+7 (499) 938-56-19  Москва

+7 (812) 467-37-83  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

220 фз о пассажирских перевозках с изменениями

Реализация 220-ФЗ

изменений Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №220-ФЗ)

29 декабря 2017 года на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) опубликован Федеральный закон от 29.12.2017 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №480-ФЗ).

Федеральный закон №480-ФЗ направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере организации транспортного обслуживания населения автомобильным и городским наземным электрическим транспортом.

В этих целях в Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ внесены следующие изменения:

1) В части корректировки понятийного аппарата Федерального закона №220-ФЗ:

— дана возможность уполномочить законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ, муниципальным правовым актом несколько органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления на осуществление функций по организации регулярных перевозок;

— уточнено понятие «смежный межрегиональный маршрут регулярных перевозок» для организации регулярных перевозок по территориям Краснодарского края и Республики Адыгея;

— уточнено понятие «муниципальный маршрут регулярных перевозок» в части организации перевозок в границах городского округа;

— исключено понятие «участок маршрута регулярных перевозок»;

— вводится понятие «характеристики транспортного средства, влияющие на качество перевозок» для их отображения в реестре маршрутов регулярных перевозок, на бланках свидетельств об осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам (далее – свидетельство) и картах маршрута;

2) В части организации регулярных перевозок по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок:

— введено основание для отказа в приеме заявления об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок при подаче заявления перевозчиком, в отношении которого ранее принималось решение о прекращении действия свидетельства по решению суда, в связи с аннулированием лицензии либо вследствие невыполнения расписания движения автобусов;

— уточнен порядок подачи уведомления субъектом РФ Минтранса России о принятии нормативного правового акта, устанавливающего разрешенный перечень начальных и конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок (только в письменной форме и в течение трех дней со дня его принятия);

— в состав заявления об установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок включена информация о месте жительства индивидуального предпринимателя;

— уточнены основания для отказа в установлении или изменении межрегионального маршрута регулярных перевозок в части планируемого расписания: при совпадении с ранее установленными межрегиональными маршрутами минимальная разница во времени отправления автобусов рассчитывается независимо от расположения начального остановочного пункта, а если устанавливаемый межрегиональный маршрут имеет два и более общих остановочных пункта с ранее установленным межмуниципальным маршрутов, требования к минимальной разнице в расписаниях должны быть установлены в соглашении между граничащими между собой субъектами РФ;

— из числа оснований для отказа в установлении или изменении межрегиональных маршрутов, по которым субъект РФ обязан готовить заключение в Минтранс России, исключено основание по наличию у перевозчика неоплаченных административных штрафов в области транспорта и дорожного движения, скорректировано описание этого основания;

— предусмотрено право органов государственной власти субъектов РФ на предоставление отдельным категориям граждан льгот на проезд по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок за счет бюджетных средств.

3) В части организация регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок:

— уточнены полномочия городских округов и муниципальных районов по установлению, изменению, отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок;

— определена необходимость установления законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ порядка согласования установления, изменения муниципальных и межмуниципальных маршрутов, имеющих более двух общих остановочных пунктов уполномоченными органами субъектов РФ и местного самоуправления

— введена норма, согласно которой в случае, если решение об изменении соответствующего маршрута принято по инициативе установивших его уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченного органа местного самоуправления такое решение вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства, а перевозчик получает право на продление срока действия свидетельства на период не менее 5 лет (в случае отказа от перевозок по измененному таким образом маршруту, уполномоченные органы вправе объявить открытый конкурс);

— отменяется обязанность уполномоченных органов власти помимо маршрутов для перевозок по регулируемым тарифам устанавливать также маршруты для перевозок по нерегулируемым тарифам, вводится соответствующее право;

— определяется перечень следующих требований, устанавливаемых законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ, муниципальным нормативным правовым актом к перевозчикам, осуществляющим регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам:

по максимальному количеству транспортных средств различных классов, которое разрешается одновременно использовать для перевозок по маршруту;

по максимально допустимому соотношению между количеством рейсов, не выполненных в течение одного квартала, и количеством рейсов, предусмотренным для выполнения в течение данного квартала установленным расписанием;

по передаче в региональную или муниципальную информационную систему навигации (при их наличии) информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для данных перевозок;

по обеспечению исправной работы установленных в транспортном средстве оборудования для перевозок пассажиров из числа инвалидов, системы контроля температуры воздуха, электронного информационного табло, оборудования для безналичной оплаты проезда;

по информированию перевозчиком уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного органа местного самоуправления, а также владельцев автовокзалов или автостанций об изменении тарифов на регулярные перевозки.

— устанавливается обязанность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных органов местного самоуправления по размещению сведений о нарушениях перевозчиками требований к перевозкам по нерегулируемым тарифам на своих официальных сайтах в сети «Интернет»;

— уточняются обстоятельства выдачи свидетельства по результатам открытого конкурса:

для отбора перевозчика для работы по новому маршруту;

если победитель открытого конкурса отказался от перевозок по одному из включенных в конкурсный лот маршрутов;

если победитель открытого конкурса не смог подтвердить наличие заявленных на конкурс транспортных средств;

в случае прекращения действия свидетельства в связи с аннулированием лицензии на осуществление регулярных перевозок;

в случае прекращения действия свидетельства по решению суда;

при принятии уполномоченными органами власти решения о прекращении действия свидетельства в связи с невыполнением установленного расписания;

в случае изменения вида перевозок;

если перевозчик отказался от осуществления перевозок по маршруту, измененному по инициативе уполномоченных органов власти;

если перевозчик отказался от осуществления перевозок и получения свидетельства до истечения срока действия договора, заключенного до вступления в силу Федерального закона №220-ФЗ.

— определено что порядок выдачи свидетельств и карт соответствующих маршрутов без проведения открытого конкурса устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ, муниципальным нормативным правовым актом;

— уточняются обстоятельства выдачи свидетельства без проведения открытого конкурса на срок до шести месяцев:

если победитель открытого конкурса отказался от перевозок по одному из включенных в конкурсный лот маршрутов;

если победитель открытого конкурса не смог подтвердить наличие заявленных на конкурс транспортных средств;

в случае прекращения действия свидетельства в связи с аннулированием лицензии на осуществление регулярных перевозок;

в случае прекращения действия свидетельства по решению суда;

при принятии уполномоченными органами власти решения о прекращении действия свидетельства в связи с невыполнением установленного расписания;

если перевозчик отказался от осуществления перевозок по маршруту, измененному по инициативе уполномоченных органов власти;

если перевозчик отказался от осуществления перевозок и получения свидетельства до истечения срока действия договора, заключенного до вступления в силу Федерального закона №220-ФЗ.

— уточнены сроки конкурсных процедур: объявления открытого конкурса на право получения свидетельства, начала осуществления перевозок в случае победы в открытом конкурсе (увеличены с 60 до 90 дней);

— корректируются и дополняются требования, предъявляемые к соискателям на участие в конкурсе (в течение года до даты размещения извещения о проведении конкурса перевозчик утрачивает право участвовать в конкурсе если ранее в отношении выданных ему свидетельств принималось решение суда или уполномоченных органов власти об их прекращении), а также к заявкам перевозчиков на участие в открытом конкурсе, их оценке и сопоставлению (описываются порядки расчета критериев оценки, а также определения победителя конкурса в случае набора участниками одинакового количества баллов).

4) В части порядка ведения реестров маршрутов регулярных перевозок состав сведений, включаемых в реестры маршрутов дополнен характеристиками транспортных средств, а также информацией об идентификационном номере налогоплательщика и месте жительства перевозчика — индивидуального предпринимателя.

5) В части порядка оформления свидетельства, карт маршрута регулярных перевозок, прекращения и приостановления действия свидетельства:

— состав сведений, включаемых в свидетельство и карту маршрута дополнен информацией о месте жительства перевозчика — индивидуального предпринимателя;

— устанавливается, что резервное количество транспортных средств определяется в отношении каждого класса транспортных средств в порядке, установленном Минтрансом России, в зависимости от протяженности маршрута регулярных перевозок и максимального количества транспортных средств каждого класса;

— изменен перечень оснований для прекращения действия свидетельства:

исключено основание в связи с отменой маршрута по инициативе установивших его уполномоченных органов власти, так как теперь согласно части 3 статьи 12 Федерального закона №220-ФЗ решение об отмене маршрута принимается не позднее чем за 180 дней до дня окончания срока действия такого свидетельства и вступает в силу по окончании срока действия такого свидетельства;

введено новое основание для прекращения действия свидетельства в связи принятием уполномоченным органом власти решения о прекращении действия свидетельства из-за невыполнения ни одного рейса по межмуниципальному или муниципальному маршруту, предусмотренного расписанием, в течение более чем 3 дней подряд, а по межрегиональному маршруту — невыполнение более 5 рейсов подряд, предусмотренных расписанием.

6) В части порядка пользования объектами транспортной инфраструктуры:

— исключены основания для размещения остановочных пунктов по межрегиональному маршруту регулярных перевозок вне территорий автовокзалов или автостанций, предложено перечень таких остановочных пунктов устанавливать нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены такие остановочные пункты;

— установлено единое требование к остановочному пункту по межрегиональному маршруту регулярных перевозок, расположенному вне территории автовокзала или автостанции — соответствие требованиям, установленным Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112;

— вновь определены полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ по размещению информации на указателях остановочных пунктов по межрегиональному маршруту, расположенных вне территории автовокзала или автостанции, а также по направлению заявлений о регистрации таких остановочных пунктов в реестре остановочных пунктов Минтранса России;

— уточнен состав сведений, предоставляемых вместе с заявлением о регистрации остановочного пункта по межрегиональным маршрутам в соответствующем реестре Минтранса России;

— отменены требования по ведению реестра парковок на территории субъекта РФ для стоянки транспортных средств в ночное время в отсутствие водителя;

— утверждена обязанность владельцев объектов транспортной инфраструктуры по размещению на своем сайте в сети «Интернет» сведений о платных услугах, оказываемых на данном объекте перевозчикам, включая тарифы на такие услуги;

— на перевозчиков возложена обязанность по использованию для перевозок транспортных средств, находящиеся у них на праве собственности или ином законном основании, допуску к управлению транспортным средством водителей, заключивших трудовой договор с перевозчиком, сведения о котором включены в реестр маршрутов регулярных перевозок.

7) В части ограничений при перевозках пассажиров и багажа по заказу для беспрепятственного осуществления регулярных перевозок закреплено право установления нормативными правовыми актами субъектов РФ мест на территориях муниципальных образований, входящих в состав соответствующего субъекта РФ, отправление из которых одного и того же транспортного средства, используемого для перевозок пассажиров и багажа по заказу, более 3-х раз в течение одного месяца запрещается или должно согласовываться с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Порядок такого согласования должен быть установлен нормативным правовым актом органа исполнительной власти субъекта РФ.

8) В части обеспечения переходного периода реализации Федерального закона №220-ФЗ:

— в случае отказа перевозчика, заключившего соответствующий договор на право осуществления перевозок по нерегулируемым тарифам до вступления в силу Федерального закона №220-ФЗ, от осуществления перевозок до истечения срока такого договора или отказа от перевозок по вновь выдаваемому свидетельству, уполномоченным органам власти дано право отменить соответствующий маршрут либо провести конкурс по отбору нового перевозчика. На период проведения конкурса дано право выдачи свидетельства сроком на 6 месяцев временному перевозчику;

— определено, что действие свидетельств, выданных перевозчикам, имевшим договорные отношения с органами власти до вступления в силу Федерального закона №220-ФЗ, продлеваются на неограниченный срок;

— урегулирован вопрос действия договоров на право осуществления перевозок по регулируемым тарифам, заключенных до вступления в силу Федерального закона №220-ФЗ на срок, превышающий срок окончания переходного периода в отношении соответствующих маршрутов, указанный в документе планирования регулярных перевозок.

220 фз о пассажирских перевозках с изменениями

1. Вопрос: Что должен включать в себя документ планирования регулярных перевозок? Общий перечень мероприятий или данный перечень по каждому маршруту?

Ответ: Документ планирования регулярных перевозок – это программа развития регулярных перевозок на определенную перспективу, т.е. это мероприятия не в отношении отдельного маршрута, а в отношении всей маршрутной сети. Законом регламентируется только отдельные мероприятия, которые могут быть включены в этот документ, в частности, перспективный план по оптимизации маршрутной сети и структуры перевозок (установление специализации остановочных пунктов межрегиональных маршрутов по направлениям перевозок, отмена отдельных маршрутов, изменение вида перевозок по отдельным маршрутам), а также помаршрутный график перехода на контрактную систему. Остальное содержание данного документа определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Все мероприятия за исключением установления помаршрутного графика перехода на контрактную систему не являются обязательными.

Это интересно:  Как зарегистрировать машину через госуслуги

2. Вопрос: Обязаны ли перевозчики прикладывать к представленной информации согласно части 1 статьи 39 подтверждающие документы (паспорт маршрута, договор, иную информацию)?

Ответ: Не должны. Вся эта информация должна быть в распоряжении органа власти, если все изменения со дня утверждения паспорта маршрута документировались надлежащим образом. Если же этого не происходило, в том числе вследствие бездействия органа власти, то может возникнуть ситуация, когда представленные сведения не соответствуют данным паспорта. В соответствии со статьей 2 закона в этом случае решение остается за органом власти. Самое справедливое (поскольку в этом виновны также и органы власти) объявить амнистию, т.е. если перевозки уже осуществляются по измененным (по сравнению с паспортом) маршрутам, узаконить эти изменения.

3. Ст. 39 Федерального закона предусмотрено, что регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Вопрос: Какие перевозки считать оплачиваемыми за счет средств областного бюджета?

Ответ: К ним следует относить любые перевозки, в отношении которых предоставляется бюджетное финансирование, независимо от его целевого назначения.

4. Свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок — документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок. Переходными положениями федерального закона предусмотрено: — до 09.04.2016 выдать перевозчикам, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов;

— до 14.07.2016 выдать владельцам карт маршрутов свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршрутам и новые карты маршрутов.

Вопрос: Для какого вида перевозок выдается свидетельство?

Ответ: Для перевозок, которые не финансировались бюджетами.

5. Ст. 14 Федерального закона предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт, предметом которого является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, будет заключаться в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44). Таким образом, согласно Ст. 22 Федерального закона № 44 начальная (максимальная) цена контракта подлежит обоснованию.

Вопрос: Как формируется начальная (максимальная) цена контракта в соответствии с Федеральным законом по регулярным маршрутам с регулируемыми тарифами?

Ответ: В соответствии с частью 4 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ в отношении перевозок, которые в настоящее время осуществляются без предоставления бюджетного финансирования, но с применением регулируемых тарифов, должны быть выданы свидетельства. Если такие перевозки осуществляются на основании договора, то данные свидетельства начнут действовать по окончании срока действия этого договора. При этом со дня начала действия свидетельства тарифное регулирование соответствующих перевозок должно быть отменено.

Переход на контрактную систему предусмотрен только в отношении перевозок, которые осуществляются с предоставлением бюджетного финансирования. Этот переход должен быть осуществлен помаршрутно в течение 5 лет. До перехода на контрактную систему перевозки по соответствующим маршрутам должны осуществляться в том же порядке, который действовал до вступления закона в силу.

В настоящее время Минтранс России разрабатывает проект приказа «О порядке определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на выполнение работ, связанных с осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам». В случае утверждения данного приказа в Российской Федерации будет введен единый порядок определения начальной цены таких контрактов.

6. Вопрос: Может ли маршрут, частично или полностью оплачиваемый за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, иметь вид перевозок — регулярные перевозки по нерегулируемому тарифу?

7. Вопрос: Означает ли наличие обязанности в выдаче свидетельства перевозчикам до 14.07.2016, что все маршруты, включенные в реестр в январе 2016 года, имеют вид перевозок – регулируемые перевозки по нерегулируемым тарифам?

Ответ: Если маршрут установлен после 11 января 2016 года, орган власти должен определиться будет или не будет в отношении перевозок по данному маршруту предоставляться бюджетное финансирование. Если не будет, то по этому маршруту могут осуществляться только перевозки по нерегулируемому тарифу.

Если будет, то до перехода на контрактную систему (в течение 5 лет со дня официального опубликования закона) перевозки по данному маршруту должны осуществляться по регулируемым тарифам и в порядке, действовавшем до дня официального опубликования закона.

8. Ст. 11 Федерального закона определены полномочия органов местного самоуправления в части регулирования тарифов на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района. Вместе с этим ст.15 Федерального закона утвержден порядок установления регулируемых тарифов на перевозки, где пунктом 1 данной статьи определено, что регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.

Вопрос: Будет ли устранено это противоречие в части порядка установления тарифов на регулярные перевозки?

Ответ: В части 2 статьи 11 допущена техническая ошибка. В настоящее время Комитет Государственной Думы РФ по транспорту подготовил проект соответствующих поправок в Федеральный закон № 220-ФЗ, который планируется принять до конца 2015 года.

9. Вопрос: Имеет ли право уполномоченный орган власти предусмотреть для одного маршрута одновременно 2 вида регулярных перевозок?

10. Вопрос: Если с перевозчиком будет расторгнут договор до конца 2015 года, должен ли уполномоченный орган власти выдать такому перевозчику карты маршрутов на срок до окончания года со дня официального опубликования закона (до 14 июля 2016) года?

Ответ: В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ карты маршрута должны быть выданы после размещения на официальном сайте уполномоченного органа реестра соответствующих маршрутов (не позднее 11 января 2016 года) и до истечения 270 дней со дня официального опубликования закона. При этом такие карты выдаются только на срок до окончания действия договора, предусматривающего осуществление перевозок по маршруту, включенному в реестр. Поэтому, если договор с перевозчиком будет расторгнут до истечения 270 дней со дня официального опубликования закона, то данный перевозчик утратит право на получение карты маршрута.

11. Вопрос: Что означает понятие «установление маршрута»? Равнозначно ли оно понятию «открытие маршрута»?

12. Вопрос: каким образом осуществляется процедура установления отдельного маршрута в случаях:

1) если регулярные перевозки осуществляются совместно не более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по муниципальному маршруту регулярных перевозок и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества;

2) если регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов осуществляются по одному маршруту совместно с регулярными перевозками, частично или полностью оплачиваемыми за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.

При этом процедура установления предполагает открытие (установление) нового маршрута (с новым порядковым номером), не включенного в реестр каждому ип, юр. лицу, или присвоение для каждого ип, юр. лица, обслуживающего маршрут, нового регистрационного номера маршрута (при этом они будут осуществлять перевозку по уже открытому (установленному) ранее маршруту, но с разными реестровыми номерами)?

Ответ. Новым маршрутам должны присваиваться новые порядковые и новые реестровые номера.

13. Ст. 28 Федерального закона установлены сведения, которые должна содержать карта маршрута регулярных перевозок.

Вопрос: Будет ли предусмотрено порядком заполнения карты или формой бланка карты маршрута указание государственного регистрационного номера автобуса?

14. Вопрос: Каким образом в целях оценки конкурсного предложения, предусмотренного пунктом 1 части 3 ст. 24, определяется и подтверждается количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса?

Ответ: ПТС, договором аренды или лизинга.

15. Вопрос: Может ли орган местного самоуправления/ субъект РФ регулировать минимальную, максимальную величину тарифа по виду перевозок — по нерегулируемому тарифу по муниципальным маршрутам?

Ответ: Если перевозки осуществляются по нерегулируемым тарифам, то органы власти не вправе устанавливать предельные значения данных тарифов, поскольку это также будет являться тарифным регулированием.

16. Вопрос: Предполагается ли введение такого регулирования на законодательном уровне?

Ответ: Наделение органов власти правом устанавливать предельные значения тарифов на такие перевозки не предполагается.

17. Вопрос: Каким образом уполномоченный орган может регулировать процесс установления нерегулируемого тарифа перевозчиком и контролировать процесс его применения?

Ответ: Органы власти не вправе регулировать процесс установления нерегулируемого тарифа перевозчиком и контролировать процесс его применения».

18. Вопрос: в законе за уполномоченным органом не закреплена обязанность заключения договора с ип, юр лицом, получившим свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по результатам открытого конкурса. В связи с тем что предметом конкурса является: право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок вправе ли орган местного самоуправления при утвердждении порядка проведения открытого конкурса предусмотреть процедуру заключения договора на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Ответ: Законом заключение таких договоров не предусмотрено. В то же время в соответствии с частью 1 статьи 421 ГК РФ заключение договора в обязательном порядке может быть установлено только федеральным законом. Поэтому органы власти не вправе обязать перевозчиков заключать такие договоры.

19. Вопрос: если маршруты установлены до 11 января 2016 года — перевозчикам, включенным в реестр как обслуживающим данные маршруты, орган местного самоуправления в сроки, регламентированные законом, выдает карты маршрута и свидетельства.

Означает ли это, что данные маршруты имеют вид перевозок — по нерегулируемому тарифу и могут изменить вид перевозок — по регулируемому тарифу только в сроки перехода на контрактную систему, указываемые уполномоченным органом в документе планирования?

Ответ. Законом предусматривается сохранение до перехода на контрактную систему прежнего порядка организации только тех перевозок, которые частично или полностью финансируются бюджетами. Если после вступления в силу статьи 18 закона (т.е. после 11 января 2016 года) будет принято решение об изменении на каком-либо маршруте вида перевозок (с перевозок по нерегулируемым тарифам на перевозки по регулируемым тарифам) и при этом в отношении таких перевозок не будет предоставлено бюджетное финансирование, то такое решение будет противоправным. Если же в отношении данных перевозок будет предоставлено бюджетное финансирование, то такое изменение вида перевозок возможно. При этом до перехода на контрактную систему они могут выполняться в прежнем порядке, действовавшем до вступления закона в силу.

20. Вопрос: Если с перевозчиком будет расторгнут договор до конца 2015 года, должен ли уполномоченный орган власти выдать такому перевозчику карты маршрутов на срок до окончания года со дня официального опубликования закона (до 14 июля 2016) года?

Ответ: В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ карты маршрута должны быть выданы после размещения на официальном сайте уполномоченного органа реестра соответствующих маршрутов (не позднее 11 января 2016 года) и до истечения 270 дней со дня официального опубликования закона. При этом такие карты выдаются только на срок до окончания действия договора, предусматривающего осуществление перевозок по маршруту, включенному в реестр.

Поэтому, если договор с перевозчиком будет расторгнут до истечения 270 дней со дня официального опубликования закона, то данный перевозчик утратит право на получение карты маршрута.

21. Ст. 39 Федерального закона определен порядок выдачи карты маршрута и свидетельства юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов Российской Федерации, на основании действующих документов на организацию регулярных перевозок по маршрутам (договоры, разрешения, паспорта, расписания) сроком действия пять лет. Однако в ст. 39 не указано, подлежат ли данные свидетельства и карты маршрута пролонгации.

Вопрос: Можно ли к данным свидетельствам и картам маршрута применить нормы ст. 19 (действие указанных свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок продлевается на срок не менее чем пять лет, количество таких продлений не ограничивается)?

22. Вопрос: Каким образом в целях оценки конкурсного предложения, предусмотренного пунктом 4 части 3 статьи 24, определяется максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем?

Ответ: Этот срок предлагается участником конкурса в виде добровольно принимаемых на себя обязательств. Например, использование для перевозок по маршруту транспортных средств со сроком эксплуатации не больше 5 лет.

23. Вопрос: ФЗ не предусмотрено оформление паспорта муниципального маршрута при его установлении, изменении. Вправе ли орган местного самоуправления утвердить форму паспорта маршрута, порядок его оформления при разработке порядка установления, изменения, отмены маршрутов или такая необходимость отсутствует в связи с наличием большинства сведений, ранее содержащихся в паспорте, в оформляемых уполномоченным органом картах маршрута, свидетельствах, реестре маршрутов?

Ответ. В соответствии с законом документом, подтверждающим установление маршрута, является не паспорт маршрута, а реестр маршрутов. Свидетельство и карты маршрута являются по сути выписками из этого реестра. В то же время закон не запрещает органам власти предусматривать оформление паспортов на все маршруты, кроме межрегиональных, если они посчитают это целесообразным.

24. п. 3 ст. 39 предусмотрена выдача карт маршрута только юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры.

Это интересно:  Как сделать медицинский полис

Вопрос: На основании чего будут осуществлять свою деятельность перевозчики, осуществляющие регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, до момента заключения муниципального контракта? Каким образом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом смогут отличить таких перевозчиков и не взыскивать штраф за работу без карты маршрута?

Может ли орган местного самоуправления предусмотреть выдачу карт маршрута в рамках заключенного муниципального контракта?

Ответ. В соответствии с частью 9 статьи 39 такие перевозки до перехода на контрактную систему осуществляются в том же порядке, который действовал до вступления закона в силу, т.е. без карт маршрута. При этом в соответствии с частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ административная ответственность за осуществление перевозок без карт маршрута наступает в случае, когда наличие таких карт является обязательным. Поскольку для таких перевозок до перехода на контрактную систему наличие карт маршрута не является обязательным, то на них эта норма КоАП не распространяется. Надеюсь, что в Вашем регионе все маршруты, где осуществляются перевозки с предоставлением бюджетного финансирования, и перевозчики, осуществляющие такие перевозки, как-то «помечены» (соответствующим договором или НПА). По крайней мере пока еще никто не заявлял о проблемах, связанных с невозможностью отличить «бюджетные» перевозки от «небюджетных».

25. В соответствии со ст. 19 Федерального закона по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, а юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, получившие право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по результатам открытого конкурса, обязаны приступить к осуществлению предусмотренных данным свидетельством регулярных перевозок не позднее чем через шестьдесят дней со дня проведения открытого конкурса.

— в случае если участник открытого конкурса взял на себя обязательства по приобретению транспортных средств, а приступить к осуществлению перевозок может не позднее чем через шестьдесят дней, то каким образом в течение десяти дней и на какие автобусы могут быть выданы карты маршрутов?

— в случае если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, получившие право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по результатам открытого конкурса не готов приступить к обслуживанию маршрута сразу после результатов открытого конкурса, то кто и на каком основании будет осуществлять перевозки на регулярном маршруте на протяжении шестидесяти дней? Может ли в данном случае уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации урегулировать данный вопрос на региональном уровне?

Ответ: Карты маршрута выдаются не на «живые» автобусы, а на то количество автобусов, которое необходимо для осуществления перевозок. Количество таких автобусов определяется при установлении маршрута, т.е. до того как появится конкурсная документация.

Если конкурс проводится в отношении нового маршрута, то таких проблем не возникает. Если конкурс проводится в отношении маршрута, по которому перевозки уже осуществляются, но перевозчик утратил право их осуществления, то в соответствии с пунктом 1 части 3 и частью 6 статьи 19 органы власти вправе предоставить право осуществления таких перевозок любому перевозчику, но не более чем на 180 дней.

26. Федеральным законом определены критерии конкурсного отбора, которые не содержат критериев, направленных на реализацию распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 767-р «О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива».

Вопрос: Являются ли критерии исчерпывающими или можно установить иные критерии конкурсного отбора?

ОБЪЕДИНЕНИЕ АВТОПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ

Ространснадзор: «Бизнес слегка расслабился»

Транспортная отрасль – самая зарегулированная из всех, констатировал сегодня на IX Международном форуме «Безопасность на транспорте» заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в с

Общественная палата предложила оснастить автобусы алкозамками

Общественная палата (ОП) России выступает за оборудование автобусов алкозамками, исключающими управление водителем даже с минимальными признаками присутствия в организме алкоголя

Перевозчиков обяжут заблаговременно предоставлять данные о рейсах на границу

Теперь будет существовать новый алгоритм работы перевозчиков — они будут заблаговременно предоставлять данные о рейсах и количестве автобусов «Росавтотрансу», чтобы пограничники могли эффекти

Хищение путем обмана арестованных приставами автобусов ООО «Трансойл»

Уголовное дело по факту мошенничества в особо крупном размере было возбуждено полицией в ноябре 2018 года. Конкурсный управляющий ликвидируемого ООО «Трансойл» сообщил правоохранителям о хище

Минтранс РТ завлекает «серых» перевозчиков «пряником», а те идут на повышение

В обмен на добровольный выход «заказников» из тени татарстанские власти предлагают освободить их от 20%-ной комиссионной платы автовокзалам, но за гарантированный переход в лоно автовокзалов.

Порядок проведения техосмотра автобусов будет определять правительство РФ при участии полиции

Госдума в четверг во втором, основном чтении приняла правительственный законопроект о совершенствовании порядка техосмотра автомобилей, включающий введение фотофиксации осмотра машин и устана

Коллегия Минтранса обсудила практику применения Федерального закона № 220

В сюжете: Максим Соколов, Николай Асаул, Олег Старовойтов, Александр Гусев, Евгений Дитрих, Евгений Москвичев, Михаил Блинкин, Константин Пашков, Сергей Аристов.

В Минтрансе состоялось первое в этом году заседание коллегии. По первому вопросу выступил заместитель миниестра транспорта РФ Николай Асаул, который доложил о реализации № 220–ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Предваряя доклад Николая Асаула, министр транспорта РФ Максим Соколов напомнил, что закон, работа над которым велась около 10 лет, разработан с целью установления единого для всей страны механизма допуска перевозчиков к осуществлению перевозок на регулярных маршрутах: «В субъектах РФ использовались различные подходы к осуществлению регулярных автомобильных перевозок и контроля за ними. При этом на региональном и местном уровнях встречались случаи возведения необоснованных административных барьеров для перевозчиков, а также нарушения перевозчиками установленных требований, что снижало безопасность перевозок».

Продуктивная работа трех координационных советов, созданных при Минтрансе – автомобильного транспорта, развития малого и среднего предпринимательства, по законотворческой деятельности, – позволила разработать закон, отвечающий запросам перевозчиков и пассажиров, заявил Николай Асаул.
Ежегодно автомобильным и городским наземным электрическим транспортом перевозятся около 14 млрд пассажиров, или 76% от пассажиропотока на всех видах транспорта. В реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок включены 3766 маршрутов. На 1434 (38%) – оформлены свидетельства об осуществлении перевозок и карты маршрута. На 2332 маршрута свидетельства и карты не оформлены по причине отсутствия остановочных пунктов в реестре, то есть 62% межрегиональных перевозок осуществляются вне закона.

С начала действия № 220–ФЗ в реестр внесен 2771 остановочный пункт, из которых 1110 – это автовокзалы и автостанции, 1661 – расположен на дорогах общего пользования. На федеральных дорогах зарегистрированы 1296 объектов, в то время как на всей региональной маршрутной сети – лишь 365. Причина – в сложной процедуре регистрации остановочных пунктов. Для исправления ситуации в декабре 2017 года были внесены изменения в № 220–ФЗ, согласно которым обязанность и полномочия по регистрации остановочных пунктов на территории субъекта возложены на руководство субъекта.

До принятия № 220–ФЗ часть межрегиональных маршрутов являлись маршрутами с регулируемыми тарифами, и на них предоставлялись льготы отдельным категориям граждан. Однако после принятия закона субъекты, воспользовавшись своим правом, отнесли ряд из них к маршрутам с нерегулируемыми тарифами. В результате пассажиры лишились льгот, что вызвало рост жалоб в Администрацию Президента РФ и Правительство РФ. «В связи с этим мы внесли изменения в законодательство и прописали полномочия региональных властей по субсидированию перевозок льготных категорий граждан на межрегиональных маршрутах регулярных перево-зок», – пояснил Николай Асаул.

В сфере межмуниципальных и муниципальных автомобильных перевозок также впервые на уровне федерального закона были определены единые принципы регулирования таких перевозок для всех субъектов.

Сегодня убыточными являются порядка 60 предприятий автотранспорта и 80 организаций городского электрического транспорта. В ряде субъектов РФ рост тарифов на пассажирские перевозки в 2015–2016 годах был в два раза ниже уровня инфляции. После принятия № 220–ФЗ в регионах наметилась негативная тенденция установления заказчиком начальной нулевой цены контракта при проведении конкурсов на организацию автоперевозок, что ставило перевозчиков на грань выживания.

В целях создания экономической основы взаимоотношений между органами власти и перевозчиками Минтранс издал приказ от 8 декабря 2017 года «Порядок определения начальной максимальной цены контракта при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» и утвердил методику определения максимальной начальной цены контракта. Эти документы носят обязательный характер, следовательно, будут созданы реальные механизмы для улучшения финансового состояния автотранспортных предприятий.

Президент Российского автотранспортного союза Олег Старовойтов рассказал о проблемах, с которыми пришлось столкнуться представителям бизнеса при реализации № 220–ФЗ. У перевозчиков много вопросов вызывает практика принятия решений по открытию маршрутов, проведению конкурсных процедур, установлению порядка изменения маршрутов. Наконец, неэффективными оказались положения закона, направленные на пресечение псевдозаказных перевозок.

Эксперт предложил в методике определения начальной цены контракта утвердить рекомендуемые значения себестоимости единицы транспортной работы в разрезе класса транспортных средств, регионов и крупных населенных пунктов, а также провести под эгидой Минтранса ряд обучающих семинаров, посвященных применению нового порядка ценообразования.

«Проделана огромная работа, и трудно было бы ожидать, что из хаоса за два года удастся сразу выстроить стройную систему. Тем не менее мы старались учесть интересы всех сторон: перевозчиков, пассажиров–льготников, региональных властей и муниципалитетов», –– заключил Николай Асаул.

Характерно, что ряд регионов в рамках № 220–ФЗ не издали ни одного подзаконного акта, а в 50% муниципальных образований не реализуются полномочия, данные № 220–ФЗ. Участники заседания высказались за проведение серии обучающих семинаров по реализации закона для представителей регионов и крупных муниципалитетов. Максим Соколов предложил также провести всероссийское селекторное совещание, посвященное правоприменению № 220–ФЗ и проблемам безопасности перевозок автомобильным транспортом.

Безусловно, крупные городские агломерации являются стимулирующим фактором развития транспортной системы. Врио губернатора Воронежской области Александр Гусев связывает возможности развития автомобильных пассажирских перево-зок в крупных городах с созданием системы скоростного рельсового транспорта. Воронеж является пилотным регионом российско–японского сотрудничества. При реализации проекта строительства скоростного рельсового транспорта в г. Воронеже глава региона предложил обратиться к опыту иностранных компаний, обладающих соответствующим опытом и компетенциями, и обсудить этот вопрос в рамках Российско–Японской межправительственной комиссии по торгово–экономическим вопросам.

Максим Соколов отметил своевременность инициативы создания и развития в крупных городах скоростного рельсового транспорта, который имеет явное преимущество перед метрополитеном, в том числе и по цене, однако «у муниципалитетов в субъектах РФ нет денег на обновление подвижного состава, не говоря уже о том, чтобы развивать высокоскоростной трамвай. Очевидно, что без федеральной поддержки эта задача не может быть решена субъектами самостоятельно. Эту программу можно учесть при разработке следующего бюджетного цикла с целью создания качественно нового уровня жизни в городских агломерациях».

Первый заместитель министра транспорта РФ Евгений Дитрих напомнил, что в 2018 году в городах–миллионниках будут разработаны комплексные схемы обслуживания населения общественным транспортом, где одним из элементов может стать развитие высокоскоростного рельсового транспорта.
Председатель Комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев поддержал идею развития скоростного трамвая в крупных городах, но обратил внимание на то, что Россия сама сильна инженерными и научными кадрами, способными решить эту задачу, а отечественная промышленность может выпускать современные трамваи, не уступающие по своим характеристикам зарубежным аналогам.
«Чисто технически высокоскоростной трамвай – это чрезвычайно привлекательно. Вопрос в покупателях, – продолжил дискуссию председатель Общественного совета при Минтрансе Михаил Блинкин. – Нигде в мире стоимость проезда на электротранспорте не может быть меньше 120 руб. Кто будет покрывать эту дельту?». Вопрос совсем не праздный, учитывая, что проезд в общественном транспорте в том же Воронеже составляет 17 руб. Готовы ли горожане платить за столь дорогое удовольствие, или эту разницу будет покрывать городской бюджет?

Объем документооборота в Минтрансе в 2017 году составил более 76,8 тыс. документов. Сохранилась тенденция роста общего количества контролируемых поручений (+33%), при этом количество неисполненных поручений по сравнению с 2016 годом снизилось в два раза и составило 2,6% (440 поручений), а количество поручений, исполненных с нарушением установленных сроков, увеличилось на 5%. Кроме того, существенно снизился уровень исполнительской дисциплины по выполнению поручений главы государства.

С целью усиления ведомственного контроля было предложено учитывать показатели исполнительской дисциплины при рассмотрении предложений о премировании руководителей федеральной службы и федеральных агентств, находящихся в ведении Минтранса России.

Интерес общий, подходы — разные: о том, как реализуется закон об организации регулярных перевозок пассажиров

В январе 2018 года исполнилось 2 года, как вступил в силу № 220–ФЗ от 13 июля 2015 года «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», но споры о нем не утихают и по сей день.

Этот вопрос регулярно поднимается во время поездок руководителей Минтранса в регионы. На различных площадках – коллегиях, селекторных совещаниях, профессиональных форумах и конференциях – представители Минтранса России, региональных органов власти, общественных организаций, эксперты обсуждают реализацию этого закона в субъектах РФ. Газета «Транспорт России» собрала разные мнения о реализации № 220–ФЗ и представляет на суд читателей заочный «круглый стол», посвященный этой теме.

Какие же задачи ставили перед собою разработчики № 220–ФЗ, учитывая, что на долю автомобильного и городского наземного электрического транспорта сегодня приходится 76% от пассажиропотока на всех видах транспорта?

Это интересно:  Проф переподготовка клинический психолог

Заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул: – Работа над законопроектом шла около 10 лет и была вызвана необходимостью установления единого для всей страны механизма допуска перевозчиков к осуществлению перевозок на регулярных маршрутах. До принятия № 220–ФЗ в субъектах РФ использовались различные подходы к осуществлению регулярных автомобильных перевозок и контроля за ними. При этом на региональном и местном уровнях встречались случаи необоснованных административных барьеров для перевозчиков, а также нарушения перевозчиками установленных требований, что снижало безопасность перевозок.

Президент Московского транспортного союза Юрий Свешников: – Напомню, что во время работы над этим законопроектом существовала точка зрения, что нет необходимости регулировать этот вопрос на федеральном уровне, субъекты сами разберутся, как им выстраивать взаимоотношения с перевозчиками. Но жизнь показала, что это не так. Со временем пришло понимание того, что в законах обязательно нужно прописывать четкий перечень оснований, по которым чиновник может что–либо запретить. Поэтому № 220–ФЗ создавался в том числе и для того, чтобы исключить самодеятельность властей, которая процветала на региональном уровне.

Николай Асаул: – При разработке данного закона мы старались учесть интересы всех сторон: перевозчиков, пассажиров–льготников, региональных властей и муниципалитетов. В сфере межмуниципальных и муниципальных автомобильных перевозок впервые на уровне федерального закона были определены единые принципы регулирования таких перевозок для всех субъектов. Раскрыты полномочия регионов и муниципалитетов в области транспортного обслуживания населения как автомобильным, так и городским наземным электрическим транспортом. Региональные органы власти наделены полномочиями по установлению, изменению и отмене маршрутов. Появились две формы допуска для перевозчиков: по регулируемым тарифам через заключение муниципального контракта и по нерегулируемым тарифам по итогам открытого конкурса.

Основными новеллами № 220–ФЗ в сфере межрегиональных перевозок являются:

– закрепление за федеральным центром в лице Минтранса России (совместно с ФБУ «Росавтотранс») полномочий по организации перевозок по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, ведению реестра таких маршрутов и реестра остановочных пунктов по этим маршрутам; определение четких правил при проведении процедуры установления, изменения и отмены межрегиональных маршрутов; введение нормы о необходимости соответствия оборудования автовокзалов и автостанций минимальным требованиям, утвержденным Минтрансом России, как условия использования этих объектов на межрегиональных маршрутах; установление административной ответственности за нарушение закона, в том числе при осуществлении перевозок без карт маршрутов – до 300 тыс. руб., за посадку и высадку пассажиров вне установленных остановочных пунктов – до 5 тыс. руб. на водителя за каждый факт нарушения.

Как нормы закона были реализованы на практике?

Николай Асаул: – На конец января 2018 года в реестр межрегиональных маршрутов регулярных перевозок включены сведения о 3766 маршрутах и 2771 остановочном пункте, из которых 1110 – это автовокзалы и автостанции, 1661 – расположены на дорогах общего пользования, причем на федеральных дорогах зарегистрированы 1296 объектов, в то время как на всей региональной маршрутной сети – лишь 365 объектов. При этом мы отмечаем, что только 38% межрегиональных маршрутов регулярных перевозок имеют свидетельства об осуществлении перевозок и карты маршрутов, а 62% межрегиональных перевозок осуществляются вне закона, поскольку в реестре отсутствуют остановочные пункты. Причина – в сложной процедуре регистрации остановочных пунктов. Для исправления ситуации в декабре 2017 года были внесены изменения в № 220–ФЗ, согласно которым обязанность и полномочия по регистрации остановочных пунктов на территории субъекта возложены на руководство субъекта.

Юрий Свешников: – Основная идея закона была в том, что все легально работающие на день принятия закона перевозчики могут продолжать работать и дальше как минимум пять лет, а региональные чиновники обязаны выдать им все правоустанавливающие документы. Перевозчики в течение 30 дней с момента принятия № 220–ФЗ должны были проинформировать региональные и муниципальные органы о параметрах эксплуатации своих маршрутов для формирования реестров регулярных автобусных маршрутов.

Закон установил четыре правовых основания легальной законной работы перевозчика: наличие договора с органом власти, паспорта маршрута (для междугородных перевозчиков), допуска или нормативно–правового акта, регулирующего деятельность по перевозке пассажиров. По истечении 180 дней с момента принятия № 220–ФЗ органы власти в регионах должны были составить реестры регулярных автобусных маршрутов, по истечении 270 дней – выдать перевозчикам временные карты маршрутов, действительные на срок действия правового основания законности маршрута. Перевозчикам, у которых этот срок заканчивался в течение года со дня принятия № 220–ФЗ, временные карты маршрутов выдавались до июля 2016 года. После этого всем перевозчикам, получившим временные карты маршрутов, местные власти обязаны были выдать свидетельства на право эксплуатации маршрута и постоянные маршрутные карты. Однако во многих регионах перевозчики по разным причинам не успели уложиться в 30–дневный срок, в результате их маршруты не были включены в новые реестры, и они в одночасье стали нелегалами.

Удалось ли решить проблему административных барьеров?

Президент Российского автотранспортного союза Олег Старовойтов: – Одна из основных целей № 220–ФЗ – защита перевозчиков от административных вольностей – не достигнута. Региональные органы власти стремятся сохранить под новой вывеской прежние возможности «рулить» бизнесом, а суды, прокуратура и антимонопольные органы в большинстве случаев встают на сторону администрации. В результате бизнес несет потери, страдают хозяйствующие субъекты с большим опытом работы и с хорошей репутацией, которые стали заложниками действия или бездействия органов власти.

Плохую службу сыграла предоставленная органам власти свобода принятия решений по открытию маршрутов. В результате несогласованных действий региональных и муниципальных властей появилось много дублирующих друг друга межмуниципальных и муниципальных маршрутов.

Немало вопросов вызывает и установление порядка изменения маршрутов. Известны многочисленные случаи, когда органы власти давали перевозчику свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту, а на следующий день требовали изменить маршрут. Сверхсложный порядок формирования реестра остановочных пунктов на межрегиональных маршрутах привел к тому, что этот реестр в полном объеме не сформирован до сих пор.

Юрий Свешников: – Мы даже подумать не могли, что нарушения № 220–ФЗ в регионах достигнут такого уровня. Где–то существенно был расширен список оснований для изъятия свидетельства у перевозчика, в целом ряде субъектов РФ вообще ставилось под сомнение право перевозчиков работать по нерегулируемым тарифам или проводились торги на заключение госконтракта по цене 1 коп./км пробега (?!). Как можно в этом случае играть на понижение? Оказывается, можно, если поставить цену 1 коп./2 км пробега.

Олег Старовойтов: – Конкурсные процедуры стали одним из самых проблемных вопросов. Право органов власти на местах устанавливать требования к перевозкам по нерегулируемым тарифам породило обширную судебную практику.

Широкое распространение получили махинации с применением такого критерия конкурсного отбора, как количество ДТП в расчете на среднее количество транспортных средств, которыми владел перевозчик в течение года, предшествующего конкурсу. Дошло до того, что даже добросовестные перевозчики перед проведением конкурсов начали заключать фиктивные договоры аренды транспортных средств и за счет этого резко улучшать значение данного критерия. Нередки случаи, когда перевозчик выигрывал конкурс, заявив транспортные средства с немыслимыми характеристиками, но после получения свидетельства о своих обязательствах забывал. При этом ни контролирующие органы, ни органы власти ничего не предпринимали для прекращения действия этого свидетельства.

Не секрет, что в регионах тарифы в два раза ниже себестоимости и не во всех субъектах Федерации из бюджетов соответствующих уровней выделяются субсидии перевозчикам, из–за чего они вынуждены экономить в том числе и на безопасности. По данным Минтранса, сегодня убыточными являются порядка 60% предприятий общественного транспорта и 80% – организаций городского электрического транспорта. Какой выход из этой ситуации?

Николай Асаул: – Напомню, что на заседании президиума Госсовета при Президенте РФ в Ульяновске, где обсуждались вопросы комплексного развития пассажирских перевозок в регионах, особый акцент был сделан на необходимости определения реальной, справедливой и экономически обоснованной стоимости транспортной работы. Мониторинг показал, что после принятия № 220–ФЗ наметилась тенденция установления заказчиком начальной нулевой цены контракта при проведении конкурсов на организацию автоперевозок, что ставило перевозчиков на грань выживания. Экономить приходилось на всем: зарплатах водителей, обслуживании техники, соблюдении требований технологической и транспортной безопасности. В ряде субъектов РФ рост тарифов на пассажирские перевозки в 2015–2016 годах был в два раза ниже уровня инфляции.

Во исполнение поручений Президента РФ Минтранс издал приказ от 8 декабря 2017 года о порядке определения начальной максимальной цены контракта при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, что создает экономическую основу взаимоотношений между органами власти и перевозчиками, позволяет объективно учитывать специфику осуществления закупок в сфере регулярных перевозок. Также утверждена методика определения максимальной начальной цены контракта. Эти документы носят обязательный характер, и мы рассчитываем, что в 2018 году будут созданы реальные механизмы для улучшения финансового состояния автотранспортных предприятий.

Юрий Свешников: – Несмотря на все сложности, № 220–ФЗ дает возможность субъектам РФ сформировать удобную и экономически обоснованную модель пассажирских перевозок. Важно то, что теперь органы власти на местах могут сформировать маршрутные сети, исходя из своих бюджетных возможностей. При этом они должны решить уравнение с тремя неизвестными и свести воедино: стоимость единицы транспортной работы, посчитанной по федеральной методике, величину тарифа для населения и количество денег в бюджете, заложенных на транспорт. И уже исходя из этого открывать определенное количество маршрутов с регулируемыми тарифами, а все остальное отдать бизнесу.

Научно доказано: если рентабельность менее 9,5%, то транспортное предприятие не может устойчиво работать, а если перевозчик хочет обновлять подвижной состав и менять его каждые семь лет, то рентабельность должна быть 22,5%. Надо, наконец, определиться: у нас тарифы социально ориентированные или экономически обоснованные? Если они социально ориентированные, тогда федеральный бюджет должен дотировать регионы, чтобы они могли компенсировать перевозчикам разницу в стоимости тарифа до уровня рентабельности, причем не только ГУПам и МУПам, но и частным компаниям. Если тарифы все же экономически обоснованные, то местные власти должны устанавливать стоимость единицы транспортной работы по методике определения максимальной начальной цены контракта.

Характерно, что ряд регионов в рамках № 220–ФЗ не издали ни одного подзаконного акта, а в 50% муниципальных образований не реализуются полномочия, данные № 220–ФЗ. Неисполнение отраслевого закона в течение длительного времени должно приводить к каким–то правовым последствиям?

Николай Асаул: – В октябре 2016 года Генеральная прокуратура РФ провела мониторинг правоприменения № 220–ФЗ органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в муниципальных образованиях, который выявил следующие проблемы: невключение в соответствующие реестры маршрутов, сведения о которых перевозчики не успели подать в 30–дневный срок после вступления в силу ст. 39 № 220–ФЗ, и произвольное закрытие маршрутов в течение действия переходного периода; в 28% субъектов РФ не были приняты нормативные правовые акты о порядке установления, изменения и отмены маршрутов; в ряде субъектов РФ в реестры были включены маршруты регулярных перевозок как осуществляемые по регулируемым тарифам, в то время как перевозчики не получали ни субсидий, ни дотаций из бюджетов, но перевозили пассажиров по фиксированным тарифам; в субъектах РФ действуют различные требования к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам.

По результатам мониторинга были внесены представления органам исполнительной власти субъектов РФ о необходимости устранения нарушения законодательства РФ.

К сожалению, субъекты Федерации пока недостаточно активны в этом вопросе, мы считаем, что и в дальнейшем участие прокуратуры было бы весьма нелишним, чтобы действенным образом понудить руководителей субъектов исполнять федеральное законодательство.

Перевозчики отмечают важность соблюдения региональными властями норм № 220–ФЗ и, самое главное, установления ответственности не только для них, но и для органов власти при исполнении данных нормативно–правовых актов. Только при соблюдении этих условий можно организовать транспортное обслуживание в регионах на должном уровне. В декабре 2017 года был принят № 480–ФЗ, который призван исправить недочеты № 220–ФЗ. Среди принципиальных изменений: уточнение характеристик транспортного средства, влияющих на качество перевозок; установление перечня требований к осуществлению перевозок по нерегулируемым тарифам; исключение дублирования межмуниципальных маршрутов межрегиональными и другие.

По данным Ространснадзора, примерно 15% всех проверок были связаны с реализацией № 220–ФЗ. За все время действия закона выданы более 4 тыс. заключений по остановочным пунктам. В 2017 году проверены более 8 тыс. предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, и более 120 тыс. автобусов в процессе их эксплуатации. По итогам этих проверок составлены 12 тыс. протоколов об административных правонарушениях, что на 46% больше по сравнению с 2016 годом. Сумма штрафов составила более 218 млн руб. (рост в 1,5 раза).

Как отмечают в службе, планомерная работа по борьбе с нелегальными перевозчиками ведется только в четырех городах, где приняты нормативные акты, направленные на создание специализированных стоянок для хранения транспортных средств.

В заключение хотелось бы привести слова руководителя Ространснадзора Виктора Басаргина, которые он сказал на итоговой коллегии службы: «Не проходит и недели, чтобы кто–то из субъектов не попросил новых полномочий по передаче контрольно–надзорных функций по исполнению № 220–ФЗ, – говорил Виктор Басаргин. – Однако если бы регионы выполняли все полномочия, данные им в рамках № 220–ФЗ, у них спина согнулась бы от тяжести. Одного этого достаточно, чтобы ликвидировать нелегальных перевозчиков и обеспечить безопасные перевозки пассажиров».

Статья написана по материалам сайтов: tcc-nsk.ru, www.oapr.ru, rtp.expert.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector