+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Какие основные виды политических режимов

Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

Политический режим – это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Термин «политический режим» появился в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века.

Политический (государственно-правовой) режим – это совокупность средств, а также способов реализации государственной власти, которые проявляют ее характер и содержание.

Существуют следующие виды политического режима:

1. Авторитарный – политический режим, при котором осуществление государственной власти связано с одним лицом, как правило, по его произволу, не учитывается мнение большинства населения государства;

2. Переходный и чрезвычайный – политические режимы, которые характеризуются временным характером и формируются в результате политического переворота или революции, а также при стихийных потрясениях, которые угрожают нормальному существованию государства и безопасности граждан.

3. Демократический – политический режим, при котором государственная власть формируется и функционирует на принципе подчинения меньшинства большинству.

Признаки авторитарного политического режима:

1. Происходит отстранение населения страны от формирования государственной власти.

2. Государственная власть полностью сосредоточивается в руках правящей элиты, интересы которой преобладают, практически не учитываются интересы остального населения страны.

3. Происходит устранение властью оппозиции, ведется борьба с любыми проявлениями недовольства существующим политическим режимом.

4. Реализация постановлений государственной власти ведется с использованием насилия, а также при помощи военно-полицейского аппарата.

5. Доминирование противоправных решений.

Выделяют следующие виды авторитарного политического режима:

— деспотический – режим, при котором глава государства (деспот) хотя и приходит к власти законными путями, но реализуемая им власть имеет поработительный для близкого окружения характер;

— тиранический – режим, при котором глава государства (тиран) приходит к власти путем ее захвата, после чего его жестокость, произвол падает на все население страны;

— тоталитарный – политический режим, при котором в централизованном едином государстве действует одна официальная идеология, которая значительно ограничивает демократические права и свободы населения. Органы государственной власти при этом формируются правящей партией во главе с лидером, который организует контроль во всех областях общественной жизни;

— конституционно-авторитарный политический режим – при котором ущемление демократических прав и свобод населения законодательно закрепляется в основном законе государства, в конституции, лишь формально провозглашающей права и свободы.

Признаки демократического политического режима:

1. Осуществляется прямое и непосредственное формирование народом представительных органов.

2. Реализуется принцип разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная).

3. Полное подчинение государства праву.

4. Провозглашаются и гарантируются государством демократические права и свободы.

Выделяют также следующие виды демократического политического режима:

— демократия участия (участие в управлении страной всего населения);

— демократия многовластия, функционирование множества центров политической активности, привлекающих граждан отстаивать свои интересы;

— демократия сообществ, за каждым участником сохраняется национально-религиозная, культурная самостоятельность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

37.252.1.220 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Какие основные виды политических режимов

Вот и перечислены все составляющие, которые формируют единую форму государства. Однако они характеризуют государство лишь со стороны его структуры, забывая при этом о содержании власти. Именно поэтому политический режим если и не входит непосредственно в структуру формы государства, то находится очень близко от нее и на нем стоит остановиться подробнее.

Политический режим — содержание власти, выраженное в средствах и способах властвования, в характере власти — демократическом или недемократическом.

Поэтому категория политического режима не говорит о государстве — монархии или республике, а о самом существе власти, о средствах и способах властвования словом, о власти демократической и недемократической, авторитарной.

Понятие политический режим» включает не только государства, но и политическую систему в целом, а значит, и все общество. В соответствии с этим, различают демократическое общество, то есть общество, в котором существует демократический политический режим, и недемократическое общество, которому соответствует авторитарный политический режим.

Следовательно, существует два основных типа политических режимов: демократический и авторитарный. Разновидностью авторитарного политического режима в гипертрофированном виде является тоталитарный политический режим, которому соответствует тоталитарное государство и тоталитарная власть, которая ставит под свой императивный, тотальный контроль, не ограниченный законом, все сферы жизни отдельных граждан и общества в целом.

Такое же деление, соответствующее особенностям политического режима, можно провести и в отношении государства. С учетом этих критериев современные политические режимы подразделяются на виды: демократические и недемократические. Существуют также переходные режимы. Можно их схематически изобразить:

Основные виды политических режимов

от недемократического к демократическому и наоборот

Авторитарный: революционный стабилизационный модернизациоиный

Тоталитарный: расистский фашистский военно-диктаторский мусульманско-фундаменталистский

Демократический политический режим — порядок (состояние) политической жизни общества, при котором соблюдается демократическая конституция, реализуется принцип разделения властей». Государственная власть осуществляется на основе свободного и равного участия граждан и их объединений в управлении государством. Обеспечивается действие принципа выборности представительных органов власти населением, соблюдение юридически установленных сроков их полномочий. Созданы условия для легализованной деятельности оппозиционных партий. Гарантируется осуществление прав и свобод граждан и социальных меньшинств в соответствии с международными стандартами прав человека. Реальным является местное самоуправление. Доминируют убеждения, согласования, компромисс.

Переходный политический режим (характерен для постсоциалистических стран Восточной Европы, Египта, Шри-Ланки, Никарагуа, многих стран Азии, Африки, Латинской Америки, которые пережили крушение тоталитарных и авторитарных режимов) — промежуточный, временный, порядок (состояние) политической жизни общества, возникающий в результате победы радикальных, оппозиционных сил и имеющий либо демократическую, либо авторитарную направленность.

Нередко (в странах СНГ) ликвидация недемократических режимов и становление демократического общества осуществляется сверху государственной властью и сопровождается переходом к рыночной экономике, многопартийности, реальному обеспечению принципа «разделения властей». При использовании ряда демократических методов осуществления государственной власти (не получивших еще достаточного развития), сохраняются элементы авторитаризма. Налицо остатки командно-административной системы как следствие сохранения на своих местах прежних кадров, привыкших к старым методам управления. Демократические принципы и институты, хотя и закреплены в действующем законодательстве, на практике не всегда воплощаются.

Своей спецификой обладают переходные военные политические режимы, устанавливаемые в результате переворотов: вся власть в государстве принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.

Недемократический политический режим — порядок (состояние) политической жизни общества, при котором не реализуется (зачастую юридически не закреплен) принцип -разделения властей». Сужается или прекращается влияние граждан и их объединений на управление государством. Отсутствует либо становится формальной выборность. Запрещается деятельность оппозиционных партий и организаций. Применяются политические репрессии. Сужаются или нарушаются политические права граждан и социальных меньшинств. Реальная власть сосредотачивается в руках группы лиц либо одного лица, неподконтрольных народу. Не исключается упразднение представительного высшего органа (парламента) или превращение его в марионеточное учреждение, формирование правительства армией, захватившей власть и т. п. Недемократическими являются тоталитарный и авторитарный режимы. Крайняя форма недемократического режима — тоталитарный режим ‘Термин и понятие «тоталитаризм» появился в западной науке в 30-е голы XX ст. для характеристики фашистских и коммунистических режимов, а специальные исследования увидели свет в 50-е гг. XX ст. (X. Арендт, Р. Арон и др.). Х. Арендт в книге «Происхождение тоталитаризма» (1951 г.) усматривала отличие тоталитаризма от более ранних форм абсолютизма, тирании или диктатуры: I) тотальности контроля достигаемого с помощью современных технологий; 2) создании с помощью системы террора психологической ситуации полной защищенности и безысходности личности, ощущения собственной ничтожности. Р. Арон сводил содержание тоталитаризма к трем компонентам: 1) рекламирование тоталитарного режима в качестве спасителя общества; 2) превращение государства во всеохватывающий и всемогущий инструмент партии с неограниченной властью; 3) установление общепризнанной и обязательной идеологии, оправдывающей и легитимирующей тоталитарный режим.

Тоталитарный режим (англ. totalitarianism) — порядок (состояние) недемократической организации государственной власти, когда в руках харизматического лидера (Гитлер, Сталин, Мао Цзэдун, Ким Ир Сен, Салазар) сосредоточена неограниченная власть, установлена монополия государственной собственности, господствует единая идеология (идеократия), отсутствует гласность, преследуется оппозиция, человек реально лишен всех демократических прав и свобод. Тоталитарный режим возможен как в высокоразвитом, так и в слаборазвитом обществе и государстве (нацистская Германия, фашистская талия, СССР и страны социалистического лагеря, некоторые современные африканские и азиатские государства). В большинстве случаев тоталитарные и авторитарные режимы трудно разграничить (КНДР, Куба).

Авторитарный режим не столь резок в крайних проявлениях, как тоталитарный режим. 1) сохраняет автономию личности и общества в сферах, не относящихся к политике; 2) не пытается радикально перестроить общество на идеологической основе; 3) допускает экономический, социальный, культурный, а частично и идеологический плюрализм; 4) не нарушает рыночное саморегулирование экономикой, не стремится ввести плановое управление экономикой и установить всеобщий контроль над населением; 5) ограничивается жестким политическим контролем; может базироваться на праве, моральных началах.

Власть при авторитарном режиме занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять на стратегию экономического развития, осуществлять структурные преобразования, не разрушая при этом механизм рыночного саморегулирования, проводить достаточно активную социальную политику.

Авторитарный режим устанавливается в государствах, которые: 1) отвергают демократические принципы организации и осуществления государственной власти; 2) пытаются создать предпосылки для демократизации общества, но не успели отработать механизм демократической власти; 3) являются демократическими, однако вынуждены, учитывая обстоятельства, вводить модель чрезвычайного функционирования государственной власти.

Сравнительная характеристика видов государственного режима

Это интересно:  7 пункт лицензии на частную охранную деятельность

Объем прав и свобод граждан

Способы формирования органов власти

Преобладающие методы государственного управления

Виды современных политических режимов

Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы социальной борьбы или сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле — своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.

Так, периоду рабовладения присущи деспотические, теократически-монархические, аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой демократии. Во времена феодализма характерными были режимы абсолютистский, режим своеобразной «феодальной демократии», клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский или режим «просвещенного абсолютизма». При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический, или конституционный, бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, а также «фашизмоподобный», например корпоративный или расистско-националистический, а также диктаторски-монополистический и марионеточный, в некоторых исламских странах — клерикально-фундаменталистский.

Опыт социализма свидетельствует о возможности проявления народно-демократических, общенародных политических режимов, но одновременно и авторитарных, тоталитарных режимов, режима рабоче-крестьянской диктатуры.

Известная преемственность и наличие некоторых неизменных в принципе содержательных характеристик позволяют свести все многообразие политических режимов к двум большим разновидностям: демократическому и антидемократическому политическим режимам 7 КашанинаТ.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М.: Инфра-М, 2000. — С. 136.

Демократический политический режим может предусматривать прямое участие населения в решении государственных вопросов (прямая, или непосредственная, демократия) или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов (парламентская, или представительная, демократия). Демократический политический режим означает гарантированность провозглашенных прав и свобод, прочную законность и правопорядок, существование различных форм собственности и плюрализм мнений. Демократический политический режим невозможен без многопартийности, без достаточно высокого социально-экономического уровня жизни широких масс населения, без эффективного контроля над преступностью, особенно ее наиболее опасными организованными формами. Практика демократического развития государственности различных исторических эпох дает самые различные примеры демократических режимов.

Отличаются разнообразием и антидемократические политические режимы, однако их содержательная сторона во многом едина, она противоположна вышеперечисленным чертам режима демократии, а именно: господство одной политической партии или движения; одной, «официальной» идеологии; одной формы собственности; сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод; резкое расслоение населения по сословным, кастовым, конфессиональным и другим признакам; низкий экономический уровень жизни основных слоев народа; акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике.

Между различными элементами формы государства существует известное соответствие. Так, монархическая форма правления феодального государства периода абсолютизма тяготеет к унитарной, централизованной форме государственного устройства и автократическому политическому режиму. Республиканские формы правления хорошо вписываются в условия либерально-демократического политического режима, а при наличии двух- или многонационального состава населения могут определять федеративное государственное устройство 8 .

И так, дадим характеристику видам политических режимов:

Авторитаризм — политический режим власти, не ограниченной правом,

опирающейся на прямое насилие и осуществляемой единоличным правителем или правящей элитой.

В истории общества можно выделить различные его формы: древневосточные деспотии, тиранические режимы античности, абсолютистские монархии позднего средневековья и Нового времени, западноевропейские империи XIX века, военно-полицейские, фашистские и коммунистические режимы в XX в. Историческое многообразие форм авторитаризма показывает, что этот политический режим совместим с различными по природе общественными и политическими системами — рабовладением, феодализмом, капитализмом, социализмом, демократией и монархией. Отсюда — трудности, связанные с попытками определения общей природы авторитаризма, вычленения его сущностных, устойчиво повторяющихся характеристик. 9

К числу общих черт авторитарных режимов относят следующие:

  • —авторитарная власть имеет своим источником насильственный захват власти. Она не формируется народом и не ограничивается правом — кодифицированным либо обычным, опирающимся на традицию;
  • — для нее характерно слияние законодательной, исполнительной и судебной властей, либо их формальное, показное разделение;
  • — при авторитаризме власть опирается на административный, полицейский и военно-карательный аппарат, держится на неприкрытом насилии или возможности его непосредственного применения;
  • — авторитаризм предполагает жесткий централизм управления, монополизацию власти в руках правящей элиты или вождя;
  • — в социальном плане авторитаризм пытается стать выше классовых различий, выразить общенациональный интерес, что сопровождается социальной демагогией, популизмом;
  • — во внешней политике для него характерны агрессивные имперские

Каковы условия возникновения режима авторитарной власти?

  • 1. Социальный и политический кризис общества, выражающий переходный характер переживаемого времени. Для такого кризиса характерна ломка устоявшихся традиций, образа жизни, исторического уклада, которая связана с резкой модернизацией основных сфер общественной жизни и совершается в течение одного-двух поколений.
  • 2. С ломкой исторического уклада жизни общества связано размывание наличной социально-классовой структуры, происходит маргинализация основной массы населения. Появление больших масс людей, «выбитых» из традиционных «гнезд» существования, лишенных собственности и видящих в государстве и олицетворяющей его фигуре вождя единственный шанс на выживание, в значительной мере радикализирует социальное и политическое поведение маргинальных переходных слоев, повышает степень их активности, заряженной отрицательной энергией разрушительства.
  • 3. В сфере социальной психологии и идеологии нарастают настроения заброшенности и отчаяния, стремление к «восстановлению» социальной справедливости путем установления поголовного равенства, потребительское отношение к жизни берет верх над этикой производительного труда. Рождается образ врага народа, персонифицируемого в лице какого-либо общественного института, социальной группы или нации. Возникает культ личности вождя, с которым связываются последние надежды на преодоление кризиса.
  • 4. В большой степени возрастает роль исполнительных органов государственной власти и основной военной силы — армии, обращаемой внутрь общества. Особое значение приобретает бюрократия, без которой невозможно функционирование — более или менее успешное — исполнительной власти в условиях нарастающего кризиса и которая становится источником и хранителем власти, стоящей над обществом.
  • 5. Наконец, решающим условием возникновения авторитаризма является лидер, обладающий авторитетом, признаваемый большинством нации, что обеспечивает возможность бескровного, мирного захвата власти определенной политической группировкой. В ином случае неизбежна гражданская война, решающая спор между партиями и вождями. 10

Тоталитаризм — при первом приближении тоталитаризм характеризуют следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные признаки:

  • — тотальный государственный контроль над обществом;
  • — всеобщая монополизация и централизация власти в руках государственной бюрократии;
  • — система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами (исключение — только для вождя);
  • — политизация (в плане пропаганды) всей жизни и уничтожение политики как таковой;
  • — господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия не является политической: она не способна действовать без государственной власти, строго централизована и выступает в качестве дополнения к правящей группировке. Члены такой массовой партии — корпоративная элита, сплоченная сознанием избранности и морального превосходства над обществом. Ее функции: управление тоталитарным обществом и контроль над ним; подготовка и выдвижение новых лояльных режиму кадров. Она является буфером между центральной властью и обществом и осуществляет репрессивные функции к инакомыслящим;
  • — идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;
  • — унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни (например, единый политдень и пр.);
  • — ставка на обновление общества на основе утопических глобальных идей;
  • — ставка на свою расу (может быть, в скрытом и закамуфлированном виде, например, в нашей стране идея «единого советского народа»).

Тоталитарные политические режимы бывают правого (фашизм) и левого (коммунизм) толка. Между ними существуют определенные различия.

В нашей стране термины «тоталитаризм», «тоталитарный» появились в послевоенный период и до последнего времени использовались в пропагандистских целях для характеристики фашистских и профашистских режимов на Западе. Однако даже такое употребление этих терминов было весьма эпизодическим, предпочтение отдавалось другим формулировкам — «агрессивный», «террористический», «авторитарный», «диктаторский». Даже в четвертом издании Советского энциклопедического словаря (1986) вслед за беглым упоминанием о том, что «понятие тоталитаризм употреблялось буржуазно-либеральными идеологами для критической оценки фашистской диктатуры», следует основная характеристика этого понятия: «активно используется антикоммунистической пропагандой по отношению к социалистическим государствам, которые клеветнически отождествляются с «тоталитарными» режимами и противопоставляются «демократическому «свободному» обществу». 11

Тоталитаризм (от лат. «тоталь» — всеобщий, всеобъемлющий) — это политический режим, при котором гражданин является объектом полного контроля и управления. Он характеризуется фактическим бесправием индивидов при формальном сохранении их прав. Политический режим зависит от степени развития общества, внешних факторов, от власти.

В антиутопиях Е. Замятина «Мы», Дж. Оруэлла «1984» тоталитарный строй описан как замкнутое рационально-технократическое общество, расчеловечивающее человека, превращающее его в «винтик» на основе

психофизической инженерии и уничтожения морали, любви, религии, подлинного искусства и науки. С середины 30-х годов различные концепции тоталитаризма начинают распространяться в социально-философской и художественной литературе как осмысление практики нацизма и сталинизма.

Демократия — понятие демократии распространяется на все формы государства, в котором народу принадлежит верховенство в установлении власти и контроль над нею. При этом допускается, что свою верховную власть народ может проявлять как непосредственно, так и через представителей. В соответствии с этим демократия определяется, прежде всего, как форма государства, в которой верховенство принадлежит общей воле народа. Это есть самоуправление народа, без его различия на «черных и белых», «пролетариев и буржуазию», т.е. всей массы народа в совокупности. Следовательно, демократической идее одинаково противоречит всякое классовое господство, всякое искусственное возвышение одного человека над другим, какими бы людьми они ни были. Таким образом, классовая демократическая теория, воспринятая большевиками, являлась противоречием самой себе.

Выдвинув в качестве общего идеала государственного развития идеал правового государства, мы зачастую рассматриваем демократию как одну из форм правового государства. С этой точки зрения демократия означает возможно полную свободу личности, свободу ее исканий, свободу состязания мнений и систем. Идее демократии соответствует возможно полное и свободное проявление человеческой индивидуальности, открытость для любых направлений и проявлений творчества и т.п.

Это интересно:  Справка о состоянии вклада

Демократия, т.е. народовластие, составляет сердцевину любых демократических политических режимов. Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закрепленные законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания.

Когда говорят о демократическом государстве, то в первую очередь имеют ввиду его социальность: какие права и свободы провозглашены в этом государстве и как граждане могут пользоваться этими правами, как государство заботится о своих гражданах.

Теория права и правовая практика различают понятия «права человека» и «права гражданина». В первом случае речь идет о правах, связанных с самым человеческим существом, его существованием и развитием. Человек как субъект прав и свобод здесь выступает преимущественно как физическое лицо. По Конституции Украины к этому виду прав принадлежат: право на жизнь, право на уважение к достоинству человека, право на свободу и личную неприкосновенность, право на невмешательство в личную и семейную жизнь, и тому подобное.

Что же касается прав гражданина, то они обусловлены сферой отношений человека с обществом, государством, их институциями. Основу этого вида прав составляет принадлежность человека к государству, гражданином которого он является.

Демократизации процесса, связанного с провозглашением и защитой прав человека, в значительной степени содействовало принятие ряда международных документов относительно закрепления, правовой регламентации и разработки механизма международной защиты прав человека в государствах, которые подписали соответствующие международные документы. 12

Все права и свободы можно разделить на 3 большие группы:

— гражданские права и свободы. Они охватывают фундаментальные аспекты свободы человека, выражают основы существования человечества.

Это право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, выбор места жительства, свободный выезд и въезд в любую страну, право на свободу мысли, слова и т.д.

  • — политические права и свободы. Это право на свободу мирных собраний, право на участие в управлении страной, право участия в выборах, т.е. право избирать и быть избранным.
  • — экономические, социальные и культурные права и свободы. Это право на труд, на отдых, на бесплатное медицинское обслуживание в системе государственного здравоохранения, право на социальное обеспечение по старости, в случае нетрудоспособности, право на образование. Право на частную собственность, т.е. каждый имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.

Кроме того, гражданин имеет право защищать свои права всеми способами, не противоречащими закону.

Но любое демократическое общество встает перед проблемой того, каким образом защитить провозглашенные права и свободы граждан. Гарантии прав и свобод — это условия, средства, меры, направленные на обеспечение практического их осуществления, на их охрану и защиту. Гарантии должны быть экономические, политические, правовые. Правовые гарантии — это, прежде всего, нормативно-правовые акты, издаваемые государством, устанавливающие порядок реализации прав и свобод, предусматривающие меры по их охране и защите, ответственность за их нарушения.

Государственные органы не должны обладать чрезвычайно широкими полномочиями, что позволяло бы им вмешиваться в деятельность людей.

Еще один важнейший принцип демократии — признание неотъемлемого права народа на выбор своей судьбы и формы государства, на народовластие. При этом в правовом государстве права человека не могут игнорироваться «во имя» интересов той или иной нации, класса или какой-либо идеи. Без свободы каждого нет свободы общества, нет свободы народа и государства.

Органическое сочетание прав человека и прав народа, суверенитета личности и государства обеспечивается формированием цивилизованного гражданского общества.

Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с государством.

Личность — это индивидуально определенная совокупность социально-значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях между людьми. Понятие личности, личностные характеристики отдельного человека органически связаны с обществом, его особенностями. Общество — это исторически развивающаяся система отношений между людьми, продукт взаимодействия людей в процессе их совместной жизнедеятельности. Общество и личность — взаимообусловливающие друг друга явления, существующие лишь в неразрывном единстве.

Государство — это не только особым образом организованный разряд людей, систематически занимающийся управлением и принуждением. Государство- это также и внутреннее устройство общества, особый вид организации человеческого общества как целого, обеспечивающий территориальное, юридическое и политическое единение населения.

Гражданин — это личность в ее отношении к государству и праву. Качества гражданина становятся важной чертой, характеризующей положение человека в обществе. Состояние в гражданстве является юридическим и морально-политическим основанием для личности исполнять обязанности гражданина, пользоваться правами и свободами, установленными государством для своих граждан. 13

Какие основные виды политических режимов

Типы политических режимов

Список используемой литературы

Разобраться в многообразие политических режимов, определить, чем отличается это понятие от формы правления, государственного строя, определить основные политические режимы-все эти цели я ставила перед собой, при написании данной реферативной работы.

В первую очередь следовало разобраться с понятием «политический режим» и с его сутью.

Во второй главе я рассматривала проблему классификации существующих режимов и привела соответствующие примеры.

В следующей части были раскрыты 3 основных политических режима: тоталитарный, авторитарный, демократический.

По-моему мнению, тема достаточно актуальна на сегодняшний день, разобраться в ней необходимо для понимания процессов, которые происходят в России, возможности определения их будущего развития

Суть политического режима

Политический режим — неотъемлемая часть политики как науки. Этот термин используют для описания политической системы общества, власти и методов управления.

Политический режим (от лат. regimen — «управление») описывает совокупность приемов и методов осуществления политической власти, степень реализации демократических прав и свобод личности, отношение государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, а также меру соответствия официальных норм и реалий политической жизни. Известный французский деятель Ж. — Л. Кермон обозначал политический режим как сложный комплекс идеологического, институцианального и социологического порядка, способствующих образованию политической власти в данной стране на определенный период времени.

В свою очередь, его соотечественник, также небезызвестный социолог Р. Арон призывал рассматривать при анализе политических режимов следующие факты:

Конституция, которую политики понимают как способ правления (демократический, тоталитарный, авторитарный) -Вид партийной системы (однопартийная, двухпартийная, многопартийная -Способ существования режима (выборы, избирательный закон) -Роль групп давления и интересов в политическом обществе

Политический персонал (политические лидеры, государственные чиновники и т.д.) В связи с вышесказанным политический режим можно охарактеризовать как комплекс политических отношений, средств и методов, применяемые властями, связь государственной власти общества, классовых и социальных взаимоотношений, господствующей идеологии, состояния политического сознания и культуры.

«Понятие политического режима, получив распространение в западно-европейской обществоведческой литературе на рубеже XIX и XX вв., в течение долгого времени продолжает оставаться объектом теоретических споров. Широко известна его трактовка в качестве характеристики государственной власти по формальному источнику — верховенству политической воли индивидуально-определенного физического лица, «элитарной» социальной группы или большинства населения. Подобное понимание восходит к традиции, заложенной «Политикой» Аристотеля, однако сегодня на практике оно оказывается малопродуктивным, поскольку приводит к фактическому отождествлению того или иного типа политического режима с конкретной формой правления. В действительности же далеко не всегда монархия является символом сохранения автократических или тоталитарных традиций, а провозглашение республики — обязательным условием демократических преобразований. Так, в некоторых государствах с республиканской формой правления политический режим выступает как авторитарный или даже тяготеющий к тоталитаризму (Иран). В то же время применительно к ныне существующим в Западной Европе типичным конституционным монархиям (Бельгия, Великобритания, Норвегия, Швеция и др.) при анализе и описании принципов осуществления политической власти, реализации прав и свобод граждан можно говорить о демократическом режиме»

Очень часто политический режим принимают в качестве характеристики государства, на ряду с формой государственного устройства и формой правления, описывающей комплекс осуществления власти. Данный подход, с точки зрения политологии, является ограниченным, поскольку не учитываются изменения взаимодействия государства с другими элементами политической системы и обществом, определяющие механизмы и меру реализации свобод и прав. Деятельность политической системы включает в себя также множество других социальных процессов, которые отражают интересы, роль всех групп, слоёв и других объединений в сфере формирования властно-управленческих структур.

Формулировки «политический режим» и «государственный режим» схожи, но все же их следует различать. Первое понятие объясняет характер власти и условия жизни общества, второе — характеризует методы осуществления государственной власти.

Политический режим охватывает ряд динамических аспектов политической жизни общества, поэтому существует возможность классификации политических режимов по различным критериям.

В настоящее время существует огромное количество классификаций политических режимов. Примером может служить разделение согласно характеру взаимоотношений государства и церкви-так называемые светские и теократические режимы, или в соответствии с принципом разделения ветвей власти (законодательная, исполнительная, судебная) и т.д.

Не редко, создание классификации является самостоятельной исследовательской задачей и ученые полагают, что систематизация должна совмещать как теоретическую последовательность так и эмпирическую адекватность. Вот некоторые из ее видов:

· «охлократия — олигархия — тирания» эта классификация пришла из Древней Греции, в ней мыслители старались ответить на вопрос о возможности принадлежности государственной власти кому-либо.

· «либеральный — умеренный — репрессивный режимы» Эта классификация описывает методы, которые используются режимом для сохранения своей власти

· «демократический — авторитарный — тоталитарный режимы» Самая распространенная классификация

При использовании различных классификаций типологии, мы прибегаем к теоретической идеализации: любой существующий политический режим есть сочетание противоположных видов организации общественных отношений — демократизма и авторитарности. Авторитарность направлена на одностороннюю власть государственных институтов, на установление жесткой дисциплины среди граждан и их беспрекословному подчинению распоряжениям и законам. Демократизм подразумевает равноправие, свободу выбора, многопартийность. На практике, соотношение этих направлений непостоянна и более того, не соответствует какому-то «регламенту», установленной теорией. В отличии от государственного строя или формой правления, политический режим динамичен в границах той или иной «обобщающей модели» выражаясь в разнообразных вариантах. Примером может служить Франция, во времена правления администрации Ш. де Голля: при усилении президентской власти, явно увеличилась авторитарная тенденция, однако даже после усмирения леворадикальных волнений, которые охватили страну в 1968 году, это не создало диктатуру личной власти и не вылилось в ликвидацию институтов демократических прав и свобод.

Это интересно:  Заполнение табеля рабочего времени условные обозначения

Даже не смотря на некую упрощенность типологии «демократический — авторитарный — тоталитарный режимы» помогает проводить сравнительный анализ многообразия политических режимов, представленных в современном мире, при помощи деления их на более авторитарные или более демократические

Типы политических режимов

Итальянские исследователи Дж. Амендола и П. Габетти впервые использовали понятие «тоталиторизм» (от лат. totalis — «весь», «целый», «полный»), чтобы охарактеризовать диктаторское правление Б. Муссолини. Позже это явление было рассмотрено в работах Ф. Хайека «Путь к рабству» (1944), X. Арендт «Происхождение тоталитаризма» (1951), К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956)».

Строгая централизация государственной власти, принадлежащая аппарату правящей партии, властной организации, упразднение органов местного самоуправления, утрачивание самостоятельности автономных образований — характеристики тоталитарного режима страны. Чаще всего главой государства и правительства становится пожизненный лидер, который в своих руках концентрирует всю высшую законодательную, исполнительную, а, порой, и судебную власти. Население государства фактически отстраняют от системы управления, поскольку представительные органы образуются с явными нарушениями принципа единого избирательного права, либо вовсе ликвидируются. Примером может служить нацистская Германия, в которой часть депутатов назначал сам Гитлер, в то время как остальных » избирала» главенствующая партия.

Политическая элита использует возможности тоталитаризма для получения скрытых от общества привилегий, льгот: бытовых, в том числе медицинских, образовательных, культурных и т.п.

Тоталитаризм имеет определенные преимущества при управлении государством за счет быстрых сроков принятия необходимых законов, упрощенных процедур. Но его финальные формы, как об этом свидетельствуют история, представляют печальное зрелище тупика, упадка, разложения.

При установлении тоталитарного режима, властные органы решительно и резко подавляют любые возможности сопротивления выбранному политическому курсу, явно демонстрируя многочисленные виды насилия и тирании. Усиливается вмешательство во все области общественной жизни силовых структур (армия, полиция, органы безопасности). В экономике, обычно, правит государственный монопольный контроль, но это не значит, что полностью прекращается проведение реформ, напротив, власть идет на некоторые незначительные уступки для частных предпринимателей. Так же, на государственных предприятиях возможно использование системы внеэкономического принуждения.

Одной из значительных особенностей тоталитаризма является однопартийность либо присутствие под жестким контролем нескольких партий и профсоюзов, которые поддерживают режим. Под строгим запретом находится существование и деятельность оппозиционных партий и движений, в связи с этим, они вынуждены действовать за пределами государства или находиться в подполье. Противники режима терроризируются правоохранительными органами, для их заключения, ссылки или убийства обычно не требуются юридические процедуры.

Для тиранического режима свойственна отмена действия конституции либо ее приостановка на неопределенный срок, при этом распоряжения, указы Главы государства приобретают силу закона. Значительно ограничиваются свободы и права граждан, интересы личности подчиняются какой-либо идеологии, «высшим» интересам нации.

Авторитаризм может быть представлен различными формами. Но при любом его виде, народ не принимает участие в образовании и контроле государственной власти. Возможно существование некоторых представительных органов, но в действительности они не играют в жизни общества никакой роли, жизнью в стране заправляет правящая элита, неограничивающая себя законами, привилегиями, льготами. В этой среде, существует еще более узкая группа должностных лиц, которые управляют страной. Если руководство образовывается через военный или государственный переворот, то авторитарный режим устанавливает клика или хунта. Среди управляющей клики выделяется лидер, сильный и харизматичный человек, влияние которого велико, но он не склонен самостоятельно принимать решения, поэтому нужда в различных советах, рекомендациях очень велика. И хотя мнение общества не идеализирует лидера, присваивая титул вождя, но оно ориентируется на него.

Авторитарному режиму характерно централизованное управление, решения власти, которая часто не учитывает экономические, национальные, географические, бытовые, религиозные особенности различных групп населения, выполняются далеко не добровольно. Использование насильственных методов принуждения, объясняет невозможность существования авторитарного государства без военного и полицейского аппарата, в свою очередь суд — вспомогательный инструмент, в связи с тем, что широкое распространение получают внесудебные методы принуждения людей.

Существование оппозиции, как и в тоталитаризме, невозможно. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, но они обязаны следовать курсу, который выбрала правящая элита, в ином случае их объявляют запрещенными и их участников жестко наказывают, применяя порой незаконные методы расправы. Даже если свобода личности формально провозглашаются властью, фактически, человек ее лишен, так же как и гарантий своей безопасности, вследствие применения мер принуждения.

Особыми видами авторитаризма являются политические режимы в странах Арабского Востока, где и по сей день существует традиционная форма правления — дуалистическая или абсолютная монархия. Для таких государств характерна централизация всего государственного управления в руках монарха, а представительные органы отсутствуют либо не имеют действительной власти. Монарх имеет право назначать и освобождать от должности чиновников, издавать законы, распоряжаться средствами казны, а население страны не участвует в контроле за управлением и не влияет на законотворчество

Влияние авторитарного режима на социальное развитие страны неоднозначно и обнаруживает некоторые преимущества, которые ощутимы в экстремальных ситуациях. Конечно, авторитаризм способен обеспечивать общественный порядок и при необходимости решать назревшие проблемы, например такие как, осуществление ускоренной экономической модернизации. Но в подобных условиях именно отсутствие у граждан возможностей для политического выражения своих разнообразных интересов и становится наиболее уязвимой стороной авторитарных режимов. Опытным примером может служить Корея, о. Тайвань и другие «новые индустриальные страны», в которых после стремительного развития наступило исчерпывание «конструктивного потенциала» авторитаризма, что вынуждает вводить новые более демократичные реформы.

Под термином демократия (от греч. demos и kratos — «народовластие») понимают одну из разновидностей режима власти, избираемой большинством народа в интересах его основных социальных групп и соперничающих политических партий, реализующаяся при его участии и контроле. «Наиболее емко и кратко суть идеального представления о демократии выразил А. Линкольн, обозначив ее как «власть народа, власть для народа, власть посредством самого народа»». Сутью демократии является то, что она представляет собой форму правления при посредстве народа, при которой власть осуществляется профессиональными политиками.

Наибольшее распространение демократия получила в странах с развитой экономикой, устойчивыми традициями либерализма, активной политической культурой.

Характерные черты демократии:

) Народ признается источником власти: избираемость основных властных органов и должностных лиц, их подотчетность избирателям; подконтрольность и ответственность государственных органов, перед выборными учреждениями;

) Равноправие всех граждан перед законом; наличие прав и свобод человека и их признание, существование развитой дву — или многопартийности;

) создание необходимых условий для развития «среднего класса», выступающего социальной основой демократического режима.

В современном мире демократические режимы совсем не идеальны. Они не исключают возможности использования в той или иной «экстремальной» ситуации авторитарных методов властвования. Во всяком демократическом государстве сохраняется аппарат принуждения и насилия, служащий для подавления антиправительственных выступлений. Но в условиях развитой демократии такие действия властей достаточно редки. Обычно отношения государственных институтов с гражданским обществом основываются на пониманий того факта, что для получения или сохранения имеющихся властных полномочий, нужно заручиться поддержкой большинства населения, показав плюсы не только своей программы, но и личной кандидатуры по сравнению с оппонентами. В современном мире в демократических государствах закон закрепляет существование у граждан прав и свобод, но не всегда показывает, каким образом они будут воплощены. Гарантированное в Конституции право на труд не является гарантом от безработицы, а для использования свободы слова или печати, следует располагать определенным бюджетом для оплаты телевизионного времени или печати объявлений в прессе. СМИ могут не только помогать в осуществлении права на свободу слова, но и являться одним из инструментов действия на общество в пользу наиболее могущественных социальных сил.

Мерой действенности демократии является гарантия прав и свобод человека, способности участия людей в политике, уровень и продолжительность жизни населения, степень прогресса и процветания общества.

В первой части реферата мной была раскрыта суть понятия политического режима, определены различия от государственного режима и политической системы.

Во второй главе, показав примеры возможных классификаций политических режимов, сделала вывод, что при использовании данных типологий, мы неизбежно идеализируем потому, что любой существующий режим есть сочетание двух противоположностей.

В третьей рассмотрела основные политические режимы: тоталитарный, авторитарный, демократический.

В итоге, можно сделать вывод: политические режимы в мире постоянно эволюционируют. В целом, можно утверждать, что в современном мире идет тенденция к увеличению числа демократических режимов. Некоторые являются переходными: от авторитарных к демократическим или авторитарными с демократическими тенденциями развития. Для большинства стран СНГ характерны переходные режимы с элементами формальной и (или)»управляемой демократии».

политический режим переходный тоталитарный

Список используемой литературы

1. Ирхин Ю.В. «Политология», Политология: учебник / Ю.В. Ирхин. — М.: Издательство «Экзамен», 2007.

. Киселев С.Г. «Политология», Политология: учебник / под ред. С.Г. Киселева. — М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008.

. Арон А. «Демократия и тоталитаризм», Демократия и тоталитаризм / пер. с фр. — М., 1993.

. Демилов А.И., Долгов В.М. «Политология» М. изд. 2, Гардарики, 2007.

. Цыганков П. «Современные политические режимы: структура, типология, динамика».М. 2005.

Репетиторство

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, vuzlit.ru, diplomba.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector