Что такое парламент в истории

ПАРЛА́МЕНТ, -а, м. Высшее государственное законодательное представительное собрание в капиталистических странах, построенное целиком или частично на выборных началах.

[Англ. parliament, франц. parlement]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Парла́мент (англ. parliament, фр. parlement, от parler — говорить) — высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.

В Молдавии, Грузии, Бельгии, Великобритании, Греции, Италии, Камбодже, Канаде, Румынии, Франции, Чехии, Южной Осетии, Казахстане и некоторых других странах парламенты имеют одноимённое название. В конституциях Азербайджана (Милли меджлис), России (Федеральное собрание), Киргизии (Жогорку Кенеш), Таджикистана (Маджлиси Оли), Туркмении (Меджлис), Украины (Верховна Рада), Израиля (Кнессет), Монголии (Хурал), Сербии и Черногории (Скупщина), Болгарии (Народно събрание), Македонии (Собрание), Польши, Латвии и Литвы (во всех трех странах — Сейм), Финляндии (Эдускунта), Швеции (Риксдаг), Германии (Бундестаг), Армении (Национальное Собрание) и некоторых других употребляются собственные наименования для обозначения парламентов (см. основную статью Парламенты стран мира).

Парламент является представительным органом, в котором всё население и регионы страны представлены выбранными ими представителями. Как правило, весь парламент, или нижняя палата парламента (например, в федерациях) формируется путём всеобщих выборов.

В современных государствах парламенты, как правило, являются законодательными органами, то есть наделены полномочиями принимать законы, а также, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президента).

ПАРЛА’МЕНТ, а, м. [англ. parliament]. Высшее законодательное представительное собрание в конституционных государствах. Члены парламента. Созыв парламента. Выборы в п. Верхний Совет СССР — социалистический п., избранный впервые в истории человечества на основе подлинно всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

парламент

1. высшее государственное законодательное собрание, построенное целиком или частично на выборных началах

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно и распространено слово негусто (наречие):

История парламента

Органы народного представительства существовали ещё в древних государствах таких как Древний Рим. Это могло быть народное собрание, совет старейшин, Сенат (Древний Рим), Комиции, вече, курултай и т. п. В Средние века получила распространение сословно-представительная система: роль, схожую с ролью парламента, играли органы, состоявшие из представителей различных сословий (Генеральные штаты во Франции, Кортесы в Испании, Земский собор в России и т. д.).

Родиной современного парламентаризма считается Англия. Прообраз парламента был образован в Англии в XIII веке, когда король Иоанн Безземельный был вынужден подписать «Великую хартию вольностей». Согласно этому документу, король не имел права вводить новые налоги без согласия королевского совета. Великобритания — первая страна, где парламент принял на себя всю полноту власти.

Исторически парламент выполнял роль амортизатора между властью (монархом) и обществом, являлся формой представления общества во власти. Часто парламент играет решающую роль во время социальных катаклизмов: Английская революция XVII века, Роспуск парламента и пр. Постепенно из второстепенного органа, призванного сглаживать конфликты между властью и народом, парламент превратился в большинстве стран в высший государственный орган.

Самыми древними парламентами в мире считаются парламенты Острова Мэн (Тинвальд) и Исландии, (Альтинг), созданные в X веке. Тинвальд, созданный в 979 году, на протяжении своей истории действовал непрерывно, альтинг же, возникший около 930 года, официально не работал в 1801—1845 годах (хотя неофициальные собрания были).

Выборы в парламент

Современная демократия требует, чтобы хотя бы одна из палат парламента избиралась непосредственно населением. Выборы в парламент являются индикатором настроений в обществе, которые находят выражение в политических партиях различной направленности. Как правило, партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство. Выборы могут проходить как по пропорциональной (выбирают партии) системе, так и по мажоритарной системе (выбирают депутатов от избирательных округов). Выборы проводятся регулярно, как правило, раз в 4—5 лет.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

ПАРЛАМЕНТ

Найдено 11 определений термина ПАРЛАМЕНТ

ПАРЛАМЕНТ

англ. parliament, фр. parlement; от parler — говорить)

1. Высший представительный и законодательный орган власти во многих государствах, формируемый полностью или главным образом на выборных началах.

2.Высшее судебное учреждение в средневековой Франции.

ПАРЛАМЕНТ

англ. parliament от фр. раrler — говорить) — родовое название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. Собственно «П.» этот орган именуется в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии и др.; в США и большинстве стран Латинской Америки он называется конгрессом, в РФ — Федеральным Собранием, в Литве и Латвии — сеймом и т. д. Различаются однопалатная и двухпалатная структура П. (см. Двухпалатная система. Однопалатная система).

ПАРЛАМЕНТ

высший законодательный орган власти в государстве, выбираемый гражданами и представляющий их интересы. Парламент бывает двухпалатным: одна палата обычно представляет в равной степени всех граждан, другая – территориальные или национально-тер-риториальные общности; и однопалатным, предполагающем этническую и социально-культурную однородность общества. В России существует двухпалатный парламент – Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы.

ПАРЛАМЕНТ

фр. parlement от parler — говорить, англ. parliament) — высший представительный и законодательный орган в демократических государствах. П. как собственное наименование для обозначения высшего представительного органа применяется в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии и др.; в США и большинстве стран Латинской Америки П. называется конгрессом, в РФ -Федеральным Собранием, в Литве и Латвии — сеймом и т.д. Различаются однопалатная и двухпалатная структура П. См. т.ж. ДВУХПАЛАТНАЯ СИСТЕМА; ОДНОПАЛАТНАЯ СИСТЕМА.

ПАРЛАМЕНТ

фр. parlement, от parler – говорить; англ. parliament; нем. parlament) – общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции. Важнейшей формой работы П. являются его сессии. По общему правилу палаты двухпалатного П. работают раздельно, однако в некоторых случаях могут созываться совместные заседания палат П.

Для руководства своей работой однопалатный П. и каждая из палат двухпалатного П. избирают своего председателя и его заместителей. П. (палата) формирует также свои комитеты и комиссии для ведения законопроектной функции и содействия в реализации иных функций П.

В условиях многопартийной системы депутаты П. (палаты) объединяются по признаку партийной принадлежности в парламентские фракции. Другой формой объединения депутатов являются депутатские группы, которые могут образовываться как по политическому, так и по территориальному признаку.

Важнейшим актом, устанавливающим внутренний порядок (процедуру) деятельности П. или его отдельной палаты, является их регламент.

Парламент

1. В Западной Европе XII-XIII вв. торжественное собрание, созываемое королем. 2. Парламенты во Франции – судебно-административные органы в XIII – XVIII вв. Парижский П. – особая судебная палата, выделившаяся из Королевской курии в первой половине XIII в. и ставшая высшей апелляционной судебной инстанцией во Франции. Состоял из назначаемых королем духовников, рыцарей, легистов, активно поддерживавших короля. В XV-XVIII вв. П. создавались в 13 вновь присоединенных провинциях Франции. Упразднены в 1790 г. 3. Английский П. впервые был созван в 1265 г. Был высшим сословно-представительным органом (первоначально в нем было представлено по два рыцаря от каждого графства и по два представителя от каждого города, в последующем представительство расширяется). С середины XIV в. в составе П. две палаты: палата лордов и палата общин. П. в Англии продолжал созываться и при абсолютизме. В новое и новейшее время П. – высший законодательный орган. См. Избирательные реформы в Великобритании. Парламентская реформа в Италии 1939 г. – состояла в том, что вместо «корпоративной» палаты была учреждена «палата фаший и корпораций», члены которой назначались и смещались Муссолини.

Парламент

это представительный коллегиальный выборный орган власти, выполняющий в системе разделения властей законотворческую функцию. Федеральное Собрание Российской Федерации — парламент России, ее высший представительный и законодательный орган, который состоит из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации, действующих раздельно. Двухпалатная структура обусловлена федеративным устройством России. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Они могут собираться совместно лишь в следующих случаях для заслушивания: посланий Президента РФ; посланий Конституционного Суда РФ; выступлений руководителей иностранных государств. В соответствии со ст. 99 Конституции РФ Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Двухпалатная структура российского парламента обусловливает и различие в компетенции этих палат. В отдельных случаях допускается роспуск парламента — один из видов конституционно-правовой ответственности, заключающийся в досрочном прекращении полномочий всего представительного органа либо одной из его палат. В России роспуск возможен по решению Президента только для Государственной Думы в случаях, прямо указанных в Конституции.

ПАРЛАМЕНТ

один из органов государственной власти государства. П. — представительное учреждение, депутаты которого избираются народом и представляют в П. его интересы. П. осуществляет законодательную власть, т. е. имеет исключительное право принимать законы государства. П. участвует в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, устанавливает основы налоговой системы государства и виды общегосударственных налогов и сборов. П. принимает участие в формировании других государственных органов и назначении высших должностных лиц государства — либо он это делает сам, либо с ним согласуются соответствующие кандидатуры. П. осуществляет функцию парламентского контроля в части исполнения законов государства и деятельности органов исполнительной власти.

П. выступает органом консолидации различных слоев и групп населения, регионов государства.

П. бывают однопалатные и двухпалатные (реже может быть и большее число палат). В двухпалатном П. одна палата построена по принципу общенародного представительства. Ее депутаты избираются по территориальным избирательным округам, на которые разбивается территория государства (мажоритарная избирательная система), либо по пропорциональной избирательной системе, т. е. по спискам, предлагаемым политическими партиями и движениями, либо по смешанной системе. Другая палата построена по принципу представительства от частей государства. Члены этой палаты избираются населением соответствующей территории или законодательными собраниями регионов либо становятся членами палаты в силу занимаемых должностей глав законодательной и исполнительной власти в регионах, либо назначаются органами исполнительной власти регионов.

В двухпалатных П. реже используется принцип равенства и одновременной работы палат, чаще — принцип так называемых верхней и нижней палат, которые работают самостоятельно, причем законодательный процесс начинается в нижней палате, и принятый ею закон идет на рассмотрение и одобрение в верхнюю палату.

П. работают в сессионном порядке. Сессии состоят из пленарных заседаний П. или его палат, работы депутатских комитетов, комиссий, фракций и групп, парламентских слушаний и других мероприятий. Депутаты одних П. работают на сессионной основе, других — после признания их мандатов оставляют прежние должности и переходят в П. на постоянную работу.

Помимо законов государства П. принимают также постановления, заявления, декларации, обращения, резолюции и другие документы.

Основным актом, регулирующим организацию работы П., является его регламент (регламенты палат). Могут быть также законы о П., о статусе депутатов (членов) П., о его комитетах и комиссиях и др.(С. А.)

ПАРЛАМЕНТ

Впервые П. был образован в Англии в XIII в. как орган сословного представительства: реальное значение приобрел после буржуазных революций XVII- XVIII вв. Название «П.» устанавливается в Европе в первой половине XIX в. по французскому и английскому примеру. Во Франции П. назывались не законодательные, а судебные органы округов. Существовавшие же до революции 1782 г. во Франции сословные представительные органы назывались Генеральными штатами. После французской революции законодательные органы народного представительства получают название «П».

В современных государствах помимо законодательных функций П. осуществляет также контрольные функции (см. парламентский контроль), обычно участвует в формировании правительства, назначении судей. Важнейшим полномочием П. является утверждение бюджета государственного. Свои контрольные полномочия П. может осуществлять как непосредственно, так и через формируемые (избираемые, назначаемые) им самостоятельные институты — счетные палаты, омбудсманы. В особых случаях П. или его отдельная палата Могут выполнять и судебные функции (см. Импичмент).

П. избираются народным голосованием на определенный срок полномочий. Обычно этот срок составляет 4 года (Молдова, Грузия, Литва, Украина, Армения, Эстония, ГД РФ, Палаты представителей в США) или 5 лет (Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан). Иногда встречается и меньший срок (3 года в Латвии). В странах, где существует институт ответственности правительства перед П., последний (обычно его нижняя палата) в некоторых случаях может быть досрочно распущен главой государства или правительством (см. Роспуск парламента). В ряде государств (Таджикистан, Туркменистан) предусматривается также самороспуск П. квалифицированным большинством.

В Великобритании верхняя палата П. (Палата лордов) формируется по сословно-наследственному признаку. В ряде стран членами верхних палат по должности являются бывшие президенты государства. В Казахстане 7 членов верхней палаты (Сената) назначаются президентом республики. В РФ и Германии верхние палаты формируются из представителей органов власти субъектов федерации. В ряде стран состав верхних палат обновляется в порядке, ротации (США, Казахстан).

Важнейшей формой работы П. являются его сессии (см. Сессия парламентская). По общему правилу палаты двухпалатного П. работают раздельно, однако в некоторых случаях могут созываться совместные заседания палат парламента.

Для руководства своей работой однопалатный П. и каждая из палат двухпалатного П. избирают своего председателя и его заместителей. Председатель П. (палаты) может иметь различное наименование: спикер — в Великобритании, маршал — в Польше, тальман — в Швеции и т.д. В ряде стран председателем верхней палаты может быть должностное лицо, указанное конституцией (вице-президент — в США, Индии, Аргентине). Конституционное законодательство ряда стран (Латвии, Таджикистана, Туркменистана) предусматривает создание в П. специального органа — Президиума, наделенного целым рядом организационных полномочий, которые имеют особое значение в перерывах между сессиями. Помимо главного органа каждый П. (палата) формирует свои комитеты и комиссии для ведения законопроектной работы и содействия в реализации иных функций П.

В странах с многопартийной системой депутаты П. (палаты) объединяются по признаку партийной принадлежности во фракции парламентские. Другой формой объединения депутатов являются депутатские группы, которые могут образовываться как по политическому, так и по территориальному признаку.

Система правовых норм, регулирующих статус и организацию деятельности П., именуется парламентским правом. Важнейшим актом, устанавливающим внутренний порядок (процедуру) деятельности П. или его отдельной палаты, является их регламент.

ПАРЛАМЕНТ

или легислатура — высший общенациональный (общегосударственный) представительный орган государственной власти, правомочный выполнять в конституционно заданных параметрах законодательную, контрольную и некоторые другие функции. П. в различных странах именуются по-разному: в Великобритании и Японии — парламент, в России и Швейцарии — Федеральное Собрание, в США — Конгресс, во Франции — Национальное Собрание и Сенат, и т д . Они могут быть в целом подразделены на П. с неограниченными полномочиями, с ограниченными полномочиями и консультативные. П. первых двух категорий, т.е. легислатуры с неограниченными и ограниченными полномочиями, занимают центральное место в политико-правовых механизмах своих стран, во многом предопределяя само содержание и особенности избранной формы правления (собственно парламентской, президентской, смешанной). Учреждением консультативных легислатур, или квазипарламентов, характеризуются политические режимы типа абсолютных монархий в мусульманских странах с фундаменталистскими традициями (например, в Кувейте, ОАЭ). Что касается высших представительных органов государственной власти стран тоталитарного социализма, то они вообще П. не являются, поскольку весь порядок их организации и деятельности построен на началах, противоположных принципам парламентаризма. Обычно П. бывают однопалатными и двухпалатными. П. с большим числом палат, как это было в Югославии или ЮАР, — редкое исключение. В двухпалатном П. создаются так называемые нижняя и верхняя палаты (например в Великобритании — палаты Общин и Лордов, в России — Государственная Дума и Совет Федерации, в Швейцарии — Национальный Совет и Совет кантонов (Совет государств по Конституции 1999), в США — Палата представителей и Сенат, во Франции — Национальное Собрание и Сенат, в Японии — Палаты представителей и советников и т.д.). Во всяком случае конституирование верхних палат больше связывается в современную эпоху с задачами усиления ответственности и профессионализма П. в целом, нежели с целями учреждения инструмента сдерживания, торможения нижних палат в их «ультрадемократических» устремлениях, как это было на заре парламентаризма. Верхние палаты способны более широко и рационально представлять и защищать региональные и локальные интересы: в федеративных государствах — своих субъектов федерации, в унитарных — территориальных коллективов. Палаты значительно различаются по способам формирования — от выборного (нижние и многие верхние) до занятия места в палате по должности, по назначению (многие верхние). Палата лордов в Великобритании в известной части формировалась д о 1999 по праву наследования. По численному составу в среднем нижние палаты состоят из 400—600 депутатов, верхние — от 100 до 300 членов. Нижние палаты обычно избираются на 4—5 лет, верхние формируются на 6— 9 лет с периодической ротацией определенной части общего состава. Компетенция каждой палаты закреплена Конституцией, имеет свой исключительный круг прав и обязанностей, выявляющих ее социальное и юридическое предназначение. Однако в принципе только совместно, в творческом единстве обеих палат П. может в полном объеме реализовать свои функции высшего представительного органа государственной власти. Главное назначение П. — прежде всего законодательная функция, т.е. разработка и принятие законов, в т.ч. финансово-бюджетного назначения, которые составляют основополагающую базу всей правовой системы страны. Контрольная функция заключается в контроле П. за деятельностью правительства, других высших органов государственной власти и выражается в таких формах, как заслушивание отчетов, проверка качества и эффективности норм делегированного законодательства, ратификация международных договоров и т.д. ( с м . также Парламентский контроль). В функциональные прерогативы П. входит, кроме того, ряд полномочий административно-управленческих (например назначение и освобождение от должности некоторых высших должностных лиц), судебных, точнее квазисудебных (импичмент, амнистия), а также учредительного плана (создание государственных институтов или участие в их формировании). П. по определению должен быть полновластным авторитетным органом, порядок формирования и работы которого всецело подчинены задачам реализации общенациональных задач. В этом суть его представительской функции. См. также Федеральное Собрание, Государственная Дума, Совет Федерации. И.М. Степанов

ПАРЛАМЕНТ

общегосударственный представительный законодательный орган буржуазии в капиталистических странах. В эпоху свободной конкуренции П. занимал центральное место в механизме буржуазного государства (см.). С перерастанием промышленного капитализма в империализм основным орудием диктатуры буржуазии становится правительство (см.), а значение П. падает (см. Парламентаризм) .

Историческими прерогативами (см.) буржуазных П. являются право принятия законов, вотирование бюджета и контроль над правительством. В период империализма эти полномочия П. превратились в фикцию. П. по существу не законодательствуют, а штампуют законодательные предложения правительств, причем наиболее яркое выражение это получило в США.

В период империализма законодательные функции П. фактически переходят к правительствам, которые издают нормативные акты либо по делегации парламентов, т. е. в силу переуступки законодательных полномочий П. правительствам, либо помимо нее. В нарушение буржуазных конституций империалистические правительства издают указы, приказы (США), декреты, эдикты (Франция) и т. п. Обязательная сила этих актов не только не отличается от статутов П., но порою превосходит их.

Выражая волю монополистической буржуазии, П. санкционируют правительственные проекты бюджетов, предусматривающих громадные ассигнования на военные расходы. Эти расходы ложатся тяжелым налоговым бременем на трудящихся и обеспечивают высокие прибыли монополистам.

П. формально сохранил^ за собой право контроля и для видимости иногда прибегают к отдельным его формам – интерпелляции (см.), выражению вотума недоверия и т. д., что свидетельствует о противоречиях между различными группами господствующего класса. Правительства буржуазных стран, как правило, состоят из лидеров партии большинства либо коалиции партий, составляющих такое большинство, и поэтому добиваются нужного поведения палат в порядке воздействия на депутатов по партийной линии. В парламентарных республиках, когда П. выступает против правительства, оно может через главу государства распустить П. и назначить новые выборы. «Парламенты уверяют, что именно они контролируют правительства. А на деле получается, что состав правительств предопределяется и их действия контролируются крупнейшими финансовыми консорциумами. Кому не известно, что ни в одной капиталистической „державе» не может быть сформирован кабинет против воли крупнейших финансовых тузов: стоит только произвести финансовый нажим, – и министры летят со своих постов, как оглашенные. Это есть действительно контроль банков над правительствами, вопреки мнимому конгролю парламентов» (Сталин И. В., Соч., т. 10, стр. 100–101).

Институт парламентского контроля над правительствами может быть использован в реакционных целях, если правительство станет проводить политику, неугодную монополиям.

Подлинными выразителями воли народа в буржуазных П. являются депутаты – представители коммунистических и демократических партий. Отстаивая интересы народа, коммунисты и другие прогрессивные депутаты выступают против правительственной политики наступления на демократические права и свободы трудящихся масс, борются против законопроектов, попирающих эти права и свободы, разоблачают антинародную политику буржуазных правительств и демагогию буржуазных парламентариев, выступают в защиту национальной свободы и независимости своих стран.

Фактическая деятельность буржуазных П. протекает не на пленарных заседаниях, которые вырождаются в публичные представления, а в комитетах, формируемых органами партийного большинства в палатах. Именно в комитетах осуществляется законодательство, решения же комитетов штампуются палатами безоговорочно. Таким образом, комитеты фактически превращаются в законодательные органы, действующие под непосредственным руководством монополий.

П. собираются в установленные законом сроки на очередные сессии, а также могут быть созваны главой государства на чрезвычайные сессии. Обе палаты, как правило, заседают одновременно, хотя в президентских республиках верхняя палата (напр., сенат в США) может заседать отдельно, когда она созывается президентом (см.) для рассмотрения вопросов, входящих в ее исключительную компетенцию.

Сессии буржуазных П. очень длинны и продолжаются по 6–7 месяцев в год. Это неслучайно, так как парламентарии в буржуазных странах участия в исполнении законов не принимают, а сами П. проводят свое время в демагогической болтовне.

Буржуазные П., за редким исключением (сейм в Финляндии, меджлис в Турции, меджлис в Иране, риксдаг в Дании), состоят из двух палат. Двухпалатная система впервые сложилась в Англии и впоследствии получила распространение почти во всех буржуазных странах. Реакционный характер двухпалатной системы состоит в том, что верхняя палата (сенат в США, палата лордов в Англии и т. д.) служит тормозом, противовесом против возможного демократического использования нижних палат (палаты представителей в США, палаты общин в Англии и т. д.). Если нижние палаты обычно избираются прямыми выборами и целиком обновляются каждый раз по окончании полномочий или в случае роспуска (в Аргентине по конституции 1949 г. палата депутатов обновляется наполовину каждые 3 года), то верхние палаты либо избираются косвенными выборами, либо члены их назначаются главой государства; обновляются же верхние палаты почти всюду не полностью, а частично. В тех случаях, когда верхние палаты либо целиком (сенат в США), либо частично (сенат в Италии по конституции 1947 г.) избираются прямыми выборами, то применяются большие ограничения избирательного права, чем для выборов нижних палат (более высокий возрастной ценз, ценз оседлости и т. д.).

Верхние палаты нередко пользуются большими полномочиями, чем нижние. Так, напр., сенат в США ратифицирует договоры, утверждает назначения президента на высшие государственные должности, дипломатические посты и т. д.

Верхние палаты в буржуазных странах являются открытым оплотом самой махровой реакции, противовесом более, как правило, многочисленным нижним палатам.

Обе палаты буржуазного П. в период империализма реакционны, и никаких противоречий между ними фактически не существует. Верхняя палата играет роль душителя тех демократических законопроектов, которые порою принимает нижняя палата из демагогических соображений под давлением общественного мнения.

Реакционная роль двухпалатной системы настолько очевидна, что народные массы всегда и везде выступают против нее. Так, в 1946 г. во Франции, в 1947 г. в Италии коммунистические партии вели борьбу против организации верхних палат в период выработки и принятия новых конституций.

Нижние палаты буржуазных П. обычно избираются путем прямых выборов, в которых формально могут принимать участие все граждане, имеющие право голоса. Однако наличие различных ограничений (см. Избирательный ценз), махинации, подкуп, использование полиции на выборах приводят к тому, что трудящиеся представлены в парламентах либо весьма ограниченно, либо совсем не представлены.

Порядок прохождения законопроектов и внутренняя организация палат буржуазных П. определяется регламентом (уставом, наказом), принимаемым соответствующей палатой. Как правило, законодательная процедура в палате распадается на 3 стадии (чтения). На первом чтении оглашается название законопроекта, после чего он направляется в подлежащий комитет. В комитете законопроект может быть либо вообще оставлен без внимания, либо одобрен в том или ином виде. В последнем случае законопроект поступает в палату с докладом комитета и обсуждается. На третьем чтении законопроект голосуется. После прохождения той же процедуры в другой палате законопроект направляется главе государства для подписи и опубликования. Законодательная процедура в буржуазных П. умышленно усложнена для того, чтобы создать дополнительные препятствия в прохождении демократических законопроектов.

Современные буржуазные П. остаются реакционными политическими учреждениями, служащими для прикрытия и санкционирования антинародной деятельности буржуазных правительств. Как и весь государственный аппарат, они подчинены монополиям и служат их интересам.

Парламент

  1. В Армении, Молдавии, Грузии, Бельгии, Великобритании, Греции, Италии, Канаде, Румынии, Франции, Чехии, Южной Осетии, Казахстане и некоторых других странах парламенты имеют одноимённое название. В конституциях Азербайджана (Милли меджлис), России (Федеральное собрание), Киргизии (Жогорку Кенеш), Таджикистана (Маджлиси Оли), Туркмении (Меджлис), Украины (Верховна Рада), Израиля (Кнессет), Монголии (Хурал), Сербии и Черногории (Скупщина), Болгарии (Народно събрание), Македонии (Собрание), Польши, Латвии и Литвы (во всех трех странах — Сейм), Финляндии (Эдускунта), Швеции (Риксдаг), Германии (Бундестаг) и некоторых других употребляются собственные наименования для обозначения парламентов (см. основную статью Парламенты стран мира).

Парламент является представительным органом, в котором всё население и регионы страны представлены выбранными ими представителями. Как правило, весь парламент, или нижняя палата парламента (например, в федерациях) формируется путём всеобщих выборов.

В современных государствах парламенты, как правило, являются законодательными органами, то есть наделены властью принимать законы, а также, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть (например, выносить вотум недоверия правительству и осуществлять процедуру импичмента президента).

Содержание

  • 1 История парламента
  • 2 Выборы в парламент
  • 3 Состав парламента
  • 4 Парламенты стран мира
  • 5 Международные парламенты
  • 6 Парламенты в истории
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Литература

История парламента

Органы народного представительства существовали ещё в древних государствах, таких как Древний Рим. Это могло быть народное собрание, совет старейшин, Сенат (Древний Рим), Комиции, вече, курултай и т. п. В Средние века получила распространение сословно-представительная система: роль, схожую с ролью парламента, играли органы, состоявшие из представителей различных сословий (Генеральные штаты во Франции, Кортесы в Испании, Земский собор в России и т. д.).

Родиной современного парламентаризма считается Англия. Прообраз парламента был образован в Англии в XIII веке, когда король Иоанн Безземельный был вынужден подписать «Великую хартию вольностей». Согласно этому документу, король не имел права вводить новые налоги без согласия королевского совета. Великобритания — первая страна, где парламент принял на себя всю полноту власти.

Исторически парламент выполнял роль амортизатора между властью (монархом) и обществом, являлся формой представления общества во власти. Часто парламент играет решающую роль во время социальных катаклизмов: Английская революция XVII века, Роспуск парламента и пр. Постепенно из второстепенного органа, призванного сглаживать конфликты между властью и народом, парламент превратился в большинстве стран в высший государственный орган.

Самыми древними парламентами в мире считаются парламенты Острова Мэн (Тинвальд) и Исландии, (Альтинг), созданные в X веке. Тинвальд, созданный в 979 году, на протяжении своей истории действовал непрерывно, альтинг же, возникший около 930 года, официально не работал в 1801—1845 годах (хотя неофициальные собрания были).

Выборы в парламент

Современная демократия требует, чтобы хотя бы одна из палат парламента избиралась непосредственно населением. Выборы в парламент являются индикатором настроений в обществе, которые находят выражение в политических партиях различной направленности. Как правило, партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство. Выборы могут проходить как по пропорциональной (выбирают партии) системе, так и по мажоритарной системе (выбирают депутатов от избирательных округов). Выборы проводятся регулярно, как правило, раз в 4—5 лет.

Состав парламента

Члены парламента называются депутатами для нижней палаты парламента и сенаторами — для верхней. Обычно в парламент входят 300—500 членов, но число их может быть весьма различным (от нескольких десятков до 2—3 тысяч).

Парламент может состоять из одной или двух палат. В двухпалатном парламенте, как правило, одна из палат является верхней, вторая — нижней. Так, в Великобритании верхняя палата Парламента — Палата лордов, нижняя — Палата общин, в России — Совет Федерации и Государственная Дума, в Казахстане — Сенат парламента и Мажилис парламента, в США — Сенат и Палата представителей. Как правило, верхняя палата формируется менее демократическим путем, чем нижняя.

Смысл разделения парламента на две палаты в том, что в этом случае законопроекты, инициируемые и принимаемые нижней палатой, должны быть также одобрены и верхней палатой, которая, как правило, в большей степени склонна занимать позиции, близкие правительству.

Известен случай многопалатного парламента в Испании.

В составе парламента обычно действуют также комитеты и комиссии по определенным вопросам (по экономике, иностранным делам и т. д.). Они занимаются подготовкой решений парламента на соответствующую тему.

Кроме того, в парламенте создаются фракции, формируемые по политическому принципу, как правило, из представителей партий, и депутатские группы, объединяющие депутатов, не вошедшие во фракции.

Парламенты стран мира

В двухпалатных первый — верхняя палата

  • Австрия — двухпалатное Федеральное Собрание: Бундесрат и Национальрат
  • Армения — однопалатное Национальное собрание Армении
  • Азербайджан — однопалатный Милли Меджлис
  • Великобритания — двухпалатный парламент: Палата лордов и Палата общин
  • Германия — однопалатный Бундестаг (Бундесрат — не парламент!)
  • Италия — двухпалатный парламент: Сенат и Палата Депутатов
  • Испания — двухпалатные Генеральные кóртессы: Сенат и Конгресс Депутатов
  • Латвия — однопалатный Сейм
  • Китай — однопалатное Всекитайское собрание народных представителей
  • Россия — двухпалатное Федеральное Собрание: Совет Федерации и Государственная Дума
  • Румыния — двухпалатный парламент: Сенат и Палата Депутатов
  • США — двухпалатный Конгресс: Сенат и Палата представителей
  • Украина — однопалатная Верховная Рада
  • Франция — двухпалатный парламент: Сенат и Национальное собрание (до 1946 года Палата Депутатов)
  • Финляндия — однопалатный Эдускунта
  • Швейцария — двухпалатное Федеральное собрание: Штендерат и Национальрат
  • Эстония — однопалатный Рийгикогу

Международные парламенты

Существует ряд международных органов, в той или иной степени подпадающих под определение парламента. Как правило, они работают в структуре какой-либо международной организации. Такие органы могут избираться непосредственно населением, но чаще формируются из представителей национальных парламентов. Всенародные выборы в законодательное собрание имеются в Европейском союзе, Андийском совете, Парламенте Центральной Америке; планируется Арабский парламент и Парламентская ассамблея Союза России и Беларуси. Парламентские ассамблеи из представителей парламентов имеются, в частности, в Совете Европы, НАТО, ОБСЕ, СНГ. В Женеве работает Межпарламентский союз — ассоциация парламентов мира. В 2008 году в Стамбуле учреждена Парламентская Ассамблея тюркоязычных стран.

Парламенты в истории

  • Парламенты Иерусалимского королевства

См. также

Парламент в Викисловаре?
Парламент в Викитеке?
Парламент на Викискладе?
  • Европейский парламент
  • Парламентская ассамблея Совета Европы
  • Меджлис
  • Роспуск парламента
  • Комиции
  • Представительная демократия
  • Заседание парламента

Примечания

  1. Парламент // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 4 томах. — СПб., 1907—1909.
  2. ст. 94, Конституция Российской Федерации — принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. — № 237. — 25 декабря 1993 года. (c последующими изменениями).
  3. Day.Az: В Стамбуле учреждена Парламентская Ассамблея тюркоязычных стран

Ссылки

  • Межпарламентская Ассамблея государств — участников СНГ
  • Список серверов парламентов мира

Литература

  • И. Мачульская. «И опыт, сын ошибок трудных» — история становления парламентаризма в Древнем Риме и его развитие в современной России.
Политика и государство
Научные дисциплины и теории Политология • Сравнительная политология • Теория государства и права • Теория общественного выбора
Общие принципы и понятия Гражданское общество • Права человека • Правовое государство • Разделение властей • Революция • Типы государства • Суверенитет
Государства по политической
силе и влиянию
Великая держава • Империя • Колония • Марионеточное государство • Сателлит • Сверхдержава
Виды политики Внешняя политика • Внутренняя политика • Военная политика • Геополитика
Форма государственного устройства Конфедерация • Унитарное государство • Федеративное государство
Социально-политические
институты и ветви власти
Банковская система • Верховная власть • Законодательная власть • Избирательная система • Исполнительная власть • СМИ • Судебная власть
Государственный аппарат
и органы власти
Глава государства • Парламент • Правительство
Политический режим Анархия • Авторитаризм • Демократия • Деспотизм • Тоталитаризм
Форма государственного правления
и политическая система
Военная диктатура • Диктатура • Квазимонархия • Монархия • Парламентская республика • Плутократия • Республика • Самодержавие • Теократия • Тимократия
Политическая философия,
идеология и доктрина
Анархизм • Коммунизм • Колониализм • Консерватизм • Космополитизм • Либерализм • Либертарианство • Марксизм • Милитаризм • Монархизм • Нацизм • Национализм • Неоколониализм • Пацифизм • Социализм • Фашизм
Избирательная система Мажоритарная • Пропорциональная • Смешанная
Политологи и
политические мыслители
Платон • Аристотель • Цицерон • Макиавелли • Гоббс • Локк • Монтескьё • Руссо • Бакунин • Маркс • Энгельс • Вебер • Ленин • Муссолини • Гитлер • Эвола • Дюверже
Учебники и известные
труды о политике
«Государство» • «Политика» • «О граде Божьем» • «Государь» • «Левиафан» • «Философия права» • «Открытое общество и его враги»
См. также Основные понятия политики
Категория • Портал • Проект

парламент, парламент казахстана, парламент карат, парламент молдовы, парламент монгол, парламент рк, парламент сигареты, парламент это, парламентаризм, парламентарни избори 2018

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.ru, determiner.ru, www.turkaramamotoru.com.

»

Это интересно:  Возврат части страховки при досрочном погашении кредита
Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector