+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Международные механизмы обеспечения защиты прав человека

Международная защита прав человека — это совокупность правовых норм, определяющих и закрепляющих в договорном порядке права и свободы человека, обязательства государств по практической реализации этих прав и свобод; а также международные механизмы контроля за выполнением государствами своих международных обязательств и непосредственной защиты нарушенных прав отдельного человека.
Координационным центром сотрудничества государств в области прав человека является ООН.
В рамках ООН разработаны важнейшие международно-правовые акты по защите прав и свобод человека, фактически установившие международные стандарты в этой области:
— Всеобщая декларация прав человека 1948 г.,
— Пакты о правах человека 1966 г.,
— Конвенция о пресечении преступления геноцида и наказания за него 1948 г.,
— Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.,
— Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1989 г.,
— Конвенция о правах ребенка 1989,
— Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин1979 г. и др.
Международный механизм контроля защиты прав и свободы человека предусматривает два уровня:
— универсальный;
— региональный.
На универсальном уровне контроль осуществляется ООН (ГА; ЭКОСОС; Верховный комиссар по правам человека; Комиссия по правам женщин, Комитет против пыток и др.)
На региональном уровне защитные механизмы хорошо отработаны в Европе, в рамках Совета Европы, ОБСЕ
Существуют три основные формы контроля за соблюдением прав человека:
— рассмотрение в ООН периодических докладов государств;
— рассмотрение споров о толковании и осуществлении конкретных соглашений;
— рассмотрение индивидуальных петиций.

1. Покажите, каким образом международное право регулирует вопросы приобретения и утраты гражданства.
2. Назовите особенности правового режима иностранцев.
3. Дайте характеристику международных договоров в области прав человека.
4. Назовите региональные международные организации, осуще ствляющие защиту прав человека.

№ 1, 3, 4, 5, 6, 12, 20, 21, 22, 23, 24, 45, 55, 59, 64, 81.

Механизм защиты прав и свобод человека

Механизм защиты прав и свобод человека — это установленная и гарантированная законом система обеспечения правового статуса личности, которая включает в себя упорядоченную деятельность органов публичной власти, негосударственных правозащитных организаций и самостоятельную реализацию субъективных прав и свобод, направленную на предупреждение , пресечение и восстановление нарушенных прав и свобод при соблюдении надлежащего баланса публичных и частных интересов.

В любом случае всякий правозащитный механизм включает следующие компоненты:

    1. нормативный (совокупность иерархически соподчиненных нормативно-правовых актов);
    2. институциональный (органы, организации, учреждения, должностные лица, относящиеся к системе органов правосудия и правоохраны);
    3. инструментальный (совокупность правовых и неправовых средств и способов, используемых различными органами в целях обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина).

Следует еще раз заметить, что все три компонента органично связаны между собой, их невозможно рассматривать в отрыве друг от друга, без учета их взаимообусловленности и взаимодействия.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32

Несмотря на всю значимость различных механизмов защиты прав человека, особое место в любом современном демократическом государстве все же занимает механизм конституционного контроля.

В настоящее время механизм защиты прав и свобод человека достаточно сложен, и в него ученые обычно включают:

    1. внутригосударственные (или национальные) учреждения и институты защиты прав и свобод человека;
    2. международные учреждения и институты защиты прав и свобод человека, включая, естественно, европейские.

В России создана система органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение и защиту прав человека и гражданина:

    • система государственных правоохранительных и правозащитных организаций (таких как уполномоченный по правам человека, суд, милиция, прокуратура и т.д.);
    • система общественных правозащитных организаций (таких, например, как комитет по защите прав потребителя, адвокатура, различные общественные объединения и движения).

Существуют также общественные советы (палаты), комитеты, комиссии и другие подобные образования, создаваемые как при Президенте РФ, так и в органах исполнительной власти в субъектах Федерации, и другие. Но как государственные, так и общественные правозащитные организации объединяет общая цель – защита прав человека и гражданина.

Международно-правовой механизм защиты прав человека принято называть контрольным, поскольку основная функция органов, действующих в рамках этого механизма, — это контроль за выполнением государствами своих обязательств по международному праву, касающихся прав человека. Поэтому о дним из важнейших процессов в механизме защиты прав человека является сближение различных правовых систем, национальных законодательств с нормами международного права.

Применительно к правам и свободам человека в механизме защиты прав и свобод человека по различным основаниям можно выделить следующие элементы:

Это интересно:  Декларирование товаров тк еаэс

Первая группа:

    • обеспечивающие законодательное (нормативно-правовое) установление и закрепление прав и свобод различных участников общественных отношений и
    • обеспечивающие эффективную защиту их прав и свобод;

Вторая группа:

    • законодательный (нормативно-правовой), в том числе международно-правовой;
    • административный;
    • судебный;
    • общественный (негосударственный);
    • государственные и негосударственные правозащитные механизмы.

Третья группа:

    • механизм конституционного контроля и защиты прав человека и
    • отраслевые механизмы (гражданско-правовыми, уголовно-правовыми, административно-правовыми и др.).

Четвертая группа:

    • внутригосударственный (национальный) и
    • международные, в т.ч. региональные и неправительственные механизмы.

Пятая группа:

    • федерального уровня,
    • регионального уровня,
    • муниципального уровня,
    • локального уровня.

3. Международные механизмы защиты прав человека 3.1. Международные процедуры

Универсальная система защиты прав человека сложилась в рамках ООН, и в ней участвуют все государства. Универсальный механизм раскрывает дея­тельность международных организаций и системы их органов, наделенных функциями контроля за соблюдением прав и основных свобод и защиты в случаях их нарушения.

Соответствующие полномочия от имени ООН осуществляет Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный совет, а также специальные орга­ны: Совет по правам человека, Подкомиссия по предупреждению дискрими­нации и защите национальных меньшинств и др.

Специальные органы, контролирующие деятельность государств в сфере обеспечения прав человека и привлекающие их к ответственности в случаях на­рушений, как правило, созданы на основе отдельных конвенций: Комиссия по правам человека — на основе Пакта о гражданских и политических правах; Коми­тет против пыток — на основе Конвенции против пыток и других жестоких, бес­человечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Комитет по правам ребенка — на основе Конвенции о правах ребенка.

Большую роль в защите прав человека в последнее время играют непра­вительственные организации. К последним относятся Международный коми­тет Красного Креста (МККК), Международная Амнистия и др.

В рамках Совета Европы создана и функционирует эффективная система прав человека. В соответствии с Европейской конвенцией о защите прав че­ловека и основных свобод создан Европейский Суд по правам человека.

Страны-члены Содружества Независимых Государств приняли ряд доку­ментов, которые способствуют осуществлению на их территориях личных и имущественных прав граждан всех государств-членов СНГ. Комиссия СНГ по правам человека, созданная на основании ст. 33 Устава СНГ, наблюдает за выполнением обязательств по правам человека, взятым на себя государства­ми-членами в рамках Содружества.

Механизмы защиты в рамках различных международных организаций имеют много общего: доклады государств о принятых мерах по реализации прав человека ежегодные или по запросу уполномоченного органа, посеще­ние экспертами организаций государств-участников, процедуры рассмотре­ния межгосударственных жалоб. Отметим, что за все время действия Меж­дународного пакта (с 1979 года) ни одно государство-участник не направило в Комитет по правам человека ни одного сообщения о предполагаемом нару­шении другим государством-участником своих обязательств по Пакту, пред­метом рассмотрения в Европейском Суде были жалобы государства против государства.

В компетенцию межгосударственных органов по правам человека входит рассмотрение споров о толковании конкретных положений международных документов по правам человека. Международные организации осуществляют также контроль за выполнением государствами рекомендаций, решений ме­ждународных органов.

Наиболее эффективным является механизм рассмотрения индивидуаль­ных жалоб. Международные акты предоставляют право частным лицам об­ращаться с жалобой в международные органы. В отличие от Международного Пакта о гражданских и политических правах Протокол № 11 к Европейской конвенции закрепил право на индивидуальную жалобу в качестве общепри­знанного и обязательного. Юрисдикция Европейского Суда является обя­зательной, компетенция Комитета по правам человека имеет факульта­тивный характер (ст.

На государства возложена обязанность обеспечивать права и свободы, из­ложенные в международно-правовых актах, каждому лицу, находящемуся под их юрисдикцией. Термин «каждый» подчеркивает универсальность прав и сво­бод, закрепленных международными актами. Это значит, что данные права и их защита гарантируются всем лицам: гражданам, иностранцам, лицам без граж­данства; защита прав не зависит от дееспособности лица, то есть заявителями в межгосударственные органы могут быть даже дети и инвалиды.

При обращении в межгосударственные органы по защите прав человека нет необходимости устанавливать между человеком и государством-участ­ником такую юридическую связь, как «гражданство», «местожительство» или «местопребывание». Заявитель не обязательно должен быть гражданином го­сударства-нарушителя. Следует отметить, что не имеет значения также, нахо­дится ли лицо, права которого нарушены государством, на его территории за­конно или нет. Заявитель не обязательно должен находиться на территории государства-нарушителя, он может быть в пределах третьего государства.

Достаточно того, что государство может осуществлять в отношении данного лица определенные властные полномочия.

В соответствии со ст. 34 Европейской конвенции Европейский Суд может рассматривать жалобы любого физического лица, любой неправительст­венной организации или любой группы лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения их прав. Индивидуальная жалоба может быть подана вместе с групповой.

Европейская практика имеет особенности. В Европейский Суд может по­дать жалобу «косвенная» или «потенциальная» жертва. Прямым родственни­кам заявителя после его смерти разрешили объявить себя «жертвами» нару­шения и вести дело от собственного имени. В деле Кофлер против Италии Суд отметил, что лица, продолжающие судебное разбирательство, должны иметь сами достаточный интерес с точки зрения права, оправдывающий дальнейшее рассмотрение заявления от их имени. Например, дело X против Франции было связано с тем, что заявитель, которому несколько раз делали переливание крови, был инфицирован вирусом СПИД. Его жалоба относи­тельно продолжительности административного разбирательства была при­знана приемлемой. В ходе разбирательства заявитель умер, но его родители выразили желание продолжить судебный процесс. Суд согласился с тем, что­бы родители заняли место X в этом судебном процессе.

Это интересно:  Езда по тротуару штраф 2019

Толкование ст. 34 ЕКПЧ расширило возможность обращения в Европей­ский Суд и тем, что человек не может отказаться от своих основных прав, добровольно утратить свой статус «жертвы».

В деле Бурдов против РФ Европейский Суд отметил, что решение или мера, принимаемая в пользу заявителя, не лишает его статуса жертвы. Благо­приятное решение в отношении заявителя при таких обстоятельствах не мо­жет служить достаточным основанием для лишения его статуса жертвы.

Жалоба должна быть подана только против действий или решений госу­дарства (государственных органов власти). Суд не рассматривает жалобы, направленные против частных лиц и негосударственных учреждений.

Индивидуальные жалобы в межгосударственные органы по защите прав человека должны отвечать определенным критериям приемлемости.

Международные и государственные механизмы защиты прав человека и гражданина

Право на защиту сопутствует любому субъективному праву и современное государство должно строиться на полном признании прав человека и эффективно организовывать их защиту.

Защита прав человека — это «комплекс организационно-правовых средств, обеспечивающих право человека на правовую защиту, предназначенных для устранения препятствий на пути осуществления прав человека, а также восстановления нарушенных прав и наказания виновных в их нарушении и гарантированных государством и международным сообществом» [1] .

Законодательством предусмотрены различные способы защиты прав человека, в том числе юрисдикционные и неюрисдикционные способы. Юрисдикционной защитой прав человека является деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов и органов управления, а также соответствующих международных органов по восстановлению нарушенных прав человека.

В международной практике выработаны эффективные механизмы защиты прав граждан. Все механизмы, функционирующие в сфере права, описываются через перечисление их составных частей, которые находятся между собой в определенных взаимоотношениях. Из этого следует, что одним из сущностных свойств любого правового механизма является системность [2] . В теории права механизм защиты прав человека — это «динамическая система факторов, обеспечивающих устранение незаконных препятствий при осуществлении юридически закрепленных социальных возможностей индивида» [3] .

Нами под механизмом защиты понимается целостная, взаимосвязанная, юридически оформленная система объектов защиты, субъектов, форм взаимодействия между ними, действие которой направлено на восстановление граждан в своих правах и предупреждение их нарушения. Защиту прав граждан на международной арене осуществляет ряд специальных органов и международных организаций.

ООН оказывает решающее воздействие на формирующиеся механизмы защиты прав человека. В ее составе учрежден специальный правозащитный орган — Совет по правам человека ООН. Это далеко не единственный орган, который занимается правозащитной деятельностью.

Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) является международным судебным органом, юрисдикция которого включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в том числе жалобы отдельных лиц. ЕСПЧ рассматривает конкретные жалобы и устанавливает, были допущены нарушения требований Конвенции, или нет. Вместе с тем суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов. Россияне неоднократно обращались в данный суд и получали компенсации.

Так, гражданин Бурдов начиная с 1997 г. неоднократно предъявлял иски соответствующим государственным органам о взыскании социальных пособий в связи с его участием в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной станции. Суды удовлетворили его требования, но многие решения оставались неисполненными в течение длительного срока. В 2000 г. он подал первую жалобу в ЕСПЧ в связи с неисполнением национальных судебных решений. В 2002 г. ЕСПЧ установил нарушения ст. 6 Конвенции и ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции. В Резолюции 2004 г. Комитет министров Совета Европы указал, что государство-ответчик выплатило заявителю сумму справедливой компенсации, предусмотренную постановлением 2002 г., в пределах допустимого срока. Он далее отметил меры, принятые в отношении категории лиц, находящихся в том же положении, что и заявитель, и указал, что исполнил свои функции в соответствии с п. 2 ст. 46 Конвенции по данному делу. В то же время отмечалось, что в контексте других рассматриваемых дел власти под контролем Комитета министров обратили внимание на более общую проблему неисполнения в России национальных судебных решений. Тем временем в пользу заявителя вынесли новые решения. Они были полностью исполнены, но некоторые из них — с задержками от одного до почти трех лет. Постановлением 2002 г. ЕСПЧ присудил этому заявителю 3000 евро в качестве компенсации морального вреда, причиненного задержкой исполнения трех решений национальных судов на срок от одного до грех лет [4] .

Это интересно:  Оплата в фонд капитального ремонта

Институт омбудсмена, развивавшийся много лет в зарубежных странах, был привнесен и на российскую почву. Начиная с 1994 г. в России осуществляет свою деятельность аналог международного института — Уполномоченный по правам человека. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного но правам человека, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе и не истек год с момента нарушения права.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе: обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод; обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела; обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Такой перечень полномочий позволяет Уполномоченному достаточно эффективно осуществлять защиту нарушенных нрав граждан.

К юрисдикционной защите также относится судебная защита. Она занимает центральное место среди всех форм защиты прав человека в настоящее время. Под судебной формой защиты следует понимать рассмотрение споров, дел о защите нарушенных или возможных быть нарушенными правах и законных интересах физических и юридических лиц в любом суде Российской Федерации (федеральный, конституционный (уставный), мировой судья) [5] . Право на обращение в суд за защитой нарушенных прав предусмотрено гражданско-процессуальным и арбитражно-процессуальным законодательством.

Административная защита гражданских прав, как и судебная, является юрисдикционной, она осуществляется посредством обращения в государственные органы с жалобами на действия чиновников. Например, Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусматривает, что физические лица — индивидуальные предприниматели вправе обращаться в органы прокуратуры с просьбой принести протест на противоречащие закону нормативные правовые акты, на основании которых проводятся проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Самозащита относится к неюрисдикционным способам защиты. Граждане могут самостоятельно защищать свои права. Такая возможность обусловлена положениями ст. 31 Конституции РФ: граждане вправе собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикеты. При осуществлении данного права не допускается нарушение прав и свобод других лиц, а также использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

В России действует уведомительный порядок реализации права на проведение публичных мероприятий, т.е. для их проведения не требуется специального разрешения властей. Так, согласно ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня его проведения. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения. Однако некоторые ученые обращают внимание, что «формально уведомительный порядок проведения некоторых из этих форм публичных мероприятий сопряжен с проблематичными процедурами согласования» [6] .

В современных условиях развития общества необходимость защиты прав человека и поддержание правопорядка выходит на первый план, а формирующаяся судебная практика показывает, что для обеспечения правопорядка недостаточно одного нормативного закрепления прав и обязанностей граждан, в том числе и в сфере защиты их прав. Необходим эффективный механизм их реализации, включающий систему органов публичной власти, компетентно осуществляющих правозащитную функцию государства в интересах граждан, наличие такой системы образования и воспитания должностных лиц, которая формировала бы у них глубокое уважение к правам рядовых граждан.

Статья написана по материалам сайтов: jurkom74.ru, all-sci.net, studme.org.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector