Охрана здоровья матери и ребенка

До Великой Октябрьской социалистической революции в России отсутствовала какая-либо государственная забота о детях. Первые более или менее точные данные о выживании детей на 1845 г. свидетельствуют о том, что из 1000 родившихся детей до 15 лет доживали только 367, а по отдельным регионам страны – еще меньше. Причинами детской смертности, по заключению Боткинской комиссии 1886 г., явились «кишечные инфекции, недоброкачественное, несообразное, несвоевременное кормление и полное отсутствие ухода за детьми».

Детская смертность (число умерших на 1000 родившихся детей в течение первого года) в 1913 г. достигала ужасающих размеров – 273. Известный деятель земской медицины П.И. Куркин писал: «Едва ли можно оспаривать, что в стране, где мала ценность жизни вообще, не может высоко цениться и жизнь ребенка». На всю Россию имелись 23 детские консультации, и те преимущественно находились в крупных городах (в Москве, Петербурге, Киеве и др.), а общий коечный фонд для детей за 80 лет существования детских больниц в России достиг к тому времени только 750 коек. Чрезвычайно высока была смертность женщин в родах. Это ярко иллюстрирует малую степень внимания государства к охране здоровья детей и народа в целом.

На 6-й день установления Советской власти в ноябре 1917 г. создается Народный Комиссариат государственного призрения, в составе которого образована специальная Коллегия, созданная для разработки неотложных мероприятий по защите материнства и детства. В январе 1918 г. выходит постановление, которое гласит: «Все обслуживающие ребенка большие и малые учреждения Комиссариата государственного призрения, от воспитательных домов до деревенских яслей, со дня опубликования настоящего декрета сливаются в одну государственную организацию и передаются в ведение Отдела по охране материнства и младенчества, чтобы, составляя неразрывную связь с учреждениями, обслуживающими беременность и материнство, принимать от них и продолжать выполнение общей государственной задачи – создания сильных духовно и физически граждан». Подписывается закон о социальном страховании, согласно которому женщинам гарантируется оплаченный отпуск по беременности и родам, а матерям предоставляется право отлучаться каждые 3 ч с работы для кормления детей грудью.

Один из основоположников здравоохранения новой социалистической России НА. Семашко – первый Нарком здравоохранения в 1926 г. говорил: «Нам нужно обеими руками ухватиться за главнейшее звено – охрану материнства и младенчества, и тогда мы вытянем всю цепь – оздоровим все население».

Система охраны здоровья матери и ребенка в нашей стране, сложившаяся за годы Советской власти, была одним из самых ярких социальных достижений нового государства и нового общества.

Общий комплекс принятых мер помог стране активно вмешаться в поддержание здоровья детей, нередко через борьбу с сиротством и безнадзорностью, с нищетой и голодом, с низким уровнем общей и санитарной культуры большей части населения. Одним из путей решения проблемы стала самая широкая «коллективизация» детей в детские учреждения. Эти учреждения использовались прежде всего как специализированные центры для улучшения питания, противоэпидемической защиты и государственного воспитания детей с параллельным гигиеническим и санитарным просвещением родителей.

Еще более мощное наступление на детскую смертность и заболеваемость началось при создании в стране широчайшей сети детских поликлиник, взявших на себя функции и массовой профилактики, и лечения, и медицинского образования семей, имеющих детей. Ни одна страна в мире не имела подобных учреждений в системах охраны детства. Это предмет особой гордости отечественной педиатрии. Наряду с поликлиниками для детей разворачивалась сеть женских консуль­таций, детских больниц, учреждений санаторного профиля, возникли системы специализированной медицинской помощи, в том числе и ургентной, – педиатрическая скорая и неотложная помощь.

Годы Великой Отечественной войны нанесли непоправимый ущерб учреждениям здравоохранения – было уничтожено более 40 тыс. больниц и поликлиник. Для спасения детей дополнительно развертывается 14 тыс. мест в детских яслях, более 7000 мест в домах ребенка, открывается около 2000 интернатов для детей, эвакуированных из временно оккупированных территорий. Для беременных женщин и кормящих матерей выделяются специальные продовольственные пайки и дополнительное питание. Даже в блокированном Ленинграде детская продовольственная карточка обеспечивала детям суточную калорийность в 1.5 раза большую, чем карточка взрослого иждивенца, и выдача продуктов детям не прекращалась ни на один день. Специальным приказом Верховного Командования для поддержки детской больницы Педиатрического института партизанские отряды перегоняют через линию фронта стадо крупного рогатого скота, и молочная кухня этой больницы ежедневно предлагает маленьким пациентам ассортимент из 8–12 молочных смесей и прикормов.

В течение периода с 1945 по 1955 г. фактически завершено восстановление всего разрушенного в годы войны, заложены основы дальнейшего развития службы защиты детства. В последующие годы особенно интенсивно растет сеть детских санаториев, развертывается проектирование и строительство по новым проектам крупных много профильных больниц, типовых детских поликлиник, родильных домов и женских консультаций.

Получают мощное развитие специализированные службы, центры, стационарные отделения и диспансеры. В число типовых учреждений включаются консультации «Брак и семья», позднее «Центры планирования семьи», «Медико-генетические консультации», «Детские диагностические центры», «Центры реабилитации» и т.д. В условиях такой специализации резко возрастает эффективность медицинской помощи и реабилитации, обеспечивается скорейшее внедрение научных достижений в практику. К 70-м годам в стране развертывается еще несколько педиатрических факультетов, и потребность в кадрах педиатров практически была удовлетворена.

Кроме самой системы, на конечных результатах ее деятельности, несомненно, сказались и совершенно другие, отличные от всего мира, методы кадровой политики и система подготовки врачей-педиатров. Здесь Россия 30-х годов намного опередила весь цивилизованный мир. В системах медицинского образования Европы и США врач-педиатр является специалистом, формирующимся уже после получения общеврачебного диплома, т.е. общий врач получает некоторые дополнительные сведения по педиатрии и становится педиатром. В России была принята концепция специального высшего педиатрического образования, педиатр становился Педиатром через все годы студенческого обучения, получая все фундаментальные медицинские дисциплины в онтогенетическом плане, в аспекте возрастной трансформации всех структур, функций и адаптации. Педиатрия становится уже не некоторым довеском к основному медицинскому образованию в структуре уже сложившейся личности и личностного мировоззрения. В отечественной системе подготовки педиатрия и ребенок со всеми его проблемами становятся не только мировоззрением и жизненной позицией детского врача, но и его официальным предназначением по диплому высшего образования. Такого положения нет ни в одной другой стране мира.

Главным же итогом к началу постсоветского времени является последовательная реализация на практике глобальной системы бесплатной и общедоступной медицинской помощи матерям и детям, системы, ориентированной на состояние культуры, на уровень жизни и реальные возможности подавляющего большинства семей страны. Система неоднократно признавалась лучшей в мире на уровне Экспертных комитетов Всемирной организации здравоохранения.

Благодаря государственной системе организации помощи детям, ее профилактической направленности, доступности и максимальному приближению к населению, уровень заболеваемости детей неуклонно снижался. Были практически ликвидированы заболеваемость полиомиелитом и дифтерией. Резко снизилась заболеваемость туберкулезом и другими инфекционными болезнями.

После распада СССР в России, как и в других бывших республиках Союза, в силу экономического кризиса, дезорганизации медицинских служб, вызванных перестроечными процессами, в связи с локальными конфликтами и массовыми перемещениями населения снова активизировались многие детские инфекции, туберкулез, инфекции, передаваемые половым путем. Эпидемия дифтерии на территории России унесла не один десяток детских жизней, прежде чем усилия педиатров и эпидемиологов привели к ее затиханию. Проблемы туберкулеза, ВИЧ-инфекции, венерических заболеваний, инфекций, поражающих внутриутробный плод, остаются очень острыми и во многом нерешенными и в эти годы.

Основные звенья и организационные формы медицинской помощи матерям и детям

При наступлении беременности женщина встает на учет в женской консультации. Здесь ее наблюдают врачи – акушеры-гинекологи и терапевты, а при необходимости – и другие специалисты. При отклонениях в состоянии здоровья или лабораторных данных назначается лечение, которое может проводиться в домашних условиях или в специальных отделениях стационаров при родильных домах или гинекологических больницах. Контроль течения беременности и исключение врожденных аномалий развития плода осуществляются с помощью однократного или повторного ультразвукового исследования. По показаниям проводят углубленное медико-генетическое обследование, включая и амниоцентез, и биопсию хориона. Специальное внимание уделяется также инфицированию беременных, особенно хроническим инфекциям мочевыводящей системы и половых органов, ВИЧ-инфекции, вирусам гепатитов, цитомегалии, герпеса, микоплазмозу, хламидийной инфекции.

Сведения о беременных, наблюдаемых женскими консультациями, передаются и в детские поликлиники. Врач-педиатр или участковая медицинская сестра поликлиники осуществляет дородовой патронаж (посещение беременной), цель которого – научить будущую мать правильно подготовить детский уголок или комнату, детскую одежду для ребенка, ухаживать за будущим ребенком. Очень важно оценить семейную обстановку с целью установления возможности риска для здоровья ребенка и определения степени активности наблюдения за ним.

После рождения ребенка родильным домом передается соответствующее извещение в детские поликлиники по месту жительства, и в течение 1–2 дней после выписки ребенка посещают участковый врач и медицинская сестра. Это уже патронаж новорожденного.Он включает в себя тщательный осмотр ребенка, изучение документации родильного дома, оценку состояния лактации у женщины и подробный инструктаж по технике грудного вскармливания и ухода за ребенком. В первый месяц врач посещает ребенка 3 раза, а при необходимости и ежедневно. В последующем детский врач наблюдает ребенка в поликлинике, оценивает состояние здоровья, динамику физического и психомоторного развития и т.д. Такие визиты могут быть 1 раз в месяц в течение 3 мес. При любом отклонении назначаются дополнительные исследования и лечебные мероприятия. При каждом посещении поликлиники мать имеет возможность ознакомиться с комнатой-выставкой по воспитанию здорового ребенка, получить необходимую ей консультацию относительно режима, пищевого рациона, выбора игрушек, соответствующих возрасту и этапу развития. Важным моментом наблюдения за здоровыми детьми является выбор методов физического воспитания и закаливания. Под руководством врача и специальных медицинских сестер каждая мать может усвоить комплекс упражнений, соответствующих возрасту ребенка, и дома регулярно проводить занятия с малышом. В последние годы важным методом физического воспитания и закаливания стало плавание грудных детей. Этот метод получил распространение во многих городах страны. Наблюдение за здоровыми детьми включает и проведение мероприятий, препятствующих возникновению наиболее частых заболеваний детей первого года жизни – рахита, анемии, расстройств питания, а также контроль за проведением профилактических прививок. Недоношенные дети, а также дети, перенесшие родовую травму, гемолитическую болезнь, пневмонию или сепсис и другие заболевания, находятся под особо тщательным наблюдением участкового педиатра и заведующего отделением. Кроме того, детей первого года жизни осматривает группа специалистов, куда входят хирург-ортопед, невропатолог и офтальмолог.

Здоровых детей второго года жизни педиатр наблюдает не реже одного раза в квартал, а на третьем году – не реже одного раза в полугодие. В дальнейшем проводится плановая регулярная диспансеризация детей в поликлиниках. Дети, посещающие детские учреждения, находятся под наблюдением участкового педиатра и врача соответствующего детского учреждения. Особенно важны активные профилактические осмотры с привлечением различных специалистов в период подготовки ребенка к посещению школы. Он начинается с 3-летнего возраста, чтобы врачи могли не только выявить имеющиеся у ребенка заболевания или нарушения развития, но и обеспечить заблаговременное лечение их. В этот период дети консультируются стоматологом, невропатологом, окулистом, оториноларингологом, хирургом-ортопедом, а по показаниям – и другими специалистами. Дети, состоящие на учете по каким-либо заболеваниям, углубленно обследуются ежегодно.

На многих территориях бригадный метод заменен на стандартизованное многопрофильное обследование с помощью автоматизированной системы для массовых профилактических осмотров.

При обращении в поликлинику по поводу возникновения у ребенка острого или хронического заболевания участковый педиатр решает вопрос о возможности лечения дома или необходимости госпитализации. При необходимости врач посещает больного на дому ежедневно; иногда за самочувствием ребенка следит медицинская сестра. Дома могут выполняться и различные процедуры. Контроль за выздоровлением обычно проводится при посещении ребенком поликлиники.

В настоящее время под наблюдением участкового педиатра находится от 700 до 900 детей. Работа участкового педиатра требует широкого клинического кругозора, умения выявлять самые разные формы патологии. В этом ему помогают хорошее знание ребенка, которого он наблюдает много лет, и контакт с его родителями, их доверие. Именно от участкового врача зависит действенность всех профилактических и лечебных мероприятий, так как прогноз большей части заболеваний у детей имеет прямую связь со сроками их обнаружения.

В последние годы служба охраны здоровья детей обогатилась еще одним видом учреждений – детским диагностическим центром. Это учреждение обладает уникальными техническими возможностями диагностических исследований как лучевых, эндоскопических, так и функциональных, включая биохимические, иммунологические, электрофизиологические и т. д. В центре имеется штат из очень опытных специалистов общей и специализированной детской медицины. В таком центре врачи поликлиник могут получить исчерпывающую помощь в распознавании сложных и даже казуистических случаев заболеваний. Для самих детей и их родителей такое учреждение предоставляет возможности широкого и углубленного диагностического обследования без травмирующей ребенка госпитализации.

Врачи детских учреждений также входят в штаты поликлиники. В яслях и ясельных группах детских садов один врач обслуживает 250 детей, в детских садах – 700 детей, в школе – 2500 учащихся. В функцию врачей этих учреждений входят также контроль за состоянием здоровья детей, выявление заболеваний и оказание неотложной помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях. Кроме того, врач организует работу всего персонала учреждений по противоэпидемическому режиму, рациональному питанию, режиму жизни, профилактической вакцинации, а также санитарно-просветительской работе с немедицинским персоналом и родителями.

Это интересно:  Получить разрешение на перевозку пассажиров в такси

При возникновении острых заболеваний и тревожащих родителей изменений в состоянии ребенка они обращаются за помощью к дежурной педиатрической службе или вызывают специализированную педиатрическую либо неотложную, либо скорую помощь. Это также очень ответственные звенья системы помощи детям, так как при любых острых нарушениях жизнедеятельности эффективность правильно проведенных неотложных мероприятий у детей всегда выше, чем у взрослых.

Основной объем диагностической и лечебной работы осуществляется в детских больницах. Дети направляются в больницы планово, по направлениям участковых педиатров или врачами экстренно-дежурной поликлинической службы, неотложной и скорой помощи. Госпитализация ребенка, в результате которой он оказывается вне привычной домашней обстановки, в разлуке с близкими, всегда наносит ему большую психическую травму. С этим следует считаться и при определении показаний к госпитализации, и при создании внутрибольничной среды. Оптимальной для детей является госпитализация с сохранением материнского ухода.

Организация детских стационаров обязательно учитывает, что подавляющее большинство острых заболеваний у детей имеет инфекционную природу и для окружающих детей высококонтагиозно. В любом случае инфекционные больные должны быть отделены от неинфекционных. Поэтому детская больница, в отличие от взрослой, должна иметь возможности максимального разобщения детей, что достигается при полубоксовой или боксовой системе отделений.

Отделения больниц могут быть общими, неспециализированными и специализированными. Развитие специализированной помощи привело к созданию в крупных больницах отделений не только хирургического, неврологического, оториноларингологического профиля, но и таких, как отделения новорожденных, кардиологические, гастроэнтерологические, аллергологические, нефрологические, гематологические, эндокринологические и др.

Педиатрические стационары существенно расширили свои лечебные возможности после создания в них отделений или палат интенсивной терапии и реанимации. Врачи детских больниц осуществляют диагностику или лечение 20–25 больных, кроме того, они дежурят по больнице и ведут прием детей, поступающих в отделение. В последние годы получает широкое распространение организация поликлинических консультативных отделений при больницах.

В течение последних двух десятилетий получили преимущественное развитие различного рода специализированные службы детского здравоохранения. Чаще всего такая служба представлена городскими, областными или республиканскими центрами, имеющими консультативные кабинеты или диспансеры с лабораториями, стационар и санаторий соответствующего профиля. Участковый врач-педиатр, выявивший хроническое заболевание у ребенка, может направить его для консультации и уточнения диагноза в такой кабинет (центр). При необходимости ребенку здесь будут проводить лечение. Терапия в условиях специализированной службы дает больший эффект, чем в отделениях общего профиля.

Оправданная многодесятилетней историей испытаний отечественная система медицинской помощи матерям и детям была самой высокоэффективной по отношению к тем уровням финансирования здравоохранения, которые в СССР и в России были несопоставимо малы в сравнении с развитыми странами мира.

Качество оказания медицинской помощи характеризуется рядом показателей. Одним из важнейших показателей является детская смертность, т.е. число детей, умерших в возрасте до 1 года, по отношению ко всем детям, родившимся в течение года живыми. Этот показатель обычно рассчитывается на 1000 родившихся живыми. Показатель детской смертности включает в себя 3 компонента, отражающих смертность детей отдельных возрастных групп:

а) ранняя неонатальная смертность –число детей, умерших в возрасте первых 6 сут жизни, на 1000 родившихся в течение года живыми;

б) поздняя неонатальная смертность – число детей, умерших в возрасте от 7 до 2 полных суток, на 1000 родившихся в течение года живыми;

в) постнеонатальная смертность – число детей, умерших в возрасте от 29 сут до 1 года (строго 11 мес 30 дней), на 1000 родившихся живыми.

В последние годы для международных сопоставлений ЮНЕСКО предпочитает использовать показатель смертности детей первых пяти лет жизни (число детей умерших в возрасте от 0 до 4 лет 11 мес 30 дней) на 1000 родившихся живыми.

Важным показателем, характеризующим качество помощи беременным женщинам и новорожденным, является также принятый в международной и отечественной статистике показатель перинатальной смертности. Он представляет собой сумму мертворожденных детей после 28 нед беременности и детей, умерших в первые 6 сут по отношению к 1000 всех родившихся (живыми и мертвыми) детей.

Детская смертность в нашей стране за годы существования Советской власти снизилась в 12 раз с лишним, в годы постсоветского периода наблюдалось повышение смертности с быстрым ее снижением и достижением к настоящему времени самых низких ее уровней за всю историю СССР и России. Тем не менее по уровню детской смертности Россия еще существенно отстает от стран с высокоразвитой экономикой и социальной помощью.

В последние 2 года (1996–1998) смертность детей первых пяти лет жизни по официальной статистике МЗ РФ составляет около 21 на 1000. Это также существенно выше, чем в развитых странах, но многократно ниже, чем смертность детей в странах с аналогичными уровнями национального дохода на душу населения и аналогичными расходами правительств на систему здравоохранения.

В качестве иллюстрации приводим данные по смертности детей до 5 лет в разных странах мира.

Смертность детей до 5 лет на 1995г. (на 1000 рождённых живыми)

Реферат: Охрана здоровья женщин и детей

Глава 1. Охрана здоровья женщин и детей

Глава 2. Здоровье женщины

2.1 Организация акушерско-гинекологической помощи

2.2 Организация гинекологической помощи

2.3 Социальная защита женщин в период беременности и после родов

Глава 3. Здоровье детей

3.1 Здоровье детей дошкольного возраста

3.2 Здоровье школьников

Медицинские проблемы клиентов очень разнообразные, условно их можно разделить на медицинские, психологические, социально – гигиенические.

Наиболее часто встречаются следующие медико – социальные проблемы: ухудшение здоровья в следствии заболеваний, травм, несчастных случаев, здоровье женщин и детей, что влечет за собой социальные проблемы.

Охрана матери и ребенка — комплексная социально – гигиеническая проблема. Сложность ее решения определяется прежде всего анатомно – физиологическими особенностями женского и детского организма.

Для этой группы населения характерны особые закономерности заболеваемости и смертности. Все это требует создание специальных медицинских учреждений для матери и ребенка со специфическими формами и методами работы.

Здоровье матери и ребенка наглядно показывает, что социально – экономические условия жизни населения (материальная обеспеченность, жилище, труд, отдых, образование, питание и т.д.) и другие факторы прямо или косвенно влияют на здоровье и численность будущего поколения.

Глава 1. Охрана здоровья женщин и детей

Женщины – социально – демографическая группа населения.

Охрана женщин и детей — система государственных и общественных мероприятий, направленных на охрану здоровья матери и ребенка. Медико социальное значение системы охраны материнства и детства заключается в сохранении здоровья женщины, снижении материнской и детской смертности.[1]

В системе охраны материнства и детства различают следующие этапы оказания медико-социальной помощи:

• оказание помощи женщине вне беременности, подготовка ее к материнству. На этом этапе большую роль играют женские консультации, центры планирования семьи, медико-генетические консультации;

• лечебно-профилактическая помощь беременным в целях сохранения здоровья плода и беременной женщины. На этом этапе важна роль женских консультаций, отделений патологии беременности акушерских стационаров, санаториев для беременных;

• лечебно-профилактическая помощь при родах в целях охраны здоровья плода и женщины. Весь объем этой помощи оказывается в акушерских отделениях родильных домов;

• охрана здоровья новорожденного (контроль за правильным вскармливанием, наблюдение за физиологическим развитием, уход за новорожденным, оказание лечебной помощи в отделениях новорожденных родильных домов и патологии новорожденных детских больниц);

• охрана здоровья ребенка в дошкольный период (контроль за физическим развитием, рациональным питанием, иммунологическим статусом ребенка);

• охрана здоровья ребенка в период школьного возраста (контроль за физическим развитием, коррекция отклонений в состоянии здоровья детей).

А также медико-социальный патронаж в системе охраны материнства и детства подразделяется на несколько периодов:

• антенатальный, т. е. дородовой, когда с целью сохранения преемственности и в целях профилактики применяют помимо школы молодой матери дородовой патронаж в 28, 32 и 36 недель беременности. Патронаж, как правило, выполняет участковая медицинская сестра женской консультации (акушерка). При патронаже будущая мать должна получить необходимые сведения по уходу за ребенком. Сразу после выписки из родильного дома акушерка женской консультации также должна выполнить послеродовый патронаж;

• динамическое наблюдение за новорожденным, которое проводит участковый педиатр совместно с медицинской сестрой на 1—2-е сутки после выписки ребенка из родильного дома; главное при этом — выявить факторы риска у ребенка;

• ежемесячное динамическое наблюдение за ребенком на протяжении первого года жизни. Физическое и нервно-психическое развитие ребенка к концу первого года жизни позволяет участковому педиатру сделать заключение о состоянии здоровья ребенка;

• динамическое наблюдение за ребенком в возрасте от 1 года до 7 лет.

Особенно важно проведение осмотра детей в возрасте 3 и 5 лет и перед поступлением в школу.

Особенно важно оценить состояние здоровья ребенка именно перед поступлением в школу. По результатам комплексной оценки здоровья дети разделяются на пять групп. К 1-й группе относят здоровых детей; ко 2-й группе — здоровых, но с наличием риска возникновения патологии; к 3, 4 и 5-й группам — больных детей.

Дети 1-й группы здоровья должны наблюдаться в обычные сроки, установленные для профилактических осмотров здоровых детей. Для детей этой группы проводят профилактические и обще оздоровительные мероприятия. Дети 2-й группы здоровья нуждаются в особом внимании педиатра, который устанавливает за ними диспансерное наблюдение, поскольку профилактические и лечебно-оздоровительные мероприятия дают наибольший эффект по предупреждению хронических заболеваний. Дети 3, 4 и 5-й групп находятся под диспансерным наблюдением педиатра и других специалистов, получая необходимое лечение.

Глава 2. Здоровье женщин

Охрана здоровья женщины предусматривает акушерско гинекологическую помощь.[2]

2.1 Организация акушерско-гинекологической помощи

Основным учреждением, обслуживающим женщин во время беременности, родов и послеродового периода, являются родильные дома. В состав родильного дома входят женская консультация, акушерское и гинекологическое отделение.

Акушерско-гинекологическая помощь оказывается в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет средств целевых фондов.

Основными учреждениями амбулаторной помощи женщинам являются женские. В сельской местности этот вид помощи оказывается ФАПами, гинекологическими кабинетами или женскими консультациями районных, центральных районных и областных больниц. Основными задачами женских консультаций являются: профилактика осложнений беременности, родов, послеродового периода, гинекологических заболеваний, формирование у женщин здорового образа жизни; оказание лечебной акушерско-гинекологической помощи населению прикрепленной территории; профилактика абортов; диагностика и лечение патологии беременности, заболеваний рожениц и гинекологических болезней; проведение санитарно-просветительной работы.

Женская консультация работает с использованием диспансерного метода по участковому принципу. Кроме лечебно-профилактической помощи в консультации осуществляются также медико-социальный патронаж и лечебная помощь на дому. Назначенные на приеме лечебные процедуры, диагностические исследования могут быть проведены в самой консультации или территориальной поликлинике. При необходимости средний медицинский персонал выполняет назначения на дому.

Наиболее важной в работе женской консультации является профилактика осложнений беременности и перинатальной патологии, заключающаяся в диспансерном наблюдении за беременной. Эффективность проводимых мероприятий связана со сроками взятия беременной под диспансерное наблюдение: чем раньше взята под наблюдение беременная, тем эффективнее диспансеризация. Своевременное обращение беременной в женскую консультацию позволяет женщине в полном объеме провести обязательные исследования. Установлена прямая зависимость между регулярностью посещений беременной консультации и уровнем перинатальной смертности. Постановка на диспансерный учет до 3 мес. беременности (12 недель) наиболее раннее обращение в консультацию. Это позволяет точнее установить сроки беременности, что очень важно для правильного предоставления декретного отпуска.

Главным принципом диспансеризации беременных является их дифференцированное обслуживание, включающее медицинское наблюдение за состоянием здоровья, течением беременности, развитием плода и оказание профилактической и лечебной помощи матери и плоду. За время нормально протекающей беременности женщина должна посетить консультацию 14—15 раз (при патологии частота осмотров возрастает), пройти лабораторное обследование; она должна быть осмотрена терапевтом, стоматологом (по показаниям и другими специалистами). Необходимо выявить факторы риска перинатальной патологии у плода, т. е. неблагоприятные факторы со стороны матери, или заболеваний самого плода, или аномалий его развития. В случае выявления этих факторов беременная направляется на обследование и консультации специалистов для решения вопроса о возможности сохранения беременности. При положительном решении вопроса о сохранении беременности необходимо наблюдать не только за здоровьем женщины, но и за состоянием плода. В подобных случаях возможна дородовая госпитализация беременных в терапевтические стационары (срок беременности до 20 недель) или в отделение патологии беременности родильного дома. Своевременная госпитализация беременных позволяет значительно уменьшить риск перинатальной смертности.

Все данные медицинского осмотра, лабораторных исследований и врачебных заключений заносятся в «Медицинскую карту амбулаторного больного» для гинекологических больных, в «Индивидуальную карту беременной и родильницы» и в «Обменную карту родильного дома, родильного отделения больницы», которая передается в стационар родильного дома.

В консультации беременным выдается листки нетрудоспособны в связи с беременностью и родами, абортами, «Врачебное заключение о переводе беременной на другую работу».

Женщине рекомендуется посетить женскую консультацию после выписки из родильного дома на 10—12-й день, о чем женщину следует предупредить до родов и при выписке из родильного дома. Если женщина не явилась в срок в консультацию, то она подлежит патронажу акушеркой.

2.2. Организация гинекологической помощи

Женская консультация оказывает помощь женщинам не только в период беременности. Они ведут также диспансерное наблюдение за женщинами в послеродовой период, оказывают лечебно – профилактическую помощь женщинам, страдающим различными гинекологическими заболеваниями.

Гинекологические заболевания выявляются при обращении женщин в консультацию, проведении профилактических осмотров, осмотров женщин на дому, осмотров женщин другими специалистами. Основная группа гинекологических больных лечится в амбулаторных условиях, значительная их часть нуждается в диспансерном наблюдении. В случае необходимости женщина направляется в стационар.

Важное значение для выявления гинекологических заболеваний имеют профилактические осмотры, особенно для женщин, проживающих в сельской местности. В результате осмотра может быть сделано одно из следующих заключений: здорова (отсутствуют жалобы и гинекологические заболевания); практически здорова (в анамнезе имеются гинекологические заболевания, нарушения менструальной функции или аборты, жалоб нет, могут быть выявлены анатомические изменения без нарушения репродуктивной функции женщины и без нарушения трудоспособности); больна (гинекологические заболевания в анамнезе, жалобы могут быть или отсутствовать, при объективном обследовании выявлено гинекологическое заболевание).

2.3 Социальная защита женщин в период беременности и после родов

Кроме бесплатного предоставления необходимой помощи женщины в период беременности и после родов социально защищены. Запрещается применение труда всех женщин на тяжелых работах, перенос и передвижение женщинами тяжестей; не допускается привлечение к работам в ночное время, к работам в выходные дни и направление в командировку беременных и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет. Беременным женщинам снижаются нормы выработки. Существуют и другие льготы в системе социального страхования и социального обеспечения. Эти льготы разнообразны и специфичны для отдельных производств. Важно, что применение этих льгот не должно сопровождаться снижением оплаты труда.

Декретный отпуск предоставляется беременным при сроке беременности 30 недель. Законом установлена продолжительность отпуска 70 календарных дней до родов (в случае много-плодной беременности — 84 дня) и 70 дней после родов, причем листок нетрудоспособности беременная получает сразу на все 140 дней. В случае осложненных родов послеродовой отпуск увеличивается на 16 дней, при рождении двух и более детей послеродовый отпуск увеличивается на 40 дней.

Если женщина обратится в женскую консультацию в ранние сроки беременности (до 12 недель) и будет взята своевременно на диспансерный учет, она может получить единовременное пособие в размере минимальной зарплаты (дополнительно к пособию по беременности и родам). При прохождении обязательного диспансерного обследования беременной сохраняется средний заработок.

Предприятие с вредными условиями труда может создавать отдельные цехи и участки для предоставления женщинам более легкой и безвредной работы. Ответственность за здоровье беременных и матерей несут органы государственного здравоохранения (для них профилактические и лечебные мероприятия бесплатны). Однако средства на проведение обязательных и периодических осмотров работников в случаях и порядке, предусмотренных законом, должны выделять работодатели.

Кормящие матери пользуются защитой закона

В заключении (тюрьме, лагере) беременные, рожающие и родившие женщины имеют право на специализированную помощь специалиста-акушера, в том числе и в родильных домах. В лагерях предусматриваются ясли с квалифицированным персоналом, поскольку существуют лагеря, где дети содержатся вместе с матерями.

Глава 3. Здоровье детей

Основным принципом лечебно – профилактической помощи детям является непрерывность в наблюдении за здоровьем ребенка с первых дней его жизни и до окончании школы, преемственность в работе врачей оказывающих лечебно – профилактическую помощь детям, этапность в лечении – поликлиника, стационар, санаторий.[3]

К типовым учреждениям, оказывающим лечебно – профилактическую помощь детям относятся: детские и областные больницы, специализированные детские больницы, инфекционные, психиатрические, туберкулезные, ортопедо – хирургические, восстановительного лечения, диспансеры, детские и городские поликлиники, детские отделения стационаров и поликлиник общего профиля.

Основой в системе охраны здоровья детей является амбулаторно поликлиническая служба. Детская поликлиника обеспечивает медицинскую помощь детям до 18 лет. Предусмотрено оказание помощи не только в поликлинике и на дому, но и в дошкольных учреждениях и школах. Главное направление в деятельности поликлиники — обеспечение необходимых условий для развития и воспитания здорового ребенка путем проведения профилактики заболеваний, оказания лечебной помощи детям, проведения лечебно-оздоровительной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Принцип работы детской поликлиники — участковый, метод работы — диспансерный.

Основной фигурой в детской поликлинике является участковый педиатр. На участке по нормативам должно быть 750 – 800 детей до 18 лет, в том числе 40 – 60 детей первого года жизни. Нагрузка участкового составляет 5 человек на 1 час приема в поликлинике, 7 при профилактических осмотрах и 2 при обслуживании на дому.

Противоэпидемическая работа на педиатрическом участке должна включать в себя следующие разделы:

1) учет детей, подлежащих прививкам; планирование прививочной работы на участке;

2) осуществление активной иммунизации детского населения путем профилактических прививок согласно утвержденным срокам;

3) подготовка к прививкам детей ослабленных, часто болеющих, имеющих в анамнезе случаи аллергических реакций на введения вакцин;

4) подготовка материалов к обсуждению на комиссиях по установлению в конкретных случаях медицинских противопоказаний

к проведению профилактических прививок; выполнение рекомендаций, сделанных этой комиссией;

5) контроль за привитыми детьми, учет необычных реакций на прививки, профилактика и лечение поствакцинальных осложнений;

6) анализ прививочной профилактики на участке.

Принципы профилактической работы детских поликлиник наиболее ярко выражаются в диспансеризации здоровых и больных детей, которая является основным содержанием их деятельности.

Особенности оказания детям стационарной помощи.

Плановая госпитализация ребенка осуществляется через детскую поликлинику при наличии направления и подробной выписки из истории развития ребенка о наличии заболевания, лечение и результаты анализов, проведенных в поликлинике.

Особенности организации работы детских стационаров является необходимость проведения мероприятий по предупреждению распространения инфекций: разделение каждого отделения на секции, которые при необходимости могут функционировать самостоятельно.

Стационарозамещающие формы оказания медицинской помощи (стационары (отделения, палаты) дневного пребывания в больницах, стационары на дому для детей и дневные стационары в поликлинике)). В 2001 г. насчитывалось 423 дневных стационаров всех типов для детей, включая стационары на дому; число коек в них составило 6,8 тыс.; 185,2 тыс. детей было пролечено. Данная форма оказания медицинской помощи позволяет увеличить интенсивность и повысить эффективность работы лечебно-профилактических учреждений, объем и качество медицинской помощи больным детям, не нуждающимся в круглосуточном медицинском наблюдении и лечении.

В реальном обеспечении прав детей на охрану здоровья значительную роль играет доступность высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи (операций на открытом сердце, трансплантаций сердца, печени, почек, нейрохирургических вмешательств при опухолях головного мозга, лечения наследственных и системных заболеваний, лейкозов, тяжелых форм эндокринной патологии, хирургических вмешательств высокой степени сложности и др.). Эти виды медицинской помощи оказываются в учреждениях здравоохранения федерального подчинения, располагающих мощным потенциалом высококвалифицированных научно-практических кадров, оснащенных современным оборудованием и аппаратурой, использующих новейшие медицинские технологии диагностики и лечения больных.

В системе медицинской реабилитации важное место принадлежит санаторно-курортной помощи — одному из ведущих этапов восстановительного лечения и оздоровления.

3.1 Здоровье детей дошкольного возраста

Заболеваемость на втором году жизни не ниже, а иногда и выше, чем у детей первого года, в связи с чем дети этого возрастного периода требуют пристального внимания.[4]

На втором году жизни здоровый ребенок (I группа здоровья), не посещающий дошкольное учреждение, наблюдается участковым педиатром I раз в квартал. При каждом осмотре проводятся антропометрические измерения и оценивается нервно-психическое и физическое развитие. Обязательна консультация стоматолога, других специалистов — по показаниям.

Неорганизованных детей третьего года жизни участковый педиатр осматривает I раз в полугодие, офтальмолог и стоматолог I раз в год.

Оценка уровня нервно-психического развития детей третьего, как и второго, года жизни осуществляется совместно врачом, участковой медицинской сестрой, сестрой кабинета здорового ребенка при участии родителей и воспитателей дошкольных учреждений. За нормальное развитие принимается формирование умений на втором году жизни в пределах квартала, а на третьем — в пределах полугодия. Начиная с 4 лет углубленный осмотр детей проводится I раз в год.

Для сохранения здоровья детей чрезвычайно важна преемственность в работе участкового педиатра и медицинских работников дошкольных учреждений. Высокая заболеваемость детей в детских яслях и садах, особенно в первые дни и недели после поступления, требует улучшения подготовки их к предстоящему изменению условий жизни и воспитания в организованном детском коллективе. Поступление в дошкольное учреждение ведет к эмоциональному стрессу, ломке сложившегося в соответствии с жизнью в семье динамического стереотипа. Следствием этого являются функциональные сдвиги в деятельности ряда систем организма ребенка, что отражается на его иммунобиологической реактивности и общей сопротивляемости в период адаптации к дошкольному учреждению.

При подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение максимум внимания уделяется всем формам санитарно-просветительной работы среди родителей.

Анализ течения адаптации детей к дошкольным учреждениям, заболеваемости в этот период должен проводиться совместно участковой педиатрической службой и персоналом яслей-садов.

Особое внимание следует обратить на детей группы риска, родившихся от матерей с патологией беременности, осложнениями в родах, перенесших различные заболевания в периоде новорожденности. Целесообразно повторно проконсультировать их с психоневрологом и другими специалистами. Дети, отстающие в физическом и нервно-психическом развитии, часто болевшие На первом году жизни, страдающие рахитом, экссудативным диатезом, анемией, могут быть оформлены в дошкольное учреждение только после проведения курса оздоровительных мероприятий.

Врач дошкольного учреждения проводит осмотр всех вновь поступающих детей, плановые профилактические осмотры в соответствии с возрастом и перед проведением профилактических прививок; осматривает детей, заболевших в дошкольном учреждении, назначает необходимые виды обследования и лечения; составляет недельные или десятидневные меню; организует индивидуальное питание детям первого года жизни; контролирует осуществление физического воспитания и закаливания; сообщает заведующему дошкольным учреждением и руководству детской поликлиники о состоянии здоровья детей, их заболеваемости, принимает меры по ее профилактике.

Старшая медицинская сестра яслей-сада подчиняется непосредственно врачу, участвует в профилактических осмотрах детей, осуществляя антропометрические измерения; осматривает детей. При приеме в учреждение; проводит профилактические прививки, диагностические пробы, забор материала для лабораторных исследований; выполняет профилактические и лечебные назначения врача; организует и контролирует закаливание детей; осматривает и изолирует остро заболевших; оказывает первую доврачебную помощь при травмах; ведет ежедневное наблюдение за детьми, бывшими в контакте с инфекционными больными; организует текущую дезинфекцию; ставит в известность врача и заведующего дошкольным учреждением о нарушениях санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, питания, закаливания и физического воспитания детей; готовит заявки; получает, учитывает и хранит медикаменты, бактериальные препараты, дезинфицирующие средства, медицинский инструментарий и аппаратуру; ведет утвержденные формы медицинской документации; осуществляет пробу блюд перед их раздачей, отмечает в специальном бракеражном журнале их оценку (вкусовые качества, соответствие массы и объема их выходу, указанному в меню) и разрешение на выдачу, следит за проведением С-витаминизации питания.

Важный раздел работы, который необходимо отразить в плане,— контроль за организацией питания, санитарным состоянием пищеблока, качеством продуктов питания, правильностью их закладки, соблюдением технологии приготовления пищи.

3.2 Здоровье школьников

Все общеобразовательные учреждения комплектуются квалифицированными кадрами средних медицинских работников, врачей-педиатров.

Учащиеся общеобразовательных учреждений обеспечиваются медицинскими осмотрами в соответствии с действующими требованиями, предъявляемыми федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения и образования.

Во всех видах общеобразовательных учреждений организуется комплексное оздоровление детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с включением в его структуру психолого-педагогической коррекции.

При отсутствии медицинского работника руководство школы заключает договор с близлежащей поликлиникой о медицинском обслуживании детей.

Администрация и медицинские работники образовательных учреждений с углубленным содержанием обучения при поступлении в их школу детей с хроническими заболеваниями должны разъяснять родителям, что обучение в таких школах является дополнительным фактором риска для здоровья больного ребенка.

В школьном возрасте продолжается еще незавершившееся и бурно протекающее развитие ребенка. Детский организм в это время чрезвычайно пластичен и в большей степени подвержен влиянию различных благоприятных и неблагоприятных факторов.

Обуславливает необходимость постоянного четкого врачебного наблюдения не только за здоровьем ребенка, но и за организацией его обучения в школе, условиями пребывания и воспитания дома. Поэтому все дети школьного возраста подлежат диспансерному наблюдению, которое заключается в осуществлении профилактических мероприятий, направленных на улучшение физического развития учащихся, укрепление их здоровья, предупреждение заболеваний, активное выявление начальных стадий развивающейся патологии, оздоровление и лечение ослабленных и больных школьников.

Медицинское обеспечение учащихся общеобразовательных школ осуществляют школьный врач и сестра. В обязанность школьного врача входит организация своевременного проведения углубленных медицинских осмотров школьников в соответствии с методическими рекомендациями по диспансеризации детского населения, определение медицинской группы для занятий физической культурой. На основании данных углубленного осмотра он делает заключение о состоянии здоровья каждого ребенка, анализирует результаты осмотра в целом по школе.

Результаты углубленного осмотра учащихся анализируются школьным врачом и докладываются на педагогическом совете школы и медицинском совете поликлиники или объединения. При этом указывается число и процент осмотренных детей уровень выявленной патологии в целом по школе и по отдельным периодам школьного возраста: младшего (7—10 лет), среднего 11 — 14 лет) и старшего (15 — 17 лет), уровень физического развития учащихся и распространенности отдельных заболеваний и отклонений по возрастно-половым группам, удельный вес детей, взятых на диспансерный учет, процент школьников, отнесенных к основной, подготовительной и специальной группе по физкультуре. Результаты диспансеризации подростков, частота и характер выявленной у них патологии учитываются и анализируются отдельно.

Показатель здоровья женщин и детей является наиболее чувствительным индикатором социально – экономического развития общества. Деятельность государства системы охраны материнства и детства направлено на реализацию комплекса социально – экономических и лечебно – профилактических мер по оптимизации образа жизни в семье, укрепление здоровья женщин и детей, обеспечение условий нормальной жизнедеятельности.

Охрана здоровья женщин не может ограничиваться проведением мероприятий в период беременности, ее надо осуществлять в разные периоды жизни женщины и ее полового воспитания.

В настоящее время состояние здоровья в РФ характеризируется падением уровня рождаемости, повышение общего коэффициента смертности. 20% новорожденных имеют отклонения от нормально физического и психологического здоровья. Каждый третий ребенок имеет отклонение от нормы в состоянии здоровья.

В различных регионах абсолютно здоровыми можно считать 8-10% младше школьного возраста, 6 % детей среднего школьного возраста и 3,5% старшего.

1. Артюшина Г.П./ Основы социальной медицины: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проспект, 2005 – 576с.

2. Лавров И.Г., Майстрах К.В./ Социальная гигиена и организация здравоохранения: Учебник. – 4 –е изд., перераб. и доп.-М.: Медецина, 1987. – 264с.

3. Тен Е.Е./Основы социальной медицины: Учебное пособие- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003 – 256с.

[1] Тен Е.Е./Основы социальной медицины: Учебное пособие- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003 – 133с.

[2] Лавров И.Г., Майстрах К.В./ Социальная гигиена и организация здравоохранения: Учебник. – 4 –е изд., перераб. и доп.-М.: Медецина, 1987. – 155с.

[3] Тен Е.Е./Основы социальной медицины: Учебное пособие- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003 – 160с.

[4] Артюшина Г.П./ Основы социальной медицины: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проспект, 2005 – 56с

3.Понятие о системе охраны здоровья матери и ребенка

Система охраны здоровья матери и ребенка в нашей стране является одним из самых ярких социальных достижений. Охрана материнства и детства—это система государственных и общественных мероприятий, направленных на обеспечение здоровья матери и ребенка, укрепление семьи, поощрение материнства, создание наиболее благоприятных условий для воспитания детей, их физического, интеллектуального и нравственного развития. Правовые нормы, обеспечивающие охрану здоровья женщины матери, и подрастающего поколения закреплены в Конституции Российской Федерации и других законодательных актах. Действующее законодательство запрещает применять женский труд на тяжелых и связанных с производственными вредностями работах, привлекать беременных к работе в ночное время, в выходные дни, направлять их в командировки. Государство оплачивает пособие по беременности и родам; размер единовременного пособия при рождении ребенка увеличивается с каждым годом. Введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1 года 6 месяцев и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до 3-х лет.

Малообеспеченным семьям и многодетным оформляются пособия на каждого ребенка, детям до 2 лет из этих семей бесплатно отпускаются донорское молоко, молочные смеси и другие продукты детского питания. Для больных детей первых трех лет жизни и детей из многодетных семей, находящихся на амбулаторном лечении, бесплатно выдаются все медикаменты. Увеличен срок выдачи листка нетрудоспособности по уходу за больными детьми до их полного выздоровления.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся под особым контролем медицинских работников и органов социального обеспечения. Для них предусмотрены детские дома, школы-интернаты, в летнее время их оздоравливают в летних лагерях и санаториях бесплатно. Дети и беременные в нашей стране находятся под диспансерным наблюдением. Здоровье матери и ребенка охраняется широкой сетью различных медицинских учреждений, к числу которых относятся: женская консультация, родильный дом, поликлиника, детская больница, детские санатории, детские оздоровительные лагеря и др. Медицинская помощь женщинам и детям, проживающим в сельской местности, оказывается на фельдшерско-акушерских пунктах, в сельских врачебных амбулаториях, районных, центральных, областных больницах.

Средним медицинским работникам принадлежит важнейшая роль в укреплении здоровья женщины-матери, подрастающего поколения. Они проводят активную патронажную работу в семьях, осуществляют на педиатрическом участке контроль за питанием, физическим развитием и физическим воспитанием детей, следят за санитарно-гигиеническими условиями их жизни; выявляют заболевших детей и оказывают им необходимую помощь; проводят необходимые лечебные мероприятия на дому; организуют своевременную вакцинацию детей, организуют лабораторно-диагностические исследования и осмотры детей врачами-специалистами; осуществляют широкую санитарно-просветительную работу по пропаганде здорового образа жизни и искоренению вредных привычек.

Охрана здоровья матери и ребенка, вопросы семьи и репродуктивного здоровья

Важным аспектом в сфере охраны здоровья является охрана материнства, охраны здоровья семьи.

Статья 51 устанавливает положения о правах семьи в сфере охраны здоровья.

  • 1. Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на консультации без взимания платы по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медикогенетические и другие консультации и обследования в медицинских организациях государственной системы здравоохранения в целях предупреждения возможных наследственных и врожденных заболеваний у потомства.
  • 2. Отцу ребенка или иному члену семьи предоставляется право при наличии согласия женщины с учетом состояния ее здоровья присутствовать при рождении ребенка, за исключением случаев оперативного родоразрешения, при наличии в учреждении родовспоможения соответствующих условий (индивидуальных родовых залов) и отсутствии у отца или иного члена семьи инфекционных заболеваний. Реализация такого права осуществляется без взимания платы с отца ребенка или иного члена семьи.
  • 3. Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.

Статья 52 устанавливает положения о правах беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья.

  • 1. Материнство в Российской Федерации охраняется и поощряется государством.
  • 2. Каждая женщина в период беременности, во время родов и после родов обеспечивается медицинской помощью в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
  • 3. Обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 53 «Рождение ребенка (момент рождения ребенка)».

  • 1. Моментом рождения ребенка является момент отделения плода от организма матери посредством родов.
  • 2. При рождении живого ребенка медицинская организация, в которой произошли роды, выдает документ установленной формы.
  • 3. Медицинские критерии рождения, в том числе сроки беременности, масса тела ребенка при рождении и признаки живорождения, а также порядок выдачи документа о рождении и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 54 устанавливает положения, регулирующие права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья.

  • 1. В сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:
  • 1) прохождение медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, при занятиях физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • 2) оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
  • 3) санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;
  • 4) медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • 5) получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме в соответствии со статьей 22 данного Федерального закона.
  • 2. Несовершеннолетние, больные наркоманией, в возрасте старше шестнадцати лет и иные несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с данного Федеральным законом, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с частями 2 и 9 статьи 20 данного Федерального закона.
  • 3. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно могут содержаться в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 55 предусматривает применения вспомогательных репродуктивных технологий.

  • 1. Вспомогательные репродуктивные технологии представляют собой методы лечения бесплодия, при применении которых отдельные или все этапы зачатия и раннего развития эмбрионов осуществляются вне материнского организма (в том числе с использованием донорских и (или) криоконсервированных половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов, а также суррогатного материнства).
  • 2. Порядок использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказания и ограничения к их применению утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
  • 3. Мужчина и женщина, как состоящие, так и не состоящие в браке, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии обоюдного информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Одинокая женщина также имеет право на применение вспомогательных репродуктивных технологий при наличии ее информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство.
  • 4. При использовании вспомогательных репродуктивных технологий выбор пола будущего ребенка не допускается, за исключением случаев возможности наследования заболеваний, связанных с полом.
  • 5. Граждане имеют право на криоконсервацию и хранение своих половых клеток, тканей репродуктивных органов и эмбрионов за счет личных средств и иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
  • 6. Половые клетки, ткани репродуктивных органов и эмбрионы человека не могут быть использованы для промышленных целей.
  • 7. Быть донорами половых клеток имеют право граждане в возрасте от восемнадцати до тридцати пяти лет, физически и психически здоровые, прошедшие медико-генетическое обследование.
  • 8. При использовании донорских половых клеток и эмбрионов граждане имеют право на получение информации о результатах медицинского, медико-генетического обследования донора, о его расе и национальности, а также о внешних данных.
  • 9. Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.
  • 10. Суррогатной матерью может быть женщина в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет, имеющая не менее одного здорового собственного ребенка, получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья, давшая письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Женщина, состоящая в браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга. Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки.

Статья 56 «Искусственное прерывание беременности» устанавливает следующие положения.

  • 1. Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия.
  • 2. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель.
  • 3. Искусственное прерывание беременности проводится:
  • 1) не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности:
    • а) при сроке беременности четвертая—седьмая недели;
    • б) при сроке беременности одиннадцатая — двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности;
  • 2) не ранее семи дней с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности восьмая—десятая недели беременности.
  • 4. Искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний — независимо от срока беременности.
  • 5. Социальные показания для искусственного прерывания беременности определяются Правительством Российской Федерации.
  • 6. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
  • 7. Искусственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной, если она по своему состоянию не способна выразить свою волю, возможно по решению суда, принимаемому по заявлению ее законного представителя и с участием совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной.
  • 8. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 57 устанавливает порядок проведения медицинской стерилизации.

  • 1. Медицинская стерилизация как специальное медицинское вмешательство в целях лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции может быть проведена только по письменному заявлению гражданина в возрасте старше тридцати пяти лет или гражданина, имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и информированного добровольного согласия гражданина — независимо от возраста и наличия детей.
  • 2. По заявлению законного представителя совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно выразить свою волю, медицинская стерилизация возможна по решению суда, принимаемому с участием совершеннолетнего лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным.
  • 3. Перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья написана по материалам сайтов: www.bestreferat.ru, studfiles.net, studref.com.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector
Название: Охрана здоровья женщин и детей
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: реферат Добавлен 10:35:49 12 апреля 2011 Похожие работы
Просмотров: 9583 Комментариев: 9 Оценило: 4 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать