Основы ценообразования в электроэнергетике

Цена – это фундаментальная экономическая категория, которая представляет собой денежную стоимость единицы товара.

Цена – это количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель купить товар.

Ценообразование – процесс формирования цен на товары, характеризуемый методами, способами установления цен.

Одной из разновидностей цен являются тарифы на различные виды энергии, транспортные, почтово-телеграфные, коммунальные, таможенные услуги, услуги связи.

Тариф – это система ставок, определяющая размер платы за различные услуги (цена услуг).

Главное отличие электроэнергии, транспортных, почтово-телеграфных и других услуг – процесс производства и процесс потребления этих видов продукции совпадают во времени, т.е. происходят одновременно.

Особенности ценообразования на рынках энергии

Ценообразование в энергетике ‒ это процесс формирования системы тарифов (цен) на рынке энергии и мощности, приемлемых для расчетов за электрическую, тепловую энергию и соответствующие услуги.

Слово «тариф» происходит от названия небольшого города Тарифа близ Гибралтарского пролива. Во время владычества над обоими берегами пролива арабы взимали в Тарифе по особой таблице сбор со всех судов, проходивших через пролив, соответственно качеству и количеству груза. Впоследствии таблицы для взимания разного рода сборов, в том числе и таможенных, стали применяться и в других странах, и слово «тариф» вошло во всеобщее употребление.

Сегодня тариф – это система ставок платы (платёж) за различные производственные и непроизводственные услуги, предоставляемые компаниям, организациям, фирмам и учреждениям. К категории тарифов относят также системы ставок оплаты труда.

Различают две основные системы ценообразования:

рыночное ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения и

централизованное государственное ценообразование на основе назначения цен государственными органами.

В энергетической отрасли действуют обе системы ценообразования, а характер взаимодействия спроса и предложения определяется типом модели рыночных отношений.

Цены на энергетическую продукцию называют тарифами (по аналогии с отраслями, оказывающими услуги производственного характера: связь и транспорт).

Тарифы на электроэнергию – это дифференцированные цены. Они занимают промежуточное положение между тарифами на услуги и ценами на материальные блага, поскольку энергия обладает свойствами как услуг, так и материальных благ.

Услуги, как и всякий товар, обладают полезностью, стоимостью (т.к. требуют затрат на производство и реализацию), обладают определенным качеством и, следовательно, могут обладать и ценой. Однако услуги невозможно ощутить физически, накопить, перемещать. Электроэнергию можно ощутить физически (в какой-то мере), перемещать (передавать) на расстояние и накопить (но пока что в очень ограниченных объемах).

Тарифы, или тарифные ставки устанавливаются дифференцированно по видам потребителей (население, сельское хозяйство, промышленность, общественные организации) и в зависимости от режима энергопотребления.

Т.е. тарифы ‒ это стоимость единицы продукции или услуги, по которой осуществляются расчеты за электрическую и тепловую энергию и оказываемые услуги.

В электроэнергетике товаром особого рода, и, следовательно, предметом спроса, является не только электрическая и тепловая энергия, но и мощность.

В систему тарифов (цен) на рынках энергии и мощности входят:

— тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке и/или их предельные (минимальные или максимальные) уровни;

— тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность) на розничном рынке;

— тарифы (размер платы) за услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии и на розничном рынке тепловой энергии.

Факторы, влияющие на величину тарифов

В процессе формирования тарифов на электро- и теплоэнергию учитываются:

— особенности процессов производства и потребления энергии,

— особенности их как товара и

— особенности рынка энергии и мощности.

Особенности процессов производства и потребления энергии, влияющие на величину тарифа:

— невозможность складирования энергии при совпадении во времени процессов ее производства, передачи и потребления вызывает необходимость поддержания генерирующих мощностей и ЛЭП в работоспособном состоянии;

— дополнительно в тарифе должны учитываться затраты на содержание резервных мощностей, необходимых для обеспечения надежного энергоснабжения. Чем большую надежность энергоснабжения обеспечивает энергоснабжающая организация, тем значительнее затраты на содержание резерва и тем выше должна быть плата за услуги по обеспечению системной надежности.

Особенности электрической (тепловой) энергии как товара и услуг на рынке, учитываемые при формировании тарифов:

— электроэнергия – это товар, который, в любой момент времени должен обладать определенным качеством (напряжением, частотой, синусоидальностью и др.), соответствующим нормативным величинам, поддержание которых требует дополнительных затрат;

— даже при одинаковых качественных параметрах электроэнергии тариф может быть различным в зависимости не только от цены топлива, типа и параметров энергетического оборудования, но и от времени производства энергии (базисная или пиковая, летняя, зимняя энергия), надежности энергоснабжения, географического размещения потребителей.

Особенности рынка энергии и мощности:

— образование новых субъектов рынка энергии и мощности – электросетевых и сервисных компаний ‒ привело к выделению самостоятельных видов услуг (по передаче энергии и мощности по электрической сети, по распределению энергии по региональным (локальным) сетям, по ремонту, по сбыту энергии, по диспетчеризации, коммерческих услуг оператора оптового рынка электроэнергии, услуг по поддержанию системной надежности) и формированию платы за оказание каждого вида услуг.

Принципы формирования тарифов на электро- и теплоэнергию

Основополагающими принципами формирования тарифа для любого условно-замкнутого рынка являются:

— принцип сохранения балансов поставок (покупки) и отпуска (продажи) энергии (материальный баланс);

— принцип получения необходимой валовой выручки (НВВ) для осуществления данного вида деятельности (стоимостной баланс).

Необходимая валовая выручка – экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.

Основной принцип ценообразования заключается в том, что тарифы должны базироваться на полных издержках энергоснабжения, то есть на так называемой стоимости обслуживания. Каждый потребитель должен полностью оплачивать затраты энергоснабжающей организаций, связанные с его энергоснабжением, и обеспечивать необходимую для развития компании прибыль.

В основе формирования тарифов на энергию также лежат принципы:

— государственное регулирование тарифов в естественно-монопольной сфере деятельности (диспетчеризация, передача, распределение энергии) и переход к свободным рыночным ценам в конкурентной сфере (генерация);

— формирование тарифов (цен) исходя из обязательного раздельного учета объемов продукции (услуг), доходов и расходов по производству, передаче, сбыту энергии.

Основные требования к системе тарифов

Система тарифов должна отвечать следующим основным требованиям:

— обеспечение энергетической компании финансовыми ресурсами для покрытия текущих и инвестиционных затрат;

— соответствие тарифов дифференцированной стоимости обслуживания разных категорий потребителей;

— стимулирование снижения издержек производства, передачи, распределения и реализации энергии;

— рационализация режимов потребления электро- и теплоэнергии и снижение потерь в сетях, стимулирование потребителей в снижении нагрузки в часы максимальных пиковых нагрузок в энергосистеме и повышении ее в часы ночных провалов в графике нагрузки;

— повышение эффективности энергоиспользования, стремление максимально заинтересовать потребителей в энергосбережении и рациональном расходовании электро- и теплоэнергии;

— приемлемость тарифов для производителей и потребителей энергии;

— обеспечение социальной защиты малообеспеченных слоев населения;

— простота измерений энергопотребления и расчетов с потребителями;

— стимулирование спроса на энергию отдельных групп потребителей;

— ясность тарифов по своей цели и понятность потребителям энергии;

— гибкость тарифной системы с дифференциацией тарифов по группам потребителей, по территориальным, временным зонам, по видам энергоносителей, качественным параметрам, надежности энергоснабжения.

Методы установления тарифов в сфере регулируемой деятельности

Регулируемая деятельность– деятельность в сфере производства, передачи, распределения и продажи электрической энергии (мощности) и /или тепловой энергии (мощности), подлежащая государственному регулированию в соответствии с законом.

Установление тарифов в сфере регулируемой деятельности базируется на применении следующих методов:

— метод экономически обоснованных расходов (затрат);

— метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала;

— метода индексации тарифов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

37.252.1.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство

Действия

  • Главная
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРУЕМЫХ ЦЕН (ТАРИФОВ) В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ»
Наименование документ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 «О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРУЕМЫХ ЦЕН (ТАРИФОВ) В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ»
Вид документа постановление, перечень, правила
Принявший орган правительство рф
Номер документа 1178
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 29.12.2011
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • «Собрание законодательства РФ», N 4, 23.01.2012, ст. 504
Навигатор Примечания

ПРАВИЛА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (ПЕРЕСМОТРА, ПРИМЕНЕНИЯ) ЦЕН (ТАРИФОВ) В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

1. Настоящие Правила, разработанные во исполнение статьи 24 Федерального закона «Об электроэнергетике», определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее — Основы ценообразования).

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, имеют значения, указанные в Основах ценообразования.

1) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей (отдельно на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления, если в соответствующем субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления);

2) предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей.

4. В рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней цен (тарифов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность).

5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования представляют в Федеральную службу по тарифам информацию об устанавливаемых регулируемых ценах (тарифах) в виде электронных документов с использованием цифровой подписи. Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, помимо указанной информации представляют в указанном виде статистическую информацию.

По запросу Федеральной службы по тарифам указанная информация представляется также на бумажном носителе.

Федеральная служба по тарифам определяет периодичность, способы, сроки и форму представления такой информации.

6. На розничных рынках электрической энергии в отношении организации, которая в порядке правопреемства в полном объеме приобретает в текущем периоде регулирования права и обязанности территориальной сетевой организации, энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, гарантирующего поставщика применяются тарифы, установленные для реорганизованной территориальной сетевой организации, энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, гарантирующего поставщика, до утверждения для указанной организации тарифов в установленном порядке.

7. Цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев.

Действие настоящего пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на решения об установлении цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности и услуги по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, на решения регулирующих органов об установлении цен (тарифов) для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов) (в том числе применительно к отдельным категориям (группам) потребителей, потребителям на определенном уровне напряжения), а также на решения регулирующих органов об установлении размера платы за технологическое присоединение.

8. Установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено настоящими Правилами.

В случае если пересмотр цен (тарифов) и (или) их предельных уровней осуществляется в течение финансового года в соответствии с актом Правительства Российской Федерации либо в целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации, дело об установлении цены (тарифа) и (или) ее предельного уровня не открывается, а материалы при необходимости запрашиваются соответствующими регулирующими органами.

Регулирующие органы определяют срок представления материалов, который не может быть менее 7 дней со дня поступления запроса в организацию.

9. Дело об установлении цены (тарифа) не открывается в случае применения регулирующими органами метода индексации, а также для установления регулируемых уровней:

1) цен (тарифов) на электрическую энергию поставщиков оптового рынка электрической энергии (мощности), применяемых при введении государственного регулирования цен (тарифов) в ценовой зоне (ценовых зонах) оптового рынка электрической энергии (мощности);

2) цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего мощность в вынужденном режиме;

3) цен на мощность для генерирующих объектов, в отношении которых были указаны наиболее высокие цены в ценовых заявках на конкурентный отбор мощности;

4) цен на мощность вводимых в эксплуатацию новых атомных станций и гидроэлектростанций, в том числе гидроаккумулирующих электростанций.

10. Решения об установлении цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности и цен (тарифов) на услуги по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций принимаются в течение 45 дней с даты представления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, полного перечня материалов для расчета тарифов, предусмотренных методическими указаниями по расчету цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности и методическими указаниями по расчету цен (тарифов) на услуги по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, и экономического обоснования исходных данных.

11. Для определения в прогнозном балансе объемов потребления электрической энергии (мощности) населением организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют до 1 апреля года, предшествующего очередному периоду регулирования, информацию о планируемых объемах потребления электрической энергии (мощности) населением на очередной период регулирования в соответствующий регулирующий орган, который до 25 апреля года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляет соответствующую информацию в Федеральную службу по тарифам с разбивкой по организациям.

12. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.

13. Для установления цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности собственники или иные законные владельцы объектов по производству электрической энергии, в силу технологических особенностей работы которых для этих собственников или иных законных владельцев Федеральным законом «Об электроэнергетике» установлена обязанность оказывать услуги по обеспечению системной надежности, представляют в Федеральную службу по тарифам предложения об установлении цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности, оказываемые с использованием указанных объектов (заявление об установлении цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя, с прилагаемыми обосновывающими материалами в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил (подлинники или заверенные заявителем копии)), в течение 10 дней со дня включения их системным оператором в состав субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности.

Это интересно:  Увольнение в связи с утратой доверия производится

14. Производители электрической энергии — поставщики оптового рынка, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» и Основами ценообразования, применяется государственное регулирование цен (тарифов), организации коммерческой и технологической инфраструктуры представляют в Федеральную службу по тарифам предложения об установлении цен (тарифов) (заявление об установлении цен (тарифов), подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии)) до 15 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования.

Для установления цен на мощность для генерирующих объектов, в отношении которых были указаны наиболее высокие цены в ценовых заявках на конкурентный отбор мощности, поставщики оптового рынка представляют в порядке, установленном Федеральной службой по тарифам, информацию, необходимую для определения указанной цены по каждому генерирующему объекту, до 1 июля года, в котором проводится конкурентный отбор мощности.

Для установления цен на электрическую энергию и мощность, производимые с использованием генерирующего объекта, поставляющего мощность в вынужденном режиме, поставщики оптового рынка представляют в Федеральную службу по тарифам в установленном ею порядке информацию, необходимую для определения указанной цены по каждому генерирующему объекту, до 1 июля года, предшествующего году поставки мощности.

Для установления цен на мощность вводимых в эксплуатацию новых атомных станций и гидроэлектростанций (в том числе гидроаккумулирующих электростанций), размера денежных средств, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации атомных станций и гидроэлектростанций (в том числе гидроаккумулирующих электростанций), и для обеспечения финансирования инвестиционных программ субъектов электроэнергетики в части, касающейся генерирующих объектов атомных станций и гидроэлектростанций (в том числе гидроаккумулирующих электростанций), поставщики оптового рынка представляют в Федеральную службу по тарифам в установленном ею порядке информацию, необходимую для определения указанных цен, по каждому генерирующему объекту до 1 октября года, предшествующего году поставки мощности.

Для установления регулируемых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию поставщиков оптового рынка электрической энергии (мощности), применяемых при введении государственного регулирования цен (тарифов) в ценовой зоне (ценовых зонах) оптового рынка электрической энергии (мощности), поставщики оптового рынка до 1 октября года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в Федеральную службу по тарифам в письменной форме заявление об утверждении на следующий год регулируемых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию и мощность, подписанное руководителем или иным уполномоченным лицом организации, направившей заявление (далее — заявитель), и заверенное печатью заявителя. К заявлению прилагаются:

помесячный расчет полезного отпуска электрической и тепловой энергии;

помесячные данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки в расчетном и текущем периоде регулирования, а также за последние 3 года;

расчет регулируемых уровней цен (тарифов).

Тарифы для поставщика (индикативные цены для покупателя), который получил в текущем периоде регулирования статус субъекта оптового рынка и (или) право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в соответствующей группе точек поставки и приобрел объекты (энергопринимающие устройства, генерирующее оборудование), ранее принадлежавшие субъекту оптового рынка, и (или) право распоряжения электрической энергией (мощностью), производимой на указанных объектах (генерирующем оборудовании), могут устанавливаться в размере, равном тарифам (индикативным ценам), установленным для субъекта оптового рынка, правопреемником которого он является, без открытия дела об установлении цен (тарифов).

15. Регулирующие органы публикуют предложения о размере подлежащих государственному регулированию цен (тарифов), представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.

16. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до 15 июля года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в Федеральную службу по тарифам предложения об установлении предельных уровней цен (тарифов) в соответствии с Основами ценообразования и информацию по объемам потребления электрической энергии (мощности) населением в текущем периоде регулирования (заявление об установлении цен (тарифов) с прилагаемыми обосновывающими материалами).

17. К заявлениям, направленным в соответствии с пунктом 12, 14 и 16 настоящих Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прилагают следующие обосновывающие материалы:

1) баланс электрической энергии;

2) баланс электрической мощности, в том числе информация об установленной, располагаемой и рабочей генерирующей мощности;

3) баланс спроса и предложения в отношении тепловой энергии (для субъектов электроэнергетики, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки);

4) баланс тепловой мощности;

5) бухгалтерская и статистическая отчетность за предшествующий период регулирования;

6) расчет полезного отпуска электрической и тепловой энергии с обоснованием размера расхода электрической энергии на собственные и производственные нужды и на передачу (потери) по сетям (в части тепловой энергии — для субъектов электроэнергетики, осуществляющих производство электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки);

7) данные о структуре и ценах потребляемого топлива с учетом перевозки;

8) расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых норм и нормативов расчета), разработанного в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам;

9) расчет тарифов на отдельные услуги, оказываемые на рынках электрической и тепловой энергии;

10) инвестиционная программа (проект инвестиционной программы) с обоснованием потребности в средствах, необходимых для прямого финансирования и обслуживания заемного капитала;

11) разработанные в соответствии с установленными требованиями программы энергосбережения в случаях, когда разработка таких программ предусмотрена законодательством Российской Федерации;

12) оценка экономически не обоснованных расходов (доходов), расходов, не учтенных в составе тарифов, дохода, недополученного по независящим от регулируемой организации причинам в предшествующий период регулирования, которые были выявлены на основании официальной статистической и бухгалтерской отчетности или результатов проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

13) документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, — документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности.

18. Для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 настоящих Правил. Цены (тарифы) в отношении указанных организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме. По решению регулирующего органа данный срок может быть продлен не более чем на 30 дней.

Производители (поставщики), осуществляющие поставку электрической энергии населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей, получившие статус субъекта оптового рынка электрической энергии (мощности), ранее осуществлявшие поставку электрической энергии (мощности) на розничном рынке, представляют материалы для установления тарифов в Федеральную службу по тарифам до 1 октября года, предшествующего периоду регулирования.

В отношении территориальных сетевых организаций при переходе к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала в течение текущего периода регулирования тарифы на долгосрочный период регулирования устанавливаются в текущем периоде регулирования независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 настоящих Правил, но не позднее 1 декабря текущего периода регулирования.

19. В случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 дней со дня поступления запроса.

20. Предложения, предусмотренные пунктами 12, 13, 14 и 16 настоящих Правил, регистрируются регулирующим органом в день получения с присвоением регистрационного номера, указанием даты и времени получения и помечаются специальным штампом.

Регулирующий орган в течение 14 дней с даты регистрации проводит анализ указанных предложений и направляет организации, осуществляющей регулируемую деятельность, извещение об открытии дела об установлении цен (тарифов) (в случае открытия дела) с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу.

21. Федеральная служба по тарифам утверждает регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, а также порядок согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) выше максимального или ниже минимального уровня, установленного в соответствии с Основами ценообразования.

22. Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок ее проведения, но не более 6 месяцев.

Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. В случаях, определяемых регламентом рассмотрения дел об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами).

К делу об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней приобщаются экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями. Указанные экспертные заключения являются дополнительными материалами и представляются в регулирующий орган в срок, предусмотренный настоящими Правилами для представления предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.

23. Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.

24. В случае непредставления организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, материалов, предусмотренных настоящими Правилами, регулирующий орган рассматривает вопрос об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных в том числе для установления действующих цен (тарифов).

25. Решения об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий принимаются на заседании правления (коллегиального органа) регулирующего органа.

Организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения вопроса об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней должна быть извещена (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегиального органа) регулирующего органа и не позднее чем за 1 день до заседания ознакомлена с его материалами, включая проект решения.

26. Заседание правления (коллегиального органа) регулирующего органа по рассмотрению вопросов об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней является открытым и считается правомочным, если на нем присутствуют более половины членов правления (коллегиального органа).

В случае отсутствия на заседании официальных представителей организации, осуществляющей регулируемую деятельность, рассмотрение может быть отложено на срок, определяемый правлением (коллегиальным органом). В случае повторного отсутствия указанных представителей рассмотрение дела проводится без их участия.

Протокол заседания (далее — протокол) утверждается председательствующим.

В протоколе указываются основные показатели деятельности регулируемой организации на расчетный период регулирования (объем необходимой валовой выручки и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования).

27. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает:

величину цен (тарифов) и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей;

даты введения в действие цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.

28. Основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе.

29. Федеральная служба по тарифам в течение 14 дней со дня принятия решения об установлении цен (тарифов) доводит указанное решение до организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

Федеральная служба по тарифам публикует протоколы заседания правления Федеральной службы по тарифам, материалы, выносимые на правление, все принятые решения, в том числе согласованные долгосрочные параметры регулирования, и пресс-релизы к ним на своем официальном сайте в сети Интернет.

30. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в течение 7 дней со дня принятия решения об установлении тарифов доводит указанное решение, а также протокол до организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, и представляет в Федеральную службу по тарифам заверенную копию этого решения, а также информацию о составе тарифов, показателях, использованных при расчете тарифов, по формам (в том числе в электронном виде), направленным Федеральной службой по тарифам в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Регулирующий орган публикует на своем сайте в сети Интернет решения, в том числе об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, протоколы и материалы к заседанию правления (коллегиального органа), а также следующую информацию:

величина средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках, учтенная при установлении этих тарифов, — при установлении одноставочных тарифов;

величина средневзвешенной стоимости единицы электрической энергии и единицы мощности на оптовом и розничном рынках, учтенная соответственно при установлении ставки за 1 кВт·ч электрической энергии и ставки за 1 кВт мощности, — при установлении 2-ставочных тарифов.

В случае если тариф дифференцирован по зонам (часам) суток, средневзвешенная стоимость приобретения единицы электрической энергии (мощности) на оптовом и розничном рынках публикуется для каждой зоны суток.

Регулирующие органы в течение 7 дней со дня принятия решения, отражающего уровень экономически обоснованной платы и соответствующие выпадающие доходы от присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью 15 кВт включительно, а также выпадающие доходы сетевой организации от выплаты процентов по кредитным договорам, связанным с рассрочкой по оплате технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 кВт и до 100 кВт включительно, направляют в Федеральную службу по тарифам копию указанного решения.

31. Решение об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет.

32. Установленные цены (тарифы) могут быть уменьшены по согласованию с Федеральной службой по тарифам до окончания срока их действия, в том числе в течение финансового года, при соответствующем внесении в случае необходимости в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год изменений, касающихся компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации выпадающих доходов энергоснабжающих организаций (гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций), сетевых организаций.

33. Разногласия, возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, рассматриваются Федеральной службой по тарифам в установленном порядке.

34. Применение льготных тарифов на электрическую энергию (мощность) допускается при наличии соответствующего решения регулирующего органа, в котором указаны потребители (группы потребителей), в отношении которых федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации установлено право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов гарантирующих поставщиков, энергоснабжающих организаций и энергосбытовых организаций, к числу потребителей которых относится население.

Перечни потребителей электрической энергии (мощности), имеющих право на льготы (за исключением физических лиц), подлежат опубликованию в установленном порядке.

Это интересно:  Электронная подпись для регистрации ип

35. Цены (тарифы) и (или) их предельные уровни подлежат применению в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики.

При оплате услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям по 2-ставочному тарифу ставка тарифа на услуги по передаче электрической энергии на содержание объектов электросетевого хозяйства применяется к величине мощности, в пределах которой сетевая организация принимает на себя обязательства обеспечить передачу электрической энергии потребителям услуг в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861.

Применение в расчетах за потребленную электрическую энергию цены (тарифа), дифференцированной по зонам суток, определяется в договоре энергоснабжения и возможно только при наличии у потребителя соответствующих средств коммерческого учета электрической энергии (мощности).

Выбор варианта цены (тарифа) производится потребителем путем направления письменного уведомления гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) с даты, указанной в уведомлении, но не ранее даты ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета.

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2011 г. N 1178

41. Ценообразование в электроэнергетике

В настоящее время регулируемые цены устанавливаются прежде всего на продукцию и услуги естественных монополий (в соответствии с Указом Президента РФ «О некоторых мерах по государственному регулированию естест-х монополий в РФ» №220 от 28.02.1995 г. и Федеральным Законом РФ «О естественных монополиях» №147-ФЗ от 17.08.1995 г.).

К естественным монополиям относят коммерческие и некоммерческие организации, производящие и реализующие товары (услуги), удовлетворение спроса на кот в силу технолог-х особенностей про-тва эффективно в условиях отсутствия конкуренции, а также товары, которые имеют устойчивый спрос при значительном изменении цены в силу невозможности полной замены их другими товарами.

К особенностям электроэнергетики относится неравномерное использование элэнергии в течении суток и года. Это вызывает необходимость иметь на элстанциях резервные мощности, что в свою очередь приводит к доп капитальным затратам на создание резервных мощностей и текущим расходам на обслуживание этих мощностей. Все это определяет высокую фондоемкость элэнергетики и большой удельный вес в себестоимости Эл-энергии амортизации основных фондов.

Для Эл-энергетики хар-но различие в затратах на про-во электроэнергии по районам. Это обусловлено различиями природно-географических условий про-ва Эл-энергии; уровнем развития про-ых сил; плотностью электронагрузок и степенью развития электросетей; разницей в стоимости потребляемого топлива, затратах на передачу и распред-е Эл-энергии. По этому тарифы на Эл-энергию дифференцированы по районам.

Особенностью электроэнергетики является совпадение во времени про-ва и потребления Эл-энергии. С учетом характера продукции этой отрасли устанавливаются диффер-ные тарифы на Эл-энергию по группам потребителей в зависимости от режима и условий потребления Эл-энергии. Чтобы промышленные предприятия и приравненные к ним потребители были заинтересованы в снижении потребления электроэнергии, в часы пик для них устанавливаются двухставочные тарифы, которые состоят из основной платы за 1 киловатт заявленной мощности в часы максимума нагрузки и дополнительной платы за 1 киловатт-час потребленной электроэнергии: Цена за 1 киловатт-час = ((А*М)/Э)+в, где А — плата за 1 кВт заявленной мощности; М — величина заявленной мощности; в — плата за 1 кВт/час потребленной электроэнергии; Э — количество потребленной электроэнергии.

Для электрифицированного транспорта, с/х и бытовых потребителей применяются одноставочные тарифы, при использовании которых плата за Эл-энергию определяется пропорционально кол-ву потребленной Эл-энергии.

42. Ценообразование в газовой промышленности

Регулирование цен на продукты и услуги естественных монополий. В настоящее время регулируемые цены устанавливаются прежде всего на продукцию и услуги естественных монополий (в соответствии с Указом Президента РФ «О некоторых мерах по государственному регулированию естест-х монополий в РФ» №220 от 28.02.1995 г. и Федеральным Законом РФ«О естественных монополиях» №147-ФЗ от 17.08.1995 г.).

К естественным монополиям относят коммерческие и некоммерческие организации, производящие и реализующие товары (услуги), удовлетворение спроса на кот в силу технолог-х особенностей про-тва эффективно в условиях отсутствия конкуренции, а также товары, которые имеют устойчивый спрос при значительном изменении цены в силу невозможности полной замены их другими товарами.

К продукции и товарам естественных монополий относятся:

o Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам;

o Транспортировка газа по трубопроводам;

o Производство теплоэнергии и электроэнергии и предоставление услуг поих передаче;

o Железнодорожные перевозки;

o Услуги транспортных терминалов морских, речных портов и аэропортов;

o Услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Основными методами регулирования деятельности естественных монополий являются ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов)или их предельного уровня; определение потребителей для обязательного обслуживания и (или) установление минимального уровня их обеспечения.

Методы регулирования естественных монополий применяются к конкретному субъекту на основе анализа их деятельности, стимулирующей роли в повышении качества производимых товаров и в удовлетворении спроса на них. При этом оценивается обоснованность затрат, принимаются во внимание издержки пр-тва продукции, в том числе стоимость сырья, материалов, з/п, накладные расходы, стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях, амортизационные отчисления, налоги и другие платежи. Регулирование деятельности естественных монополий и контроль за ней осуществляют соответствующие Федеральные органы. С

(47.) Основы тарифной политики. Факторы, влияющие на формирование транспортных тарифов.

Все виды тарифов грузового транспорта, кроме железнодорожного транспорта,свободные.

При установлении тарифов перевозчик должен иметь в виду:

Повышение или снижение тарифов влияет на цену перевозимого груза, а отсюда на рыночное положение потребителя своих услуг. При формировании тарифов перевозчик должен рассматривать любую отправку не только с точки зрения транспортной технологии (размер отправки, характеристика грузового места, технологические требования к перевозке и т.д.), но и с коммерческой точки зрения. А именно: цены товара, конъюнктуры рынка, где он реализуется (товар);

При установлении тарифа учитываются конкретные особенности автотранспортного предприятия, грузоотправителя и населенного пункта.

Тарифы автомобильного транспорта на первом этапе реформирования цен (1992 г.) были ограничены нормативом рентабельности до 35% к себестоимости. В последствие это ограничение было снято.

Элементы косвенного регулирования имеются в отдельных регионах при перевозках хлеба, молока.

Для компенсации недостающей доходности осуществляется дотирование из бюджета.

Вырабатывая тарифы на ценовую политику автотранспортные предприятия должны:

Определить в отношении каждого сегмента рынка вида деятельности общие задачи (расширение объема реализации услуг, стабилизация и «снятия сливок»);

Иметь постоянно обновляемую информацию о ценах предлагаемых потребителям конкурентами, а так же о тарифах других видов транспорта ( в первую очередь железной дороги);

Проводить постоянный анализ собственных издержек, связанных с различными видами перевозок и предоставлением потребителям не перевозочных услуг;

Располагать достаточной информацией о всех требованиях и ограничениях, влияющих на установление цен;

Иметь представление об экономическом состоянии различных групп потребителей и даже отдельных крупных клиентов.

При установлении цен на автотранспортные услуги учитывается себестоимость, предоставляемых услуг (определяет нижнюю границу цены), учитывается средняя цена рынка (конкурентов), учитывается предельная платежеспособность потребителя (определяет верхнюю границу цены).

Тарифные ставки. На практике их обычно называют «стоимость условной единичной услуги». Используется для расчетов с потребителем. Тарифные ставки бывают:

Ставка за движенческую операцию (издержки, отнесенные на 1 км пробега автомобиля);

Ставка за начально-конечную операцию (издержки условно относятся на 1 час простоя автомобиля под погрузкой или разгрузкой).

Формирование тарифов на ж/д транспорте

ж/д тарифы классифицируются следующим образом:

общие – основная форма тарифов

местные – при перевозке грузов по линиям ж/д местного сообщения, которые не включены в общую ж/д сеть

исключительные – при перевозке грузов в определенных направлениях и на заранее заданные расстояния

Виды отправки грузов:

мелкая или сборная

Порядок определения платы за перевозку грузов:

расстояние от станции отправки до станции назначения

устанавливается: вид отправки, позиция ЕТСНГ – единая тарифная статистическая номенклатура груза

определяется вид тарифа

за расстояние по краткому направлению, если грузы перевозятся с большой скоростью

за действительно пройденное расстояние, если негабаритный груз

за суммарное расстояние перевозки

Формирование тарифов на грузовые перевозки на морском транспорте

Тарифы на грузовые перевозки морским транспортом подразделяются по видам плавания на тарифы каботажного плавания между морскими портами внутри страны и на тарифы на перевозки между отечественными и иностранными портами. Тарифы каботажного плавания имеют двухставочную основу:

ставка по движенческой операции дифференцирована по видам грузов и обеспечивает примерно равный доход за время движения судна вне зависимости от рода груза. Различия в уровне себестоимости движенческой операции вследствие использования в разных бассейнах судов неодинаковой грузоподъемности и скорости хода, неодинаковых эксплуатационных расходов обусловливают разный уровень тарифов по бассейнам.

ставка по стояночной операции дифференцируется по группам сухогрузов и группам портов в пределах одного бассейна, а также различаются по видам работ, что связано с неодинаковыми затратами времени на погрузку и выгрузку судна.

Морские порты преобразованы в акционерные общества и учреждения государственных предприятий – морских администраций портов. Доходы в виде портовых сборов поступают в морские администрации портов, а в морских портах остались погрузо- разгрузочные работы и работы, связанные с обслуживание грузов и судовладельцев

Формирование тарифов на грузовые перевозки на речном транспорте

Преимущества речного транспорта заключаются в его большой пропускной способности на глубоководных реках, относительно низкой себестоимости перевозок и небольших капиталовложениях. Однако небольшая скорость перевозок, большие расстояния перевозок в связи с извилистостью пути, сезонность работы ограничивают возможности его использования. Речным транспортом перевозятся в основном массовые виды грузов. Тарифы на перевозку грузов речным транспортом подразделяются по пароходствам, видам перевозок и родом грузов. В отдельную группу объединены тарифы на перевозку песка, гравийной смеси и других грузов. Повышенные тарифы установлены на перевозки по малым рекам в связи с более высоким уровнем транспортных затрат.

Тарифы на перевозку грузов речным транспортом дифференцируются по видам грузов и по видам отправок – судовых, контейнерных, сборных, мелких. Основные тарифы установлены для судовых отправок. Плата за перевозки в контейнерах устанавливается в расчете на контейнер в зависимости от его грузоподъемности без учета фактической загрузки. В отношении тарифов речного транспорта не применяется государственное регулирование цен, за исключением районов крайнего севера.

(51.) Формирование грузовых тарифов на автотранспорте.

Общая стоимость обслуживания потребителя – это тарифная плата, она определяется в результате применения той или инойтарифной схемы(порядок расчета тарифной платы).

Большинство автотранспортных предприятий имеют несколько стандартных тарифных схем для клиентов. В некоторых случаях тарифная схема разрабатывается по соглашению сторон.

Схема с оплатой перевозки груза (носит название сдельного тарифа). При использовании этой схемы с потребителя взимается:

Оплата пребывания автотранспорта под погрузкой и разгрузкой;

Отдельная плата за перевозку определенного количества груза.

Схема с оплатой использования подвижного состава. Предусматривает оплат у автомобиле-часов работы у потребителя и применяется в тех случаях, когда условия эксплуатации не обеспечивают достаточные коммерческие загрузки подвижного состава (повременный тариф);

С оплатой условных расчетных единиц транспортной работы. Расчет тарифной платы производится на основе укрупнения и упрощения характерных показателей транспортных услуг, согласованных с заказчиком. Применяется, когда автотранспортное предприятие постоянно обслуживает одного грузоотправителя, и автомобили используются при этом на постоянных маршрутах в стабильных эксплуатационных условиях. Применимо и тогда, когда клиенту оказываются дополнительные услуги (технологические и информационные).

Кроме тарифов существует система скидок и надбавок.

(52,54.) Мировые цены. Виды и их классификация.

Мировые цены представляют собой денежное выражение интернациональной стоимости реализуемого на мировом рынке товаров. Интернациональная стоимость – это общественно необходимые затраты труда на производство товара при среднемировых общественно нормальных условиях производства и среднемировом уровне производительности и интенсивности труда. Она формируется под влиянием условий производства в тех странах, которые являются основными поставщиками товара на мировой рынок. На мировом рынке национальный труд отдельных стран получает общественное признание как доля совокупного труда.

Мировые цены отклоняются от внутренних цен отдельных стран не только в силу их разной стоимостной основы, но и разных объемов мирового и внутреннего рынков, условий их функционирования и целого ряда других факторов.

Мировые цены, как правило, ниже внутренних цен в результате применения различных налогов, пошлин, влияющих на формирование внутренних цен. Разрыв между ними может достигать более 30%. На готовые товары он выше, чем на сырьевые из-за тарифного и других методов регулирования внешнеэкономической деятельности и т.д.

Для цен мирового рынка характерна их множественность на одинаковый товар, что вызвано влиянием транспортного фактора, коммерческих условий поставок и т.д.

В международной торговле применяются различные виды цен. В зависимости от характера формирования и применения цены бывают: справочные, прейскурантные, каталогов, проспектов, биржевые, аукционные, торгов, предложений, фактических сделок и расчетные цены.

В зависимости от характера информации по ценам они подразделяются на 2 группы. К первой группе относятся публикуемые цены: справочные, биржевые, аукционные, торгов, каталогов, проспектов, иногда публикуются цены прейскурантов и очень редко цены фактических сделок. Ко второй группе относятся цены, получаемые по специальным каналам, путем запросов информации по ним и соответствующих расчетов: цены предложений и расчетные цены.

Справочные ценыотражают в основном интересы продавца, который стремится получить максимальный размер прибыли. Как правило, эти цены завышены в большей степени, чем другие виды цен, отличаются от реальных рыночных цен. Справочные цены широко используются в мировой торговле.

Цены прейскурантов, каталогов, проспектов разрабатываются специально и высылаются заинтересованным лицам. В прейскурантах в основном дается краткое описание товара и некоторые его характеристики. Более подробные данные содержатся в прилагаемых к ним технико-экономических справочниках, каталогах, бюллетенях, а при необходимости более подробные данные могут высылаться по специальным запросам. В некоторых случаях вместо прейскурантов публикуется каталог выпускаемых изделий, где указаны не только цены, но и основные характеристики товара. По сравнению с реальными ценами реализации товара эти цены, как и справочные, завышены. Они являются базой для уторговывания цен при заключении сделок.

Цены предложений устанавливаются производителями без согласования с потребителями. Однако при их установлении учитываются основные условия сделки (базисные условия, сроки платежа, поставки и т.д.). Цены предложений базируются, как правило, на издержках производства. При определении цен предложений важно знать особенности потребления продукции в той или иной стране, так как одни и те же потребительские свойства могут по-разному оцениваться потребителем. Уровень цен предложений зависит от специфики товара, к какой группе стран принадлежат участники (капиталистических, развивающихся). Цены предложений фирм из развивающихся стран ниже цен, представленных фирмами западных стран, у которых возможности монополистического сговора поставщиков шире, а уровень технического потенциала выше. Цены предложений на открытых торгах не уторговываются, тендерный комитет выбирает лишь оптимальную цену из представленных. На закрытых торгах в ряде стран допускается уторговывание.

Цены фактических сделок– это цены, которые можно получить по специальным каналам (счетам, контрактам). Они наиболее приближены или соответствуют реальным рыночным ценам. Цены фактических сделок бывают в зависимости от форм торговли цены текущих и долгосрочных контрактов, в зависимости от способа установления цены – твердые, с последующей фиксацией, подвижные, фиксируемые путем скольжения.

Цены международных товарных аукционовдействуют на рынках, специально организованных на определенное время в специально отведенных местах. Цены аукционов существуют в основном на продукцию сельского, лесного хозяйства, рыболовства, пушно-меховые изделия, драгоценные и полудрагоценные камни и т.д. Поскольку цены аукционов устанавливаются на товары, производимые в определенные периоды времени, существенную роль в их формировании оказывает сезонный фактор.

Цены биржевой торговлираспространяются в основном на массовые сырьевые и продовольственные товары и некоторые виды промышленного сырья. Цены биржевой торговли в основном складываются под влиянием спроса и предложения. Влияние других факторов на формирование этих цен проявляется в меньшей степени (например, государственного, монополистического регулирования и т.д.). Цены биржевой торговли подразделяются на различные виды. Так, они бывают в зависимости: от характера сделок – цены на реальный и фиктивный товар; от условий сделок – цены товара базисного и контрактного качества; от направления реализации – цены покупателя и продавца; от метода определения цены – цены с немедленной и последующей фиксацией.

Это интересно:  Этапы ликвидации юридического лица схема 2019

Расчетные цены(среднестатистические) применяются тогда, когда отсутствует необходимая информация, на основании которой может быть заключена сделка. Расчет цен производится путем деления стоимости проданного товара на его количество. Кроме того, расчет можно произвести на основании данных, публикация которых носит регулярный, официальный характер (индексы экспортных и импортных цен, внутренних оптовых цен, данные национальной таможенной статистики).

(55,56,57.) Цены мирового товарного рынка: биржевые, торговые, аукционов.

Цены торговприменяются при специализированной форме торговли, где производится состязательная форма закупки. Она основана на выдаче заказов на поставку товаров (сдаче подрядов на выполнение определенных видов работ) по заранее объявленным условиям в специальном документе – тендере. Здесь действует принцип конкурентности со стороны продавцов, что позволяет заказчику выбрать наиболее выгодные условия сделки.

На международных торгах выступает много продавцов (офферентов) и один покупатель. Международные торги бывают открытыми (публичными), где могут участвовать все желающие, и закрытые, доступные лишь для наиболее известных фирм на мировом рынке.

Цены торгов бывают двух видов: цены предложений и цены фактических сделок (цены офферентов) участников, выигравших торги.

Уровень цен предложений зависит от специфики товара, к какой группе стран принадлежат участники (капиталистических, развивающихся). Цены предложений фирм из развивающихся стран ниже цен, представленных фирмами западных стран, у которых возможности монополистического сговора поставщиков шире, а уровень технического потенциала выше. Цены предложений на открытых торгах не уторговываются, тендерный комитет выбирает лишь оптимальную цену из представленных. На закрытых торгах в ряде стран допускается уторговывание.

Цены фактических сделок зависят от конкуренции. На открытых торгах степень конкуренции между офферентами достаточно высокая, в результате чего цена фактической сделки может быть значительно ниже цен предложений. На закрытых торгах степень конкуренции ниже.

Цены фактических сделок бывают: фиксированные и скользящие. Скользящая цена учитывает изменения в затратах по мере выполнения заказа. Организаторы торгов стараются не применять этот вид цен, так как он приводит в итоге к повышению фактической цены сделки.

Цены торгов распространяются прежде всего на технически сложную и капиталоемкую продукцию машиностроения. Они широко применяются также при выполнении строительных работ.

Цены международных товарных аукционовдействуют на рынках, специально организованных на определенное время в специально отведенных местах. В отличие от торгов на аукционах выступают один или несколько продавцов и много покупателей. В результате более сильной конкуренции между покупателями цены аукционов по уровню выше, чем цены торгов.

Цены аукционов существуют в основном на продукцию сельского, лесного хозяйства, рыболовства, пушно-меховые изделия, драгоценные и полудрагоценные камни и т.д. Поскольку цены аукционов устанавливаются на товары, производимые в определенные периоды времени, существенную роль в их формировании оказывает сезонный фактор.

Цены биржевой торговлираспространяются в основном на массовые сырьевые и продовольственные товары и некоторые виды промышленного сырья. Цены биржевой торговли в основном складываются под влиянием спроса и предложения. Влияние других факторов на формирование этих цен проявляется в меньшей степени (например, государственного, монополистического регулирования и т.д.). Цены биржевой торговли подразделяются на различные виды. Так, они бывают в зависимости: от характера сделок – цены на реальный и фиктивный товар; от условий сделок – цены товара базисного и контрактного качества; от направления реализации – цены покупателя и продавца; от метода определения цены – цены с немедленной и последующей фиксацией.

Цены на биржах являются, как правило, жестко фиксированными, то есть устанавливаются в момент заключения сделки и не меняются в течение срока выполнения контракта. В отдельных случаях сделки заключаются с последующей фиксацией цен («онкольные» цены), то есть цена устанавливается не по текущим котировкам, а по тем, которые сложились в день, выбранный сторонами по договоренности.

Тарифы в электроэнергетике

Рынок электроэнергетики, субъекты и объекты рынка

Рынок энергии – это рынок обращения особых товаров, таких как электрическая энергия и мощность в рамках Единой энергетической системы РФ.

В рамках этой системы законодательством РФ определены оптовый и розничный рынки электрической энергии и мощности. Критерии отнесения тех или иных производителей и потребителей к категории крупных устанавливаются Правительством РФ. Состав участников оптового и розничного рынка приведен в табл. 8.1.

Рынок услуг электроэнергетики состоит из услуг по передаче электрической энергии, оперативно-технологических и оперативно-диспетчерских услуг.

Субъекты электроэнергетики – это лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики.

В область их деятельности входит производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажа электрической энергии и мощности, а также энергоснабжение потребителей, оказание им услуг по передаче электрической энергии и управление оперативно-диспетчерской сферой и организация купли-продажи электрической энергии и мощности.

Таблица 8.1

Круг участников рынка электроэнергетики в РФ

Поставщики: генерирующие компании оптового рынка, импортеры электроэнергии.

Покупатели: крупные потребители (суммарная присоединенная мощность не менее 20 MB-А, и в каждой группе точек поставки не менее 2 MB A), в том числе частичные участники (более 85% планового потребления приобретающие на розничном рынке), сбытовые компании и гарантирующие поставщики, экспортеры электроэнергии.

Электроэнергия и мощность реализуются раздельно. Каждый участник может выступить в качестве продавца и покупателя

Поставщики: сбытовые компании и гарантирующие поставщики, генерирующие компании розничного рынка. Покупатели: розничные потребители, частичные участники. Электроэнергия и мощность могут продаваться раздельно либо как единый товар (электроэнергия с учетом мощности)

Источник: mosenex.ra

Потребители электрической энергии – лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых или производственных нужд.

Потребители электрической энергии с управляемой нагрузкой категория потребителей электрической энергии, которые в силу режимов работы влияют на качество электрической энергии, надежность Единой энергетической системы России и оказывают в связи с этим на возмездной основе услуги по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций.

Потребители мощности – лица, приобретающие мощность для собственных бытовых и производственных нужд и для последующей продажи, а также для реализации на розничном рынке и на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств.

Гарантирующий поставщик электрической энергии коммерческие организации, обязанные в соответствии с действующим законодательством или добровольно принятыми обязательствами заключать договор купли-продажи электрической энергии с любым потребителем энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя.

Профессиональные биржевые игроки – хеджеры, спекулянты – инвесторы и арбитражеры.

Цель деятельности хеджера – защита от неблагоприятного изменения цен на спот-рынке. Применяя хеджирование, участники рынка имеют возможность зафиксировать будущую среднюю за предстоящие периоды цену электроэнергии на рынке PCB [1] и застраховаться от падения цены.

Спекулянт-инвестор получает прибыль за счет разницы между покупкой и продажей электроэнергии и наоборот, стараясь предугадать изменение цены на электроэнергию.

Арбитражеры проводят сделки, направленные на извлечение прибыли из разницы в ценах в одно и то же время на разных рынках на одинаковые либо связанные активы или на одном рынке, по в разные периоды времени.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (ред. от 30.12.2012) на рынке электроэнергетики применяется большое количество различных видов цен (табл. 8.2-8.5).

Таблица 8.2

Система регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность)

Сфера применения регулируемых цен

Регулируемые цены на оптовом рынке

Цены (тарифы) на поставляемую в условиях ограничения или отсутствия конкуренции электрическую энергию, регулирование которых может осуществляться в случаях и в порядке, которые предусмотрены ст. 23.3 Закона об электроэнергетике

Цены в ценовых зонах оптового рынка, регулируемые субъектами оптового рынка

Заключаются субъектами оптового рынка – производителями электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным в соответствии с законодательством РФ с гарантирующими поставщиками

Надбавка, прибавляемая к равновесной цене оптового рынка

Производится на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах (в случаях и в порядке, которые предусмотрены Правительством РФ)

Надбавка к цене на мощность и (или) к равновесной цене на электрическую энергию

Устанавливается и применяется в порядке, установленном Правительством РФ, в целях частичной компенсации стоимости мощности и (или) электрической энергии субъектов оптового рынка – производителей электрической энергии (мощности), генерирующее оборудование которых расположено на территориях субъектов РФ, не имеющих административных границ с другими субъектами РФ и не относящихся к территориям островов

Цены в целях технологического обеспечения совместной работы Единой энергетической системы России и электроэнергетических систем иностранных государств

Указанные цены (тарифы) подлежат государственному регулированию до 1 января 2014 г. и устанавливаются исходя из прогнозного уровня и с учетом необходимости обеспечения покупки и продажи электрической энергии (мощности) на равных ценовых условиях

Цены в неценовых зонах оптового рынка

В том числе поставляемые в электроэнергетические системы иностранных государств и приобретаемые у них в целях экспорта или импорта в объеме, учтенном в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности)

Таблица 8.3

Регулируемые цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен на электрическую энергию (мощность) на розничных рынках

Сфера применения регулируемых цен

Цены при введении государственного регулирования в чрезвычайных ситуациях

Цены (тарифы) на электрическую энергию при введении государственного регулирования в чрезвычайных ситуациях в соответствии со ст. 23.3 Закона об электроэнергетике

Цены на электроэнергию, поставляемую населению

Цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей

Цены на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка

Цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей

Сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков

Цены на основе использования возобновляемых источников энергии

Цены (тарифы) или предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях

Таблица 8.4

Регулируемые цены (тарифы), предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов) на услуги, оказываемые на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности)

Сфера применения регулируемых цен

Цены на услуги по обеспечению системной надежности

Цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности и по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций (в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в порядке, установленном Правительством РФ)

Цены (тарифы) на услуги коммерческого оператора

Цены (тарифы) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению

Цены (тарифы) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков

Цены на услуги по оперативнодиспетчерскому управлению по обеспечению системной надежности

Предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощностей

Цены по передаче по единой национальной электрической сети

Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети

Цены по передаче

Предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям

Таблица 8.5

Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям

Сфера применения регулируемых цен

Единый (котловой) тариф

Цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии в целях расчетов с потребителями услуг (кроме сетевых организаций), расположенными на территории соответствующего субъекта РФ и принадлежащими к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством РФ предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, если решением Правительства РФ не предусмотрено иное

Индивидуальная цена (тариф)

Индивидуальная цепа (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче (далее – тариф взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями)

Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций

Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций, созданных на базе сетевых хозяйств промышленных предприятий и иных организаций и оказывающих эти услуги данным организациям

При регулировании цен (тарифов) применяются методы экономически обоснованных расходов (затрат), индексации тарифов, сравнения аналогов, доходности инвестированного капитала, а также долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Метод экономически обоснованных расходов (затрат). При использовании данного метода экономически обоснованных рас

ходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.

Метод индексации тарифов. Может применяться при установлении регулируемых цен (тарифов, в том числе на срок более 1 года).

Индексации подлежат ранее утвержденные регулируемые цены (тарифы) и (или) их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни либо необходимая валовая выручка регулируемых организаций.

При указанном методе цены (тарифы) устанавливаются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми ФСТ России.

Метод сравнения аналогов. Подлежит применению при установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов в рамках метода доходности инвестированного капитала.

Метод доходности инвестированного капитала. Расчет цен (тарифов) осуществляется в соответствии с утверждаемыми ФСТ России по согласованию с Минэкономразвития России правилами, в состав которых входят правила расчета нормы доходности инвестированного капитала, правила определения стоимости активов и размера инвестированного капитала и ведения их учета, а также правила определения долгосрочных параметров регулирования с применением метода сравнения аналогов.

Метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. В отношении территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых осуществляется с применением метода доходности инвестированного капитала, переход после 1 июля 2012 г. к регулированию цен (тарифов) с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки в течение долгосрочного периода регулирования осуществляется при условии согласования с ФСТ России долгосрочных параметров регулирования.

Для того чтобы лучше понять механизм ценообразования в России, мы должны разобраться с вопросом: за что платит потребитель? Каковы основные составляющие цены? Потребитель платит за стоимость электроэнергии и мощности, приобретаемых на оптовом и розничном рынках, за услуги по передаче электрической энергии, а также сбытовую надбавку гарантирующим поставщикам. Рассмотрим в деталях каждую составляющую цены на электроэнергию.

Статья написана по материалам сайтов: zakonbase.ru, studfiles.net, studme.org.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector