+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

История службы судебных приставов

На протяжении всей истории институт судебных приставов способствовал развитию и становлению государственности и утверждению принципов справедливости.

История развития человеческого общества знала периоды, когда принудительное осуществление кредитором своих претензий проводилось силами и средствами самого кредитора, причем без какого бы то ни было предварительного разбора и подтверждения правильности самой претензии, а затем с введением предварительного, чаще всего, судебного признания права кредитора и ограничения пределов допустимого самоосуществления права, т.е. самоуправства со стороны кредитора.

По ранним литературным источникам на Руси исполнением судебных решений занимались отроки, мечники Русской правды, а также приставы и подвойские судных грамот и княжеского Судебника. В XVIII веке эти обязанности полностью легли на плечи общей полиции. Связанные с этим неудобства привели к созданию особого круга лиц, занимающихся исполнением судебных решений – судебных приставов.

Судебные приставы состояли при кассационных департаментах Правительствующего сената, при судебных палатах и при окружных судах для исполнения действий, возлагаемых на них уставами уголовного и гражданского судопроизводства и учреждением судебных установлений. К компетенции судебных приставов относились следующие полномочия: исполнение судебных решений и определений, доставка сторонами повесток и бумаг по делам, исполнение распоряжений председательствующего в судебном заседании. Решения мировых судебных установлений приводились в исполнение судебными приставами, состоящими при мировых съездах. Решения земских начальников и городских судей в пределах земских участков приводились в исполнение полицией. Кроме того, председатели судебных мест имели право исполнение решений поручать чинам полиции при недостатке судебных приставов.

20 ноября 1864 года император Александр II утвердил ряд законов о судоустройстве: Судебник, Судебный устав, «Судебные приставы и правила исполнительного производства по судебному уставу» и некоторые другие. Именно этот день считается днем организации службы судебных приставов (судебной полиции). Служба была упразднена в первые годы советской власти и работа по воплощению в жизнь судебных решений была возложена на органы милиции и лишь частично на судебных исполнителей. За последующие годы служба судебных приставов несколько раз претерпевала различные изменения.

По уставу гражданского судопроизводства 1864 года проведение торгов недвижимым имуществом регулировалось следующим образом. Опись вместе с оценкой представлялась судебным приставом в суд, при котором предстояла публичная продажа имущества. Непременный член мирового съезда или председатель, либо уездный член окружного суда, смотря по тому, куда представлена опись, проверял, соблюдены ли судебным приставом установленные в законе правила, и если найдет, что она составлена согласно с ними, назначал одного из судебных приставов, по избранию обеих сторон, или по своему усмотрению для производства торга. Время, судебное место, при котором должна производиться продажа и последовательность продажи описанного имущества определялись по взаимному соглашению между должником и взыскателем или взыскателями, а если согласия не последовало, то судебным приставом сообразно с правилами (статья 1132 Устава гражданского судопроизводства). Место производства торга зависело от ценности и от местонахождения имущества. Именно при окружном суде продавалось имущество, оцененное в сумму свыше пятисот рублей (по закону о реформе местной юстиции – свыше одной тысячи), или же находящиеся в уезде того города, где существует окружной суд. Когда продажа производилась при съезде, то заведование ее возлагалось на непременного члена или председателя, а если при окружном суде, то на одного из членов суда по назначению председателя.

Право не может считаться действующим, если не реализуется предписанием правовых норм. Какой бы не была деятельность судов, решения их останутся иллюзорными, если не будут исполняться. Эти задачи возложены на службу судебных приставов.

В современной России служба была создана как государственная структура в системе Министерства юстиции Российской Федерации в 1997 году. Ее создание было продиктовано временем. К этому периоду в Российской Федерации окончательно сложилось три ветви государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная. Судебная обособилась в самостоятельную ветвь власти. Происходило обособление судебной власти от исполнения несвойственных ей функций. Судейское сообщество считало, что исполнение судебных решений на тот период времени ближе все-таки к власти исполнительной. Идея создания мощной государственной структуры, нацеленной на реальное исполнение решений судов, возникла с появлением различных форм собственности и рассветом предпринимательства.

В 1997 году были определены непосредственные задачи службы, сформулированные в двух федеральных законах, принятых 21 июля 1997 года «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Были решены основные вопросы исполнительного производства, во-первых создана самостоятельная служба принудительного исполнения исполнительных документов, во-вторых законодательство обеспечило равенство защиты всех форм собственности и в сфере исполнительного производства, в-третьих созданы нормативные предпосылки улучшения кадрового состава судебных приставов-исполнителей и подъема их профессионального уровня, посредством принятых законов усилена ответственность неисправных должников за невыполнение судебных актов и актов других органов, а также граждан и работников организаций за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, наряду с этим обеспечен контроль за действиями судебного пристава-исполнителя.

С тех пор как служба начала свою деятельность она неоднократно преобразовывалась и на приставов возлагались новые задачи.

Служба судебных приставов в современных условиях играет положительную роль в укреплении законодательства и выработке в обществе истинного ценностного отношения к праву как к социальному институту, без которого нельзя решать стратегические задачи повышения эффективности правового воздействия на общественные отношения. Она контролирует исполнение судебных актов и актов других органов, предусмотренных ФЗ «Об исполнительном производстве», а также следит за поддержанием установленного порядка деятельности судов.

Служба судебных приставов включает в себя две категории должностных лиц: судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов – исполнителей. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов обеспечивают в судах безопасность судей, заседателей участников судебного процесса и свидетелей, обеспечивают охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время, осуществляют принудительный привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю. Прерогативным направлением деятельности судебных приставов-исполнителей является принудительное исполнение судебных решений и иных уполномоченных органов.

Служба также занимается взысканием задолженности по налогам и сборам, наделена функцией по осуществлению дознания, расследует преступления против правосудия, выражающиеся в проявлении неуважения к суду, в воспрепятствовании судебной деятельности.

Говоря о полномочиях судебных приставов-исполнителей можно выделить следующие рычаги воздействия, которыми они обладают. Они имеют право принимать на исполнение судебные акты и акты других органов, возбуждать исполнительное производство, разыскивать, изымать, передавать на хранение, реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота, получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, налагать арест на денежные средства и ценности, в том числе и находящееся на счетах в банках, для того, чтобы обеспечить иск, который подан взыскателем.

Деятельность судебных приставов постепенно становится серьезным фактором укрепления российской государственности.

История развития службы судебных приставов

В древней России исполнением занимались отроки, мечники и детские Русской Правды, приставы и подвойские судных грамот и княжеского Судебника. К XVIII веку практически единственным органом принудительного исполнения судебных решений стала общая полиция. Неудобства, связанные с таким порядком, привели к созданию особого круга лиц, занимающихся исполнением, — судебных приставов. Судебные приставы состояли при кассационных департаментах Правительствующего Сената, при судебных палатах и при окружных судах для исполнения действий, возлагаемых на них уставами уголовного и гражданского судопроизводства и Учреждением судебных установлений. Согласно ст.321 и 322 Учреждения судебных установлений к компетенции судебных приставов относились следующие полномочия: исполнение судебных решений и определений, доставка сторонам повесток и бумаг по делам, исполнение иных поручений судов, в том числе исполнение распоряжений председательствующего в судебном заседании.

Законодательство Российской империи устанавливало ряд квалификационных требований к лицам, желающим занять должность судебного пристава. Так, не могли быть судебными приставами лица, не достигшие 21 года; иностранцы; лица, объявленные несостоятельными должниками; состоящие на службе от правительства или по выборам; подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишённые духовного сана по приговорам духовного суда; лица, состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, и те, кто, будучи под судом за такие преступления и проступки, не оправдан судебными приговорами; лица, исключённые из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат; лица, которым по суду запрещено хождение по чужим делам. Кроме того, кандидат на должность судебного пристава вначале исполнял свои обязанности в течение одного года, а затем, при условии надлежащего исполнения своих обязанностей, утверждался в должности. При этом требовалось внесение кандидатом денежного залога для обеспечения возмещения убытков, которые могли быть им причинены. Убытки, причинённые неправильными действиями судебного пристава, возмещались по судебному решению, из внесённого им денежного залога, а при его недостаточности – из прочего имущества самого судебного пристава. Судебные приставы имели право избирать из своего состава совет в составе старейшины и нескольких членов, без определения сроков их полномочий. Судебные приставы могли ходатайствовать через свои советы о разрешении образовать им товарищества с круговой порукой друг за друга. Тем самым приставы принимали на себя ответственность за все убытки, которые могли быть причинены их действиями. Вместе с тем, расширялись дисциплинарные права советов судебных приставов. Они получали возможность безапелляционно лишать приставов причитающегося на их долю вознаграждения по таксе и штрафовать на суммы от 5 до 100 рублей, увольнять их на основании жалоб, удалять по неблагонадёжности и неспособности, принимать на их место других и добавлять к штатным приставам внештатных, доводя о всякой перемене в составе приставов до сведения председателей и прокуроров судебной палаты. Исполнительныё лист выдавался судом, вынесшим решение, а затем передавался взыскателем председателю того окружного суда, в округе которого должно было состояться исполнение решения. Ответчик извещался повесткой об исполнении. Судебный пристав производил опись и арест имущества должника, после чего оно продавалось с публичных торгов. Помимо Устава Гражданского судопроизводства принудительное исполнение регулировалось рядом других правовых актов, например Положением о взысканиях гражданских. После 1917 г. функции судебного исполнения выполняли судебные исполнители, состоявшие при судах и находившиеся в двойном подчинении: назначались на должность руководителями органов юстиции субъектов Российской Федерации, организовывали их работу председатель районного суда и Министерство юстиции Российской Федерации, а контроль над их работой осуществлялся судьёй районного суда.

Это интересно:  Бюджет рабочего времени на 2019 год

Порядок принудительного исполнения раскрывался в ГПК РСФСР 1923 г.

В 20-е годы, в период новой экономической политики, служба судебного исполнения работала достаточно активно в связи с оживлением гражданского оборота. Судебным исполнителем мог быть назначен гражданин, пользовавшийся избирательными правами, если он прослужил в течение одного года в какой-либо из должностей в органе советской юстиции или выдержал экзамен при губернском суде. Судебные исполнители назначались на должность или увольнялись с должности по распоряжению председателя губернского или окружного суда.

Судебные исполнители исполняли решения судов и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения арбитражных и земельных комиссий и третейских судов, другие акты. Исполнение судебных решений и решений земельных комиссий могло быть возложено в случае отсутствия судебных исполнителей на волостные исполкомы и органы милиции.

До середины 90-х годов порядок исполнения судебных решений регламентировался Инструкцией Министерства юстиции от 24.04.1973 г. и Инструкцией об исполнительном производстве от 15.11.1985 г Исполнительное производство носило государственный характер и имело достаточно много присущих судебному процессу черт и признаков, защищало государственную, общественную и кооперативную собственность.

Экономические и политические преобразования привели к необходимости изменения системы принудительного исполнения, выявив неэффективность существовавших правовых норм, не отвечающих новым, поставленным жизнью задачам, не обеспечивающих равенство защиты всех форм собственности, не предоставляющих судебным исполнителям правомочий, достаточных для принудительного исполнения поступающих им на исполнение исполнительных документов и не позволяющих улучшить кадровый состав судебных исполнителей. Стало очевидным, что судебная реформа должна быть дополнена реформой системы принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, по которым закон допускает принудительное исполнение. Законопроекты, реформирующие принудительное исполнение и решающие задачи обеспечения установленного порядка деятельности судов, были разработаны Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. На объединённом Пленуме этих высших судов 28.02.1995 г. было принято постановление о внесении законопроектов в Государственную Думу РФ.

В 1997 г. вступили в силу ФЗ О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» и была создана самостоятельная служба принудительного исполнения исполнительных документов, которая получила название Служба судебных приставов.

В соответствии с конституционным принципом разделения властней принудительное исполнение судебных актов и актов других органов является функцией не судебной, а исполнительной власти, и поэтому служба принудительного исполнения отделена от самих судов и судопроизводства и передана Министерству юстиции РФ – федеральному органу исполнительной власти. Вместе с тем судопроизводство и исполнительное производство неразрывно связано общностью выполняемой ими задачи – защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан и организаций, в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, которую исполнительное производство выполняет только одним способом – путем принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

История возникновения службы судебных приставов

Профессия — новая и одновременно очень старая. История развития института судебных приставов как системы обеспечения исполнения судебных актов уходит своими корнями в XV век и прерывается в начале XX века, когда Декретом Совета Народных Комиссаров от 24 ноября 1917 года одновременно с роспуском судебных учреждений и иных государственных органов Российской империи, был упразднен и институт судебных приставов.

Профессия — новая и одновременно очень старая. История развития института судебных приставов как системы обеспечения исполнения судебных актов уходит своими корнями в XV век и прерывается в начале XX века, когда Декретом Совета Народных Комиссаров от 24 ноября 1917 года одновременно с роспуском судебных учреждений и иных государственных органов Российской империи, был упразднен и институт судебных приставов.

Судебный пристав как должностное лицо, обеспечивающее вызов в суд участников процесса и исполняющее судебные решения, известен еще древнерусскому судоустройству.

В памятниках русского права лиц, замещающих эту должность, называли отроки, мечники, детские, подвойские и т.д. Суть же их полномочий связывалась в основном с исполнением денежных взысканий по решению суда. Насколько значимой была деятельность приставов, можно судить по законодательству того времени. К примеру, — один из ранних источников права Древней Руси — за совершенное преступление предусматривала два главных наказания: денежный штраф или смертную казнь. Причем свыше 90% санкций содержали указание на штрафы.

В московский период Российского государства престиж исполнителей судебных решений стал постепенно падать. Связано это, в первую очередь, с изменениями характера и содержания назначаемых наказаний. Судебник 1497 года и Соборное уложение 1649 года существенно изменили соотношение имущественных и телесных наказаний в пользу последних. Эта тенденция сохраняется вплоть до XVIII века, когда полномочия судебных приставов отошли к ведению общей полиции. Однако к началу работ по подготовке Судебной реформы 1864 года стало ясно, что совмещение полицейских и судебно-вспомогательных функций на новом правовом поле не будет отвечать складывающимся общественным отношениям.

Реформа 1864 года, проведенная Александром II, изменила ситуацию. Именно тогда решено было возвратить институт судебных приставов, существовавший в то время уже во многих европейских государствах. Более того, была даже образована система приставов: частные становые, городские следственные приставы, в том числе судебные. От остальных последние отличались тем, что наряду с обязанностями, связанными с деятельностью суда, они должны были осуществлять привод, оповещение, а также взыскание денег с должников до решения суда, полномочия по исполнению судебных решений и определений, доставке сторонам повесток и бумаг по делам, исполнение иных поручений судов, в том числе по исполнению распоряжений председательствующего в судебном заседании, а также несению некоторых других обязанностей по обеспечению нужд судов.

Судебный пристав так и не стал центральной фигурой в деле исполнения приговоров и судебных решений в части имущественных взысканий. Да, наверное, и не мог стать, поскольку круг его полномочий был сильно ограничен. Так, в обязанности судебных приставов, состоящих при кассационных департаментах Правительствующего сената и при судебных палатах, входило (ст.321 УСУ). На судебных приставов, состоящих при окружных судах, кроме того, возлагалось исполнение судебных решений и некоторых других действий в пределах округа того суда, при котором они состоят.

В число включались вызовы к торгам по имуществу несостоятельных должников (публикации в газетах, ведение торга с записью предложенных цен и оформлению покупки), арест имущества, задержание должника и другие подобные действия. На судебного пристава при съездах мировых судей возлагалось принятие на сохранение денежных сумм и других ценностей, передаваемых в качестве наследства, и отсылка их наследникам по решению суда.

Подбор кандидатов на должность судебного пристава осуществлялся преимущественно из числа канцелярских служителей различных ведомств. По своему социальному происхождению они были разночинцы — дети чиновников, духовенства, мещан, унтер-офицеров и купцов. Назначение на должность осуществлялось председателем соответствующего суда. Судебные приставы состояли на государственной службе, имели классные чины (обычно восьмого — десятого класса).

При поступлении на службу судебный пристав получал знак должности, печать судебного пристава (вначале на ней указывалось лишь название судебного органа, позднее эти печати стали именными и дополнялись именными бланками с угловым штампом и штампом входящей и исходящей документации и т.п.), три прошнурованные книги: учета входящей корреспонденции, учета исходящей корреспонденции и денежная приходно-расходная книга.

В течение первого года службы для судебного пристава шел испытательный срок, и пристав именовался . По истечении испытательного срока судебный пристав утверждался в должности.

Кандидат на должность судебного пристава был обязан внести залог в размере 600 рублей. Эта сумма служила гарантом возмещения возможных убытков, которые могли быть причинены неправомерными действиями пристава. Кроме того, он принимал присягу.

Это интересно:  Вычет ндс с авансов полученных

В соответствии с действующим тогда законом судебный пристав не мог поменять место жительства без разрешения председателя суда, при котором состоял. Что же касается денежного довольствия, то у судебного пристава был самый маленький среди чинов канцелярии оклад содержания. Вместе со столовыми и квартирными судебный пристав окружного суда получал в год 600 рублей.

Декрет о суде N:1 от 24 ноября 1917 года, упразднив общие судебные установления, приостановил и действующий на то время институт мировых судей. Судебная система Российской Империи фактически перестала существовать как самостоятельный элемент государственной власти.

Радикальные перемены в государственном устройстве нашего общества, экономические преобразования, реформа правовой системы поставили перед органами исполнения судебных решений в части имущественных взысканий новые задачи. К этому добавилась необходимость обеспечения специальными силами действенного порядка в залах судебного заседания, реальных гарантий безопасности судьям, заседателям, всем участникам процесса, выполнения целого ряда других операций по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Возможности судебных исполнителей не позволяли обеспечить разрешение этого комплекса проблем.

6 ноября 1997 года вступилив законную Федеральные законы и . Это был знаменательный факт. Российское государство впервые после 1917 года сочло необходимым принять специальные законы, регулирующие правоотношения в сфере принудительного исполнения решений судов и других исполнительных документов, положив тем самым начало формированию новой структуры в Министерстве Юстиции Российской Федерации — Службы судебных приставов.

Согласно Указу Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева, в нашей стране установлен профессиональный праздник работников Федеральной службы судебных приставов – День судебного пристава. Отныне его отмечают 1 ноября.

С 1992 года на Кубани решения судов исполняет Управление юстиции администрации Краснодарского края под руководством Александра Дмитриевича Чернова, который в дальнейшем много лет возглавлял Краснодарский краевой суд. В 1994 году на этом ответственном посту его сменил генерал-лейтенант Евгений Иванович Матякин.

С 1997 года появляется Служба судебных приставов Российской Федерации, действующая на основании Федеральных законах «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». В нашем регионе она входит в структуру Главного управления Министерства юстиции по Краснодарскому краю, начальник которого – Анатолий Борисович Виноградов, государственный советник юстиции 2 класса.

Принудительное исполнение судебных и иных решений становится прерогативой уже не судебной, а исполнительной власти. Служба судебных приставов в возрасте более 130 лет обретает статус самостоятельного правового института, и начинается отсчет нового этапа ее деятельности. На должность Главного судебного пристава Краснодарского края – заместителя начальника Главного управления Министерства юстиции по Краснодарскому краю в 1999 году назначен Василий Иванович Филипчук, до этого 32 года проработавший в прокуратуре.

200-летний юбилей Министерства Юстиции России совпал с 5-летием Службы судебных приставов Краснодарского края. Пять лет – много или мало? Ровно столько прошло с начала реформы системы принудительного исполнения, конечный цель которой – соответствие современным социально-экономическим реалиям. За первую пятилетку своего существования кубанская служба достаточно крепко стала на ноги. Структура ее состоит из пяти отделов аппарата Главного судебного пристава, дежурной части, специальной группы оперативного реагирования и 63 городских и районных подразделений.

Должность Главного судебного пристава Краснодарского края занимает Михаил Иванович Рысинов, советник юстиции 1 класса. Кубанские судебные приставы взыскивают миллиардные суммы, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов значительно улучшают осуществление правосудия. Обновленное федеральное законодательство существенно расширяет полномочия ФССП, наделяет их функциями дознания. Служба занимает достойное место в системе правоохранительных органов России и Кубани.

По прошествии двух лет – 22 ноября 2004 года – служба судебных приставов выходит из состава Минюста РФ и преобразовывается в Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю. А с 1 января 2007 года на основании Приказа Министерства юстиции РФ оно переименуется в Управление Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, неизменное по сей день.

В течение следующих лет Служба продолжает свое развитие: совершенствуется структура аппарата управления и структурных отделов. Сформированы новые отделы Управления – теперь их семнадцать, а не пять. Во всех отделах работают высококвалифицированные специалисты, большинство из которых имеет высшее юридическое либо специальное образование, а те, кто не имеет диплома – проходят обучение в высших учебных заведениях.

Из ранее объединенных групп сформированы самостоятельные отделы розыска должников и их имущества, реализации имущества должников, информатизации, взаимодействия с общественными организациями и СМИ. Специалисты-розыскники и дознаватели работают в каждом структурном подразделении Управления, которых к 10-летию Службы насчитывается ровно 50 (часть городских и районных отделов для удобства объединены).

А с 1 февраля 2008 года вступает в силу новая редакция Федерального закона «Об исполнительном производстве», которая учитывает все изменения, произошедшие за последние десять лет, сформировавшуюся за прошедшие годы судебную практику и практику деятельности судебных приставов-исполнителей. Приставы получают новые полномочия, которые помогают им осуществлять взыскания еще более эффективно.

Также в начале 2008 года в Управлении ФССП России по Краснодарскому краю был создан отдел по противодействию коррупции, обеспечению работы с кадрами и вопросов безопасности. Основными задачами данного подразделения является выявление, предупреждение и пресечение коррупционных и иных правонарушений со стороны работников Управления, а также организация взаимодействия с правоохранительными органами в целях предупреждения и пресечения фактов вовлечения работников Управления в противоправную деятельность и пр.

Одна же из главных задач – выявление всех преступлений и правонарушений, совершаемых работниками Управления с использованием служебного положения.

14 апреля 2008 года приказом Директора ФССП России на должность Руководителя Управления ФССП России по Краснодарскому краю назначен Валерий Николаевич Белошапка, государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса.

С каждым годом все больше растет положительная динамика выполнения плановых показателей, установленных Федеральной службой судебных приставов по Краснодарскому краю. На приставов с каждым годом ложится все большая нагрузка, но они с достоинством преодолевают все трудности их нелегкой работы под неусыпным контролем руководства.

Введение

Цель практики — применение полученных теоретических знаний в колледже, обеспечение непрерывности и последовательности овладения профессиональной деятельностью, формами и методами работы, приобретение профессиональных умений и навыков, необходимых для работы по специальности, воспитание исполнительской дисциплины и умения самостоятельно решать проблемы, возникающие в деятельности конкретной организации.

Во время прохождения практики были получены необходимые знания, документальные материалы, а так же умения и навыки, необходимые для дальнейшей успешной работы и учебы.

Совместно с руководителем практики непосредственно в РОСП был составлен дневник прохождения практики, который успешно подтвержден характеристикой с места прохождения практики. Практика включает в себя: изучение деятельности РОСП; изучение документооборота в организации; изучение нормативно-правовой базы организации; изучение профессионально-этических норм сотрудников РОСП; изучение правил внутреннего распорядка.

При написании работы были использованы методы анализа, синтеза, описательный, исторический, сравнительно-правовой, системный.

Основой работы служат Конституция РФ и другие нормативно-правовые акты РФ, научная литература, а так же интернет ресурс.

История создания службы судебных приставов

Исполнение судебных решений — это показатель уважения к государству. Ведь правосудие считается свершенным, когда выполнено решение суда. ФССП России является единственным уполномоченным органом государственной исполнительной власти, осуществляющим принудительное исполнение судебного решения. Служба обеспечивает правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Но история долговых отношений насчитывает не одно тысячелетие. На разных этапах развития государства применялись различные методы взимания долгов и всегда были люди, которые в частном порядке или на законных основаниях боролись с должниками. Каков же портрет и полномочия тех, кто являлся предшественниками или прототипами современных судебных приставов?

Потребность в решительных действиях с целью взимания долга и предотвращения недобросовестного поведения заемщиков возникла в глубокой древности. В частности, всегда актуален был вопрос регулирования долговых обязательств по налогам и сборам. Но как таковой институт принудительного исполнения в России складывался постепенно, его совершенствование шло параллельно с развитием правовой системы и зависело от многих экономических, политических и социальных процессов Официальный сайт Федеральной службы судебных приставов. Историческая справка [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.fssprus.ru/history/..

В Древней Руси дань являлась формой налогов, а сборщиком дани выступал сам князь. С ноября по апрель выезжал он с дружиной на полюдье — собирать дань и вершить суд в подвластных ему племенах. К поселенцам, которые отказывались или не имели возможности платить, применялись силовые методы, — волю князя приводили в исполнение верные дружинники. Поскольку не был установлен четкий размер повинности, княжеская дружина нередко встречала ожесточенное сопротивление.

После гибели князя Игоря в походе на древлян, его вдова княгиня Ольга провела налоговую реформу, — она установила «уроки» (фиксированный размер повинности) и создала новую форму получения дани — «повоз» (дань свозилась на специально устроенные «погосты» и становища).

В период с конца XI в.по XV в. были приняты нормативные правовые акты, закрепившие введение специальных должностных лиц, призванных обеспечивать исполнение судебных решений и содействовать судебному процессу.

Это интересно:  Регистрация недвижимости через госуслуги

Изначально под словом «пристав» не подразумевали какую-либо определенную должность, скорее, так называли исполнителя различных судебных обязанностей.

В договорных и судных грамотах Пскова и Новгорода, датированных XIII- XV вв. упоминаются приставы, которые призывались на должность князем или городским вече и обладали различными полномочиями в области судебной и следственной деятельности: вызывали ответчиков на великокняжеский суд, осуществляли досудебное исследование обстоятельств дела, собирали доказательства в пользу истца; разыскивали и принудительно приводили в суд ответчика; обеспечивали установленный порядок ведения дел в суде, следили за своевременной уплатой судебных пошлин и пр.) Официальный сайт Федеральной службы судебных приставов. Историческая справка [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.fssprus.ru/history/..

В документах Московского государства упоминание о судебных приставах встречается в Судебниках 1497, 1550 гг. Судебники закрепляют разнообразие функций и форм деятельности приставов. Так, для розыска беглых холопов приставы могли устраивать обыски, а для получения информации о «лихих» людях — применять расспрос и пытку.

Кроме этого, Судебники вводят новый институт — «отдача за пристава»: теперь обвиняемые во время следствия и суда находятся под надзором и на ответственности того пристава, за которым они числятся. Если пристав упускает своего «подопечного», он обязан стеречь ответчика у двора «и день, и два, и три».

В XVI-XVII вв. формируется единая общерусская судебная система, проходит глобальная систематизация нормативно-правовых документов. Именно в этот период правовой статус судебных приставов получает конкретизацию, и функции приставов закрепляются законодательно.

В допетровской Руси, с начала XV по XVII вв, судебный пристав назывался недельщиком, т.к. исполнял свои обязанности неделями, «быть в неделях». Вступление недельщика в должность регистрировалось дьяком в особой книге.

В обязанности недельщиков входило оповещение сторон о вызове в суд, а также содействие в розыске обвиняемого и доставление его в суд. При этом сам недельщик осуществлял возложенные на него функции только в пределах города, если же возникала необходимость вызова в суд ответчика из уезда, недельщик посылал с приставными грамотами так называемых ездоков. При недельщике могло числиться до семи ездоков, с каждым из которых он заключал договор взаимной ответственности. В случае ущерба, нанесенного делу ездоком, все убытки возмещал недельщик. Если же сам недельщик нарушал свои обязательства, пени и взысканию пошлин подвергались те лица, которые при вступлении недельщика в должность поручились за него. Уже в XV-XVI вв. начал формироваться институт ответственности приставов за противоправные действия.

Более широкие полномочия приставы получили благодаря Соборному Уложению царя Алексея Михайловича от 1649 года. В частности, в случае сопротивления должника, приставу предоставлялось право взять себе в помощь у воеводы «стрельцов, пушкарей и защитников», — столько, сколько необходимо для ареста ответчика. Но вместе с расширением полномочий, повысилась и ответственность: за ненадлежащее исполнение обязанностей пристав подвергался дисциплинарной (увольнение со службы), уголовной (битье батогами) и материальной (возмещение убытков) ответственности.

В это время, согласно Соборному Уложению, за недоимки крестьяне и мелкий посадский люд отвечали «правежом» — их привязывали к позорному столбу и секли до тех пор, пока не «выколачивали» из них долг.

В петровскую эпоху правеж был заменен принудительными работами, также была отменена мера пресечения «отдача за пристава».

Постепенно исполнительное производство как вспомогательный институт при судах сдает свои позиции, и в XVIII веке должность судебного пристава упраздняется.

После упразднения института судебных приставов судебно-вспомогательные функции перешли в ведение полиции.

Однако такое переложение обязанностей не оправдало себя. Если, скажем, недельщикам за исправную службу по обеспечению явки в суд приглашенных лиц полагалось вознаграждение, которое взыскивалось с самих вызываемых, то у полицейских приставов не было в этом смысле никакой материальной заинтересованности. По этой причине установленный порядок ведения судебных дел постоянно нарушался, судебные разбирательства из-за несвоевременного вызова в суд участников процесса затягивались не на одно десятилетие, а исполнение решений суда откладывалось на годы.

В это же время (XVIII — XIX вв.) в Российской империи стали повсеместно появляться «долговые ямы»; действовала круговая порука; за неуплату подушной подати продавали имущество должника, применяли телесные наказания, ссылали на принудительные работы. Но недоимки росли, и с 1769 г в безнадежных случаях они стали списываться: царское правительство «складывало» долг, приурочивая это к каким-либо видным политическим событиям.

В таких условиях очевидной стала необходимость кардинального реформирования судебной системы и восстановления института судебных приставов.

В ходе судебной реформы 1864 г. институт судебных приставов был восстановлен в качестве неотъемлемого структурного подразделения суда. Правовой статус и компетенции судебного пристава были законодательно регламентированы. Теперь судебные приставы состояли при мировых судьях, окружных судах и мировых съездах, и деятельность приставов была строго подконтрольна соответствующим судебным ведомствам.

В отношении кандидатов на должность судебного пристава действовал определенный перечень требований и цензов. Иностранцы, лица, не достигшие двадцати одного года, лица, подвергшиеся судебным приговорам или состоящие под следствием, не могли занять эту должность. Также большое внимание уделялось морально-нравственными качествам кандидата: согласно Уставу, для того чтобы обеспечить интересы сторон в исполнительном производстве, судебный пристав должен быть добросовестным и обладать «благонадежной нравственностью».

Утверждение пристава в должности происходило только по истечении года успешной службы.

Если при исполнении судебных постановлений судебному приставу оказывалось сопротивление, виновные лица несли суровое наказание (лишение всех прав состояния, ссылка на каторжные работы или в Сибирь на поселение, отдача в арестантские роты и др.).

Была предусмотрена дисциплинарная, гражданская и уголовная ответственность судебного пристава в случае ненадлежащего исполнения им своих служебных обязанностей Официальный сайт Федеральной службы судебных приставов. Историческая справка [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.fssprus.ru/history/..

Так институт судебных приставов становится ядром «исполнительного» судебного механизма, а законодательство о правовом статусе судебных приставов Российской империи признается образцовым документом в европейской законотворческой практике второй половины XIX века.

Для реализации исполнений судебных решений учреждается институт исполнительных приставов. А функции по поддержанию порядка в зале суда и принудительной доставки в суд участников возлагаются на сотрудников советской милиции.

Судебные исполнители состояли в штатах судов и в своей деятельности подчинялись непосредственно суду. Этот факт, безусловно, свидетельствует о некоторой преемственности между дореволюционной службой приставов и советской.

Возрождение службы судебных приставов началось с 1997 года, когда были приняты федеральные законы № 118-ФЗ от 21.07.1997 г. «О судебных приставах» и ФЗ № 119-ФЗ от 21.07.1997 г. «Об исполнительном производстве».

Эти законы кардинальным образом изменили систему исполнительного производства в России и явились законодательной основой для организации самостоятельного института судебных приставов.

Сегодня работа по усовершенствованию механизмов исполнительного производства продолжается, и если дальнейшая его реформа будет проходить при активном участии профессионального юридического сообщества, мы получим максимальный процент исполнения судебных решений.

Не будем забывать нашу историю. Ведь оценка исторических фактов позволяет по-новому взглянуть на современные процессы развития правовой системы в России. А опыт прошлых веков дает ясное осознание того, что с помощью меча и батогов, конечно, можно заставить ответчика вернуть долг, но основное и наиболее эффективное оружие в этой работе — закон.

Деятельность службы судебных приставов с каждым днем становиться все более влиятельной в укреплении российской государственности, реальным механизмом обеспечения правосудия, защиты прав и законных интересов личности и государства.

В Оренбургской области приказ об образовании службы и создании 44 подразделений судебных приставов подписан 15 января 1998 года. В корпус судебных приставов в основном вошли наиболее профессионально подготовленные специалисты — бывшие судебные исполнители, успешно прошедшие аттестацию на предмет знания федеральных законов Официальный сайт управления федеральной службы по Оренбургской области. Историческая справка [Электронный ресурс] режим доступа — http://www.r56.fssprus.ru/History/..

В январе 2005года прошло реформирование подразделения и теперь это самостоятельная служба. В нее входят отделы по организации исполнительного производства и организации обеспечения установленного порядка деятельности судов, группа по дознанию и розыску должников и их имущества и другие.

Полномочия службы и возлагаемые на нее задачи постоянно расширяются, но главная составляющая ее деятельности лежит в русле того завещания, которое своим потомкам оставил первый Министр юстиции Российской Империи Гаврила Романович Державин, — жить «по стезе правды и законов…».

Согласно Указу Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева, в нашей стране с 2009 года установлен профессиональный праздник работников Федеральной службы судебных приставов — День судебного пристава. Отныне его отмечают 1 ноября.

Таким образом, федеральная служба судебных приставов прошла долгий, многоступенчатый путь становления со времен Древней Руси до настоящих времен. Далее рассмотрим деятельность службы в наше время.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, mykor.ru, studbooks.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector