+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Юридические понятия и термины

В юридической науке определение термина юридическое понятие» расплывчато и неоднозначно.

Вообще слово «понятие» определяется в философии — как форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия — выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. В логике — мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам. Лингвисты используют более пространное определение: понятие — логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь, представление, сведения о чем-нибудь.

Понятие есть «такое единичное или общее представление, при помощи которого мы мысленно рассматриваем одни лишь существенные признаки объекта». Посредством отдельных понятий и понятийных систем отображаются фрагменты действительности, изучаемые различными научными теориями.

Общепринятые представления о понятиях можно соотнести с юридическими явлениями. Поэтому юридическое понятие можно определить как явление юридического порядка о предмете или множестве предметов, о качестве или их совокупности, взятых в наиболее существенных и отличительных признаках. Юридическое понятие — это аккумулированное значение того или иного явления, служащее для передачи правовой информации.

Чаще всего юридическая наука правовые понятия подразделяет по сфере действия, а следовательно, и значимости, на: общеправовые, имеющие значение для всей системы юридических наук, всех отраслей права и законодательства («государство», «право», «правовая норма» и др.); межотраслевые, имеющие значение для ряда отраслей права и юридической науки («проступок», «материальная ответственность», «необходимая оборона» и др.); отраслевые понятия — действие последних определяется границами той или иной отрасли права и соответствующим законодательством («преступление», «трудовое соглашение», «сервитут» и др.).

Необходимо отметить, что нельзя отождествлять юридические понятия с юридическими терминами, что иногда встречается в литературе. Так Е.С. Шугарина считает, что синонимом слова «понятие» выступает слово «термин».

Термин — это «слово или словосочетание, являющееся названием специального понятия какой-либо сферы производства, науки или искусства». Соответственно назначение юридического термина состоит в том, чтобы дать наименование соответствующему правовому понятию. Таким образом, понятие является категорией логики, а термин — категорией лингвистики.

М.И. Ковалев предполагает, что «понятия не отражают непосредственно реальной действительности, они ближе к сущности явления, содержание понятий в сжатой форме фиксируется в словесных определениях, благодаря чему мы получаем возможность отличать одни объекты от других и формулировать значение вводимого в употребление термина».

Проблему соотношения юридических понятий и юридических терминов необходимо обсуждать в контексте решения проблемы содержания и формы права. Что касается юридического понятия, то оно представляет собой категорию, отражающую содержательную (внутреннюю, невидимую) сторону права. Юридический же термин, обозначая то или иное понятие, относится уже к форме права (он информирует интерпретатора текста нормативного правового акта о закреплении в нем определенного понятия).

Таким образом, юридический термин — это слово или словосочетание, имеющее юридическое значение, выражающее правовое понятие, применяемое в процессе познания и освоения явлений действительности с точки зрения права.

В научной литературе традиционно выделяют три разновидности юридических терминов:

1) общеупотребительные — слова обыкновенного литературного языка («человек», «закон», «жилище» и т.п.);

2) специальные неюридические термины — термины, составляющие принадлежность специальных (неюридических) наук и используемые в юридической науке («невменяемость», «экспертиза», «эпидемия» и т.п.);

3) специальные юридические термины — термины, обладающие особым правовым содержанием, отражающие особенности государства и права как специфических правовых явлений. Возникают в процессе юрисдикционной деятельности («подсудимый», «ответчик», «кассационная инстанция» и т.п.).

Классифицировать юридические термины можно и иначе, например:

1) по источнику возникновения: русскоязычные и иностранные;

2) по степени конкретности: однозначные и требующие толкования;

3) по степени сложности: односоставные и многосоставные.

Использование юридических терминов в законодательных актах должно отвечать целому ряду строго определенных требований, в частности, таких как:

а) терминологическая ясность (правовые нормы и содержащаяся в них терминология должны быть понятны всем, кому они адресованы; каждый применяемый в праве термин в идеале должен иметь свое, и только свое, оригинальное и притом единственное значение);

б) терминологическая однозначность (один и тот же термин должен употребляться в том или ином нормативном правовом акте в одном значении);

в) терминологическая устойчивость (каждый термин должен сохранять свой особый смысл в каждом вновь принимаемом нормативном правовом акте);

г) терминологическое единство (используемые в том или ином нормативном акте термины должны обладать тождественностью и не противоречить терминам, содержащимся в других нормативных правовых актах);

д) терминологическая общепризнанность (термины должны употребляться в соответствии с общепризнанной терминологией).

Юридическая наука обладает понятийным аппаратом второго порядка, то есть производным, сформированным на основе понятий других наук. Она воспринимает понятия других наук только после их преобразования и адаптации для собственных нужд. Поэтому необходимо выявлять суть этих преобразований, а также пути и средства адаптации.

С этой целью широко применяется логическая операция, раскрывающая содержание понятий, называемая дефиницией или определением понятий.

Определение выполняет несколько функций. Во-первых, оно может сузить объем некоторой информации, необходимой для оформления нового юридического понятия, расширяя тем самым понятийный аппарат права. В этом случае встает вопрос о том, каким критериям должны удовлетворять подобные определения, каковы правила их закрепления. Во-вторых, определение может выявлять значение некоторого понятия, описывая его через другие юридические понятия. Здесь основная проблема состоит в поиске методов разрешения вопроса о том, можно ли некоторое данное исходное понятие определить через другие понятия. С этой точки зрения определение является результатом анализа взаимосвязи исходных (первичных) понятий.

Дефиниция существует в рамках некоторого языка и обладает формальной логической структурой. Определение юридического понятия всегда имеет познавательную сторону, поскольку с ее помощью субъект получает юридически значимую информацию.

Юридическая наука выработала ряд основополагающих общих правовых понятий — категорий, имеющих методологическое значение для отраслевых правовых наук, для юридической практики. В них отражаются наиболее общие сущностные черты, свойственные системе юридических явлений вообще, отдельным историческим ступеням развития права в мировой истории и наиболее развитым правовым системам современности. Поэтому под правовыми категориями следует понимать наиболее общие, предельно широкие правовые понятия, в которых отражаются существенные свойства и черты определенного явления. К таковым, например, можно отнести: «федерализм», «государственность», «правовая система», «демократия» и т.д. Обобщив понятие гражданской, административной, уголовной и иной ответственности, — отмечает В. К. Бабаев, иллюстрируя процесс образования категорий, можно получить предельно широкое понятие юридической ответственности. Оно и будет правовой категорией, так как это понятие, отвлекаясь от признаков, свойственных отдельным видам отраслевой ответственности, и акцентируя внимание на общем, что присуще юридической ответственности в целом, фиксирует ее наиболее существенные признаки».

Итак, делая общий вывод о юридических понятиях, как логико-языковой основе юридической науки, следует отметить следующее. Юридические понятия служат тем исходным строительным материалом, с помощью которого формулируется юридическая мысль. Предельно широкие правовые понятия, выработанные юридической наукой, называются правовыми категориями. Они отражают главные, наиболее общие свойства и черты, присущие конкретному явлению государственно-правовой действительности.

Языковым отображением понятий являются термины. О соотношении юридических понятий и юридических терминов необходимо говорить в контексте проблемы содержания и формы права. Юридическое понятие представляет собой внутреннюю содержательную сторону права, а юридический термин относится уже к внешней стороне права, его форме.

Содержание правовых понятий раскрывается с помощью дефиниций — кратких логических определений. Они должны адекватно раскрывать содержание того или иного понятия, называть его основные характеристики в сжатой и обобщающей форме. Только в этом случае юридические дефиниции позволят обеспечить единообразное толкование и применение закона.

§2. Юридические понятия и категории, их научные определения

юридический язык терминология правовой

Важнейшая задача любой науки состоит в том, чтобы всесторонне изучить, а затем выразить в понятиях и научных определениях свой предмет. Понятия и их научные определения — это своеобразные сгустки человеческой мысли, вобравшие в себя знания о явлениях, их свойствах и признаках.

Юридическое понятие- явление, имеющее правовое значение. Оно включает в себя способы отражения принципиальных признаков, свойств, связей, характеризирующих институты и явления государственно-правовой реальности. Перевалов В.Д. «Теория государства и права»: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. — М.: Юрайт, 2010. Примерами могут стать такие формы юридического мышления, как «федерализм», «гражданство», «юрисдикция» и т.д

Краткое содержание аккумулированных в понятии или категории знаний, сжатая формулировка основных черт явления, имеющего юридический смысл, передается посредством научного определения, или дефиниции.

В правовом языке часто применяют в качестве системообразующего выражения слово или словосочетание, носящее характер юридической категории как понятие, имеющего обобщающее значение для всей юридической науки в целом.

Примером юридической категории может выступать правовой акт как официальный юридический документ, отражающий волеизъявление органов публичной власти и ее должностных лиц, а также (в случае референдума) и населения. Правовой акт конкретизируется в таких специальных понятиях, как нормативный правовой акт, т.е. письменный официальный документ, принятый (изданный) правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм; нормативный договор как один из видов источников права, представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права).; индивидуальный (или правоприменительный) акт представляет собой одностороннее волевое властное действие государственного органа исполнительной власти или его должностного лица, обеспечивающее реализацию правовых норм в связи с конкретным делом, вызывающее возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, прав и обязанностей точно определенных субъектов права; акт официального (интерпретационного) толкования, которым дается специально на то уполномоченным органам государства разъяснения положений действующего законодательства.

Следует подчеркнуть относительность в соотношении категорий и понятий, которые в определенных теоретических ситуациях могут трансформироваться одна в другую. Так, философия, являющаяся мировоззренческой наукой и выполняющее методологическую функцию по отношению к любой иной форме познания мира, считается областью категориального мышления. В сравнении с ней юридическая теория представляет собой сферу понятийного мышления. В то же время юриспруденция формировалась как обобщающая совокупность правовых знаний по отношению к отраслевым и специальным юридическим отраслям и потому её базовая наука- теория государства и права разрабатывает и аккумулирует в себе понятийно-категориальный аппарат, т.е. сочетающее в себе как юридические категории, так и правовые понятия.

Юридические понятия (категории) формулируются в виде определений, кратко раскрывающих существо правовых явлений. Они, несомненно, имеют теоретическое значение для соответствующей отрасли государственно-правовой науки и немаловажны для практики применения права. Чем сложнее соответствующее государственно-правовое явление, тем с меньшим успехом можно выразить в кратком его определении все существенное. Определение в таком случае служит лишь средством для первоначальной ориентировки в предмете, а раскрыть полностью конкретное содержание данного явления не может.

Для того, чтобы словесно обозначить юридические понятия, правоведы используют практически те же источники, что и в повседневной жизни: словообразование, переосмысление, словосочетание, заимствование. В каждом конкретном случае выбор того или иного способа конструирования нормативных и иных юридических понятий должен тщательно продумываться.

Юридические термины и определения

Краткий словарь юридических терминов

1. Аксиология государства и права(греч. axia — ценность) — учение о месте государства и права в системе иных мировых и человеческих ценностей

2. Акт применения права —властное, индивидуальное решение правоприменительного органа по конкретному юридическому делу

3. Аналогия закона —решение дела на основе нормы, регулирующей сходные, аналогичные отношения.

4. Аналогия права — решение юридического дела на основе принципов права

  1. Антропология государства и права (греч. anthropos – человек) – учение о значении государства и права в жизни человека, о влиянии природы человека на государство и право и, – наоборот

6. Аппарат государства — система государственных органов, осуществляющих государственную власть.

7. Аутентичное (авторское) толкование— толкование правовой нормы тем субъектом, который ранее издал саму правовую норму, подлежащую толкованию

  1. Гарантии законности —система средств, обеспечивающих процесс фактического осуществления законности на практике

9. Гипотеза — указание на условия действия нормы.

  1. Гносеология государства и права (греч.gnosis – познание и logos – учение) – учение об источниках, принципах, формах, средствах и методах познания государственно-правовых явлений

11. Государственная власть —особый порядок организации (устройства) и применения силы, способной решать дела всего общества.

  1. Государство — это политико-правовой институт единой, универсальной, суверенной власти, обладающей монополией на применение легального публичного принуждения и создание юридических (правовых) норм.
  2. Гражданское общество — часть общественной жизни, которая не контролируется государством; определенная ступень развития общества, которая основана на определенных критериях взаимного сотрудничества и взаимодействия государства и общества в целом
  3. Гражданство — политико-правовая связь человека с государством, которая воплощается во взаимосвязанных правах и обязанностях индивида и государства.
  4. Дееспособность — это реальная возможность индивида своими действиями, самостоятельно осуществлять права и обязанности; возникает после достижения определенного возраста и зависит от психического, физического состояния.

16. Деликтоспособность – установленная законом возможность (способность) нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

17. Диспозиция -часть правовой нормы, содержащая указание на права или обязанности, предоставляемые субъектом права

18. Закон— нормативный акт, принятый высшими органами законодательной власти государства, который направлен на регулирование наиболее важных общественных отношений и обладает наивысшей юридической силой.

19. Законность — требование строгого и неукоснительного исполнения законов государственными органами, должностными лицами, а также органами местного самоуправления в процессе осуществления ими своих государственно-властных полномочий.

20. Законодательная инициатива — предложение, исходящее от компетентного лица о принятии нового закона

21. Законодательство —совокупность действующих законов, подзаконных нормативных актов, а также иных источников права.

22. Индивидуальное регулирование —властное воздействие на поведение человека с помощью разовых, персонифицированных, конкретных указаний.

23. Инкорпорация — форма систематизации, при которой происходит внешняя обработка нормативного материала без изменения внутреннего содержания нормативных актов.

24. Исполнение права —реализация юридических обязанностей, установленных правовой нормой

25. Использование права — реализация субъективных прав, предусмотренных правовыми нормами

26. Кодификация –правотворческаяформа (способ) систематизации, в процессе которой во внутреннее содержание нормативного акта добавляются новые правовые нормы, меняется содержание действующих правовых предписаний, изымаются старые нормы.

27. Коллизия правовых норм — противоречие норм между собой

28. Консолидация— форма систематизации, при которой несколько нормативных актов, регулирующих сходные общественные отношения, объединяются в один единый нормативный акт

  1. Конфедерация –форма государственного устройства, обладающая в отличие от федерации, менее сильным государственным единством и образующаяся государствами для достижения каких-либо конкретных целей.
  2. Корпоративные нормы —правила, принятые негосударственными, общественными организациями, направленные на регулирование внутриорганизационных отношений между членами этих организаций;
  3. Меры защиты — закрепленные в законе способы восстановления нарушенного права;
  4. Местное самоуправление — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных национальным законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций

33. Методология теории государства и права — это учение о приемах и способах познания государственно-правовой действительности, а также об их применении в процессе познавательной деятельности.

34. Методы правового регулирования —приемы, способы правового воздействия на общественные отношения

35. Механизм государства— совокупность всех государственных организаций, которые, так или иначе, участвуют в осуществлении государственных функций

36. Механизм правового регулирования —система специальных юридических средств, с помощью которых осуществляется непосредственное целенаправленное воздействие (регулирование) права на общественные отношения

  1. Монархия —форма правления, при которой носителем верховной, суверенной власти пожизненно является чаще всего одно лицо (император, царь, шах, султан и т.п.).
  2. Моральные нормы —правила, регулирующие поведение людей в соответствии с устоявшимися в обществе представлениями о «добре и зле», «справедливом и несправедливом», «хорошем и плохом»;
  3. Наука — система знаний об окружающем мире, которая выражается в виде идей, понятий, теоретических представлений, отражающих закономерности окружающей человека действительности.

40. Норма права — общеобязательное, формально — определенное, властное суждение (предписание) общего характера, которое выражает государственную волю, устанавливается и обеспечивается в своем исполнении государством для регулирования общественных отношений.

41. Нормативная охрана общественных отношений —это воздействие на человеческое поведение с помощью правил общего характера в целях защиты общественных отношений от возможных и совершаемых нарушений.

42. Нормативное регулирование общественных отношений —воздействие с помощью общих правил на поведение людей в целях упорядочения общественных отношений, поддержание их в «заданных пределах».

43. Нормативно-правовой акт — официальный документ компетентных органов, который содержит новые правовые нормы, изменяет или прекращает действие существующих правовых норм.

44. Объект правоотношения —то, ради чего люди вступают в правовые отношения; то, на что направлены интересы его участников.

45. Обычаи —правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократного повторения и выполняющиеся в силу привычки

  1. Онтология государства и права (греч.ontos – сущее) – учение о сущности государства и права, их началах, основных принципах их существования (бытия)

47. Орган государства — коллектив (единоличное лицо), обладающий определенной компетенцией, государственно-властными полномочиями, действующий на правовой основе, который управляет обществом от имени учредившего его государства.

  1. Органы местного самоуправления (муниципальные органы) —избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения
  2. Ответственность юридическая — обязанность правонарушителя претерпеть государственное осуждение в виде применения в особом процессуальном порядке принудительных неблагоприятных мер за совершенное правонарушение.

50. Отрасль права — элемент системы права, совокупность норм, которая сходным методом регулирует блок обособленных (сходных) общественных отношений.

  1. Политика — решение социально значимых задач, управление делами общества в целом.
  2. Политическая система (в узком значении) — совокупность государственных и негосударственных формирований (организаций, объединений), участвующих в управлении обществом; (в широком смысле) — вся политическая общественная жизнь
  3. Потестарная власть – власть, основанная на силе.

54. Право — система общеобязательных предписаний общего характера, которые выражают государственную волю, устанавливаются (санкционируются) государством, обеспечивающим их исполнение и регулирующие общественные отношения в целях обеспечения порядка и организованности социальной жизни.

55. Правовая идеология — научный уровень правосознания, система теоретических знаний, принципов, научных представлений о правовом бытие.

Это интересно:  Начисление резерва по сомнительным долгам

56. Правовая культура — правовая атмосфера, которая существует в обществе; складывается из множества явлений: правосознания, правового поведения, материализуется в культивируемых в обществе правовых ценностях, деятельности правовых учреждений, законодательстве и т. д.

57. Правовая психология — совокупность практических знаний, навыков, чувств, эмоций и представлений о праве и иных правовых явлениях.

58. Правовая система — взятая в единстве совокупность всех правовых явлений, образующих собственно правовую жизнь любого общества

59. Правовое воспитание – целенаправленная деятельность государства, его должностных лиц и государственных органов, а также негосударственных организаций, трудовых коллективов и отдельных индивидов по формированию высокого уровня правосознания и правовой культуры.

  1. Правовое государство — государство, где «царствует» правовой закон, а государственная власть ограничена требованиями демократического законодательства.
  2. Правовое сознание —совокупность представлений, взглядов, теорий, принципов, а также чувств, эмоций людей о правовой действительности, «правовом бытие».

62. Правовой институт– устойчивая группа норм, выделившаяся, как правило, внутри отдельной отрасли права, которые регулируют однородные общественные отношения.

63. Правовой обычай — форма права, при которой отдельным обычаям с разрешения (санкционированием) государства придается юридическое значение.

  1. Правовой статус личности —правовое положение человека в государственно организованном обществе, юридическое выражение меры свободы, которой обладает индивид

65. Правомерное поведение — социально значимая, юридически допустимая деятельность, которая соответствует требованиям правовых норм.

  1. Правонарушение — противоправное, социально вредное, виновное деяние (действие либо бездействие) деликтоспособного лица.

67. Правоотношение — юридическая связь сторон (участников правоотношения), которая заключается в их взаимных субъективных правах и юридических обязанностях

68. Правопорядок — совокупность общественных отношений, соответствующих праву; состояние их упорядоченности, сформировавшееся в результате сложившейся в обществе практики реализации правовых норм

69. Правоспособность —установленная законом возможность человека быть обладателем прав и обязанностей; она присуща индивиду с момента рождения и существует до конца его жизни

70. Правосубъектность — совпадение право — и дееспособности в одном лице.

71. Предмет правового регулирования —те общественные отношения, которые регулируются правом.

  1. Предмет теории государства и права — общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовой действительности.

73. Применение права — управленческая, процессуальная, властная деятельность уполномоченных (компетентных) субъектов по реализации правовых норм путем рассмотрения конкретных юридических дел и вынесения индивидуальных решений — актов применения права.

74. Принципы организации и деятельности государственного аппарата — основные начала, главные требования, которые учитываются при создании государственных органов и предъявляются к их практической деятельности.

75. Принципы права — основные начала, в которых выражается сущность права

76. Пробел в праве —отсутствие нормы, регулирующей существующие отношения, объективно нуждающиеся в правовом воздействии

77. Простое (унитарное) государство — единое государство, внутри которого нет составных частей, имеющих признаки государственности

78. Реализация права — выполнение внедрение требований правовых норм в реальной жизни, достижение целей правового регулирования.

  1. Религиозные нормы —правила, которые регулируют поведение людей на основе представлений о божественном и священном.
  2. Республика —форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит лицам, избираемым населением страны

81. Санкция — часть правовой нормы, в которой указываются меры, обеспечивающие ее выполнение.

82. Система законодательства(в широком смысле)-совокупность действующих в данном обществе законов, подзаконных актов и иных источников права; в узком смысле — совокупность действующих законов

83. Система нормативного социального регулирования – совокупность всех действующих в обществе социальных норм

84. Систематизация нормативно-правовых актов — деятельность по упорядочению нормативных актов, приведению их в единую систему в целях эффективного и удобного их использования.

85. Системность права —объективное свойство права, которое заключается в единстве и согласованности всех правовых норм и одновременном делении их на отдельные отрасли и институты.

86. Соблюдение права —реализация запрещающих норм

  1. Состав правонарушения — установленные законом признаки правонарушения, наличие которых является по императивному суждению законодателя единственным и достаточным основанием для привлечения лица к юридической ответственности.
  2. Социальное назначение государства — конечная, главная цель, историческая миссия государства.

89. Социальные нормы — правила поведения, которые регулируют отношения между людьми,

  1. Социология государства и права (лат. societas – общество) – учение, исследующее место и роль государства и права среди иных социальных институтов и явлений
  2. Специально-юридические гарантиизаконности —собственно юридические средства, обеспечивающие реализацию требований законности.

92. Субъект права – лицо, которое может обладать субъективными правами и юридическими обязанностями

93. Субъект правоотношения — лицо, обладающее субъективными правами и юридическими обязанностями

94. Субъективное право — вид и мера возможного поведения управомоченного лица.

95. Теория государства и права —политико-правовая наука, изучающая общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовой действительности.

96. Технические нормы —правила поведения, которые регулируют отношение человека к техническим средствам, орудиям труда, природе в целом

  1. Типология государства – разновидность классификации, основанной на наиболее существенных, самых устойчивых и глубинных свойствах государства

98. Толкование права — уяснение и разъяснение смысла правовых норм

99. Учет нормативных актов – самая простая, «первичная» систематизация нормативного материала, осуществляемая в журнальной, картотечной, либо автоматизированной формах

  1. Федерация — государственно-правовой союз (объединение) нескольких государственных образований, в результате которого образуется новое государство
  2. Форма (источник) права — официально установленные способы выражения и закрепления правовых норм, в которых выражается государственная воля.
  3. Форма государства — способ организации и осуществления государственной власти.
  4. Форма государственного устройства —принципыорганизации государственной власти в территориальном отношении; деление государственной территории внутри страны на составные части, правовое положение этих частей, взаимные права и обязанности центральных и местных органов власти, мера их взаимной ответственности.
  5. Форма государственно-правового режима — совокупность методов осуществления государственной власти
  6. Форма правления — принципы устройства и взаимоотношений верховных (высших) органов государственной власти.
  7. Формы осуществления функций государства — сходная по своим признакам деятельность государственных органов, посредством которой реализуются функции государства.

107. Функция государства —объективно необходимое, властное, целенаправленное управленческое воздействие государства в определенных сферах общественных отношений, направленное, в конечном счете, на сохранение данного общества, обеспечение его целостности и жизнедеятельности.

108. Функция права — направление правового воздействия на общественные отношения, в котором выражается сущность и социальное назначение права в обществе

109. Юридическая обязанность — вид и мера должного, необходимого поведения

110. Юридическая техника— совокупность средств, приемов и правил, применяемых в процессе разработки, издания и оформления юридических документов

111. Юридический (фактический) состав — совокупность нескольких юридических фактов, необходимых для возникновения правовых последствий

112. Юридический акт — правомерное деяние, которое субъект правоотношения совершает, зная о правовых последствиях и ради их достижения

113. Юридический поступок —правомерное деяние, которое человек совершает, не зная о правовых последствиях либо зная, но, не желая, чтобы они наступили.

114. Юридический прецедент —форма права, при которой решение суда или иных компетентных органов по конкретному юридическому делу и в отношении конкретного лица становится общеобязательным правилом, «образцом» при решении всех похожих, аналогичных дел в будущем.

115. Юридический факт — конкретное жизненное обстоятельство, с которым закон связывает возникновение, изменение или прекращение правовых отношений

  1. Юридическое лицо —организация, которая обладает внутренним организационным единством (структурой), своим обособленным имуществом, может выступать от своего имени в суде и способна нести имущественную ответственность по своим обязательствам.
оглавление Тема 1. Предмет и метод теории государства и права. Тема 2. Происхождение государства и права…………… Тема 3. Понятие, сущность и социальное назначение государства………………………… Тема 4. Формы государства………………………… Тема 5. Функции государства……………………………. Тема 6. Государство в политической системе общества… Тема 7. Государственный механизм………….………………. Тема 8. Понятие права……………………………………………. Тема 9. Правовая норма………………………………………. Тема 10. Право в системе социального регулирования…. Тема 11. Правотворчество и формы (источники) права… Тема 12. Система права………. Тема 13. Правосознание и правовая культура Тема 14. Правовые отношения.……………… Тема 15. Реализация права….……………….. Тема 16. Правовое поведение……………………. Тема 17. Юридическая ответственность…………… Тема 18. Законность и правопорядок…………….. Тема 19 Государство, право и личность…………………… Тема 20 Правовое государство и гражданское общество… Словарь юридических терминов…………………… Оглавление……………………

[1] Эвтаназия (от греч. еи — хорошо и thanatos — смерть) — намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного с целью прекращения его страданий. Вопрос о допустимости эвтаназии остается дискуссионным.

[2] Органы прокуратуры, судебной власти, их должностные лица также могут издавать нормативно-правовые акты. Однако эти органы обычно не рассматриваются в числе правотворческих, поскольку нормативные акты, принимаемые ими, носят узковедомственный характер, издаются в целях внутреннего оперативного руководства этими органами и распространяются, как правило, только на служащих этих ведомств.

[3] Более подробная характеристика правонарушений и объективно неправомерных деяний дана в теме «Правовое поведение».

[4] В этом разделе автор использовал материалы, любезно предоставленные ему доцентом Волгоградской академии МВД России, кандидатом юридических наук М. В. Заднепровской.

[5] «позволять и не вмешиваться» – фр.)

2.5. Основные термины и определения а

Абсентеизмявление политической жизни, характеризующееся нежеланием избирателей принимать участие в выборах в представительные органы власти.

Автономия— определенная степень независимости отдельных территорий государства, субъектов федерации.

АВТОРИТАРИЗМ— форма власти, сосредоточенной в руках одного человека или в одном властном органе; проявляется в форме принуждения подчиненных к исполнению воли руководителя, сопровождается подавлением самостоятельности подчиненных.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченным органом власти или должностным лицом административного наказания к правонарушителю.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ— распределение объектов и дел, которыми ведают обособленные органы исполнительной власти.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ— установленная государством мера ответственности за совершение административного проступка, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ— противоправное, виновное деяние физического или юридического лица, за которое административным законодательством РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

АКТЫ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ — основные события в жизни человека, подлежащие обязательной регистрации в государственных органах записи актов гражданского состояния, так же называется сама запись об этих событиях.

АЛИМЕНТНОЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВО — семейное правоотношение, возникающее на основании соглашения сторон или решения суда, в силу которого в предусмотренных законом случаях одни члены семьи обязаны предоставлять содержание другим членам, а последние вправе его требовать.

АЛИМЕНТЫ средства на содержание некоторых членов семьи. Основа алиментного обязательства правовое оформление семейных отношений: брак, усыновление (удочерение) детей и др.

Анархия— безвластие, безначалие, режим организации общества, исключающий государственную власть и основанный на идее самоуправления различных социальных общностей.

АРЕНДНАЯ ПЛАТА плата за предоставленное в порядке аренды имущество. Размер арендной платы определяется соглашением арендатора и арендодателя, а в случае арен­ды государственного имуще­ства -на основе нормативов, утверждаемых соответствую­щими органами государствен­ной власти или местного са­моуправления.

АСОЦИАЛЬНЫЙ— идущий вразрез с действующими социальными нормами.

АРЕНДОДАТЕЛЬ-собствен­ник имущества, сдающий его в аренду.

БАЗИС— экономическая основа общества; согласно марксистской теории – совокупность производственных отношений, соответствующих определенному уров­ню развития производительных сил.

БЕЗВЕСТНО ОТСУТСТВУЮЩИЙ — гражданин, о месте пребывания которого в течение года нет сведений в месте его жительства и если он признан таковым судом.

Безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

Безработныетрудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

БЕСПРИЗОРНЫЕ несо­вершеннолетние, не имеющие родительского или государ­ственного попечения, посто­янного места жительства, соответствующих возрасту положительных занятий, необходимого ухода и медицинского обслуживания, систематиче­ского обучения и воспитания. В социологии это явление также именуется социальным сиротством.

БЛАГА— всё необходимое человеку, приносит ему пользу, создает удовольствие, жизненный комфорт, благополучие, достаток, способно удовлетворить жизненные потребности людей. Это свободная земля, воздух, вода рек, озер, морей, океанов, растительный и животный мир природы, так называемые природ­ные богатства. Экономические блага создаются трудом людей, являются резуль­татом их производственной деятельности. Поэтому экономические блага платны, покупаются и продаются, наследуются, могут быть дарованы, предоставлены го­сударством нуждающимся в них людям.

БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ — признаются родственники по прямой восходящей или нисходящей линии (родители и дети, дедушка, бабушка и внуки полнородные или неполнородные (имеющих общих отца или мать) братья и сестры).

БРАК— юридически оформленный добровольный равноправный союз мужчины и женщины, заключённый с целью создания семьи и порождающий для лиц, заключивших его личные и имущественные права и обязанности.

БРАЧНЫЙ ВОЗРАСТ воз­раст, дающий право вступить в брак. Установлен в18лет с правом его снижения до 16лет по просьбе брачующихся (при наличии уважительных причин) орга­ном МСУ по месту жительства данных лиц. За­конами субъектов РФ может быть разрешено вступление в брак с учетом особых обстоя­тельств с 14лет.

БРАЧНЫЙ ДОГОВОР-соглашение лиц, всту­пающих в брак или состоящих в браке, определяющее имущественные права и обя­занности супругов в браке или при его расторжении.

ВЕЩИ — предметы внешнего мира, способные удовлетворять разнообразные потребности людей.Бывают вещинедвижимые(объекты, прочно связанные с землёй, перемещение которых невозможно без причинения им существенного вреда) идвижимые(включая деньги и ценные бумаги).

Время отдыха— время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.

ВЛАСТЬ— 1) способность и возможность распоряжаться, осуществлять свою волю, управлять людьми, объектами, процессами с помощью различных средств, например силы, авторитета, традиций, права, денег; 2) органы власти, которым пре­доставлены полномочия осуществлять власть. Различают законодательные, исполнительные, судебные органы власти. Власть в организации принадлежит ее собственникам и руководителям. Власть в стране, регионе принадлежит законно избранным или назначенным в соответствии с законом и действующими положени­ями органам. В управлении организацией власть – социальные отношения, кото­рые предполагают обязательное выполнение воли руководителя подчиненными, обусловленное наличием у него прав и возможностей руководить подчиненными. Виды власти: легитимная (узаконенное право оказывать воздействие на других); харизматическая (в основе лежит авторитет харизматического лидера); власть фун­кциональная (на основании служебного положения).

ВЛАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ— 1) право, возможность и способность государ­ства оказывать через государственные органы и должностных лиц воздействие на судьбы, отношения и деятельность людей с помощью различных средств и мето­дов; 2) система соответствующих институтов и государственных органов, принима­ющих властные решения; 3) лица, облеченные соответствующими властными пол­номочиями.

ВЛАСТЬ ЗАКОННАЯ— способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью законного права; уза­коненное право субъекта (индивида или группы) навязывать свою волю другим людям или организациям, несмотря на противодействие с их стороны. Наиболее важным видом ее является политическая власть – реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю, определяемую объективными по­требностями и интересами. Главными средствами осуществления законной власти являются политика, административные акты, правовые нормы; она реализуется посредством силы, авторитета и влияния.

ВЛАСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ— непосредственно обеспечивающая применение норм права публичная власть, на которую возлагается функция исполнения прини­маемых законодательной властью (парламентом) законов. Представляет совокуп­ность полномочий по управлению всеми государственными делами и саму систе­му органов государственного управления. Исполнительную власть в РФ представ­ляют Президент (глава государства) и Правительство РФ. На региональном уровне исполнительная власть осуществляется различными органами территориального управления и местного самоуправления – высшими должностными лицами субъектов РФ.

ВЛАСТЬ СУДЕБНАЯ— 1) самостоятельная независимая власть; включает суды в лице судей и привлекаемых присяжных, народных и арбитражных заседателей; 2) правовой статус судов, их место и положение как особых органов государствен­ной власти; это само осуществление властных судейских полномочий.

ВОЛЯ— психический процесс сознательного управления деятельностью, про­являющийся в способности человека преодолевать ограничения, трудности и пре­пятствия на пути к поставленной цели. Преодоление препятствий и трудностей тре­бует волевого усилия – особого состояния, мобилизующего физические, интел­лектуальные и моральные силы человека.

Всеобщее избирательное право— гражданское право, закрепленное юридически, фиксирующее возможность и необходимость участия граждан государства, достигших установленного возраста, в выборах, а также быть избранными в выборные органы государственной власти.

Геронтократия– «власть старцев», разновидность формы управления государством, при которой правящая верхушка состоит, в основном, из лиц преклонного возраста. Это накладывает отпечаток на их политическое сознание, что проявляется в консерватизме, косности, застойности мышления и нежелании допускать необходимые изменения.

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА— высшее должностное лицо, считающееся носителем исполнительной власти и верховным представителем государства в сфере внеш­неполитических отношений; на пост избирается всеобщим голосованием; в РФ гла­вой государства является Президент РФ.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ— практическое организующее и регулирующее воздействие на общественную жизнедеятельность в целях её упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на государственную силу.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ— сумма задолженности государства внутренним кредиторам (внутренний долг) и внешним кредиторам (внешний долг).

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН— созданное в установленном порядке учрежде­ние, выполняющее от имени государства одну или несколько функций в соответ­ствии со своим предназначением, обладающее организационным единством, соб­ственной компетенцией и полномочиями.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ— система органов государства, осуществляющих его задачи и функции.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ— система социальных, экономических и полити­ко-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституцион­ного права.

ГОСУДАРСТВО— организация публичной власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов в пределах определённой территории.

ГРАЖДАНИН— 1) человек, обладающий всей совокуп­ностью прав и обязанностей, предусмотренных законами страны, имеющий гражданство (см.:гражданство) данного государства; 2) человек, обладающий политической и правовой культурой; нравственный человек.

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС— кодифицированный акт, свод, совокупность законодательных по­ложений, регулирующих в РФ отношения собственности, договорные обязатель­ства, имущественные и неимущественные отношения, предпринимательскую дея­тельность, в которых участвуют граждане и юридические лица.

ГРАЖДАНСКИЙ ОТВЕТ­ЧИК —лицо, привлекаемое к ответу по иску заинтересованного лица, предполагаемый нарушитель права.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО— многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов.

Гражданско-правовая ответ­ственность– наступает за на­рушение договорных обяза­тельств имущественного ха­рактера или за причинение имущественного вреда внедоговорного характера. Основ­ной принцип гражданской ответственности -полное воз­мещение вреда.

ГРАЖДАНСТВО— устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в комплексе их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ— относительно устойчивая совокупность людей, объе­диненных общими интересами, ценностями, нормами сознания и поведения. В ши­роком смысле понятие «социальная группа» охватывает любое социальное объе­динение людей — от семьи до общества в целом. В социологии социальная группа понимается в более узком смысле — как совокупность индивидов, объединивших­ся ради реализации определенных личных, коллективных и общественных интере­сов и целей, взаимодействующих определенным образом. Члены социальной группы соотносят себя с ней, ощущают себя участниками и признаются ее членами. Кате­гория «социальная группа» является базовой по отношению к понятиям «класс», «социальный слой», «нация» и другим общностям людей.

Это интересно:  Соединение исков возможно по инициативе

ДЕЕСПОСОБНОСТЬ— способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности, связанная с возрастными и психическими свойствами человека.

Декларация— объявление, заявление от имени правительства или партии, провозглашающее основные политические, идеологические цели.

ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ— процесс, направленный на ограничение иерархии руко­водства, единовластия посредством вовлечения народа в процессы управления, установления порядка, ориентирующегося на интересы большинства, уравниваю­щего людей в правах и обязанностях.

ДИКТАТУРА— ничем не ограниченная, абсолютная власть.

Дискриминация— намеренное ограничение или лишение прав, преимуществ каких-либо лиц, организаций или государств по каким-либо признакам (раса, нация, политические и религиозные убеждения и т.д.).

Дисциплина труда— обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации.

Длительные брачные отношения— супружеские отношения лиц, нахо­дящихся в законном браке, длящиеся более 10 лет.

ДОБРОСОВЕСТНЫЙ СУПРУГ — супруг, права которого нарушены заключением брака, признанного недействительным.

ДОБРОВОЛЬНЫЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА СУПРУГОВ — порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, нажитым супругами во время брака, установленный брачным договором.

ДОГОВОР— соглашение двух или более лиц, направленное на установление, изменение или прекращение взаимных прав и обязанностей (обязательств).

ДОГОВОР ДАРЕНИЯ гражданско-правовой договор, по которому одна сторона (да­ритель) безвозмездно передаёт или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имуще­ственное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

ДОГОВОР НАЙМА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ -гражданско-правовой договор, по которому одна сторона -собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) -обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

ЕДИНСТВО ВЛАСТИ— 1) исполнение законодательной, исполнительной и кон­трольной функций одной ветвью государственной власти с главенством законода­тельной власти; 2) организационный принцип и адекватная схема структуры управ­ления, в которой заложено подчинение любого сотрудника не более чем одному вышестоящему лицу в соответствии с правилом «начальник моего начальника — не мой начальник».

Единокровные братья (сЁстры)— братья (сёстры) по отцу при разных матерях.

Единоутробные Братья (сЁстры)— братья (сёстры) по матери при раз­ных отцах.

ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ — изолированное помещение, являющееся недвижимым имуществом и пригодное (отвечающее требованиям законодательства, установленным санитарным правилам и нормам) для постоянного проживания граждан.

Забастовка— временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Заработная плата— вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

ЗАКОН— нормативно-правовой акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке, обязательный для исполнения на территории страны и обладающий высшей юридической силой (приоритетом по отношению к дру­гим нормативным актам).

ЗАКОННОСТЬ— соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.

ЗАКОННЫЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА СУПРУГОВ — порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, нажитым супругами во время брака, установленный диспозитивными нормами гл. 7 СК РФ; таковым является режим совместной собственности супругов.

ЗАЩИТА СЕМЕЙНЫХ ПРАВ —действия субъектов семейных правоотношений, направленные на обеспечение неприкосновенности права, пресечения нарушения и ликвидацию последствий такового нарушения.

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ СЕМЕЙНЫМ ПРАВОМ —правонарушение, под которым следует понимать применение субъектами семейных правоотношений мер дозволительного поведения с намерением причинить вред другому.

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИМИ ПРАВАМИ осуществление родительских прав в ущерб интересам ребенка.

Злостное уклонение от уплаты денежных средств на содержание— систематическое и упорное нежелание выплачивать денежные средства в суммах, установленных решением суда на содержание несовершеннолетних, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста. Также злостным уклонением от уплаты алиментов может быть признан отказ лица в течение длительного времени без уважительных причин оказывать помощь в содержании детей, поскольку из его поведения вытекает нежела­ние выполнять решение суда.

ИДЕОЛОГИЯ— система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, отражающие интересы раз­личных социальных групп, классов.

Юридические понятия и термины

Рискни стать умным!
  • Главная
  • Курсовая работа (теория)
  • Основы права
  • Юридический язык: понятия и терминология

Юридический язык: понятия и терминология

Филиал негосударственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова»

По дисциплине: Теория государства и права

Тема: «Юридический язык, понятия и терминология»

Выполнила: студентка группы ю-13

Проверил: доктор .ю. н., проф.

§1. Специфика юридического языка и терминологии

§2. Юридические понятия и категории, их научные определения

§3. Общая и специальная правовая терминология. Классификация юридических терминов

§4. Эволюционное развитие юридических понятий и их закрепление в праве

§5. Основные понятия государства

§6. Основные понятия права

Список использованной литературы

Введение

Главное достоинство языка — в ясности. Язык и право принадлежат к числу величайших ценностей культуры, которые имеют фундаментальное значение для бытия человека. Язык характеризует людей как разумных существ: с помощью слов систематизируется опыт освоения окружающего мира и формулируются мысли.

«Юридическая терминология» — одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Тема моей работы актуальна потому, что профессиональное использование терминологии обеспечивает ее информативную качественность, определенную стабильность знаковых систем. Скажем, словосочетание «особое производство» в обыденной жизни понимается по-разному, что вполне естественно. Для юриста же в обобщенном терминологическом значении это разновидность гражданского судопроизводства, при котором между заинтересованными лицами отсутствует спор о праве.

Профессиональное использование терминологии обеспечивает ее информативную качественность, определенную стабильность знаковых систем. Нерасторжимая связь юридических понятий и соответствующих им терминов проявляется в том, что упорядочение правовой терминологии, решение ее функциональных проблем невозможны без достаточно глубокой научной разработки юридических понятий, их логического анализа и точного определения. Если юридические понятия определены недостаточно ясно, о точной, совершенной терминологии не может быть и речи.

§1. Специфика юридического языка и терминологии

Каждой науке, каждой отрасли знаний присуща собственная терминология, которая отражает характерные особенности и свойства предмета познания и регулирования. Очень часто категории и понятия, которыми пользуются представители той или иной научной сферы, очень сложны, для тех людей, которые не имеют никакого отношения к этой сфере.

Однако и существует такая терминология, которая всё-таки специфична, но востребована повседневно и повсеместно. Если рассматривать в частности, то она является необходимой составной частью юридического мира, который выработал собственный юридический язык и собственную систему юридических понятий.

Язык юристов, хотя и схож своей семантикой, но не является буквальным, полным и оригинальным воспроизведением языка юридического. Чтобы адекватно воспринимался юридический язык — его необходимо профессионально спроецировать носителем языка в нужную социальную сферу.

Правильное воспроизведение юридического языка может иметь место только в среде профессиональных юристов, где язык юристов без проблем воспринимается должным образом. В свою очередь, правильное применение и степень использования языка юристов в профессиональной среде юристов будет свидетельствовать об уровне профессионализма самого оратора, который оперирует юридическим языком. Аналогично язык юристов отображается в юридическом документовращении. Использование языка юристов в научно-теоретической среде будет только дополнять общую область языкового научного оборота.

Юридический язык- совокупность грамматических, логических и иных способов передачи и оформления понятийного содержания права. Он, как и любой другой язык определённой профессии, обладает специфическими признаками, которые отличают юридическую работу от другой деятельности и которые характерны только для профессионального юридического языка, среди которых можно выделить, такие признаки как:

— исторически длительный процесс образования, который включает поэтапное формирование юридического языка, с древних времен, по отдельным частям стран (партикулярный уровень), по странам (национальный уровень) по регионам (в частности, язык европейского прав или мусульманского права) и выработку общих правовых понятий мирового сообщества;

— профессионализм, так как юридический язык (как и язык моряков, военных, бухгалтеров, политиков и т.п.) создается в интересах определённого слоя общества, который призван на постоянной основе обслуживать право как общественное явление;

— искусственность, которая связана с привязкой правовых понятий и терминов к целям и задачам правотворчества;

— интернационализм, который был определен в первую очередь римским правовым наследием, а также влиянием тех стран, оказавших большое влияние на становление и закрепление а национальном законодательстве общепринятой юридической терминологии;

— консерватизм, проявляющийся в осторожности в процессах формирования новой юридической терминологии;

— стабильность, которая является гарантом длительного использования постоянных форм юридического языка;

— сложность, требующая выяснение не только истинного содержания правовой нормы, но и различных аспектов ее внешнего оформления.

Язык права действительно является сложным и кажется многим излишне казуистичным. При появлении новых нормативных документов влечет за собой многочисленные комментарии правоведов-ученых. Они поясняют, как будет действовать закон, что означает тот или иной термин, в каком юридическом смысле использовано определенное, понятие.

Так же часто в юридических актах, уже присутствуют понятия и термины, чтобы избежать неверное толкование нормы права при ее реализации.

В праве имеют значение самые незначительные на первый взгляд детали (классический пример: правильная постановка знака препинания «казнить нельзя помиловать»). Терминологическая путаница в законодательных актах, может стать поводом к диспутам на предмет адекватности, но также может вылиться в прямой ущерб для страны. В качестве примера сошлемся на федеральный закон «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики», принятый в декабре1998года. Первоначально этот акт разрешал экспорт платины, платиноидов и материалов, содержащих данный драгоценный метал используемый в основном в производстве автомобилей, только специально уполномоченным государственным органам. Однако традиционный монопольный поставщик российской платины — ВАО «Алмазазювелирэкспорт» — был вынужден оставить свои продажи, поскольку являлся унитарным государственным предприятием, а не специально уполномоченным органом. Сложившаяся ситуация привела к прекращению поставок российской платины за рубеж, в результате чего потери России составили в течение 1999году около 300млн дол. Лишь спустя год после вступления в силу упомянутого закона по просьбе правительства депутаты Государственной Думы внесли поправку в его текст — заменить слово «органы» на «организации». Ныне экспорт металлов платиновой группы может осуществляться специально уполномоченными организациями, определяемыми Президентом Российской Федерации, что дает возможность вернуть России утраченные позиции на мировом рынке.

Текст закона должен выразить непростые, нередко весьма сложные юридические понятия. Вместе с тем законы пишутся для людей. Вот и приходится законодателю, добиваясь максимальной строгости и точности юридических понятий, одновременно стремиться к доходчивости, простоте и ясности изложения.

Законы, иные нормативные акты имеют особый, юридический стиль изложения: они должны быть официально и терминологически строги, в них не должно быть художественной красивости, текст нормативного акта нельзя загружать декларативными положениями, лозунгами, призывами.

Язык закона — общелитературный язык, однако он имеет особенности, что позволяет условно говорить о «юридическом языке». Эти особенности — четкость, сжатость, определенность и точность мысли законодателя, повелительный, императивный характер изложения, специальная терминология.

Все эти особенности, во многом уникальные, свидетельствуют о том, что юридический стиль и юридический язык могут быть отнесены к общекультурным ценностям. Сжатые, повелительные и категорические формулировки призваны отразить и дыхание самой жизни, и сложное, искусное юридическое содержание и в то же время быть доходчивыми и убедительными.

Юридический язык, правовые формулы по самой своей сути преисполнены большой духовной силы, интеллектуальной красоты, и с этой стороны законы не только имеют регулятивно-охранительное значение, но и могут обогатить духовный мир человека, принести ему внутреннее духовное удовлетворение.

§2. Юридические понятия и категории, их научные определения

Важнейшая задача любой науки состоит в том, чтобы всесторонне изучить, а затем выразить в понятиях и научных определениях свой предмет. Понятия и их научные определения — это своеобразные сгустки человеческой мысли, вобравшие в себя знания о явлениях, их свойствах и признаках.

Юридическое понятие- явление, имеющее правовое значение. Оно включает в себя способы отражения принципиальных признаков, свойств, связей, характеризирующих институты и явления государственно-правовой реальности. Примерами могут стать такие формы юридического мышления, как «федерализм», «гражданство», «юрисдикция» и т.д

Краткое содержание аккумулированных в понятии или категории знаний, сжатая формулировка основных черт явления, имеющего юридический смысл, передается посредством научного определения, или дефиниции.

В правовом языке часто применяют в качестве системообразующего выражения слово или словосочетание, носящее характер юридической категории как понятие, имеющего обобщающее значение для всей юридической науки в целом.

Примером юридической категории может выступать правовой акт как официальный юридический документ, отражающий волеизъявление органов публичной власти и ее должностных лиц, а также (в случае референдума) и населения. Правовой акт конкретизируется в таких специальных понятиях, как нормативный правовой акт, т.е. письменный официальный документ, принятый (изданный) правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм; нормативный договор как один из видов источников права, представляет собой соглашение (как правило, хотя бы одной из сторон в котором выступает государство или его часть), из которого вытекают общеобязательные правила поведения (нормы права).; индивидуальный (или правоприменительный) акт представляет собой одностороннее волевое властное действие государственного органа исполнительной власти или его должностного лица, обеспечивающее реализацию правовых норм в связи с конкретным делом, вызывающее возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений, прав и обязанностей точно определенных субъектов права; акт официального (интерпретационного) толкования, которым дается специально на то уполномоченным органам государства разъяснения положений действующего законодательства.

Следует подчеркнуть относительность в соотношении категорий и понятий, которые в определенных теоретических ситуациях могут трансформироваться одна в другую. Так, философия, являющаяся мировоззренческой наукой и выполняющее методологическую функцию по отношению к любой иной форме познания мира, считается областью категориального мышления. В сравнении с ней юридическая теория представляет собой сферу понятийного мышления. В то же время юриспруденция формировалась как обобщающая совокупность правовых знаний по отношению к отраслевым и специальным юридическим отраслям и потому её базовая наука- теория государства и права разрабатывает и аккумулирует в себе понятийно-категориальный аппарат, т.е. сочетающее в себе как юридические категории, так и правовые понятия.

Юридические понятия (категории) формулируются в виде определений, кратко раскрывающих существо правовых явлений. Они, несомненно, имеют теоретическое значение для соответствующей отрасли государственно-правовой науки и немаловажны для практики применения права. Чем сложнее соответствующее государственно-правовое явление, тем с меньшим успехом можно выразить в кратком его определении все существенное. Определение в таком случае служит лишь средством для первоначальной ориентировки в предмете, а раскрыть полностью конкретное содержание данного явления не может.

Для того, чтобы словесно обозначить юридические понятия, правоведы используют практически те же источники, что и в повседневной жизни: словообразование, переосмысление, словосочетание, заимствование. В каждом конкретном случае выбор того или иного способа конструирования нормативных и иных юридических понятий должен тщательно продумываться.

§3. Общая и специальная правовая терминология. Классификация юридических терминов

Вопрос о терминологии существует в любой специальной отрасли знания; и чем такая отрасль специфичнее, тем более остро этот вопрос стоит. В юриспруденции проблема терминологии достаточно актуальна. Чем совершеннее законодательство, тем более четко и глубоко оно регулирует общественные отношения, тем большее значение приобретает проблема терминологии. Без терминов, т. е. слов точного значения, имеющих один четко очерченный смысл, невозможно добиться максимальной точности изложения законодательной мысли. Они делают законодательство более компактным, избавляют его от пространных описаний.

Юридический термин (от лат. Terminus- граница, предел) — слово или словосочетание, которые, обеспечивая определенность и четкость языка права, конкретизируют используемые в нем понятия для определенной сферы регулирования.

Необходимо обратить внимание на следующее. Специально-юридическую терминологию нельзя ограничивать набором особо сложных юридических выражений и слов. По сути дела, в законах, иных нормативных документах выражения и слова, которые, казалось бы, относятся к обычным, общеупотребляемым, в действительности имеют свое специфическое правовое содержание, причем в ряде случаев отличающееся от общеупотребляемого. Характерный пример — слово «сделка», которое, в обиходе имея даже упречный по этическим критериям оттенок, в своем юридическом значении является высокозначимой правовой категорией.

В юридической науке и законодательстве следует различать основные группы понятий и терминов:

— обиходные слова и выражения повседневной речи, которые без всякого своего изменения своего обычного литературного содержания используются и для обозначения юридических понятий. Например такие слова как, «строение», «здание», «документ», «родители», «находка», они применяются как в обычном смысле, так и в специальном.

— общеупотребимые слова и выражения, которым юристы придают специальное значение, наделяя терминологические слова или словосочетания особым смыслом. Например «эмансипация», у обычного человека ассоциируется с представлением женщинам равноправия в общественной или семейной жизни, а в гражданском праве означает объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным в случаях, если он работает по трудовому соглашению, либо он вступил в официальные брачные отношения.

— профессиональные понятия и термины из других сфер социального регулирования. Они включены в понятийный аппарат юриспруденции из других научных областей, оперирующих специальной терминологией (в частности, из техники, медицины, экономики, биологии и т.д.). Примерами могут служить используемые в юридических текстах такие слова, как депозит, промышленное предприятие, эвтаназия и т.п.

— собственно юридические термины и понятия, используемые в юриспруденции и правоприменительной практике для обозначения специфических государственных и правовых явлений и отношений. Среди них, в частности, «абдикция»- официальное отречение монарха от престола; «кассация»- обжалование и опротестование в вышестоящий суд судебных решений, приговоров, не вступивших в законную силу; шикана- в науке гражданского права злоупотребление своим правом.

— полисемичные (многозначные) термины и понятия. Применяя юридическую терминологию, следует помнить, что различный смысл имеют не только одни и те же слова, общеупотребимые как в повседневном, так и правовых аспектах. Разными по вложенному в них содержанию могут быть и специальные термины, используемые в одной или нескольких областях права. В гражданском праве термин сожительство имеет два значения обычное и техническое. В обычном значении сожительство — это, как известно, факт проживания двух супругов под одной крышей. В техническом же значении сожительство понимается как обязанность каждого из супругов соглашаться на вступление в половые сношения с супругом. Равным образом, «задержание» в гражданском праве означает понятие, совершенно отличное от понятия «задержания» в уголовном праве.

Это интересно:  Информационные услуги что к ним относится

— профессиональный жаргон (юридическое арго). Жаргон- речь относительно открытой социальной или профессиональной группы, которая отличается от общеразговорного языка особым составом слов и выражений. Это условный язык, понятный только в определенной среде, в нем много искусственных, иногда условных слов и выражений. Юристами жаргон применяется не только для разнообразия своей речи, но и в правотворческом процессе и правоприменения. Среди подобных особенностей юридического языка следует обратить внимание на корпоративное ударение (дОговор, договОр), профессиональные сокращения и аббревиатуры (МВД, ФСБ, ГК), профессиональный сленг (зеркальные условия договора, агентская комиссия) и просторечия. Также как и у представителей многих других профессий, у юристов существует свой профессиональный жаргон (аблакат, микст, пасквиль), нередко юристы практики её используют, вошедшую в их язык от общения с криминальными элементами.

Далеко не всегда необходимость применения особых терминов в юридической науке и практике бывает оправданной и обоснованной. Нередко они появляются в силу проявления определенных научных амбиций или же отражают, по словам французского юриста П. Сандевуара, «удовлетворение скорее изысканных вкусов любители кроссвордов чем рядового аппетита студентов- будущих юристов). Подобное можно высказать в отношении попыток внедрения в отечественный правовой язык ряда юридических терминов современного зарубежного права, в частности, таких как «транстермипологизация», «правовой модус», «инвалидизация» или «параюрист».

В любом случае будущий юрист для того, чтобы хорошо владеть и излагать сложнейшие правовые материалы, должен владеть юридической терминологией. В этом процессе целесообразнее обращаться к существующим специальным словарям-справочникам, содержащих совокупность юридических терминов как по общим вопросам государства и права, так и в сфере правового регулирования отдельных общественных отношений.

§4. Эволюционное развитие юридических понятий и их закрепление в праве

Право, как и его терминология не стоит на месте, отвечая возникающим общественным потребностям. Закономерно появляются новые понятия, отходят в небытие старые, возрождаются несправедливо и давно забытые, соответственно меняются определения.

Закономерность процессов объективных перемен в юридических понятиях неизбежны, поскольку истинным критерием корректирования традиционных образцов юриспруденции всегда служила практика.

Принято выделять следующую группу понятий, закреплённых в современном праве:

Юридический понятия, которым возвращен первоначально заложенный в них смысл.

Понятийный аппарат юридической науки во многом связан со словами, восходящими к терминологии прошлых эпох, но не всегда первичный юридический смысл или выражение сохраняло свое первоначально значение. В Риме латинский термин «lex» первоначально обозначал всякое правило, в котором содержались права и обязанности сторон (например при договоре). Позднее рамки закона расширяются, поскольку его действие распространяется на широкий круг лиц.

В Законах XII таблиц записывается положение о том, что любое решение народного собрания должно иметь силу закона. Последний таким образом обретает форму юридической регламентации, установленной народом и потому обязательной для исполнения. В институциях Гая закон — есть то, что народ римский одобрил и постановил.

В кодификации Юстиниана «и то, что решил император, имеет силу закона», закон признается нормой, исходящей от высшего авторитета в государстве и на долгие столетия исчезает его первичное понимание, как акта народной воли. С появлением конституционных и парламентарных государств, создание законов вновь становится функцией законодательного органа, которому народ делегировал свои полномочия.

С появлением конституционных или парламентских государств, строящихся на принципе разделения властей, создание законов вновь становится единоличной функцией представительного органа, который лишь в особых случаях может делегировать свои законотворческие полномочия исполнительной власти.

Если воспринимать закон в качестве основы системы современных источников права, то на сегодня он предстает обладающим высшей юридической силой нормативным правовым актом, принятый в особом порядке непосредственно народом путем референдума или его представительным органом, и регулирующим важнейшие стороны общественной и государственной жизни.

Юридические понятия, которые приобретают новое смысловое значение при современном использовании.

Смысл слова или словосочетания становится совершенно иным либо им придают ограничительное или расширительное толкование, в любом случае отличное от того, каким оно было при введении понятия в правовую лексику.

В качестве примера можно привести «юрисконсульт» — в Риме iurisconsult являлся юристом в широком смысле как знаток правовой теории и практики, который также давал консультации и заключения. В современном понимании — это работник правовой службы организации, в функции которого входит контроль за приказами, участие в составлении договоров, оказание правовой помощи членам коллектива, ведение дел своей организации в суде. Налицо ограничение первично заложенного в юридическое понятие смысла.

Юридические понятия, которые не изменяли содержания, всегда соответствуя своему первоначальному значению.

К таковым можно отнести понятие — презумпция невиновности — согласно которому каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его вина не будет установлена в законном порядке, путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

Юридические понятия, которым вновь придается общепринятое значение в результате их терминологического очищения.

Подобное определение следует отнести к терминологии, имевшей двусмысленное значение и избавленной от дополнительной смысловой нагрузки, от идеологических и политизированных наслоений.

В условиях господства социалистической идеологии правовая доктрина включала в понятия и категории обязательную классовую атрибутику. Закреплялись словосочетания «социалистическое правосознание», «социалистическая законность», «социалистическое правовое государство». Когда эра социализма в России потерпела крах, это привело к избавлению юридический понятий от навязанных ценностей и идеалов.

Возрожденные юридические понятия, вновь вошедшие в лексикон права после многолетнего забвения.

Использование подобной терминологии (губернатор, мировой судья, суд присяжных и т.п.) в действующем законодательстве прекратилось с крушением Российской империи и возобновилось лишь в самом конце прошедшего тысячелетия в иных общественно-политических условиях.

Юридические понятия, заменяющие традиционно использованную терминологию, которая ныне противоречит международным требованиям.

В качестве примера можно привести понятие «сильнодействующего вещества», доставшееся российскому праву от старой нормативной системы. Сейчас в связи с требованием международного права появился новый статус «психотропных» или «наркотических».

Юридические понятия, которые закрепляются в процессе отражения в праве современных отношений и связей.

Они фиксируются в нормативных правовых источниках в основном в силу возрастающего значения для общества и государства тех действий, которые составляют их содержание. Конкретный пример можно привести изучив уголовное законодательство (ст.358 УК РФ), которое закрепляет термин «экоцид» как совокупность действий, способных вызвать экологическую катастрофу, непосредственно соотносится с актуальностью создания юридических преград массовому уничтожению растительного и животного мира и т.п. Компьютерное право оперирует понятиями, которые еще несколько лет тому назад вообще отсутствовали в каком либо лексиконе (например «хакер», «кракер», «кардер» и т.п.).

Устаревшие юридические понятия.

Они уже не отражают действующее право, но остаются в юридическом языке как исторический феномен.

Примером может служить «спекуляция», входившее некогда в уголовно-правовую терминологию. Уголовный кодекс РСФСР до 1991 г. сохранял статью о спекуляции как скупке и перепродаже по повышенным ценам товаров в целях наживы. Ныне подобное не попадает под юридическую ответственность и расценивается как поведение в рамках дозволенного.

§5. Основные понятия государства

Термин «государство» мы встречаем очень часто в средствах массовой информации и быту. На протяжении продолжительного исторического периода не было научного определения этого понятия и его содержание часто менялось. Например, Людовик XIV отождествлял государство со своей верховной властью и говорил, что «государство — это я». Он имел определенную рацию, поскольку вся высшая власть принадлежала ему, но отождествлять власть одного монарха с государством нельзя. В бывшем СССР употреблялся слог (лозунг): «Государство — это мы». Государство отождествляли со всем народом. Хотя народ и граждане очень тесно связаны с государством, но отождествлять их неправильно. В.И.Ленин отождествлял государство с машиной для подавления одного класса другим. Для определенных исторических периодов такие сравнения возможные, особенно когда существуют авторитарные или диктаторские режимы. В данных сравнениях выражается суть государства, а не ее понятие и определение.

Научный подход к определению понятия государства, как и любого другого понятия, требует отмежевать одно понятие от другого или от аналогичных социальных явлений. Такими аналогичными или близкими социальными явлениями есть родовое и гражданское общество, политические партии, религиозные и общественные организации, колонии, полуколонии, доминионы, мафиозные организации.

В юридической теории государство представляет как определенный способ организации и руководства обществом, на началах подчиненности его членов властным структурам в общих интересах. Государство является особой организацией суверенной публичной власти, распространяющей ее на всю территорию и население на основе юридически обязательных велений.

Государство обладает специфическими признаками (наличие организационных документов, публичная власть, наличие подчиненных организаций, наличие государственного языка (языков) и т.д.), которые ставят ее над иными элементами политической системы общества. Для выполнения возложенных на государство общих и специальных функций создаются соответствующие органы власти, использующие в этих целях правовые средства воздействия на поведение граждан. Хотя с другой стороны, право предназначено для ограничений государственного господства юридическими рамками.

Как мы знаем, государство является основным субъектом международного права. В силу своей власти государства создают и применяют международно-правовые нормы. Понятие государства в международном праве имеет свою специфику. Главное состоит в том, что, будучи носителем суверенитета, государство представляет страну в международных отношениях и обладает способностью осуществлять международные права и обязанности. Суверенитет, как собирательный признак, впитывает в себя наиболее существенные черты государственной организации общества, означая верховенство и независимость государственной власти в осуществлении собственной политики как в пределах своей территории, так и в межгосударственном общении.

Во внутригосударственном праве, государство ассоциируется с совокупностью официальных органов власти, действующих от его имени в масштабах всей страны.

По отношению к религии, которое проявляется в различных формах ее закрепления в государственной жизни, современники рассматривают как:

светское государство — это государство, где последовательно проведено отделение церкви от государства, не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов. Принцип светского государства зафиксирован в конституциях многих зарубежных стран (Франция, Бразилия и др.). Конституция Российской Федерации 1993 г. устанавливает, что Россия — светское государство (статья 14);

атеистическое государство — это государство, в котором атеистическая пропаганда исходит от государственных органов власти и ведется систематическое преследование священнослужителей и верующих;

клерикальное государство — это государство, где церковь имеет государственный статус, не только пользуется огромными привилегиями, но также является влиятельной политической силой. Например, в Великобритании государственной церковью является англиканство, ее главой выступает глава государства — монарх, ныне королева Елизавета II;

теократическое государство — особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Обычно высшая власть в таком государстве принадлежит главе господствующей церкви (он же глава государства), признаваемому «живым богом. Практически государственные полномочия возложены на духовенство, жрецов. Законом признаются «веления бога» — Священное писание, шариат и т. п. и воля главы государства и церкви.

В современном мире также выделяют и иные формы взаимоотношения государства с обществом, закрепленные соответственно в понятийном ряде.

Социальное государство воспринимается в современном мире как такое государство, в котором политическая система, перераспределяет материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся. Понятие социального государства устанавливается современными конституциями в качестве важнейшей ее характеристики.

Но, конечно же, на практике обещания всеобщего благосостояния и фактического положения населения с социальным равенством чаще всего не совпадают. Поэтому вполне допустимо применение и иного термина- асоциальное государство, в котором подобающие нормальной жизни условия создаются лишь для правящей элиты.

Конституционное государство обычно понимается двояко. Прежде всего как государство, формально принявшее основной закон, устанавливающий систему зафиксированных в ней важнейших положений, которые определяют основание, цели и устройство государства, принципы и формы организации государственной власти и ее функционирования, взаимодействия различных составляющих власть ветвей, правовой статус личности, порядок взаимоотношений граждан с государством и т.п. Практически в мире не осталось государств, не имеющих конституций как в виде единого специального документа либо как совокупности конституционных актов или представляющих собой сочетание важнейших законов, судебных прецедентов и обычаев страны.

Демократическое государство охватывает своим понятием государство, в котором организация и деятельность направлена на признание и обеспечение суверенитета (полновластия) народа, прав и свобод человека и гражданина. В демократическом государстве также находят признание и гарантируются такие проявления демократизма, как разделение властей, политическое многообразие, равенство всех перед законом.

§6. Основные понятия права

Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлении.

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право употребляется в нескольких смыслах. Во первых, право означает то, что всегда является справедливым и добрым , — каково естественное право. В другом смысле право — это то что полезно всем и многим в каком-либо государстве, каково цивильное право .

По мере развития общества и государства у людей, естественно менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий и суждений. Однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права как гражданское (цивильное), хотя и в модернизированном виде, но сохранились. В первую очередь это касается таких правовых институтов как право собственности, наследования, купли-продажи и многих других.

Таким образом можно сделать вывод, что многообразие понятий права, позволяет судить об этом целостном и однородном, но в то же время и сложном явлении с различных точек зрения, нередко рассматривающих право в более широком смысле, чем его юридическое содержание.

В юридическом аспекте право представляет собой совокупность общеобязательных велений, установленных от имени государства и им обеспеченных, которые выражают согласованную общественную волю и направлены на создание условий для нормальной жизнедеятельности личности, общества и государства в целом. Это является объективным правом, распространяющее в пределах своего действия заданный им масштаб свободы поведения на всех своих субъектах и независимо от них.

В субъективном аспекте право рассматривается как обеспеченная юридической нормой мера возможного поведения конкретного участника правовых отношений. Субъективное право принадлежит установленному индивиду как рамки свободы его действий, обеспеченные соответствующими действиями иных субъектов.

Общее право как общесоциальное понятие позволяет обозначить установленную уровнем развития человеческой цивилизации совокупность правовых идей и начал, которые являются критерием права современного государства как части мирового сообщества.

Естественное право как понятие означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Такими неотчуждаемыми и неизменными правами является право на жизнь, право на частную собственность, свободу мысли и слова и др.

Неофициальное право (неформальное) право как понятие оно свойственно дуалистическим правовым системам, где наряду с действующими от имени государства и им обеспеченными юридическими нормами осуществляются нормы, которые диктуются образом жизни, религией или обычаями определенных общин.

Национальное (официальное) право является совокупностью нормативных установлений государства, соединенных в его законодательных и иных источников права и отражающих в себе специфические черты, а также правосознание конкретного народа и общества. Это так называемое позитивное право государства, формируемое в официально принятом порядке и являющееся общеобязательным для всего населения страны.

Международное право в своем понятии это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения. Международное право не входит в национальное право какого-либо государства, представляя собой особую систему собственных международно-правовых источников, отраслей и отношений, субъектами которой являются государство и международные организации.

Также в последнее время принято стало выделять право межгосударственных союзов (например, право Европейского союза4), которое определяется как правовой порядок, устанавливаемый рядом государств в отношениях между собой и ограничивающий тем самым суверенитет национального права в определенных сферах.

Заключение

Итак, язык права — это такой элемент юридической техники, который одинаково важен для науки, нормотворчества и правоприменения. Юридический язык очень важен для точного понимания правовых норм. От построения предложений в Законе или иных нормативно-правовых актах, зависит их смысл.

Язык права в своем терминологическом выражении един и неразделим. В сфере юридической деятельности, особенно в сфере правотворчества, немало важную роль играет терминология. От точности употребления терминов в законе во многом зависит точность выражения воли законодателя, а, следовательно, и результативность закона и его значимость в жизни общества.

Для правовых актов используется законодательный официальный стиль. Клише или языковые стандарты необходимы, для обеспечения точности языка права.

Выражаясь юридическим языком, следует руководствоваться логическим построением высказываний. Юридический язык должен быть краток, лаконичен, точен и понятен. Большую роль в организации текста, в логичном выражении мыслей играют порядок слов и использование местоимений, но в текстах правовых актов встречаются случаи нарушения этих правил, что мешает правильному их пониманию, порождает двусмысленность.

Список использованной литературы

3. Венгеров А.С. Теория государства и права: учеб. [для юрид. вузов]- 7-е изд., стер. — М.: Издательство «Омега-Л», 2010. — 607с

6. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг РФ: юридическая литература. -Изд. Омега-Л, 2012. -63 с.

8. Оксамытный В.В. Теория государства и права: учебник для студентов вуз. — М.: «ИМПЭ-ПАБЛИШ», 2004. — 563с.

Репетиторство

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Статья написана по материалам сайтов: pravo.bobrodobro.ru, zna4enie.ru, diplomba.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector