Перечислите виды социальных норм

Социальные нормы представляют собой обязательные правила поведения

Социальные нормы являются правилами поведения общего характера

Социальные нормы — правила поведения.

Признаки социальных норм

Понятие и виды социальных норм

В любом обществе, социальной группе действуют определенные правила поведения, которые называют социальными нормами. Они разнообразны по своему содержанию и направленности.

Норма [от лат. norma]— это образец, правило поведения. Применительно к обществен­ным отношениям, нормы приобретают социальный характер. Они становятся образцами, правилами поведения, которые упорядочивают отношения между людьми, общественными объединениями и иными организациями в обществе.

Социальные нормы обладают следующими характерными признаками:

Ониустанавливают образцы, в соответствии с которыми люди взаимодействуют друг с другом. Общественные нормы указывают, какими должны или могут быть человеческие по­ступки.

Это означает, что требования социальных норм рассчитаны не на отдельного человека, как, например, индивидуальные правила, а на всех людей, живущих в обществе.

Более того, нормы действуют постоянно, непрерывно, в отношении всех случаев, кото­рые предусмотрены правилом.

Словом,социальные нормы устанавливают постоянный, общий критерий, с которым должно соотноситься поведение людей.

Поскольку нормы призваны упорядочивать общественные отношения и согласовывать интересы людей, требования норм, охраняются силой общественного мнения, а при особой необходимости— государственно-властным принуждением.

Таким образом, социальные нормыэто общие правила поведения, непрерывно дей­ствующие во времени в отношении неопределенного круга лиц и неограниченного количества случаев.

Все существующие социальные нормы можно классифицировать по трем основаниям:

1. По сфере регулирования общественных отношений социальные нормы подразделяют­ся на:

o нормы права —общеобязательные правила поведения людей, установленные и охраняемые госу­дарством;

o нормы морали —правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле,справедливости и несправедливости, долге,чести, достоинстве.Они охраняются силой общественного мнения и (или) внутренними убеждениями человека;

o нормы обычаев —это правила поведения, сложившиеся в результате длительного повторения людьми определенных действий, закрепившиеся как устойчивые нормы;

Осо­бая роль в первобытном обществе принадлежала такой разновидности обычаев, как ритуалы.Ритуалом называют правило поведения, в кото­ром самым главным является заранее строго заданная форма его ис­полнения.Само содержание ритуала не столь важно — главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту,вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др.

Несколько позднее в риту­альных действиях стали выделять обряды.Обряды представляли со­бой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых сим­волических действий. В отличие от ритуалов они преследовали опре­деленные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более серьезное влияние на психику человека.

o нормы традиций — это исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение обобщенные правила, связанные с поддержанием семейных, национальных и иных устоев;

o политические нормы— это общие правила поведения, регулирующие отношения между клас­сами,социальными группами, связанные с осуществлением государственной власти,способом организации и деятельности государства.

o экономические нормы— представляют собой правила поведения,регулирующие общественные отношения,связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ.

o нормы общественных организаций(корпоративные нормы) являются правилами поведения,ре­гулирующими общественные отношения внутри различных общественных организаций между их членами. Эти нормы устанавливаются самими общественными организациями и охраня­ются с помощью мер, предусмотренных уставами этих организаций.

o религиозные нормы как вид социальных норм возникают в эпоху первобытности. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним боже­ственную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет — фетиш. Потом человек стал поклоняться какому-либо животному или растению — тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат. «анима» — душа), т. е.верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных рели­гий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных — богов. Так появились первые политеистичес­кие (языческие), а потом и монотеистические религии;

2. По способу образованиясоциальныенормы подразделяются на стихийно образован­ные (нормы обрядов, традиций, морали) и нормы, образовавшиеся в результате сознательной деятельности людей (нормы права).

3. По способу закрепленияобщественные правила поведения делятся на письменные и устные.Нормы морали, обычаев, традиций, как правило изустно передаются из поколения в поколение. В отличие от них, правовые нормы приобретают обязательный характер и госу­дарственную защиту только после их письменного закрепления и опубликования в специальных актах (законах,постановлениях, указах и т. д.).

В современном обществе действуют два основных вида социальных норм (правил поведения): со­циально-техническиеи собственно социальные. Правила используются для регулирования поведения человека в его отношениях с приро­дой, техникой либо в сфере общественных отношений. Разнообразие деятельности человека в обществе приводит к разнообразию правил поведения, совокупность которых и обеспечивает регулирование отношений.

Социальные нормы могут складываться стихийно или создавать­ся; закрепляться и выражаться в устной или письменной форме.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

8. Виды социальных норм

В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Многообразные формы взаимодействия индивидуумов, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями. Значительная часть обще?ственных отношений характеризуется противоречи?выми интересами их участников. Результатом таких противоречии становятся возникающие между чле нами общества социальные конфликты. Одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование, т. е. регулирование поведения индивидуумов при помощи определенных норм.

Слово «норма» происходит от лат. norma, что означает «правило, образец, стандарт». Норма указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. Нормы могут быть разными — естественными, техническими, социальными. Действия, поступки людей и социальных групп, являющихся субъектами общественных отношений, регулируют социальныенормы.

Под социальными нормами понимают общие правила и образцы, поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельнос?ти людей . Социальные нормы складываются исторически, закономерно. В процессе своего становления, преломляясь через общественное сознание, они затем закрепляются и воспроизводятся в необходимых обществу отношениях и актах. В той или иной мере социальные нормы являются обязательными для исполнения теми, кому адресованы, имеют определенную процедурную форму выполнения и механизмы своей реализации.

Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Это интересно:  Куда написать жалобу на врача поликлиники

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представ?лений людей о добре и зле, о справедливости и не?справедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев — это правила поведения, вошед?шие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев — это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы — это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, церкви вовые нормы это права д, у новленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

Различные виды социальных норм появлялись не одновременно, а один за другим, по меренеобходимости.

С развитием общества они все более усложнялись.

Ученые предполагают, что первым видом социальных норм, возникшим еще в первобытном обще?стве были ритуалы. Ритуалом называют правило поведения, в котором самым главным является заранее строго заданная форма его исполнения. Само содержание ритуала не столь важно — главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др. Несколько позднее в ритуальных действиях стали выделять обряды. Обряды представляли собой правила поведения, заключавшиеся в выполнении некоторых символических действий. В отличие от ритуалов они преследовали определенные идеологические (воспитательные) цели и оказывали более глубокое влияние на психику человека.

Следующими по времени появления социальными нормами, которые являлись показателем новой, более высокой ступени развития человечества, были обычаи. Обычаи регулировали практически все стороны жизни первобытного общества.

Еще одним видом социальных норм, возникших в эпоху первобытности, были религиозные нормы. Первобытный человек, осознававший свою слабость перед силами природы, приписывал последним божественную силу. Первоначально объектом религиозного преклонения был реально существующий предмет — фетиш. Потом человек стал поклоняться какому?либо животному или растению — тотему, видя в последнем своего предка и защитника. Затем тотемизм сменился анимизмом (от лат. «анима» — душа), т. е. верой в духов, душу или всеобщую одухотворенность природы. Многие ученые полагают, что именно анимизм стал основой для возникновения современных религий: со временем среди сверхъестественных существ люди выделили несколько особенных — богов. Так появились первые политеистические (языческие), а потом и монотеистические религии.

Параллельно возникновению норм обычаев и религии в первобытном обществе формировались и нормы морали. Определить время их возникновения невозможно. Можно лишь сказать, что мораль появляется вместе с человеческим обществом и является одним из наиболее важных социальных регуляторов.

В период возникновения государства появляются первые нормы права.

Наконец, последними по времени возникают корпоративные нормы.

Все социальные нормы имеют общие черты. Они представляют собой правила поведения общего характера, т. е. рассчитаны на многократное применение, и действуют непрерывно во времени в отношении персонально неопределенного круга лиц. Помимо этого социальные нормы характеризуются такими признаками, как процедурность и санкционированность. Процедурность социальных норм означает наличие детально регламентированного порядка (процедуры) их реализации. Санкционированность отражает тот факт, что каждый из видов социальных норм имеет определенный механизм реализации их предписаний.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Как уже было указано выше, соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций.

Под социальной санкцией обычно понимается реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими). Также различают санкции формальные (исходящие от официальных организаций) и неформальные (исходящие от неофициальных организаций). Социальные санкции выполняют ключевую роль в системе социального контроля, вознаграждая членов общества за выполнение социальных норм либо наказывая за отклонение от последних, т. е. за девиантность.

Девиантным (отклоняющимся) называется такое поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм. Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям. Так, известный социолог Э. Дюркгейм полагал, что девиация помогает обществу получить более полное представление о многообразии социальных норм, ведет к их совершенствованию, способствует социальному изменению, раскрывая альтернативы уже существующим нормам. Однако в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу. Причем в узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, не являются преступлениями. Совокупность преступных действий индивида имеет в социологии особое название — деликвентное (буквально — преступное) поведение.

Исходя из целей и направленности девиантного поведения выделяют деструктивный и асоциальный его типы. К первому типу относятся отклонения, причиняющие вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.), ко второму — поведение, наносящее вред общностям людей (нарушение правил поведения в общественных местах, нарушение трудовой дисциплины и т. п.).

Исследуя причины отклоняющегося поведения, ученые?социологи обратили внимание на то, что и девиантное и деликвентное поведение широко распространяются в обществах, переживающих трансформацию социальной системы. Причем в условиях общего кризиса социума такое поведение может приобретать тотальный характер.

Противоположностью отклоняющемуся поведению является поведение конформистское (от лат. conformis — подобный, сходный). Конформистским называют социальное поведение, соответствующее принятым в обществе нормам и ценностям. В конечном счете основной задачей нормативного регулирования и социального контроля является воспроизводство в обществе именно конформистского типа поведения.

17. Понятие, признаки и виды социальных норм.

Социальные нормы — правила поведения общего характера, которые складываются в отношениях между людьми в обществе в связи с проявлением их воли (интереса), и обеспечиваются разными способами социального влияния.

Сущностью социальных норм являются не просто правила, т.к. правила существуют и в несоциальных образованиях, таких, например, как математика, грамматика, техника и другие (технические нормы), а правила отчётливо выраженного социального характера.

Признаки социальных норм:

1. Правила (масштабы, образцы, модели) поведения регулятивного характера — социально-волевые нормы, исторически сложившиеся или целенаправленно установленные. Они направляют поведение людей в соответствии с заложенной в норме идеальной моделью общественных отношений, вносят одинаковость в регулирование общественных отношений и формируют непрерывно действующий механизм типичных масштабов поведения;

Это интересно:  В каких случаях скорая забирает в больницу

2. Правила поведения общего характера, т.е. не имеющие конкретного адресата. Они рассчитаны на то, чтобы направлять поведение людей в рамках отношений данного вида; вступают в действие каждый раз, когда возникают соответствующие общественные отношения;

3. Правила поведения предписывающего характера — общеобязательные. Они устанавливают запреты, дают эталоны поведения;

4. Правила поведения, которые обеспечиваются определенными средствами воздействия на поведение людей (привычкой, внутренним убеждением, общественным влиянием, государственным принуждением).

Основные виды социальных норм:

1. Нормы права — это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.

2. Нормы морали (нравственности) — правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.

3. Нормы обычаев — это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) — это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Кроме указанных, среди социальных норм различают:

 нормы культуры и др.

Сферы действия права и морали не совпадают лишь частично, т. е. значительная совокупность общественных отношений и является предметом регулирования и права, и морали. Моральные требования дают больший простор для толкования и применения, при этом право и мораль рассматриваются по времени введения в действие и их историческим судьбам.

18. Понятие, структура и функции правосознания.

Правосознание — это система взглядов, представлений, чувств, установок, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву, к иным правовым явлениям, к поведению людей как правомерному или противоправному. По сути, правосознание представляет собой всякое субъективное отношение людей к праву.

С точки зрения содержания в рамках феномена правосознания можно выделить несколько компонентов:

— Рациональный компонент (взгляды, представления, идеи о праве);

— Психологический компонент (чувства, эмоции, вызываемые правом и выражающие определенное отношение к действующему или желаемому праву);

— Поведенческий компонент (установка на определенное поведение в правовой сфере, готовность действовать определенным образом — в соответствии или вопреки праву).

Традиционно в рамках правосознания выделяют два крупных комплекса:

Правовая идеология — это представления, взгляды, понятия, убеждения, теории, концепции о правовой действительности. Идеологические элементы представляют собой по преимуществу систематизированное знание о конкретных правовых явлениях, их осмысление на достаточно высоком, научном уровне. Правовая идеология не возникает самопроизвольно, она вырабатывается специалистами и усваивается населением в процессе правового воспитания, при получении юридического образования, при знакомстве с юридической литературой, нормативными актами.

Правовая психология — это оценки, чувства, эмоции, настроения людей в отношении правовой действительности. Психологические элементы правосознания — это отношение к знанию о правовых явлениях, их эмоциональное восприятие.

Правовую идеологию и правовую психологию достаточно трудно отделить друг от друга, имеет место их переплетение и взаимопроникновение. Обе сферы правосознания тесно связаны и взаимодействуют между собой.

Познавательная (гносеологическая) — состоит в накоплении знаний о праве и возможности дальнейшего осмысления правовой действительности.

Регулятивная — проявляется в том, что правосознание способно, при определенных условиях, выступать регулятором общественных отношений; оно представляет собой канал воздействия через мотивацию на поведение людей.

Прогностическая — состоит в возможности предвидения, предсказания будущего состояния правовой системы.

Функция моделирования — выражается в возможности формировать соответствующие модели поведения.

Коммуникативная — состоит в том, что оно служит важной идеально-духовной основой для социального взаимодействия, установления и поддержания контактов, передача необходимой информации и сознательного управления людьми.

Оценочная — заключается в возможности оценки поведения людей с точки зрения различных элементов структуры правосознания, оценки прав.

Различают отдельные виды правового сознания. Классификации обычно проводятся по двум основаниям:

• по уровню правосознания.

В зависимости от субъектов-носителей правосознания различают:

— индивидуальное правосознание (правовые представления и чувства индивидуума),

— групповое правосознание (правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев населения),

— общественное правосознание (правовые представления и чувства общества в целом).

В зависимости от уровня познания сущности правовых явлений, от глубины отражения юридической действительности различают:

— обыденное (массовое, эмпирическое) правосознание;

— научное (теоретическое) правосознание.

Обыденное правосознание присуще людям, которые сталкиваются с юридической стороной жизни общества лишь эпизодически и не имеют специального образования. Оно складывается стихийно, самопроизвольно и отражает правовые явления на основе повседневного опыта. Обыденные представления о праве носят ограниченный характер, отличаются хаотичностью и разрозненностью.

Профессиональное правосознание присуще людям, имеющем специальное юридическое образование и занимающихся практической юридической деятельностью. Его особенность состоит в доскональном знании правовых норм, регулирующих тот или иной вид юридической деятельности, определенных юридических процедур. Это правосознание практикующих юристов: судей, прокуроров, адвокатов, юрисконсультов и т.д. В качестве недостатка этого уровня правосознания можно отметить некоторую его узость, выражающуюся в том, что практикующие юристы обычно глубоко знают одну (или несколько) отрасль права, в рамках которой они практикуют. Это правосознание не проникает в сущность правовых явлений.

Научное правосознание формируется на базе научных исследований и выражено в понятиях, категориях, идеях, концепциях, отражающих юридические явления на значительно более глубоком уровне. Оно характеризуется максимальной глубиной познания сущности правовых явлений, отражает системность правовых связей. В качестве недостатка этого вида правосознания можно указать на отсутствие практических навыков, незнание некоторых процедурных моментов, относящихся к практической стороне правореализационной деятельности.

Основные виды социальных норм

И.М. Погребной

ТЕОРИЯ ПРАВА

Департаментом
по работе с персоналом МВД Украины
в качестве ученого пособия для вузов МВД Украины

ББК 67.9(4УКР)я73 П 58 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Национального университета внутренних дел 26.02.2002 г.

Рецензентчлен-корреспондент Академии правовых наук,
гл. ученый секретарь АПрН Украины, проф. кафедры теории государства и права Национальной юридической академии
им. Ярослава Мудрого, д-р. юрид. наук, проф. Петришин А.В.

Погребной И.М.

П58 Теория права: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. – Харьков: Государственное специализированное издательство «Основа», 2003. – 128 с.

Издание предназначено для полноценного овладения курсом теории государства и права, а именно теории права. Данное пособие будет подспорьем тем, кто только начинает изучать право, осваивает фундаментальный понятийный общеправовой аппарат. Автор акцентирует внимание на основных теоретических проблемах, имеющих большое практическое, прикладное значение. Материал учебного пособия изложен в соответствии с новейшими достижениями в общетеоретической юридической науке.

Это интересно:  Перевод дачного дома из нежилого в жилое

Для курсантов, слушателей, студентов, адъюнктов и аспирантов юридических вузов и факультетов.

ISBN 5–7768–0783–2

© Погребной И.М., 2003

©Национальный университет внутренних дел, 2003

© Тяпкин А.С., Будрейко А.Е., обложка, 2003

ПРЕДИСЛОВИЕ

Основная задача высшей школы Украины на современном эта­пе формирования суверенного, правового, демократического, социального государства – повышение уровня подготовки специалистов. Это связано с приобретением ими профессиональных знаний, навыков и умений творчески и эффективно применять полученные знания при решении тех или иных задач, которые возникают в соответствующей повседневной практической деятельности. В равной мере это относится и к тем учебным заведениям Украины, где готовят специалистов с высшим юридическим образованием. Подготовка будущих юристов-специали­ст­ов осуществляется путем изучения ими определенной системы правовых дисциплин, предусмотренных учебным планом. Наиболее важные из этих дисциплин, в том числе и теория государства и права, выносятся на государственный экзамен.

В высших юридических учебных заведениях курс теории государства и права традиционно изучается студентами (курсантами, слушателями) в самом начале учебного процесса (основной курс) и на стадии его завершения (спецкурсы). Без основного курса теории государства и права невозможно усвоение специальных юридических дисциплин. Спецкурсы помогают глубже освоить материал отдельных тем, как правило, имеющих прикладное значение.

Означенный курс предполагает изучение государства и права в их диалектической взаимосвязи, однако вполне обоснованно, что теория государства и теория права в учебной литературе излагаются относительно обособленно. Учитывая первостепенную важность изучения теории права для полноценного овладения профессией юриста, автор данного учебного пособия посвятил его именно теории права. Эта дисциплина в настоящее время переживает период активного переосмысления ряда устоявшихся понятий, объектом отражения которых является право. Будучи достоянием человеческой цивилизации, право представляет собой достаточно сложный предмет научного исследования. Настоящее пособие будет подспорьем тем, кто начинает изучать право, осваивает фундаментальный понятийный аппарат общеправового мировоззрения. В работе сознательно концентрируется внимание читателя не просто на вопросах теории права, а главным образом на проблемах, имеющих не столько академическое, сколько практическое, прикладное значение.

Изложение каждой темы завершается контрольными вопросами и заданиями для самопроверки, а также достаточно развернутым перечнем специальной литературы, которая может быть использована при подготовке к практическим занятиям и написании курсовой работы.

В дальнейшем данное издание предполагается дополнить книгой, посвященной теории государства.

Социальные нормы
и правовое регулирование

Понятие социальных норм.В своей повседневной жизни люди и их коллективы (общественные и государственные организации, органы государства и местного самоуправления и др.) вступают в множество самых различных общественных (социальных) отношений. Соответственно в целях обеспечения стабильности развития и охраны полезных и вытеснения вредных, негативных, с точки зрения общества или государства, социальных связей необходима особая система их регуляции.

В современной юридической литературе выделяются две группы регуляторов поведения человека: нормативные и ненормативные.

К нормативным регуляторам прежде всего относятся социальные нормы: правовые, моральные, корпоративные (нормы общественных организаций и др.), традиций, ритуалов и обычаев, а также политические, религиозные, эстетические, организационные нормы и др.

Социальные нормыэто правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.

Определяющими в их формировании являются существующие экономические и политические отношения, особенности исторического и национального развития, географическое положение конкретного государства и др.

Социальные нормы отличает ряд признаков.

1. Они являются правилами поведения людей, определяют вид и меру человеческих поступков, то есть содержат одинаковый масштаб поведения.

2. Социальные нормы – правила поведения общего характера, то есть они неперсонифицированы, являются, по сути, моделью типичного поведения персонально неопределяемых лиц в конкретной жизненной ситуации.

3. Это обязательные либо желательные правила поведения людей в обществе. Отличает их различный уровень обязательности и формы принуждения.

В большинстве случаев требования социальных норм исполняются или соблюдаются добровольно в силу внутреннего убеждения, согласия, привычки человека. Однако нередко социальные нормы обеспечиваются возможностью применения принудительных мер государственного или общественного воздействия.

Основные виды социальных норм.

1. Нормы права – это общеобязательные, формально определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также обеспечиваются государством.

2.Нормы морали (нравственности) – это правила поведения, которые сложились в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве.

3. Нормы обычаев – это правила поведения, которые сложились в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

В периоды формирования правовых систем (в том числе и отечественной), характеризующиеся нестабильностью законодательства и слабостью судебной власти, участники общественного производства зачастую не могут, да и не хотят обращаться за правовой, в том числе судебной защитой при разрешении конкретной жизненной ситуации.

В данном случае субъекты хозяйственной деятельности прибегают к деловому обычаю – регулярно повторяющейся хозяйственной и иной практике, которая в силу привычки и признаваемой полезности приобретает регулятивное значение. Деловой обычай играет значительную роль не только в хозяйственных процессах внутри страны, но и, например, во внешней торговле. Его следует отличать от правового обычая, хотя, иногда, деловой обычай, приобретая правовую защиту (на нем основывается решение суда), становится правовым.

4. Нормы ритуалов – это правила поведения при совершении обрядов, которые обеспечиваются, как правило, мерами морального воздействия.

Широкое распространение имеют нормы воинских (в системе МВД) ритуалов. Это правило принятия присяги, проведения строевых смотров, иных мероприятий и церемоний. Они закрепляются в уставах, соответствующих положениях ведомственных нормативных актов и обеспечиваются также возможностью применения мер дисциплинарной ответственности.

5. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) – это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах, положениях и т.п., действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия (общественного осуждения, порицания и др.).

6. Политические нормы состоят из правил поведения, регулирующих отношения между государствами, социальными группами, партиями в сфере осуществления политической власти.

7.Религиозные нормы – это установленные религиозными организациями или выработанные в ходе общественной практики правила поведения людей в области вероисповедания, а также воздействием религиозной организации и лиц, исповедующих данную религию.

Статья написана по материалам сайтов: humanitar.ru, studfiles.net, lektsii.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector