+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Исполнение плана фхд бюджетного учреждения

На первом этапе такой оценки приводятся укрупненные данные по исполнению плана по доходам, расходам и делается расшифровка источников финансирования дефицита средств учреждения (при его возникновении).

При этом следует учесть, что к внутренним источникам относятся полученные учреждением займы, средства, поступившие от резидентов в погашение займов и курсовая разница (по движению заемных средств, выраженных в иностранной валюте). К внешним источникам финансирования относятся, в свою очередь, поступление займов от резидентов, погашение займов от нерезидентов и курсовая разница. Кроме того, источником финансирования дефицита могут выступать средства внутренних расчетов учреждения и обособленных подразделений (прочие источники).

Для проведения общей оценки выполнения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения (сметы доходов и расходов) может быть составлена таблица 9.

Для выяснения причин несоблюдения утвержденных плановых показателей (если такое несоблюдение выявлено), необходимо рассмотреть конкретные виды доходов и расходов учреждения, установить суммы неисполнения и охарактеризовать обусловившие их факторы (таблицы 10 и 11).

Таблица 9 — Общая оценка выполнения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения

Нюансы исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности

21 октября 2014 года вступит в силу закон о независимой оценке качества услуг учреждений образования, культуры, соцобслуживания*. Согласно ему, такие учреждения будут публиковать свои планы финансово-хозяйственной деятельности. Поговорим об их исполнении и корректировке в течение года.

Кто утверждает изменения в плане

Бюджетное учреждение обязано разработать и утвердить план финансово-хозяйственной деятельности (далее – План ФХД) (п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Основные положения, регулирующие порядок его разработки и утверждения, установлены Требованиями, утвержденными приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н (далее – Требования). Согласно решению о бюджете, План ФХД составляется на финансовый год либо дополнительно на плановый период. Учредитель вправе дополнительно детализировать его показатели, в том числе по временному интервалу (поквартально, помесячно).

Структура и состав доходов и расходов во многом зависят от специфики деятельности учреждения. В большинстве отраслей применяются ведомственные нормативные акты, регулирующие порядок формирования и исполнения планов.

  • собственные доходы учреждения (код вида – 2);
  • средства во временном распоряжении (код вида – 3);
  • субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания (код вида – 4);
  • субсидии на иные цели (код вида – 5);
  • бюджетные инвестиции (код вида – 6);
  • средства по обязательному медицинскому страхованию (код вида – 7).

Таким образом, и План ФХД должен формироваться в разрезе видов доходов. Он утверждается учредителем (п. 22 Требований). Но учредитель может предоставить право утверждать План ФХД (с учетом изменений) руководителю бюджетного учреждения.

План финансово-хозяйственной деятельности определяет только общие примерные показатели, которые предполагаются к исполнению в плановом периоде. На практике достижение всех плановых показателей в суммах, указанных в нем, как правило, невозможно в силу новых факторов и обстоятельств, которые могут возникнуть в данном финансовом году.

Этим и объясняется необходимость внесения изменений и уточнений в План ФХД. Корректировки утверждаются так же, как и первоначальный документ. Если соответствующие полномочия переданы руководителю учреждения, изменения целесообразно оформлять отдельным приказом по учреждению.

Использование остатков субсидий

Показатели Плана ФХД могут быть уточнены:

  • после утверждения в установленном порядке закона (решения) о бюджете;
  • в связи с изменением размера субсидии. › |

› | Остатки средств субсидий на иные цели (код вида – 5) на следующий финансовый год не переходят и подлежат сдаче в соответствующий бюджет.

При этом надо учитывать вот что. Объемы плановых показателей по выплатам, связанным с выполнением учреждением государственного (муниципального) задания, в пределах общего объема субсидии на госзадание могут рассчитываться с превышением нормативных затрат (п. 12 Требований). Соответственно образуются неиспользованные остатки субсидий в текущем финансовом году. Остатки поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения и используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ).

При невыполнении в полном объеме госзадания остатки субсидии изымаются у учреждения до окончания текущего финансового года. Однако обязательное условие такого изъятия – предварительная корректировка государственного (муниципального) задания в сторону уменьшения его объемных показателей.

Таким образом, если по итогам финансового года План ФХД по расходам не исполнен полностью, а госзадание не уменьшено, то нет необходимости в дополнительной корректировке.

При этом суммы переходящего остатка должны быть включены в План ФХД на следующий год по соответствующим видам расходов.

Корректировка плана в течение года

Если уточнение госзадания не требуется, но соответствующие изменения в План ФХД должны быть внесены, как правило, его корректируют – обычно в конце финансового года. Причем в таком случае должен быть расчет, подтверждающий изменение расходов по отдельным видам (кодам КОСГУ).

Также необходимость корректировки Плана ФХД в течение финансового года, по мнению автора, возникает в случаях:

› | Изменения в План ФХД должны вноситься и в тех случаях, когда в течение финансового года образуются новые источники финансирования (по другим кодам финансового обеспечения).

Анализ плана финансово-хозяйственной деятельности

Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, N 12

Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ, внесший изменения в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений, предоставил некоторую свободу действий бюджетным учреждениям. В частности, теперь доходы от приносящей доход деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. Распределение сумм субсидий, выделенных учредителем на выполнение задания, между направлениями расходов производится учреждениями самостоятельно и отражается в плане финансово-хозяйственной деятельности (далее — ПФХД), который утверждается учредителем. В связи с произошедшими изменениями в законодательстве анализу ПФХД в ходе проверок сейчас уделяется гораздо меньше внимания, чем прежде уделялось анализу сметы. В то же время при проведении анализа можно получить много интересной информации, касающейся деятельности субъекта. О методах проведения анализа ПФХД, о его целях, о достижении результатов мы поговорим в этой статье.

При финансовом планировании субъект хозяйствования (учреждение) производит оценку состава и структуры своих финансовых ресурсов, устанавливает возможность и способы увеличения их объема, направления наиболее эффективного использования. При этом определяются пропорции формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости субъекта хозяйствования, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач.

Финансовое планирование охватывает ряд этапов:

  • анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах;
  • расчет плановых показателей;
  • составление финансового плана как документа на текущий год.

При проведении финансового планирования используются следующие методы расчета показателей финансовых планов:

  • метод экстраполяции, который заключается в определении финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Этот метод обычно используется как вспомогательное средство для первоначальных прикидок, так как имеет ряд недостатков: он не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов; не способствует экономному использованию средств, поскольку планирование ведется от достигнутого уровня; не учитывает изменения отдельных факторов в планируемом году по сравнению с базовым для расчетов периодом;
  • нормативный метод. Суть этого метода заключается в том, что плановые показатели рассчитываются на основе установленных норм и нормативов;
  • индексный метод. Предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей. Его применение обусловлено развитием рыночных отношений, наличием инфляционных процессов. В настоящее время используются индексы динамики экономических объектов (физических объемов), уровня жизни, роста цен и др. Из них наиболее важен один из индексов роста цен — индекс-дефлятор (коэффициент пересчета в неизменные цены);
  • программно-целевой метод. Этот метод позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. Программы являются средством решения прежде всего межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых проблем. Для программ характерны наличие цели, конкретизируемой в нескольких задачах, сочетание различных источников финансирования ее реализации.

В рамках финансового планирования применяются следующие виды экономического анализа:

  • горизонтальный, в ходе которого сравниваются текущие показатели плана с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;
  • вертикальный, в результате которого определяются структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты;
  • трендовый, проводимый в целях выявления тенденций изменения динамики финансовых показателей путем сравнения плановых или отчетных показателей за ряд лет (на основе ретроспективного анализа можно прогнозировать финансовые показатели на будущее);
  • факторный, который заключается в выявлении влияния отдельных факторов на финансовые показатели.

Заметим, что при анализе ПФХД проверяющие, а также само учреждение могут использовать те же методы: например, при проведении горизонтального анализа сравнивать показатели ПФХД, отраженные в проверяемом периоде, с показателями ПФХД предыдущих периодов. При вертикальном анализе проводится исследование структуры плана, определение доли расходных показателей, отраженных по группам 200, 300, в общем объеме расходов и т.п.

Необходимость формирования ПФХД и выполнения его показателей

Из положений Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» следует, что бюджетные учреждения составляют ПФХД, который утверждается учредителем. Общие положения к порядку составления и утверждения ПФХД прописаны в Приказе Минфина России от 28.07.2010 N 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (далее — Требования). На основании этого документа учредители для подведомственных им учреждений разрабатывают нормативные акты, которыми учреждения руководствуются при составлении ПФХД.

В п. 2 Требований сказано, что государственные (муниципальные) бюджетные учреждения, их обособленные (структурные) подразделения без прав юридического лица, осуществляющие полномочия по ведению бухгалтерского учета, составляют ПФХД в порядке, определенном органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения в соответствии с Требованиями.

В редакцию журнала достаточно часто приходят вопросы следующего содержания: допускает ли бюджетное учреждение нарушение в случае, если по завершении финансового года ПФХД исполняется с «перекосом» по статьям плана? В частности, по коду вида деятельности 4 «субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания» по одной статье плана учреждением допущен перерасход денежных средств, а по другой допущено недовыполнение. При этом задание учредителя будет выполнено. Для ответа на данный вопрос следует обратиться к нормам Требований. Этим нормативным актом руководствуются учредители при разработке для подведомственных им бюджетных учреждений документа (приказа), который определяет порядок составления, утверждения, внесения изменений в ПФХД и саму форму плана.

В ходе исполнения ПФХД часто возникает ситуация, когда первоначальные плановые показатели необходимо скорректировать в силу того, что они не отвечают фактическим показателям. Требованиями допускается корректировка ПФХД (п. 19). При внесении изменений в ПФХД составляется новый план, показатели которого не должны вступать в противоречие в части кассовых операций по выплатам, проведенным до внесения изменений в ПФХД. Таким образом, по завершении года ПФХД не должен быть выполнен с отклонением. Согласно нормам п. 22 Требований ПФХД бюджетного учреждения (с учетом изменений) утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе в установленном им порядке предоставить право утверждать ПФХД (с учетом изменений) руководителю государственного (муниципального) бюджетного учреждения. В случае наличия отклонений между показателями плана к виновному в этом лицу может быть применено дисциплинарное взыскание в соответствии с нормами ст. 192 ТК РФ.

Напомним, из положений указанной статьи следует, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. увольнение по соответствующим основаниям.

Конечно, далеко не всегда отклонения между плановыми и фактическими показателями свидетельствуют об ошибках планирования, о несвоевременном внесении изменений в ПФХД и других недобросовестных действиях ответственных лиц. Например, учреждение запланировало некую сумму по подстатье 226 КОСГУ, которая должна быть потрачена определенным образом. В конце года учреждение заключило договор со сторонней организацией на выполнение определенных работ. По нему был уплачен аванс. Окончательной оплаты по договору произведено не было, поскольку сторонняя организация — исполнитель не выполнила его условия. Таким образом, у учреждения по подстатье 226 КОСГУ возник остаток неизрасходованных денежных средств. Если по условиям договора выполнение работ должно было быть произведено в последних числах декабря, то, соответственно, внести корректировки в ПФХД не было возможности. В такой ситуации отклонение фактических показателей от показателей ПФХД вполне обоснованно.

Анализ ПФХД проводится на предмет:

  • соответствия цели деятельности учреждения нормам законодательства;
  • видов деятельности, относящихся к уставной деятельности;
  • перечня услуг, относящихся к основным видам деятельности в соответствии с уставом;
  • приобретенного за счет выделенных собственником средств имущества;
  • рациональности расходования сумм субсидий на выполнение задания учредителя;
  • поступлений от оказания учреждением услуг, в соответствии с уставом учреждения относящихся к его основным видам деятельности, которые предоставляются физическим и юридическим лицам на платной основе, а также поступлений от приносящей доход деятельности.

Рекомендации по проведению анализа ПФХД

В ПФХД отражаются плановые показатели по поступлениям в разрезе субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, бюджетных инвестиций, поступлений от оказания учреждением (подразделением) услуг (выполнения работ), в соответствии с уставом учреждения (положением подразделения) относящихся к его основным видам деятельности, которые предоставляются физическим и юридическим лицам на платной основе, а также поступлений от иной приносящей доход деятельности. Как установлено Требованиями, доходы учреждения отражаются в ПФХД в разрезе источников их поступления, а расходы — в полном объеме без детализации их по источникам поступления денежных средств. Однако детализации направления расходования средств в разрезе КОСГУ недостаточно для осуществления контроля за выполнением показателей ПФХД, а также для анализа рациональности и целесообразности распределения денежных средств.

Для проведения анализа в табличной форме указываются показатели по поступлениям и выплатам, отраженным в ПФХД, и объем их выполнения.

Например, таблица для анализа может быть составлена следующим образом.

Как отчитаться об исполнении плановых бюджетных показателей

В первую очередь отметим, что в бюджетной сфере выделяют два типа плановых показателей:

  • данные по участникам бюджетного процесса;
  • данные по бюджетным и автономным учреждениям.

Рассмотрим более подробно особенности составления и анализа отчетности плановых показателей ПФХД.

Исполнение плана финансово-хозяйственной деятельности

Все бюджетные и автономные учреждения обязаны составлять план финансово-хозяйственной деятельности. ПФХД — это основной экономический документ, на основании которого учреждение осуществляет кассовые расходы, направленные на выполнение государственного или муниципального задания.

Как заполнять отчет об исполнении ПФХД

Отчетный документ предоставляется учредителю, а также подлежит размещению на официальном сайте bus.gov.ru и «Электронный бюджет».

Отметим отличительные особенности заполнения бухотчетности:

  1. Плановые показатели отчета должны соответствовать показателям утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения (исполнение на отчетный период). То есть при составлении ф.0503737 за 1 квартал 2019 г. план должен соответствовать 1 кварталу 2019 по ПФХД.
  2. В графах «Исполнено плановых назначений» отражаются кассовые поступления и выбытия средств. Причем не только по лицевым счетам, но и через кассу учреждения, а также через счета, открытые в банковских организациях. В документе также отражаются и некассовые операции.
  3. Детализация отчета по доходам и расходам осуществляется в соответствии с действующими видами кодов расходов (КВР). Однако, учредитель вправе затребовать более детальную информацию.
  4. В отличие от ПФХД, 0503373 составляется по каждому коду финансового обеспечения отдельно. Например, отдельно по субсидиям на выполнение муниципального задания, отдельно по собственным доходам от предпринимательской деятельности.

Заполненный отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности

Отчетность об исполнении бюджета

Особенности заполнения отчетности:

  1. Плановые показатели отчета должны соответствовать показателям кассового плана, утвержденного на соответствующий отчетный период. Отчет об исполнении бюджета составляется ежеквартально.
  2. Отчетная форма заполняется в соответствии с данными бухгалтерского учета по забалансовым счетам 17, в части поступлений доходов бюджета и счета 18, в части выбытий.
  3. В документе отражаются движения не только по счетам, открытым в органах казначейства или финорганах, но и кассовые и некассовые операции.

Если такие отклонения имеются, необходимо не только установить числовое и процентное значение неисполнения, но и указать причину (цифровой код и текстовое пояснение).

Статья написана по материалам сайтов: e.budgetnik.ru, wiseeconomist.ru, gosuchetnik.ru.

»

Это интересно:  Как вернуть проценты по кредиту в сбербанке
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector