+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Конституционный суд что рассматривает

Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного су­допроизводства.

Впервые в России он был избран 30 октября 1991 г . на Съезде на­родных депутатов РФ.

В соответствии с прежней Конституцией России ( 1978 г . с после­дующими изменениями), а также Законом о Конституционном Суде РФ ( 1991 г .) в нем было 15 судей. Съезд народных депутатов избрал 13 судей Конституционного Суда РФ. В таком составе тот осуществлял свои функции до Указа Президента РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 7 октября 1993 г ., в котором констатиро­валась невозможность деятельности этого учреждения в неполном со­ставе и недопустимость созыва его заседаний до принятия новой Кон­ституции РФ. Действующий Конституционный Суд РФ сформирован и осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией РФ 1993 г . и Федеральным конституционным законом «О Конституцион­ном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г .*

* СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

Конституция РФ по-новому определяет состав и полномочия Конституционного Суда РФ, процедуру его образования. В соответ­ствии со ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Судьи Конституционного Суда РФ назначаются Сове­том Федерации по представлению Президента РФ.

Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражда­нин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладаю­щий признанной высокой квалификацией в области права. Судья на­значается на должность на срок 12 лет. Предельный возраст для пре­бывания в должности — 70 лет. Назначение на должность судьи Кон­ституционного Суда РФ на второй срок не допускается.

Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пле­нарных заседаниях (участвуют все судьи) и заседаниях палат Консти­туционного Суда РФ (включающих в себя соответственно десять и де­вять судей). Персональный состав палат не должен оставаться неиз­менным более чем три года подряд.

Конституционный Суд РФ вправе рассмотреть в пленарном засе­дании любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях он рассматривает вопросы, перечень которых дан в ст. 21 Закона «О Конституционном Суде Российской Федера­ции».

Так, исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд РФ: разрешает дела о соответствии Конституции РФ конституций республик и уставов субъектов РФ; дает толкование Конституции РФ, принимает послание Конституционного Суда РФ, а также решает некоторые другие вопросы.

Дела, которые не подлежат рассмотрению исключительно в пленарных заседаниях, разрешаются Конституционным Судом РФ в заседаниях палат. Это дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства; законов и иных нормативных актов субъектов РФ; договоров между органами государственной власти субъектов РФ и других.

В пленарном заседании Конституционного Суда РФ судьи тайным голосованием большинством от общего числа судей избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на три года Председателя, заместителя Председателя и судью – секретаря Конституционного Суда РФ, которые могут быть переизбраны на новый срок.

Решения и другие акты Конституционного Суда РФ выражают соответствующую Конституции РФ правовую позицию судей, свободную от политических пристрастий.

Производство в Конституционном Суде РФ ведется на русском языке.

Дела разрешаются Конституционным Судом РФ по запросам:

одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;

Верховного Суда РФ;

Высшего Арбитражного Суда РФ;

органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ:

1. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам ведения федеральных органов власти и по вопросам совместного ведения федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов Федерации, а также договоров между органами государственной власти субъектов Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ.

2. Разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Федерации.

3. Проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, по запросам судов.

4. Рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Правом на обращение в Конституционный Суд РФ с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

5. Дает заключение по запросу Совета Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

6. Дает толкование Конституции РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ.

В соответствии со ст. 125 Конституции РФ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению, если Конституционный Суд РФ признает их не соответствующими Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ, согласно ст. 100 Конституции, направляет в парламент России послания, которые заслушиваются на совместном заседании палат парламента: Совета Федерации и Государственной Думы. По вопросам своего ведения он обладает правом законодательной инициативы.

Кроме Конституционного Суда РФ образуются также конституционные суды, действующие в республиках, входящих в состав Российской Федерации.

Что рассматривает конституционный суд

Запросы судов в Конституционный Суд Российской Федерации в порядке части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации (Кокотов А

Вывод о конституционном допущении возможности принятия индивидуальных законов сделан Конституционным Судом РФ в Постановлении от 16 октября 1997 г. N 14-П . Названное обстоятельство порождает определенные трудности в понимании термина «закон» в тексте Конституции. Так, не ясно, охватываются ли индивидуальные законы термином «закон», используемым в ч.

4 ст. 125 Конституции? Могут ли эти законы проверяться Конституционным Судом РФ на предмет их конституционности по запросам судов и жалобам граждан? ——————————— СЗ РФ.

Какие суды рассматривают какие категории дел

Районные суды рассматривают дела об административных правонарушениях, в случаях, если по ним установлено административное расследование, а также, если наказание за правонарушение следует в виде выдворения за пределы РФ, приостановление деятельности или дисквалификацию должностных лиц государственной или муниципальной службы.

Дела о нарушении законодательства о собраниях и митингах, законодательства о культурно-исторических ценностях, о неповиновении сотрудникам государственных служб, а также некоторые правонарушения, посягающие на общественную безопасность и порядок, разрешаются исключительно районными судами.

Председатель и его заместители назначаются на должность советом федерации по представлению президента сроком на 6 лет из судей конституционного суда.

Судья конституционного суд считается назначенным, если за него проголосовали большинства от общего числа членов совета федерации в индивидуальном порядке — тайным голосованием. Срок полномочий судьи конституционного суда не ограничен отпрядённым сроком, но возраст пребывания 70 лет.

Какие дела рассматривает конституционный суд

Список дел, по которым могут выносить решения 19 российских судей, ограничен статьей 125 Конституции РФ.

Это интересно:  Порядок ликвидации юридического лица 2019 пошаговая инструкция

Судопроизводство осуществляется ими исключительно по мотивированным запросам президента и правительства, Совета Федерации и Государственной думы, а также Верховного и Высшего арбитражного суда России, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, пожелавших проверить на соответствие Конституции: — федеральные законы; — другие принятые президентом, правительством и депутатами Совета Федерации и Государственной Думы нормативные акты; — Конституции и иные нормативные документы республик и областей, входящих в состав РФ, касающиеся вопросов государственной власти; — договоры между органами федеральной власти и субъектами РФ; — международные договоры страны, не вступившие в законную силу.

Конституционный Суд РФ

Закон РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР » принят Верховным Советом 6 мая 1991, но не утвержден в этой редакции Съездом народных депутатов.

В новой редакции принят 28 июня 1991 и утвержден Съездом народных депутатов 12 июля 1991; поправки в него вносились один раз — 25 февраля 1993 года — и предусматривали изменение размера штрафов, налагаемых был принят на заседании КС 24 марта 1993 года.

не может быть больше шести месяцев, и только в исключительных случаях он может быть продлен органом, который занимается регистрацией.

Также в этих Правилах было указано несколько оснований для отказа в регистрации по месту пребывания или жительства. Чтобы суть этого дела стала совершенно понятна нужно сказать, что сегодня регистрация заменила существовавшую ранее прописку.

Конституционный суд РФ указал, что регистрация гражданина по месту жительства, в соответствии с частью первой статьи 6 Закона РФ “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации”, проводится после предъявления им паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, и документа, который является основанием для вселения гражданина в жилое помещение (т.е. ордера, договора, заявления гражданина, который предоставил жилое помещения и т.д.)

Что рассматривает конституционный суд

Конституционный Суд при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Решения Конституционного Суда обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Категории дел, рассматриваемых Конституционным Судом РФ.

Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации Конституционный Суд Российской Федерации:

1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле;

3.1) по запросам судов проверяет конституционность закона, подлежащего применению соответствующим судом в конкретном деле;

3.2) по запросам федерального органа исполнительной власти, наделенного компетенцией в сфере обеспечения деятельности по защите интересов Российской Федерации при рассмотрении в межгосударственном органе по защите прав и свобод человека жалоб, поданных против Российской Федерации на основании международного договора Российской Федерации, разрешает вопрос о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека;

4) дает толкование Конституции Российской Федерации;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

5.1) проверяет на соответствие Конституции Российской Федерации вопрос, выносимый на референдум Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, регулирующим проведение референдума Российской Федерации;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;

7) осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и федеральными конституционными законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, установленная настоящей статьей, может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон.

Конституционный Суд Российской Федерации решает исключительно вопросы права.

Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По вопросам своей внутренней деятельности Конституционный Суд Российской Федерации принимает Регламент Конституционного Суда Российской Федерации

Статья 36. Поводы и основания к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Федерального конституционного закона.

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации закон, иной нормативный акт, договор между органами государственной власти, не вступивший в силу международный договор, или обнаружившаяся неопределенность в вопросе о возможности исполнения решения межгосударственного органа по защите прав и свобод человека, основанного на положениях соответствующего международного договора Российской Федерации в истолковании, предположительно приводящем к их расхождению с Конституцией Российской Федерации, или обнаружившееся противоречие в позициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетенции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции Российской Федерации, или выдвижение Государственной Думой обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Направления деятельности Конституционного Суда РФ, пределы его компетенции. Категории дел, рассматриваемые Конституционным Судом РФ

Деятельность Конституционного Суда РФ заключается в первую очередь в осуществлении конституционного судопроизводства. Как показывает анализ ст. 125 Конституции РФ и ФКЗ о КС РФ, конституционное судопроизводство реализуется Конституционным Судом в следующих основных направлениях (формах):

I. Aбстрактный нормоконтроль (состоит в проверке указанных в Конституции РФ нормативных правовых актов и их отдельных положений на предмет соответствия Конституции РФ вне связи с конкретным делом, т.е. вне связи с конкретной правоприменительной ситуацией),

II. Kонкретный нормоконтроль (проверка закона на предмет соответствия Конституции РФ в связи с конкретным делом),

III. Pазрешение споров о компетенции,

IV. Tолкование Конституции РФ,

V. Проверка конституционности процедуры выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

В рамках названных направлений можно выделить категории дел, рассматриваемые Конституционным Судом РФ и отличающиеся по следующим критериям:

· круг заявителей (субъектов обращения),

· повод (вид обращения),

· требования допустимости обращения,

· объект конституционного контроля,

· основание рассмотрения дела (характер неопределенности в вопросе о конституционности объекта конституционного контроля – нормативного акта, договора, процедуры, полномочия органа, либо неопределенность в понимании положений Конституции РФ),

Это интересно:  8 фз о погребении и похоронном деле

· пределы проверки (конституционного контроля),

· характер итогового решения.

I.В рамках абстрактного нормоконтроля Конституционный Суд РФ рассматривает следующие две категории дел:

a. Дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними. К числу таких актов и договоров, т.е. объектов конституционного контроля, ч. 2 ст. 125 относит:

1. нормативные акты федерального уровня – федеральные законы (как обычные, так и федеральные конституционные), нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

2. нормативные акты уровня субъекта РФ – конституции республик, уставы, а также законы и иные нормативные акты субъектов РФ, изданные по вопросам ведения органов государственной власти РФ, а также в рамках совместного ведения РФ и субъектов РФ;

3. внутригосударственные договоры нормативного характера – договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

b. Дела о соответствии Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Объектом конституционного контроля в данном случае является не вступивший в силу международный договор РФ. Таким образом, данная категория дел представляет собой предварительный конституционный контроль.

Названные две категории дел различаются по объекту конституционного контроля и критериям допустимости обращения. Так, по делам категории «Б» запрос допустим не только в случае, если заявитель считает не вступивший в силу международный договор не соответствующим Конституции РФ, но и лишь тогда, когда международный договор подлежит ратификации или утверждению иным федеральным органом государственной власти в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом (ст.88 ФКЗ о КС РФ). Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» предусматривает случай обязательной проверки по запросу Президента РФ на предмет соответствия Конституции РФ международного договора РФ о принятии в состав РФ в качестве субъекта РФ иностранного государства или его части после подписания соответствующего международного договора (п.4 ст.7) (обязательный конституционный контроль, который выделяется по критерию степени обязательности его осуществления).

В то же время обе названные категории дел сходны по кругу возможных заявителей (Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ), поводу (запрос), основанию рассмотрения дела (неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ объект конституционного контроля), пределам проверки (проверка по содержанию норм, по форме нормативного акта или договора, по порядку подписания, заключения, принятия, опубликования, введения в действие), характеру итогового решения (акт или договор либо их отдельные положения признаются не соответствующими или соответствующими Конституции РФ) (ч.2 ст.125 Конституции РФ; ст.84-91 ФКЗ о КС РФ).

Вместе с тем, дискуссионным остается вопрос о том, является ли круг субъектов обращения по названным выше категориям дел исчерпывающим или может быть расширен. Конституционный Суд РФ толкует этот круг расширительно: в Постановлении № 13-П от 18 июля 2003 г. по делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в связи с запросами Государственного Собрания Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан (далее – Постановление по делу о ГПК РСФСР и ФЗ о прокуратуре) он указал, что конституционно-правовой смысл норм ГПК РФ и ФЗ о прокуратуре о праве прокурора обращаться в суд с заявлением о признании нормативных правовых актов субъектов РФ противоречащими закону «не исключает для Генерального прокурора РФ возможности обращаться в КС РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ конституций и уставов субъектов РФ» (Абз.2 п.5.3 мотивировочной части).

Не менее острой является дискуссия о разграничении подведомственности между Конституционным Судом РФ и иными судами в области абстрактного нормоконтроля. Общие и арбитражные суды также наделены полномочиями по осуществлению нормоконтроля – контроля за законностью нормативных актов, в том числе и вне связи с рассмотрением конкретного спора (абстрактный нормоконтроль). В упомянутом выше Постановлении по делу о статьях 125, 126 и 127 КонституцииКонституционный Суд РФ подтвердил: законодатель может предусмотреть право судов общей юрисдикции и арбитражных судов по осуществлению абстрактного нормоконтроля в порядке административного судопроизводства в отношении актов ниже уровня федерального закона иному акту, имеющему большую юридическую силу, кроме Конституции РФ (п.7 абз.2 мотивировочной части). Причем такие полномочия судов впредь (т.е. после принятия Конституции РФ) могут быть установлены федеральным конституционным законом, в котором должны найти отражение виды нормативных актов, подлежащих проверке судами, правила о предметной, территориальной и инстанционной подсудности таких дел, субъекты, управомоченные обращаться в суд с требованием о проверке, обязательность решений судов по результатам проверки акта для всех правоприменителей по другим делам (п.3 резолютивной части Постановления по делу о статьях 125, 126 и 127 Конституции). Развивая эту логику, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11 апреля 2000 г. № 6-П по делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации (далее – Постановление «по делу о прокуратуре») еще раз отметил: суд (здесь: общей юрисдикции) по заявлению прокурора может вне связи с каким-либо другим гражданско-правовым или административно-правовым спором проверить закон субъекта РФ и признать его противоречащим федеральному закону в порядке, установленном для рассмотрения дел, возникающих из административно-правовых отношений (абз.3 п.6 мотивировочной части).

Вместе с тем, Конституционный Суд в обоих анализируемых решениях обратил внимание на различные юридические последствия осуществления нормоконтроля в рамках конституционного и административного судопроизводства:

o утрата законом юридической силы возможна лишь в результате признания его неконституционным, при этом закон считается отмененным, т.е. недействительным с момента оглашения постановления Конституционного Суда РФ (абз.3 п.7 мотивировочной части Постановления «по делу о прокуратуре»);

o решения Конституционного Суда РФ, в результате которых неконституционные нормативные акты утрачивают юридическую силу, имеют такую же сферу действия во времени, пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, и, следовательно, такое же, как нормативные акты общее значение, не присущееправоприменительным по своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов (абз.1 п.4 мотивировочной части Постановления по делу о статьях 125, 126 и 127 Конституции);

o если суд общей юрисдикции устанавливает противоречие закона субъекта РФ федеральному закону в порядке административного судопроизводства, юридическим последствием является признание закона недействующим и не подлежащим применению. Это не означает подтверждения его недействительности, отмены судом, не влечет утраты им юридической силы и не исключает последующей проверки закона на его конституционность в рамках конституционного судопроизводства (абз. 5 п.7 мотивировочной части Постановления «по делу о прокуратуре»).

В конце 90-ых – начале 00-ых гг. особую остроту приобрела дискуссия о разграничении подведомственности между Конституционным Судом РФ и судами общей юрисдикции в области нормоконтроля конституций (уставов) субъектов РФ. В это время особенно широкое распространение получила практика проверки положений конституций (уставов) субъектов РФ с точки зрения их законности, когда суды общей юрисдикции в массовом порядке по заявлениям прокуроров рассматривали дела о соответствии конституций (уставов) субъектов РФ федеральному законодательству

Это интересно:  Применение огнестрельного оружия статья 23

Конституционный Суд РФ в Постановлении по делу о ГПК РСФСР и ФЗ о прокуратуре от 18 июля 2003 г. отметил, Конституция РФ и конституции (уставы) субъектов, будучи учредительными по своей природе актами, находятся в особой прямой нормативной связи друг с другом. Таким образом, обеспечивается органическое единство федерального и регионального конституционно-правового регулирования в условиях федеративного государства: текущие федеральные законы не должны нарушать этого единства. Вот почему в случае коллизии между федеральным и региональным уровнями конституционно-правового регулирования вопрос ставится о проверке конституционности(а не законности!) положений конституции (устава) субъекта РФ путем применения процедур конституционного судопроизводства (Абз.1 п.2, абз.1 п.4 мотивировочной части). Приведенные правовые позиции однако еще не свидетельствуют о том, что в данном случае принцип верховенства федерального закона не действует: просто обеспечение действия данного принципа осуществляется особым образом с помощью средств конституционного судопроизводства. Конституция (устав) субъекта РФ напрямую выходят на Конституцию РФ и опосредованно (через Конституцию РФ) – на верховенство федерального закона.

II. В рамках конкретного нормоконтроля Конституция РФ и ФКЗ о КС РФ выделяют следующие категории дел:

c. дела о конституционности законов по жалобам граждан на нарушение их конституционных прав и свобод;

d. дела о конституционности законов по запросам судов.

Пределы проверки и виды итоговых решений по делам категории «В» и «Г» соответствуют таковым по делам категории «А» и «Б» (ст.99, 104 ФКЗ о КС РФ).

Поводом к рассмотрению дел категории «В» являются индивидуальные или коллективные конституционные жалобы граждан. Соответственно, дополнительным критерием допустимости жалобы является условие: если применяемый в конкретном деле закон затрагивает конституционные права и свободы граждан. Последствием принятия жалобы к рассмотрению может явиться приостановление судом или иным органом производства по делу, в котором применяется обжалуемый закон, до принятия решения Конституционным Судом РФ: суд общей юрисдикции, арбитражный суд либо иной орган, рассматривающий дело,вправе принять решение о приостановлении производства по делу, но не обязан этого делать (ст.97-98 ФКЗ о КС РФ).

III.Разрешение споров о компетенции как направление деятельности Конституционного Суда РФ способствует более четкому уяснению конституционных полномочий органов государственной власти и выражается в рассмотрении особой категории дел:

e. дела по спорам о компетенции.

Согласно ч. 3 ст. 125 Конституции РФ разрешает три вида споров о компетенции в зависимости от того, какие органы выступают сторонами в споре:

a. между федеральными органами государственной власти;

b. между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ;

c. между высшими государственными органами субъектов РФ.

Поводом к разрешению спора о компетенции является обращение соответствующего государственного органа (любого из участвующих в споре органов, а также Президента РФ в случае реализации его права на обращение в соответствующий суд для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ, если по результатам примененных согласительных процедур согласованное решение не было достигнуто /ч.1 ст.85 Конституции РФ/) в Конституционный Суд РФ с ходатайством. Ходатайство признается допустимым, если оспариваемая компетенция определяется Конституцией РФ, если спор не касается вопроса о подведомственности дела судам или о подсудности, если спор не был или не может быть разрешен иным способом, если заявитель уже обращался ранее к соответствующим органам государственной власти с письменным заявлением о нарушении компетенции и в течение месяца эти нарушения не были устранены. Если ходатайство исходит от Президента РФ в порядке применения им ст. 85 (т.е. когда Президент не спорящая сторона, а арбитр), условием допустимости является использование согласительных процедур для разрешения разногласий и подведомственность таких разногласий Конституционному Суду РФ. Проверка принадлежности конституционного полномочия соответствующему органу осуществляется с точки зрения установленных Конституцией РФ принципов организации государственной власти (пределы проверки). Итоговое решение подтверждает полномочие органа либо отрицает его (ст.92-95 ФКЗ о КС РФ).

IV. Особое место в деятельности КС РФ занимает толкование Конституции РФ, которое осуществляется в рамках рассмотрения:

Речь идет в данном случае об абстрактном толковании Конституции вне связи с каким-либо конституционным спором.Субъектами обращения по данной категории дел выступают Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ. Поводом является запрос о толковании Конституции РФ кого-либо из указанных субъектов. Основание рассмотрения дела о толковании – обнаружившаяся неопределенность в понимании отдельных положений самой Конституции РФ. Итоговым решением является постановление, в котором дается официальное и обязательное толкование Конституции РФ.

V. Проверка конституционности процедуры выдвижения обвинения против Президента РФ при возбуждении процесса отрешения Президента РФ от должности осуществляется путем рассмотрения Конституционным Судом РФ:

g. дел о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (ч.7 ст.125 Конституции РФ).

Это весьма специфическая категория дел, также не связанная с разрешением конституционного спора, а состоящая в проверке конституционности процедуры выдвижения обвинения против Президента РФ. Если обычно Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств, то в данном случае установление и исследование обстоятельств, связанных с выдвижением обвинения, непосредственно входит в его компетенцию (ст.3 ФКЗ о КС РФ).

Перечисленные в Конституции РФ направления деятельности и полномочия КС РФ, в том числе в рамках осуществления функции конституционного правосудия, не являются исчерпывающими. В соответствии со п.7 ст. 3 ФКЗ о КС РФ Конституционный Суд РФ осуществляет и иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами, может пользоваться также правами, предоставляемыми ему договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами РФ и субъектов РФ, заключаемыми на основании ст.11 Конституции, если эти права не противоречат его юридической природе судебного органа конституционного контроля. Так, например, Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме РФ» предусматривает обязательное участие Конституционного Суда РФ в определении соответствия Конституции РФ инициативы проведения референдума РФ по предложенному вопросу (вопросам) (ст.23). Поводом к рассмотрению данной категории дел является запрос Президента РФ, который он направляет в КС РФ не позднее 10 дней со дня поступления документов, подтверждающих выдвижение инициативы. Итоговое решение КС РФ о соответствии или несоответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума РФ является условием назначения Президентом РФ референдума РФ либо соответственно прекращения всех процедур по дальнейшей реализации инициативы.

Наконец, деятельность Конституционного Суда РФ не исчерпывается осуществлением конституционного судопроизводства. В компетенцию Конституционного Суда РФ включаются и иные, сопутствующие основной функции по осуществлению конституционного правосудия, полномочия. К ним, в частности, следует отнести право выступления с законодательной инициативой по вопросам своего ведения (ч.1 ст.104 Конституции РФ); право представления посланий палатам Федерального Собрания РФ (ч.3 ст.100 Конституции РФ); решение вопросов собственной внутренней организации (гл.III ФКЗ о КС РФ).

Статья написана по материалам сайтов: yuridicheskayakonsulitatsiya.ru, cyberpedia.su, infopedia.su.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector