+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

К запретам связанным с гражданской службой относится

Гражданский служащий имеет право на:

  1. Обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
  2. Ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста.
  3. Отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков.
  4. Оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
  5. Получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа.
  6. Доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений.
  7. Доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации.
  8. Ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов.
  9. Защиту сведений о гражданском служащем.
  10. Должностной рост на конкурсной основе.
  11. Дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
  12. Членство в профессиональном союзе.
  13. Рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
  14. Проведение по его заявлению служебной проверки.
  15. Защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения.
  16. Медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации.
  17. Государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества.
  18. Государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

К основным обязанностям гражданского служащего относят:

  1. Соблюдать законодательство Российской Федерации.
  2. Исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.
  3. Исполнять поручения руководителей, данные в пределах их полномочий.
  4. Соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.
  5. Соблюдать служебный распорядок государственного органа.
  6. Поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей.
  7. Не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.
  8. Беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей.
  9. Представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи.
  10. Сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства.
  11. Соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты.
  12. Сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой

Гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, а государственный гражданский служащий не может находиться на службе в случае:

  1. Признания его недееспособным или ограниченно дееспособным.
  2. Осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, а также в случае наличия не снятой или не погашенной судимости.
  3. Отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если он необходим для исполнения должностных обязанностей.
  4. Наличия заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения.
  5. Близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
  6. Выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства.
  7. Наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
  8. Представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную гражданскую службу.
  9. Непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу.
  10. Утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
  11. Признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).
  12. Непредставления сведений, предусмотренных статьей 20.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (непредставление сведений об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, гражданский служащий размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать).

Государственному гражданскому служащему в связи с прохождением службы запрещается:

  1. Замещать должность государственной гражданской службы в случае:
    • а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации;
    • б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
    • в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.
  2. Заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости; участия на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа), кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, и случаев, если участие в управлении организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации от имени государственного органа.
  3. Приобретать в специально установленных случаях ценные бумаги, по которым может быть получен доход.
  4. Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность, если иное не предусмотрено законодательством.
  5. Получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
  6. Выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями.
  7. Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.
  8. Разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию.
  9. Допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов или их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности.
  10. Принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.
  11. Использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума.
  12. Использовать должностные полномочия в интересах политических партий, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве государственного гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности.
  13. Создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур.
  14. Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.
  15. Входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено российским законодательством.
  16. Заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено российским законодательством.
  • Если владение государственным гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами или акциями может привести к конфликту интересов, он обязан передать их в доверительное управление.
  • Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

После увольнения с государственной гражданской службы гражданин не вправе:

  1. В течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности государственного гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.
  2. Разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Классные чины

Классные чины присваиваются федеральным гражданским служащим персонально, с соблюдением последовательности, в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы, а также с учетом профессионального уровня, продолжительности государственной гражданской службы Российской Федерации в предыдущем классном чине и в замещаемой должности гражданской службы.

D) Предусмотрены все перечисленные категории

21.На какие группы подразделяются должности категории Руководители»?

A) На высшую, главную и ведущую

B) На главную, ведущую и старшую

C) На ведущую, старшую и младшую

D) Должности этой категории на группы не подразделяются

22. Какой наивысший чин из числа перечисленных может быть присвоен в РФ госслужащему гражданской службы?

A) Действительный референт

B) Действительный советник

C) Действительный статский советник

D) Действительный тайный советник

23. Имеют ли право гражданские госслужащие быть членами профессионального союза?

B) Не имеют, если такой запрет оформлен распоряжением представителя нанимателя

C) Да, имеют

D) Имеют, если их стаж госслужбы превышает срок, установленный Правительством РФ

24. Обязаны ли гражданские гослужащие сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов?

A) Да, обязаны

B) Обязаны, если имеется соответствующее распоряжение представителя нанимателя

C) Нет, не обязаны

D) Не обязаны, если потенциальный личный доход госслужащего не превышает пределов, установленных представителем нанимателя

25. Запрещается ли государственным служащим, состоящим на гражданской службе, приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход?

A) Да, запрещается

B) Запрещается приобретать без согласования с представителем нанимателя

C) Запрещается в случаях, установленных федеральным законом

D) Нет, не запрещается

26. К квалификационным требованиям к должностям гражданской службы не относится:

A) стаж гражданской службы

B) уровень профессионального образования

C) знание персонального компьютера

27. К ограничениям гражданских служащих относится:

A) признания его ограниченно дееспособным или недееспособным

B) осуждения его к наказанию и наличия не снятой или не погашенной судимости

C) выхода из гражданства или приобретения гражданства другого государства

D) Все относятся

28. К запретам, связанным с гражданской службой относится:

A) участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией и осуществлять предпринимательскую деятельность

B) получать вознаграждения от физических и юридических лиц

C) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора

D) все относятся

29. С соответствии с требованиями к служебному поведению гражданский служащий не обязан:

A) исполнять должностные обязанности добросовестно

B) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его служебной деятельности

C) оказывать предпочтение ведущим общественным и религиозным объединениям

D) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов РФ

30. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера производится:

A) ежегодно

B) при прекращении службы

C) по требованию представителя нанимателя

31. Гражданские служащие проходят повышение квалификации с периодичностью:

A) не реже одного раза в три года

B) не реже одного раза в два года

C) не реже одного раза в год

D) не реже одного раза в пять лет

32. Ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного служащего влияет на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает противоречие между личной заинтересованностью государственного служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства, называется:

A) конфликтом интересов на государственной службе

B) личной заинтересованностью государственного служащего

C) спорной, требующей служебного расследования

D) высоким профессионализмом при выполнении должностных (служебных) обязанностей

33. Куда включаются квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей гражданского служащего:

A) в государственный контракт гражданского служащего

B) в протокол и личное дело государственного гражданского служащего

Ограничения, связанные с государственной гражданской службой: проблемы справедливости и обоснованности

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2010, N 3

Ограничения, связанные с государственной гражданской службой: проблемы справедливости и обоснованности

Предусмотренные действующим законодательством ограничения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прохождением, носят императивный характер. Автор статьи рассматривает дефекты указанных норм.

Это интересно:  Как не платить вообще ни за что

Закон о гражданской службе в ст. 16 закрепляет перечень обстоятельств, при наличии которых гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе. Помимо ограничений данный Закон закрепляет широкий перечень запретов, связанных с государственной службой (кстати, в Законе об основах государственной службы они назывались не запретами, а ограничениями). По смыслу ст. 17 Закона о гражданской службе запреты в отличие от ограничений адресованы исключительно гражданскому служащему, а не лицу, поступающему на государственную гражданскую службу. В связи с этим на практике могут возникать некоторые проблемы, связанные с применением указанных норм.

Например, п. 1 ч. 1 ст. 17 гражданскому служащему запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Нарушение этого запрета, согласно п. 14 ч. 1 ст. 33, является основанием для увольнения такого гражданского служащего. Однако представим себе обратную ситуацию, т. е. когда лицо, участвующее на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, подает документы для участия в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы. Действующее законодательство не содержит основании для отказа такому гражданину.

Так, согласно п. 10 Положения о конкурсе, гражданин (гражданский служащий) не допускается к участию в конкурсе в связи с его несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе для поступления на гражданскую службу и ее прохождения. Другими словами, ни сам Закон, ни указанное выше Положение не предусматривают отказа в приеме на гражданскую службу вследствие несоблюдения запретов, предусмотренных ст. 17 вышеназванного Закона. Соответственно, такой гражданин должен быть принят на государственную гражданскую службу, после чего закономерно встанет вопрос о нарушении запрета, связанного с прохождением гражданской службы, и соответственно, увольнении такого гражданина.

Примечание. Запреты и ограничения гражданской службы в нормативных актах:

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 17.12.2009, в тексте — Закон о гражданской службе).

Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (не действует, в тексте — Закон об основах государственной службы).

Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 28.06.2009, в тексте — ГПК РФ).

Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009, в тексте — ГК РФ).

Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2009, в тексте — УК РФ).

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.12.2009, в тексте — УПК РФ).

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 28.11.2009, в тексте — Закон о принципах местного самоуправления).

Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (ред. от 24.07.2007, в тексте — Закон о коммерческой тайне).

Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» (в тексте — Положение о конкурсе).

Указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (ред. от 30.09.2009, в тексте — Указ о Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне).

Указ Президента РФ от 06.03.1997 N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» (ред. от 23.09.2005, в тексте — Перечень сведений конфиденциального характера).

Постановление Правительства РФ от 28.10.1995 N 1050 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» (ред. от 18.05.2009, в тексте — Инструкция о допуске к государственной тайне).

Постановление Правительства РСФСР от 05.12.1991 N 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» (ред. от 03.10.2002, в тексте — Перечень сведений, не составляющих коммерческую тайну).

Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 04.05.1990 N 4 «О практике рассмотрения судами Российской Федерации дел об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотическими средствами» (утратило силу).

Рассмотренная ситуация отнюдь не является единичной. Все сказанное выше в полной мере относится к таким запретам, связанным с прохождением гражданской службы, как:

Замещать должность гражданской службы в случае:

А) избрания или назначения на государственную должность;

Б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

В) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;

Осуществлять предпринимательскую деятельность;

Приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В этой связи, как нам представляется, необходимо предусмотреть обязанность гражданина, принятого на государственную службу, устранить имеющие место нарушения запретов, связанных с ее прохождением, и установить сроки исполнения данной обязанности.

Рассмотрим более подробно ограничения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прохождением, перечень которых предусмотрен ст. 16 Закона о гражданской службе. Нужно сказать, что указанный перечень практически не претерпел никаких изменений по сравнению с тем, который был установлен в ст. 21 Закона об основах государственной службы. Задачами законодательного закрепления таких ограничений являются:

Обеспечение эффективной профессиональной деятельности по исполнению полномочий государственных органов;

Установление препятствии возможному злоупотреблению служебным положением;

Создание условий независимости служебной деятельности от групп давлений;

Реализация гражданскими служащими своих прав и законных интересов и т. п. [1].

Проанализируем установленные законодателем ограничения с точки зрения соответствия их указанным задачам.

Прежде всего гражданину может быть отказано в приеме на государственную гражданскую службу по причине его недееспособности или ограниченной дееспособности. Согласно ст. 29 ГК РФ недееспособным по решению суда может быть признан гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Порядок признания гражданина недееспособным закрепляется гражданско-процессуальным законодательством, а именно гл. 31 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 281 ГПК РФ дело о признании гражданина недееспособным может быть возбуждено в суде исключительно на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер), органа опеки и попечительства либо психиатрического или психоневрологического учреждения. Нужно заметить, что, согласно Положению о конкурсе, гражданин, поступающий на государственную службу в числе прочих документов, обязан представить справку об отсутствии у него заболевания, препятствующего прохождению государственной службы.

Другими словами, такой гражданин должен пройти обязательный медицинский осмотр (хотя сам Закон о гражданской службе такого требования не содержит). Вместе с тем такой медицинский осмотр не предполагает психиатрического освидетельствования, которое осуществляется в соответствии с Законом о психиатрической помощи.

Несколько иное значение имеет институт ограничения дееспособности, предусмотренный гражданским законодательством. Согласно ст. 30 ГК РФ, гражданин может быть ограничен в дееспособности, если вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами он ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Эта норма прежде всего направлена на защиту прав и охраняемых законом интересов членов семьи лиц, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами.

Законодатель не ставит возможность ограничения дееспособности гражданина в зависимость от признания его хроническим алкоголиком или наркоманом. Злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими средствами, дающим основание для ограничения дееспособности гражданина, является такое чрезмерное или систематическое их употребление, которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет за собой непосильные расходы денежных средств на их приобретение, чем вызывает материальные затруднения и ставит семью в тяжелое положение.

В связи с этим ограничение дееспособности гражданина предполагает лишение его права производить без согласия попечителя следующие действия:

Продавать, дарить, завещать, обменивать, покупать имущество, а также совершать и другие сделки по распоряжению имуществом, за исключением мелких бытовых;

Непосредственно самому получать заработную плату, пенсию и другие виды доходов (авторский гонорар, вознаграждение за открытия, изобретения, заработок в колхозе, суммы, причитающиеся за выполнение работ по договору подряда, всякого рода пособия и т. п.).

Другими словами, данная норма призвана защитить интересы семьи, но никак не государственной службы. И хотя это далеко не самая актуальная проблема, связанная с реализацией права на равный доступ к государственной службе, следует признать данное ограничение мало обоснованным. Увольнение гражданина с государственной гражданской службы в связи с признанием его ограниченно дееспособным, напротив, ущемляет интересы его семьи, поскольку лишает такого гражданина (а следовательно, и его семью) заработка. Интересы государственной службы в данном случае призвана защищать другая норма, которая предусматривает возможность расторжения служебного контракта с гражданским служащим вследствие появления на государственной службе (даже однократного) в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения (ст. 37 Закона о гражданской службе).

В связи со всем сказанным выше нам представляется целесообразным внести изменения в действующее законодательство, исключив ограничение дееспособности гражданина из числа ограничений, связанных с государственной службой.

Ограничение: осуждение к наказанию

Другим обстоятельством, при наличии которого гражданину может быть отказано в допуске к государственной службе, является осуждение его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости. Закон об основах государственной службы содержал несколько иное правило: гражданин не мог быть принят на государственную службу и находиться на государственной службе в случае лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу.

Заметим, что согласно ст. 44 УК РФ к наказаниям, исключающим возможность исполнения должностных обязанностей, можно отнести лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; арест на срок от 1 до 6 месяцев; ограничение свободы; лишение свободы. При назначении этих видов наказаний гражданин не может быть принят на государственную службу, а гражданский служащий увольняется с государственной службы.

Основанием для отказа в приеме на государственную службу может быть только приговор суда, вступивший в законную силу. Например, привлечение лица в качестве обвиняемого по делу не может породить указанных последствий. Согласно УПК РФ, приговор суда первой инстанции вступает в силу по истечении срока его обжалования, если он не был обжалован сторонами (ч. 1 ст. 390). Жалоба на приговор суда первой инстанции может быть подана в вышестоящий суд в течение 10 суток со дня провозглашения приговора, а осужденным, содержащимся под стражей, — в тот же срок со дня вручения им копии приговора (ч. 1 ст. 356). Вместе с тем нельзя не учитывать, что в соответствии со ст. 402 УПК РФ вступивший в законную силу приговор суда может быть обжалован в порядке надзора.

Необходимо отметить, что п. 2 ст. 16 Закона о гражданской службе в отличие от ранее действовавшего законодательства в качестве основания для отказа в приеме на государственную гражданскую службу называет наличие неснятой или непогашенной судимости. В соответствии со ст. 86 УК РФ, лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость погашается:

В отношении лиц, условно осужденных, — по истечении испытательного срока;

В отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, — по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;

В отношении лиц, осужденных к лишению свободы, судимость погашается по истечении от 3 до 8 лет после отбытия наказания (в зависимости от тяжести совершенного преступления).

Таким образом, осуждение к наказанию, не исключающему возможность исполнения обязанностей государственной службы, также является основанием для отказа в приеме на государственную службу или увольнения с государственной службы. Как отмечается в специальной литературе, фактически любой обвинительный приговор, вступивший в законную силу, является ограничением для принятия гражданина на государственную гражданскую службу и нахождения государственного гражданского служащего на гражданской службе [2, с. 38]. В этой связи не вполне понятно, зачем отдельно указывать в качестве обстоятельства, препятствующего поступлению на государственную службу, осуждение к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей. Другими словами, первая часть данной нормы представляет собой частный случай второй части, что, как нам представляется, демонстрирует недостаток юридической техники.

Кроме того, данная норма представляется весьма дискуссионной по существу. Нужно заметить, что аналогичное положение Закона о принципах местного самоуправления в отношении глав местных администраций вызвало неоднозначное отношение со стороны специалистов. В частности, в качестве одного из оснований досрочного прекращения полномочий главы местной администрации указанным выше Законом было названо вступление в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда (п. 6 ч. 6 ст. 36).

В этой связи некоторые авторы отмечали, что данная норма должна учитывать тяжесть совершенного деяния, поскольку преступления, предусмотренные УК РФ, сильно различаются по степени общественной опасности [3]. Вполне логично, например, что глава муниципального образования, осужденный по ст. 285 УК РФ (злоупотребление служебными полномочиями) или по ст. 159 (мошенничество), не может далее исполнять свои обязанности. Напротив, представляется, что совершение преступления небольшой тяжести, тем более по неосторожности, если за него не назначено наказание в виде лишения или ограничения свободы, не должно препятствовать осуществлению полномочий главы муниципального образования. Мы полагаем, что эта аргументация вполне применима и к данному случаю.

Кроме того, как справедливо отмечают некоторые авторы, данное ограничение не согласуется с требованиями ст. ст. 32, 55 Конституции РФ и положениями УК РФ [2, с. 38]. Так, С. В. Наймушин полагает, что запрет замещения должности государственной службы может быть прямо связан с применением только такого наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ). При применении ряда других видов наказании запрет замещения должности государственной службы является не целью, а следствием ограничения других прав и свобод человека и гражданина (например, лишения свободы). При иных видах наказаний запрет замещения должности государственной службы не является ни самоцелью, ни следствием ограничения других прав и свобод человека. Так, при назначении таких наказаний, как обязательные работы, заключающиеся в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, штрафа, наличие работы у гражданского служащего в виде исполнения обязанностей по должности государственной гражданской службы в соответствии с должностным регламентом является решающим обстоятельством при определении вида наказания [2].

Это интересно:  Единый реестр регистрационных удостоверений медицинских изделий

В связи со всем вышесказанным нам представляется целесообразным внести изменения в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», либо исключив из числа ограничений, связанных с государственной службой, наличие неснятой или непогашенной судимости, либо связав данное ограничение со степенью общественной опасности совершенного преступления.

. внести изменения в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Дополнить ст. 16 «Ограничения, связанные с гражданской службой», изложив ее в следующей редакции:

«1. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления».

Отказ в приеме гражданина на государственную службу

Основанием для отказа в приеме гражданина на государственную службу либо увольнения гражданского служащего с государственной службы является отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений.

Нужно сказать, что обязательство о неразглашении сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации согласно ст. 24 Закона о гражданской службе относится к факультативным или дополнительным условиям служебного контракта, т. е. тем, которые могут быть включены в контракт по соглашению сторон. Однако в том случае, когда исполнение обязанностей по соответствующей должности предполагает работу со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, допуск к такого рода сведениям становится обязательным условием замещения соответствующей должности.

Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне, государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, был утвержден Президентом РФ. Вместе с тем по смыслу Закона о государственной тайне Президентом РФ должен быть подготовлен перечень должностей, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием таких сведений. На сегодняшний день соответствующий акт отсутствует.

В Приложении к Инструкции о допуске к государственной тайне приводится форма Типового договора об оформлении допуска к государственной тайне.

К «иной, охраняемой федеральным законом тайне» относятся прежде всего служебная и коммерческая тайна. Понятие и критерии служебной и коммерческой тайны содержатся в ст. 139 ГК РФ. Информация составляет служебную или коммерческую тайну при наличии следующих условий:

— когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

— если к ней нет свободного доступа на законном основании;

— обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Закон о коммерческой тайне регламентирует порядок установления режима коммерческой тайны, оформления допуска к ней и т. п., но лишь в рамках трудовых и гражданско-правовых отношений. Вопрос о применимости положений данного Закона в части установления режима коммерческой тайны в рамках государственно-служебных отношений остается открытым. В литературе уже неоднократно отмечались проблемы, возникающие в связи с попытками законодателя создать «трудовой кодекс госслужащего» (в частности — абстрагироваться от терминологии трудового законодательства и т. п.) [4, 5, 6].

Поскольку ст. 73 Закона о гражданской службе предусматривает субсидиарное применение законодательства, содержащего нормы трудового права к государственно-служебным отношениям, то указанные нормы, регулирующие охрану коммерческой тайны в рамках трудовых отношений, должны применяться и в данном случае.

Нужно заметить, что действующим законодательством установлен Перечень сведений, не составляющих коммерческую тайну (как правило, носящих публичный характер).

Перечня сведений, составляющих охраняемую законом служебную или иную тайну, действующее законодательство не содержит. В данном случае следует, по всей видимости, руководствоваться Перечнем сведений конфиденциального характера. Включенные туда сведения не относятся к государственной тайне, но ввиду их особого характера не подлежат разглашению. В частности, там указаны:

— сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные);

— сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

— служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти (служебная тайна);

— сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т. д.);

— сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);

— сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Прежде всего необходимо отметить, что данное ограничение в целом представляется вполне обоснованным с точки зрения целей и задач государственной службы. Вместе с тем, если процедура оформления допуска к государственной и коммерческой тайне предусмотрена соответствующими федеральными законами, то допуск к служебной и иной охраняемой законом тайне действующим законодательством фактически не регламентируется.

Кроме того, как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, введение дополнительных ограничений в отношении государственных служащих компенсируется предоставлением им дополнительных гарантий и льгот, которые призваны компенсировать ущерб, наносимый принципу равенства введением отдельных ограничений их прав и свобод. В этой связи Закон о государственной тайне предусматривает широкий перечень социальных гарантий, которые предоставляются гражданам и должностным лицам, допущенным к государственной тайне (процентные надбавки к заработной плате, преимущественное право на оставление на работе при ликвидации организации или сокращении штата и т. п.). В отношении лиц, допущенных к коммерческой тайне, Закон о коммерческой тайне никаких дополнительных гарантий и компенсаций не предусматривает [7].

1. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Под ред. С. Е. Чаянова, Э. Г. Липатова. М.: Теис, 2005. С. 22.

2. Наймушин С. В. Ограничения и запреты на государственной гражданской службе (правовые вопросы) // Чиновник. 2005. N 4 (38).

3. Комментарий к Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред. С. Е. Чаянова. М.: Теис, 2005.

4. Иванов С. А., Иванкина Т. В., Куренной А. М., Маврин С. П., Хохлов Е. Б. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // ЭЖ-Юрист. 2004. N 6. С. 10.

5. Чиканова Л. А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2005. N 4.

6. Пресняков М. В., Чаннов С. Е. Проблемы правового регулирования государственно-служебных отношений // Трудовое право. 2005. N 3.

7. Пресняков М. В., Чаннов С. Е. Комментарий к Федеральному закону от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс», 2006.

Рассказывается о недостатках правовых норм, носящих запреты и ограничения для государственных служащих, а также поступающих на государственную службу.

Обстоятельством, препятствующим поступлению гражданина на государственную службу, а в отношении гражданского служащего — прохождению государственной службы, является наличие определенного заболевания, подтвержденного заключением медицинского учреждения. Перечень таких заболеваний, форма медицинского заключения, а также порядок прохождения диспансеризации должны быть установлены Правительством РФ. В настоящее время такой акт Правительства РФ отсутствует. Перечни заболеваний, которые препятствуют выполнению тех или иных работ либо замещению тех или иных должностей, на сегодняшний день принимаются по принципу ad hoc (т. е. для конкретного случая) в отношении узких категорий работников или служащих, например Список заболеваний, препятствующий работе в представительстве, Перечень психиатрических противопоказаний, Перечень медицинских противопоказаний для работы с государственной тайной.

Собственно, представляется сомнительной сама идея нормативного закрепления медицинских противопоказаний для замещения любой должности государственной гражданской службы.

С целью реализации данного ограничения Положением о конкурсе установлена обязанность гражданина, поступающего на государственную службу, в числе прочих документов представить справку об отсутствии у него заболевания, препятствующего прохождению государственной службы.

Примечание. Запреты и ограничения гражданской службы в нормативных актах

Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 17.12.2009, в тексте — Закон о гражданской службе).

Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» (в тексте — Положение о конкурсе).

Постановление Правительства РФ от 10.04.2003 N 208 «Об утверждении Списка заболеваний, препятствующих работе в представительстве Российской Федерации за границей» (ред. от 01.02.2005, в тексте — Список заболеваний, препятствующий работе в представительстве).

Постановление Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (вместе с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности) (ред. от 23.09.2002, в тексте — Перечень психиатрических противопоказаний).

Приказ Минздрава России от 16.03.1999 N 83 «О Перечне медицинских противопоказаний для осуществления работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну», в тексте — Перечень медицинских противопоказаний для работы с государственной тайной.

Ограничение: совместная служба родственников

Пункт 5 ч. 1 ст. 16 Закона о гражданской службе закрепляет традиционное для законодательства о государственной службе ограничение, касающееся совместной службы родственников, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Ранее такое правило закреплялось и КЗоТ РФ в отношении совместной службы родственников на любом государственном или муниципальном предприятии, в учреждении, организации. Действующий Трудовой кодекс подобного ограничения не содержит, и на сегодняшний день оно характерно только для законодательства о государственной службе.

В целом с позиции целей и задач государственной службы данное ограничение представляется нам вполне оправданным. Однако на практике данная норма иногда вызывает сложности в правоприменении. Например, нередкой является ситуация, когда гражданские служащие, связанные непосредственной соподчиненностью, вступают в брак и, соответственно, уже не могут замещать прежние должности. Действующее законодательство не содержит конкретных правил разрешения данной ситуации, но п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона о гражданской службе предусматривает возможность расторжения служебного контракта вследствие несоблюдения ограничений и невыполнения обязательств, связанных с прохождением гражданской службы.

В описанной ситуации возникает вопрос: кого из таких гражданских служащих следует уволить? Теоретически нужно расторгать служебный контракт с ними обоими, однако целесообразность такого решения весьма сомнительна. Кроме того, в ряде ситуаций существует возможность перевести гражданского служащего на иную должность гражданской службы, которая уже не будет связана с непосредственной подчиненностью родственнику.

На наш взгляд, эти и многие другие вопросы, связанные с данным ограничением, должны получить правовую регламентацию в специальном подзаконном акте. Например, в Республике Туркменистан принят и действует Закон «Об ограничении совместной службы родственников в органах государственной власти и управления». Указанный Закон закрепляет правила перевода и увольнения с государственной службы Республики Туркменистан лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также родители, братья, сестры и дети супругов), если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Пункты 6 и 7 ч. 1 ст. 16 допускают отказ в приеме на государственную гражданскую службу (а в отношении гражданского служащего — увольнение с гражданской службы) в случае выхода из гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иного государства. Данное ограничение было рассмотрено нами при обсуждении условий поступления на государственную гражданскую службу.

В качестве ограничения, связанного с прохождением государственной гражданской службы, Закон называет представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу. Нужно сказать, что действовавший ранее Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» такого ограничения не предусматривал (именно в качестве ограничения). Некоторые исследователи полагают, что предоставление заведомо ложных сведений по существу не является ограничением, связанным с государственной службой [2]. Так, С. В. Наймушин указывает, что, во-первых, при представлении подложных документов или ложных сведений, которые касаются возраста, наличия гражданства Российской Федерации, квалификационных требований, отказ в поступлении на государственную гражданскую службу должен в первую очередь основываться на несоответствии квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, на наличии ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе, объективно препятствующих поступлению на службу или нахождению на ней, и пр. Во-вторых, в случае выявления факта представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу или заключении служебного контракта в отношении лица, уже состоящего на службе, последующее расторжение служебного контракта, освобождение служащего от замещаемой должности и увольнение с государственной гражданской службы осуществляются по усмотрению представителя нанимателя, т. е. очевидно, что данный факт сам по себе не является обстоятельством, объективно препятствующим поступлению на гражданскую службу или нахождению на ней. К этому второму аргументу мы еще вернемся ниже (в частности, мы полагаем, что Закон вследствие низкой юридической техники содержит ряд повторяющихся и пересекающихся оснований прекращения служебного контракта).

На наш взгляд, основным недостатком данной нормы является возможность ее широкой интерпретации: Закон не указывает, какие именно заведомо ложные сведения имеются в виду. В том случае, когда речь идет о сведениях, влияющих на назначение лица на соответствующую должность, данное ограничение будет безусловно оправданным. Если же речь идет о малозначимой информации или информации, не имеющей значения для приема на государственную службу (наличие детей, место рождения и т. п.), отказ в приеме на государственную службу по данному основанию вряд ли следует считать целесообразным. Хотелось бы отметить, что представление подложных документов или заведомо ложных сведений при приеме на работу в качестве основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя ранее было предусмотрено п. 11 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. Весьма показательно, что в новой редакции (от 30.06.2006) Трудовой кодекс предусматривает возможность увольнения лишь за представление подложных документов, но не за сообщение заведомо ложных сведений.

Наконец, Закон о гражданской службе закрепляет традиционное для законодательства, регулирующего государственно-служебные отношения, ограничение, связанное с непредставлением либо представлением заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Гражданин при поступлении на гражданскую службу и затем ежегодно обязан представлять представителю нанимателя указанные сведения. Интересно, что Закон не предусматривает отказа в приеме на гражданскую службу (или увольнения с государственной службы) вследствие представления неполной информации о доходах или имуществе.

Это интересно:  Как получить выписку из егрп через мфц

Таким образом, предусмотренные действующим законодательством ограничения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прохождением, весьма далеки от совершенства и далеко не всегда обусловлены особенностями этого вида профессиональной деятельности. Учитывая, что данные нормы носят императивный характер, наличие отмеченных выше дефектов может серьезно и не всегда обоснованно ограничивать конституционное право граждан на равный доступ к государственной службе.

1. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Под ред. С. Е. Чаннова, Э. Г. Липатова. М.: Теис, 2005. С. 22.

2. Наймушин С. В. Ограничения и запреты на государственной гражданской службе (правовые вопросы) // Чиновник. 2005. N 4 (38).

3. Комментарий к Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред. С. Е. Чаннова. М.: Теис, 2005.

4. Иванов С. А., Иванкина Т. В., Куренной А. М., Маврин С. П., Хохлов Е. Б. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // ЭЖ-Юрист. 2004. N 6. С. 10.

5. Чиканова Л. А. Правовое регулирование служебных отношений на государственной гражданской службе: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2005. N 4.

6. Пресняков М. В., Чаннов С. Е. Проблемы правового регулирования государственно-служебных отношений // Трудовое право. 2005. N 3.

7. Пресняков М. В., Чаннов С. Е. Комментарий к Федеральному закону от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (постатейный).

Основы государственной службы и кадровой политики

Запреты, связанные с гражданской службой

По своему содержанию запреты близки к правоограничениям гражданского служащего, но имеют свою специфику. В первом случае поведение и действия служащих ограничиваются, во втором — императивно запрещаются. Запреты, связанные с гражданской службой, — это обусловленные и установленные действующим законодательством нормы, однозначно запрещающие гражданскому служащему производить те или иные действия как на службе, так и вне ее. Они также обусловлены особенностями правового режима чиновника

В связи с прохождением гражданской службы для служащего существуют определенные запреты (15 запретов) 1 Федеральный закон № 79-ФЗ 2004 г. Ст. 17. .

Участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Закон запрещает чиновнику на платной основе участвовать в работе органов управления этих организаций. В противном случае он будет уделять основное внимание коммерческой организации, а не службе.

Но закон не запрещает служащему за плату участвовать в деятельности органов управления некоммерческих организаций (например, фондов), которые по закону могут заниматься предпринимательской деятельностью. Прибыль от этой деятельности должна идти на достижение целей этой некоммерческой организации, а не на счет ее сотрудников.

Гражданский служащий может участвовать в работе органа управления коммерческой организации, когда это предусмотрено федеральным законом и ему в административном порядке указом Президента РФ поручено участвовать в управлении данной организацией. Установлено, что в целях государственного контроля и регулирования рыночной экономики в органах управления крупных акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности, представители государства участвуют в работе органа управления.

Замещать должность гражданской службы в случае:

  • избрания или назначения на государственную должность;
  • избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
  • избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза.

Данный запрет означает, что гражданский служащий не может быть одновременно депутатом законодательного органа любого уровня — от Государственной Думы до поселкового совета. Не может быть гражданским служащим и лицо, замещающее назначаемую государственную должность Российской Федерации или субъекта РФ (политик). Например, федеральный министр по закону — не гражданский служащий и на него не распространяются нормы, в том числе ограничения и запреты Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ.

Осуществлять предпринимательскую деятельность. Служащим запрещено заниматься деятельностью в целях извлечения прибыли — предпринимательской, или коммерческой. Им не разрешается владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности. Смысл этого запрета — предотвратить ситуацию, когда гражданский служащий, используя свои полномочия, работал бы только на свой бизнес, а не на государство.

Если он добровольно пошел на службу государству, то должен получать заработную плату только из государственного бюджета и на время службы забыть о своей предпринимательской деятельности. Но законом не запрещено, чтобы предпринимательской деятельностью занимались родственники гражданского служащего — например, жена дети. Закон разрешает служащему с уведомления руководителя заниматься любой оплачиваемой предпринимательской деятельностью — педагогической, научной, творческой и т.д.

Если гражданский служащий является собственником акции, доли, пая, он обязан на время прохождения службы передать в доверительное управление под гарантию государства все находящиеся в его собственности акции, доли, паи. Общие условия такой передачи установлены Гражданским кодексом РФ (ст. 1012—1026).

Приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход. Этот пункт является продолжением и конкретизацией предыдущего. К ценным бумагам относятся: облигация, вексель, чек, депозитарный и сберегательный сертификаты, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законодательством отнесены к числу ценных бумаг.

Быть поверенным или представителям по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы. Дело в том, что представитель действует не только от имени, но и в интересах представляемого. Значит, он будет использовать свой должностной ресурс в пользу третьих лиц. Поэтому выполнение представительских функций на гражданской службе запрещается.

Получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц. Этот запрет установлен для того, чтобы гражданский служащий за преподнесенный ему подарок не оказывал предпочтения какому-либо лицу, чтобы он не оказался обязанным какой-либо организации, желающей получить от него выгоду. Данный пункт раскрывает содержание понятия «вознаграждение»: подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения.

Под вознаграждением (подарком) подразумеваются материальные, имущественные ценности или деньги. Это безвозмездная передача дарителем гражданскому служащему вещи в собственность либо имущественного права к дарителю.

Закон регулирует вопрос получения гражданским служащим подарков в связи с исполнением должностных обязанностей — протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. В этом случае они признаются собственностью государства — либо федеральной, либо субъекта РФ — и передаются служащим в течение месяца по акту в государственный орган, где он проходит службу.

Вознаграждение считается принятым в связи с исполнением должностных обязанностей, если:

  • имеется договор дарения или на подарке указана должность лица его принявшего;
  • вознаграждение вручено по месту работы во время участия чиновника в официальных мероприятиях (совещаниях, переговорах), на которых он представляет государственный орган.

Гражданскому служащему нельзя получать вознаграждения косвенным путем, например при их передаче близким родственникам.

Вместе с тем данный запрет не лишает гражданского служащего возможности принимать символические подарки в соответствии с общепринятыми нормами вежливости и гостеприимства. При оценке подарков, принятие которых разрешается, следует руководствоваться ст. 575 ГК РФ, в которой разрешено принимать подарки, стоимость которых не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда. Все, что свыше этой суммы, может считаться взяткой с последующей уголовной ответственностью (ст. 285, 290 УК РФ).

Выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц. Исключения здесь составляют служебные командировки, осуществляемые в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе между органами государственной власти России и других государств, международными и иностранными организациями.

Данный пункт конкретизирует предыдущий и также преследует цель предотвратить подкуп гражданского служащего. Служащим запрещено выезжать за границу по личным делам за счет принимающей стороны. В противном случае они будут этой стороне обязанными. При командировках внутри государства служащий не имеет права получать командировочные деньги от граждан или организаций — он должен их получать только от командирующего государственного органа Конечно, служащему не запрещено пользоваться услугами принимающей стороны — размещением, транспортом. питанием, но только в объеме обычного гостеприимства.

Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать его другим лицам. Это конкретный пункт, не требующий особых комментариев.

Разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Конфиденциальной служебной информацией признается информация, не составляющая государственную тайну, но и не являющаяся общедоступной. В целях реализации данного запрета важно в каждом государственном органе определить и утвердить перечень сведений, содержащих информацию конфиденциального и служебного характера, включив данное положение в должностной регламент и служебный контракт служащего. Чиновник обязан соблюдать установленные правила предоставления служебной информации.

Допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором служащий замещает должность гражданской службы. Закон не содержит запрета на публичные выступления служащего, в том числе в средствах массовой информации. Но он как государственное лицо не должен публично осуждать конституционный строй России, деятельность государственных органов и должностных лиц. Он обязан дистанцироваться от партий и политиков, которые выступают с нападками на правительство. Если чиновник не согласен с проводимой государственной политикой, он должен уйти в отставку.

Принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Государственные награды гражданские служащие получают в знак признания их заслуг и достижений на государственной службе России. Признание заслуг лица, находящегося на российской государственной службе, другим государством ставило бы его в двусмысленное положение. То же самое касается политических партий или конфессий.

Этот запрет содержит единственное требование: служащий вправе принимать награды, почетные и специальные звания другого государства, иностранной организации, партии или религиозного объединения, но только с письменного разрешения руководителя своего государственного органа

Использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также агитации по вопросам референдума. Под этим запретом понимается возможность использования гражданским служащим своего административного ресурса — организационных, финансовых, информационных и других средств. Запрещенными следует считать все действия чиновника по привлечению своих подчиненных или других гражданских служащих к осуществлению в служебное время деятельности по агитации в пользу того или иного кандидата в депутаты, мэры и т.п.

Использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций. Кроме того, нельзя публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности. Признавая записанное в Конституции РФ политическое и идеологическое многообразие в России, следует строить государственную службу, свободную от партийного диктата. Задачи, выполняемые гражданским служащим, требуют от них как профессиональных управленцев проявления политической нейтральности, беспристрастности.

Данный запрет требует, чтобы гражданский служащий не использовал свои должностные полномочия и свой административный ресурс в пользу какой-либо политической партии или религиозного объединения для пропаганды программы и решений партий и иных организаций. Служащие должны руководствоваться исключительно законом, а не партийными решениями.

Гражданский служащий может быть членом любой зарегистрированной в Минюсте РФ политической партии. Этот запрет не ограничивает конституционную свободу слова и убеждений гражданского служащего. Членство в партии не заносится в личное дело служащего. Но агитировать за какую-либо партию и участвовать в политических акциях (съездах, митингах) служащий может только во внеслужебное время. Гражданский служащий имеет право выдвигаться и регистрироваться кандидатом на выборы как самостоятельно, так и от какой-либо политической партии.

Создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур. Данный пункт дополняет и конкретизирует предыдущий. Гражданские служащие не имеют права заниматься «партийным строительством», создавая на государственной службе первичные партийные организации или конфессиональные службы. Этот опыт в советские времена уже был.

На гражданской службе могут в уведомительном порядке быть созданы профсоюзы в целях представительства и защиты социально-трудовых интересов служащих. Разрешения руководителя государственного органа на создание профсоюза не требуется. Руководители государственного органа обязаны воздерживаться от всякого вмешательства в дела профсоюза. Профсоюз не имеет права вмешиваться в деятельность государственных органов. То же самое касается ветеранских организаций.

Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебных споров. Речь идет, по сути, о забастовках гражданских служащих, которые запрещены. Термин «забастовка» не употребляется в законе, потому что она разрешена Конституцией. Гражданский служащий не может участвовать в забастовках против государственной власти, прекращая исполнение своих должностных обязанностей. Это создает угрозу престижу и безопасности государства. Данный запрет носит как коллективный, так и индивидуальный характер. Конечно, это серьезное ограничение общегражданских прав и свобод гражданского служащего, но служащий идет на него сознательно, подписывая служебный контракт.

Ряд запретов действует и после увольнения гражданского служащего с гражданской службы. В частности, гражданин после увольнения со службы не вправе:

  • замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности;
  • разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Требования к служебному поведению гражданского служащего, зафиксированные в ст. 18 Федерального закона № 79-ФЗ, — это установленные законодательством РФ принципы и правила нравственного поведения гражданских служащих как на службе, так и вне ее. Заметим, речь идет не о деятельности, а о поведении гражданских служащих. В основе этих требований лежат этические категории долга чести, добросовестности, честности, неподкупности и т.д. Государство нормой Федерального закона № 79-ФЗ требует от гражданских служащих неукоснительного соблюдения этих нравственных принципов и правил.

Статья написана по материалам сайтов: poisk-ru.ru, hr-portal.ru, isfic.info.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector