Фгос общего образования включает в себя требования

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:

  • ·социально-коммуникативное развитие;
  • ·познавательное развитие;
  • ·речевое развитие;
  • ·художественно-эстетическое развитие;
  • ·физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Дети будут заниматься ходьбой, бегом, прыжками, лазаньем, катанием на самокате, санках, велосипеде. Они будут играть, общаться со взрослыми и сверстниками, исследовать окружающий мир и экспериментировать с ним, слушать произведения фольклора и литературы, учиться конструировать, рисовать, лепить, петь, танцевать, а также учиться элементарной трудовой деятельности. ФГОС учитывает интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Для них должны быть созданы адаптированные образовательные программы. В детских садах, где есть дети с ограниченными возможностями, должны работать ассистенты, которые будут оказывать детям необходимую помощь. Кроме того, в детском саду должны быть организованы групповые и коррекционные занятия. Отдельно в стандарте прописано уважение педагогов к их воспитанникам и то, что образовательный процесс должен учитывать интересы и возможности каждого ребенка; прописана защита детей от всех форм физического и психического насилия.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

  • ·Использование в образовательном пространстве форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-педагогическим особенностям;
  • ·Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности;
  • ·Построения взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
  • ·Организация должна создавать возможности для предоставления информации о программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательный процесс, а также широкой общественности.

Содержание Программы должно отражать следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:

  • ? предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
  • ? характер взаимодействия со взрослыми;
  • ? характер взаимодействия с другими детьми;
  • ? система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.

В Стандарте также указано, что право на мониторинг развития ребенка имеет не воспитатель, а человек, обладающий соответствующими компетенциями, то есть педагог-психолог. И только с разрешения родителей!

федеральный образовательный стандарт дошкольный

Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты и образовательные программы

Понятие государственный образовательный стандарт» впервые было введено Законом РФ «Об образовании». Ст. 7. В редакции Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ статья называется «Федеральные государственные образовательные стандарты».

Закон N 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в РФ» в ст.2 определяет следующие понятия :

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Образовательный стандарт (ОС) – совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента РФ;

Федеральные государственные требования (ФГТ) – обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам;

Согласно ст. 11 Закона N 273-ФЗ, ФГОС и ФГТ обеспечивают:

1) единство образовательного пространства РФ;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

ФГОС, за исключением ФГОС дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся.

ФГОС включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

ФГОС устанавливаются сроки получения общего и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

ФГОС общего образования разрабатываются по уровням образования, ФГОС профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья включаются в ФГОС специальные требования или устанавливаются специальные ФГОС.

При формировании ФГОС профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.

Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, порядок формирования этих перечней утверждаются Министерством образования и науки РФ. При этом может устанавливаться соответствие указанных в перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях.

Порядок разработки, утверждения ФГОС и внесения в них изменений устанавливается Правительством РФ.

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), федеральные или национальные исследовательские университеты, а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований ФГОС.

Образовательная программа (ст. 2 Закон N 273-ФЗ) – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных ФЗ, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;

Согласно ст. 12 Закон N 273-ФЗ, ОП определяют содержание образования, которое должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.

В РФ по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию — дополнительные образовательные программы.

К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы — образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования — программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если ФЗ не установлено иное.

Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Это интересно:  Наложен штраф не на то лицо

Примерная основная образовательная программа — учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (за исключением образовательных программ высшего образования, реализуемых на основе образовательных стандартов, утвержденных образовательными организациями высшего образования самостоятельно), разрабатывают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Образовательные организации высшего образования, имеющие право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты, разрабатывают соответствующие образовательные программы высшего образования на основе таких образовательных стандартов.

Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе ФГОС, если иное не установлено ФЗ.

Примерные основные образовательные программы включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной.

Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, особенности разработки, проведения экспертизы и включения в такой реестр примерных основных профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и примерных основных профессиональных образовательных программ в области информационной безопасности, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра примерных основных образовательных программ, устанавливаются Министерством образования и науки РФ, если иное не установлено ФЗ.

К экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) привлекаются уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ.

Разработку примерных программ подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре обеспечивают Министерство обороны РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, примерных программ ассистентуры-стажировки – Министерство культуры РФ, примерных программ ординатуры – Министерство здравоохранения РФ.

Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся.

Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Фгос общего образования включает в себя требования

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) был введен в действие Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015 года).

ФГОС начального общего образования включает в себя требования:

к результатам освоения детьми основной образовательной программы начального общего образования;

к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений и

к условиям реализации образовательными организациями основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

В данном материале рассмотрены особенности первого из указанных требований, а именно:

  • требование ФГОС начального общего образования к результатам освоения детьми основной образовательной программы начального общего образования.

Два других требования ФГОС НОО будут рассмотрены в следующих материалах.

Требования ФГОС начального общего образования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

ФГОС НОО устанавливает требования к результатам обучения детей, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

к личностным результатам обучения, включающим:

готовность и способность детей к саморазвитию,

сформированность мотивации к обучению и познанию,

ценностно-смысловые установки детей, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества,

сформированность основ гражданской идентичности;

к метапредметным результатам обучения, включающим:

освоенные детьми универсальные учебные действия — познавательные, регулятивные и коммуникативные,

обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и

к предметным результатам обучения, включающим:

освоенный детьми в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания,

его преобразованию и применению, а также

систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

При этом личностные результаты освоения детьми основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО должны отражать:

формирование основ российской гражданской идентичности:

чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

формирование ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир:

в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

формирование уважительного отношения:

к иному мнению, истории и культуре других народов;

овладение начальными навыками адаптации:

в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

принятие и освоение социальной роли ребенка:

развитие мотивов учебной деятельности и

формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельности и личной ответственности:

за свои поступки, в том числе в информационной деятельности,

на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств:

доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,

понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков у ребенка сотрудничества:

со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,

умения не создавать конфликтов и

находить выходы из спорных ситуаций;

формирование установки:

на безопасный, здоровый образ жизни,

наличие мотивации к творческому труду,

работе на результат,

бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО должны отражать:

овладение детьми способностью:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

поиска средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем:

формирование умения:

планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения:

понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и

способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

освоение начальных форм:

познавательной и личностной рефлексии;

использование знаково-символических средств представления информации:

для создания моделей изучаемых объектов и процессов,

схем решения учебных и практических задач;

активное использование:

речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий

для решения коммуникативных и познавательных задач;

использование различных способов поиска:

в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет,

сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и

анализировать изображения, звуки,

готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

овладение навыками:

смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

овладение логическими действиями:

сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,

установления аналогий и причинно-следственных связей,

построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

готовность:

слушать собеседника и вести диалог;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

определение:

общей цели и путей ее достижения;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

готовность:

конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

овладение:

начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности — природных, социальных, культурных, технических и др.

в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

овладение:

базовыми предметными и межпредметными понятиями,

отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

умение работать:

в материальной и информационной среде начального общего образования

в том числе с учебными моделями в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Раздел ФГОС начального общего образования «Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования»:

содержит требования к содержанию предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы:

русский язык и литературное чтение;

родной язык и литературное чтение на родном языке;

математика и информатика;

обществознание и естествознание (окружающий мир);

основы религиозных культур и светской этики;

По выбору родителей изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

искусство (изобразительное искусство, музыка);

Требования ФГОС НОО к итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования

При итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность ребенка к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:

системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии;

обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;

коммуникативных и информационных умений;

системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

Итоговая оценка качества освоения детьми основной образовательной программы начального общего образования:

  • осуществляется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Предметом итоговой оценки освоения детьми основной образовательной программы начального общего образования:

должно быть, достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования

в итоговой оценке должны быть выделены две составляющие:

результаты промежуточной аттестации детей, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

Это интересно:  Обязанности руководителя проекта при проектировании

результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения детьми основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для получения общего образования следующего уровня;

итоговая оценка освоения основной образовательной программы начального общего образования проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и направлена на оценку достижения детьми планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

результаты итоговой оценки освоения основной образовательной программы начального общего образования используются для принятия решения о переводе детей для получения основного общего образования.

К результатам индивидуальных достижений детей, не подлежащим итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования, относятся:

ценностные ориентации детей;

индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.;

обобщенная оценка этих и других личностных результатов учебной деятельности детей может осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.

В следующем материале будут рассмотрены особенности требования ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы начального общего образования.

Материал на тему:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования7

Выступление на педагогическом совете на тему «Стандарты нового поколения», где поделилась со своими коллегами с новыми стандартами.

Скачать:

Вложение Размер
fgos_ooo.docx 33.86 КБ

Предварительный просмотр:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию 1 .

Стандарт включает в себя требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • к структуре основной образовательной программы основного общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся.

2. Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования.

3. Стандарт разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

4. Стандарт направлен на обеспечение:

  • формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
  • единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
  • доступности получения качественного основного общего образования;
  • преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, профессионального образования;
  • духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
  • развития государственно-общественного управления в образовании;
  • формирования содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, образовательных учреждений, функционирования системы образования в целом;
  • условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.

5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

6. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):

  • любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

7. Стандарт должен быть положен в основу деятельности:

  • работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы основного общего образования с учетом особенностей развития региона Российской Федерации, образовательного учреждения, запросов участников образовательного процесса;
  • руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы основного общего образования;
  • сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, в том числе общественных организаций, объединений и профессиональных сообществ, осуществляющих общественную экспертизу качества образования в образовательных учреждениях;
  • разработчиков примерных основных образовательных программ основного общего образования;
  • сотрудников учреждений основного и дополнительного профессионального педагогического образования, методических структур в системе общего образования;
  • авторов (разработчиков) учебной литературы, материальной и информационной среды, архитектурной среды для основного общего образования;
  • руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, обеспечивающих и контролирующих финансирование образовательных учреждений общего образования;
  • руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, контроль и надзор за соблюдением законодательства в области общего образования;
  • руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти, обеспечивающих разработку порядка и контрольно-измерительных материалов итоговой аттестации выпускников основной школы;
  • руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих разработку положений об аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

1 Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.–1992.–№ 30, Ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации.–1996.– № 3, Ст. 150; 2007.– № 49, Ст. 6070).

2 При этом при реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты. См. пункт 5 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2007, № 49, ст. 6070)

Подробности на сайте:

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Требования к структуре основных образовательных программ начального общего и основного общего образования включают в себя восемь инвариантных составных частей:

  1. Цели образования на данной ступени общего образования;
  2. Базисный учебный (образовательный) план;
  3. Фундаментальное ядро содержания образования;
  4. Примерные программы по отдельным учебным предметам;
  5. Программа формирования универсальных учебных действий;
  6. Требования к результатам освоения основных образовательных программ;
  7. Система оценки учебных достижений обучающихся;
  8. Рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся.

Включение целей образования на данной ступени общего образования в основную образовательную программу обусловлено тем, что в любом виде деятельности невозможно составить программу ее практической реализации, не определив целей деятельности. В данном случае программа представляет собой способ движения целей, фиксирующих те характеристики обучения, воспитания и развития, которые наиболее важны для данной ступени обучения с точки зрения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.

В примерной основой образовательной программе цели образования на той или иной ступени общего образования (начальная школа, основная школа или средняя (полная) школа) фиксируются цели, общие для всей системы образования как социального института. При разработке основных образовательных программ в конкретном образовательном учреждении общего образования эти цели могут уточняться в соответствии с особенностями региона и самого образовательного учреждения, при этом более частные цели региона и образовательного учреждения не могут вступать в противоречие (конфликтовать) с общими целями образования.

Таким образом, функцией первого компонента является описание того, что должно достигнуть образовательное учреждение «на выходе» каждой из ступеней общего образования.

Базисный учебный план как наиболее обобщенная форма описания содержания образования в предыдущих версиях стандартов общего образования нормировал содержание образования в узкой трактовке важнейшей педагогической категории: образование = обучение.

Понимая образование как взаимосвязанные и взаимопроникающие системы обучения, воспитания и развития личности, Базисный учебный план, определяющий деятельность школы, следовало бы называть Базисным образовательным планом. Это нашло отражение не только в названии раздела Требований к основным образовательным программам, но в содержании требований к этому компоненту: «Раздел «Внеурочная деятельность обучающихся» фиксирует объем времени, отводимого на организацию мероприятий, отличных от классно-урочной системы обучения (кружки, секции, экскурсии, учебные практики и т.п.) и направленных на развитее социальной активности обучающихся, их творчества, физическое и эстетическое развитие, трудовое воспитание и т.д.».

Фундаментальное ядро содержания образования. Общее описание содержания образования, приведенное в Базисном учебном плане, должно быть конкретизировано в документе, описывающем содержание образования в конкретных областях действительности: Природа, Общество, Человек. Из этого проистекает первая функция Фундаментального ядра содержания образования — фиксация основополагающих элементов научного знания, предназначенных для обязательного изучения в образовательных учреждениях общего образования: ведущие теории, научные идеи и категории, методы научного познания, события, явления и т.п. Данная функция определяет и содержание первого требования к Фундаментальному ядру как составной части основной образовательной программы.

Не менее важная функция Фундаментального ядра заключается в конкретизации двух других составляющих образования: воспитания и развития. Базовое содержание образования, представленное в Фундаментальном ядре, нацелено на познавательную (интеллектуальную), коммуникативную, ценностно-ориентационную, эстетическую (художественную), трудовую (технико-технологическую), физическую культуру личности. Воспитание этих видов культур, с одной стороны, тесно связано с предметным обучением (знаниевая составляющая) и, с другой стороны, — с формированием универсальных учебных действий. В этом проявляется принцип двойного вхождения элементов содержания образования. Реализация данной функции Фундаментального ядра содержания образования приводит к необходимости включения требования «В Фундаментальном ядре содержания в обобщенном виде описываются виды деятельности (универсальные учебные действия) регулятивного, познавательного, коммуникативного характера, формирование которых осуществляется в ходе образовательного процесса».

Примерные программы по отдельным учебным предметам. Дальнейшая детализация содержания образования происходит в примерных программах по отдельным учебным предметам.

Практический опыт отечественной школы, обобщенный дидактикой и частными методиками и получивший теоретическое обоснование, показывает, что учебные программы по отдельным предметам успешно выполняют свое предназначение в том случае, если в них представлены следующие составные части:

  1. Пояснительная записка, в которой уточняются общие цели образования с учетом специфики учебного предмета — его содержанием, присущими ему особенностями в формировании знаний, умений, навыков, общих и специальных способов деятельности;
  2. Содержание образования. Этот раздел программы по тому или иному учебному предмету является следующей ступенью декомпозиции, конкретизации содержания образования;
  3. Примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников, позволяющее

— разработчикам авторских (рабочих) программ получить образец использования вариативной составляющей, заложенной в инвариантную часть учебного плана;

— учителям получить образец планирования учебного материала;

  1. Требования к результатам освоения содержания предметных программ включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

Под предметными результатами образовательной деятельности понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Требования к результатам освоения содержания предметных программ являются ориентиром для образовательного учреждения и конкретного учителя в том, что должно быть получено учащимися в результате их деятельности;

  1. Рекомендации по оснащению учебного процесса дают представление о том, какими средствами обучения и воспитания может воспользоваться учитель в своей работе.

Программа формирования универсальных учебных действий. Как и программы по отдельным учебным предметам, программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует соответствующий раздел Фундаментального ядра содержания. Данный раздел должен включать следующие подразделы:

  1. Описание ценностных ориентиров для данной ступени образования — аналог раздела Пояснительной записки примерных программ по учебным предметам;
  2. Описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий данной ступени с предыдущей и последующей ступенями;
  3. Связь универсальных учебных действий с изучением отдельных учебных предметов;
  4. Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий ;
  5. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

Система оценки достижения Требований стандарта фиксирует основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержания оценки, критерии и процедуры оценивания, состав инструментария, формы представления результатов, условия и границы применения.

Система оценки выступает как инструментальное ядро государственных образовательных стандартов, выполняющее функции обратной связи и регулирования системы обр азования. Система оценки призвана ориентировать образовательный процесс на реализацию и достижение планируемых результатов освоения учебных программ и программы формирования универсальных учебных действий и предполагает:

  1. комплексный подход к оценке результатов образования (оценку предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
  2. ориентацию оценки на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности;
  3. оценку индивидуального прогресса учащихся,
  4. использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких методов оценки, как проекты, практические работы, портфолио, самоанализ и самооценка и др.
  5. использование персонифицированных процедур (в целях итоговой оценки и аттестации обучающихся) и неперсонифицированных или анонимных процедур в целях оценки состояния и тенденций развития системы образования, а также в иных аттестационных целях;
  6. уровневый подход к разработке инструментария и представлению результатов; использование критериев, основанных на планируемых результатах освоения основной образовательной программы;
  7. использование накопительной системы оценивания, т.е. учет стартового уровня и результатов текущего и промежуточного оценивания в итоговой оценке обучающихся.

Рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся должны содержать рекомендации по нормативному и организационно-методическому обеспечению внеурочной деятельности и примерные программы. В первом разделе выделены требования к планированию состава групп, требования к ведению нормативной документации и требования по организации совместной деятельности школы и привлеченных организаций. Второй раздел структурирован по схеме, аналогичной схемам примерных программ по отдельным учебным предметам.

В основную образовательную программу должны включаться другие компоненты, отражающие особенности и интересы субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений общего образования с учетом динамики потребностей личности, общества и государства в общем образовании.

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее — Основные образовательные программы) является основным нормативным документом , развивающим и конкретизирующим положения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

1.2. Основные образовательные программы представляют собой компонент системы образования Российской Федерации.

1.3. Основные образовательные программы определяют содержание начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для саморазвития и самосовершенствования обучающихся, осознанного выбора направлений продолжения образования в профессиональной сфере.

2. Части основной образовательной программы

2.1. Основная образовательная программа для каждой ступени общего образования должна состоять из следующих частей:

2.1.0. Пояснительная записка.

2.1.1. Цели образования на данной ступени общего образования.

2.1.2. Базисный учебный (образовательный).

2.1.3. Фундаментальное ядро содержания образования.

2.1.4. Примерные программы по отдельным учебным предметам.

2.1.5. Программа формирования универсальных учебных действий.

2.1.6. Система оценки учебных достижений обучающихся.

2.1.7. Рекомендации по организации внеурочной деятельности обучающихся.

2.2. В основную образовательную программу могут включаться другие компоненты, отражающие особенности и интересы субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений общего образования с учетом динамики потребностей личности, общества и государства в общем образовании.

2.3. Соотношение обязательной части образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, должно быть зафиксировано в соотношении инвариантной и вариативной частях Базисного учебного (образовательного) плана.

3. Цели образования

3.1. Цели образования характеризуются планируемыми результатами общего образования для данной ступени и определяют общую направленность, особенности содержания и видов деятельности обучающихся на данной ступени.

3.2. Содержание целей образования должно развивать и конкретизировать требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам освоения основных образовательных программ, фиксировать те характеристики обучения, воспитания и развития, которые наиболее важны для данной ступени обучения с точки зрения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.

4. Базисный учебный (образовательный) план

4.1. Базисный учебный (образовательный) план должен определять:

В инвариантной части:

4.1.1. Максимально допустимый объем аудиторной нагрузки обучающихся.

4.1.2. Общий объем нагрузки, подлежащей бюджетному финансированию.

4.1.3. Состав обязательных учебных предметов и время, отводимое на их изучение, по классам (годам) обучения в модальности «не менее».

4.2. Вариативная часть Базисного учебного (образовательного) плана представлена числом часов, отводимых на обеспечение интересов субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений, индивидуальных потребностей и запросов обучающихся.

4.3. Раздел «Внеурочная деятельность обучающихся» вариативной части должен фиксировать объем времени, отводимого на организацию мероприятий, отличных от классно-урочной системы обучения (кружки, секции, экскурсии, учебные практики и т.п.) и направленных на развитее социальной активности обучающихся, их творчества, физическое и эстетическое развитие, трудовое воспитание и т.д. Наполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учреждения.

5. Фундаментальное ядро содержания

5.1. Фундаментальное ядро содержания должно фиксировать основополагающие элементы научного знания, предназначенные для обязательного изучения в образовательных учреждениях общего образования: ведущие теории, научные идеи и категории, методы научного познания, события, явления и т.п.

5.2. В Фундаментальном ядре содержания в обобщенном виде описываются виды деятельности (универсальные учебные действия) регулятивного, познавательного, коммуникативного характера, формирование которых осуществляется в ходе образовательного процесса.

6. Примерные программы по отдельным учебным предметам

6.1. Примерные программы по отдельным учебным предметам должны конкретизировать соответствующие разделы Фундаментального ядра содержания и являться основой для разработки рабочих программ.

6.2. Примерные учебные программы должны содержать следующие разделы:

6.2.1. Пояснительную записку, в которой определяются цели изучения предмета на каждой ступени обучения, особенности содержания.

6.2.2. Содержание образования, включающее перечень изучаемого материала.

6.2.3. Примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников.

6.2.4.Требования к результатам освоения содержания предметных программ.

6.2.5. Рекомендации по оснащению учебного процесса.

6.3. Базисные (примерные) учебные программы определяют тот минимальный объем содержания по предмету, который должен быть включен в любую рабочую программу.

7. Программа формирования универсальных учебных действий

7.1. Программа формирования универсальных учебных действий должна конкретизировать соответствующие разделы Фундаментального ядра содержания и являться основой для разработки рабочих программ.

7.2. Программа формирования универсальных учебных действий должна содержать следующие разделы:

7.2.1. Описание ценностных ориентиров для данной ступени образования.

7.2.2. Описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий данной ступени с предыдущей и последующей ступенями.

7.2.3. Связь универсальных учебных действий с изучением отдельных учебных предметов.

7.2.4. Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

7.2.5. Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

8. Система оценки учебных достижений обучающихся

8.1. Система оценки учебных достижений обучающихся должна включать следующие разделы:

8.1.1. Описание объекта и содержания оценки (требования, структурированные в соответствии с используемой таксономией).

8.1.2. Критерии и процедуры оценивания.

8.1.3. Состав инструментария.

8.1.4. Формы представления результатов.

8.1.5. Условия и границы применения.

8.2. Инструментарий для оценки достижения планируемых результатов освоения программ данной ступени общего образования должен быть разработан применительно к основным группам результатов.

8.3. Инструментарий должен включать:

8.3.1. Операционализированный перечень планируемых результатов освоения программ данной ступени общего образования.

8.3.2. Примеры заданий для оценки достижения планируемых результатов.

8.3.4. Демонстрационный вариант измерительных материалов.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, moiprava.info, nsportal.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector