Предоставление страховых услуг коммерческий банк

По российскому законодательству к числу видов банковских операций относят:

— привлечение денежных средств юр. и физических лиц во вклады до востребования и на определенный срок;

— предоставление кредитов от своего имени за счет собственных и привлеченных средств;

— открытие и ведение счетов физ. и юр.лиц;

— осуществление расчетов по поручению клиентов, в том числе банков-корреспондентов;

— инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание клиентов;

— управление денежными средствами по договору с собственником или распорядителем средств;

— покупка у юр. и физ.лиц и продажа им иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

— осуществление операций с драгоценными металлами в соответствии с действующим законодательством;

— выдача банковских гарантий.

Кроме того, в соответствии с российским банковским законодательством коммерческие банки помимо перечисленных выше банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:

— выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

— приобретение права требования по исполнению обязательств от третьих лиц в денежной форме;

— оказание консультационных и информационных услуг;

— предоставление в аренду физ. и юр.лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

53. Сущность и функции коммерческого банка и его отличие от других коммерческих структур.

Банк — это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.

Основное назначение банка — посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Банки как субъекты финансового риска имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.

Характерная особенность коммерческих банков, отличающая их от государственных банков второго уровня и кредитных кооперативов, заключается в том, что основной целью их деятельности является получение прибыли (в этом состоит их “коммерческий интерес” в системе рыночных отношений).

Одной из важнейших функций коммерческого банка является посредничество в кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком.

Вторая важнейшая функция коммерческих банков — стимулирование накоплений в хозяйстве. Осуществление структурной перестройки экономики должно опираться на использование главным образом и в первую очередь внутренних накоплений хозяйства. Они, а не иностранные инвестиции должны составлять основную часть средств, необходимых для реформирования экономики.

Третья функция банков — посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами

В связи с формированием фондового рынка получает развитие и такая функция коммерческих банков, как посредничество в операциях с ценными бумагами.

Ц.Б формы организации и деятельности

Ц.Б. представляет собой кредитное учреждение созданное в форме гос. Комитета имеющие право на эмиссию наличных денег ( за искл. США и Бельгии) наделенное правом контроля за коммерческими банками и функционирующие как право на основе отдельного законодательства, с точки зрения организационной…….. название можно встретить:

А) Народные банки

Б) Государственные банки

В) Эмиссионные банки

Г) Национальный банк

Е) Банк России, Банк Англии, Банк Италии

Международные финансово-кредитные организации

— Представляет собой финансово — кредитные организации созданные в собственности с международными соглашениями для регулирования международных финансово – кредитных отношений в форме валютно – финансовых и валютно – кредитных отношений. К числу МФКО с которыми РФ имеет валютно – финансовые и валютно – кредитные отношения относятся: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции, Парижский клуб, Лондонский клуб и др.

-МВФ создан в 1944 году как спец орган ООН приступил к работе в 1946 году. До 1991 года Россия не участвовала в работе МВФ в 1991 году вступила по ход-тву Горбачева. МВФ по акционерному типу высший орган. Совет управленческих состоит из 5 с наибольшей долей США, Япония, Великобритания, Франция. ФРГ 3 государства Россия, Китай, Саудовская Аравия по 2,7% и 16 государств меняются ежегодно. Всего более 184. Уставной капитал более 200млр. Исполнительный орган директорат.

Функции: 1) Содействие развитию международной торговли;

2) Кредитование государств под недостаток средств для покрытия пассивных сальд оплат баланса страны;

3) Содействие снятию валют международных валютно – финансовых и валютно – кредитных отношениях.

Для выполнения своих функций МВФ имеет право выпускать без наличные деньги называемые специальные права заимствования. В период с 1970по настоящее время составляет 2 раза 21,3.

— Всемирный Банк – включает а) международный банк реконструкции и развития; б) международные финансовые корпорации; в) международные ассоциации развития; г) международное агентство по гарантированию инвестиций; д) международный центр по регулированию инвестиций споров

-МБРР – 1944 год приступил в 1946 год. Цель: кредитования инвестиций потребности государств входящих в международных БРР. Приблизительно 164 государства. Для России 2,9% совет управленческих как правило руководители ЦБ и директорат.

1) кредитование инвестиций потребностей государств, а с созданием МФК и частных юр. Лиц приблизительно 7%-стоимость кредита

2) Кредиты беднейших стран

— Европейский банк реконструкции и развития 1992год вовлеченные страны восточной Европы вышедшие из Варшавского договора. 4,7% от уставного капитала.

Цели кредитования государственного и частного сектора, осуществление консультационной помощи и технической помощи; осуществление статистическо – аналитического исследования работ по заказу того или иного органа подготовки кадров для своих структур и предприятий. РФ активно использует кредит этого банка как по линии государственного потребления, так и не государственного сектора.

— Парижский клуб – объединение государств с целью обсуждений ? взаимной задолжности государств друг перед другом.

-Лондонский клуб – неформальная организация обсуждающая задолженности частных юр. Лиц государств друг перед другом, прежде всего коммерческих банков. Превышающие 400миллиардов $ долга.

Механизм банковского мультипликатора

Банковский мультипликатор – механизм увеличения количества денег на счетах банков в результате использования межбанковских кредитов. Для функционирования механизма банков мультипликатора необходима 2 уровневая банковская система: участие ЦБ как исходного элемента и регулятора банковского мультипликатора.

10млр 8млр 6,4млр

Понятие банковских резервов

Банковские ресурсы – совокупных собственных и привлеченных ресурсов которые банк использует для осуществления своих операций.

В совокупности собственных ресурсов важный тенденции принимаемому уставному фонду; добавочный капитал эмиссионный доход резервный капитал; спец. Фонды резервного характера ( под обесцениванием ценных бумаг, невозврат кредита) фонды специального назначения, амортизационный фонд.

Резервный капитал – часть собственного капитала банка обособленная не менее 15% с иностранной валютой 25% резервного капитала.

Функции: 1. Обеспечить защиту интересов собственности акционеров и кредитов банка.

Частные резервы под отдельные банковские операции.

Входит так же фонд обязательного резервирования коммерческих банков Центральному банку.

Нельзя путать с понятием свободный банковский резерв – это сумма денежных средств которой располагает коммерческий банк для совершения активов операций в том числе по выдаче кредитов на следующий день.

СБР=Укап+прив средства + МБК+Цен. Кредита-ФОР-Актив опер.

Рынок страховых и банковских услуг

Значительное место среди мировых услуг занимают купля-продажа страховых и банковских услуг.

Страховые услуги это комплекс услуг по страхованию са­мых разнообразных рисков. Их зарождение связано с развити­ем рынка услуг, что в немалой степени было обусловлено на­личием рисков при продаже таких услуг, как транспортные. Международный товарооборот прежде всего подвержен рискам, связанным с транспортировкой грузов. Поэтому центральное место в страховании внешнеэкономической деятельности за­нимает транспортное страхование — морское, воздушное, су­хопутное. И в первую очередь морское, ибо большая часть внешнеэкономических грузов транспортируется морем. Страхо­вание транспорта и грузов — каско и карго является основным в имущественном страховании международных страховых ком­паний.

Развитие туризма привело к появлению такого международ­ного вида страхования, как личное страхование, без соответст­вующего полиса турист не будет допущен ни в одну страну. Но личное страхование, помимо этого, включает еще и страхова­ние жизни, страхование от несчастного случая любого гражда­нина, а не обязательно туриста. Эта услуга может быть предос­тавлена страховой компанией не только своим гражданам, но и иностранным, что делает данную форму услуг международной.

Значительное место занимает продажа полисов по страхо­ванию ответственности, в частности, страхование ответствен­ности заемщика за невозврат кредита. Развитие международ­ного кредитования привело к необходимости обеспечения дан­ных кредитов, и одной из его форм стало страхование ответст­венности. Как правило, такие страховые услуги осуществляются в форме государственного страхования экспортных кредитов, поскольку государственное страхование осуществляется по низким ценам (1% стоимости застрахованной части контракта), что дает возможность получать в коммерческих банках льгот­ные кредиты. Достаточно известной и развитой страховой ус­лугой выступает страхование ответственности автолюбителей, предоставляемой компаниями во всех странах, причем во многих из них эта услуга обязательна. Рынок страхования раз­нообразен и многолик.

В юридическом отношении любая международная страховая операция предполагает заключение договора страхования. Если участники такого договора находятся в разных странах, а также если объект страхования в момент заключения договора нахо­дился вне территории страны страхования, то подобная сделка считается международной.

К международным страховым операциям относят:

Прямые международные договорные операции (страхователь одной страны договаривается со страховщиком другой). Эти договора могут заключаться как непосредственно с головной компанией иностранного страховщика, так и через страховых посредников или брокеров. Как правило, такие операции осу­ществляются либо при отсутствии национального страхового рынка, либо по финансово-коммерческим соображениям (тарифы ниже, выше покрытие риска и т.д.), либо при юриди­ческом или фактическом принуждении, например, в соответст­вии с договором купли-продажи или в силу обычаев торговли.

Прямые договора страхования. Они заключаются агент­скими органами страховщика за границей. Агентские конторы или просто агенты могут быть зарегистрированы в любой стра­не и привлекать клиентов этих стран для страхования в зару­бежной страховой компании. Как правило, такие договоры ши­роко используются в странах с неразвитым страховым рынком и при отсутствии определенных видов страхования, которые и предлагаются иностранной фирмой.

Институциональные формы операций (договор страхования заключается юридически самостоятельной страховой компани­ей за границей, т.е. дочерними компаниями).

Операции международного перестрахования. Различают пе­реданные договоры перестрахования (цессии) и принятые (акцептованные). Перестрахование может осуществляться раз­личными компаниями на основе заключенных между ними договоров факультативного или прямого перестрахования. Обычно при неразвитости национального рынка перестрахова­ния компании, осуществляющие страхование крупных рисков, передают в перестрахование (делят риск) риск крупным между­народным или иностранным компаниям, что позволяет им по­лучать высокую прибыль с минимальными потерями.

Экономическими агентами этого рынка выступают крупные страховые компании и их клиенты. Ослабление государствен­ного регулирования, открытие доступа на новые рынки активи­зировали появление новых страховых и перестраховочных ком­паний и ужесточили конкуренцию. Результатом стало укрупне­ние страховых компаний, расширение концентрации и центра­лизации их капитала в процессе слияний или поглощений. В настоящее время процесс слияний или поглощений происходит достаточно активно. Согласно данным, опубликованным в ок­тябре 1997 г., с 1995 г. общая стоимость сделок по слиянию и присоединению компаний на страховом рынке составила более 76 млрд долл. Этот процесс охватил не только страховые, но и перестраховочные компании, а также страховых брокеров и но­сит глобальный характер в отрасли. В секторе перестрахования наибольшее значение имеют две компании — Munich Re и Swiss Re. По результатам 1996 г., объем их премий составил со­ответственно 13,2 млн долл. и 11,6 млн долл. Назовем основ­ные причины слияний:

Это интересно:  Может ли работодатель платить меньше прожиточного минимума

• перенасыщение рынка — большое количество участников рынка и жесткая конкуренция;

• потребность в развитии, которая может быть реализована путем получения «чужого» района рынка, при этом потенциал своего рынка исчерпан;

• необходимость эффективного использования капитала (страховые отрасли получают высокие доходы, которые могут послужить источником новых доходов);

• потребность в очень крупном капитале, позволяющем страховать крупные риски;

• стремление расширить географию своей деятельности как базу страхового портфеля и соответственно максимально уменьшить риски; необходимость снизить расходы на ведение деятельности, и прежде всего административной;

• расширение деятельности за счет ведения не только страховых, но и перестраховочных операций;

• желание повысить рейтинг.

Глобализация мирового страхового рынка разрушает грани­цы между национальными рынками.

В мировом масштабе наибольшее значение имеет страховой рынок США, контролирующий 1/2 всего страхового рынка. Он занимает ведущее место по объему страхования и на душу на­селения. В списке крупнейших страховых компаний американ­ские страховщики представлены большим количеством, и пре­жде всего по линии личного и имущественного страхования. Особую роль играет и английский страховой сектор, основным представителем которого выступает синдикат Ллойда, имею­щий своих членов во многих странах мира. Расширяется и страховой рынок Японии.

Рынок банковских услуг,как и страховой, сформировался достаточно давно, и его роль в экономике нельзя переоценить. Агентами рынка выступают крупные национальные и междуна­родные банки, представляющие услуги не только клиентам соб­ственной страны, но и иностранным либо у себя, либо за ру­бежом путем открытия своих филиалов и отделений. Большое количество банков в силу своего международного характера превратилось в транснациональные банки, имеющие широкую зарубежную институциональную сеть, объем операций которых из года в год растет. Причем процесс концентрации и центра­лизации банковского капитала приводит, несмотря на определен­ные ограничения, к слиянию банков. Крупным банкам проще не только конкурировать, но и расширять сферу своего действия, увеличивать число видов и объемы проводимых операций.

Основными видами операций, проводимых банками на ме­ждународном уровне, являются депозитные и кредитные опе­рации. Депозитная база формируется транснациональными бан­ками как за счет вкладов своих филиалов и отделений за рубежом, так и иностранных вкладчиков, физических и юридических лиц. Транснациональные банки — наиболее крупные получате­ли заграничных правительственных депозитов.

Кредитные операции транснациональных банков столь же разнообразны, как и депозитные. Первое место среди клиентов занимают транснациональные корпорации и их филиалы, ино­странные банки и промышленные фирмы, правительства мно­гих стран и частные лица. В последние годы происходит посто­янный рост числа международных кредитов, что связано как с потребностями мировой экономики, неравномерностью разви­тия депозитной базы, так и с интернационализацией экономи­ки в целом. Не малую роль в этом играет и разнообразие форм и видов кредитов, предоставляемых транснациональными бан­ками, которые занимаются и кредитованием инвестиционных проектов, и пополнением основного и оборотного капитала, и кредитованием внутрикорпорационных расчетов между филиа­лами ТНК.

Особенно расширился такой вид предоставляемых услуг, как эмиссионно-посредническая деятельность, связанная с вы­пуском и размещением международных займов и ценных бумаг. Развивается и операционная деятельность международных бан­ков, что связано с компьютеризацией банковских операций и расширением сфер влияния. На базе ЭВМ банки занимаются эмиссией кредитных карточек. Модифицировались расчетные операции: если раньше они касались только внешней торговли, то теперь обслуживают и международные расчеты, и внутрен­ние. Это проявляется также и в валютных операциях. Нельзя не отметить и такую сферу международной деятельности бан­ков, как предоставление финансовых услуг, т.е. осуществление лизинговых, трастовых и факторинговых операций.

Предоставление страховых услуг коммерческий банк

30 мая Решения вчерашних ЕГЭ по математике

− Учитель Думбадзе
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Сергей решил от­крыть своё дело и об­ра­тил­ся в банк за предо­став­ле­ни­ем кре­ди­та на при­об­ре­те­ние материалов. Какие ещё функ­ции вы­пол­ня­ют ком­мер­че­ские банки? Вы­бе­ри­те из приведённого спис­ка нуж­ные по­зи­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) осуществление расчётов и платежей

2) предоставление стра­хо­вых услуг

3) приём вкладов

4) регулирование де­неж­но­го обращения

5) денежная эмиссия

6) поддержка курса на­ци­о­наль­ной ва­лю­ты

1) осу­ществ­ле­ние расчётов и пла­те­жей — да, верно.

2) предо­став­ле­ние стра­хо­вых услуг — нет, неверно

3) приём вкла­дов — да, верно.

4) ре­гу­ли­ро­ва­ние де­неж­но­го об­ра­ще­ния — нет, неверно, это функ­ция Центробанка.

5) де­неж­ная эмис­сия — нет, неверно, это функ­ция Центробанка.

6) под­держ­ка курса на­ци­о­наль­ной ва­лю­ты — нет, неверно, это функ­ция Центробанка.

Банк как страховой агент

Бухгалтерия и банки», 2010, N 8

Безотносительно к кризисным условиям, а в кризисные времена в особенности, для банков весьма привлекательны не связанные с риском комиссионные операции: осуществление расчетов, денежные переводы, коммунальные платежи и т.д. В качестве еще одной разновидности комиссионных операций может выступать продажа страховых продуктов.

Может ли банк продавать страховые продукты?

Из этого вовсе не следует, что кредитная организация не может зарабатывать, предлагая своим клиентам продукты страховых компаний (страховщиков); в качестве страховой компании могут выступать как дочерняя фирма банка, так и независимые страховые структуры. Такой возможностью грех не воспользоваться, учитывая то обстоятельство, что многие банки обладают достаточно развитой сетью обособленных структурных подразделений. Концентрация в таком подразделении широкого диапазона финансовых услуг (не только сугубо банковских) как для субъектов предпринимательской деятельности, так и для рядовых граждан имеет несомненные преимущества для клиентуры банка, хотя и предъявляет повышенные требования к персоналу кредитной организации. Оказание клиентам дополнительных финансовых услуг в значительной степени укрепляет конкурентную позицию банка и позволяет ему получать дополнительные доходы.

Закон об организации страхового дела предусматривает существование на страховом рынке, в частности, таких субъектов, как страховые агенты и страховые брокеры. Разница между ними заключается в следующем.

В качестве страховых агентов могут выступать постоянно проживающие на территории РФ и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Формально банки являются юридическими лицами, причем относятся именно к коммерческим организациям, а потому в соответствии с Законом об организации страхового дела могут выступать в качестве страхового агента.

К тому же ст. 5 Закона о банках постановляет, что кредитная организация вправе осуществлять иные (кроме ранее названных в этой статье) сделки в соответствии с законодательством РФ. Почему бы в качестве такой сделки кредитная организация не могла бы заключить договор поручения со страховой организацией в качестве поверенного? Согласно ст. 972 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда договор поручения связан с осуществлением обеими сторонами или одной из них предпринимательской деятельности, доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если договором не предусмотрено иное. Именно в этом вознаграждении и заключается интерес банка.

Страховые компании также не останутся внакладе. Банки привлекательны для них, во-первых, потому что они могут быть посредниками и в розничном, и в корпоративном страховании, а во-вторых, потому что банки сами нуждаются в страховой защите. Страховые компании смогут воспользоваться развитой филиальной сетью крупных банков, что позволит им в отсутствие дополнительных затрат на открытие собственных обособленных подразделений в регионах охватить максимально большой круг потенциальных потребителей страховых продуктов, тем самым обеспечив себе значительное конкурентное превосходство. Нельзя не отметить и то, что в силу сложившихся обстоятельств банки вызывают большее доверие как населения, так и предпринимательского сообщества и их бренды на рынке более значимы. В этих условиях страховые компании, продвигающие свои продукты через сильные банки, имеют возможность выхода на тех потребителей, которые при прочих равных условиях не прибегли бы к их услугам. Сотрудничество страховой компании с максимально большим количеством надежных банков создаст дополнительный источник дохода как для страховой компании, так и для банков, предоставляя в то же время несомненные удобства для клиентов.

Что же касается страховых брокеров, то к ним относятся постоянно проживающие на территории России и зарегистрированные в установленном законодательством РФ порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые действуют в интересах страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика) и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между страховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем), а также с исполнением указанных договоров. При оказании услуг, связанных с заключением указанных договоров, страховой брокер не вправе одновременно действовать в интересах страхователя и страховщика.

Увы, действующее российское законодательство не разрешает кредитным организациям выступать в качестве страхового брокера, хотя в некоторых других странах подобное ограничение на кредитные организации не накладывается. Дело в том, что упомянутый Закон об организации страхового дела содержит норму, согласно которой страховые брокеры не вправе осуществлять деятельность, не связанную со страхованием, тогда как основной деятельностью кредитных организаций является предоставление ссуд субъектам экономики. Кроме того, выше уже говорилось, что деятельность страховых брокеров есть страховая деятельность и она для кредитных организаций прямо запрещена Законом. Однако выступать в качестве страхового агента действующее законодательство банку не запрещает.

Ему не разрешается только деятельность в качестве страхового агента по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров страхования (за исключением договоров перестрахования) с иностранными страховыми организациями или иностранными страховыми брокерами, на территории РФ.

Обстоятельства, осложняющие деятельность банка как страхового агента

Несмотря на нарисованную выше благостную картину, следует отметить, что кроме названных ограничений на пути страхового агента банки будет ожидать целый ряд подводных камней, о существовании которых следует иметь ясное представление.

Существование первого подводного камня вытекает из определения страхового агента, а именно из того, что агент действует от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Другими словами, страховой агент является представителем страховщика, а согласно п. 3 ст. 182 ГК РФ представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично.

Между тем в целом ряде случаев, например при страховании предмета залога, обеспечивающего исполнение обязательств заемщика по договору кредита, банк выступает в роли выгодоприобретателя, ибо в соответствии со ст. 334 ГК РФ он как залогодержатель имеет право получить удовлетворение из страхового возмещения за утрату или повреждение заложенного имущества независимо от того, в чью пользу оно застраховано, если только утрата или повреждение не произошли по причинам, за которые банк отвечает.

С учетом того факта, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ, данный подводный камень следует признать достаточно опасным препятствием на пути осуществления коммерческим банком функций страхового агента. Выходит, что банк, будучи выгодоприобретателем, не вправе одновременно выступать представителем страховщика (страховым агентом) при заключении договоров в свою пользу.

Для того чтобы не создавать клиенту неудобств, отправляя его в другое место за получением соответствующей страховой услуги, рассмотренную проблему несложно решить следующим способом. В тех случаях, когда банк может оказаться выгодоприобретателем, функции страхового агента должно выполнить физическое лицо — не обязательно работник банка (известно, что страховым агентом может быть и физическое лицо). Важно только подчеркнуть, что это физическое лицо со страховщиком должен связывать исключительно гражданско-правовой, а не трудовой договор (т.е. физическое лицо, если оно выступает в качестве страхового агента, не может быть работником или совместителем у страховщика), — это следует из законодательного определения страхового агента. В отличие от страхового брокера законодатель не требует от физического лица — страхового агента, чтобы оно было зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя.

Это интересно:  Виды юридических лиц 2020

Если покажется, что в этом случае банк не будет иметь никакой выгоды, то это не так. Помимо создания удобств для клиента, который получает возможность решить свои финансовые проблемы в одном месте, что само по себе полезно банку, можно, к примеру, оформить договор аренды (или субаренды) площадей и офисного оборудования со страховым агентом — физическим лицом. Тогда хотя бы часть вознаграждения, полученного страховым агентом — физическим лицом, осядет непосредственно в банке.

Вторым препятствием является вопрос, связанный с определением даты оказания агентских услуг: его неправильное решение повлечет несвоевременное признание доходов и расходов, а следовательно, и неправильное определение налоговой базы. Этот вопрос приходится решать, когда предметом агентского договора является привлечение юридических и физических лиц к заключению со страховщиком договоров страхования.

Если согласно агентскому договору страховщик уплачивает агенту вознаграждение, определяемое в процентах от размера поступившей страховой премии, то возникает казусная ситуация. В этом случае вознаграждение будет выплачиваться после заключения договора страхования по мере перечисления страхователем сумм страховой премии. Напомним, что согласно ст. 954 ГК РФ под страховой премией понимается плата за страхование, которую страхователь (выгодоприобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, которые установлены договором страхования.

Поскольку по многим договорам страхования страховая премия перечисляется не одноразово, а в несколько приемов, стороны могут посчитать, что и оказанные агентские услуги следует признавать также в несколько приемов — в месяцах перечисления части страховой премии в той доле, которая приходилась на данную часть. Соответственно, составление акта, признание агентом дохода (страховщиком — расхода) и исчисление налогов производятся в месяце уплаты страхователем страховой премии. Увы, такой подход влечет за собой возникновение определенных налоговых рисков.

Согласно ст. 273 Налогового кодекса РФ банки не имеют права на определение даты получения дохода по кассовому методу. Банк как агент оказывает страховщику посредническую услугу. Согласно п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. В отличие, скажем, от работы, когда право собственности на результаты выполненной работы (ее реализации) переходит при оформлении соответствующих документов, подтверждающих сдачу-приемку работ, услуга, поскольку она нематериальна, потребляется и реализуется в процессе ее оказания.

Из агентского договора, предметом которого является сотрудничество страховщика и агента в вопросах привлечения юридических и физических лиц к заключению со страховщиком договоров страхования, и определения понятия «услуга» следует, что в тот момент, когда страхователь и страховщик заключили договор страхования, агент уже исполнил свои обязательства надлежащим образом, т.е. услуга оказана агентом и получена страховщиком, а значит, и реализована. Поэтому для агента дата определения выручки от реализации услуг и момент определения налоговой базы по НДС возникнут в том месяце, когда между страховщиком и страхователем был заключен договор страхования (при посредстве страхового агента — банка).

Между тем противники данной точки зрения нередко ссылаются на ст. 156 «Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров» НК РФ, п. 1 которой гласит, что налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров. Дескать в этом пункте речь идет о доходе, уже полученном в виде вознаграждения. Ведь поскольку в агентском договоре закреплено, что страховщик уплачивает агенту вознаграждение, определяемое в процентах от размера поступившей страховой премии, установить величину вознаграждения по конкретному договору можно только после поступления денежных средств страховщику. И именно после этого момента следует составлять акт, а агент может признать доход от реализации и исчислить налоги.

Подобная позиция не безупречна. Раз в договоре страхования уже указана величина страховой премии, то расчет агентского вознаграждения в процентах от данной величины возможен уже в момент заключения договора страхования. Другое дело, что факт уплаты страховой премии в этом случае находится в сфере правоотношений страховщика и страхователя и никак не связан с реализацией агентом услуг по содействию в заключении договоров страхования (потому что сами договоры уже заключены; другими словами, агент надлежащим образом исполнил свои обязательства).

В качестве дополнительного подтверждения можно привести позицию Минфина России, выраженную в Приказе от 04.09.2001 N 69н «Об особенностях применения страховыми организациями Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению». В нем финансовое ведомство отмечает, что у страховщика по кредиту субсчета 77-7 «Расчеты со страховыми агентами, страховыми брокерами по вознаграждению» отражается сумма начисленного вознаграждения, причитающегося страховым агентам, страховым брокерам за заключение договоров страхования, сострахования, перестрахования в полном объеме, вне зависимости от факта уплаты страховой премии страхователем. При неисполнении страхователем, перестрахователем обязательства по уплате страховой премии (взноса) в срок, установленный договором страхования, сострахования, перестрахования, на сумму начисленного вознаграждения, причитающегося страховым агентам, страховым брокерам за заключение договоров страхования, сострахования, перестрахования производится сторнирующая запись способом «красное сторно».

Исходя из сказанного, следовало бы признать, что по рассматриваемым агентским договорам датой реализации услуг страхового агента будет дата, когда страхователь и страховщик (через посредство страхового агента — банка) заключили договор страхования. Соответственно, эта дата будет являться датой признания дохода от реализации агентских услуг и моментом определения агентом налоговой базы по НДС. На эту дату должен быть оформлен и акт оказания агентских услуг, так как Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (п. 4 ст. 9) требует, чтобы первичный учетный документ был составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания.

Третий подводный камень кроется в антимонопольном законодательстве. Проблема в том, что ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести (здесь и далее выделено автором. — Примеч. ред.), в частности, к навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования), а также созданию препятствий доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Нас не должны вводить в заблуждение слова «на товарном рынке», ибо ст. 4 Закона о защите конкуренции ясно и недвусмысленно говорит, что товар — это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот, а финансовая услуга — это банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Поскольку и кредитные организации, и страховщики относятся к финансовым организациям, то необходимо помнить и требование ч. 9 ст. 35 Закона о защите конкуренции:

«9. Финансовые организации обязаны направлять в антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в письменной форме между ними или ними и федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, за исключением:

  1. соглашений между финансовыми организациями, если стоимость активов каждой из них по бухгалтерскому балансу по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате достижения соглашения, не превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации;
  2. соглашений между финансовыми организациями, которые не связаны с оказанием финансовых услуг третьим лицам;
  3. соглашений, являющихся договорами об оказании финансовых услуг, а также соглашений, достижение которых предусмотрено договорами об оказании финансовых услуг;
  4. соглашений, являющихся договорами, заключаемыми финансовыми организациями в процессе обычной хозяйственной деятельности;
  5. соглашений о расторжении ранее достигнутых соглашений;
  6. соглашений об изменении ранее достигнутых соглашений, не предусматривающих изменение существенных условий ранее достигнутых соглашений;
  7. соглашений, являющихся предварительными договорами».

Величина стоимости активов кредитной организации по бухгалтерскому балансу по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате достижения соглашения между финансовыми организациями, превышение которой является основанием для направления в антимонопольный орган уведомления в соответствии с ч. 9 ст. 35 Закона о защите конкуренции, установлена Правительством РФ в размере 390 млрд руб.

Нарушение требований, установленных Законом о защите конкуренции, по части заключения ограничивающих конкуренцию соглашений и непредставления ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы преследуется в административном и уголовном порядке.

Если говорить конкретно, то в соответствии со ст. 14.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством РФ соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством согласованных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 до 50 тыс. руб. либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100 тыс. руб., а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), — в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100 тыс. руб.

Наказание может последовать и на основании ст. 19.8 КоАП РФ за непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля. А ст. 178 Уголовного кодекса РФ гласит, что недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократное злоупотребление доминирующим положением, которое выразилось в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере, наказываются штрафом в размере от 300 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

С начала 2007 г. Федеральная антимонопольная служба возбудила дела в отношении более чем полусотни банков и нескольких десятков страховых компаний, нарушающих антимонопольное законодательство. Основным лейтмотивом в «крестовом походе» против банков и страховых компаний выступали два момента: во-первых, считалось незаконным сотрудничество банков с «избранными» страховыми компаниями, поскольку, по мнению ФАС России, это ограничивало доступ на рынок страховым организациям, не вошедшим в перечень «избранных», а во-вторых, признавалось, что навязывание услуг страховщиков заемщикам ущемляет права клиентов банка.

Это интересно:  Несчастные случаи в армии

Определенную подсказку для разрешения сложившейся ситуации дает пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ. В указанной статье мы, в частности, читаем:

«Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции:

. 3) осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации), в том числе:

получение от заемщиков сумм в счет компенсации страховых премий (страховых взносов), уплаченных банком по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности указанных заемщиков, в которых банк является страхователем и выгодоприобретателем«.

Коль скоро НК РФ предусматривает возможность получения от заемщиков сумм в счет компенсации страховых премий (страховых взносов), уплаченных банком по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности указанных заемщиков, в которых банк является страхователем и выгодоприобретателем, то странно было бы расценивать взимание компенсации страховой премии как навязанную услугу.

Позиция Правительства РФ

Ситуация, когда сотрудничество банков со страховыми компаниями рассматривается отдельными государственными структурами исключительно как сговор, не могла быть признана нормальной, а потому привела к появлению Постановления Правительства РФ от 30.04.2009 N 386 «О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями». Этим Постановлением утверждены Общие исключения в отношении соглашений между кредитными и страховыми организациями.

Данный документ применяется к соглашениям между кредитными и страховыми организациями, в отношении которых соблюдаются следующие условия:

  • соглашения определяют порядок взаимодействия сторон при страховании рисков заемщиков кредитной организации, включая потенциальных заемщиков, являющихся юридическими и физическими лицами (за исключением взаимодействия сторон при страховании рисков заемщиков в рамках реализации программ ипотечного кредитования);
  • страхование рисков является обязательным условием предоставления займа или кредитования заемщиков в соответствии с законодательством РФ и (или) условиями договора займа или кредитного договора, заключаемого между кредитной организацией и заемщиком.

Несмотря на то что названное Постановление ориентировано только на заемщиков, как реальных, так и потенциальных, думается, что кредитные организации должны руководствоваться его положениями (в том что касается требований к страховым организациям) и в отношении других клиентов, интересы которых не связаны с заимствованиями, а направлены на получение иных банковских услуг и на приобретение страховых продуктов непосредственно в данном подразделении банка.

Согласно Постановлению соглашение признается допустимым в случае, если кредитная организация, являющаяся стороной такого соглашения, принимает страховые полисы (договоры страхования) любой страховой организации, отвечающей требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги, и выполняет одновременно следующие условия:

  • устанавливает для страховых организаций исчерпывающий перечень требований, которые:
  1. направлены на оценку финансовой устойчивости и платежеспособности страховой организации, а также на раскрытие информации о собственниках страховой организации;
  2. сформулированы четко и исключают их неоднозначное толкование;
  3. не предусматривают обязательного наличия у страховой организации:

а) определенного размера уставного капитала, за исключением случая, когда этот размер соответствует установленному страховым законодательством минимальному размеру уставного капитала страховой организации;

б) определенного размера собранной страховой премии (в абсолютном выражении) в целом или по видам страхования;

в) определенного размера страховых резервов или собственных средств;

г) опыта осуществления страховой деятельности, за исключением случая, когда требование к минимальному сроку осуществления страховой деятельности составляет не более трех лет;

д) филиалов, представительств, иных структурных подразделений, а также страховых агентов вне места нахождения страховой организации;

е) рейтинга российских или международных рейтинговых агентств;

  • устанавливает исчерпывающий перечень требований к условиям предоставления страховой услуги, при этом указанные требования:
  1. не содержат явно обременительных для заемщиков условий, которые, исходя из разумно понимаемых интересов они не приняли бы при наличии у них возможности участвовать в определении условий договоров страхования;
  2. не относятся к предмету договора страхования;
  3. сформулированы четко и исключают их неоднозначное толкование;
  4. не предусматривают обязанность заемщика заключать договор страхования на срок, равный сроку кредитования, в том случае, когда кредитование осуществляется на срок свыше одного года;
  5. не предусматривают ограничений в отношении размера страховой суммы, за исключением установления страховой суммы в размере общей суммы долга по договору займа или кредитному договору (общая сумма долга по указанному договору не включает платежи, связанные с несоблюдением заемщиком условий договора);
  • устанавливает перечень сведений и документов, которые страховая организация должна представить в кредитную организацию для проверки ее соответствия требованиям к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги;
  • устанавливает сроки направления страховой организации, которая обратилась с соответствующей просьбой, перечня требований кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги, а также перечня сведений и документов, которые страховая организация должна представить в кредитную организацию для проверки ее соответствия указанным требованиям;
  • устанавливает сроки рассмотрения представленных страховой организацией сведений и документов для проверки ее соответствия требованиям к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги, а также сроки направления мотивированного ответа страховой организации о ее соответствии или несоответствии указанным требованиям;
  • устанавливает сроки включения страховой организации в перечень страховых организаций, отвечающих требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги, а также порядок формирования перечня страховых организаций, отвечающих требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги, в том числе основания для включения и исключения страховой организации из указанного перечня;
  • устанавливает порядок информирования заемщиков о праве выбора любой страховой организации, отвечающей требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги;
  • доводит до сведения заемщиков на официальном сайте кредитной организации в Интернете (при его наличии), на информационных стендах в помещениях кредитной организации и местах обслуживания клиентов, а также при устном обращении в кредитную организацию следующую информацию:
  1. сведения о возможности заемщиков страховать риски в любой страховой организации, отвечающей требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги;
  2. перечень страховых организаций, отвечающих требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги;
  3. требования кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги;
  4. перечень сведений и документов, которые страховая организация должна представить в кредитную организацию для проверки ее соответствия требованиям к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги;
  • не устанавливает ограничений (лимитов) на количество договоров страхования, которые могут заключать с заемщиками страховые организации, отвечающие требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги, ограничений (лимитов) на размер страховой суммы, которую могут устанавливать в договорах страхования, заключаемых с заемщиком, страховые организации, отвечающие требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги, а также ограничений (лимитов) на размер страховой премии, которая может быть получена страховой организацией, отвечающей требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги, по договорам страхования, заключаемым с заемщиками.

Не могут быть признаны допустимыми условия соглашений, которые устанавливают:

  • обязанность сторон соглашения не заключать аналогичные соглашения с иными кредитными и страховыми организациями, за исключением договоров, по которым страховым агентом выступает кредитная организация;
  • обязанность сторон требовать от заемщика страховать риски в одной страховой организации в течение всего срока кредитования;
  • обязанность сторон требовать от заемщика страховать иные риски, чем риск утраты или повреждения заложенного имущества, за исключением случая, когда соглашение предусматривает обязанность кредитной организации предложить заемщику кредитование на сопоставимых по срокам и размерам кредитования условиях, исключающих обязанность заемщика страховать иные риски, чем риск утраты или повреждения заложенного имущества;
  • ограничение права кредитной организации формировать несколько перечней страховых организаций, отвечающих требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги, а также предъявлять различные требования к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги в зависимости от вида (программы) кредитования;
  • ограничение права кредитной организации использовать такие характеристики, как размер уставного капитала, размер собранной страховой премии, размер страховых резервов и собственных средств страховой организации при расчете относительных показателей, характеризующих финансовую устойчивость и платежеспособность страховой организации.

В целях обеспечения конкуренции соглашение должно содержать условие, согласно которому кредитная организация обязана принимать страховой полис (договор страхования) любой страховой организации, выбранной заемщиком, при условии, что страховая организация соответствует требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги.

Соглашение, в отношении которого выполняются вышеуказанные условия, является допустимым, если его заключение не является обязательным условием включения страховой организации в перечень страховых организаций, отвечающих требованиям кредитной организации к страховым организациям и условиям предоставления страховой услуги.

Хотелось бы еще обратить внимание на ряд особенностей рассмотренного Постановления Правительства РФ.

Как уже отмечалось, оно распространяется только на заемщиков — реальных и потенциальных, за исключением тех, которые кредитуются в рамках реализации программ ипотечного кредитования. Другими словами, по отношению к заемщикам, кредитуемым в рамках реализации программ ипотечного кредитования, а также клиентам, которые прибегают к иным банковским услугам, отличным от кредитования, и заинтересованы в приобретении страховых продуктов, названное Постановление не применяется.

Кроме того, иногда высказывается мнение, что данным Постановлением якобы наложен запрет на включение условия обязательности личного страхования в договор кредитования. На самом деле речь в нем идет не о договоре кредитования, а о соглашении между кредитными и страховыми организациями, о том, что соглашение между ними не может содержать положения, обязывающего одну из сторон (обычно это банк) требовать от заемщика страховать иные риски, чем риск утраты или повреждения заложенного имущества. Если соглашение между кредитной и страховой организацией не содержит такого обязывающего положения, то это не значит, что банк не вправе включить такое требование в кредитный договор, хотя и рискует при этом получить претензии со стороны ФАС России или Роспотребнадзора. Банк это делает не под давлением страховой организации, а в собственных интересах и в интересах клиента, иначе кредит ему обойдется дороже.

Что касается продвижения банками — страховыми агентами страховых продуктов клиентам, которые не являются заемщиками, то реализация этих продуктов на комиссионных началах не должна бы порождать особых конфликтов, связанных с заключением агентских соглашений между кредитными и страховыми организациями. Однако такой конфликт с надзорными инстанциями может возникнуть в связи с понятием «потенциальный заемщик», которое Постановление N 386 не раскрывает. Если потенциальным заемщиком считать лицо, подавшее в банк кредитную заявку, по которой еще не вынесено решения, то это одно. Но если потенциальным заемщиком считать любое лицо, которое может подать кредитную заявку, то это уже совсем другое дело и тогда любое лицо можно считать потенциальным заемщиком и распространить в отношении его положения этого документа.

В целях развития рынка финансовых услуг было бы целесообразно принять первую трактовку понятия «потенциальный заемщик». Тогда банки получили бы возможность работать как с объектами личного страхования, т.е. имущественными интересами, связанными:

  • с достижением гражданами определенного возраста, наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни);
  • причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование), — так и с объектами имущественного страхования, т.е. имущественными интересами, связанными, в частности:
  1. с владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества);
  2. обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности);
  3. осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков).

Статья написана по материалам сайтов: helpiks.org, soc-ege.sdamgia.ru, wiseeconomist.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector