+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Должностные обязанности преподавателя вуза

Типовой образец

___________________________________ (инициалы, фамилия)
(наименование организации, пред- ________________________
приятия и т.п., его организационно- (директор или иное долж-
правовая форма) ностное лицо, уполномо-
ченное утверждать долж-
ностную инструкцию)
» ____________ 20__г.

преподавателя вуза
______________________________________________
(наименование организации, предприятия и т.п.)

» » ______________ 20__г. N_________

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на
основании трудового договора с __________________________________________
(наименование должности лица, на которого
______________________________________________________ и в соответствии с
составлена настоящая должностная инструкция)
положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных
актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

I. Общие положения
1.1. Преподаватель вуза относится к профессорско-преподавательскому
составу.
1.2. На должность преподавателя вуза назначается лицо, имеющее
высшее образование ______________________________________________________
(без предъявления требований к стажу работы;
________________________________________________________________________.
стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет — на должность старшего
преподавателя)
и ученую степень кандидата наук.
1.3. Назначение на должность преподавателя вуза и освобождение от
должности производится приказом ректора по представлению
________________________________________________________________________.
1.4. Преподаватель вуза должен знать:
— Конституцию Российской Федерации;
— законы Российской Федерации, постановления и решения Правительства
Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам
образования;
— требования государственных образовательных стандартов;
— содержание и принципы организации обучения по преподаваемому
предмету;
— основные технологические процессы и приемы работы по профилю
специальности;
— педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального
обучения;
— современные формы и методы обучения и воспитания студентов;
— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты;
— _________________________________________________________________.
1.5. Преподаватель вуза подчиняется непосредственно ________________
(заведующему
________________________________________________________________________.
кафедрой; иному должностному лицу)
1.6. На время отсутствия преподавателя вуза (отпуск, болезнь и пр.)
его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом
________________________________________________________________________.
(ректора, проректора по учебной части)
Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за
качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
1.7. ______________________________________________________________.

2. Должностные обязанности
Преподаватель вуза:
2.1. Проводит обучение студентов в соответствии с требованиями
государственных образовательных стандартов.
2.2. Обеспечивает высокую эффективность педагогического процесса,
развивает у студентов самостоятельность, инициативу, творческие
способности.
2.3. Использует наиболее эффективные формы, методы и средства
обучения, новые педагогические технологии, способствующие лучшему
усвоению студентами необходимых теоретических и практических знаний по
специальности, а также формированию навыков аналитической работы.
2.4. Формирует у студентов профессиональные умения, подготавливает
их к применению полученных знаний в практической деятельности.
2.5. Способствует пониманию развития и функционирования общества в
целом и отдельных составляющих его социальных систем.
2.6. Участвует в разработке образовательных программ.
2.7. Осуществляет чтение лекций.
2.8. Проводит практические занятия, семинары, итоговые собеседования
коллоквиумы, имитационные игры, тестирования.
2.9. Осуществляет прием и проверку курсовых работ, рефератов,
письменных контрольных работ, структурированных проблемных сочинений,
эссе, выпускных квалификационных (дипломных) работ, прием зачетов,
дифференцированных зачетов, экзаменов.
2.10. Планирует самостоятельную работу студентов и осуществляет
руководство такой работой.
2.11. Дает консультации студентам в специально отведенные часы.
2.12. Принимает участие в разработке программ производственной и
преддипломной практики.
2.13. Организует научно-исследовательскую работу, обеспечивающую
высокий научный уровень образования, осуществляет руководство этой
работой и вовлекает в нее студентов.
2.14. Принимает участие в собраниях преподавателей и в других формах
учебно-методической деятельности.
2.15. Принимает участие в подготовке программ и необходимых учебных
и методических материалов.
2.16. Поддерживает учебную дисциплину, контролирует режим посещения
занятий.
2.17. Соблюдает Устав ________________________ и правила внутреннего
(института, университета)
трудового распорядка.
2.18. Бережно относится к духовным и материальным ценностям
______________________________ и его подразделений.
(института, университета)
2.19. Повышает свой научно-теоретический уровень.
2.20. Совершенствует практический опыт, профессиональную
квалификацию, педагогическое мастерство.
2.21. Соблюдает права и свободы студентов, уважает права и личное
достоинство будущих специалистов, проявляет заботу об их культурном
развитии.
2.22. Следует общепринятым нравственным и этическим нормам.
2.23. Всей своей деятельностью способствует установлению гуманных,
нравственно здоровых отношений в студенческой среде.

3. Права
Преподаватель вуза имеет право:
3.1. Самостоятельно определять педагогически оправданные методы и
средства обучения, наиболее полно отвечающие его индивидуальным
особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса.
3.2. Выбирать методы и средства проведения научных исследований,
отвечающие мерам безопасности.
3.3. Избирать и быть избранными в Ученый совет _____________________
(института,
________________________________________________________________________.
университета, факультета)
3.4. Участвовать в обсуждении вопросов деятельности ________________
(института,
_____________________ и вносить на рассмотрение администрации предложения
университета)
по совершенствованию работы, предусмотренной настоящей инструкцией.
3.5. Занимать выборные должности (заведующего кафедрой, декана, а
также должности заместителя декана, заведующего отделением, аспирантурой,
практикой, начальника учебного отдела и др.).
3.6. Запрашивать у руководителей структурных подразделений и иных
специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих
должностных обязанностей.
3.7. Требовать от администрации ____________________________________
(института, университета)
организационного и материально-технического обеспечения своей
деятельности, а также оказания содействия в исполнении своих должностных
обязанностей и прав.
3.8. Обжаловать приказы и распоряжения администрации
__________________________ в установленном законодательством порядке.
(института, университета)
3.9. ______________________________________________________________.

4. Ответственность
Преподаватель вуза несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в
пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и
гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных
трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.4. ______________________________________________________________.

Должностная инструкция разработана в соответствии с ________________
(наименование,
_____________________________.
номер и дата документа)

Начальник юридического отдела
(юрисконсульт)

(инициалы, фамилия)
_____________________________
(подпись)

С инструкцией ознакомлен: (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)

Prom-Nadzor.ru

Вы здесь

Должностная инструкция преподавателя ВУЗа

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

Должностная инструкция преподавателя ВУЗа [наименование образовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздела «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 г. N 1н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Преподаватель ВУЗа относится к профессорско-преподавательскому составу и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность преподавателя ВУЗа принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательной организации не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, адъюнктура) или ученой степени кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность преподавателя ВУЗа в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

Это интересно:  Код ок 034 2014 кпес 2008

— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Преподаватель ВУЗа должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего профессионального образования;

— локальные нормативные акты образовательной организации;

— образовательные стандарты по соответствующим программам высшего образования;

— теорию и методы управления образовательными системами;

— порядок составления учебных планов;

— правила ведения документации по учебной работе;

— основы педагогики, физиологии, психологии;

— методику профессионального обучения;

— современные формы и методы обучения и воспитания;

— методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;

— требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах;

— основы экологии, права, социологии;

— правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Преподаватель ВУЗа назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Должностные обязанности

2.1. Организует и проводит учебную и учебно-методическую работу по всем видам учебных занятий, за исключением чтения лекций.

2.2. Участвует в научно-исследовательской работе кафедры, иного подразделения образовательной организации.

2.3. Обеспечивает выполнение учебных планов и программ.

2.4. Под руководством профессора, доцента или старшего преподавателя разрабатывает или принимает участие в разработке методических пособий по видам проводимых занятий и учебной работы, организует и планирует методическое и техническое обеспечение учебных занятий.

2.5. Создает условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников.

2.6. Принимает участие в воспитательной работе с обучающимися (студентами, слушателями), в организации их научно-исследовательской работы, в профессиональной ориентации школьников, в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению, развитию, обеспечению и совершенствованию материально-технической базы учебного процесса, обеспечению учебных подразделений и лабораторий оборудованием. Контролирует и проверяет выполнение обучающимися (студентами, слушателями) домашних заданий.

2.7. Контролирует соблюдение обучающимися (студентами, слушателями) правил по охране труда и пожарной безопасности при проведении учебных занятий, выполнении лабораторных работ и практических занятий.

2.8. Участвует в организуемых в рамках тематики направлений исследований кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, иных мероприятиях образовательной организации.

2.9. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Преподаватель ВУЗа имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

— на сокращенную продолжительность рабочего времени;

— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Самостоятельно определять педагогически оправданные методы и средства обучения, наиболее полно обеспечивающие высокое качество учебного процесса.

3.3. Участвовать в обсуждении вопросов деятельности [института, университета] и вносить на рассмотрение администрации предложения по совершенствованию работы, предусмотренной настоящей инструкцией.

3.4. Занимать выборные должности (заведующего кафедрой, декана, а также должности заместителя декана, заведующего отделением, аспирантурой, практикой, начальника учебного отдела и др.).

3.5. Запрашивать у руководителей структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.6. Требовать от администрации [института, университета] организационного и материально-технического обеспечения своей деятельности, а также оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.7. Обжаловать приказы и распоряжения администрации [института, университета] в установленном законодательством порядке.

3.8. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством].

4. Ответственность

Преподаватель ВУЗа несет ответственность:

4.1. За нарушение устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Оренбургский государственный университет

Должностная инструкция преподавателя кафедры

Скачать

1 Общие положения

1.1 Преподаватель кафедры относится к категории специалистов.

1.2 На должность преподавателя кафедры назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (высшее) образование и стаж работы в образовательной организации высшего образования не менее 1 года, при наличии высшего образования по программам подготовки кадров высшей квалификации или ученой степени кандидата наук — без предъявления требований к стажу работы.

1.3 Назначение на должность преподавателя кафедры и освобождение от нее производится приказом ректора университета в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации.

1.4 Преподаватель кафедры должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего образования;
  • локальные нормативные акты университета;
  • федеральные государственные образовательные стандарты по соответствующим программам высшего образования;
  • теорию и методы управления образовательными системами;
  • порядок составления учебных планов;
  • правила ведения документации по учебной работе;
  • основы педагогики, физиологии, психологии;
  • методику профессионального обучения;
  • современные формы и методы обучения и воспитания;
  • культуру общения и служебной этики;
  • методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;
  • требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах;
  • основы экологии, права, социологии;
  • правила и нормы охраны труда, правила противопожарного режима в Российской Федерации, санитарно-гигиенические нормативы и правила.

1.5 В своей деятельности преподаватель кафедры руководствуется:

  • действующим законодательством Российской Федерации;
  • приказами Министерства образования и науки Российской Федерации;
  • уставом университета;
  • решениями ученого совета университета и факультета (института);
  • приказами и распоряжениями руководства университета;
  • распоряжениями декана факультета (директора института), заведующего кафедрой;
  • решениями заседания кафедры;
  • положением о факультете (институте) университета;
  • положением о кафедре;
  • кодексом этики и служебного поведения работников ОГУ;
  • коллективным договором;
  • правилами внутреннего распорядка университета;
  • санитарно-гигиеническими нормативами и правилами;
  • программами, инструкциями по охране труда и пожарной безопасности;
  • положением об обеспечении безопасных условий и охраны труда;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.6 Преподаватель кафедры подчиняется непосредственно заведующему кафедрой.

1.7 На время отсутствия преподавателя кафедры (болезнь, отпуск, командировка) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом ректора, которое приобретает права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

2 Должностные обязанности

2.1 Преподаватель кафедры обязан:

2.1.1 Организовывать и проводить учебную и учебно-методическую работу по всем видам учебных занятий, за исключением чтения лекций.

2.1.2 Участвовать в научно-исследовательской работе кафедры, иного подразделения университета.

2.1.3 Обеспечивать выполнение учебных планов и программ.

2.1.4 Под руководством профессора, доцента или старшего преподавателя разрабатывать или принимать участие в разработке методических пособий по видам проводимых занятий и учебной работы.

2.1.5 Организовывать и планировать методическое и техническое обеспечение учебных занятий.

Это интересно:  Депутатом госдумы может быть избран гражданин рф

2.1.6 Создавать условия для формирования у обучающихся (студентов, слушателей) основных составляющих компетентности, обеспечивающей успешность будущей профессиональной деятельности выпускников.

2.1.7 Принимать участие в воспитательной работе с обучающимися (студентами, слушателями), в организации их научно-исследовательской работы, в профессиональной ориентации школьников, в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению, развитию, обеспечению и совершенствованию материально-технической базы учебного процесса, обеспечению учебных подразделений и лабораторий оборудованием.

2.1.8 Контролировать и проверять выполнение обучающимися (студентами, слушателями) домашних заданий.

2.1.9 Контролировать соблюдение обучающимися (студентами, слушателями) правил по охране труда и пожарной безопасности при проведении учебных занятий, выполнении лабораторных работ и практических занятий.

2.1.10 Участвовать в организуемых в рамках тематики направлений исследовательской работы кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, иных мероприятиях университета.

2.1.11 Соблюдать дисциплину труда и правила внутреннего распорядка, правила и нормы охраны труда, правила противопожарного режима, санитарно-гигиенические нормативы и правила.

2.1.12 Осуществлять сбор, хранение, использование и распространение персональных данных работника, обучающегося и иного лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2.1.13 Предоставлять персональные данные работника и обучающегося только лицам, уполномоченным на получение, обработку, хранение, передачу и другое использование персональных данных, и только в части, которая необходима им для выполнения их должностных обязанностей.

2.1.14 Обеспечивать защиту персональных данных работника, обучающегося и иного лица от неправомерного их использования или утраты в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2.1.15 Обеспечивать работнику, обучающемуся и иному лицу свободный доступ к своим персональным данным, включая право на получение копий любой записи, содержащей его персональные данные.

2.1.16 Воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений.

2.1.17 Воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения.

2.1.18 Незамедлительно информировать непосредственного руководителя или руководство ОГУ о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений.

2.1.19 Незамедлительно информировать непосредственного руководителя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками.

2.1.20 Сообщать непосредственному руководителю о возможности возникновения либо о возникшем конфликте интересов.

  • обучение и проверку знаний по охране труда не позднее одного месяца со дня вступления в должность, один раз в три года — периодическое обучение и проверку знаний требований охраны труда;
  • при поступлении на работу: вводный инструктаж по охране труда и вводный инструктаж по пожарной безопасности, а на работах с вредными и (или) опасными условиями труда обучение безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте под наблюдением опытного работника (руководителя стажировки), и проверку знаний, с записью результатов в журнале первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте;
  • инструктажи по охране труда и пожарной безопасности: первичный на рабочем месте, повторный не реже одного раза в полугодие;
  • предварительный (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и (или) иными федеральными законами;
  • обучение по программе пожарно-технического минимума не реже одного раза в год.

2.1.22 Контролировать выполнение обучающимися (студентами, слушателями) правил и норм охраны труда, санитарно-гигиенических нормативов и правил, правильность применения средств индивидуальной и коллективной защиты.

2.1.23 Выполнять работу в соответствии с требованиями безопасности и не покидать лабораторию, учебную мастерскую, аудиторию до окончания проведения лабораторного или практического занятия, следить за правильным применением обучающимися оборудования, приспособлений, материалов и т. д., обеспечивать беспрепятственный доступ представителей административно-общественного контроля университета в целях проведения проверок условий и охраны труда на рабочих местах и учебного процесса.

2.1.24 Немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, в том числе работников и обучающихся университета, о каждом несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья.

2.2 Преподаватель кафедры имеет и иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, законодательством об образовании, уставом университета, коллективным договором, трудовым договором, правилами внутреннего распорядка и иными локальными нормативными актами университета.

3.1 Преподаватель кафедры имеет право:

3.1.1 Требовать соблюдения данных университетом обязательств и социальных гарантий по трудовому договору и защищать свои права в порядке, установленном законом и коллективным договором.

3.1.2 Повышать свою квалификацию в соответствии с производственной необходимостью, требовать повышения оплаты труда в связи с изменением квалификационного уровня.

3.1.3 Вносить заведующему кафедрой предложения по корректировке плана работы кафедры, рабочих программ и другой учебной документации кафедры с последующим их утверждением в установленном порядке.

3.1.4 Избирать и быть избранным в ученые советы университета, факультета (института).

3.1.5 Вносить на рассмотрение кафедры предложения по совершенствованию учебной, учебно-методической, научно-исследовательской работы кафедры.

3.1.6 Излагать учебный материал по своим методикам, выбирать методы и средства обучения, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами.

3.1.7 Пользоваться бесплатными услугами библиотеки, информационных фондов, учебных и научных подразделений.

3.1.8 Получать и обрабатывать персональные данные работников, обучающихся и иных лиц в рамках трудовых, гражданско-правовых и иных правоотношений с целью использования в учебно-научной, управленческой, административной и иной не запрещенной законом деятельности университета, обеспечения соблюдения требований законов и иных нормативных правовых актов, а также предоставления сторонним лицам в рамках требований законодательства Российской Федерации.

3.1.9 Запрашивать у руководителей структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.1.10 В установленном порядке обжаловать распоряжения заведующего кафедрой, декана факультета (директора института) и другие организационно-распорядительные акты руководства университета.

3.2 Преподаватель кафедры имеет и иные права, предусмотренные трудовым законодательством, законодательством об образовании, уставом университета, коллективным договором, правилами внутреннего распорядка и иными локальными нормативными актами университета.

Преподаватель кафедры несет ответственность:

4.1 За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в соответствии с действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2 За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в соответствии с действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3 За причинение материального ущерба — в соответствии с действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.4 За несоблюдение установленного противопожарного режима в университете, а также несоблюдение требований охраны труда, санитарно-гигиенических нормативов и правил — в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

4.5 За нарушение норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных, — в соответствии с действующим уголовным, административным, гражданским и трудовым законодательством Российской Федерации.

4.6 За несвоевременное доведение до руководства информации о каждом несчастном случае, о ситуации, создающей угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, — в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5 Взаимоотношения по должности

В процессе своей работы преподаватель кафедры:

5.1 Взаимодействует со структурными подразделениями университета в пределах своей компетенции.

Как стать преподавателем в вузе

Преподаватель вуза – это всегда его вчерашний студент, но, несмотря на молодость и отсутствие опыта, даже ассистент должен быть на голову выше тех, кто собрался в аудитории для занятий.

Чтобы преподавание в вузе стало профессией, мало знать свой предмет на отлично. Нужно уметь передать свои знания и заинтересовать студентов даже такими малопривлекательными для большинства дисциплинами, как сопромат или начертательная геометрия.

Преподавание в вузе – это высшая ступень педагогического мастерства и ответственная работа. Для занятия должности на кафедре в университете необходима хорошая профессиональная подготовка. Обладатель диплома бакалавра не сможет учить студентов высшего учебного заведения – право стать преподавателем в вузе имеют специалисты, окончившие как минимум магистратуру.

История

Педагогической деятельностью люди занимались с давних времен. Учителя были в Древней Греции и Риме, Египте и Вавилоне. Первые университеты были созданы в IX–XI столетиях в Фесе, Салерно, Болонье, Париже. Однако в современном виде высшие учебные заведения начали появляться с XII–XIII века (Оксфорд, Кембридж, Неаполь, Саламанка).

Это интересно:  Отчет форма 18 по воинскому учету

В этих учреждениях под руководством опытных ученых и практиков студенты обучались различным прикладным наукам, самыми популярными среди них были богословие, философия, медицина, юриспруденция. Профессорами и преподавателями вузов становились самые талантливые мыслители своего времени, которые занимались исследовательской деятельностью, развивая науку.

Какие должности существуют в высших учебных заведениях

В отличие от школьного учителя, которому для начала работы достаточно окончить институт или университет, преподавателю вуза, чтобы занять свое место в иерархии, придется изрядно попотеть. Для продвижения на каждую из должностей необходимо соответствовать ряду условий.

  • Ассистент. Это профессиональный сотрудник кафедры, имеющий диплом магистра или специалиста и не меньше года занимающийся преподавательской деятельностью. После окончания аспирантуры наличия опыта не требуют. Такой работник консультирует студентов, проводит с ними лабораторные, практические и семинарские занятия, оказывает помощь профессорам и доцентам при приеме зачетов и экзаменов. Нередко в ассистенты приглашают хорошо зарекомендовавших себя выпускников университета.
  • Старший преподаватель. Это более высокий уровень, для соответствия которому претенденту нужно иметь не менее 3 лет стажа работы в вузе или ученую степень кандидата наук. Он проводит практические занятия, имеет право разрабатывать учебные пособия и методические материалы, а также читать лекции.
  • Доцент. Чтобы претендовать на эту должность, необходимо окончить аспирантуру, быть кандидатом наук, участвовать в различных научных мероприятиях (симпозиумах, конференциях), иметь свои труды, писать статьи, руководить аспирантами.
  • Профессор. Получив ученую степень доктора наук, имея 5 лет работы в системе высшего образования, опубликовав ряд монографий и научных статей в российских и зарубежных рецензируемых журналах, можно претендовать на должность профессора университета. Это высшая ступень иерархии, которая достигается только долгими годами упорной работы.

Только талантливые, трудолюбивые и целеустремленные люди способны пройти весь этот путь. При этом не нужно забывать и о ежедневной рутинной работе в университетских аудиториях и библиотеках.

Как устроиться на работу в вуз

Вкратце алгоритм, по которому становятся преподавателем в университете, может выглядеть так:

  • Выбор вуза по душе, окончание бакалавриата, затем магистратуры. При этом желательно учиться хорошо, демонстрировать способности в избранной специальности, вести активную исследовательскую деятельность.
  • Поступление в аспирантуру. Неплохой вариант – работать ассистентом на кафедре того же вуза. После того как соискатель защитил диссертацию и стал кандидатом наук, при наличии вакансии он может быть назначен старшим преподавателем. В противном случае нужно или ждать своего шанса или подыскивать для себя другое место трудоустройства.
  • Защита кандидатской диссертации, за которой следует присуждение степени доцента университетским ученым советом. Большинство преподавателей останавливается на этом рубеже. Самые упорные поступают в докторантуру, где в течение нескольких лет пишут, а затем защищают диссертацию. И все это для того, чтобы получить звание доктора наук, открывающее путь к профессорской должности.

Найти место в вузе бывает непросто, очень многое зависит от его расположения и уровня престижа. Нередко в региональных университетах готовы взять на работу сотрудника, только вчера защитившего диплом. В столичных же высших учебных заведениях открытия вакантной должности приходится ждать годами.

Обязанности на работе

Каждый педагог в университете или институте обучает студентов одной или нескольким академическим дисциплинам. В обязанности преподавателя входит:

  • подготовка учебного материала по предмету на год, семестр и каждое занятие;
  • проведение занятий со слушателями в разных форматах (лекции, лабораторные работы, семинары) с использованием самых эффективных и современных методов обучения;
  • мотивация студентов к познавательной деятельности и формирование у них необходимых навыков, умений и знаний по изучаемой дисциплине;
  • контроль успеваемости учеников;
  • подготовка методических материалов, участие в модернизации образовательных программ;
  • прием контрольных и практических работ, экзаменов и зачетов.

Кроме основной деятельности преподаватель руководит дополнительными секциями, факультативами, консультирует слушателей в индивидуальном порядке. Обязательным условием является научная работа и приобщение к ней студентов. Но у большинства российских вузов отсутствует необходимая база для глубокой научно-исследовательской работы, нет помещений, оборудования, сырья и т. д. Зачастую сотрудник приобретает требуемые элементы за свои деньги.

Учебная нагрузка педагога университета ограничена 900 часами в год, она регулируется администрацией вуза в каждом конкретном случае и может быть уменьшена за счет увеличения времени на научную деятельность. По трудовому законодательству рабочая неделя составляет не больше 36 часов.

Для кого подходит

Преподавать в университете может человек, который в совершенстве владеет своим предметом, увлечен им и постоянно профессионально развивается. Он обязан быть на голову выше по знаниям, чем все студенты, присутствующие в аудитории. Это вопрос авторитета как самого работника, так и учебного заведения. Если преподаватель найдет контакт с учащимися, то результаты его деятельности очень скоро станут заметны, в противном случае слушатели будут просто ждать окончания лекции.

Ассистент, доцент или профессор должны постоянно повышать свой уровень, читать самую актуальную специализированную литературу, знакомиться с новинками в своей области знаний, ответственно подходить к подготовке к каждому занятию.

Среди необходимых личных качеств можно выделить:

  • ответственность и трудолюбие;
  • увлеченность своим делом;
  • коммуникабельность, умение найти контакт с аудиторией и изложить материал в интересной и доступной форме;
  • тягу к научной и творческой деятельности;
  • активную жизненную позицию;
  • усидчивость и сосредоточенность;
  • уважительное отношение к своим студентам и коллегам;
  • четкую и ясную речь;
  • терпение и хладнокровие.

Хороший преподаватель всегда ищет разные возможности повысить уровень знаний своих студентов. Приветствуется организация и участие в различных конференциях, круглых столах, социальных проектах, конкурсах. Для поддержки начинаний можно привлекать российские или иностранные гранты.

Сколько получают

Заработная плата педагогов в российских университетах – это самое слабое место в системе высшего образования. В среднем обычный преподаватель получает 15–17 тысяч рублей в месяц. В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и отдаленных регионах можно рассчитывать на 23–30 тысяч рублей. Доход профессора иногда достигает 30–45 тысяч рублей. Также работник вуза получает надбавки за стаж работы и, если достаточно финансирования, премии.

Время от времени могут быть единовременные доплаты за исследовательскую деятельность, обучение контрактников или гранты, но это не меняет ситуацию в корне. Многие педагоги, чтобы свести концы с концами, берут дополнительную ставку или занимаются административной работой, что увеличивает и без того немалую нагрузку. Также можно подзаработать репетиторством, кураторством или организацией научных мероприятий.

Среди бесспорных плюсов работы преподавателя вуза – летний оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.

Как построить карьеру

Перспективы продвижения по карьерной лестнице у преподавателя вуза есть, но они тесно связаны с его профессиональным ростом. Так, доцент может стать заведующим кафедрой, а профессор – деканом факультета, проректором или даже ректором университета. На этих должностях можно получать доход от 100 до 300 тысяч рублей. Но чтобы реально претендовать на них, одного таланта и способностей мало, нужны еще связи.

Перспективы профессии

Преподавателем в вузе быть престижно, а интеллектуальная среда стимулирует к постоянному саморазвитию. Однако материальная сторона вопроса отпугивает от работы в системе высшего образования многих талантливых людей.

Статья написана по материалам сайтов: prom-nadzor.ru, www.osu.ru, edunews.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector