Этап контракта по 44 фз разъяснения

Из каких стадий состоит исполнение

Любой договор исполняется поэтапно. Рассматривая весь процесс исполнения госконтракта, можно выделить следующие фазы:

  1. Выполнение контрагентом обязательства по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
  2. Приемка заказчиком результатов, в том числе экспертиза.
  3. Оплата.
  4. Действия по изменению условий.
  5. Действия по расторжению.

Где и как отображается в ЕИС

В ЕИС первые три пункта из этого списка отображаются со статусом «Исполнение». Выполненная закупка имеет наименование «Завершено». Если происходит расторжение, заказ отображается со статусом «Прекращено». Отмена реестровой записи помечается как «Аннулирован».

Нередки случаи, когда в ЕИС неверно отображается статус заказа. К примеру, неисполненный договор помечен как «Исполнение завершено». Возникает вопрос, как вернуть контракт на этап исполнения контракта. Для этого в блоке «Сведения об исполнении (прекращении действия) контракта», закладке «Документы» карточки договора следует отменить редакцию, выбрав в контекстном меню функцию «Отметить как недействительные».

В ЕИС можно увидеть все этапы исполнения контракта по 44 ФЗ, пример взят из реестра:

Как завершить этап

Согласно ч. 12 Постановления от 28.11.2013 № 1084, заказчик обязан отражать сведения о выполнении, изменении и расторжении договора в реестре контрактов ЕИС в течение трех рабочих дней с момента наступления соответствующего события.

Исполнение отдельного этапа контракта по 44 ФЗ требует создания определенных документов, подтверждающих данный факт, к которым относятся:

  • накладные, счета-фактуры, акты приемки-передачи выполненных работ, оказанных услуг, документы экспертизы (при необходимости) и др.;
  • дополнительное соглашение об изменении условий договора с приложением документов, отражающих новые условия;
  • дополнительное соглашение о расторжении.

Аналогичной позиции придерживалось Минэкономразвития (письма от 31.08.2015 № Д28и-2474, от 01.06.2015 № Д28и-1434, от 30.11.2015 № Д28и-3467, от 27.10.2015 № Д28и-3124). Казначейство России письмом от 30.05.2014 № 42-5.7-09/5 указало на необходимость составления отчета после каждой оплаты, однако учло тот факт, что требования о направлении в РК информации после каждого подписания акта приемки 44-ФЗ и иными нормативными актами не установлено.

Этапы исполнения контракта по 44-ФЗ

Исполнение контракта — довольно сложный процесс, который можно условно разделить на несколько этапов. К каждому из них поставщики/подрядчики/исполнители и заказчики должны подходить внимательно, ведь допущенные нарушения могут повлечь за собой серьезные последствия — от штрафных санкций до расторжения контракта.

Поставка товара/выполнение работ/оказание услуг

Первый и основной этап исполнения контракта. Его продолжительность определяется в каждом случае индивидуально, оговаривается непосредственно в тексте контракта и может составлять от нескольких недель до нескольких месяцев и даже лет.

Ответственность за исполнение этого этапа лежит преимущественно на поставщике/подрядчике/исполнителе, однако и заказчик не должен оставаться в стороне. Его обязанность — создавать все необходимые условия (как правило их перечень оговорен в тексте контракта) и ни в коем случае не препятствовать исполнению обязательств победителем.

Приемка результата

Посте того, как обязательства по контракту со стороны поставщика/подрядчика/исполнителя выполнены, начинается работа заказчика. Второй этап исполнения контракта — это приемка поставленного товара/выполненных работ/оказанных услуг.

Порядок процедуры и отведенное на это время определяется непосредственно контрактом. По итогам оформляются и подписываются документы, подтверждающие что товар поставлен/работы выполнены/услуги оказаны. Это акты выполненных работ/оказанных услуг или товарная накладная. В некоторых случаях комплект может включать в себя дополнительный набор документов, определенный контрактом. Все они составляются и подписываются в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон.

Приемку товара осуществляет заказчик, однако часто возникает ситуация, когда в контракте оговорено, что документы (акты, накладные и так далее) должен подготовить поставщик/подрядчик/исполнитель.

Если по результатам приемки вынесено отрицательное решение и доказано наличие существенных нарушений со стороны поставщика/подрядчика/исполнителя, то контракт может быть расторгнут в одностороннем порядке или по решению суда, а он окажется в реестре недобросовестных поставщиков и, возможно, понесет финансовое наказание.

Проведение экспертизы

Перед тем как сделать выводы о соответствии товара/работы/услуги условиям контракта, заказчик должен провести экспертизу. Для этого он создает внутреннюю комиссию или приглашает сторонних экспертов, в зависимости от ситуации.

В случае, если это так и товары/работ/услуги признаны несоответствующими требованиям контракта, он будет расторгнут в одностороннем или судебном порядке.

Оплата поставленного товара/выполненных работ/оказанных услуг

После того, как поставщиком/подрядчиком/исполнителем выполнены все обязательства по контракту, а заказчик принял товар/работы/услуги без каких-либо нареканий, он должен их оплатить. Отведенное на это время также оговаривается контрактом и может составлять от нескольких дней до двух-трех месяцев.

Это интересно:  Подать жалобу в рса по кбм

В случае, если заказчик нарушает свои обязанности по оплате, например, задерживает ее, к нему будете применены штрафные санкции, определенные контрактом. Правда, доказывать его вину придется в суде.

Оформление отчетности

После того как контракт оплачен, заказчик должен разместить на официальном сайте www.zakupki.gov.ru сведения о его исполнении. В принципе, поставщика/подрядчика/исполнителя этот этап не касается совершенно. В случае если что-то будет сделано не вовремя или не по закону ответственность понесет заказчик.

Однако бывают ситуации, когда участнику закупки требуется подтвердить свою добросовестность или наличие опыта исполнения государственных/муниципальных контрактов. В этом случае сведения придется брать именно из реестра и если они не внесены в установленном законом порядке, то могут возникнуть проблемы.

Минфин разъяснил порядок формирования отчета об исполнении контракта (его этапа) и информации об оплате

Согласно ч. 9 ст. 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или оказанной услуге (за исключением контракта, заключенного в соответствии с пунктом 4, 5, 23, 42, 44, 46 или 52 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ) отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС).

Для заказчиков одним из основополагающих вопросов является срок размещения отчетов об исполнении контракта (его этапа) в ЕИС. Ответ на этот вопрос неоднократно давался в письмах Минэкономразвития России.

Так, в письме Минэкономразвития от 21 декабря 2015 г. N Д28и-3838 было указано, что при осуществлении закупки услуг длящегося характера, оказываемых в течение года, необходимо проводить ежемесячную экспертизу оказанных услуг и составлять ежемесячный отчет, если условиями заключенного контракта этапы оказания услуг не предусматриваются, но приемка и оплата оказанных услуг производятся ежемесячно.

В письме Минэкономразвития России от 21 января 2016 г. N Д28и-92 сообщается: «В случае если условиями контракта этапы его исполнения (в том числе этапность оплаты) не предусмотрены, но приемка и оплата поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) производятся в определенные промежутки времени (например, ежемесячно или ежеквартально), приемка, оплата и экспертиза части поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) также являются отдельными этапами исполнения контракта. По результатам такой частичной приемки, оплаты и экспертизы товара (работы, услуги) необходимо составлять и размещать в ЕИС отчет об исполнении отдельного этапа поставки товара (выполнения работы, оказания услуги).

На смену Минэкономразвития органом, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в сфере закупок, пришло Министерство финансов РФ.

Первое правило, которое приводит Минфин России в письме: в случае, если приемка поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги была осуществлена, а оплата контракта не производилась, размещение отчета не требуется. Этот вывод основывается на пп. б) п. 3 Положения о подготовке и размещении в ЕИС отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее — отчет), утверждено постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1093 (далее — постановление N 1093, положение — соответственно). Согласно указанному пункту, отчет размещается в течение 7 рабочих дней с даты оплаты заказчиком обязательств по контракту и подписания документа о приемке поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг. То есть для составления отчета необходимо, чтобы были проведены и оплата, и приемка.

Второе правило гласит: если условиями контракта этапы не предусмотрены, но приемка поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, а также их оплата производятся регулярно (ежемесячно, ежеквартально и т.д.), то в указанном случае заказчику необходимо размещать в ЕИС отчет и информацию об оплате контракта также на регулярной основе. В данном случае имеется преемственность позиции, которую высказывало в свое время Минэкономразвития России.

Если следовать логике указанных министерств, то изменения, внесенные в ч. 9 ст. 94 Закона №44-ФЗ Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»», не поменяют выведенные ими правила. В новой редакции норма будет предусматривать, что отчет о результатах отдельного этапа исполнения контракта размещается в ЕИС не всегда, а только в том случае, если предметом контракта является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ или цена контракта превышает 1 миллиард рублей. В свою очередь министерства в своих письмах указывают на то, что даже если этапы не были выделены заказчиком в контракте, он все равно должен делать отчет при наличии частичной приемки, оплаты и экспертизы товара (работы, услуги).

Это интересно:  Как платится больничный по уходу за ребенком

Борисов Дмитрий Юрьевич Эксперт
29 мар. 2018 г.

Особенности исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ (Волкова М.)

Дата размещения статьи: 26.08.2014

К сведению. В настоящее время порядок ведения реестра единственных поставщиков вооружения и военной техники установлен Постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 N 826 «Об утверждении Положения о ведении реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники». Порядок формирования цены установлен Постановлением Правительства РФ от 25.01.2008 N 29 «Об утверждении Правил формирования цен на российские вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем».

— оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
— закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством РФ перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно). Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

К сведению. В настоящее время Перечень товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.09.2013 N 1765-р.

Проведение экспертизы силами заказчика. В этом случае заказчик может создать приемочную комиссию, которая должна состоять не менее чем из пяти человек (ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Далее приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком. При этом в случае, если результаты были не приняты, поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки направляется мотивированный отказ от подписания данного документа в письменной форме (ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Проведение экспертизы путем привлечения экспертов, экспертных организаций. Согласно ч. 5 ст. 94 Закона N 44-ФЗ привлекаемые к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта. Результаты экспертизы должны быть оформлены в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации. Данное заключение должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству РФ. Если по результатам экспертизы установлены нарушения требований контракта, но при этом они не препятствуют приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, эксперты в своем заключении могут прописать предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
Далее при решении о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам названной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения (ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).

Обратите внимание! Заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае выявления несоответствия данных результатов либо данных товара, работы, услуги условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 8 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).

Это интересно:  Вопрос на предоставление комнаты в общежитии

Оформление результатов выполнения контракта

Согласно ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ результаты отдельного этапа исполнения контракта (за исключением контракта, заключенного в соответствии с п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию:
— об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
— о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;
— об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.
Кроме вышеперечисленного, к отчету необходимо приложить заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством РФ документ (ч. 10 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).

Отметим, что порядок подготовки и размещения в единой информационной системе отчета, а также форма указанного отчета установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения». При этом в ч. 12 ст. 94 Закона N 44-ФЗ сказано, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать порядок размещения соответственно в региональных и муниципальных информационных системах отчетов о результатах отдельного этапа исполнения контракта, осуществления поставки товара, выполнения работы или оказания услуги (в том числе перечни дополнительной информации).

Наиболее распространенные вопросы по содержанию ст. 94 Закона N 44-ФЗ

Когда необходимо формировать отчет об исполнении контракта в единой информационной системе: ежемесячно или в четко определенные и зафиксированные в контракте этапы? Пункт 1 ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ определяет этап исполнения контракта как приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги. В связи с тем что поставка товаров необязательно происходит со строгой периодичностью раз в месяц, ориентироваться необходимо именно на зафиксированные в контракте этапы, а не на ежемесячное его исполнение.
Необходимо ли проводить экспертизу при исполнении контракта с единственным поставщиком? Частью 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ предусмотрены случаи, когда привлечение экспертов или экспертных организаций на основе договора при осуществлении закупки у единственного поставщика не является обязательным. Однако это не освобождает от обязанности проводить экспертизу исполнения контракта своими силами (ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Документально она может быть оформлена в виде заключения о соответствии товаров, работ или услуг требованиям контракта, составленного и подписанного уполномоченным работником заказчика.
Можно ли включить в сумму контракта стоимость экспертизы? Согласно ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ одной из обязанностей заказчика является проведение экспертизы, это значит, что она должна быть произведена за счет заказчика. Таким образом, контракт с экспертом или экспертной организацией (в случае их привлечения) должен заключаться в общем порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, то есть путем проведения самостоятельной закупки, не входящей в состав основной. Это значит, что включение в сумму контракта стоимости экспертизы его исполнения не представляется возможным.
В заключение отметим, что при исполнении контракта заказчику необходимо помнить о проведении экспертизы либо собственными силами, когда это позволяют положения Закона N 44-ФЗ, либо с привлечением эксперта, экспертной организации. При этом заключение контракта с экспертом или экспертной организацией является самостоятельной закупкой, которая должна осуществляться в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Статья написана по материалам сайтов: goszakupkirf.ru, razvitie.expert, lexandbusiness.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector