но и в течение года, если это обусловливается причиной такого изменения. что согласно Закону №402-ФЗ учётная политика может быть скорректирована в трёх случаях:

— изменение требований законодательства, федеральных и отраслевых стандартов;

— разработка (выбор) нового способа ведения учёта;

— существенное изменение условий деятельности.

В ПБУ 1/2008 подробно описан порядок отражения в бухгалтерской отчетности организации последствий внесения изменений в учетную политику.

Как и ранее, последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.

В иных случаях последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно при условии, что их денежная оценка может быть произведена с достаточной надежностью.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.07.2008 N 43н, по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года — отчетный и предшествующий отчетному.

Если данные за период, предшествующий отчетному, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из названных данных подлежат корректировке исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существенная корректировка обязана быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.
Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за период, предшествующий отчетному (с учетом произведенной реорганизации, а также изменений, связанных с применением Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации»). Исходя из этого в бухгалтерском балансе подлежат пересчету данные по графе «На начало отчетного года». Может также потребоваться пересчет данных отчета о прибылях и убытках по графе «За аналогичный период предыдущего года» и иных сравнительных данных. При этом в бухгалтерском учете изменяются величины входящего сальдо по счету «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и соответствующего актива или обязательства организации на начало следующего за отчетным года.

Формируемая организацией учетная политика должна оформляться соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.
Раскрытие учетной политики осуществляется организациями, публикующими бухгалтерскую отчетность полностью или частично, в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности. (Отменена с 2013 согласно ФЗ №402) В частности, раскрытию подлежат существенные способы ведения бухгалтерского учета, информация об изменении учетной политики, изменения учетной политики на год, следующий за отчетным.
Состав и содержание подлежащей обязательному раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

В случае публикации бухгалтерской отчетности не в полном объеме информация об учетной политике должна быть раскрыта, как минимум, в части, непосредственно относящейся к опубликованным данным.

Необходимо обратить внимание на то, что в составе подлежащей раскрытию информации об учетной политике организации должна указываться информация об утвержденных и опубликованных, но не вступивших в силу нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету. Например, Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н, опубликовано и вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2009 г. На дату составления бухгалтерской отчетности за 2008 г. указанное Положение не применяется. Однако с учетом того, что с 01.01.2009 вступает в силу Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности должен быть раскрыт факт неприменения ПБУ 15/2008, а также возможная оценка влияния его применения на показатели бухгалтерской отчетности за 2009 г. (период, в котором такое применение начнется).

Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008) ориентировано на МСФО 8.

В ПБУ 21/2008 приведены следующие примеры оценочных значений: величина резерва по сомнительным долгам, резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов, других оценочных резервов, сроки полезного использования основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, оценка ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов и др.

ПБУ 21/2008 устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений) информации об изменениях оценочных значений. При этом изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности. Необходимо учитывать, что изменение оценочного значения само по себе не влечет за собой необходимости образования резерва, за исключением случаев образования (изменения) оценочных резервов.
Положение систематизирует общие подходы к признанию и раскрытию изменений оценочных значений, однако оно не устанавливает того, какие именно показатели должны иметь оценочные значения, критерии признания и первоначальной оценки соответствующих активов, и обязательств, а также порядок и правила их последующей оценки. Такие нормы устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

Так, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, предоставляет организациям право создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются к финансовым результатам при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года. Техника отражения резерва сомнительных долгов устанавливается Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Изменение оценочного значения признается в бухгалтерском учете и отражается в бухгалтерской отчетности организации перспективно, т.е. с даты такого изменения. Норма о том, что изменение оценочного значения не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности, подчеркивает, что раскрытие в бухгалтерской отчетности изменения оценочного значения не потребует применения ретроспективного способа отражения.
В Положении особо отмечается, что изменение способа оценки активов и обязательств не является изменением оценочного значения. При этом необходимо обратить внимание на то, что способы (методы) оценки имущества и обязательств устанавливаются Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку; полученного безвозмездно — по рыночной стоимости на дату оприходования; произведенного в самой организации — по стоимости его изготовления. Начисление амортизации основных средств и нематериальных активов производится независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде. Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования, допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета.
В Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России отмечается, что для обеспечения полезности информации, формируемой в бухгалтерском учете, в соответствующих случаях оценка отдельных активов, обязательств, доходов и расходов может производиться:

— по текущей (восстановительной) стоимости (себестоимости), т.е. в сумме денежных средств, которая должна быть уплачена на дату составления бухгалтерской отчетности в случае необходимости замены какого-либо объекта;

— по текущей рыночной стоимости (стоимости реализации), т.е. в сумме денежных средств, которая может быть получена в результате продажи объекта или при наступлении срока его ликвидации.

При отсутствии иной базы измерения для оценки отдельных активов, обязательств, доходов и расходов может быть использована дисконтированная стоимость.
Изменение способа оценки активов, обязательств является изменением учетной политики, последствия таких изменений должны, как правило, отражаться в бухгалтерской отчетности ретроспективно.

При этом следует обратить внимание на то, что изменение способа начисления амортизации не будет являться изменением способа оценки и должно отражаться в бухгалтерском учете и отчетности перспективно как изменение оценочного значения.

Так, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007) способ определения амортизации нематериального актива ежегодно проверяется организацией на необходимость его уточнения. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на начало отчетного года, и необходимо отметить, что под корректировкой в данном случае понимается не изменение остаточной стоимости нематериального актива, а изменение с начала отчетного года величины ежемесячно начисляемой амортизации. При этом в бухгалтерской отчетности за предыдущие отчетные периоды никакие корректировки не производятся.

Аналогично отражались в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности организаций последствия отмены Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, оценки выбытия материально-производственных запасов способом ЛИФО, при этом оценка материально-производственных запасов не подлежала ретроспективному пересчету. Изменился способ оценки при отпуске материально-производственных запасов в производство и ином выбытии, что в конечном счете повлияло на изменение величины расходов организации.

Изменение оценочного значения может признаваться в бухгалтерском учете либо путем включения в доходы или расходы организации, либо путем корректировки соответствующих статей капитала.

Примером изменения оценочного значения, отражаемого путем включения в доходы или расходы периода, в котором произошло изменение, может послужить образование оценочных резервов организации.

Образование оценочных резервов является средством реализации требования осмотрительности, установленного Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). В результате резервирования стоимость соответствующего актива в бухгалтерской отчетности организации корректируется на величину возможного убытка от произошедшего в отчетном периоде снижения его стоимости. В бухгалтерском балансе стоимость таких активов будет отражаться в нетто-оценке за вычетом образованного резерва.

Образование оценочных резервов учитывается в расходах организации и производится в том отчетном периоде, к которому относится снижение стоимости соответствующего актива.
В соответствии с ПБУ 5/01 материально-производственные запасы, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей. Он образуется на конец отчетного года за счет финансовых результатов организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью материально-производственных запасов, если последняя выше текущей рыночной стоимости.

Для обобщения информации о резервах под отклонения стоимости сырья, материалов, топлива и т.п. ценностей, определившейся на счетах бухгалтерского учета, от рыночной стоимости (резервы под снижение стоимости материальных ценностей) предназначен счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Этот счет применяется также для обобщения информации о резервах под снижение стоимости других средств в обороте: незавершенного производства, готовой продукции, товаров и т.п.

Это интересно:  Как выглядит новый полис осаго

В следующем отчетном периоде (году) по мере списания материальных ценностей, по которым образован резерв, либо повышении рыночной стоимости таких материальных ценностей зарезервированная сумма полностью или частично восстанавливается.
Образование резерва под обесценение финансовых вложений осуществляется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02 при устойчивом существенном снижении стоимости финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, ниже величины экономических выгод, которые организация рассчитывает получить от данных финансовых вложений в обычных условиях ее деятельности.

Проверка на обесценение финансовых вложений производится не реже одного раза в год по состоянию на 31 декабря отчетного года при наличии признаков обесценения. Организация имеет право осуществлять указанную проверку на отчетные даты промежуточной бухгалтерской отчетности.

Если на основе имеющейся информации организация делает вывод о том, что финансовое вложение более не удовлетворяет критериям устойчивого существенного снижения стоимости, а также при выбытии финансовых вложений, расчетная стоимость которых вошла в расчет резерва под обесценение финансовых вложений, сумма ранее созданного резерва под обесценение по указанным финансовым вложениям относится на финансовые результаты у коммерческой организации или уменьшение расходов у некоммерческой организации в конце года или того отчетного периода, когда произошло выбытие упомянутых финансовых вложений.

Для обобщения информации о резервах под обесценение вложений организации в ценные бумаги предназначен счет 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги».
Примером изменения оценочного значения, включаемого в доходы или расходы периода, в котором произошло изменение, и будущих периодов является изменение величины ежемесячно начисляемой амортизации по нематериальным активам.

В соответствии с ПБУ 14/2007 организация ежегодно должна проверять срок полезного использования нематериального актива на необходимость его уточнения. В случае существенного изменения продолжительности периода, в течение которого организация предполагает использовать актив, срок его полезного использования подлежит уточнению. Кроме того, организации предоставлена возможность ежегодно пересматривать и при необходимости изменять способ определения амортизации нематериального актива. Если расчет ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования нематериального актива существенно изменился, способ определения амортизации такого актива должен быть изменен соответственно. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на начало отчетного года как изменения в оценочных значениях, т.е. начиная с начала отчетного года и в последующих отчетных периодах до полного погашения стоимости либо списания такого нематериального актива изменится величина ежемесячно начисляемой амортизации.

Примером изменения оценочного значения, признаваемого в бухгалтерском учете путем корректировки соответствующих статей капитала может быть переоценка объектов основных средств и нематериальных активов.

Коммерческая организация имеет возможность не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.

Результаты проведенной по состоянию на первое число отчетного года переоценки объектов основных средств подлежат отражению в бухгалтерском учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме его уценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), зачисляется на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки учитывается на счете учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка). Сумма уценки относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки объекта основных средств, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой его дооценки, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Аналогичные нормы установлены для нематериальных активов.
Информация об изменениях в оценочных значениях раскрывается в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности, в частности раскрытию подлежит:

— содержание изменения, повлиявшего на бухгалтерскую отчетность за данный отчетный период;
— содержание изменения, которое повлияет на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды, за исключением случаев, когда оценить влияние изменения на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды невозможно. Факт невозможности такой оценки также подлежит раскрытию.

Общая характеристика ПБУ 1/2008

БЛАНК ЗАДАНИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет»

Кафедра «Бухгалтерский учет и финансы»

«Бухгалтерский учет и финансы»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Максиняевой Юлии Альбертовны

1. Дисциплина Технология учета обязательств организации

«Анализ положений и федерального закона о ведении бухгалтерского учета»

3. Срок сдачи студентом законченной работы_________________________20__г.

4. Перечень вопросов, подлежащих разборке:

1) Анализ Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ

2) Анализ Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)

3) Анализ работы онлайн-сервиса «Конструктор учетной политики»

5. Календарный план

Наименование раздела курсовой работы Срок сдачи
Введение
Анализ Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ
Анализ Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)
Анализ работы онлайн-сервиса «Конструктор учетной политики»
Заключение
Представление готовой курсовой работы на кафедру
Защита курсовой работы

ВВЕДЕНИЕ

Конец 2011 года был обусловлен для российской системы учета и отчетности значительными изменениями в законодательстве: по налогам и налоговой отчетности; по страховым взносам и т.д. Изменения в бухгалтерском учете выразились принятием Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 6 декабря 2011 года (вместо ранее действующего Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ).

Официальная цель переработки законодательного акта, основополагающего в учетно-экономической сфере, состоит в приведении концепции регулирования бухгалтерского учета «в соответствии с изменившимися экономическими условиями деятельности экономических субъектов»

С 1 января 2009 г. вступили в силу ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений», утвержденные приказом Минфина России от 6.10.08 г. N 106н. ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» признан утратившим силу. В марте 2009 г. приказом Минфина России от 11.03.09 г. N 22н в ПБУ 1/2008 внесены изменения.

Новая редакция вносит в российскую практику бухгалтерского учета не применяемые ранее элементы международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), касающиеся порядка формирования учетной политики, а также порядка внесения изменений в учетную политику организации.

С введением новых Федеральных законов и положений по бухгалтерскому учету у многих предприятий возникли вопросы о том, как правильно, грамотно и актуально, в соответствие законодательству, создать учетную политику.

Новейшие технологии и сервисы сети Internet помогают как опытным предпринимателям, так и рядовым гражданам, желающим открыть свое дело, создать учетную политику, не требуя специальных знаний в законодательстве. Современная справочная система «Консультант Плюс» предлагает воспользоваться онлайн-сервисом «Конструктор учетной политики». С помощью Конструктора можно создать учетную политику по бухгалтерскому или налоговому учету. Есть возможность выбора условий, предлагаются юридически грамотные формулировки.

Всё вышеперечисленное и определяет актуальность анализа положений и федерального закона о ведении бухгалтерского учета.

Целью данной работы является изучение изменений нормативных актов по ведению бухгалтерской и налоговой отчетности. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

— проанализировать Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ;

— проанализировать нововведения Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008);

— провести анализ работы онлайн-сервиса «Конструктор учетной политики» современной справочной службы «Консультант Плюс».

1 АНАЛИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ» ОТ 06.12.2011 № 402-ФЗ

Содержание Федерального закона «О бухгалтерском учете»

Бухгалтерский учет в Российской Федерации регулируется на федеральном уровне рядом правовых документов. Основополагающим документом в этой сфере является Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ – он так и называется «О бухгалтерском учете».

Этот закон действует с 1 января 2013 года. До его принятия в конце 2011 года бухучет в России регулировал другой документ – Федеральный закон от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ с аналогичным названием. Кратко специалисты привыкли называть и первый, и второй документы просто – ФЗ о бухгалтерском учете.

Новый закон «О бухгалтерском учете» – это более современный документ, пришедший на смену закону действующего на протяжении 15 лет. В нем обновлен понятийный аппарат (обновлены старые, введены новые и переименованы устаревшие термины бухгалтерского учета), уточнены ключевые моменты ведения учета, например, порядок изменения учетной политики, состав первичных учетных документов, состав отчетности. В нем также содержатся новые нормы, связанные с получением информации от контролирующих органов, например, использование электронного документооборота в учете, внутренний мониторинг в экономических субъектах и многое другое.

В действующем ФЗ о бухгалтерском учете заложены основы сближения российских правил ведения учёта и международных стандартов финансовой отчётности.

402-ФЗ «О бухгалтерском учете» состоит из четырех объемных глав. Первая глава – «Общие положения»

Глава «Общие положения» устанавливает цели, предмет и сферу действия самого закона. В ней также вводятся ключевые термины, используемые в документе. Так, бухгалтерская отчетность определена как «информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями закона». А международный стандарт описан, как «стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта».

Вторая глава закона устанавливает общие требования к бухгалтерскому учету. Она состоит из 14 статей и рассматривает все основные аспекты: учетная политика, первичные документы, регистры бухучета, инвентаризация, отчетность и т. п. Именно в законе 402-ФЗ, в главе второй, устанавливаются квалификационные требования к претенденту на должность главного бухгалтера, которые обязательны для исполнения в ПАО, ПИФах, государственных органах, участниках рынка ценных бумаг. Эти требования касаются высшего образования, определенного стажа работы и отсутствия судимости по экономическим статьям. Важное нововведение закона 402-ФЗ, которое активно обсуждалось в процессе принятия документа, — право организации самостоятельно утверждать формы первичных учетных документов. Оно закреплено в статье 9, которая имеет название «Первичные учетные документы». Практика показывает, что этим правом пользуются очень немногие компании, однако забывать о нем не стоит.

Помимо вышеперечисленных фактов 402-ФЗ регулирует внутренний контроль. Новый ФЗ о бухгалтерском учете обязывает предприятие организовывать и осуществлять внутренний контроль фактов своей хозяйственной жизни.

Третья глава содержит информацию о регулировании бухгалтерского учета в Российской Федерации в целом. Она устанавливает принципы, определяет субъектов регулирования, распределяет функции государственного и негосударственного регулирования бухучета. В этой главе следует отдельно обратить внимание на статью, посвященную разработке федеральных стандартов в области бухгалтерского учета.

Эти стандарты разрабатываются госорганами или негосударственными организациями в сфере регулирования бухучета по специальной программе и определенным правилам (закреплены приказом Минфина). Проекты этих стандартов публикуются в Интернете и выносятся на общественное обсуждение, после чего дорабатываются, принимаются и вводятся в действие.

И, наконец, глава четвертая содержит заключительные положения закона. Но в ней есть очень важная для всех статья, посвященная хранению бухгалтерских документов. В ней закреплен срок хранения – не менее пяти лет.

1.2 Сравнительный анализ Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ

Как было сказано в п.1.1 данной курсовой работы с 1 января 2013 г. бухгалтерский учет в России регулируется Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». С его вступлением в действие ныне действующий Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» прекратил свое действие. Следует задаться вопросами, какие новшества ожидали бухгалтеров? Каковы принципиальные отличия 402-ФЗ от его предшественника?

По сравнению с прежними положениями, в ст. 2 Закона № 402-ФЗ расширен перечень лиц, на которых распространяется действие закона. Данный закон обязаны применять государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных и территориальных внебюджетных фондов, ЦБ РФ, коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и прочие лица, занимающиеся частной практикой. Применение требований Закона № 402-ФЗ обязательно при ведении:

— бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности;

— доверительным управляющим бухгалтерского учета имущества, переданного ему в доверительное управление;

— бухгалтерского учета общего имущества товарищей, который возлагается на одного из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц;

— бухгалтерского учета в процессе выполнения соглашения о разделе продукции, если иное не установлено Федеральным законом от 30.12.95 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

В силу п.3 ст.4 ранее действующего закона о бухгалтерском учете № 129-ФЗ компании, применяющие Упрощенную систему налогообложения (далее УСН), могли не вести бухгалтерский учет. Исключение предусматривалось только для учета основных средств и нематериальных активов.

В законе № 402-ФЗ аналогичная норма отсутствует. Поэтому компаниям, применяющим УСН с 2013 г., придется вести бухгалтерский учет в полном объеме.

В подп. 1 п.2 ст.6 Закона № 402-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой, могут не вести бухгалтерский учет, если они учитывают доходы и расходы в порядке, установленным налоговым законодательством (УСН, ЕСХН). Отметим, что предприниматели, перешедшие на ЕНВД, учета доходов и расходов по правилам налогового законодательства не ведут, ведь величина единого налога не зависит от выручки. Закон не обязывает налогоплательщиков, применяющих данный спецрежим, учитывать доходы и расходы. Значит им придется вести бухгалтерский учет на общих основаниях.

Право не вести бухгалтерский учет Закон № 402-ФЗ дает находящимся в России филиалам, представительствам и иным структурным подразделениям иностранных организаций в случае, если они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленным Налоговым кодексом РФ

Законом № 402-ФЗ изменены основные понятия, терминология бухгалтерского учета, переработаны многие нормы действующего закона и введены новые. В п.2 ст.1 Закона № 402-ФЗ определено, что бухгалтерский учет – это формирование документированной систематизированной информации об объектах учета, в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Изменились и объекты учета. В ст.5 Закона № 402-ФЗ установлено, что теперь это: факты хозяйственной жизни (сделки, события, операции), активы, обязательства, источники финансирования деятельности, доходы и расходы, иные объекты (в случае если это установлено федеральными стандартами).

Вместо термина «организация» используется выражение «экономический субъект».

«Факт хозяйственной жизни» заменил ранее используемый термин «хозяйственная операция». Под «фактом» понимается сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.

Как и прежде, ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуется руководителем. Но если в п.2 ст.6 Закона № 129-ФЗ и были предусмотрены различные варианты организации бухгалтерского учета, то они не были детализированы по видам организаций.

Закон № 402-ФЗ оставляет право вести бухгалтерский учет лично только руководителям субъектов малого и среднего предпринимательства. В кредитной организации ведение бухгалтерского учета возлагается на главного бухгалтера. В остальных организациях руководитель организации обязан возложить ведение учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Важно отметить, что в Законе № 402-ФЗ более подробно прописаны действия главного бухгалтера в случае возникновения разногласий между руководителем и лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Главный бухгалтер выполняет требования руководителя только по его письменному распоряжению, именно в этом случае руководитель несет ответственность единолично. Отсутствие письменного распоряжения руководителя не освобождает бухгалтера от ответственности. Отметим, что и ранее требовалось наличие письменного распоряжения руководителя организации, который должен был нести всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций. Теперь же подчеркивается, что при его наличии ответственность ложиться исключительно на руководителя.

Подводя общий итог анализа Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 6.12.2011 № 402-ФЗ, можно сказать что данный закон является не только регулирующим актом для государства, но и является подробной инструкцией по ведению бухгалтерского и налогового учета для предприятий. В Законе даны четкие и полные формулировки каждому понятию и событию, участвующему в ведение бухгалтерского учета, прописан регламент обязанностей начальника и требования к лицам, уполномоченным вести бухгалтерский и налоговый учет и многое другое.

Важно отметить, что ФЗ о БУ – это не единственный правовой акт, регулирующий учет в организациях. Особое практическое значение также имеют ПБУ — положения о бухгалтерском учете (всего их сейчас 26), каждое из которых устанавливает стандарты ведения учета тех или иных активов, обязательств или фактов хозяйственной деятельности. Также важными и обязательными к исполнению являются приказы Минфина и ФНС.

Это интересно:  Комплексное экологическое разрешение с 2020 года

2 АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ» (ПБУ 1/2008)

Организационные положения

Ведение бухгалтерского учета в организации возложено на главного бухгалтера.

(Основание: ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»)

Метод и форма ведения бухгалтерского учета

Форма ведения бухгалтерского учета — автоматизированная с применением специализированной бухгалтерской программы .

Бухгалтерский учет ведется методом двойной записи.

(Основание: ч. 3 ст. 10 Закона № 402-ФЗ, п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н)

Рабочий план счетов организации приведен в Приложении № 1 к Учетной политике.

Первичные учетные документы

Для оформления фактов хозяйственной жизни используются унифицированные формы первичных учетных документов.

При отсутствии унифицированных форм применяются формы документов, разработанные организацией и содержащие обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете». Формы первичных учетных документов, применяемые организацией, приведены в Приложении № 2 к Учетной политике.

(Основание: ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ)

Для оформления некоторых фактов хозяйственной жизни применяется форма универсального передаточного документа (УПД), рекомендованная ФНС России в Письме от 21.10.2013 № ММВ-20-3/96@. Такими фактами хозяйственной жизни являются:

— отгрузка товаров без транспортировки;

— отгрузка товаров с транспортировкой;

— передача имущественных прав;

— передача результатов выполненных работ;

— подтверждение факта оказания услуги;

— отгрузка (передача) комитенту (принципалу) приобретенных в его интересах товаров (работ, услуг).

При изменении стоимости отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав применяется универсальный корректировочный документ (УКД), форма которого рекомендована ФНС России в Письме от 17.10.2014 г. № ММВ-20-15/86@.

Первичные учетные документы составляются на бумажном носителе или в виде электронных документов, подписанных электронной подписью. В случае если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление на бумажном носителе первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа, изготавливается копия такого первичного учетного документа на бумажном носителе.

(Основание: ч. ч. 5, 6 ст. 9 Закона № 402-ФЗ)

Движение первичных учетных документов (их создание или получение от контрагентов, принятие к учету, обработка, передача в архив) регулируется графиком документооборота, содержащимся в Приложении № 3 к Учетной политике.

Регистры бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет ведется в регистрах, предусмотренных используемой специализированной бухгалтерской программой. Формы регистров бухгалтерского учета, применяемые организацией, приведены в Приложении № к Учетной политике.

(Основание: ч. 5 ст. 10 Закона № 402-ФЗ)

Регистры бухгалтерского учета составляются в виде электронных документов, подписанных электронной подписью. В случае если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, копия регистра на бумажном носителе изготавливается по требованию.

(Основание: ч. ч. 6, 7 ст. 10 Закона № 402-ФЗ)

Организация не является эмитентом публично размещаемых ценных бумаг, на основании чего не применяет Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010), утвержденное Приказом Минфина России от 08.11.2010 № 143н.

(Основание: п. 2 ПБУ 12/2010)

Внутренний контроль совершаемых в организации фактов хозяйственной жизни регламентируется Положением о внутреннем контроле, утвержденным (кем, когда) .

(Основание: ч. 1 ст. 19 Закона № 402-ФЗ, Информация Минфина России № ПЗ-11/2013)

Внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется (подразделение или должностное лицо организации) .

(Основание: ч. 2 ст. 19 Закона № 402-ФЗ)

Порядок, сроки и случаи проведения инвентаризации активов и обязательств, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определены в Положении об инвентаризации, утвержденном (кем, когда) .

(Основание: ч. 3 ст. 11 Закона № 402-ФЗ)

Основные средства

Учет основных средств (далее — «ОС») ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н.

Активы, удовлетворяющие условиям п. 4 ПБУ 6/01, принимаются к бухгалтерскому учету в составе ОС вне зависимости от их стоимости.

(Основание: абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01)

Срок полезного использования ОС

Срок полезного использования объектов ОС определяется исходя из ожидаемого срока использования с учетом морального и физического износа, а также нормативно-правовых ограничений.

(Основание: п. 20 ПБУ 6/01)

В качестве инвентарного объекта учитывается объект ОС со всеми его приспособлениями и принадлежностями. При наличии у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Два срока полезного использования считаются существенно отличающимися, если разница между ними составляет не менее % от величины большего срока.

(Основание: абз. 2 п. 6 ПБУ 6/01)

В учете выделяются следующие группы однородных объектов ОС:

— здания, строения, помещения;

— компьютерная и прочая офисная техника;

(группы однородных объектов ОС) .

Все объекты ОС подлежат регулярной переоценке по текущей (восстановительной) стоимости. Переоценка производится путем прямого пересчета.

(Основание: п. 15 ПБУ 6/01, п. 43 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств)

Переоценка проводится ежегодно на конец отчетного года.

Текущая (восстановительная) стоимость определяется на основании отчета независимого оценщика, информации о стоимости ОС, подтвержденной организацией-изготовителем, сведений об уровне цен, имеющихся у органов статистики, данных, опубликованных в СМИ.

(Основание: п. 43 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств)

Все результаты переоценки ОС подлежат отражению в бухгалтерском учете.

(Основание: п. 15 ПБУ 6/01, п. 44 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств)

По всем объектам ОС, за исключением ОС, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются,амортизация начисляется способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

(Основание: п. 18 ПБУ 6/01)

Организация осуществляет производство, носящее сезонный характер. Период использования объектов ОС — (указать период) . Годовая сумма амортизационных отчислений начисляется равномерно в течение указанного периода.

(Основание: п. 19 ПБУ 6/01)

Затраты организации на регулярные (с периодичностью реже одного раза в год) ремонты и техобслуживание объектов ОС признаются расходами по обычным видам деятельности отчетного периода.

(Основание: п. 27 ПБУ 6/01, абз. 2 п. 67 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, абз. 3 п. 7, п. п. 2, 16 ПБУ 10/99)

Объекты ОС, выведенные из эксплуатации, по которым принято решение о ликвидации (демонтаже), списываются с бухгалтерского учета. Остаточная стоимость таких ОС относится на прочие расходы организации. До момента фактической ликвидации (демонтажа) данное имущество в целях обеспечения его сохранности учитывается за балансом.

Нематериальные активы

Учет нематериальных активов (далее — «НМА») ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2007, утвержденным Приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н.

В составе НМА учитываются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

(Основание: пп. «б» п. 3 ПБУ 14/2007)

Переоценка и обесценение НМА

Переоценка объектов НМА по текущей рыночной стоимости не производится.

(Основание: п. 17 ПБУ 14/2007)

НМА проверяются на обесценение в порядке, определенном МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов». Сумма обесценения учитывается при расчете остаточной (балансовой) стоимости.

(Основание: п. 22 ПБУ 14/2007)

Способ амортизации НМА является оценочным значением и устанавливается в отношении каждого объекта НМА исходя из расчета ожидаемого поступления будущих экономических выгод от его использования.

В случае когда расчет ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования НМА не является надежным, размер амортизационных отчислений по такому активу определяется линейным способом.

(Основание: п. п. 28, 30 ПБУ 14/2007, п. 3 Положения по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

В случае уточнения срока полезного использования и (или) способа начисления амортизации имеет место изменение оценочных значений. Возникшие в связи с этим корректировки (начисление амортизации исходя из нового срока полезного использования и (или) способа начисления амортизации) отражаются в бухгалтерском учете перспективно.

(Основание: п. п. 27, 30 ПБУ 14/2007, п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н)

Незавершенное производство

Незавершенное производство (затраты на выполнение работ, выручка по которым не признана) на отчетную дату отражается в бухгалтерском учете по фактически произведенным затратам.

(Основание: п. 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н)

Готовая продукция

Учет готовой продукции ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н; Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н (далее — Методические указания).

Учет выпуска готовой продукции

Готовая продукция оценивается по фактическим затратам на ее изготовление. Счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» не используется.

(Основание: п. 59 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, п. 203 Методических указаний)

В аналитическом учете движение отдельных наименований готовой продукции отражается по учетным ценам с выделением отклонений фактической производственной себестоимости изделий от их стоимости по учетным ценам обособленно на счете 43 «Готовая продукция». В качестве учетной цены применяется нормативная (плановая) себестоимость.

(Основание: Инструкция по применению Плана счетов (абз. 6 пояснений к счету 43), пп. «б» п. 204 Методических указаний)

Нормативная (плановая) себестоимость готовой продукции определяется по прямым статьям затрат.

(Основание: п. 59 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, абз. 2 п. 203 Методических указаний)

Отклонения между фактической себестоимостью и стоимостью готовой продукции по учетным ценам учитываются на счете 43 «Готовая продукция» обособленно в разрезе отдельных групп готовой продукции.

(Основание: абз. 1 п. 206 Методических указаний, Инструкция по применению Плана счетов (абз. 6 пояснений к счету 43))

Пересчет учетной стоимости остатков готовой продукции в связи с переходом от одного вида учетной цены к другому, а также в случае изменения величины учетных цен не производится.

(Основание: абз. 5 п. 207 Методических указаний)

Расходы на упаковку готовой продукции, не формирующие ее производственную себестоимость (понесенные после выпуска готовой продукции, сдачи на склад и т.д.), не распределяются между отгруженной (проданной) готовой продукцией и остатком готовой продукции на конец каждого месяца, а относятся на расходы на продажу в полной сумме.

(Основание: абз. 2 п. 9 ПБУ 10/99, пп. «б» п. 172 Методических указаний)

Учет отгрузки (отпуска) готовой продукции

При отпуске готовой продукции ее оценка производится организацией по себестоимости первой по времени изготовления готовой продукции (способ ФИФО). Оценка готовой продукции, находящейся на складе (в иных местах хранения) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последней по времени изготовления готовой продукции.

(Основание: п. п. 16, 19 ПБУ 5/01)

Отклонения между фактической себестоимостью и стоимостью готовой продукции по учетным ценам, приходящиеся на отгруженную готовую продукцию, по которой не признана выручка, учитываются на счете 45 «Товары отгруженные».

(Основание: Инструкция по применению Плана счетов (пояснения к счету 43), пояснения к счету 45)

Резерв под снижение стоимости готовой продукции

Организация создает (корректирует) резерв под снижение стоимости готовой продукции ежегодно на отчетную дату годовой бухгалтерской отчетности.

(Основание: п. 25 ПБУ 5/01, п. 20 Методических указаний, п. 62 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ)

Резерв под снижение стоимости готовой продукции создается по отдельным видам (группам) аналогичной или связанной готовой продукции.

(Основание: п. 20 Методических указаний, п. 3 ПБУ 5/01)

В отношении готовой продукции, отгруженной покупателю и учитываемой на отчетную дату на счете 45 «Товары отгруженные»:

— резерв не создается, если в договоре поставки с покупателем установлена цена, превышающая (без учета НДС) фактическую себестоимость отгруженной готовой продукции;

— резерв создается, если в договоре поставки с покупателем установлена цена, которая (без учета НДС) меньше фактической себестоимости отгруженной готовой продукции. По такой продукции резерв создается на разницу между ее фактической себестоимостью и договорной ценой (без учета НДС).

Если текущая рыночная стоимость готовой продукции, под снижение стоимости которой ранее был создан резерв, увеличивается, то соответствующая часть резерва относится на прочие доходы текущего отчетного периода.

(Основание: п. 4 ПБУ 21/2008, п. 7 ПБУ 9/99, Инструкция по применению Плана счетов (пояснения к счету 14))

Спецодежда

В составе специальной одежды (далее — спецодежда) учитываются средства труда, перечисленные в Приложении № 5 к Учетной политике.

(Основание: п. 8 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденных Приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н)

Спецодежда учитывается в порядке, установленном для учета основных средств ПБУ 6/01.

Оценочные обязательства

Учет оценочных обязательств ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» ПБУ 8/2010, утвержденным Приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н.

Оценочные обязательства по выплате отпускных

Оценочное обязательство по предстоящей оплате отпусков по состоянию на промежуточные отчетные даты и на 31 декабря отчетного года определяется по следующей формуле:

ОценОбяз = СрЗар1 х Дн1 х (1 + СтВз1 / 100) + СрЗар2 х Дн2 х (1 + СтВз2 / 100) + …+ СрЗарi х Днi х (1 + СтВзi / 100) + … + СрЗарn х Днn х (1 + СтВзn / 100),

где ОценОбяз — величина оценочного обязательства организации на соответствующую отчетную дату;

СрЗарi — средний дневной заработок i-го работника, исчисленный по состоянию на отчетную дату в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922);

Днi — количество календарных дней отпуска, на которые i-й работник имеет право по состоянию на отчетную дату;

СтВзi — суммарная ставка взносов во внебюджетные фонды (в процентах), применяемая к выплатам i-му работнику с 1-го числа следующего месяца;

n — количество работников на отчетную дату.

В случае если на отчетную дату величина оценочного обязательства по предстоящим выплатам отпускных работникам по данным бухгалтерского учета меньше, чем величина оценочного обязательства, определенная по приведенной формуле, оценочное обязательство увеличивается на разницу между этими величинами. Доначисленная сумма оценочного обязательства относится на расходы по обычным видам деятельности.

Если на отчетную дату величина оценочного обязательства по предстоящим выплатам отпускных работникам по данным бухгалтерского учета больше, чем величина оценочного обязательства, определенная по приведенной формуле, то оценочное обязательство уменьшается на разницу между этими величинами. Списанная сумма оценочного обязательства относится на прочие доходы.

(Основание: п. 15, 22, пп. «а», «б» п. 23 ПБУ 8/2010, абз. 9 разд. II, разд. IV, абз. 1 разд. V Методических рекомендаций МР-1-КпТ «Оценочные обязательства по расчетам с работниками» (приняты Комитетом БМЦ по толкованиям 09.09.2011))

Организация признает оценочные обязательства по предстоящей выплате вознаграждений работникам по итогам работы за год. Величина оценочного обязательства, признаваемого в бухгалтерском учете на отчетную дату, определяется в следующем порядке: .

В качестве ставки дисконтирования оценочных обязательств принимается эффективная доходность к погашению высоконадежных корпоративных облигаций, обращающихся на рынке ценных бумаг. При отсутствии по состоянию на отчетную дату обращающихся на рынке ценных бумаг высоконадежных корпоративных облигаций в качестве ставки дисконтирования принимается эффективная доходность к погашению государственных ценных бумаг (в том числе облигаций). При этом к рассмотрению принимаются ценные бумаги, сопоставимые по основным характеристикам (срок, валюта обязательства и т.п.) с соответствующими обязательствами.

(Основание: пп. «а» п. 20 ПБУ 8/2010, п. 7 ПБУ 1/2008, абз. 9, 10 разд. III Методических рекомендаций МР-1-КпТ «Оценочные обязательства по расчетам с работниками» (приняты Комитетом БМЦ по толкованиям 09.09.2011))

Если предполагаемый срок исполнения оценочного обязательства превышает (количество месяцев, но не более 12) месяцев, оно оценивается по стоимости, определяемой путем дисконтирования его величины.

(Основание: п. 20 ПБУ 8/2010)

Бухгалтерская отчетность

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Статья написана по материалам сайтов: wiseeconomist.ru, megaobuchalka.ru, cyberpedia.su.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector