+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Механизм функционирования политической системы

Функции политической системы

Механизм функционирования политической системы

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА И ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ.

Урок № 8. Тема: Политическая система.

1. Содержание понятия «политическая система»

3. Элементы политической системы

1. Содержание понятия «политическая система»

Понятие «политическая система» было введено в поли­тологию в 50-х годах XX века американским политологом Д.Истэном, который создал теорию политической системы. Это понятие было призвано отразить два момента: 1) це­лостность политики как самостоятельной сферы общества, представляющей совокупность взаимодействующих элемен­тов (партий, государства, лидеров, права и т.д.); 2) харак­тер связей политики с внешней средой (экономической, социальной, культурной сферами, другими государствами). Введение понятия «политическая система» имело и прак­тическую направленность. Оно должно было помочь выяв­лению факторов, которые обеспечивают стабильность и развитие общества, раскрытию механизмов согласования интересов различных групп.

Понятие «политическая система» объемно по содержа­нию. Политическую систему можно определитькак сово­купность политических институтов, общественныхструк­тур, норм и ценностей, а также их взаимодействий, в которых реализуется политическаявласть иосущест­вляется политическое влияние.Поэтому в политическую систему включаются не только политические институты, непосредственно иактивно участвующие в политике (го­сударство, партии, лидеры и т.д.), но и экономические, социальные, культурные институты, традиции, ценности, нормы, имеющие политическое значение и опосредованно влияющие на политический прогресс. Назначение всех указанных политических и общественных институтов (в их политическом значении) состоит в том, чтобы распре­делять ресурсы (экономические, валютные, материаль­ные, технологические и т.д.) и побуждать население к принятию этого распределения в качестве обязательного для всех.

Обмен ресурсами и взаимодействие политической сис­темы с внешней средой осуществляется по принципу «входа» и «выхода».

Один из авторов системного подхода в политологии американский исследователь Д.Истон (род. 1917) различа­ет два типа «входа»: требования и поддержка. Требование можно определить как обращенное к органам власти мнение по поводу желательного или нежелательного рас­пределения ценностей и ресурсов в обществе. Например, требования трудящихся о повышении Минимальной заработной платы или требования учителей об увеличении ассигнований на образование и т.д. Поскольку представле­ния различных групп населения о справедливом распреде­лении ресурсов не совпадают, постольку, накапливаясь, требования имеют тенденцию ослаблять политическую систему. Они являются следствием невнимания властных структур к меняющимся интересам и потребностям соци­альных групп.

Поддержка является формой выражения политической лояльности, т.е. преданного, благожелательного отноше­ния к режиму, и означает усиление политической системы. Формами проявления поддержки могут считаться исправ­ное выплачивание налогов, выполнение воинского долга, уважение властных институтов, преданность правящему руководству, проведение демонстраций в поддержку режи­ма и т.д. В результате «входа» совершается процесс воздей­ствия внешней среды на политическую систему. Следстви­ем этого влияния служит реакция системы на требования или поддержку, т.е. «выход». На «выходе» появляются авторитетные решения и политические действия власти по поводу распределения ценностей и ресурсов. Они могут выступать в форме новых законов, ассигнований на кон­кретные нужды, политических заявлений и т.д.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Политическая система общества, структура, механизм функционирования

Политическая система – это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны.Она является сложным образованием, обеспечивающим существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью. В зависимости от времени и места понятие политической системы имеет различное содержание, так как значимость компонентов политической системы меняется соответственно типу политического режима. Кроме того, политическую систему определяют как взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются материальные и духовные ценности.

Любая система имеет следующие характеристики:

· состоит из многих частей

· части составляют единое целое

· система имеет границы

Системный подход в политологии впервые был применен Д. Истоном. Он разделил основные компоненты своей модели на «входящие» факторы (требование и поддержка) и «исходящие», связанные с первой путем обратной связи. Требования он делит на внешние, идущие из среды, и внутренние, идущие от самой системы. Требования – всего лишь «исходный материал», из которого формируется конечный продукт, называемый решениями. Другой вид входящих импульсов – поддержка. Она выступает в разных формах: материальной, воинской службе, соблюдении законов и директив государственной власти, уважении к государственной символике.

Структура политической системы состоит из институциональной, нормативной, функциональной и коммуникативнойподсистем. Институциональнаяподсистема – это государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации, церковь, средства массовой информации. Нормативнаяподсистема включает в себя нормы права, политические традиции, политическую мораль и этику.Функциональнаяподсистема– это формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим). Коммуникативнуюсистему представляют: политическая культура, политическое сознание (идеология и политическая психология), политические отношения.

Прежде всего политическая система осуществляет верховную власть, решения которой обязательны для всего общества. Понятие власти – это основная характеристика политической системы в отличие, например, от экономической системы, для которой главное – это понятие собственности.

Основными функциями политической системы являются следующие:

1. Определение целей и задач общества, выработка программ деятельности в соответствии с интересами граждан страны.

2. Мобилизация ресурсов и организация деятельности общества для осуществления его целей и задач.

3. Укрепление единства общества.

4. Распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека.

5. Урегулирование конфликтов.

Кроме того, политические системы выполняют два базовых набора функций – функции «ввода» и функции «вывода». К функциям «ввода»относятся:

1. Политическая социализация и привлечение к участию

Это интересно:  Виды альтернативной службы в армии

2. Артикуляция интересов, т.е. наличие групп интересов как связующего звена между гражданами и государством

3. Агрегирование интересов, т.е. превращение требований в альтернативы государственной политики

4. Политическая коммуникация

Функции «вывода»:

1. Разработка норм-законов

2. Применение норм

3. Контроль за соблюдением норм

Политические партии

Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Партия – это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную черту политической истории. В истории партий существует три этапа: партии как аристократические группировки, партии как политические клубы и современные массовые партии. Такие организации, которые мы сегодня называем политическими партиями, возникли в Европе и Северных Штатах Америки не ранее начала XIX в. Первоначально партии действовали только в периоды избирательных кампаний, не имея постоянно действующих местных организаций.

Общее, что присуще всем современным политическим партиям и что отличает их от партий начала и первой половины XIX в. – наличие партийного аппарата, т.е. организованной группы людей, для которых политическая деятельность является профессией.

Функциипартии, которые наиболее ярко демонстрируют ее место в политическом процессе, выражают необходимость решения ею двух групп задач: внутренних и внешних. К внутренним функциям относятся

· пополнение партийной кассы

· регулирование имущественных и других отношений между первичными структурами, партийной элитой и рядовыми членами партии

Осуществление внешних функций предполагает

· борьбу за завоевание и использование политической власти

· обеспечение связи масс с государственными структурами

· отбор и рекрутирование политических лидеров и элит

· согласование собственных интересов, целей, программ с другими участниками политического процесса

· осуществление политической социализации граждан

Основным способом осуществления этих функций является выдвижение партией своих кандидатов на выборах в законодательные органы государства и борьба за их избрание. Партии, одержавшие победу на выборах, или сумевшие провести в законодательное собрание своих представителей, получают возможность участвовать в формировании правящей элиты, подборе и расстановке управленческих кадров.

С точки зрения основания и условий приобретения партийного членства выделяют кадровые, массовые и строго централизованныепартии. Кадровые отличаются тем, что партийный состав формируется вокруг группы политических деятелей, а в основе избирательного процесса лежит политический комитет. Такие партии сориентированы прежде всего на участие профессиональных политиков и элитарные круги, что предопределяет свободное членство в партийные организации. Как правило, кадровые партии активизируют свою деятельность во время выборов, ориентируясь на организацию поддержки электората.

Массовые партии представляют собой централизованные организации с уставным членством. Эти партии более организованны и дисциплинированны. Хотя здесь также важную роль играют лидеры и аппарат партии, большое значение в них придается идеологии и общности взглядов.

Для строго централизованных партий характерно превращение идеологического компонента в ведущее начало. Такие партии обладают строгой дисциплиной своих членов, высокой организованностью действий, почитанием своих вождей. Это прежде всего коммунистические и фашистские партии.

Существуют и другие типологии партий:

· по принципу преследуемых целей патронажные, ориентирующиеся на практическую целесообразность действий, и идеологические, отстаивающие свою идейную чистоту

· по принципу доминирующих целей и средств – консервативные (традиционалистские) и революционные

· по принципу целей и политических ориентаций – коммунистические, социал-демократические и либеральные

· по принципу взаимосвязи партии со своей социальной базой – авангардные (нового типа), парламентские и лейбористские

· по принципу отношения к правящему режиму – легальные и нелегальные; правящие и оппозиционные; партии-лидеры и партии-аутсайдеры; правящие монопольные и правящие в составе коалиции

Партийные системывыражают устойчивые связи и отношения партий между собой, а также государством и другими политическими институтами. Общепринятой является следующая классификация различных систем партий и различных моделей связей между ними: однопартийность, двухпартийность и многопартийность.

За последние годы в России происходит переход от однопартийной системы к многопартийности.

К настоящему времени сложилось два главных типа избирательной системы – мажоритарная и пропорциональная. Сущность мажоритарнойизбирательной системы заключается в том, что депутатские места в каждом округе достаются кандидату той партии, который собрал установленное большинство голосов. Все остальные партии, кандидаты которых остались в меньшинстве, остаются непредставленными. Мажоритарная система бывает различных видов в зависимости от того, какого большинства для избрания депутатов требует закон: относительного или абсолютного. Недостатки этой системы в том, что она не дает представления о реальной расстановке сил в стране и создает предпосылки для доминирования в деятельности депутатов групповых и региональных интересов в ущерб общенациональным.

При пропорциональнойсистеме выборовкаждая партия выдвигаетсвой список кандидатов. При этом распределение мандатов между партиями производится в соответствии с количеством полученных ими голосов избирателей. Для определения результатов голосования устанавливается минимум голосов, необходимых для получения одного депутатского мандата. Одним из недостатков пропорциональной системы является неизбежное создание многопартийных политических компромиссов.

В Российской Федерации функционируют обе избирательные системы.

Механизм функционирования политической системы

Постоянно поддерживая связи с внешней средой, компонентами которой могут выступать природа, экономика, культура, социальная структура, политическая система при помощи регулирующих механизмов вырабатывает ответные реакции на поступающие импульсы, приспосабливается к внешним условиям функционирования. Обмен и взаимодействие со средой осуществляются по принципу вход» — «выход». Существует два типа «входа» — требования и поддержка.

Требования — это мнения в обществе по поводу желательного (или нежелательного) распределения ценностей, обращенные к власти.

Это интересно:  Как получить отсрочку от армии по учебе

распределительные (о заработной плате, о рабочем времени, об условиях получения образования, о медицинских услугах и др.);

регулировочные (о предоставлении политической информации, об использовании политической силы и др.).

Сами по себе требования неизбежны и нужны для работы политической системы, однако в целом они ослабляют её.

исправной уплаты налогов;

выполнения воинского долга;

уважения властных структур;

преданности политическому руководству;

проведения демонстраций в поддержку режима;

патриотизма в разных его проявлениях и др.

Поддержка обеспечивает социальное согласие, относительную стабильность властных органов, в целом — усиливает политическую систему.

политический режим — совокупность устойчивых ожиданий общества (свобода, собственность, плюрализм и др.);

власть — все формальные и неформальные политические институты (харизматических вождей с властными функциями и др.);

политическое сообщество — группу лиц, выполняющих политическую работу.

Помимо внутренних факторов («входа») — требований и поддержки, — на политическую систему воздействуют также и внешняя среда (экономическая, социальная, культурная) и различные внешние системы (международная, экологическая и др.).

В результате одновременного влияния всех этих воздействий возникает реакция политической системы — «выход» — в виде принятия авторитетных решений по распределению ценностей.

«Выход» также осуществляет в двух формах — политические решения и политические действия.

Политические решения — это новые законы, заявления (декларации), регламенты, субсидии и др.; их выполнение обеспечивается силой закона.

Политические действия — это меры по регулированию и решению актуальных вопросов в экономике, экологии, социальной политике и др. Политические действия не имеют такого принудительного характера, как политические решения.

Следовательно, политическая система тесно взаимосвязана с окружающей средой. Она преобразует поступающие требования и поддержку в политические решения и действия. При этом политический процесс является процессом преобразования информации, перевода её со «входа» на «выход». Реагируя на сигналы окружающей среды, политическая система реформирует общество и поддерживает его стабильность.

Схема механизма функционирования политической системы общества была разработана Д. Истоном.

Г. Алмонд доработал её внутреннюю структуру, распределив функции «входа» и «выхода» между политическими институтами. По его схеме: интеграцию интересов в обществе обеспечивают политические партии; интересы отдельных групп выражают заинтересованные группы; массовую коммуникацию, взаимодействие населения и власти обеспечивают СМИ; законы вырабатывает законодательная власть, а применяет их исполнительная власть; поведение людей в обществе контролируют судебные органы [5, 52с.].

Механизм функционирования политической системы

Механизм функционирования политической системы общества определяется двумя основными составляющими: с одной сторонывзаимодействием ее с другими социальными подсистемами, экономической, прежде всего; с другой, — развитием внутрисистемных политических процессов, основанием которых выступает конкуренция политических групп и партий, их борьба за контроль над институтами государственной власти.

Первичным и необходимым условием всего механизма функциональной деятельности политической системы как самостоятельной является ее институализация,которая заключается в формировании полититических организаций (государства и его органов в первую очередь), установлении четких связей между ними; организационное оформление субъектов политической конкуренции, а также в конституционно-правовом закреплении статуса этих организаций и участников с постепенным установлением динамичной системы связей между ними через посредство своеобразных правил и норм.

Политическая институализация не является единовременным актом, но охватывает достаточно длительный исторический период времени и сопровождается конфликтами, противоречиями и острой борьбой политических сил. При этом вызревание политической системы в каждой стране имеет специфику и происходит в различные исторические сроки.

Становление политической системы сопровождается юридическим оформлением принципов ее взаимодействия со сферой неполитических институтов и структур, образующих комплекс гражданского общества. Ключевой проблемой при этом выступает разграничение сфер влияния политики и бизнеса (экономики), выработка механизма их взаимной защиты.

Установление таких границ способствует очищению политического пространства от прямого влияния денег, коррупции, с одной стороны; и защищает сферу предпринимательства и хозяйствования от жесткого воздействия политической конъюнктуры, с другой. В идеале, смена правительства и правящей партии не должна приводить к экономическим потрясениям, кризисам, ухудшению социально-экономического положения граждан. Что становится возможным только на стадии устойчивого политического развития, условием которого есть наличие зрелой политической системы и высокий уровень общей социальной стабильности.

Как устойчивый комплекс элементов политическая система предполагает наличие следующих основных элементов:

комплекса политических институтов (организаций), важнейшим из которых является государство, а также политические партии;

комплекса средств политической информации и коммуникации (СМИ), выступающего в качестве социально-политического посредника между основными субъектами политики, между государственными институтами и социальными группами, гражданским обществом;

комплекса политико-правовых норм (Конституции и законов), устанавливающих принципы функционирования и деятельности политических институтов и субъектов политики, регулирующих отношения между участниками политического процесса;

политических связей и отношений, ядром которых выступают отношения господства-подчинения или власти, складывающиеся между политическими группами – лидерами и группами аутсайдерами, между основными институтами государственной власти; между государством и гражданским обществом;

комплекса духовно-политических (идеологических) ценностей: мифов, символов, лозунгов, идей и концепций, характерных для страны и ее граждан, выражающих образы и модели политической реальности (государства, власти, порядка) и доминирующих в политическом сознании и культуре общества.

Указанные основные элементы структуры политической системы обществавзаимно обуславливают друг друга, предполагая определенное качество взаимосвязей и средств взаимного влияния, а также определенных форм связей с элементами неполитических сфер общественной жизни. Сущностью этих связей есть их стабильность, устойчивость, инерционность, обеспеченных наличием соответствующих политических традиций, которые и выступают консолидирующим началом национально-государственной политики. Очевидно, что единственно здоровой традицией, обеспечивающей системное единство и устойчивость политической жизни общества, может быть только традиция демократическая.

Это интересно:  Справка о заработной плате и иных доходах

Комплексвнутрисистемных связей образует динамичное единство. В основе внутренней динамики системы лежит политическая деятельность субъектов политики, функционирование институтов и организаций власти, акты группового и индивидуального политического участия и взаимодействия. Все они в совокупности составляют более-менее целостный политический процессили способ существования и развития политической системы.

Содержание этой динамики двойственно: оно направлено и на поддержание, сохранение системы, и, одновременно, на ее обновление, развитие и адаптацию к постоянно изменяющимся социальным условиям. Главным источником развития системы являются противоречиямежду конкурирующими влиятельными группами в их стремлении контролировать государственную власть, а также противоречия между политической системой и другими подсистемами общества, отражающие более глубокие социально-экономические противоречия между разными группами и категориями граждан.

Функциональная деятельность политической системы, следовательно, реализуется в двух группах ее функций или направлений деятельности.

· Первая группа функций является внутрисистемной, ориентированной на саму систему и обеспечение режима ее функционирования. К ним относятся:

— обеспечение целостности и стабильности системы;

-обеспечение ее суверенности, самодостаточности или относительной самостоятельности по отношению к другим подсистемам;

— регуляция внутриполитических отношений;

— обеспечение внутрисистемных источников и резервов обновления и развития;

· Вторая группафункций ориентирована на внешнее окружение, взаимодействие с другими подсистемами и реализацию своего доминирующего положения в социуме. К ним относится:

— Определение целей и заданий общества или разработка стратегического направления его развития;

— Обеспечение межсистемной интеграции и консолидации всего общества на базе согласованных приоритетов (стратегии);

— Мобилизация ресурсов для реализации поставленных целей;

-Разработка общих нормативно-ценностных установок, играющих роль регуляторов поведения граждан;

— Осуществление межсистемной коммуникации, в том числе на международном уровне и др.

— Легитимация или обеспечение признания системы со стороны общества, граждан.

Содержательной основой функционирования политической системы является согласование интересов основных социальных групп и общностей путем использования властного принуждения. Наличие принуждения, элемента насилия неизбежно как выражение неравенства социального положения граждан и социальных групп, несовпадения их интересов. Это значит, что политическая система институализирует, закрепляет господство одной или нескольких групп над другими, стремясь узаконить или легитимировать это господство.

Доминирующая в системе политическая группировка, заинтересована в сглаживании или сокрытии факта своего доминирования. С этой целью она всеми доступными средствами стремится отвлечь внимание граждан от реального положения вещей. Наиболее распространенным способами такого отвлечения является апелляция к угрозам, внешним или внутренним, перекладывание ответственности своих политических конкурентов. Поэтому, политиканство, идеологические манипуляции – неизбежные следствия функционирования политической системы и деятельности субъектов политики. Уровень этого политиканства или спекулятивности зависит от общего уровня социальной и политической зрелости и стабильности общества.

Ключевым противоречием в развития политических систем является сочетание их динамичных и статичных аспектов. Повышенная динамика несет угрозу политической целостности, а излишний консерватизм, застой приводит к утрате адаптивных способностей политической системы и тормозит развитие других сфер общества. Это противоречие разрешается с помощью сложного механизма государственно-правовых и политических инструментов.

Главным стабилизатором политической системы выступает комплекс административно-государственных учреждений разного уровня, носителем которого является корпорация госслужащих или государственная бюрократия. Это слой чиновников – профессионалов, осуществляющих от имени государственной власти управленческие функции на уровне центральной и местных их представительств. Положение бюрократии, как правило, не зависит от прямой политической конъюнктуры и серьезно не меняется при смене правительства. Люди этой категории или слой чиновничества представляет инерционно-консервирующую часть государственно-политических отношений, его носители – наиболее очевидные противники политической нестабильности и авантюризма, а значит и противники политических новаций, реформ всякого рода.

Более динамичной составляющей политической системы выступают учреждения и органы представительной государственной власти. Они формируются по принципу избрания, на конкурсной основе и имеют двойственный состав. Двойственность эта складывается на основе сочетания власти правящих, доминирующих групп и их политической оппозиции.

Естественно, что носители власти заинтересованы в ее сохранении, потому противостоят всяким попыткам оппозиции ослабить свое положение и как следствие изменить расстановку политических сил, изменить параметры политической системы. Оппозиция, наоборот заинтересована в изменениях, в ослаблении позиций правящих групп и возможном усилении своих собственных. Таким образом, непосредственно-политическая составляющая системы менее устойчива в условиях постоянно существующей борьбы политических сил, фактически выступая своеобразной формой динамичного компромисса.

Наконец, третья составляющая политической системы, самая динамичная – это акты политического поведения, индивидуальных, коллективных и массовых действий различных политических, общественных групп и формирований, стремящихся оказать давления на официальную власть (изнутри самой власти и из внешнего ее окружения), выдвигающих постоянные требования по поводу удовлетворения своих интересов.

Таким образом, функционирование политической системы является результирующей действия внутрисистемных механизмов-сил и внесистемного воздействия разных секторов и групп гражданского общества, а также и действия международных сил разного уровня и форм. В свою очередь, политическая система оказывает стабилизирующее организационное воздействие на другие подсистемы общества, стимулируя их или препятствуя их развитию.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Статья написана по материалам сайтов: lektsii.org, studexpo.ru, studopedia.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector