+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Комплексное экологическое разрешение с 2019 года

ИТАК, буквально через пару месяцев (в январе 2019 г.) вступят нововведения в действующем природоохранном законодательстве, касающиеся введения нового документа в экологии — комплексное экологическое разрешение.

Данный факт позволяет нам прийти к выводу, что все эти изменения внедряются с определенной целью.

Планируется, что итогом этих изменений станет тот факт, что экологическое регулирование деятельности предприятий будет целиком и полностью зависеть от степени его воздействия на компоненты окружающей среды.

Что же такое комплексное экологическое разрешение?

Это некая бумага, которая будет выдаваться Росприроднадзором организации, которая осуществляет хозяйственную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на ОС (окружающая среда). Данный документ в своем составе содержит весь перечень необходимых и обязательных требования в области охраны ОС для конкретного предприятия.

В чем же разница между текущей ситуацией и будущей?

Для этого давайте посмотрим, какие разрешения необходимо иметь сегодня предприятию:

Первое — проект по выбросам и разрешение;

Второе — проект по сбросам и разрешение;

Третье — проект по отходам и разрешение (конечно, это не касается объектов малого и среднего бизнеса)

Что же изменится после 01.01.2019-го года:

Первое и единственное — комплексное экологическое разрешение. Оно будет являться единым разрешительным документом, где будут утверждены все нормы по воздействию на ОС сроком действия — 7 лет.

Чтобы получить этот документ (КЭР) каждая организация должна будет разработать целый ряд документов, таких как:

— нормативы по допустимым выбросам, сбросам высокотоксичных веществ, а также веществ, с канцерогенными и мутогенными свойствами (если таковые имеются);

— нормативы по физическим воздействиям;

— знакомые нам и на текущий момент нормативы по отходам;

— общие правила и требования для предприятия по манипуляциям (сбор, вывоз и т.д.) с отходами;

— согласованная программа ПЭК (производственный экоконтроль);

Кто должен получать комплексное экологическое разрешение?

КЭР обязательно должны будут получать юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют деятельность на объектах I категории, и некоторые объекты II категории.

А вот Объекты III категории будут сдавать отчетность по установленной форме.

Объекты IV категории планируют освободить от всей отчетности. Но при условии, что у таких предприятий есть на руках свидетельство о присвоении им 4-й категории.

Когда нужно получить КЭР?

Первыми (в срок до 31.12.2022 г.) подать заявку обязаны триста объектов, перечень которых должен утвердить Министерство природных ресурсов.

Все остальные должны получить КЭР до 1 января 2025 года.

Дополнительно стоит обратить внимание на тот факт, вся документация, которая была получена организацией до начала 2019 года будет действовать аж до момента выдачи им КЭР. И это даже несмотря на сроки, которые были указаны в этой документации.

Как видим, порядок по разработке экологических документов хоть и меняется, но по сути остается прежним: документацию разрабатывать следует, отчетность вести требуется!

Что касается ранее разработанной документации (ПНООЛР, ПДВ, НДС), то это все будет действовать в связи с тем, что новый порядок не разработан и сроки не установлены!

Комплексное экологическое разрешение с 2019 года

Комплексное экологическое разрешение

Комплексное экологическое разрешение (КЭР) — что это такое?

Комплексное экологическое разрешение (КЭР) — это новый документ, разработанный в рамках реформы природоохранного законодательства, и призванный улучшить контроль за наиболее крупными природопользователями. В целом, КЭР представляет собой комбинацию из проекта допустимых выбросов (ПДВ), норматива допустимых сбросов (НДС), выполнения расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), программы экологического контроля (ПЭК), разработки технологических нормативов и программы экологической эффективности. Этот документ должен быть разработан для всех объектов, отнесенных к 1-й категории опасности для окружающей среды согласно Критериям, определенным Постановлением Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г. Критерии отнесения мы перечислять не будем, так как они достаточно обширны, и с ними лучше ознакомиться непосредственно в первоисточнике. Основанием для разработки комплексного экологического разрешения является 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ Об охране окружающей среды».

На каком основании нужно оформить комплексное экологическое разрешение?

Документ оформляется в соответствии со следующими нормативными актами:

  • ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ;
  • п. 2 и 4 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ;
  • п. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ;
  • п. 2 и 3 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ;
  • Приказом Минприроды России от 11.10.2018 №510;
  • Приказом Минприроды России от 28.02.2018 г. №74;

Комплект документов должен быть составлен не менее чем за два месяца до предполагаемого ввода объекта в эксплуатацию — это относится как к новым, так и к реконструированным или модернизированным объектам. Поскольку КЭР выдается на 7 лет, то в следующий раз его нужно будет оформить не позже, чем за четыре месяца до истечения срока действующего КЭР, примерно в середине 2026 года.

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ:

В пакет документов, подаваемый в Росприроднадзор для получения комплексного экологического разрешения, включаются следующие документы:

  • Выполнение расчета нормативов допустимых выбросов (для веществ 1 и 2 классов опасности);
  • Выполнение расчета нормативов допустимых сбросов (для веществ 1 и 2 классов опасности);
  • Выполнение расчета нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
  • Разработка программы производственного экологического контроля;
  • Разработка технологических нормативов;
  • Разработка программы повышения экологической эффективности (при необходимости);
  • Подача заявки об утверждении КЭР о воздействии на окружающую среду в территориальный орган Росприроднадзора для утверждения.

Помимо этих документов, в заявке на получение КЭР должно быть указано (помимо очевидных вещей, вроде наименования физического или юридического лица):

  • Код объекта негативного воздействия
  • Виды деятельности организации и объем производства
  • Объемы потребляемых предприятием ресурсов: производственное сырье, вода, тепло- и электроэнергия
  • Описание случаев аварий, оказавших негативное воздействие на окружающую среду в течение предыдущих семи лет
  • Результаты проведения государственной экологической экспертизы (если она должна была проводиться на объекте).

Также может потребоваться разработка проекта повышения экологической эффеквтивности — в случае, если на момент подачи заявки соблюдение параметров выбросов и сбросов невозможно по технологическим причинам, то к заявке на получение КЭР должен быть приложен такой проект.

Кому нужно получение комплексного экологического разрешения?

Кто получает: любые предприятия и ИП, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах, отнесенных ко 1-й категории опасности для окружающей среды согласно Критериям, определенным Постановление Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г.

Следует иметь в виду, что государство может отозвать комплексное экологическое разрешение. Такой риск существует, если в течение шести месяцев с начала действия КЭР появится (либо не будет устранено существующее) превышение установленных обязательств по выбросам и сбросам. Точно так же, КЭР может быть отозвано, если превышены обязатеьства во временно разрешенным сбросам и выбросам.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

  • Предприятие 2-го класса опасности для окружающей среды имеет право получить КЭР (но не обязано!), если для предприятий такого направления деятельности имеется соответствующий ИТС по НДТ;
  • Заявка на утверждение КЭР подается до момента окончания первого из действующих разрешений (на выброс/сброс или документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение), следовательно для субъектов МСП (которые ранее были освобождены от обязанности, следовательно не разрабатывали и не согласовывали ПНООЛР), отнесенных ко 1-й категории опасности для окружающей среды, она должна подаваться с 01.01.2019;
  • Согласно Федерального закона №496 от 25.12.2018 года предприятия 1-й категории опасности для окружающей среды должны получить КЭР до 01.01.2025 года (за исключением 300 предприятий, утвержденных Приказом Минприроды России от 18.04.2018 г № 154, эти должны оформить КЭР до 01.01.2022). До указанного времени у предприятий 1-й есть выбор — оформлять разные документы как раньше (ПДВ/НДС/ПНООЛР) или оформить КЭР;
  • В настоящее время в Федеральном законе от 23.11.1995 г. №174-ФЗ есть п. 7.6 ст.11, который требует проведения государственной экологической экспертизы материалов обоснования КЭР, однако этот пункт в ближайшее время планируется к отмене.

ООО «РПН-Сфера» оказывает услуги по обоснованию материалов КЭР в следующие сроки:

  • Подготовка материалов — от 45 дней;
  • Утверждение в соответствующем органе исполнительной власти — 30 дней.

Если у вас остались какие-либо вопросы — свяжитесь с нами, и мы с удовольствием на них ответим.

Аналитика Аналитические обзоры

Экологические нормативы с 1 января 2019 года: какие документы будут необходимы предприятиям?

Дмитрий Моторин, Юрист Поволжской дирекции

С 1 января 2019 года в силу вступает новый крупный пакет поправок в Закон об охране окружающей среды[1], который призван установить новые правила экологического нормирования деятельности предприятий и организаций. Основными идеями грядущих изменений являются переход на принципы наилучших доступных технологий и применение дифференцированных мер государственного регулирования к хозяйствующим субъектам в зависимости от степени экологической опасности их деятельности.

Также новая система предусматривает снижение административных барьеров для малых предприятий, исключение требования о получении экологических разрешений для большинства субъектов предпринимательской деятельности, совершенствование государственного администрирования платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

О том, каким образом будет выглядеть нормирование в области охраны окружающей среды с 1 января 2019 года и о чем необходимо знать предприятиям, читайте далее.

Категоризация объектов негативного воздействия на окружающую среду

Прежде чем переходить непосредственно к вопросам установления экологических нормативов, необходимо упомянуть, что на первых этапах экологической реформы была внедрена система категоризации объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – объекты НВОС). Именно в зависимости от категории эксплуатируемого объекта будет определяться необходимый перечень разрешительной и отчетной документации.

Данное нововведение ознаменовало переход к новой модели экологического регулирования, при которой учетной единицей является не организация в целом, а конкретный объект, который ей принадлежит.

Таким образом, в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя нескольких объектов НВОС, разрешительная экологическая документация должна разрабатываться в отношении каждого отдельного объекта исходя из предусмотренного для него правового режима.

При осуществлении учета необходимо понимать, что один объект НВОС может включать в себя несколько источников негативного воздействия (в т.ч. источники выбросов, сбросов, площадки размещения отходов) и должен удовлетворять требованию территориальной связанности.

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, — объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

В период с 1 января 2015 года по 1 января 2017 года все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, были обязаны поставить принадлежащие им объекты НВОС на государственный учет.

В настоящий момент организации и лица, которые только начинают свою деятельность, осуществляют такую постановку на государственный учет в срок не позднее шести месяцев со дня начала эксплуатации объекта НВОС.

Исходя из утвержденных Правительством РФ Критериев[2], при постановке на государственный учет объект НВОС в зависимости от степени воздействия на окружающую среду подлежит отнесению к одной из четырех категорий:

I категория — объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;

II категория — объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;

III категория — объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;

IV категория — объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду.

Объекты, которые не соответствуют ни одной из категорий согласно утвержденным Критериям, не подлежат государственному учету. При этом образование и накопление отходов не являются критериями отнесения объекта к какой-либо из категорий, в связи с чем у организаций, которые не осуществляют самостоятельное размещение отходов и не оказывают иные виды негативного воздействия (например, школы, детские сады, офисы и т.д.), отсутствует обязанность по постановке объектов на учет.

Государственный учет объектов НВОС осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровнях. Включению в федеральный реестр подлежат объекты НВОС, которые подлежат федеральному государственному экологическому надзору на основании установленных Правительством РФ Критериев[3]. Все остальные объекты подлежат включению в региональные реестры.

Применение наилучших доступных технологий

Еще одним важным понятием, введенным в законодательство об охране окружающей среды на первых этапах реформы, является термин «наилучшая доступная технология» (далее — НДТ).

Наилучшая доступная технология — технология производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемая на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности ее применения (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

Наилучшие доступные технологии призваны снизить негативное воздействие на окружающую среду и распространяются на хозяйственную и (или) иную деятельность, технические процессы, оборудование, технические способы и методы, применяемые при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.

В настоящий момент перечень областей применения НДТ установлен Распоряжением Правительства РФ от 24.12.2014 г. № 2674-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий».

Для каждой из предусмотренных областей специальной организацией[4], осуществляющей функции Бюро наилучших доступных технологий, разработан Информационно-технический справочник по НДТ.

С формальной точки зрения, основной целевой аудиторией НДТ являются предприятия, осуществляющие эксплуатацию объектов I категории, как наиболее опасных и оказывающих значительное воздействие на окружающую среду. Вместе с тем необходимо понимать, что внедрение НДТ не ставится в прямую зависимость от категории эксплуатируемого объекта, а определяется, в первую очередь, исходя из вышеуказанных областей применения.

В связи с этим, например, начиная с 1 января 2020 года будет отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, если данный объект относится к объектам НВОС и входит в область применения НДТ, но сами НДТ в его технологических процессах не реализованы (п. 2 ст. 38 Закона об охране окружающей среды). Таким образом, внедрение НДТ должно быть осуществлено еще до постановки объекта НВОС на государственной учет и присвоения ему категории.

Нормирование объектов отдельных категорий

(i) Комплексное экологическое разрешение для объектов I категории

Начиная с 1 января 2019 года и до 1 января 2025 года все организации и лица, эксплуатирующие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (далее — КЭР).

Приказом Минприроды РФ от 18.04.2018 г. № 154 также утвержден перечень из 300 объектов
I категории, которые оказывают наибольшее негативное воздействие на окружающую среду. Организации, эксплуатирующие такие объекты, обязаны получить КЭР до 31 декабря 2022 года.

Комплексное экологическое разрешение — документ, который выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, и содержит обязательные для выполнения требования в области охраны окружающей среды (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ, сбросах загрязняющих веществ;

нормативы допустимых физических воздействий;

нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;

требования к обращению с отходами производства и потребления;

согласованную программу производственного экологического контроля;

срок действия КЭР.

Как видно из положений указанной статьи, КЭР представляет собой новый вид разрешительной документации, который объединяет в себе полный спектр вопросов негативного воздействия предприятия на окружающую среду и призван заменить все экологические нормативы и разрешительные документы, оформление которых требовалось ранее.

КЭР выдается на 7 лет и продлевается на тот же срок в случае выполнения следующих требований:

соблюдение установленных нормативов и лимитов;

отсутствие задолженности по плате за НВОС;

своевременное предоставление отчетности о выполнении программ производственного экологического контроля;

выполнение программы повышения экологической эффективности (при наличии).

По смыслу пункта 2 статьи 31.1 Закона об охране окружающей среды, при наличии у предприятия нескольких объектов I категории КЭР оформляется в отношении каждого объекта в отдельности. При одновременном наличии у организации объектов II, III или IV категории, экологические нормативы и лимиты для таких объектов в состав КЭР объекта I категории не включаются.

Необходимо отметить, что перед получением КЭР материалы его обоснования должны будут в обязательном порядке пройти государственную экологическую экспертизу.

Под технологическими нормативами понимаются нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также нормативы допустимых физических воздействий, которые устанавливаются на основании технологических показателей, не превышающих показатели НДТ.

Сами технологические показатели НДТ подлежат утверждению нормативными документами Министерства природных ресурсов и экологии РФ на основании Информационно-технических справочников по НДТ для соответствующих отраслей.

В настоящее время проекты Приказов Минприроды РФ об утверждении соответствующих технологических показателей, а также об утверждении правил разработки технологических нормативов НДТ ожидают регистрации в Минюсте РФ.

Предполагается, что они начнут действовать с 1 января 2019 года.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые при эксплуатации объектов
I категории не могут достичь соблюдения технологических нормативов НДТ, а также нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов веществ I и II класса опасности, будут обязаны разработать программу повышения экологической эффективности с целью поэтапного достижения нормативных показателей НВОС.

Поскольку технологические нормативы в отношении образования и размещения отходов не устанавливаются, включение мероприятий по достижению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в данную программу не предусмотрено.

Важным является условие о том, что срок действия программы не может превышать 7 лет и не подлежит продлению. Исключение составляют стратегические и градообразующие предприятия, а также предприятия, численность сотрудников которых превышает пять тысяч человек. Для них данный срок составляет 14 лет без возможности продления.

Отчеты о выполнении программы повышения экологической эффективности должны будут ежегодно предоставляться в соответствующие контролирующие органы федерального или регионального уровня.

Помимо указанного, в отношении объектов I категории сохраняется необходимость проведения производственного экологического контроля, для целей которого разрабатывается соответствующая программа, а также необходимость предоставления статистической отчетности по форме 2-ТП.

Вместе с тем, начиная с текущего года владельцам объектов I категории по результатам осуществления производственного экологического контроля (далее – ПЭК) в территориальные органы Росприроднадзора необходимо сдавать отчеты по форме, установленной Приказом Минприроды РФ от 14.06.2018 г. № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Отчеты сдаются ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Таким образом, первые отчеты по результатам ПЭК организации и лица должны будут предоставить до 25 марта 2019 года.

(ii) Декларация о воздействии на окружающую среду для объектов II категории

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, владеющих объектами II категории, с 1 января 2019 года установлена обязанность по предоставлению декларации о воздействии на окружающую среду.

Декларация о воздействии на окружающую среду является основным разрешительным экологическим документом для объектов II категории и, помимо общей информации о предприятии и объекте, должна будет содержать:

декларируемые объем или массу выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;

данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие 7 лет;

информацию о реализации природоохранных мероприятий;

информацию о программе ПЭК.

Декларация о воздействии на окружающую среду будет устанавливать нормативы выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Вместе с декларацией должны быть поданы расчеты нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов.

Декларация представляется один раз в 7 лет при условии неизменности технологических процессов основных производств, качественных и количественных характеристик выбросов, сбросов загрязняющих веществ.

Действующие правила и методические рекомендации по разработке НДС, НДВ, НООЛР, вероятно, будут скорректированы в части сроков, на которые данные нормативы должны быть рассчитаны (в настоящий момент срок составляет 5 лет).

Сроки предоставления декларации о воздействии на окружающую среду в настоящее время не установлены. Данный вопрос, а также форма декларации, требования к ее оформлению, порядок и сроки подачи будут урегулированы в ближайшее время нормативными актами Минприроды РФ.

Вместе с тем, если сфера деятельности объекта II категории входит в область применения НДТ, при наличии соответствующих отраслевых справочников и утвержденных технологических показателей НДТ владельцы таких объектов вправе получить КЭР. В таком случае для объекта II категории дополнительно будут установлены технологические нормативы, а предоставление декларации о воздействии на окружающую среду не потребуется.

Если соблюдение нормативов допустимых выбросов и/или нормативов допустимых сбросов при эксплуатации объекта II категории в настоящий момент не представляется возможным, на период поэтапного достижения нормативов владельцы объектов утверждают план мероприятий по охране окружающей среды.

План мероприятий по охране окружающей среды включает в себя перечень мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, сроки их выполнения, объем и источники финансирования, перечень ответственных за их выполнение должностных лиц.

Так же как и программа повышения экологической эффективности для объектов I категории, план мероприятий по охране окружающей среды должен быть реализован не более чем за 7 лет. Исключений из настоящего правила не предусмотрено.

Аналогично, в отношении объектов II категории сохраняется необходимость проведения ПЭК, для целей которого разрабатывается соответствующая программа, а также необходимость предоставления статистической отчетности по форме 2-ТП. Первые отчеты по результатам ПЭК должны быть предоставлены до 25 марта 2019 года.

(iii) Нормативы и отчетность в уведомительном порядке для объектов III категории

К III категории относятся объекты, которые оказывают незначительное негативное воздействие на окружающую среду. Признаком отнесения объекта к III категории является превышение уровней негативного воздействия, указанных в разделе IV Критериев[6].

Учитывая, что такие объекты причиняют достаточно низкий вред окружающей среде, для них будет предусмотрена специальная упрощенная система нормирования.

Нормативы допустимых выбросов, допустимых сбросов для объектов III категории рассчитываются лишь в отношении радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Выбросы и сбросы веществ иных классов опасности, а также размещение отходов всех классов опасности признаются для объектов III категории осуществленными в пределах нормативов.

Вместе с тем для владельцев объектов III категории сохраняется обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду по всем видам воздействия (выбросы, сбросы, размещение отходов).

Для целей исчисления платы владельцы объектов III категории в уведомительном порядке подают в контролирующие органы отчетность о выбросах и сбросах вредных веществ (за исключением веществ I и II класса опасности), а также об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов.

По смыслу пункта 8 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды, такой отчетностью будут служить отчеты по результатам ПЭК, проведение которого для объектов III категории сохраняется. Также владельцы указанных объектов все еще будут должны сдавать статистическую отчетность по форме 2-ТП.

Интересно, что пункт 5 статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды не устанавливает в отношении выбросов/сбросов веществ I и II класса опасности повышающих коэффициентов платы за НВОС в случае, если такие выбросы/сбросы были осуществлены сверх рассчитанных нормативов.

Аналогично объектам II категории, в случае, если при эксплуатации объекта III категории невозможно осуществить соблюдение нормативов допустимых выбросов и сбросов, то в отношении такого объекта должен быть разработан план мероприятий по охране окружающей среды, предусматривающий поэтапное достижение нормативов. Срок реализации плана не может превышать 7 лет.

(iv) Деятельность на объектах IV категории не нормируется

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность исключительно на объектах IV категории, освобождены от:

разработки нормативов выбросов и сбросов вредных веществ, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

предоставления отчетности о массах или объемах осуществленных выбросов и сбросов, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов (за исключением статистической отчетности);

разработки программы ПЭК;

внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду;

проведения плановых проверок соблюдения экологического законодательства.

В законе отсутствуют четкие указания по поводу того, в какой форме при указанных условиях должны будут предоставляться сведения о массах и объемах выбросов/сбросов загрязняющих веществ, объемах образованных и размещенных отходов. Вероятно, на объекты IV категории в таком случае будет распространяться режим предоставления данной информации в уведомительном порядке, предусмотренный для объектов III категории.

Временно разрешенные выбросы и сбросы

В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и/или сбросов загрязняющих веществ, помимо непосредственно программы повышения экологической эффективности (для объектов I категории) и плана мероприятий по охране окружающей среды (для объектов II и III категорий), на объектах НВОС будут устанавливаться временно разрешенные выбросы (ВРВ) и/или временно разрешенные сбросы (ВРС).

ВРВ и ВРС будут устанавливаться на период выполнения программы повышения экологической эффективности или плана мероприятий по охране окружающей среды в соответствии с графиком достижения установленных нормативов.

Для объектов, которые выводятся из эксплуатации, включение мероприятий по достижению нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов в планы мероприятий по охране окружающей среды и разработка программ повышения экологической эффективности не требуются.

В отношении объектов I категории ВРВ и ВРС будут устанавливаться на основании КЭР.

Для объектов II и III категорий необходимо будет получать разрешение на ВРВ и ВРС. В настоящий момент порядок выдачи таких разрешений не установлен.

Действие ранее установленных нормативов и выданных разрешений с 1 января 2019 года

Поскольку большой объем ключевых, с точки зрения процедуры, подзаконных нормативных актов все еще не принят, что исключает в настоящий момент возможность осуществить полноценный переход на новую систему нормирования, возникает острый вопрос о действии разрешительной документации, полученной до 01.01.2019 г.

Применительно к объектам I категории данный вопрос разрешен непосредственно в статье 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой разрешительные документы на выбросы и сбросы, а также на образование отходов и их размещение, полученные до 1 января 2019 года, действуют до дня получения комплексного экологического разрешения (КЭР).

Исходя из этого, срок действия разрешительной документации, полученной до 01.01.2019 г., для объектов I категории автоматически продлевается до дня получения КЭР. Данное правило применяется и к объектам II категории, входящим в область применения НДТ, владельцы которых также решили оформить КЭР.

Разрешительная документация для объектов II и III категории действует до окончания установленного в ней срока.

Как указывалось выше, для объектов II категории в настоящее время сроки подачи декларации о воздействии на окружающую среду не урегулированы. Вместе с тем, как следует из проекта Приказа Минприроды РФ об утверждении формы такой декларации[7], планируется, что декларация должна быть предоставлена не позднее даты окончания срока действия одного из следующих разрешительных документов[8], в зависимости от того, какая из указанных дат наступит раньше:

разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты;

документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Таким образом, независимо от срока действия документации, владельцы объектов II и III категорий могут перейти на новую систему нормирования непосредственно после 1 января 2019 года.

Еще раз обращаем ваше внимание на то, что согласно разъяснениям Росприроднадзора новая система нормирования предусматривает дифференцированный подход к вопросу государственного регулирования объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и не содержит отдельной процедуры по установлению нормативов допустимых выбросов, сбросов и образования отходов, а также лимитов на их размещение.

Таким образом, выдача разрешений на выбросы/сбросы загрязняющих веществ (за исключением разрешений на ВРС и ВРВ, а также разрешений на выбросы/сбросы радиоактивных веществ[9]), нормативы образования отходов и лимиты на их размещение для всех категорий объектов не предусмотрены.

На наш взгляд, новая система нормирования действительно упростит деятельность малого бизнеса и приведет к снижению административного давления на предприятия, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду. Дифференцированный подход к правовому регулированию предприятий различной степени экологической опасности в конечном итоге должен поспособствовать развитию промышленной отрасли, в том числе, побудив организации к внедрению современных технологий производства.

В то же время определенное число принципиально важных вопросов новой системы все еще остается неурегулированным. В отсутствие подзаконных нормативных актов, устанавливающих технологические показатели, формы документов и заявлений, требования к ним, а также регулирующих процедурные вопросы, многие природопользователи пока что лишены возможности осуществить переход.

Для минимизации негативных правовых рисков в будущем, владельцам объектов НВОС, срок действия разрешительной документации которых в ближайшее время истекает, уже сейчас рекомендуем позаботиться о вопросах нормирования, при необходимости обратиться за консультацией к профильным специалистам, а также активно следить за новостями на сайтах контролирующих органов.

[1] Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

[2] Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

[3] Постановление Правительства РФ от 28.08.2015 г. № 903 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».

[4] Согласно Постановлению Правительства РФ от 28.12.2016 г. № 1508, в качестве такой специальной организации определено ФГАУ «НИИ «Центр экологической промышленной политики».

[5] Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

[6] Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

[8] По вопросу срока подачи декларации, установленного в проекте Приказа Минприроды РФ, получено отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия, которое мотивировано неточностью формулировки. В связи с этим, вероятно, момент подачи претерпит изменения.

[9] См. Постановление Правительства РФ от 26.06.2018 г. № 731 «О нормативах допустимых выбросов радиоактивных веществ и нормативах допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также о выдаче разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ».

Комплексное экологическое разрешение с 2019 года

kompleksnoe_ekologicheskoe_razreshenie_s_2019_goda.jpg

Похожие публикации

Комплексное экологическое разрешение с 2019 года станет обязательным документом в системе нормирования отходов в производственном секторе экономики. Эта мера направлена на оптимизацию работы с инвесторами и на увеличение эффективности разрабатываемых экологических программ. Экологические разрешения необходимы, в первую очередь, производствам, отнесенным к 1 категории опасности, так как они наносят наибольший урон окружающей среде.

Получение комплексного экологического разрешения

Назначение экологического разрешения – обозначение предельных нормативных показателей вредного воздействия на окружающую среду. Если субъект предпринимательства не может выйти на указанные целевые показатели, ему необходимо разработать и внедрить программу повышения экологической эффективности производства. Этот документ позволит выработать дифференцированный подход к сотрудничеству с производственным сектором экономики, так как все субъекты хозяйствования в зависимости от уровня наносимого ими вреда окружающей среде делятся на 4 группы.

Комплексное экологическое разрешение вводится нормами Закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ. В 2019 году обязательства по оформлению и получению такого разрешительного документа возникают у владельцев предприятий и ИП, которые относятся к 1 категории опасности. Документ составляется отдельно по каждому источнику (объекту) вредных выбросов. Порядок получения разрешения прописан в ст. 31.1 закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:

Субъект хозяйствования составляет заявку на оформление разрешения и подает в федеральный уполномоченный орган.

Заявка размещается уполномоченным органом в интернете, чтобы с ней могли ознакомиться все заинтересованные лица.

При отсутствии недостоверной информации в заявке производится выдача комплексного экологического разрешения. Основанием для положительного решения по ходатайству является заключение государственной экоэкспертизы. На рассмотрение заявки, подготовку и выдачу разрешения отводится 1 месяц.

Заявка должна быть подана заблаговременно, то есть, до момента начала эксплуатации объекта, являющегося источником загрязнения. Если речь идет о новых или реконструированных активах, ходатайство оформляется за 2 месяца до ввода этих объектов в действие. Если документация подается по действующим объектам, то переоформление разрешения должно осуществляться минимум за 4 месяца до истечения срока действия предыдущей разрешительной документации.

Форма комплексного экологического разрешения

Бланки заявки на получение комплексного разрешения и самого разрешения утверждены приказом Минприроды от 11.10.2018 № 510.

Многостраничный заявительный бланк (приложение 1 к приказу № 510) содержит ряд обязательных реквизитов:

данные о заявителе;

код, присвоенный объекту, который является источником негативного воздействия на окружающую среду;

вид деятельности, которая выступает для субъекта хозяйствования в качестве основной, с обозначением типа изготавливаемой продукции, объемов производства;

сведения по использованию воды, энергоресурсов и тепла;

перечисление фактов об имевших место аварийных ситуациях, прочих форс-мажорах, результатом которых стало ухудшение экологической обстановки (данные представляются за последний 7-милетний период);

если субъект предпринимательства внедряет программы повышения результативности экологических мероприятий, информация о таких программах должна быть отражена в заявке;

расчетные данные (технологические нормативы, нормативы допустимых выбросов, сбросов, обоснование этих нормативов и лимитов на размещение отходов);

проект программы по осуществлению производственного контроля экологической составляющей.

В заявку на комплексное экологическое разрешение включают сведения о наличии у субъекта хозяйствования положительного заключения по итогам проведенной государственными структурами экологической экспертизы. При желании заявитель вправе указывать иную информацию, если она кажется ему значимой.

Выдаваемое при положительном решении комплексное экологическое разрешение 2019 (приложение № 2 к приказу № 510) содержит в т.ч. следующий набор информации:

данные по технологическим нормативам;

сведения по допустимым нормативам сбросов, выбросов, физических воздействий, нормы образования отходных материалов с указанием лимитов их размещения;

набор требований к мероприятиям по обращению с отходами;

Статья написана по материалам сайтов: www.rpn-sfera.ru, www.vegaslex.ru, spmag.ru.

»

Это интересно:  Когда надо встать на учет по беременности
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector
30
ноября