+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Бронирование военнообязанных на предприятии инструкция

Открыть в формате Word

Настоящая инструкция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами 1996 года №61-ФЗ «Об обороне» 1998 года №53 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», 1997 года №31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года №1541 «Об утверждении Положения о воинском учете» и целях оказания помощи организациям, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее именуются организации), в ведении воинского учета.
В инструкции приведены основные положения ведения воинского учета граждан Российской Федерации (далее именуются — граждане) в организациях.

1. Общие положения
Под воинским учетом в Российской Федерации понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Воинский учет должен осуществляться постоянно и охватывать граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Функционирование системы воинского учета в Российской Федерации обеспечивается Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовой формы.
Основными требованиями предъявляемыми к воинскому учету, являются полнота и достоверность данных, характеризующих состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Координацию работы по ведению воинского учета граждан в организациях осуществляет Генеральный штаб Вооружённых Сил Российской Федерации,
Плановые проверки организаций по вопросам ведения воинского учёта, осуществляют военные комиссариаты совместно с ответственными за военно-учетную работу должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Граждане и должностные лица, виновные в невыполнении обязанностей по воинскому учету, установленных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основными целями и задачами воинского учёта являются:

обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе » О мобилизационной подготовке и мобилизации б Российской Федерации»;
документальное отражение сведений воинского учёта о гражданах, состоящих на воинском учёте.
Воинскому учёту подлежат граждане:
— мужского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе. Первоначальная постановка граждан мужского пола на воинский учёт осуществляется с 1 января по 31 марта в год достижения ими 17 лет комиссией по постановке граждан на воинский учёт:
— женского пола, годные по состоянию здоровья к военной службе, после получения ими военно-учётной специальности. Перечень специальностей, при наличии которых граждане женского пола подлежат постановке на воинский учет определен в приложении к Положению о воинском учете.

Не- подлежат воинское учету граждане:
— освобожденные от исполнения воинской обязанности:
— проходящие военную службу или альтернативную- гражданскую службу;
— отбывающие наказание в виде лишения свободы;
— женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
— постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
(Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» статья 5, пункт 1):.
Воинский учет подразделяется на общий и специальный. На общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за организациями на период мобилизации и на военное время. На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются* за организациями на период мобилизации на военное время.

* Порядок работ по бронированию в организациях граждан, пребывающих в запасе определен Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации. федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах честного самоуправления и организациях утверждена постановлением Межведомственной комиссией по бронированию граждан, пребывающих в запасе, от 22 декабря 1999 г. №144)
Обязанности граждан по воинскому учету изложены в Федеральном законе от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» п в «Положении о воинском учете», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 года № 1541 (приложение № 1)
Лицам, подлежащим призыву на военную службу, военными комиссариатами выдаются удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу, а гражданам, пребывающим в запасе, военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов).
Граждане, пребывающие, в запасе и достигшие предельного возраста пребывания в запасе или признанные в установленном федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» порядке не годными к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом, либо должностным лицом иного органа осуществляющего воинский учет, в отставку и снимаются с воинского учета.

II. Основные положения по ведению воинского учета в организациях
Для ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе на основании Положения о воинском учёте в организациях должны содержаться специальные работники исходя из следующих норм:
при наличии ни воинском учете от 500 до 2000 граждан- 1 освобожденный работник, от 2000 до 4000 граждан-2 освобожденных работника, от 4000 до 7000 граждан.
— 3 освобождённых работника и на каждые последующие 3000 граждан – ещё по одному освобождённому работнику.

При наличии на воинском учете менее 500 граждан, работа по ведению воинского учета и бронированию граждан может возлагаться по совместительству в установленном порядке на одного из работников организации.
Расходы, связанные с ведением воинского учета в организациях, производятся за счет средств этих организаций.
Руководители организаций обязаны выделить для военно-учетных работников специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов.
Персональный состав и функциональные обязанности работников но ведению воинского учета и бронированию граждан определяется приказом руководителя организации.
Назначение, перемещение и увольнение работников, занимающихся воинским учетом и бронированием граждан, проводится по согласованию с военным комиссариатом, за исключением организаций, имеющих мобилизационные органы.
При временном убытии работника, осуществляющего воинский учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе, руководитель организации приказом назначает другого работника. В этом случае вновь назначенному лицу передаются по акту все документы, необходимые для работы по воинскому учету и бронированию граждан, пребыва-ющих в запасе, в том числе бланки специального учета (форма № 4), личные карточки (форма № Т-2). Перед подписанием акта наличие бланков специального учета (форма № 4), числящихся за организацией, сверяется сданными военного комиссариата.
Воинский учет граждан ведется по личной карточке работника (форма .№Т-2) или личной карточке государственного служащего (форма № Т-2 ГС), утвержденной Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.
Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел 2 личной карточки формы № Т-2 являются:
— для граждан, пребывающих в запасе. — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
— для граждан, полулежащих призыву на военные службу, — удостоверение гражданина. подлежащего призыву на военную службу.
III. Обязанности ответственных за военно-учетную работу должностных лиц (работников) организаций

а) При приеме граждан на работу (учебу);
1. Проверять у граждан, пребывающих в запасе, военные билеты (временные удостоверения, выданные взамен военных билетов), а у граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу
Военные билеты офицеров запаса имеют зеленую обложку с изображением Герба Российской Федерации и надписями • «Российская Федерация. Военный билет офицера запаса» (обложка военных билетов, изданных до 2000 года, имеет изображение Герба СССР и надписи «Министерство обороны. Военный билет офицера запаса Вооружённых Сил СССР” или «Военный билет генерала запаса Вооруженных Сил СССР»).
Военные билеты солдат (матросов), сержантов (старшин), прапорщиков (мичманов) имеют красную обложку с изображением Герба Российской Федерации и надписями -«Российская Федерация. Военный билет» (обложка военных билетов, изданных до 1994 года, имеет изображение Герба СССР и надписи » СССР. Министерство обороны. Военный билет”).
Временные удостоверения, выданные взамен военных билетов, подписываются военным комиссаром и заверяются гербовой печатью военного комиссариата, в котором гражданин, пребывающий в запасе, состоит на воинском учете.
Удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, имеет обложку с изображением Герба Российской Федерации и надписи “Российская Федерация. Удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу”.
Проверяется наличие указанных документов, их соответствие паспортным данным гражданина, наличие фотографии и ее идентичность владельцу, а во временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов, кроме того и срок действия.. При обнаружении в военных билетах (временных удостоверениях, выданных взамен военных билетов) или удостоверениях граждан, подлежащих призыву на военную службу, неоговорённых исправлений, неточностей, подделок или неполного количества листов, их владельцы направляются в военный комиссариат по месту состояния на воинском учете для уточнения документов воинского учета. При приеме данных документов гражданам выдается расписка (приложение№2).
2. Установить, состоят ли граждане, принимаемые на работу (учебу), на воинском учете. Проверяется наличие отметки о приеме на воинский учет:
• в военном билете офицера запаса — запись в пункте 20 «Отметки о приеме и снятии с воинского учета», заверенная подписью должностного лица н гербовой печатью (печатью для отметок воинского учета) военного комиссариата (стр. 27-31);

• в военном билете солдата (матроса);, сержанта (старшины), прапорщика (мичмана)-штамп военного комиссариата или административного органа в графе «Принят» разделах IX “Отметки о приёме и снятии с воинского учёта” (стр.21-24):

• в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — штамп военного комиссариата в графе “Принят на воинский учёт” раздела II “Приём на воинский учёт и снятие с воинского учёта” (стр.2,3):

3. В случаях отсутствия отметки о постановке на воинский учёт, направить граждан, подлежащих постановке на воинский учёт:
офицеров запаса и граждан, подлежащих призыву на военную службу в военный комиссариат по месту жительства:
прапорщиков мичманов, сержантов, солдат н матросов запаса — в военный комиссариат по месту жительства, а проживающих п населенных пунктах, где нет военных комиссариатов. — в орган местного самоуправления.
4. Заполнить раздел II “Сведения о воинском учете» личной карточки работника (форма №Т-2) или личной карточки государственного служащего (форма № Т-2 ГС)” соответствии с правилами, изложенными в приложении № 3.
5. Вложить личные карточки (формы №Т-2 или № Т-2 ГС) на принятых на работу граждан в соответствующий раздел отдельной картотеки:
первый — личные карточки на офицеров запаса;
второй — личные карточки на прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов запаса:
— третий — личные карточки на граждан, пребывающих в запасе, женского пола;
— четвертый — личные карточки на граждан, подлежащих призыву на военную службу.
6. Сообщить в 2-недельный срок в военные комиссариаты по месту жительства граждан о всех принятых на работу (учебу) гражданах, пребывающих в запасе, и гражданах, подлежащих призыву на военную службу.
В сообщении указываются воинское звание, фамилия, имя, отчество, год рождения, военно-учетная специальность, состав семьи н место жительства гражданина, дата приема на работу и должность, а кроме того полное наименование организации, её адрес и номера телефонов отдела кадров.
Военным комиссариатом субъекта Российской Федерации по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут устанавливаться и другие сведения, оказываемые в данном сообщении.
Б) В течение календарного года:
1. Обеспечивать полноту и качество воинского учета граждан. пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу, из числа работающих (обучающихся) в организациях (в образовательных учреждениях).
2. Сверять не реже одного раза в год сведения о воинском зачете граждан в личных карточках с документами воинского учета военных комиссариатов, а в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов. — с учетными данными органа местного самоуправления .
Дата сверки устанавливается военным комиссариатом по месту нахождения организации. В ходе сверки уточняются пункты раздела II “Сведения о воинском учете”, а также следующие данные граждан:
фамилия, имя н отчество;
дата рождения;
место рождения;
образование;
должность (профессия);
семейное положение и состав семьи;
домашний адрес.

Это интересно:  Инвентаризация продуктов питания в бюджетных учреждениях

До начала сверки указанные данные уточнить по документам воинского учета граждан, соответствующим документам организации и при личном общении с гражданами.
Отметка о проведении сверки производится путем проставления простым карандашом даты сверки и подписи должностного липа (работника) организации (дата указывается тремя парами арабских цифр: например «11.05.01 г. Иванова»), ответственного за воинский учет, в пункте» Наименование военного комиссариата по месту жительства» раздела 2 личной карточки. По завершении сверки 100% личных карточек работником, осуществляющим воинский учет, в военном комиссариате (в населенных пунктах, где нет военных комиссариатов — в органах местного самоуправления) производится запись н журнале проверок состояния воинского учёта и бронирования граждан (приложением 4).
Для сверки учётных: сведений личных карточек формы № Т-2 и № Т-2 ГС с- учетными данными граждан, состоящих на воинском учете в других военных комиссариатах, разрешается отправлять списки граждан, пребывающих в запасе, с указанием данных раздела 2 личной карточки (формы № Т-2 или № Т-2 ГС). Второй экземпляр списка с указанием регистрационного номера и даты отправки хранится в организации в течении года. Отметка о проведении сверки проставляется сказанием даты и исходящего номера списка, например «21.05. 01 г. №315 Иванова»
3. Направлять в 2-недсльный срок по запросам военных, комиссариатов или иных органов, осуществляющих воинский учет, необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
4. Своевременно оформлять бронирование граждан, пребывающих в запасе, за организацией на период мобилизации и на военное время, в порядке, определённом Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.
5. Ежегодно представлять в соответствующие военные комиссариаты в сентябре списки юношей 15- и 16- летнего возраста, а до 1 ноября — списки юношей, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году (приложение №5).
6. Оповещать граждан о вызовах в военный комиссариат.
7. Обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) в военные комиссариаты.
8. Направлять по запросам военного комиссара сведения о численности работников организаций, в том числе забронированных за организацией на период мобилизации и на военное время.
9. Направлять в военный комиссариат по месту жительства граждан женского пола в возрасте от 18 до 45 лет (ранее не состоявших на воинском учете), имеющих специальности в соответствии с приложением № 8 для постановки на воинский учет.
Оформление к выдача военных билетов гражданам женского пола, получившим ВУС в ходе обучения в образовательных учреждениях, профессионального образования на курсах, в других учреждениях и организациях, осуществляющих подготовку граждан к военной службе, производится военным комиссариатам, на территории которого находятся указанные учреждения и организации, на основании списков (приложение №9).
10. В личных карточках формы №Т-2 и №Т-2 ГС граждан. достигших предельного возраста пребывания в запасе, или граждан, признанных не годными к военной службе по состоянию здоровья, в пункте 8 раздела 2 производить отметку «снят с воинского учёта по возрасту «или «снят с воинского учета по состоянию здоровья».
Отметка производится на основании записи, сделанной в военном комиссариате:
в военном билете офицера запаса — в пункте » 21. Отметка об освобождении от исполнения воинской обязанности» (стр.32);
в военном билете солдата (матроса), сержанта (старшины), прапорщика (мичмана) — в разделе » X. Отметки об освобождении от исполнения воинской обязанности (стр.26).
Предельный возраст пребывания гражданина в запасе указан в приложении № 10.
Личные карточки формы № Т-2 и № Т-2 ГС на заказанных граждан изымаются из картотеки граждан, пребывающих в запасе.
в) При увольнении граждан с работы (отчислении из образовательных учреждений):
1. Сообщать в 2- недельный срок в военные комиссариаты о всех гражданах:, пребывающих в запасе, гражданах, подлежащих призыву на военную службу, уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений).
2. Изымать из картотеки и сдавать в архив личные карточки формы № Т-2 и № Т-2 ГС уволенных (отчисленных из образовательных учреждении) граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу.

IV. Документы по ведению воинского учета в организациях:
Документы по ведению воинского учета граждан в организациях изготавливаются организациями.
В каждой организация (с ее образованием и перед началом очередного календарного года) должны разрабатываться (вестись):
1. Приказ «Об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе» (приложение № 11),
2. План работы по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (приложение № 12).
3. Картотека Личных карточек формы № Т-2 и № Т»)2 ГС») на граждан, пребываюших в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу.
4. Журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе.
5. Расписки в приеме документов воинского учета (приложение М? 2).
6. Служебное делопроизводство (отдельное дело) по вопросам ведения воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, в, организации.
7. Другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организации.
8. Справочная информация по обязанностям граждан по воинскому учёту, мобилизационной подготовке и мобилизации.

Ведение воинского учета в организациях может осуществляться в совмещенной с военными комиссариатами Автоматизированной Системе Управления «Зарница-М» (приложение №13).

ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН ПО ВОИНСКОМУ УЧКТУ.
МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ И МОБИЛИЗАЦИИ

1. Обязанности гражадан по воинскому учету

•.Граждане, полулежащие воинскому учету, обязаны:
состоять па воинском учете по месту жительства в военном комиссариате, а внаселенном пункте, где нет военных комиссариатов — в органах местного самоуправления. Граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, состоят на воинском учете в указанных органах:
явиться в установленные время и место но вызову (повестке) в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства или временного пребывания, имея при себе военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина Российской Федерации. Гражданин, имеющий водительское удостоверение на право управления транспортным средством, должен иметь его при себе:
при увольнении с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации явиться в 2-недельный срок со дня исключения их из списков личного состава воинской части в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства для постановки на воинский учет;
сообщить в 2-недельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, “места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования;
сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место временного пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок свыше 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства, место временного пребывания, либо возвращении в Российскую Федерацию;
бережно хранить военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), а также удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу; в случае утраты указанных документов в 2-недельный срок обратиться в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет. по месту жительства для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.»)
2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу и выезжающие в период проведения призыва на срок более 3 месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства.
3. Граждане, получившие мобилизационные предписания или повестки военного комиссариата, обязаны выполнять изложенные в них требования.
4 Граждане (кроме граждан, подлежащих призыву на военную службу, и офицеров запаса) для постановки на воинский учет ^ снятия с воинского учета сдают военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного Билета) должностному лицу, ответственному за регистрацию граждан, в военном комиссариате. В населённых пунктах, где нет военных комиссариатов, граждане для постановки на воинский учёт или снятия с воинского учета прибывают в орган местного самоуправления.
5. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, для постановкн на воинский учет и снятия с воинского зачета н офицеры запаса обязаны лично являться в военные комиссариаты.
Снятие с воинского учета граждан, подлежащих призыву на военную службу производится по их письменным заявлениям с указанием причины снятия и иного места жительства или места временного пребывания.
6. В паспорте гражданина Российской Федерации военным комиссариатом делается отметка об отношении гражданина к воинской обязанности.
II. Обязанности граждан по мобилизационной подготовке и мобилизации
1. В целях обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации граждане обязаны:
являться по вызову в военные комиссариаты для определения своего предназначения а период мобилизации и в военное время;
выполнять требования, изложенные в попорченных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров.
2. Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке,
3. Гражданам, состоящим на воинском учете, с момента объявления мобилизации воспрещается выезд с места жительства без разрешения военных комиссариатов района или города (а городах без районного деления).
4 Граждане за неисполнение своих обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Воинский учет и бронирование граждан в организации

Всегда бесплатная юридическая помощь:

  • Мск: 8 (499) 703-35-33 доб. 579
  • СПб: 8 (812) 309-06-71 доб. 231
  • Общий: 8 (800) 555-67-55 доб. 206

Если по организации общего учета вопросов спорных не возникает, то работы по специальному воинскому учету имеют определенные особенности, которые необходимо детально рассмотреть. Прежде всего, следует отметить, что обычно ведение воинского учета и бронирования в организациях ложится на плечи одного и того же лица (группы лиц), следовательно, нет необходимости затрагивать общие вопросы, касающиеся военной обязанности или воинского учета. Практически всегда специальный учет сопряжен с бронированием кадров, поэтому вопросы отсрочки считаются наиболее актуальными, особенно в военное время.

Это интересно:  До какого числа нужно оплатить коммунальные платежи

Задачи бронирования

Бронирование граждан – это составляющая воинского учета, позволяющая при осуществлении мобилизационных действий обеспечить органы власти, а также органы территориального управления кадрами, имеющими отсрочку. Процедура бронирования регламентируется теми же законодательными актами, что и сам воинский учет. Это ряд Федеральных законов, касающихся военной обязанности и мобилизационной подготовки.

Задачей специального учета является обеспечение организаций, выполняющих жизненно важные функции, руководящим составом, квалифицированными сотрудниками другими компетентными служащими, из числа забронированных граждан, которые в настоящее время являются военнообязанными, но могут быть освобождены от призыва даже во время мобилизации. Лица, стоящие на специальном учете освобождаются также и от военных сборов на период действующей отсрочки.

Теоретические основы специального учета

Основа, которая определяет воинский учет и бронирование в организации, состоит из принципа равновесия между кадрами, необходимыми для удовлетворения потребности организации и контингентом, пополняющим личный состав вооруженных сил. Учитывая обе потребности, происходит перераспределение мобилизационных ресурсов. В зависимости от государственного заказа, необходимого для комплектования воинских частей, закрепляется за каждой организацией бронь на определенное число сотрудников.

Процесс бронирования является достаточно многогранным и состоит из отдельных мероприятий. Сюда включено ведение учета кадров или лиц, проходящих обучение. Далее предстоит определить количество штатных единиц, подлежащих бронированию. Право на получение отсрочки от призыва необходимо документально оформить. Забронированные кадры ставятся на учет в военном комиссариате. Венчает работу по бронированию создание отчетности, которая отсылается в административные органы и военкомат.

Регулирует все вопросы, связанные с бронированием на федеральном уровне, специально созданная межведомственная комиссия. Далее по вертикали следуют подразделения бронирования в государственной власти и в региональной власти. Муниципальные образования представляют областные и районные военные комиссариаты. В крупных организациях создаются военно-учетные столы.

Практика ведения документации

Настоящим подспорьем для тех, кому поручено вести учет и бронирование кадров, стал алгоритм действия ответственного сотрудника, с начала функционирования организации, как юридического лица. Он пошагово прописывает всю последовательность действий для корректного ведения документов.

  • Необходимо создать образец бланка учета, завизировав его подписью директора и действующей печатью. Экземпляры отправляются в комиссию по бронированию, передаются в военный комиссариат или в администрацию территориального образования, и остаются в ведении организации.
  • Вместе с карточкой учета в вышеуказанную комиссию придется предоставить копию свидетельства ИНН и ЕГРЮЛ. После этого принимается решение о праве организации осуществлять бронирование. Будет согласован перечень должностей.
  • Руководителем организации обязательно должен быть издан приказ о ведении учета. Он регистрируется вместе с другими приказами в соответствующем журнале.
  • Все заготовленные по определенным стандартам документы предоставляются в военкомат. Это приказ, функциональные обязанности лица, на которого возложена ответственность за решение вопросов по воинскому учету, и план мероприятий по мобилизационной подготовке на год. Военный комиссар на документах визирует согласование.
  • Начинается непосредственный учет с оформления карточек на каждого работника по форме Т-2. Таким образом, начинает формироваться картотека.
  • Процесс выдачи свидетельств о бронировании оформляется документально. Издается положение о порядке выдачи удостоверений, составляется список сотрудников, подлежащих бронированию, формируются бланки выдачи удостоверений об отсрочке.

  • Параллельно с документацией ответственное лицо занимается оформлением стенда и других агитационных материалов.
  • Разрабатывается приказ, устанавливающий порядок оповещения сотрудников в случае мобилизации.
  • Некоторые сотрудники не включены в общий список для бронирования, но, являясь ценными кадрами для работы организации в военное время, они могут получить отсрочку в индивидуальном порядке. Список таких сотрудников предоставляется в военкомат.
  • Далее следует ряд процедур по передаче документов. Любое движение указанных документов регистрируется в соответствующем журнале. Военные билеты сотрудников передаются в военкомат. Там ответственный работник получает бланки удостоверений об отсрочке. На рабочем месте он заполняет эти бланки, состоящие из удостоверения и извещения. Удостоверение выдается сотруднику, а извещение направляется в военкомат. Напомним, что любая передача фиксируется в журналах.
  • После этого в личных карточках делается пометка о постановке на спецучет, и военные билеты возвращаются сотруднику.
  • Ответственный работник обязан вносить любые изменения данных о сотруднике в личную карточку и информировать об этом военкомат. Это может быть смена семейного положения, повышение квалификации сотрудника, курсы для получения военно-учетной специальности, смена места жительства.
  • По данным комиссариата ответственный обязан предоставить информацию о тех, кто должен состоять на учете, но не состоит.
  • Провести анализ обеспеченности штатными единицами в военное время

Данный алгоритм может служить памяткой при ведении учета и бронирования граждан.

Как организовать воинский учет в организации. Пошаговая инструкция 2019

Организация воинского учета в организации — пошаговая инструкция:
Шаг 1. Изучение нормативной базы.
Шаг 2. Назначение ответственного лица.
Шаг 3. Работа с местным комиссариатом и определенным кругом работников.
Шаг 4. Ведение необходимой документации и регулярная отчетность.

Объясняем, как эти шаги правильно оформить

Воинский учет в организации 2019: нормативно-правовая база

Абсолютно у всех работодателей имеется такая обязанность, как организация воинского учета, и его предназначение — удовлетворить потребности государства и помочь управлять имеющимися ресурсами во время военных действий (в военное время). Но первым делом необходимо изучить документы, которые регламентируют порядок ведения воинского учета в организации. Обратите внимание, что чиновники регулярно обновляют нормативную базу, добавляя новые обязанности работодателям, поэтому следите за поправками.

В настоящее время воинский учет осуществляется на основании следующих правовых актов:

  • Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»;
  • Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  • Указ Президента РФ от 14.08.1992 № 890 «Об организации работы по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
  • Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете»;
  • Постановление Правительства РФ от 17.03.2010 № 156 «Об утверждении Правил бронирования граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях»;
  • Инструкция по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время от 03.02.2015 № 664с;
  • Инструкция Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях;
  • Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации по ведению воинского учета в организациях, утв. 11.07.2017.

Военно-учетная работа (ВУР) условно подразделяется на следующие категории:

  1. Общий воинский учет.
  2. Специальный воинский учет — бронирование военнообязанных граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).

Организация воинского учета в организации. Пошаговая инструкция

Шаг 1. Назначение лица, ответственного за воинский учет

Ведение воинского учета в организации надо начинать с издания приказа и назначения ответственного лица, а также лиц, которые будут осуществлять учет во время отсутствия основного ответственного. Как правило, этой работой занимаются работники отдела кадров, а в небольших компаниях — руководитель или даже бухгалтер.

Пример приказа

На основании Постановления Правительства от 27.11.2006 № 719, ответственных за учет назначают, исходя из следующих нормативов:

  • 1 работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
  • 1 освобожденный работник — если на учет поставлены 500-2000 граждан;
  • 2 освобожденных работника (военно-учетный стол) — при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;
  • 1 освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, поставленные на учет.

Копию приказа об ответственных за учет военнообязанных необходимо будет предоставить в местный военный комиссариат (ВК). О последующих изменениях также надо уведомлять ВК.

Работнику кадровой службы или иному лицу необходимо включить в трудовой договор и должностную инструкцию соответствующие обязанности по ведению воинского учета.

Шаг 2. Определить, с кем работать

Все граждане РФ обязаны состоять на воинском учете (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ). Исключения составляют лица:

  • проходящие военную службу;
  • отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола, не имеющие военной специальности;
  • постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства № 719, Методическими рекомендациями по ведению воинского учета на предприятиях, утвержденными Генеральным штабом Вооруженных сил Российской Федерации 11.07.2018, необходимо учитывать:

  • мужчин призывного возраста (18-27 лет), не зачисленных в запас;
  • представителей мужского пола, находящихся в запасе;
  • сотрудников, обучившихся на военных кафедрах в учебных заведениях профессионального образования;
  • лиц, освобожденных от призыва;
  • мужчин старше 27 лет, по причине отсрочки не прошедших службу;
  • граждан, уволенных из армии;
  • работников, служивших альтернативно;
  • женщин, получивших военные специальности.

Если выяснится, что работник не состоит на воинском учете, хотя должен, работодателю придется в двухнедельный срок уведомить военный комиссариат о таком гражданине. Новая обязанность появилась у компаний с 17.02.2019, когда вступил в силу Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ. Еще одна обязанность — вручить работнику направление в военкомат для постановки на воинский учет. Форма этого документа утверждена совместным Приказом министра обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/197. Выглядит направление так:

Оборотная сторона

Учтите, что работодатель обязан вести воинский учет, в том числе и работников — внешних совместителей. На них распространяются все правила.

Если в организации осуществляется бронирование граждан, пребывающих в запасе, то помимо общего воинского учета, осуществляется еще и специальный воинский учет. Для этого дополнительно разрабатываются и ведутся документы в соответствии с приложениями к Инструкции от 03.02.2015 № 664с.

Шаг 3. Связаться с местным комиссариатом

Если воинский учет на предприятии раньше не велся либо компания создана недавно, для начала необходимо договориться о встрече в местном военном комиссариате. Как правило, сотрудники ВК готовы провести вводный инструктаж по теме воинского учета, выдать методические указания и необходимые бланки, а также проконсультировать ответственного сотрудника по сложным или спорным вопросам в этом деле.

Воинский учет и бронирование в организации, которая является филиалом, ведется по месту ее нахождения. В случае отсутствия возможности и при необходимости данные передаются по почте из головного офиса.

Документооборот по военно-учетной работе

Компания, где осуществляется учет, предоставляет в ВК:

  • сведения о принятых на работу или уволенных гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете (в двухнедельный срок);
  • списки мужчин, которым в следующем году исполнится 17 лет (каждый год — до 1 ноября), а также ежегодно в сентябре — списки молодых людей 15 и 16 лет.

Основными документами воинского учета, на основании которых заполняется раздел II личной карточки формы № Т-2, являются:

  • для граждан, пребывающих в запасе, — военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета);
  • для граждан, подлежащих призыву на военную службу, — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Компания-работодатель обязана создать и вести следующие документы по учету:

  • приказ об организации воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • план работы по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • картотеку личных карточек форм № Т-2 и № Т-2 ГС на граждан, пребывающих в запасе, и граждан, подлежащих призыву на военную службу;
  • журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе;
  • расписки о приеме документов воинского учета и корешки от них;
  • карточку учета организации (КУО форма № 18);
  • другие документы в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями предприятий.
Это интересно:  Откуда письмо по штрихкоду

Кроме того, работодатель обязан вести разъяснительную работу с работниками, подлежащими учету. Согласно п. 27 Методических рекомендаций, сотрудникам надо предоставить, среди прочего, справочную информацию по мобилизации и подготовке к ней.

Современные программные продукты позволяют автоматизировать часть ВУР, формировать и выводить на печать разные документы по воинскому учету.

Практическая часть

При приеме на работу, в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса, соискатель обязан предъявить военный билет. На практике кандидаты могут уклоняться от этой обязанности, ссылаясь на то, что военный билет находится в военкомате, утерян, отсутствуют бланки и т. д. В таком случае работодатель может отказаться от заключения трудового договора с соискателем, по крайней мере, до момента предоставления всех документов. Также работодатель может пойти навстречу и взять с будущего сотрудника письменную расписку, в которой указан срок предоставления документа.

Другой вариант — самостоятельное обращение в военкомат по месту регистрации работника с запросом о его статусе либо с информацией об отсутствии у уже принятого работника надлежащих документов и отметок.

В любом случае отсутствие военного билета нужно зафиксировать письменно, чтобы обезопасить компанию от административной ответственности за нарушение требований закона об учете военнообязанных.

При заключении трудового договора работодатель обязан проконтролировать наличие отметки о регистрации в военкомате по месту жительства в паспорте, действительного военного билета или приписного свидетельства. Иногородние работники обязаны явиться в военкомат в течение 2 недель с момента получения временной регистрации. Если временная регистрация на срок более трех месяцев, то явка в военкомат обязательна.

Ответственное лицо снимает копию или сканирует военный билет полностью или со всех страниц, на которых есть записи.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ)

Пошаговая инструкция по ведению воинского учета в организациях включает в себя и такое отдельное направление как бронирование граждан, пребывающих в запасе. Его цель — обеспечить кадрами, трудовыми ресурсами в период мобилизации и в военное время. Бронирование заключается в предоставлении гражданам, пребывающим в запасе (руководителям, специалистам, высококвалифицированным кадрам), отсрочки от призыва на военную службу в военное время.

Забронированные граждане, пребывающие в запасе, также подлежат учету, но они освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на срок действия предоставленной отсрочки, а также от призыва на военные сборы.

Нормативное и методическое обеспечение и контроль за этим осуществляет Межведомственная комиссия Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и частных компаниях.

Для бронирования граждан, пребывающих в запасе, работодателю направляют утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и выписки из нормативных документов.

Соответствующие решения принимаются на заседаниях комиссии по мобилизации в отделе специальных мероприятий (в администрации муниципального образования) при непосредственном участии представителя отдела ВК. Впоследствии данное решение доводится до предприятия путем его вручения уполномоченному лицу работодателя под подпись.

Бланки формы № 4 (удостоверения об отсрочке) по доверенности от предприятия выдают в местном ВК. Работников бронируют по специальному перечню, в нем указаны требования к ГПЗ — профессии, возрасту, званию. После подбора отвечающих требованиям кадров в штате компании необходимо заполнить форму.

Отчетность для работодателей

Компании предоставляют отчеты по учету:

  • в федеральные органы государственной власти или в головной офис;
  • в городскую комиссию по бронированию граждан, пребывающих в запасе;
  • в отдел военного комиссариата по месту нахождения (юридический адрес) компании.

Ежегодными отчетными документами о состоянии работы по бронированию ГПЗ являются:

  • отчет о численности работающих и отобранных граждан, пребывающих в запасе, составленный по форме № 6;
  • доклад (пояснительная записка) о состоянии работы в этой сфере за отчетный период;
  • карточка учета (форма № 18).

Отчеты составляются по состоянию на 31 декабря отчетного года и должны содержать полные и достоверные сведения.

Предприятия, где не ведется бронирование, предоставляют в качестве отчета форму № 18.

Образец

Контроль за исполнением законодательства

Проверка в крупных компаниях (более 500 работников) проводится один раз в год. Проверка на небольших предприятиях (менее 500 человек) проводится один раз в течение 3 лет. Регулярность проверок в большей степени зависит от активности местного ВК, поэтому безопаснее своевременно заполнять все необходимые документы по учету и проводить плановые мероприятия.

Проверки осуществляют представители военкомата или органов местного самоуправления. Они должны оценить военно-учетную работу юридического лица на соответствие требованиям российского законодательства. Кроме того, они контролируют достоверность и полноту предоставляемых документов (после получения доступа к личным карточкам сотрудников, планам работы). Результаты проверки отражаются в специальном журнале в виде оценки.

Отказ от выполнения требований закона грозит ответственностью на основании Кодекса об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 21.1 КоАП РФ, непредоставление руководителем или другим должностным лицом работодателя, а также должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за ВУР, в установленный срок списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 рублей.

Цель и порядок бронирования военнообязанных

Согласно положениям Федерального Закона № 53 «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 бронирование военнообязанных на предприятиях (инструкция представлена ниже) – это временное освобождение военнообязанных лиц от службы в рамках мобилизации. Касается процедура только трудоустроенных сотрудников. Что это такое, подробно расписано в статьях ФЗ «Об обороне» (Федеральный Закон № 61 от 31.05.1996).

Воинский учет и дальнейшее бронирование граждан осуществляются при соблюдении статей ФЗ «О мобилизационной подготовке» от 28.02.1997 с присвоенным номером 31. В частности, обозначено, что деятельность осуществляется самими работодателями в сотрудничестве с территориальным военным комиссариатом.

Определение и назначение бронирования граждан на предприятиях

Мобилизация военнообязанных лиц, которые пребывают на учете ВС, происходит не одноразово, а постепенно. При этом привлекаются не все кандидаты, а только часть военных, которая соответствует заявленным требованиям (уровень подготовки и квалификация). Поэтому мобилизационная работа проводится в несколько потоков с отбором тех профессионалов, участие которых в текущих условиях необходимо.

Основные положения по осуществлению бронирования предусматривают, что работодатель (юридическое лицо, принявшее на работу военнообязанного мужчину) имеет право представить документы, которые дают отсрочку призыва на установленный или неограниченный срок. Подача заявления и полного пакета сопутствующих документов будет целесообразна тогда, когда отсутствие профессионала на рабочем месте может существенно нарушить производственный процесс.

Таким образом, бронирование военнообязанных лиц на предприятиях – субъективный анализ профессиональных качеств работника по каждой из поставленных задач и определение, где занятость гражданина будет нужнее.

В период военного времени руководители предприятий имеют право подготовки документов на отсрочку. Но подача обращения не гарантирует, что заявление на бронирование будет удовлетворено.

Категории граждан, подлежащих бронированию

Действующим законодательством не предусмотрен единый перечень профессий, подлежащих отсрочке и бронированию. Но есть следующие правила осуществления мобилизации и освобождения от нее:

  1. Забронированы могут быть работники, которые занимают руководящие или рядовые должности.
  2. Инициировать временное снятие с мобилизационного учета могут государственные органы власти, муниципалитеты и частные юридические организации или ИП.
  3. Есть перечень признаков, которые запрещают бронирование трудящихся (список лиц, призываемых на военную службу по мобилизации в любом случае, включает рядовых/офицеров запаса с целью формирования состава воинских частей, руководящих штабов или специальных формирований).

Примерно определить список должностей, занятие которых – основание для бронирования, поможет классификация видов отсрочки от мобилизации. Так, на практике различают следующие виды бронирования:

  • согласно установленному списку должностей и квалификаций (перечень регулярно меняется и обновляется мобилизационной комиссией);
  • персональное освобождение, когда отсутствие конкретного работника на предприятии негативно скажется на производственной деятельности;
  • по отдельным спискам, составленным мобилизационной комиссией.

Как показывает историческая практика, во время Великой Отечественной войны повсеместно применялась политика освобождения от несения службы. Касалось это ученых, работников науки и железнодорожников. Сегодня же юридическое лицо может собрать документы с целью освобождения от воинской обязанности любого должностного лица, если это обусловлено производственной необходимостью.

Порядок и правила бронирования граждан

Для оформления освобождения от мобилизационных сборов предстоит подготовить следующий пакет документов:

  • бланк учета;
  • свидетельство ЕГРЮЛ;
  • присвоенный юридическому лицу ИНН;
  • свидетельство о бронировании;
  • удостоверение об отсрочке.

В таблице представлено пошаговое руководство организации бронирования служащих, которые находятся на учете военного комиссариата.

Этапы Особенности осуществления
Выбор ответственного за бронирование Процедура освобождения от несения службы подразумевает постоянное сотрудничество юридических лиц с территориальным комиссариатом. Поэтому на каждом предприятии руководителем выбирается ответственный гражданин, уполномоченный взаимодействовать с ВК. С этой целью готовится приказ «О назначении ответственного».
Определение перечня лиц, подлежащих призыву на срочную службу или мобилизации Работник, наделенный функциональными обязанностями по бронированию, уполномочен вести персональный учет работников, которых может коснуться призыв на службу. К таким относятся:
— представители мужского пола от 18 до 27 лет;
— офицеры и рядовые запаса;
— лицо, прошедшее подготовку в вузе на военной кафедре;
— лица после альтернативной службы;
— служащие, получившие военную специальность (например, полевой врач).
Трудоустройство и формирование учета Анкета при приеме на работу должна содержать вопрос об отношении к воинской обязанности (военнообязанный или нет). Это делается для того, чтобы руководство организации могло своевременно оформить отсрочку от службы.
Вызов трудящихся в военкомат Если возникла необходимость привлечения работников к службе, мобилизационная комиссия направляет на предприятие список должностей, которые подлежат призыву. На основании этого списка и формируется учет лиц, которые будут отлучены от работы и которые будут освобождены от военных обязательств.

Внимание! Внутренний учет потенциальных кандидатов на бронирование включает также совместителей, временных и сезонных работников.

Во время рассмотрения вопросов, связанных с отсрочкой от призыва, ответственное лицо готовит план оповещения работников, состоящих на учете военного комиссариата. Это делается для того, чтобы своевременно и в кратчайшие сроки иметь возможность предупредить служащих о предстоящей мобилизации и о необходимости прибытия в ВК.

Мобилизационная комиссия рассматривает обращения государственных и муниципальных органов, юридических организаций и ИП только после предоставления анализа производственной деятельности и определения того, наличие какого количества работников, руководителей и профильных специалистов необходимо для эффективной работы организации.

Делитесь своим опытом и вопросами в разделе комментариев.

Статья написана по материалам сайтов: prizivaut.ru, clubtk.ru, nagrazhdanke.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector