+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Как сделать схему предложения

Содержание

Составление схемы предложения в 1 классе, примеры

Термин «схема предложения» входит в пространство понятий школьников с первых шагов обучения грамоте в 1 классе. На простых примерах дети учатся вычленять предложение из общего речевого контекста, графически изображать, определяя смысловые пределы. Вводятся термины — большая буква в начале предложения и в именах собственных, знак препинания в конце.

В последующих классах изучение синтаксиса хотя и идет в малых объемах, но схемы приобретают более совершенную конструкцию. В них начинают отображаться главные, второстепенные и однородные члены. Слова не просто обозначены, а выделены их основные коммуникативные функции.

Маша любимого кота Ваську кормила, поила, ласкала.

В зоомагазине мы видели милых, забавных и смешных хомячков.

В 4 классе, наряду с простыми предложениями, начинается изучение сложных двусоставных. Схемы строятся по другим принципам и видоизменяются.

Простое — выражено квадратными скобками и указана лишь его грамматическая основа

Книга и тетрадь лежали на столе. [_____ и _____ ======];

В школе дети учатся и получают знания. [I_____ ====== и ======].

Такой же вид имеет и простое предложение в составе сложноподчиненного, а зависимое — обозначается круглыми скобками:

  • Что это за сюрприз, мы узнали на празднике. (что…), [____ ====].
  • Она попросила их, чтобы они не опаздывали. [____ =====], (чтобы…).

Однородные члены изображаются кружком:

  • О доблести, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле. [О, О, О ____ =====] или [O, O, O].
  • Сильный ветер шумел, свистел, неистово гудел. [_____ O, O, O] или [O, O, O].

Ниже будут рассмотрены особенности построения схем в 1 классе. Ведь от того, как будут заложены знания изначально, зависит понимание и возможность избежания ошибок в дальнейшем.

Примеры схем предложений

Первый этап знакомства с предложением как некой смысловой единицей учит детей составлять самые простые, элементарные схемы, где еще нет места словам, но уже обозначены границы — начало и конец.

Маша кормила кота. I________.

Гуси-лебеди унесли братца. I________.

Здесь главный акцент на восприятие целостности и законченности. Из обозначений: лишь вертикальная линия — большая буква начала и знак препинания в конце.

Погружаясь в изучение структуры предложения, схема строится уже иначе. В ней появляется изображение слов — черта.

Сколько слов, столько и черточек, включая служебные части речи — предлоги и союзы. Схема демонстрирует учащимся, что слова следует писать раздельно друг от друга, и можно сосчитать их количество.

Систематически практикуясь в их составлении, дети четко уясняют следующую парадигму:

  • Начало предложения всегда пишем с большой буквы (обозначается вертикальной чертой).
  • В конце ставим знак препинания в зависимости от типа высказывания — точка, вопросительный или восклицательный знак.

Птица свила гнездо на кусте. I____ ____ ____ __ ____.

На дворе было чисто. I__ ____ ____ ____.

Ура! Наступила зима! I____! I______ ____!

Мы едем на море! I___ ____ _ ____!

Когда к нам приедет наша бабушка? I____ _ __ ____ __ ____?

Вы будете танцевать и петь? I__ ___ ___ _ ___?

Отображение в схемах орфограмм

Первая встречающаяся орфограмма — большая буква в именах собственных в названиях городов, сел, деревень, именах людей, кличках животных и др.

Графически изображается так же, как и начало предложения — вертикальной чертой. Тема не совсем простая. Нужно выработать необходимые навыки, чтобы не совершать ошибок при написании.

Схема, как наглядное пособие, способствует закреплению полученных знаний.

Рома и Маша едут к бабушке в Самару. I_____ _ I_____ ____ __ _____ __I_____.

Вышли Петя и Гриша рано на реку. I____ I_____ _ I_____ _____ __ ____.

Мама дала Насте и Феде апельсины. I____ ____ I____ _ I_____ _____.

Наш дог Грэй любит спать в гостиной. I___ ___ I____ ____ ____ __ ____.

Во втором полугодии к обозначенным категориям прибавляется понятие диалога. И хотя прямая речь изучается позже, представление о ней закладывается уже в букварном периоде. Детям объясняют, что такие предложения пишутся с новой строки, с большой буквы и перед каждым стоит особый знак — «тире».

— Дети, куда вы дели конфеты? —I___, ___ __ ___ ___?

— Мы их съели! —I___ __ ___!

— Больше конфет нет. —I___ ___ ___.

— Идите кушать! Обед готов! —I____ ____! I____ ___!

Из этого видео вы узнаете, как научить ребенка считать слова в предложении и составлять простейшие схемы.

Алгоритм построения схемы предложения в 1 классе

  1. Прочитать предложение.
  2. Установить его смысловой предел.
  3. Выявить, есть ли в предложении слова-орфограммы с большой буквы.
  4. Определить тип предложения по интонации и высказыванию: повествовательное, побудительное или вопросительное. Поставить нужный знак препинания.
  5. При наличии диалога перед предложением поставить тире.
  6. Посчитать количество слов вместе с предлогами, частицами и союзами.
  7. На основании этих данных составить схему — первое слово пишем с большой буквы — вертикальная черта. Каждое слово — горизонтальная черта, если есть слова с большой буквы — обозначаем их вертикальной чертой, ставим знак препинания в конце.

Утром выпал первый снег. I____ ____ ____ ____.

Никита и Алеша катаются на санях с горки. I____ _ I____ ____ __ ____ _ ____.

Наша команда победила в соревнованиях! I____ ____ ____ __ ____!

— Вы любите чай «Ахмат»? —I____ ____ ____ I____?

— А где живет твоя бабушка? —I_ __ ____ ___ ____?

Как же красиво зимой в лесу! I__ _ ____ ____ _ ____!

Из видео вы узнаете, как делать анализ предложения и составлять его схему.

Синтаксический разбор онлайн

Сейчас в интернете существует множество серверов и программ, помогающих школьникам легче осваивать сложные разделы и темы русского языка, особенно это касается синтаксиса.

Видеоуроки, дистанционное обучение, курсы, репетиторы онлайн, множество филологических форумов, быстро реагирующих на сложные запросы — бесценный источник знаний как для детей, так и для родителей, а также всех любителей русского слова.

Самые известные из множества обучающих порталов следующие:

  • Интернетурок.ру — домашняя школа онлайн.
  • Видеоуроки школы Лобачевского.
  • Видеоурок.нет — портал для учителей и учащихся.
  • Учи.ру — обучающий портал.
  • Сеосин.ру — разбор предложения онлайн.
  • Текст.ру.
  • Русфорус.ру, турботекст.ру, грамота.ру — лингвистические и филологические форумы.

Видео

Это видео поможет детям понять, что такое предложение и как его построить.

Как составить схему предложения?

Margo Lapshina Мастер (1859) 8 лет назад[ ] — простое предложение [ ], [ ] — сложное бессоюзное предложение [ ], и, а, но [ ] -сложное, сложносочиненное предложение [ ], (который, как, что где, если) — сложное сложноподчиненное предложение однородные члены обозначаются в кружочке, а внутри кружочка пишется, как подчеркивается однородный член ____ — подлежащее = — сказуемое волнистой чертой определение, -.— обстоятельство

Даша Маринина Знаток (392) 8 лет назаднапример такое предложение: мама сходила в магазин [ ___ ( подлежащее — мама) ====== ( сказуемое — сходила) _ . _ . _ ( дополнение — в магазин) ] .

вот так, по этому можно и дальше ( если предложение не трудней) !

***САНА*** Мудрец (11221) 8 лет назадподлежащее — одна линия ______________ сказуемое — две линии ========== дополнение — _ _ _ _ _ обстоятельство _ , _ , _ , _

определение — волнистой линией

Лёля Ученик (197) 2 года назад

лес весь пушистый и белый.

Екатерина Юрченко Ученик (105) 1 год назад

Она не спит зимой

КТС СОРОКОВАЯ Ученик (128) 1 год назад

пж скажите вапросы

МР КАРТОШКА Ученик (160) 1 год назад

Голос Кутузова зазвучал твердо, когда он произнес: «Властью, данной мне государем и отечеством, повелеваю отступление».—а какая схема будет здесь ?

Андрей Бобовников Ученик (108) 1 год назад[ ] — простое предложение [ ], [ ] — сложное бессоюзное предложение [ ], и, а, но [ ] -сложное, сложносочиненное предложение [ ], (который, как, что где, если) — сложное сложноподчиненное предложение однородные члены обозначаются в кружочке, а внутри кружочка пишется, как подчеркивается однородный член ____ — подлежащее = — сказуемое волнистой чертой определение, -.—обстоятельство

Алиса Титова Ученик (242) 1 год назад[ ] — простое предложение [ ], [ ] — сложное бессоюзное предложение [ ], и, а, но [ ] -сложное, сложносочиненное предложение [ ], (который, как, что где, если) — сложное сложноподчиненное предложение однородные члены обозначаются в кружочке, а внутри кружочка пишется, как подчеркивается однородный член ____ — подлежащее = — сказуемое волнистой чертой определение, -.—обстоятельство

turkenzhensihiv Ученик (149) 1 год назад

самое первое правильное

Илья Андронов Ученик (125) 12 месяцев назад[ ] — простое предложение[ ], [ ] — сложное бессоюзное предложение[ ], и, а, но [ ] -сложное, сложносочиненное предложение[ ], (который, как, что где, если) — сложное сложноподчиненное предложениеоднородные члены обозначаются в кружочке, а внутри кружочка пишется, как подчеркивается однородный член____ — подлежащее= — сказуемоеволнистой чертой определение,-.—обстоятельство

Валентин Дьяков Ученик (232) 3 месяца назад

Схема сложного предложения примеры

Научиться быстро анализировать самые сложные предложения и составлять схемы можно на тренингах курса Синтаксис и пунктуация. Занятия с сентября по конец мая проводятся еженедельно. Кроме вебинаров, вы получите богатый материал для самостоятельной работы.

Также вам, безусловно, будет интересна рабочая тетрадь Синтаксический разбор

Но, возможно, вам хватит этой статьи.

Итак. Существует два основных вида схем сложного предложения: вертикальная (её ещё называют развёрнутой) и горизонтальная.

Горизонтальная схема предложения

На горизонтальной схеме придаточные предложения изображаются при помощи круглых скобок, главные – при помощи квадратных, показываются разрывы конструкций, ставятся знаки препинания, стрелками обозначается подчинительная связь (стрелки идут от главного к придаточному предложению). На такой схеме хорошо видны границы предложений, с ее помощью легко объяснить расстановку знаков препинания между предложениями, показать, к какому слову в главном относится придаточное.

Я все вспоминаю тот день, когда ты устроилась в цветочный магазин, чтобы заработать денег, когда пришла домой с целой охапкой цветов, когда ты рассказала о более ценных вещах, чем деньги, ты была счастлива в тот вечер, и я подарил тебе вазу для цветов, которая до сих пор стоит на журнальном столике, изображая, что все осталось по-прежнему.

Вертикальная схема предложения

На вертикальной схеме все предложения изображаются пронумерованными прямоугольниками (иногда преподаватели требуют изображать придаточные кружками, а главные — прямоугольниками), фигуры распределяются по уровням подчинения. Связи предложений обозначаются прямыми линиями.

Главные предложения, независимо от их местонахождения в тексте, изображаются на первом уровне и связываются линиями. Однородные предложения обводят в овал. На таких схемах не показывают разрывы конструкций, не расставляют знаки препинания. Вертикальная схема наглядно показывает отношения между простыми предложениями в сложном.

Это интересно:  Продление страховки осаго росгосстрах

Вот вертикальная схема сложного предложения из предыдущего примера.

Инструкция по составлению схемы сложного предложения

  1. Обведите в овал или пометьте маркером все подчинительные союзы и союзные слова.Слова эти придётся выучить. Иначе вы не сможете разбирать сложные предложения.
  2. Подчеркните основы предложений (подлежащие одной чертой, сказуемые двумя чертами).
  3. Пронумеруйте предложения, как показано на рисунках.
  • Постройте горизонтальную схему.
  • Постройте вертикальную схему.
  • Посчитайте количество предложений на схемах и в предложениях. Важно, чтоб оно совпало. Иногда ученики сбиваются при нумерации, в этот момент ошибка должна обнаружиться.

    Не отступайте от этого порядка действий, иначе запутаетесь.

    Если предложение дано без знаков препинания, то сначала нарисуйте схемы предложения, затем расставьте знаки на схемах и только после этого расставьте знаки в тексте.

    Как на схеме сложного предложения показать разрыв конструкции

    Если предложение разрывается другим предложением, рисуем как на математике (скобки в скобках). Иногда только скобками невозможно показать структуру предложения, в этих случаях ставят точки, показывающие часть конструкции. Посмотрите на рисунок. На нём показана схема сложного предложения с разрывом конструкции.

    Как показать на схеме однородные предложения

    Однородные предложения на вертикальной схеме обводите в овал. Так будет видно, что они именно однородные, а не просто соподчинены, например.

    На горизонтальной схеме однородные главные предложения и однородные придаточные мы показываем стрелками с вопросами.

    Если у вас нет подчинительной связи, а предложения делает однородными общее слово, тогда на горизонтальной схеме показать, что предложения однородные, вы не сможете. В предложенном примере однородными являются главные предложения.

    Как на схеме предложения показать прямую речь

    Прямую речь на схеме сложного предложения не показывают, так как она считается осложнением структуры простого предложения внутри сложного.

    Если прямая речь сама является сложной конструкцией, её схему рисуют отдельно, рядом со схемой основного предложения. То же самое относится и к вставным конструкциям.

    На рисунке показано, как изображена схема сложного предложения с прямой речью.

    Схема сложного бессоюзного предложения

    Если в предложении используется только бессоюзная связь, то горизонтальная схема будет представлена несколькими квадратными скобками, идущими друг за другом. Между скобками поставьте запятые, тире или двоеточия в зависимости от пунктуации предложения. Вертикальную схему такого предложения не рисуют.

    Надо ли показывать на схеме сложного предложения обороты и вводные слова

    Нет, не надо. Эти конструкции осложняют структуру простых предложений и обычно не влияют на связи простых предложений в сложном. Более того: на схеме ставим только те знаки, которые разделяют предложения. Знаки, выделяющие обороты, вводные слова, разделяющие однородные члены, на схеме сложного предложения ставить не нужно.

    Как составить схему предложения

    В этой статье речь пойдет о том, как правильно составить схему предложения. Кому это необходимо? Всем без исключения.

    Если коротенькие посты или комментарии в социальных сетях и мессенджерах можно писать и без знания русского языка (чем многие и увлекаются), то уж при написании статей для собственных блогов необходимо руководствоваться этими правилами.

    Ведь пользователям, посещающим ваши сайты и блоги, намного приятнее и понятнее читать грамотную речь, которая привлекает внимание и задерживает на странице.

    И, конечно, корректное составление предложений очень важно для людей, занимающих руководящие общественные либо коммерческие посты – грамотность повышает доверие со стороны посетителей, партнеров и клиентов. А для того, чтобы предложения звучали правильно и красиво, их необходимо составлять по определенным схемам. Также данный материал поможет школьникам и студентам подготовиться к экзаменам либо выполнить задание на дом.

    Условные обозначения, применяемые на графических схемах

    План действий по составлению схемы предложения

    Для того, чтобы правильно скомпоновать схему предложения, необходимо следовать определенному алгоритму действий:

    • Тщательно рассмотреть написанное предложение;
    • Определить, к какому типу оно относится по интонации и цели высказывания;
    • Найти основу, главную мысль предложения, несущую важную информацию (подлежащее и сказуемое);

    Простые и сложные предложения

    • По количеству основ определить, является предложение простым (с одной основой) или сложным (с двумя или несколькими основами);

    Как определить количество частей в сложном предложении

    • Перпендикулярными линиями отделить границы простых предложений (также можно выделить причастные/ деепричастные обороты и иные осложнения);
    • Подчеркнуть члены предложения соответствующими черточками;

    Условные обозначения членов предложения

    • Определить наличие и характер союзной связи между фрагментами сложного предложения (подчинительный или сочинительный) – в случае правильного определения вы поймете, с каким типом предложения имеете дело;
    • В прямоугольные скобки заключить простые предложения, так как они являются равнозначными фрагментами сложносочиненных или бессоюзных сложных;

    Прямоугольные скобки для обозначения простых и сложных предложений

    • В круглые скобки заключить придаточные предложения, входящие в структуру сложноподчиненных;

    Круглые скобки для обозначения придаточных предложений

    • Сложноподчиненное предложение тщательно изучить, и поставить от слова в главном фрагменте (над которым нарисовать крестик) вопрос к придаточному; начертить от этого слова к придаточному предложению стрелку и написать над ней вопрос.

    Синтаксический разбор простого предложения

    Вся информация, собранная в процессе изучения, дает возможность правильно составить схему предложения. После исполнения всех вышеперечисленных действий наступает момент, когда можно начинать чертить саму схему.

    Выпишите из своего предложения по порядку все знаки, которые использовали для разграничения простых предложений, выделения оборотов (деепричастных и причастных), грамматических основ, вопросы и стрелки к придаточному предложению от главного, и другие осложнения.

    Соберите все эти данные в виде линейной графической схемы. Когда необходимо разобрать сложное предложение, имеющее несколько придаточных, то для корректного отображения подчинения необходима и вертикальная графическая схема (о ней будет рассказано ниже).

    Цифрами обозначаются степени придаточных – по ним можно определить их место в составе предложений, при этом главное никаких обозначений не имеет.

    Если вы школьник или студент, то можете столкнуться с ситуацией, когда преподаватели требуют отметить вместе с главными членами предложения на схеме и второстепенные. Также возможен вариант, когда по предложенной схеме надо составить новое предложение. При внимательном подходе к делу данные действия вас не затруднят.

    Составляем план простого предложения

    Нам нужно скомпоновать схему простого предложения. Далеко ходить не будем, возьмем пример из начальных классов:

    Схема простого предложения

    Это предложение двусоставное – в нем есть два главных члена. Еще бывают односоставные предложения, в которых главным членом является только один из двух.

    Если у предложения нет второстепенных членов, то оно нераспространенное (“Стихи рождались”), если же есть, то распространенное (как представлено выше).

    Также предложения имеют неполный либо полный вид (в зависимости от того, в какой комплектации присутствуют необходимые члены – в сокращенной или полной). Не допустите ошибок со сказуемыми при составлении графической схемы предложения:

    • составные именные сказуемые – Даниил будет спортсменом;
    • простые – Даниил плавал;
    • составные глагольные – Даниил хотел плавать.

    Простое предложение с однородными членами

    Однородные члены на графической схеме отображаются при помощи кружков. В этих кружках отмечается их роль в синтаксисе предложения: определения, сказуемые и т. д.

    В кружках отражены роли однородных членов предложения

    С вводными словами или обращением

    На вводные слова указывают буквы “ВВ”, отделяемые от остальных частей на схеме двумя вертикальными чертами и обязательно теми знаками препинания, которые окружают их в предложении.

    Вводные слова в предложении

    К обращениям применяются те же правила, что и к вводным словам, только вместо букв “ВВ” используются “О”.

    Обращение в предложении

    С деепричастным либо причастным оборотами

    Для выделения оборотов, в состав которых входят деепричастия (ДО) или причастия (ПО), на схеме используются те же знаки препинания, что и для их разграничения в предложении.

    Причастный оборот на схеме

    Как создать схему предложений с прямой речью

    На схеме прямая речь выделяется следующим образом:

    • выделяются границы предложения;
    • для обозначения авторских слов используется буква “А”, прямой речи – “П”;
    • ставятся знаки препинания.

    Прямая речь в предложении

    Как составить схему сложного предложения

    Фрагменты сложного бессоюзного и сложносочиненного предложения находятся в равноправном положении, поэтому для их обозначения применяются прямоугольные скобки.

    Сложносочиненное предложение на схемеБессоюзное сложное предложение на графической схеме

    Прямоугольные скобки используются для обозначения и главной части в сложноподчиненном предложении, а круглые – для придаточной. Причем придаточное предложение может стоять в любом месте: сзади, в начале, и даже в середине главного.

    Прямоугольные скобки — для главных предложений, круглые — для придаточных

    Перед тем, как составить план предложения, исходный материал необходимо тщательно изучить, чтобы не возникло трудностей с различными видами связи. Бывает, что в таких предложениях заключена важная мысль, которую легко потерять при попытке упростить текст и переставить части местами.

    Как создать схему сложного предложения с несколькими придаточными

    Для того, чтобы правильно отобразить предложения, имеющего несколько придаточных, применяется вертикальная схема:

    “Мы узнали, что надвигается ураган, который может разрушить все на берегу.” (последовательное подчинение):

    “Когда мы уже подъезжали к городу, Даниил прищурился, чтобы лучше рассмотреть окрестности.” (параллельное подчинение):

    “Мы очень рады, что вы приехали, что вы сегодня с нами, что вам здесь нравится.” (однородное подчинение):

    Главное назначение этой статьи в том, чтобы помочь вам вспомнить школьные правила по русскому языку и напомнить основные моменты, соблюдая которые, можно легко построить схему любого предложения.

    (3

    Видеоурок «Составление схем предложений и предложений по схемам»

    Составление схем предложений и предложений по схемам

    На этом занятии мы вспомним, как находить грамматическую основу и однородные члены в простом и сложном предложениях, научимся составлять схему предложения и предложение по уже заданной схеме.

    Обычно под схемой понимается изображение чего-либо с помощью условных графических обозначений в основных, главных, общих чертах, без подробностей. Она помогает разобраться в сути предмета.

    Например, верно и четко составленная схема позволяет на уроках математики легко и быстро решить любую задачу.

    Точно также правильно составленная схема предложения помогает увидеть части сложного предложения, отличить сложное предложение от простого с однородными членами и грамотно расставить запятые.

    Сначала рассмотрим, как составляется схема простого предложения. Границы предложений обозначаются квадратными скобками. Закрыв скобки, мы ставим знак препинания, соответствующий концу данного предложения:. ? ! или многоточие. Внутри скобок мы изображаем только главные члены предложения – одной линией подлежащее и двумя линиями сказуемое в том порядке, в каком они следуют в предложении.

    Предложению «Я люблю листопад.» соответствует первая схема.

    Предложению «Наступила поздняя осень». соответствует вторая схема.

    В простом предложении могут быть однородные члены. Их мы тоже указываем в схеме. Второстепенные однородные члены изображаются кружком. Если однородными являются главные члены, то внутри кружка мы рисуем соответствующие линии. Не забудьте поставить запятые между однородными членами. Рассмотрим примеры.

    Грамматическая основа предложения – роса покрывает. Однородные второстепенные члены – покрывает (что?) землю, траву, кусты.

    Грамматическая основа предложения – Охотник не пошёл, а свернул. Здесь однородными являются сказуемые.

    В сложном предложении несколько частей. На схеме каждую часть мы заключаем в отдельные скобки, между ними ставится запятая, а также союз, если он имеется в предложении. В конце схемы ставится тот знак препинания, который соответствует концу данного предложения.

    Северный ветер принёс облака, и в воздухе появились снежинки. [- =], и [=-].

    Это интересно:  Отдел камеральных проверок 2 чем занимается

    Это сложное предложение, в нём две части, соединённые союзом И. Составив схему, мы без труда увидим, что нужно поставить запятую.

    На уроках бывает задание не только начертить схему к предложению, но и наоборот – составить предложение по заданной схеме. Для этого нужно схему внимательно рассмотреть, определить, какое предложение нужно составить: простое, с однородными членами или сложное. Далее нужно увидеть порядок следования членов предложения, указанных на схеме, а также обратить внимание на знаки препинания.

    Проще сначала устно составить предложение только с главными членами, затем распространить его (то есть добавить второстепенные члены) и записать в тетрадь.

    Перед нами схема сложного предложения. В нём две части, соединённые союзом А. В обеих частях сначала идёт подлежащее, а затем сказуемое. Какое предложение может получиться? Кот уснул, а мышь выбежала. Распространим его: Рыжий кот уснул, а хитрая мышь выбежала из норки.

    Схема – это наглядность, которая позволяет выделить и понять главное. Если вы научитесь быстро и правильно составлять схемы, то будете хорошо видеть структуру предложения. Схема подскажет вам, как правильно расставить запятые. Это поможет вам избежать пунктуационных ошибок на письме.

    Краткие итоги по теме урока

    При составлении схемы простого предложения в квадратных скобках изображаются главные члены соответствующими линиями, а также кружком однородные члены.

    При составлении схемы сложного предложения каждая часть заключается в отдельные квадратные скобки, между ними ставятся запятые и союзы.

    После схемы ставится знак препинания, соответствующий концу данного предложения.

    Как составить схему предложения?

    Схема предложения – это не очередной каприз преподавателей. Благодаря ей можно лучше понять структуру и специфику предложения и быстрее его разобрать.

    Однако не все ученики знают, как составить схему предложения, считая это занятие бесполезным. А ведь любая схема — это наглядность, которая позволяет понять суть.

    А поняв её, можно применять эту схему к другим предложениям, а значит, можно избежать ошибок на письме в будущем.

    Составляем схему предложения

    Перед тем как составить графическую схему предложения, необходимо начать с определения того, какими членами предложения являются слова. В первую очередь, следует определить подлежащее и сказуемое, которые и составляют его грамматическую основу.

    Затем следует распределить остальные слова по членам предложения, только при этом нужно учесть, что каждый из них относится к подлежащему или сказуемому. К подлежащему относятся определения, к сказуемому — дополнение и обстоятельство.

    Также следует учесть, что некоторые слова к членам предложения не относятся: союзы, междометия, вставные и вводные конструкции. Может быть и так, что несколько слов вместе являются одним членом предложения: причастные и деепричастные обороты.

    После проведенного разбора у вас будет начальная схема предложения, из которой нужно только убрать слова и оставить линии, которыми подчёркнуты члены предложения.

    Составляем схему сложного предложения

    Если с простым предложением все довольно легко, то сложное многих ставит в тупик. И большинство школьников задаются вопросом о том, как составить схему сложного предложения.

    Если это сложносочиненное предложение, то на схеме следует отразить все предикативные части, имеющиеся в нем. После этого обе части нужно выделить квадратными скобками, а между ними поставить знак препинания и союз, соединяющий их: [], и [].

    Если предложение сложное бессоюзное, то также разбираем по отдельности каждую из его частей, а затем выделяем их в квадратные скобки.

    Если вам нужно разобрать сложноподчиненное предложение, то в этом случае следует показать все взаимосвязи между частями. Здесь следует учесть, что та часть, которой подчиняются, является главной, та, которая подчиняется, — это придаточная.

    Таким образом, главная обозначается квадратными скобками, в то время как придаточная — круглыми: [], (который… ).

    Изучив материал, вы легко сможете составлять схемы предложений, а они подскажут, как правильно расставлять запятые, и вы сможете избежать многих пунктуационных ошибок.

    Как начертить схему предложения: В доме жила кошка Мурка

    Чтобы верно составить схему предложения, необходимо сначала выделить в предложении все члены, правильно их подчеркнуть, а затем составить схему, включив в нёё грамматическую основу предложения.

    Всего существует пять членов предложения: два главных — именно они составляют грамматическую основу предложения, а также три второстепенных — они не входят в грамматическую основу, но именно они дополняют предложения, придают ему эмоциональную окраску и всячески поясняют его содержание. Разберём сначала главные члены предложения:

    • Подлежащее. Обозначает определенный предмет. Отвечает на вопрос «что?», «кто?». Подлежащее подчеркивается одной чертой снизу.
    • Сказуемое. Обозначает действие предмета в предложении. Отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?». Сказуемое подчеркивается двумя чертами снизу.

    Сейчас разберем второстепенные члены предложения — обстоятельство, дополнение и определение.

    • Обстоятельство отвечает на вопросы «когда?», «как?», «где?», «почему?», «зачем?». Обстоятельство носит такое название, потому что в предложении оно указывает на различные цели, причины, места, время и другое, то есть показывает те обстоятельства, которые указывают на происходящее в предложении. Обстоятельство подчеркивается снизу точкой — тире.
    • Дополнение отвечает на вопросы «кого?», «что?». Дополнение в предложении имеет свою роль: оно поясняет происходящее, дополняет его, делает ситуацию понятней. Именно поэтому дополнение имеет такое название. Дополнение подчеркивается пунктирной линией снизу.
    • Определение отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Определение указывает на признаки предмета, то есть определяет его характеристики. Подчеркивается определение волнистой линией снизу.

    Составляем схему предложения

    Схема предложения выделяется квадратными скобками — http://bit.ly/2r1eN4nВ нашем предложении следующие члены:»в доме» — обстоятельство, вопрос «где?»;»жила» — сказуемое, вопрос «что делала?»;

    «кошка Мурка» — подлежащее, вопрос «кто?».

    Как составить схему предложения: основные виды с примерами

    Раз вы тут оказались, наверняка вы школьник, которому надо составить схему предложения. Это стандартное домашнее задание. Схема обычно делается в рамках синтаксического разбора предложения, но бывает и отдельно.

    Предлагаю пройти тест — ответить на пять вопросов по схеме предложения.

    Ну как, что получили? А теперь объяснения.

    Алгоритм составления схемы предложения

    1. Внимательно прочитайте предложение.
    2. Найдите подлежащее и сказуемое – грамматическую основу предложения. Грамматических основ может быть и несколько, в этом случае предложение сложное. Подчеркните подлежащее одной чертой и сказуемое двумя чертами.
    3. Определите, простое или сложное предложение.
  • Обозначьте границы предложений вертикальными черточками. Отметьте границы простых предложений.
  • Для сложных предложений определите союзную связь: сложносочиненное или сложноподчиненное предложение. Сочинительный или подчинительный союз.
  • Выделите деепричастный и причастный оборот, если есть.

    Найдите второстепенные члены предложения.

    Подчеркните их так:

    • определение – волнистая линия
    • дополнение – пунктир;
    • обстоятельство – точка, тире, точка, тире;
    • деепричастный оборот – точка, тире, точка, тире, выделяется с двух сторон вертикальными чёрточками;
    • причастный оборот – волнистая линия, выделяется с двух сторон вертикальными чертами.
  • Графические обозначения

    Главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное — круглыми.

    Настя сказала, что она пошла домой.

    Графические обозначения в схемеЕще примеры с круглыми и квадратными скобками к схемам на рисунке. Все это сложноподчиненные предложения:Настя шла и молилась, чтобы мама ее не ругала.

    Когда Настя засобиралась домой, пошел снег.

    В том городе, где находится дом Насти, пошел снег.

    Схема простого предложения

    А теперь вернемся к простым предложениям. Начнем с самого простого:

    Это простое предложение, проще некуда. Нераспространенное, так как в нем есть только подлежащее и сказуемое. Двусоставное, так как оба — и подлежащее, и сказуемое — есть.

    Вот это уже распространенное предложение, так как помимо главных членов, есть второстепенный член:Приведу также примеры односоставных предложения. В них присутствует только один член — либо подлежащее, либо сказуемое.

    Первое предложение — назывное, главный член — подлежащее:

    Вот безличное односоставное предложение, где главный член — сказуемое:

    Вот определенно-личное предложение, в котором главный член — сказуемое.

    Но все эти детали (безличное, неопределенно-личное) в школе запоминать не надо, главное указать подлежащее со сказуемым. Что такое односоставные предложения вообще-то проходят в каком-то классе, но безличные они или неопределенно-личные, по-моему, уже не проходят.

    Бывают еще простые и сложные сказуемые. Простое:

    Далее сложное глагольное. Здесь глагол один — «собиралась идти». Не дайте ввести себя в заблуждение двумя словами, из которых он состоит:

    Настя собиралась идти домой.

    И сложное именное:

    Настя рада быть полезной.

    Схемы с обращениями и вводными словами

    В схеме обращения обозначаются O и обособляются вертикальными черточками. Обращения не являются членами предложения, потому и обособляются черточками. Они могут быть расположены в любом месте предложения. В схему обычно переносятся стоящие при них знаки препинания.

    Пожалуйста, Настя, иди уже домой!

    Вводные слова тоже не являются членами предложения и обособляются вертикальными линиями. Обозначаются они ВВ:Кажется, Насте пора домой.

    Схемы с причастными и деепричастными оборотами

    «Выйдя из дома» — деепричастный оборот ДО:Выйдя из дома, Настя внезапно остановилась.

    «постепенно сгущавшийся» — причастный оборот ПО:Туман, постепенно сгущавшийся, делал передвижение Насти трудным.

    Крестиком тут обозначено главное слово «туман». Туман какой? Постепенно сгущавшийся. От него задается вопрос, потому это главное слово.

    Деепричастный оборот может стоять в любом месте:Настя, выйдя из дома, внезапно остановилась.

    Схемы с прямой речью

    В таких схемах обозначаются границы, прямая речь, слова автора и стоящие при них знаки препинания. Например:«Настя, или домой!» — громко сказал кто-то.

    Кто-то сказал: «Настя, или домой!».

    Кто-то сказал: «Настя, или домой!» — и Петя не возразил.

    Схема сложного предложения

    В сложносочиненном предложении обе части равноправны, ни одна не подчинена другой.

    Вот сложносочиненное предложение с союзом «а»:

    Настя шла, а туман застилал ей дорогу.

    А вот сложносочиненное предложение с союзом «и»:

    Снег падал, и ветер усилился.

    В сложноподчиненном предложении есть главное и придаточное, поэтому иногда схемы составляют вертикально, если уровней зависимости несколько. Главное — в квадратных скобках, зависимое — в круглых:

    Насте рассказали, что ее ждет испытание.

    Если еще уточнить, какое именно испытание ее ждет, получится три уровня:

    Насте рассказали, что ее ждет испытание, которое определит ее жизнь.

    Тут обе пары круглых скобок выглядят одинаково, тогда как на деле «какое испытание» — это второй уровень вложенности. Сначала «что ждет» — «испытание». Потом «какое» — «которое определит»:

    Как составить схему предложения

    Схемы для отображения состава предложения придуманы не случайно. Такой принцип разбора позволяет быстро и наглядно определить вид предложения по типам связи и интонации, а также выделить главные и второстепенные члены предложения, обособленные обороты и определиться со знаками препинания.

    Шаг 1. Главные члены предложения

    Итак, начнём разбор предложения с определения членов предложения. Выделим грамматическую основу – сказуемое и подлежащее. Теперь от них, задавая вопросы, можно определиться с остальными членами предложения.

    Таким образом находим дополнения, определения и обстоятельства.

    Важно отметить, что определённая группа слов может быть объединена в один член предложения, а такие слова, как союзы, частицы, междометия, вводные слова не являются членами предложения в принципе.

    Шаг 2. Деепричастный и причастный обороты

    Теперь, когда мы выделили основные члены предложения, можем вынести их обозначения на отдельную строчку, получив тем самым нашу первую схему. Если предложение осложнено оборотами, то на письме они отделяются вертикальными чертами. Деепричастный оборот подчёркивается как обстоятельство, а причастный – как определение.

    Это интересно:  Общие требования к рекламе

    Шаг 3. Предикативные части предложения

    Если предложение очень большое, то схема, скорее всего, будет состоять из нескольких предикативных частей. Каждая часть в схеме заключается в квадратные скобки. Несколько грамматических основ – соответственно, несколько предикативных частей. После того, как вы их отметили, можно дополнять схему осложнениями в виде оборотов, сложных конструкций, прямой речи, однородных членов и прочего.

    Шаг 4. Разделение предложения на части

    Также на схеме вы указываете все связи, с помощью которых предложение становится одним целым и заключает в себе определённый смысл. После этого вы должны выделить часть, которая является главной. Для этого надо определить, от какой части ко всем остальным можно беспрепятственно задать вопрос.

    Шаг 5. Выделение всех частей речи в предложении

    Чтобы не наделать ошибок, внимательно выслушайте задание преподавателя и постарайтесь составить схему как можно подробнее. Впоследствии по ней вы сможете сделать анализ заданного предложения. Для большего удобства в схеме вы можете указать все части речи, которые используются в данном конкретном предложении.

    Как составить схему предложения

    Схемы для отображения состава предложения придуманы не случайно. Такой принцип разбора позволяет быстро и наглядно определить вид предложения по типам связи и интонации, а также выделить главные и второстепенные члены предложения, обособленные обороты и определиться со знаками препинания.

    Шаг 1. Главные члены предложения

    Итак, начнём разбор предложения с определения членов предложения. Выделим грамматическую основу – сказуемое и подлежащее. Теперь от них, задавая вопросы, можно определиться с остальными членами предложения. Таким образом находим дополнения, определения и обстоятельства. Важно отметить, что определённая группа слов может быть объединена в один член предложения, а такие слова, как союзы, частицы, междометия, вводные слова не являются членами предложения в принципе.

    Шаг 2. Деепричастный и причастный обороты

    Теперь, когда мы выделили основные члены предложения, можем вынести их обозначения на отдельную строчку, получив тем самым нашу первую схему. Если предложение осложнено оборотами, то на письме они отделяются вертикальными чертами. Деепричастный оборот подчёркивается как обстоятельство, а причастный – как определение.

    Шаг 3. Предикативные части предложения

    Если предложение очень большое, то схема, скорее всего, будет состоять из нескольких предикативных частей. Каждая часть в схеме заключается в квадратные скобки. Несколько грамматических основ – соответственно, несколько предикативных частей. После того, как вы их отметили, можно дополнять схему осложнениями в виде оборотов, сложных конструкций, прямой речи, однородных членов и прочего.

    Шаг 4. Разделение предложения на части

    Также на схеме вы указываете все связи, с помощью которых предложение становится одним целым и заключает в себе определённый смысл. После этого вы должны выделить часть, которая является главной. Для этого надо определить, от какой части ко всем остальным можно беспрепятственно задать вопрос.

    Шаг 5. Выделение всех частей речи в предложении

    Чтобы не наделать ошибок, внимательно выслушайте задание преподавателя и постарайтесь составить схему как можно подробнее. Впоследствии по ней вы сможете сделать анализ заданного предложения. Для большего удобства в схеме вы можете указать все части речи, которые используются в данном конкретном предложении.

    Составление схемы предложения в 1 классе, примеры

    Термин «схема предложения» входит в пространство понятий школьников с первых шагов обучения грамоте в 1 классе. На простых примерах дети учатся вычленять предложение из общего речевого контекста, графически изображать, определяя смысловые пределы. Вводятся термины — большая буква в начале предложения и в именах собственных, знак препинания в конце.

    Усложнение синтаксического разбора

    В последующих классах изучение синтаксиса хотя и идет в малых объемах, но схемы приобретают более совершенную конструкцию. В них начинают отображаться главные, второстепенные и однородные члены. Слова не просто обозначены, а выделены их основные коммуникативные функции.

    Маша любимого кота Ваську кормила, поила, ласкала.

    В зоомагазине мы видели милых, забавных и смешных хомячков.

    В 4 классе, наряду с простыми предложениями, начинается изучение сложных двусоставных. Схемы строятся по другим принципам и видоизменяются.

    Простое — выражено квадратными скобками и указана лишь его грамматическая основа

    Книга и тетрадь лежали на столе. [_____ и _____ ======];

    В школе дети учатся и получают знания. [I_____ ====== и ======].

    Такой же вид имеет и простое предложение в составе сложноподчиненного, а зависимое — обозначается круглыми скобками:

    • Что это за сюрприз, мы узнали на празднике. (что…), [____ ====].
    • Она попросила их, чтобы они не опаздывали. [____ =====], (чтобы…).

    Однородные члены изображаются кружком:

    • О доблести, о подвигах, о славе я забывал на горестной земле. [О, О, О ____ =====] или [O, O, O].
    • Сильный ветер шумел, свистел, неистово гудел. [_____ O, O, O] или [O, O, O].

    Ниже будут рассмотрены особенности построения схем в 1 классе. Ведь от того, как будут заложены знания изначально, зависит понимание и возможность избежания ошибок в дальнейшем.

    Примеры схем предложений

    Первый этап знакомства с предложением как некой смысловой единицей учит детей составлять самые простые, элементарные схемы, где еще нет места словам, но уже обозначены границы — начало и конец.

    Маша кормила кота. I________.

    Гуси-лебеди унесли братца. I________.

    Здесь главный акцент на восприятие целостности и законченности. Из обозначений: лишь вертикальная линия — большая буква начала и знак препинания в конце.

    Погружаясь в изучение структуры предложения, схема строится уже иначе. В ней появляется изображение слов — черта. Сколько слов, столько и черточек, включая служебные части речи — предлоги и союзы. Схема демонстрирует учащимся, что слова следует писать раздельно друг от друга, и можно сосчитать их количество. Систематически практикуясь в их составлении, дети четко уясняют следующую парадигму:

    • Начало предложения всегда пишем с большой буквы (обозначается вертикальной чертой).
    • В конце ставим знак препинания в зависимости от типа высказывания — точка, вопросительный или восклицательный знак.

    Птица свила гнездо на кусте. I____ ____ ____ __ ____.

    На дворе было чисто. I__ ____ ____ ____.

    Ура! Наступила зима! I____! I______ ____!

    Мы едем на море! I___ ____ _ ____!

    Когда к нам приедет наша бабушка? I____ _ __ ____ __ ____?

    Вы будете танцевать и петь? I__ ___ ___ _ ___?

    Отображение в схемах орфограмм

    Первая встречающаяся орфограмма — большая буква в именах собственных в названиях городов, сел, деревень, именах людей, кличках животных и др. Графически изображается так же, как и начало предложения — вертикальной чертой. Тема не совсем простая. Нужно выработать необходимые навыки, чтобы не совершать ошибок при написании. Схема, как наглядное пособие, способствует закреплению полученных знаний.

    Рома и Маша едут к бабушке в Самару. I_____ _ I_____ ____ __ _____ __I_____.

    Вышли Петя и Гриша рано на реку. I____ I_____ _ I_____ _____ __ ____.

    Мама дала Насте и Феде апельсины. I____ ____ I____ _ I_____ _____.

    Наш дог Грэй любит спать в гостиной. I___ ___ I____ ____ ____ __ ____.

    Во втором полугодии к обозначенным категориям прибавляется понятие диалога. И хотя прямая речь изучается позже, представление о ней закладывается уже в букварном периоде. Детям объясняют, что такие предложения пишутся с новой строки, с большой буквы и перед каждым стоит особый знак — «тире».

    — Дети, куда вы дели конфеты? —I___, ___ __ ___ ___?

    — Мы их съели! —I___ __ ___!

    — Больше конфет нет. —I___ ___ ___.

    — Идите кушать! Обед готов! —I____ ____! I____ ___!

    Из этого видео вы узнаете, как научить ребенка считать слова в предложении и составлять простейшие схемы.

    Алгоритм построения схемы предложения в 1 классе

    1. Прочитать предложение.
    2. Установить его смысловой предел.
    3. Выявить, есть ли в предложении слова-орфограммы с большой буквы.
    4. Определить тип предложения по интонации и высказыванию: повествовательное, побудительное или вопросительное. Поставить нужный знак препинания.
    5. При наличии диалога перед предложением поставить тире.
    6. Посчитать количество слов вместе с предлогами, частицами и союзами.
    7. На основании этих данных составить схему — первое слово пишем с большой буквы — вертикальная черта. Каждое слово — горизонтальная черта, если есть слова с большой буквы — обозначаем их вертикальной чертой, ставим знак препинания в конце.

    Утром выпал первый снег. I____ ____ ____ ____.

    Никита и Алеша катаются на санях с горки. I____ _ I____ ____ __ ____ _ ____.

    Наша команда победила в соревнованиях! I____ ____ ____ __ ____!

    — Вы любите чай «Ахмат»? —I____ ____ ____ I____?

    — А где живет твоя бабушка? —I_ __ ____ ___ ____?

    Как же красиво зимой в лесу! I__ _ ____ ____ _ ____!

    Из видео вы узнаете, как делать анализ предложения и составлять его схему.

    Синтаксический разбор онлайн

    Сейчас в интернете существует множество серверов и программ, помогающих школьникам легче осваивать сложные разделы и темы русского языка, особенно это касается синтаксиса. Видеоуроки, дистанционное обучение, курсы, репетиторы онлайн, множество филологических форумов, быстро реагирующих на сложные запросы — бесценный источник знаний как для детей, так и для родителей, а также всех любителей русского слова. Самые известные из множества обучающих порталов следующие:

    • Интернетурок.ру — домашняя школа онлайн.
    • Видеоуроки школы Лобачевского.
    • Видеоурок.нет — портал для учителей и учащихся.
    • Учи.ру — обучающий портал.
    • Сеосин.ру — разбор предложения онлайн.
    • Текст.ру.
    • Русфорус.ру, турботекст.ру, грамота.ру — лингвистические и филологические форумы.

    Видео

    Это видео поможет детям понять, что такое предложение и как его построить.

    5-6 классы. Как составить схемы предложений в русском языке, примеры?

    5 — 6 классы схемы предложений в русском языке, примеры

    В 5 классе изучают следующие виды

    1 предложения по цели высказывания, названия смотрите ниже.

    2 изучают односоставные , двусоставные предложения

    3 изучают сложные предложения

    • изучат бессоюзные сложные предложения
    • изучают сложные предложения, связанные союзами

    4 В 5 классе изучают сложносочиненные предложения с союзами и, а, но. Еще встречается союз да, его можно распознать по значению, значение союза да такое же , как у союза но.

    5 В 5 классе изучают сложноподчиненные предложения с союзами

    Эти союзы называются подчинительными.

    В шестом классе изучают следующие предложения

    И не стоит забывать о предложения с прямой речью и остальные виды предложений, которые изучали ранее, весь ранее пройденный материал закрепляется в новом году, а потом знания суммируются и учащиеся сдают ОГЭ, а потом ЕГЭ

    Статья написана по материалам сайтов: imdiv.com, liveposts.ru, www.bolshoyvopros.ru.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector